Научная статья на тему 'Противодействие административно наказуемому экстремизму в пенитенциарной системе России: теоретические аспекты'

Противодействие административно наказуемому экстремизму в пенитенциарной системе России: теоретические аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ / COUNTERACTION TO EXTREMISM / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / PRISONS / ПРОПАГАНДА ЭКСТРЕМИЗМА / PROPAGANDA OF EXTREMISM / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яворский М.А.

В статье раскрываются теоретические аспекты административно наказуемого экстремизма, представлен развернутый комментарий к ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Автором отмечается, что указанные правонарушения составляют основу всех экстремистских правонарушений, совершаемых, в том числе, и в учреждениях уголовно-исполнительной системы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Яворский М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERACTION TO ADMINISTRATIVELY PUNISHABLE EXTREMISM IN THE PENAL SYSTEM OF RUSSIA: THEORETICAL ASPECTS

In part 1 of the article reveals the theoretical aspects of the administrative offense of extremism represented comment to Art. 20.3 of the Code of Administrative Offences. The authors note that these violations are the basis of all extremist crimes committed, including in penitentiary institutions of Russia.

Текст научной работы на тему «Противодействие административно наказуемому экстремизму в пенитенциарной системе России: теоретические аспекты»

УДК 340

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ АДМИНИСТРАТИВНО НАКАЗУЕМОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

© 2017 М. А. Яворский

Аннотация. В статье раскрываются теоретические аспекты административно наказуемого экстремизма, представлен развернутый комментарий к ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Автором отмечается, что указанные правонарушения составляют основу всех экстремистских правонарушений, совершаемых, в том числе, и в учреждениях уголовно-исполнительной системы России.

Ключевые слова: противодействие экстремизму, пенитенциарные учреждения, пропаганда экстремизма, административная ответственность.

COUNTERACTION TO ADMINISTRATIVELY PUNISHABLE EXTREMISM IN THE PENAL SYSTEM OF RUSSIA: THEORETICAL ASPECTS

© 2017 M. Yavorsky

Summary. In part 1 of the article reveals the theoretical aspects of the administrative offense of extremism represented comment to Art. 20.3 of the Code of Administrative Offences. The authors note that these violations are the basis of all extremist crimes committed, including in penitentiary institutions of Russia.

Keywords: counteraction to extremism, prisons, propaganda of extremism, administrative responsibility.

В настоящее время в Российской Федерации особую актуальность и значимость приобретают вопросы, связанные с противодействием проявлениям экстремизма в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России1. В последние годы в России наблюдается стабильный рост проявлений экстремизма, о чем свидетельствует официальная статистика. На фоне снижения по стране общей численности осужденных количество осужденных за экстремизм продолжает неуклонно расти. Угрозу целостности и нормальному функционированию органов УИС России представляет активизация деятельности в уголовно-исполнительной сфере экстремистских религиозных и националистических организаций. Не секрет, что последние используют исправительные учреждения для распространения экстремистских материалов и пропаганды своих идей, вовлечения в ряды радикальных групп новых членов из числа лиц, содержащихся и отбывающих наказание в местах лишения свободы. Увеличилось количество проявлений административно наказуемого экстремизма в пенитенциарной сфере. При этом необходимо признать, что вопросам, связанным с выявлением, документированием и пресечением административных правонарушений экстремистской направленности в следственных изоляторах и учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ни пенитенциарной наукой, ни практикой должного внимания не уделяется.

Объективно сложившаяся ситуация обусловливает потребность как в теоретическом изучении указанных вопросов, так и в дальнейшей разработке и внедрении в практику деятельности органов и учреждений УИС России соответствующих рекомендаций по противодействию административным правонарушениям экстремистского характера.

1 См.: Агапов П. В. Проблемы пресечения и предупреждения экстремистской деятельности в исправительных учреждениях ФСИН России // Право и безопасность. - 2014. - № 2(47). - С. 47-52.

С принятием 25 июля 2002 г. Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» было сформулировано законодательное определение экстремизма (экстремистской деятельности). Кроме того, закон определил правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, установил ответственность за ее осуществление. В настоящее время законодательством Российской Федерации установлено, что за осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, в зависимости от вида и формы экстремизма, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность. Исходя из смысла ст. 1 названного закона экстремизм может проявляться в двух формах:

1) общественно опасных, виновных деяний, предусмотренных Уголовным кодексом России, - преступлений;

2) противоправного, виновного действия или бездействия физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях Российской Федерации установлена административная ответственность.

Указанные формы экстремизма выражаются в деяниях, указанных в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности», за осуществление которых предусмотрена уголовная и соответственно административная ответственность. Таким образом, необходимо выделять две формы экстремизма - уголовно наказуемый и административно наказуемый.

Наличие административной ответственности за деяния экстремистского характера играют важную роль в предупреждении преступлений экстремистского характера2. При этом стоит отметить, что если юридическая наука и правоприменительная практика, несмотря на продолжающие дискуссии, в целом уже выработали единые подходы к противодействию экстремистским деяниям, преследуемым в уголовно-правовом порядке, то теоретические и практические аспекты административно наказуемого экстремизма и проблемы борьбы с ним еще не получили должного научного и практического развития. Между тем указанные вопросы не могут не вызывать к себе повышенного научного внимания, т. к. имеют существенное значение для практической деятельности правоохранительных органов, в том числе и учреждений уголовно-исполнительной системы России.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит прямого указания на административно наказуемый экстремизм. Тем не менее теоретически к административным правонарушениям экстремистского характера следует относить широкий перечень правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, которые совершаются по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы3.

Анализ составов правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, позволяет выделить из всей совокупности административно наказуемых противоправных действий те из них, которые при определенных обстоятельствах могут носить экстремистский характер или исходить из экстремистских мотивов и побуждений. К их числу можно отнести, например, нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26); 2) злоупотребление свободой массовой информации» (ст. 13.15); мелкое хулиганство» (ст. 20.1); организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности (ст. 20.28) и др.

2 См.: Борисов С. В., Ульянов М. В., Липатова Ж. Н. Административно-правовое предупреждение правонарушений экстремистской направленности и роль органов прокуратуры [Электронный ресурс] // N8: Административное право и практика администрирования. - 2014. - № 5. - С. 1-15. - Б01: 10.7256 / 2306-9945.2014.5.13568. - Режим доступа: http://e-notabene.ru/al/article_13568.html (дата обращения: 21.01.2017).

3 Клейменов М. П. Соотношение административных и уголовных правонарушений экстремистской направленности // Вестник Омского университета. - 2012. - № 2(31). - С. 176.

Однако собственно административными правонарушениями экстремистского характера, в прямом понимании этого многозначного термина, являются лишь деликты, предусмотренные ст. 20.3 «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами» и ст. 20.29 «Производство и распространение экстремистских материалов» КоАП РФ.

Анализ правоприменительной практики говорит о том, что указанные правонарушения составляют основу всех экстремистских правонарушений, совершаемых в органах и учреждениях УИС России. Только в 2013 г. в исправительных учреждениях УИС России зафиксировано свыше 130 случаев изъятия литературы экстремистского характера4. Факты распространения литературы и других материалов экстремистской направленности были установлены в СИЗО и ИУ Адыгеи, Республики Алтай, Коми, Мордовии, Хакасии, Чеченской республики, Республики Северная Осетия, Удмуртской республики, Владимирской, Калининградской, Кемеровской, Костромской, Липецкой, Нижегородской, Новосибирской, Орловской, Тверской, Рязанской, Ульяновской и Челябинской областей, других регионов страны.

Случаи пропаганды экстремизма путем публичной демонстрации нацисткой символики в среде осужденных к лишению свободы зафиксированы в учреждениях УИС Башкирии, Коми, Татарстана, Удмуртии, Волгоградской, Калужской, Иркутской, Свердловской, Смоленской и Ульяновской областей, Забайкальского края и т. д. К началу 2017 г. зафиксированы уже сотни (!) фактов пропаганды экстремизма и распространения в России литературы и других материалов экстремистской направленности в органах и учреждениях УИС России, исполняющих наказание в виде лишения свободы и обеспечивающих изоляцию правонарушителей от общества.

Представим характеристику правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность в рассматриваемой сфере отношений, которое ради простоты восприятия будем называть пропагандой экстремизма. Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с ними, отнесены к экстремизму (п. 2 ст. 1). Глава 20 КоАП РФ среди видов составов правонарушений, характеризующихся наличием противоправных действий, содержит ст. 20.3:

«1. Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

4 См.: Доклад профессора Меркурьева Виктора Викторовича, вице-президента Российской криминологической ассоциации, доктора юридических наук на тему «Предупреждение экстремистской деятельности в исправительных учреждениях ФСИН России в контексте решения задач сохранения и развития личности осужденных» [Электронный ресурс] // Официальный информационный ресурс Синодального отдела Московского патриархата по тюремному служению. - Режим доступа: http://anastasia-uz.ru/news/preduprezhdenie_ehkstremistskoj_dejatelnosti_v_ispravitelnykh_ uchrezMemjakh_fsm_rossii/2016-01-23-12945 (дата обращения: 30.01.2017).

2. Изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения»5.

Рассмотрим состав (совокупность признаков) этого административного правонарушения. Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 20.3 КоАП РФ, являются общественный порядок и общественная безопасность (общественные отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности). Запрет на пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций, установлен Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности». В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» в России запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о жертвах войны6.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ, выражается в пропаганде и публичном демонстрировании нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами. Правонарушение считается оконченным с момента его совершения. Следует иметь в виду, что оно совершается исключительно в форме действий. Наступление каких-либо последствий объективной стороной данного административного правонарушения не охватывается.

Проанализируем содержание элементов объективной стороны. Толковые словари русского языка дают им следующие смысловые определения: пропаганда (от лат. propago -«распространяю») - распространение в обществе и разъяснение каких-либо воззрений, идей, знаний, учения; демонстрация - проявление, свидетельство чего-нибудь; демонстрировать - 1) показывать наглядным способом; 2) наглядно свидетельствовать о чем-нибудь; атрибут - необходимый, постоянный признак, принадлежность; символика - символическое значение, приписываемое чему-нибудь; совокупность символов. Таким образом, под пропагандой и публичным демонстрированием следует понимать:

1) использование атрибутики или символики в различных знаках;

2) размещение ее в общественных местах, в печатных изданиях;

3) демонстрирование в любых формах (показ, выставление, воспроизведение, ношение, приветственные жесты, лозунги и т. д.);

4) любые другие действия, делающие указанную атрибутику и символику доступной для восприятия общественности.

Приведем примеры из практики деятельности исправительных учреждений УИС России. В октябре 2014 г. участковым уполномоченным полиции ОМВД России по Иркутской области, старшим лейтенантом полиции С. в отношении осужденного П., отбы-

5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с посл. изм.) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 09.01.2017).

6 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 30.01.2017).

вающего наказание в ИК ГУФСИН России по Иркутской области, был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3 КоАП. В судебном заседании П. вину в совершении административного правонарушения признал полностью и суду пояснил, что татуировку сделал себе на свободе, будучи в несовершеннолетнем возрасте. Фотографии выложил на странице своей супруги в сети «Одноклассники» примерно в ноябре 2012 г., при этом о последствиях не думал, как и не думал о том, что совершает какое-либо правонарушение. Страница была доступна друзьям, которые видели его фотографии.

В январе 2016 г. согласно постановлению прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях г. Сыктывкара в отношении осужденного С. возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.3 ч. 1 КоАП РФ. Осужденный С., отбывания наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, публично демонстрировал осужденным своего отряда, персоналу исправительного учреждения изображение нацистской символики (татуировку), которое он нанес в местах лишения свободы посредством внесения под кожу красящего пигмента.

Необходимо отметить, что ст. 20.3 КоАП РФ предполагает использование правонарушителем четко определенных символов (знаков), однозначно идентифицируемых как нацистские или экстремистские7. К атрибутике экстремистских организаций относятся атрибуты и символы, используемые экстремисткой организацией. Экстремистской организацией является общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Под нацистской символикой на сегодняшний день понимают сущностные отличительные признаки (совокупность фашистских символов), свойственные фашистской идеологии и фашистскому государству (государственная и военная символика; эмблемы, флаги, штандарты и другая символика фашистских организаций и т. п.). При этом стоит особо отметить, что публичное демонстрирование указанной выше атрибутики или символики в художественных, научных и других материалах, осуждающих фашизм либо в исторических аспектах, когда указанные действия не направлены на пропаганду соответствующей атрибутики или символики, а также идей нацизма, административным правонарушением не является. Такой вывод связан с тем, что в указанной норме эти понятия грамматически соединены между собой и порядок их употребления таков, что термин «пропаганда» находится в приоритетной позиции по отношению к термину «публичное демонстрирование».

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ, выражается в изготовлении (создание и тиражирование кустарным образом, с помощью оргтехники, промышленным способом и т. д.), сбыте (дарение, продажа, мена и т. д.), приобретении в целях последующего сбыта нацистской (экстремистской) атрибутики и символики.

Конструктивным элементом объективной стороны данного правонарушения является то, что указанные действия направлены именно на пропаганду указанной символики и атрибутики (на пропаганду идеологии и практики нацизма, на культ насилия и т. д.). Это означает, что создание, производство и хранение экстремистских материалов влечет ответственность лишь при наличии умысла, направленного на их распространение.

Владение материалами, признанными экстремистскими, без цели их распространения, не влечет административной ответственности.

Правонарушение совершается в форме действий и считается оконченным с момента совершения (например, с момента продажи хотя бы одного экземпляра нацистской символики).

7 См.: Пилявец С. В., Старостина С. А. Актуальные проблемы противодействия религиозному экстремизму в России // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 1(35). - С. 109-110.

Субъективная сторона. Совершаются административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 и ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ, умышленно: лицо осознает противоправность своих действий, предвидит и желает наступления общественно опасных последствий. Целью демонстрирования указанной атрибутики или символики является ее пропаганда. Демонстрирование указанной атрибутики и символики, сопряженное с осквернением зданий и иных сооружений или с надругательством над местами захоронения умерших, влечет уголовную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 214 и ч. 2 ст. 244 Уголовного кодекса Российской Федерации. Статья не имеет специального субъектного состава.

Субъектом правонарушений, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ, являются граждане, достигшие 16-летнего возраста, должностные лица и организации (юридические лица).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов полиции (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Перечень конкретных должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден приказом МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 . Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи районных судов (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Согласно требованиям ст. 4.5 КоАП РФ по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ лицо может быть привлечено к административной ответственности в течение трех месяцев со дня обнаружения должностным лицом факта его совершения (со дня составления протокола об административном правонарушении или вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении).

Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 20.3, показывает, что виновному чаще назначается административный штраф, реже -административный арест на срок до 15 суток. Указанные виды административного наказания сочетаются с таким дополнительным наказанием как конфискация указанной выше символики и атрибутики. К осужденным либо арестованным лицам, совершившим административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.3 КоАП РФ, применяются общие правила привлечения к ответственности. По понятным причинам указанным лицам в качестве основного (и единственного) наказания назначается штраф в размере 1000 (одной тысячи) р., реже - 2000 (две тысячи) р. Дополнительное административное наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения к таким правонарушителям не назначается в связи с невозможностью его исполнения (в большинстве случаев правонарушение совершается в форме публичной демонстрации татуировки с нацистской символикой).

Итак, можно выделить следующие особенности состава правонарушения, предусмотренного ст. 20.3 КоАП РФ:

1. Деяния, составляющие состав правонарушения, предусмотренного ст. 20.3, представляют собой административно наказуемую форму экстремистской деятельности.

2. Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 20.3 КоАП РФ, являются общественный порядок и общественная безопасность.

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 20.3 КоАП РФ, выражается в противоправных действиях, недвусмысленно указанных в законе, которые в наиболее общем и упрощенном виде могут быть представлены как «пропаганда экстремизма».

4. Ст. 20.3 КоАП РФ не имеет специального субъектного состава, к ответственности могут быть привлечены граждане, должностные и юридические лица. Как правило, субъектами указанного правонарушения являются физические лица, достигшие 16-летнего возраста.

5. Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 20.3 КоАП РФ, характеризуется прямым умыслом, то есть лицо осознает противоправность своих дей-

8 Приказ МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 30.01.2017).

ствий, предвидит, что в результате их будет нарушен общественный порядок и общественная безопасность, и желает этого. При оценке вины за совершенное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ, следует учитывать мотивы публичного демонстрирования нацистской (экстремистской) атрибутики или символики. Не является административным правонарушением воспроизведение нацистской (экстремистской) атрибутики или символики в исторических, научных, художественных и т. п. целях и признается допустимым. Обязательным признаком указанной разновидности экстремизма является противоречие соответствующих действий (документов) конституционным запретам возбуждения ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.

6. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.3, уполномочены составлять должностные лица полиции в соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ.

7. Сотрудники УИС России не наделены правами по составлению протоколов о правонарушениях, предусмотренных ст. 20.3 КоАП РФ.

8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.3 КоАП РФ, рассматриваются только судьями районных судов.

Библиографический список

Агапов, П. В. Проблемы пресечения и предупреждения экстремистской деятельности в исправительных учреждениях ФСИН России / П. В. Агапов, В. В. Меркурьев // Право и безопасность. - 2014. - № 2(47). - С. 47-52.

Борисов, С. В. Административно-правовое предупреждение правонарушений экстремистской направленности и роль органов прокуратуры [Электронный ресурс] / С. В. Борисов, М. В. Ульянов, Ж. Н. Липатова // NB: Административное право и практика администрирования.

- 2014. - № 5. - С. 1-15. - Б01: 10.7256/2306-9945.2014.5.13568. - Режим доступа: http://e-notabene.ru/al/article_13568.html (дата обращения: 21.01.2017).

Доклад профессора Меркурьева Виктора Викторовича, вице -президента Российской криминологической ассоциации, доктора юридических наук на тему «Предупреждение экстремистской деятельности в исправительных учреждениях ФСИН России в контексте решения задач сохранения и развития личности осужденных» [Электронный ресурс] // Официальный информационный ресурс Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению. - Режим доступа: http://anastasia-uz.ru/news/preduprezhdenie_ehkstremistskoj_ dejatelnosti_v_ispravitelnykh_uchrezhdenijakh_fsin_rossii/2016-01-23-12945 (дата обращения: 30.01.2017).

Клейменов, М. П. Соотношение административных и уголовных правонарушений экстремистской направленности / М. П. Клейменов // Вестник Омского университета. - 2012. - № 2(31).

- С. 176-177.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с посл. изм.) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 09.01.2017).

Пилявец, С. В. Актуальные проблемы противодействия религиозному экстремизму в России / С. В. Пилявец, С. А. Старостина // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 1(35). - С. 109-110.

Приказ МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 30.01.2017).

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изм. и доп.) // Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 30.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.