Научная статья на тему 'ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ИДЕИ МИРЗО СИРОДЖА ХАКИМА'

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ИДЕИ МИРЗО СИРОДЖА ХАКИМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
просветительство / просветители / новаторство / критика религии / медресе / мударрисы / муллы / учеба / новометодные школы / новометодное образование.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Махмаджонова Мухиба Талатжановна, Ахлиддин Шарифов

Просветительство является ярким феноменом и философско общественным движением таджикских передовых мыслителей Х1Х-ХХ века крупных городовкультурных центров Средней и Центральной Азии Бухары, Самарканда, Коканда, Ходжента, Гиссара, Куляба, Рашта, Кабула, Лахора, в которых проходила активная культурная и интеллектуальная жизнь, торговля и взаимодействие со внешним миром, уже тогда стремившегося к глобализации. Подобной активности способствовали глобальные тектонические сдвиги в общественной и политической жизни, связанной с действиями супердержав в лице России, Англии, ряда европейских стран, имевших территориальные и меркантильные интересы по освоению богатств Центральной Азии. В этих процессах участвовали также и соседние страны – Иран и Турция, где-то Афганистан, которые не хотели терять своего влияния на этот регион, находящийся под определенным их соседским религиозным и культурно-цивилизационным воздействием. В это время проникшие в Среднюю Азию идеи обновления, нового вида обучения и образования, идеи реформы образования стали причиной появления течения просветительства, во главе которого стояли Ахмад Дониш и Мирзо Сиродж Хаким (18771914) учёный-врач, поэт и просветитель, путешественник, полиглот за крайне короткий свой век (36) лет оставил после себя богатое идейное наследие в виде просветительского учения и философии, изложенной им в его приключенческом романе «Тухафи ахли Бухоро» (Подношение жителям Бухары).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ИДЕИ МИРЗО СИРОДЖА ХАКИМА»

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ИДЕИ МИРЗО СИРОДЖА ХАКИМА

МАХМАДЖОНОВА МУХИБА ТАЛАТЖАНОВНА

доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии, политологии и права им.А.Баховаддинова Национальной академии наук

Таджикистана

АХЛИДДИН ШАРИФОВ

докторант PhD Института философии, политологии и права им.А.Баховаддинова Национальной академии наук Таджикистана

Аннотация. Просветительство является ярким феноменом и философско -общественным движением таджикских передовых мыслителей Х1Х-ХХ века крупных городов- культурных центров Средней и Центральной Азии - Бухары, Самарканда, Коканда, Ходжента, Гиссара, Куляба, Рашта, Кабула, Лахора, в которых проходила активная культурная и интеллектуальная жизнь, торговля и взаимодействие со внешним миром, уже тогда стремившегося к глобализации. Подобной активности способствовали глобальные тектонические сдвиги в общественной и политической жизни, связанной с действиями супердержав в лице России, Англии, ряда европейских стран, имевших территориальные и меркантильные интересы по освоению богатств Центральной Азии. В этих процессах участвовали также и соседние страны - Иран и Турция, где-то Афганистан, которые не хотели терять своего влияния на этот регион, находящийся под определенным их соседским религиозным и культурно-цивилизационным воздействием. В это время проникшие в Среднюю Азию идеи обновления, нового вида обучения и образования, идеи реформы образования стали причиной появления течения просветительства, во главе которого стояли Ахмад Дониш и Мирзо Сиродж Хаким (1877- 1914) учёный-врач, поэт и просветитель, путешественник, полиглот за крайне короткий свой век (36) лет оставил после себя богатое идейное наследие в виде просветительского учения и философии, изложенной им в его приключенческом романе «Тухафи ахли Бухоро» (Подношение жителям Бухары).

Ключевые слова: просветительство, просветители, новаторство, критика религии, медресе, мударрисы, муллы, учеба, новометодные школы, новометодное образование.

Для Средней и Центральной Азии Х1Х и ХХ век является временем пробуждения, или как считают узбекские ученые третьим ренессансом в том смысле, что наряду с глобально возросшим интересом внешнего мира к региону и активных попытках его освоения, сюда проникают извне новые идеи и веяния. Как характеризует этот исторический этап таджикский историк Н. Хотамов: «Сама сложная обстановка, которая была характерна для Среднеазиатского региона во второй половине Х1Х в, в том числе и и для Бухарского эмирата, требовала множества ответов на кардинальные и проблемные вопросы дня, среди которых одним из главных было отношение к колониальному господству Российского царизма в Центральной Азии. Причина возникновения такого вопроса заключалась в том, что установление колониального режима существенно изменило политическое, экономическое, социальное и культурное положение региона».[1. 13.]

Но проблема восточного просвещения как общественного явления и объекта философского осмысления гораздо шире и не замыкается только на Центральной Азии. Рассматривая литературу Востока на таком георгафическом срезе как Азиатский материк востоковеды еще в 1968 году определили явление "Восточное Просвещение" в котором отражается по выражению Брагинского И. "четко выраженное национальное своеобразие" а сам процесс связан со степенью формирования самих наций. [2. 214-219] Семанов В расширяет горизонты явления рассматривая просветительские идеи турецкого писателя Намыка Кемаля (1840-1888), японского публициста Фукудзавы Юкити (1835-1901),

основоположников новых восточных литератур-индийской, китайской, вьетнамкской, корейской, арабской. [2.214.] Восточные просветители не только боролись с невежеством, феодальной косностью, суевериями, не только выступали за национальное единство, но и подвергали сомнению ложное единство. В азиатском просветительстве, как и в европейском Просвещении, на первый план выдвинулись проза и драматургия. В Индии, скажем, возросший интерес к театру объяснялся и соответствующими местными традициями, и обращенностью новых пьес «не только к читателям, но и к слушателям на их родном языке, что было особенно важным при низком уровне грамотности и чрезвычайно малых тиражах издаваемых книг». Даже в повествовательной и философской прозе Индии распространяется диалогическая форма, напоминающая о «Племяннике Рамо» Дидро. Это, по-видимому, не простое сближение прозы с драматургией, а закономерность, характерная именно для просветительской литературы, отражающаяся и в известном персидском романе конца XIX -начала XX века «Путешествие Ибрагим-бека», где целые разделы написаны в форме диалога героев. Таким образом, востоковеды обозначили определенную эпоху Просветительства в культуре, с ее исторической определенностью и хронологическими рамками. Но эти хронологические рамки выходят за пределы ХХ века и в некоторых странах, таких как Афганистан, Африканские страны приходятся на середину ХХ века и позже. [2. 217.] Важным в этом явлении является то, что народы Востока налаживали различные связи, одним из средств являлся перевод литературных произведений других народов, особенно просветительского содержания, где флагманом были турецкие переводы, с которых осуществлялся на арабский, персидских и другие языки как произведений европейских авторов, так и русской литературы. Таким образом важным фактором появления Просветительства как явления и движения интеллектуалов является взаимообмен и диалог культур, знакомство с другой культурой и опытом народов.

Регион Средней Азии того периода представлял собой один из отсталых уголков мира. Отсталые общественно-экономические отношения, феодализм и господство религиозно-клерикальной идеологии поддерживалось эмирским режимом. Союз режима эмира и фанатично настроенных религиозных предводителей делали все для сохранения своего господства. Особенно их раздражало управление по новым законам части эмирата, которое было отторжено он Бухарского, Кокандского и Хивинского ханств и под общим названием Туркестанского края, управлялось русскими генералами по российским законам. .[1.14.]

Хотя завоевание Россией Средней Азии и внесло кардинальные изменения во всех сферах жизни региона, народ в государствах региона этих перемен еще не почувствовал. Но ощутимые и резкие изменения в статусе государств региона не остались за полем внимания национальной интеллигенции, среди которых выделялись Ахмад Дониш и его окружение, позже названных представителями движения просвещенцев. Присоединение Средней Азии к России объективно способствовала развитию культуры, искусств, литературы. Большой вклад в развитие исследований экономики, этнографии, филологии, полезных ископаемый Средней Азии внесли видные ученые - прогрессивисты России. Мыслители и литераторы Средней Азии учились у прогрессивной интеллегенции России. Это стало почвой для развития литературы региона.

Как отмечает Н.Хотамов, национальная интеллигенция периода Ахмада Дониша не была однородной и подходила под следующую классификацию: -отрицательно относящаяся к последним изменениям статуса страны и государства;- те, кто отрицательно относясь к последним изменениям, считали их временными; -те, кто не поддерживая политику царизма, видели причиной бед коренных народов в просвещении народа, сохранении основ религии и обычаев народа, приспособлении к новым условиям, развитии товарно-денежных отношений, поднятии уровня жизни народа, развитии экономики и культуры региона. [3.33-120] В результате уже во второй половине Х1Х века в Средней Азии сформировалось просветительство, одним из основоположников которого является великий сын таджикского народа -Ахмад Дониш, родившийся в Бухаре-колыбели науки и культуры таджикского

народа. [1. 15.] Он обосновал теоретическую основу просветительства как духовной революции, определил основные критерии и методологию мысли, сплотил вокруг себя единомышленников, которые по сути явились первыми революционерами эмирата. Как утверждает З.Ш.Раджабов со слов С.Айни, круг соратников Ахмада Дониша в Бухаре конца Х1Х века состоял из таких выдающихся личностей как Шариф махдум Мутасим, Исо махдум, Иноят махдум, Яхёходжа, Кори Абдулмаджид Зуфунун, мулла Шариф Соат, Мирзо Соми. Ралобов [4.134]. К младшей плеяде просветителей относятся Бехбуди, Вадуд Махмуди, Тошходжа Асири, Зуфархон Джавхари и Мирзо Сиродж Хаким, которые продолжили дело Ахмада Дониша до самого начала революционных преобразований в Бухарском Эмирате.

Академики Богоутдинов А.М. и Б.Гафуров высоко оценивали деятельность таджикских просветителей, видя в них «яркий свет просвещения в темной ночи невежества и фанатизма»

Просветительские взгляды Ахмада Дониша формировались на богатом научно-философском наследии предков -великих ученых востока и энциклопедистов. По их примеру он также глубоко изучал все науки, особенно науки о природе, математические, астрономические науки, в формировании его просветительских взглядов велика роль гуманистических идеи представителей нашей таджикско-персидской литературы. По их примеру он придавал огромное значение рациональным знаниям, гуманизму, управленческим делам и т.д. Однако его трехкратное пребывание в России, во дворе русского императора, знакомство с прогрессом этой великой страны в градостроении, науке, культуре, в управленческих делах и т.д. произвели в мыслителе глобальные преобразования став направлением его просветительских идей.

Мирзо Сиродж Хаким принадлежит ко второй волне таджикских просветителей, вошедших в движение в предверии ХХ века. Лучшими представителями этого периода являются поэт и мыслитель Хайрат, поэт Аджзи, государственный деятель и поэт Сахбо, литератор и поэт Асири, основатель новой таджикской литературы С.Айни, ученый и писатель Фитрат, врач и писатель Мирзо Сироджи Бухорои, просванный доктор Собир. Движение просветителей этого периода объединяло только интеллигенцию, но было распространен не только в Бухаре. [6.560]

В отличие от джадидизма, который больше имел идеи исламизма и был связан с пантуркизмом, был распространен среди богатых слоев восточных государств, движение просветительства как во времена деятельности Ахмада Дониша сохранял свои лучшие свойства: стремление служить народу, критика эмирата, обращенностью к России и передовым странам Западной Европы. Оно отличается также и от важнейших привлекательнейших черт ренессанса, которому свойственен пафос свободного чувства, реабилитации плоти.

Мирзо Сиродж Хаким родился в 1877 в семье ростовщика Ходжи Абдуррауфа Мирзохурда, одного из богатейших людей Бухары. Богатство отце было собрано от ростовщичества. Отец выучил сына в новометодных школах, где он научился иностранным языкам- русскому, французскому. Мирзо Сиродж после получения образования начал изучать этику, математику, географию, поэзию, историю, лексикологию. Мирзо Сиродж также изучил исламское право - фикх и арабскую грамматику. Основным источником образования для Мирзо Сироджиддина Бухорои или Мирзо Сироджа Хакима являются его собственные вывсказывания, изложенные им в его целостном произведении «Тушафи ашли Бухоро» (год создания 1328/1910). В этом произведении Мирзо Сиродж использует приключенческий жанр для выражения своих размышлений о разнице жизни, образования, общества, экономики, культуры, градостроительства и т.д. [7. 9] На ряду с отражением реальных событий, он иногда переходит в утопию. Метод утопического мышления свойственен большинству восточных мыслителей, как перипатетиков, так суфиев и мистиков и его признаки мы находим в наследии большинства их представителей. Этот метод имеет особенности, ибо представляет собой неординарный взгляд на мир, собственную, отличную от обыденного точку зрения,

[5.6.]

наполненную оригинальным смыслом и содержанием. Он открывает в Бухаре ростовщическую контору, занимается комммерцией и хлопковым бизнесом. По делам бизнеса от выезжает в Фергану, работает с "Китайским банком", высылает хлопок непосредственно русским купцам, а также в Милан (Италию) и Марсель (Францию). в 25 лет он впервые выезжает за границу. 5 июня 1902 года Мирзо Сиродж решает стать путешественником и выезжает из Бухары. Пересекая туркменскую пустыню достигает Красноводска, оттуда идет на пароходе до Боку, Тбилиси и Ботуми, от туда приезжает в Турцию, Самсон и Стамбул. Затем он уезжает в Европу и на поезде посещает Софию, Белград, Будапешт, дотигает Вены. Здесь он проживает 61 день, затем бывает по одной неделе в Берлине, Париже, оттуда выезжает в Лондон, где остается две недели. Затем его путь пролегает из Берлина в Берн, затем в Париж, Марсель, Вену. После чего через Варшаву он приезжает в Москву, затем приезжает в Баку, Красноводск и Ашхабад. Оттуда в январе 1903 года он возвращается в Бухару. Кроме этого он, побывав некоторое время в Бухаре предпринял еще два путешествия в Афганистан и Иран и в Индию. В Иране он выучился на врача терапевта в американской больнице и стал практиковать некоторое время в Сабзаваре. Жизнь и любовь к приключениям не оградили его от неудач и он несколько раз становится банкротом, дважды побывал в тюрьмах.

В Бухарском обществе Мирзо Сиродж имел авторитете просветителя. Он был членов общества "Тарбияи атфол" (Воспитание детей), имел связи с младобухарцами. В 1912 году Мирзо Сиродж вместе с Мухиддином Мансурзода встретился с хозяином типографии в Когоне -Леви-Евреем и двумя сотрудниками посольства России Птровым и Шульгой, где объяснил значение и важность публикации газеты для Бухары, уверил их в том что подобная газета способствует развитию коммерции и агрономии в Бухаре.

Представления Мирзо Сироджиддина Хакима в немалой степени обусловлены опытом и практикой, впечатлениями от путешествий. В его произведении имеются нарративы, которыми он выстраивает собственную иерархию культур выражая это в исламской риторике и дискурсе модерна. Он пытается сопоставить положения исламского мира с христианской цивилизацией. В традициях просветительства Ахмада Дониша, в Европе Мирзо Сиродж видит идеал прогрессивного общества, тогда как Россию он воспринимает как цивилизатора азиатских народов, связывая именно с ней надежды на прогрессивное будущее своей страны и нации. [8.223]

В таджикскую литературу он вошел своим произведением «Тухафи ахли Бухоро» (Преподношение народу Бухары), которое считается объемным и важным произведением мыслителя. [9. 20-25] Данное произведение было им подарено эмиру Алимхану во время его пришествия на престол. Оно написано в подражании приключенческим романам и посвящено описанию его путешествий по странам мира. Целью писателя было именно описание того, что он видел и наблюдал собственными глазами и передача этих сведений своим соотечественникам во имя их просвещения и побуждения к творчеству, противоборству невежеству и стремления к созиданию. Он старается в сопоставлении увиденному узнать причины и факторы отсталости мусульманских государств. Он пишет, что в Европе в день посетил по две три школы для девочек и мальчиков, где везде наблюдал утвержденные учебные программы, серьезную подготовленность учащихся и передовые учебные программы по всем передовым направлениям наук, которые преподавали очень подготовленные преподаватели. Вся Европа по его мнению, преклоняет голову перед образованностью и культурой Швейцарии, ибо на десять тысяч людей там не приходится даже десятка необразованных людей. Весь люд в этой стране занят работой, искусством или наукой. И вспоминая состояние школ и медресе на родине, он был крайне удручен их плохим состоянием, от размышлений о том, почему мы так унизили наши науки и образование, не следуем обучению, тогда как они так почитают светские науки и знают им цену, уважают знания. [7. 251]

Мирзо Сиродж задаётся вопросом о том, почему европейцы переняли от нас науку и чтят ее, а мы остаёмся в невежестве. Почему мы являемся нуждающимися во всем, что производится в Европе, они забирают все наше богатство, почему же им не богатеть. А мы заняты совсем ненужными делами, погрязли в страстях и невежестве, не знаем своей пользы, не обучаем своих детей. Мыслитель гуляя по Парижу постоянно сравнивает эти две истины и постоянно слезы идут с его глаз.

Книга о путешествии Мирзо Сироджа сыграла огромную роль в пропаганде и разъяснении просветительских и инновационных идей в первые два десятилетия ХХ века и имело большое влияние на просветительскую литературу. Значение этого произведения и деятельности ее автора ничем не меньше значения произведений Мирзы Ибрагима, Абдурауфа Фитрата и других таджикских просветителей. К большому сожалению до сих пор не реализованно достаточно целостного, комплексного исследования философских аспектов просветительства и его персоналий. Это относится к творчеству и интеллектуальному наследию Мирзо Сироджа Хакима, хотя существует большое количество филологических и исторических исследований. Вместе с тем, изучение наследия Мирзо Сироджа могло бы пролить свет на особенности формирования мыслительной практики и воззрений второй волны таджикских просветителей, внесших огромный вклад в модернизацию таджикского общества и создавших интеллектуальную основу и условия по его адаптации к новым историческим условиям.

Мирзо Сиродж был хорошо осведомлен о политическом, социальном и экономическом состоянии Бухарского Эмирата, поэтому его сравнения имеют не только созерцательный но и практических характер. Своим путешествием он представляет себя не только как простого обывателя, удивляющегося всему и вся, а успешного бизнесмена и коммерсанта, которого принимали как равного и с уважением во всех европейских странах. Он этому не только удивлялся этому, но крайне огорчался и злился на непрактичность, нерасторопность, неосведомленность в бизнесе своих соотечественников. Он хорошо понимает, что должен консолидировать просветительные силы, расширять разъяснительную деятельность всеми средствами и поэтому обращается к периодической печати. Он хорошо понимает силу слова и возможности газеты в его распространении. Критика религиозных деятелей, их невежества и препятствования прогрессу и развитию, ратование за внедрение новых инновационных методов образования, стремление вывести страну из регресса и застоя - это основные и важные посылы, которые представляют Мирзо Сироджа как одного из наиболее прогрессивных просветителей таджикского народа.

1. Н. Хотамов. Ахмад Дониш-основоположник просветительства в Средней Азии//Муаррих. 1-2 (10). Душанбе, 2017. ISSN 2709-7382.

2. Семанов В. Проблема восточного Просвещения.//Вопросы литературы. №2. М. 1972.

3. Айни С. О моей жизни (краткая автобиография) // Собр. Соч. Т. 1.- М.: «Художественная литература», 1971.

4. Рачабов З.Ш. Маорифпарвар Ахмади Дониш (Просветитель Ахмад Дониш). Душанбе, «Ирфон», 1964

5. Богоутдинов А.М. Очерки по истории таджикской философии. - Сталинобод: Дониш,

6. Гафуров Б.Г. Толикон (Таджики). Китоби 2.- Душанбе, «Ирфон», 1985.]

7. Мирзо Сироли йаким. Тушафи ашли Бухоро. - Душанбе: Адиб, 1992 - 272 саш.

8. Ризоев Ш.Х. Бухара и мир ва представлениях джадида и путешественника Мирзо Сироджиддина Хакима// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия:

История России. ISSN2312-8674. №2. Вып. 22. 2023. с.223-232. 9. К.Саттори. Мирзо Сирол-сироли дониш// «Фараанг», 2006, №1, -с. 26 - 28; № 2.

ЛИТЕРАТУРА:

1961.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.