Научная статья на тему 'АХМАД ДОНИШ - ОСНОВОПОЛОЖНИК ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В СРЕДНЕЙ АЗИИ'

АХМАД ДОНИШ - ОСНОВОПОЛОЖНИК ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В СРЕДНЕЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
997
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АХМАД ДОНИШ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / БУХАРА / СРЕДНЯЯ АЗИЯ / РОССИЯ / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / РЕЖИМ ЭМИРА / МУСУЛЬМАНСКОЕ ДУХОВЕНСТВО / МЕДРЕСЕ / ДЖАДИДЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хотамов Намоз

В конце XIX - начале XX веков под влиянием творчества Ахмада Дониша проснулась часть интеллигенции не только Бухары, но и Средней Азии в целом. Их идея сводилась к тому, чтобы требовать от правящего класса и бюрократического аппарата ограничения произвола в отношении простых - трудящихся, принятия мер по подъему экономики, науки и культуры, реформирования системы образования, предоставленного бесправным и незащищенным гражданам страны. Бухарские элементарные и демократические права и т. д. Вот почему Ахмад Дониш и его труды занимают славную страницу в нашей истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AHMAD DONISH IS THE FOUNDER OF THE ENLIGHTENMENT IN CENTRAL ASIA

In the late XIX - early XX centuries, under the influence of Ahmad Donish's creativity, a part of the intelligentsia, not only of Bukhara, but also of Central Asia in general, awakened. Their idea was reduced to demanding from the ruling class and bureaucratic apparatus the restriction of arbitrariness with respect to the simple - working people, taking measures to raise the economy, science and culture, reforming the education system, given to the disenfranchised and unprotected citizens of Bukhara elementary and democratic rights, etc. That's why Ahmad Donish and his work occupy a glorious page in our history.

Текст научной работы на тему «АХМАД ДОНИШ - ОСНОВОПОЛОЖНИК ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В СРЕДНЕЙ АЗИИ»

АХМАД ДОНИШ - ОСНОВОПОЛОЖНИК ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В СРЕДНЕЙ АЗИИ

Намоз ХОТАМОВ,

доктор исторических наук, профессор

Великий сын таджикского народа Ахмад Дониш был энциклопедистом, просветителем, реформатором, ученым, писателем, философом, мыслителем, поэтом, государственным деятелем Бухарского эмирата. В конце XIX - начале XX веков, именно под влиянием творчества Ахмада Дониша происходило пробуждение передовой части интеллигенции не только в Бухарском эмирате, но и в целом Средней Азии. Их основной идеей было, требование от господствующего класса и чиновничьего аппарата ограничения произвола в отношении простого трудового народа, принятия мер для развития экономики, науки и культуры, реформирования системы образования, предоставление незащищенным гражданам Бухары элементарных и демократических прав и т. д. Поэтому личность Ахмада Дониша и его творчество занимают яркую страницу в нашей истории.

Ключевые слова: Ахмад Дониш, просветительство, Бухара, Средняя Азия, Россия, интеллигенция, эмирский режим, мусульманское духовенство, медресе, джадиды.

Жизнь и творчество Ахмада Дониша находились в центре внимания исследователей и получили всестороннюю и достойную оценку в трудах С. Айни, Б.Г. Гафурова, З.Ш.Раджабова, А.М. Богоутдинова, И.С. Брагинского, Г.А. Ашурова, Р. Ходизаде, Х. Мирзозаде и мн. др. Такие известные ученые-исследователи, как 3. Ш. Раджабов и Р. Ходизаде провели глубокие исследования, посвященные Ахмаду Донишу, в которых, всесторонне были анализированы многие аспекты жизни и творчества великого просветителя. Тем не менее, и в будущем, эта проблема будет в центре внимания исследователей.

Бесспорно, Ахмад Дониш не был случайной фигурой в нашей истории. Сама сложная обстановка, которая была характерна для Среднеазиатского региона во второй половине XIX в., в том числе и для Бухарского эмирата, требовала множества ответов на кардинальные и проблемные вопросы дня, среди которых одним из главных было отношение к колониальному господству Российского царизма в Центральной Азии.

Причина возникновения такого вопроса заключалась в том, что установление колониального режима существенно изменило политическое, экономическое, социальное и культурное положение региона.

Так, Среднеазиатский регион накануне завоевания Россией, представлял собой, особенно в экономическом отношении, один из отсталых уголков мира. К этому периоду, хотя многие страны Запада и некоторые страны Востока уже перешли к капиталистическому способу производства, в Среднеазиатских владениях, в том числе в Бухарском эмирате, все еще торжествовали феодальные отношения. Здесь, в политической структуре все еще сохранилась не только средневековая - эмирская деспотия, но и господство религиозно-клерикальной идеологии. Эмирский режим и фанатично-религиозно настроенные деятели ради сохранения господства и привилегий были заинтересованы в пребывании народа эмирата в средневековом застое.

Завоевание Средней Азии Россией внесло изменение почти во всех сферах жизни региона. Среднеазиатские государства - Бухарский эмират, Кокандское и Хивинское ханства потеряли свой суверенитет. Кокандское ханство в 1876 г. было ликвидировано

царским правительством. Большая часть территории региона, завоеванная русскими войсками и отторженная от Кокандского ханства и земель Бухарского эмирата, под названием Туркестанское генерал-губернаторство была включена в состав Российской империи. Территория края управлялась по Российской системе. Здесь действовали общеимперские законы, и краем управляли Российские генералы и офицеры. В управленческих делах Туркестанского края мусульманское духовенство фактически потеряло все те привилегии, которые оно имело веками. После того, как Бухарский эмират и Хивинское ханство попали в вассальную зависимость от Российской империи, духовенство постоянно ощущало страх, что вот-вот и эти владения окончательно будут включены в состав Российской империи, и их тоже постигнет судьба Кокандского ханства.

С установлением господства царизма в Среднеазиатском регионе свободные связи на государственном уровне Бухарского эмирата и Хивинского ханства с мусульманским миром прекратились. Даже продвижение граждан региона в целом, а в частности Бухарского эмирата, за пределами Российской империи, в том числе в соседние мусульманские страны Востока, включая паломничество в святые мусульманские города Мекку и Медину, уже были под наблюдением царских властей.

Такие ощутимые и резкие изменения, которые произошли в Среднеазиатском регионе, не могли не оказать влияние на позиции национальной интеллигенции того периода, одним из которых являлся Ахмад Дониш.

Прежде всего, надо иметь в виду, что представители национальной интеллигенции в то время, по-разному относились ко всем тем событиям, которые происходили в середине XIX в., в том числе и к установлению Российского колониального режима в Средней Азии. По занимаемой позиции, их можно разделить на три группы:

■ первая группа, или небольшая часть национальной интеллигенции, в установлении колониального режима, видела только необратимое унижение национальных и религиозных чувств своего народа, поэтому они покинули пределы Средней Азии и переселились в южные, в основном мусульманские страны Востока;

■ вторая группа, представители которой так же были противниками колониальной политики царизма в Средней Азии, считали, что все это временное явление, поэтому с целью свержения такого режима, время от времени, участвовали в национально-освободительных движениях, которые были направлены против господства царизма в целом;

■ третья группа национальной интеллигенции, также не поддерживала колониальную политику царизма в Средней Азии. Но они видели одну из главных причин всех бед коренных народов региона в их экономической, политической и культурной отсталости. А выход из такой ситуации, эта часть интеллигенции видела не в том, чтобы покинуть пределы Средней Азии, и не в борьбе против царского режима, понимая бесполезность такой попытки перед военной мощью противника, а наоборот, призывая к союзу с Россией и ориентируясь на ее сравнительно передовую экономику, науку и культуру, рассчитывала существенно изменить положение своего народа и своей родины. Они с помощью просвещения и реформ, сохраняя основы религии и обычаи народа, хотели, с одной стороны, приспособить религию ислама к новым условиям появления и развития товарно-денежных отношений, т.е. буржуазного общество, а с другой, поднять уровень жизни своего народа, развить экономику и культуру региона [1]. В результате уже во второй половине XIX в. в Средней Азии

формировалось просветительство, одним из основоположников которого являлся великий сын таджикского народа - Ахмад Дониш, который родился и вырос в городе Бухаре, являющейся более тысячи лет колыбелью науки и культуры таджикского народа.

Ахмад Дониш никогда не был в изоляции от народа. Он всегда был ближе к народу, хорошо ощущал его страдания. Он как самый образованный человек своего времени, всегда думал о народе, был в поисках пути избавления своего народа от нищеты и произвола эксплуататоров. Вот поэтому, по меткому выражению З.Ш. Раджабова, «во всех требованиях, которые излагаются в проекте реформы Ахмада Дониша, предложенного эмиру Бухарскому, по сути, кроются требования простого народа к своим правителям» [2].

По выражению А. М. Богоутдинова «Ахмад Дониш был человеком прямым и резким, его ничто не останавливало - ни предрассудки мусульманских схоластов, ни запреты эмирских вельмож. Ему некого было щадить, но зато он мог сочувствовать своим страдающим соотечественникам. Это самостоятельность и оригинальность обнаруживается в его беспощадной критике деспотической деятельности бухарского феодально-теократического строя» [3].

Позиция Ахмада Дониша, как просветителя окрепла в тот период, когда он работал в эмирском дворце и своими глазами видел как разврат эмирских чиновников, так и бесправность и беззащитность своего народа. Чтобы рассеять заблуждения тех, кто верил эмиру и его чиновникам, Ахмад Дониш беспощадно их критиковал. В своем историческом трактате, он характеризует личность эмира и его чиновников следующим образом: «Эмир и везир, улемы и военачальники были похожи друг на друга; все помысли ограничивались хлебом насущным, хлеб же, которым утоляют голод, можно было раздобыть лишь путем унижений, почитаемых честью и счастьем. Все подлые и благородные - ныне облачаются в драгоценные одеяния, надевают новые пышные чалмы, ни на кого не обращают внимания и не замечают в мире никого, кроме себя. Все поглощены лишь тем, чтобы быть знакомым с эмиром, сидеть рядом с казием, стать собутыльником раиса и соседом начальника стражи. Если же присмотреться к ним хорошо, то эмир не кто иной, как развратник и кровожадный тиран, казий - заядлый взяточник и вымогатель, раис - продажный сводник и безбожник, а начальник стражи -пьяница и игрок, атаман разбойников и главный вор». По утверждению 3. Ш. Раджабова - «Ахмад Дониш особенно беспощадно критиковал кровожадность эмира Абдулахадхана и разврат его окружения» [4].

Разумеется, просветительские взгляды Ахмада Дониша формировались не на пустом месте. Он изучал почти все науки своего времени и фактически был энциклопедистом. Но в формировании его просветительских взглядов не малую роль сыграли просветительские идеи представителей нашей таджикско-персидской литературы. Безусловно, он был знаком с их точкой зрения, относительно значения знаний, гуманизма, управленческих дел и т.д. Однако критические позиции великого просветителя, ещё прочнее окрепли, когда он трижды побывал в России, и видел прогресс этой великой страны в градостроении, науке, культуре, в управленческих делах и т.д. Великий просветитель каждый раз по возвращении сравнивал увиденное им с положением в Бухаре. Эти сравнительные анализы просветителя происходили не в изоляции от тех, кто был близок к нему.

Как подчеркивает С. Айни, «Ахмад Дониш постоянно находился среди своих последователей, учеников и соратников. Своими впечатлениями и суждениями, он

способствовал пробуждению этой части бухарской интеллигенции, которая до этого времени «мирилась с тем, что так должно быть» [5].

Далее, С. Айни подчеркивая значение известного произведения Ахмада Дониша «Наводир-ул-вак;оеъ» («Редкостные события») для побуждения определенной части бухарской молодёжи, отмечает, что в нем наряду с занимательными рассказами, Ахмад Дониш «описывает отрицательные явления повседневной жизни, которые мы и сами наблюдали ежедневно. Нас привлекла резкая критика этих явлений». В итоге, как далее констатирует С. Айни, «эта книга оказала на нас огромное впечатление, что эмир и его везиры, муллы и вся тогдашняя жизнь представлялись нам в совершенно новом свете». Вот поэтому С. Айни свое знакомство и своих товарищей с этим замечательным произведением Ахмада Дониша считал «настоящей духовной революцией» [6].

По утверждению С. Айни, наиболее известными из числа собеседников Ахмада Дониша в Бухаре конца XIX века были Шариф махдум Мутасим, Исо махдум, Иноят махдум, Яхьяходжа, Кори Абдулмаджид Зуфунун, мулло Шариф Соат, Мирзо Соми и другие [7].

По мнению Б. Г. Гафурова, большая заслуга Ахмада Дониша заключается в том, что он в конце XIX в. сумел объединить вокруг себя группу последователей-просветителей [8]. Многие под влиянием Ахмада Дониша стали непримиримыми критиками эмирского режима, по-разному чувствовали боль и страдания трудового народа. Они не просили милости ни от эмира, ни от его чиновников. Из-за такой позиции, все они, в знак солидарности с простым бедным народом, оставшуюся жизнь проводили в нищете.

Число тех, кто под влиянием творчества Ахмада Дониша, особенно его произведения «Наводир-ул-вокеъ», по-новому, т.е. критически смотрели на эмирский режим, росло и уже насчитывалось десятками. В числе таких, можно назвать Шарифджона Махдума Садри Зиё, Садриддина Айни, Мирзо Абдулвахида Мунзима и др. В результате просветительские идеи, основоположником которых был Ахмад Дониш, уже в конце XIX и начале XX веков превратилось в движение.

Просветительство Ахмада Дониша уже в конце XIX, особенно в начале XX веков охватило не только передовую часть бухарской интеллигенции, но и учащуюся молодежь, и торговые круги Бухары. Даже из числа крупнейших деятелей духовенства, каким в частности был муфтий мулло Икромча (1847-1925), уже по другому относились к эмирскому режиму. В отличие от консервативных кругов духовенства, мулло Икромча беспощадно критиковал существовавшие недостатки эмирата, открыто выступал против произвола чиновников, сурово бичевал несправедливость, публично выражал свое мнение не только перед столпами духовенства, но и перед кушбеги и самим эмиром [9].

Как свидетельствует донесение начальника Туркестанского районного отделения полиции от 8 декабря 1912 г. в августе месяце того года Ходжа-Домулла Икромом (т.е. муллой Икромча) была издана книга, в которой, основываясь на фактах, раскрываются те беззакония, которые допускались в то время в Бухарских медресе. Тогда реакционные круги духовенства Бухары «во главе с Абдураззаком, муфтием Абдурасул- закуном и Домулла Камар- ногаем, в свою очередь обрушились на Ходжа Домулло Икрома, натравили на него всех муллабачей (студентов), объясняя, что Ходжа - Домулла Икром вошел в сношение с русским правительством и проповедует введение новомодной системы. Затем вышеназванные муллы постановили убить Ходжа-Домулла Икрома, но бухарское правительство, получив эти сведения, приняло меры к удалению

Ходжа - Домулла Икрома из Бухары, переведя его на должность казия в селении Зандани» [10].

В начале XX в., под влиянием политических событий этого периода, особенно русской революции 1905-1907 годов, которая по словам В.И. Ленина «пробудила всю Азию» [11], просветительские идеи Ахмада Дониша стали одним из идейных источников нового идейно-политического течения, которое известно в истории, как «джадидия» или «джадидизм».

Джадиды не отошли от просветительской идеи Ахмада Дониша и не сделали «шаг назад», как утверждали до сих пор, наоборот, продолжая эту идею, с открытием новометодных школ, аптек, организацией выпуска газет и др. сделали несколько шагов вперед по сравнению со своими предшественниками, т.е. просветителями второй половины XIX в.

Движение джадидов, в условиях Бухары, было единственным оппозиционным против реакционного, феодально-монархического режима эмира. Вот почему, если первоначально оно охватывало либерально настроенную часть местной интеллигенции, то постепенно их круг расширялся не только за счет представителей интеллигенции, но и за счет зарождающейся местной торговой буржуазии, рабочих, кустарей и ремесленников [12].

Таким образом, демократическое движение в Бухаре, основоположником которого является великий Ахмад Дониш, постепенно расширялось и охватывало все больший круг населения эмирата. Ведь не зря С. Айни считал Ахмада Дониша «сверкающей звездой в темном небе Бухары» [13]. Именно под этой «сверкающей звездой» в темном феодально-монархическом обществе пробудилось немало борцов за будущее демократической Бухары.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Хотамов Н. Б. Бухарские джадиды и основные этапы их деятельности. - Душанбе, 2000. - С. 1-2.

2. Рачабов З. Ш. Маорифпарвар А^мади Дониш. - Душанбе, 1964. - С. 282.

3. Багоутдинов А. М. Очерки по истории таджикской философии. - Сталинабад, 1961. -С. 282.

4. Рачабов З. Ш. Маорифпарвар А^мади Дониш. - С. 169.

5. Айни С. О моей жизни (краткая автобиография) // Собр. Соч. Т.1. - М., 1975. -С. 75.

6. Айни С. Таърихи ин^илоби Бухоро. - Душанбе, 1987. - С. 23-24.

7. Там же.

8. Еафуров Б. Е. Точикон. Китоби 2. - Душанбе, 1985. - С. 280.

9. Подробно см.: Хотамов Н. Б. Свержение эмирского режима в Бухаре. - Душанбе, 1997. - С. 69-72.

10. Центральный государственный архив Республики Узбекистан. Ф. 3. Оп. 2. Ед. хр. 215. - Лл. 1-1 об.

11. Ленин В. И. Пробуждение Азии // Полн. Собр. Соч. Т. 23. - С. 145-146.

12.Подробно см.: Хотамов Н. Б. Свержение эмирского режима в Бухаре. - Душанбе, 1997. - С. 67-90; Он же. Бухарские джадиды и основные этапы их деятельности. - 55 с.

13. Айни С. Таърихи ин^илоби Бухоро. - Душанбе, 1987. - С. 20.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айни С. О моей жизни (краткая автобиография) // Собр. Соч. Т. 1.- М.: «Художественная литература», 1971. -С.33-120 .

2. Айни С. Таърихи инкилоби Бухоро (История Бухарской революции). - Душанбе: «Адиб», 1987.- 240стр.

3. Богоутдинов А.М. Очерки по истории таджикской философии.- Сталинобод: Дониш, 1961.

4. Еафуров Б.Е. Точикон (Таджики). Китоби 2.- Душанбе, «Ирфон», 1985.

5. Дониш А. Путешествие из Бухары в Петербург. -Душанбе, «Ирфон», 1976. -280 с.

6. Ленин В.И. Пробуждение Азии // Полн. Собр. Соч. Т. 23.- С. 145-146.

7. Рачобов З.Ш. Маорифпарвар А^мади Дониш (Просветитель Ахмад Дониш). Душанбе, «Ирфон», 1964.

8. Хотамов Н.Б. Свержение эмирского режима в Бухаре.- Душанбе, «Дониш», 1997.348 стр.

9. Хотамов Н.Б. Бухарские джадиды и основные этапы их деятельности - Душанбе: Дониш, 2000.- 57 с.

10. Центральный государственный архив Республики Узбекистан.- ф.З. Оп. 2. Ед. хр.215.

AHMAD DONISH IS THE FOUNDER OF THE ENLIGHTENMENT

IN CENTRAL ASIA

Namoz KHOTAMOV,

doctor of historical sciences, professor

In the late XIX - early XX centuries, under the influence of Ahmad Donish's creativity, a part of the intelligentsia, not only of Bukhara, but also of Central Asia in general, awakened. Their idea was reduced to demanding from the ruling class and bureaucratic apparatus the restriction of arbitrariness with respect to the simple - working people, taking measures to raise the economy, science and culture, reforming the education system, given to the disenfranchised and unprotected citizens of Bukhara elementary and democratic rights, etc. That's why Ahmad Donish and his work occupy a glorious page in our history.

Keywords: Ahmad Donish, enlightenment, Bukhara, Central Asia, Russia, intelligentsia, Emir regime, Muslim clergy, madrasas, Jadids.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.