Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ РОССИИ (1917 Г.) НА БУХАРСКИЙ ЭМИРАТ'

ВЛИЯНИЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ РОССИИ (1917 Г.) НА БУХАРСКИЙ ЭМИРАТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
252
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / БУХАРСКИЙ ЭМИРАТ / ЭМИР АЛИМХАН / ДЖАДИДЫ / МЛАДОБУХАРЦЫ / РЕФОРМА / ДУХОВЕНСТВО / УЛЛО ИКРОМЧА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хотамов Намоз Басарович

Октябрьская социалистическая революция в России (1917г.) оказала большое влияние на Бухарский эмират. В результате этой революции не только в Туркестанском крае, но и в русских и пограничных поселениях эмирата была установлена Советская власть. Однако эмир Алимхан, считая Бухарский эмират суверенным, не только не признал Советскую власть, наоборот, взял курс против этой власти. В результате советско-бухарские отношения обострились.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE OCTOBER REVOLUTION OF RUSSIA (1917) TO THE BUKHARA EMIRATE

The October Revolution of Russia (1917) had a great influence on the Bukhara Emirate. As a result of this revolution, not only in the Turkestan territory, but also in the Russian and border settlements of the Emirate, Soviet power was established. However, the Emir of Bukhara - Alimkhan, considering himself sovereign, not only did not recognize the Soviet power, on the contrary, took a course against this power. As a result, the Soviet-Bukharian relations became more acute.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ РОССИИ (1917 Г.) НА БУХАРСКИЙ ЭМИРАТ»

ВЛИЯНИЕ ОКТЯБРЬСКОЙ ХОТАМОВ Намоз Басарович,

РЕВОЛЮЦИИ д.и.н., главный научный сотрудник отдела РОССИИ (1917 г.) новейшей истории Института истории, НА БУХАРСКИЙ ЭМИРАТ археологии и этнографии им. А. Дониша АН РТ

(Таджикистан, Душанбе)

ТАЪСИРИИНЦИЛОБИ ХОТАМОВ Намоз Басарович, ОКТЯБРИРУССИЯ (1917) д.и.т., сарходими илмии шуъбаи таърихи навтарини БА АМОРАТИБУХОРО Институти таърих, бостоншиноси вамардумшиносии

ба номи А.Дониши АИ ЦТ (Тоцикистон, Душанбе)

INFLUENCE OF THE KHOTAMOVNamoz Basarovich,

OCTOBER REVOLUTION Dr. of History, the senior scientific employee newest history

OF RUSSIA (1917) department of Institute of history, archeology and ethnography

TO THE BUKHARA named after A.Donish under the Academy of Sciences of

EMIRA TE Tajikistan Republic, (Tajikistan, Dushanbe)

Ключевые слова: Октябрьская революция, Российская империя, Бухарский эмират, Эмир Алимхан, джадиды, младобухарцы, реформа, духовенство, улло Икромча.

Октябрьская социалистическая революция в России (1917г.) оказала большое влияние на Бухарский эмират. В результате этой революции не только в Туркестанском крае, но и в русских и пограничных поселениях эмирата была установлена Советская власть. Однако эмир Алимхан, считая Бухарский эмират суверенным, не только не признал Советскую власть, наоборот, взял курс против этой власти. В результате советско-бухарские отношения обострились.

Калидвожа^о. Ищилоби Октябр, империяи Руссия, аморати Бухоро, Амир Олимхан, Цадид^о, Цавонбухороиён, Ислоуот, Ру^ониён, Мулло Икромча.

Ищилоби Октябри Руссия (1917) ба аморати Бухоро бетаъсир намонд. Дар натщаи ин ищилоб на тануо дар кишвари Туркистон, балки дар мауаллауои руснишин ва саруадии аморати Бухоро низ тартиботи Шурави барпо карда шуд. Амири Бухоро Олимхон худро мустакил уисобида на тануо давлати Шуравиро нашинохт, балки сиёсати нисбат ба он душманонаро пеш гирифт. Дар натща ихтилофи байни аморати Бухоро ва Давлати Шурави руз аз руз тезутунд гардид.

Key words: October revolution. Russian empire. Bukhara Emirate. Emir Alimkhan. Jadids. Mladobukharians. Reform. Clergy. Mullo Ikromcha.

The October Revolution of Russia (1917) had a great influence on the Bukhara Emirate. As a result of this revolution, not only in the Turkestan territory, but also in the Russian and border settlements of the Emirate, Soviet power was established. However, the Emir of Bukhara - Alimkhan, considering himself sovereign, not only did not recognize the Soviet power, on the contrary, took a course against this power. As a result, the Soviet-Bukharian relations became more acute.

Победа Октябрьской революции в России, а затем в Туркестанском крае, не могла остаться бесследной в жизни народов Бухарского эмирата. Эта революция для последнего оказала «дестабилизирующие влияние».1 Население русских и пограничных поселений эмирата - Новая Бухара (Каган), Термез, Карки, Новый Чарджуй находились в авангарде событий. Более заметной в этом деле оказалась деятельность Ново-Бухарских революционеров.2

Уже 28 октября 1917 г., в день начала восстания в Ташкенте, известие об этом дошло до Новой Бухары. В этот же день они узнали и о свержении Временного правительства и победе революции в Петрограде. Эти известия воодушевили рабочих заводов и железнодорожной станции Новой Бухары. Инициативу взяла группа большевиков, возглавляемая П.Г. Полторацким. Они созвал экстренное совещание всех демократических организаций города. На этом же заседании вынесли решение о немедленной организации Революционного комитета, который должен был взять власть в свои руки. В комитет предлагалось включить представителей городского и областного Советов рабочих и солдатских депутатов и тех партийных организаций, которые

1 История таджикского народа. Новейшая история (1917-1941 гг.). - Душанбе, 2004. - Т. V. -С. 184.

2 Хотамов Н. Б. Свержение эмирского режима в Бухаре. - Душанбе, 1997. - С. 123.

признали Советскую власть. 29 октября состоялось первое заседание Революционного комитета, которое объявило о переходе власти в свои руки. Комитет сразу принял надлежащие меры по борьбе с контрреволюцией.3

Одной из первых мер Ново-Бухарского Революционного комитета, была поддержка восставшего Ташкента. Комитет, направляя помощь революционным рабочим Ташкента - один вагон муки, заодно призвал рабочих Нового Чарджуя и Карки «встать на путь сокращения пайка и помочь голодному Ташкенту».4 Начало Ташкентского восстания и учреждение революционного комитета в Новой Бухаре воодушевило революционеров Нового Чарджуя. 31 октября состоялось многолюдное заседание Совета, на котором был избран Временный революционный комитет во главе с Ф.Ф.Хрони, взявшего здесь всю полноту власти в свои руки. Чарджуйцы, несмотря на острую нехватку хлеба, часть своего пайка отправили восставшему пролетариату Ташкента. Одновременно, с целью защиты завоеваний населения Нового Чарджуя, комитет организовал боевую дружину «на случай контрреволюционного выступления и для охраны города»5.

Происходила острая борьба за власть в Термезе между Советом рабочих и солдатских депутатов и исполнительным комитетом Временного правительства. Местный Совет ещё 28 октября принял решение о захвате власти. 1 (14) ноября 1917 г., одновременно с победой вооруженного восстания в Ташкенте, Термезский Совет взял власть в свои руки6. Несколько позже в Карке также власть перешла местному Совету рабочих и солдатских депутатов.

Однако положение в Новой Бухаре оказалось сложным. Бывшие царские чиновники, различные контрреволюционные элементы препятствовали укреплению власти Советов. В НовоБухарском Совете было сильно влияние эсеров и меньшевиков. Действовавшие здесь контрреволюционеры обвиняли большевиков «в шпионаже в пользу немцев, в предательстве революции»7. В результате всего этого представление части населения Новой Бухары относительно большевиков и Октябрьской революции сформировалось на неверных основах. Плюс к этому, не смог не повлиять на положение дел в Новой Бухаре уход большевика П.Г. Полторацкого, который на III съезде Советов Туркестанского края (15 ноября 1917г.) был избран наркомом труда, в составе правительства края - Совета народных комиссаров, возглавляемого Ф.И.Колесовым.

В связи с вышеназванными обстоятельствами, ко второй половине ноября в Новой Бухаре фактическое руководство продолжили Российское резидентство и областной исполнительный комитет бывшего Временного правительства во главе с комиссаром П.П. Введенским. Он, во всяком случае, сохранил и должность первого секретаря резидентства, возглавляемого Ельпатьевским. Они вместе намеревались сохранить здесь не только установленный ещё Временным правительством режим, но и антирабочую политику. Все это не могло успокоить лидеров рабочих Новой Бухары, которые вновь организовали выступления рабочих за власть. Такой «революционный акт» в Новой Бухаре происходил в ночь с 28 на 29 ноября того года.8 В результате вновь был образован Ново-Бухарский революционный комитет, который отстранил от должности областного комиссара П.П. Введенского. Его намеревались арестовать и отправить в Ташкент, однако, он нашел временное убежище в здании резидентства, которое считалось неприкосновенным.

Таким образом, окончательно были отстранены от власти областной исполком Временного правительства и их комиссары в русских и пограничных поселениях эмирата - Новой Бухаре, Новом Чарджуе, Термезе и Карке. В этих поселках власть целиком перешла в руки Советов и организованных ими временных революционных комитетов. Что касается учреждения Российского резидентства, которое находилось в Новой Бухаре, то оно сохранило свое существование и некоторое время превратилось в единственный штаб контрреволюционных сил, что возмущало революционеров города. В итоге рабочие дружины после решительной и кровопролитной схватки заняли помещение резидентства, а резидент Ельпатьевский бежал из Новой Бухары9.

2-7 (15-20) декабря 1917 года в Новой Бухаре состоялся областной съезд Советов русских и пограничных поселений эмирата. Этот съезд законодательно, закрепил переход власти в

3 Фомченко А.П. Русские поселения в Бухарском эмирате. - Ташкент: 1958.- С.52-53

4 Подготовка и проведение Великой Октябрьской Социалистической революции в Туркмении. Сб.документов. -Ашхабад, 1964 -С.164; Фомченко А.П. Указ.соч.- С.53.

5 См.:Фомченко А.П. Указ.соч. - С.53

6 См.: Тухтаметов Т.Г. Россия и Бухарский эмират в начале XX в. -Душанбе, 1977.- С.103.

7 Ходжаев Ф. Изб труды. Т.1. -Ташкент, 1970. -С.131

8 См.: Архив Института общественно - политических проблем Ресбуплики Узбекистан (Далее АИОПП Рес. Уз) Ф. 275. Оп. 1. -Д. 10. -Л.2.

9 См. Фомченко А.П. Указ.соч.-С.54

поселениях в руки местных Советов. Одним из ключевых вопросов на съезде был вопрос о ведении сношений с правительством Бухарского эмирата. Потому что в случае ликвидации резидентства требовалось создание нового учреждения, чтобы оно от имени Советской власти вело такое сношение с эмирским правительством. Именно такой и должна была быть Коллегия по бухарским делам, избранная этим съездом от представителей Ново-Бухарского, Чарджуйского и Термезского Советов - В.С.Уткин, М.А.Преображенский и Б.М.Баржанов. В функции коллегии входило ведение сношений не только от имени областного Совета русских и пограничных поселений Бухары, но и была обязана представлять перед эмирским правительством и Совет Народных Комиссаров Туркестана.10

Однако коллегия практически не смогла осуществлять свои функции. Потому что эмирское правительство не признавало как новое учреждение, так и новый порядок в русских и пограничных поселениях. Поэтому, для продолжения сношений с эмирским правительством и в дальнейшем учреждение Российского резидентства сохранялось, а эту функцию, т.е. теперь в качестве Советского резидентства в Бухаре, выполнял полномочный представитель Советской власти по бухарским делам.

II областным съездом был образован и исполнительный орган областного Совета - Совет Народных Комиссаров русских и пограничных поселений Бухары. В его состав входило 2 члена от Ново-Бухарского Совета, по одному представителю от Чарджуйского, Каркинского и Термезского Советов. В интересах «слияния русского и мусульманского пролетариата», в него вошел также один представитель «рабочих-мусульман». Совет Народных комиссаров русских и пограничных поселений Бухарского ханства, как указывалось в решении съезда, проводил в жизнь директивы и постановления, центральной краевой власти, отвечая за свои действия перед областным съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов созываемым через два месяца один раз, а в экстренних случаях по инициативе областных или краевых комиссаров.11

Октябрьская революция уничтожила колониальную систему России, основанную царизмом и сохраненную Временным правительством. Раскрепощение бывших колониальных народов Российской империи было одним из первых мероприятий Советского государства. Оно незамедлительно провозгласило основные принципы своей национальной политики. В «Декларации прав народов России», составленной В.И.Лениным и утвержденной Советом Народных Комиссаров РСФСР 2(15) ноября 1917г., разоблачая национально-колониальную политику царизма и Временного правительства отмечалось, что «этой недостойной политике лжи и недоверия, придирок провокации должен быть положен конец. Отныне она должна быть заменена открытой и честной политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России». В декларации не только признавалось «равенство и суверенность народов России», что было положено в основу деятельности Совета Народных Комиссаров Российской Федерации, но и признание «Права народов на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства».12

3 декабря 1917 г. было опубликовано обращение Совета Народных Комиссаров РСФСР «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока». В нем, в частности народы Средней Азии, убеждались в том, что им надо идти вместе с народами России в борьбе против всего отжившего, за прогресс и счастливую жизнь трудящихся. В обращении подчеркивалось: «Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные традиции объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на все. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, охраняются всей мощью революции и ее органов, Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Поддерживайте же эту революцию и ее полномочное правительство!...

Вы сами должны быть хозяевами вашей страны! Вы сами должны устроить свою жизнь по образу своему и подобию. Вы имеете на это право, ибо ваша судьба в ваших собственных руках».13

Распад колониальной системы России касался и Бухарского эмирата, который до Октябрьской революции фактически продолжал оставаться колонией. А отношение к нему как со стороны царского, так и Временного правительства было колониальным. Разумеется, на основе вышеупомянутых документов, отношение Советского государства к Бухарскому эмирату незамедлительно коренным образом перестроилось. Оно с первых дней своего существования, действуя принципами мирного сосуществования, предложило эмирскому правительству Бухары

10 См.: Хотамов Н. Б. Указ. соч. -С. 126-127.

11 См.: Там же.

12 См.: В.И. Ленин о Средней Азии и Узбекистане. Ташкент: 1957, С.62-64

13 См.: Там же.

установление добрососедских отношений. Власть Советов даже отказалась от всех привилегий, ранее заключенных между Россией и Бухарой договоров.

29 ноября (12 декабря) 1917 г. Совнарком Туркестанского края, за подписью его председателя Ф.И.Колесова обратился к бухарскому эмиру Сайид Алимхану телеграммой, в которой говорится: «Избранный волей революционного народа, Совет Народных комиссаров Туркестанского края подтверждает вашему высочеству, что Совет будет твердо стоять на принципах, провозглашенных в отношении малых государств русским правительством после первого переворота. Со свой стороны Совет Народных комиссаров рассчитывает на ваше лояльное отношение и просит вас принять все меры к сохранению порядка и спокойствия среди подданных вашего высочества. Лишь при этом условии ваше высочество может рассчитывать на доброжелательное отношение великой России к высокой Бухаре».14

Если из первой части этого документа, т.е. провозглашенных в отношении малых государств хотя и вытекает туманная мысль о якобы признании Советским государством суверенитета Бухары. то из второй части, т.е «принять все меры к сохранению порядка и спокойствия среди подданных вашего высочества» воспринималось как указание со стороны метрополии о своем вассальном или колониальном владении. Поэтому этот документ не изменил отношения эмирского правительства к Советскому государству. Наоборот, эмирское правительство Бухары решительно отвергло предложение Советского государства на добрососедские отношения. Оно отказалось от установления дипломатических отношений со страной Советов, заодно не признавало установления советской власти в русских и пограничных поселениях Бухары. Сам эмир, впоследствии, в своих воспоминаниях писал: «Пока существовало русское императорское правительство, бухарское правительство не имело никакой необходимости ни в армии, ни в военном снаряжений. После русской революции, для защиты своего государство я сам принял необходимые меры».15

Эмир бухарский эти «необходимые меры» в противовес желаниям Советского государства, видел в сближении с контрреволюционными силами внутри России и с империалистическими державами, ведущими антисоветскую политику. Всякая политика, проводимая ими была направлена именно на ухудшение взаимоотношений между Бухарой и Советской Россией.

II областной съезд Советов русских и пограничных поселений эмирата более внимательно обсудил не только отношения Бухарского эмирата с Советским государством, но и с новым порядком в этих поселениях. Съезд, защищая Советскую власть, считал беспочвенными, распространяемые в эмирате различные слухи, направленные эмирским правительством Бухары против нового строя не только в России и Туркестане, но и в русских и пограничных поселениях эмирата. На съезде отмечалось, что сразу после Октября и установления нового порядка в русских и пограничных поселениях «на некоторое время русскому населению был прекращен доступ за пределы Старой Бухары».16 Эти меры были предприняты эмирскими властями именно после того, как власть в поселениях перешла в руки Советов и окончательно были свергнуты местные учреждения Временного правительства. И съезд, раскрывая причину резкого поворота в политике эмирского правительства, отмечал, что «такая тревога могла быть вызвана только злонамеренными людьми, не останавливающимися перед тем, чтобы поднять смуту и натравить один народ на другой, для достижения своих политических и классовых интересов».17

Бухарское правительство, воспользовавшись случаем революционного акта от 28/29 ноября 1917 г. в Новой Бухаре, выставило через П.П.Введенского, который в тот момент находился при резидентстве России в Бухаре и стал главным советником эмира в его отношениях с Советским правительством, направило Ново-Бухарскому революционному комитету ультиматум со следующими требованиями: 1) о беспрепятственном пропуске хлебных грузов Старой Бухары и 2) требование о лишении права убежища бухарским политическим эмигрантам (джадидам -младобухарцам) и в русских владениях Бухарского эмирата.18

Съезд в своем постановлении дал ясный ответ на эти ультимативные требования эмирского правительства. В нем, в частности, отмечалось, что в заботе о продовольствии с переходом власти как в России, так и в русских и пограничных поселениях Бухарского эмирата в руки Советов рабочих и солдатских депутатов никаких изменений не произошло. Революционный комитет

14 См.: Подготовка и проведение Великой Октябрьской социалистической революции в Узбекистане. Сб документов. -Ташкент,1947. - С.288

15 См.: Хотирадои амир Олимхон. - Душанбе, 1992.- С.14

16 См.: АИОПП Рес.Уз. Ф.275, Оп.1, Д.10.-Л.2.

17 См.: АИОПП Рес.Уз. Ф.275, Оп.1, Д.10.-Л.2.

18 См.: Там же.

Новой Бухары пожелал только «во избежание возможности спекуляции хлебными грузами со стороны отдельных лиц иметь контроль за продвижением хлебных грузов, отправляемых из Новой Бухары вообще, а не только тех грузов, которые направляются в Старую Бухару».19

Относительно второго пункта ультиматума съезд ответил следующим образом: «Русская демократическая республика не может лишить священного права убежища политических эмигрантов, каковыми являются младобухарцы и самым решительным образом отвергает требование Бухарского правительства о выдаче какого-либо из них в его руки и настаивает на точном исполнении заверений, сделанных со стороны Бухарского правительства к прежнему русскому правительству, о том, что жизнь и безопасность младобухарцев и целость их имущества оно и гарантирует». Кроме всего этого, областной съезд обратил внимание эмирского правительства на то, что в последнее время в эмирате «участилось число смертных казней и телесных наказаний младобухарцев». Учитывая все это, далее отмечалось, что «не желая нисколько вмешиваться в религиозную жизнь дружественного нам бухарского народа и признавая принцип самоопределения народностей русская демократия протестует против смертных казней и телесных наказаний, требует их отмены».20 Таким образом, после Октябрьской революции 1917 г. в России, вслед за Петроградом и Ташкентом власть в русских и пограничных поселениях Бухарского эмирата также перешла в распоряжение Советов. С этого момента и прекращаются «дружественные отношения» между эмирским правительством Бухары и Российским, теперь уже Советским. Наоборот, отношения между ними постепенно обострялись.

Победа Октябрьской революции не могла не повлиять и на деятельность младобухарцев. Поскольку в то время в составе ЦК их партии основную позицию занимали представители торговой буржуазии, которые и надеялись на поддержку Временного правительства России, поэтому это событие поначалу огорчило их. В частности, Ф.Ходжаев, который входил в состав ЦК этой партии, отмечает, что «весть о низвержении Временного правительства в первое время привела младобухарцев в большое уныние».21

Октябрьскую революцию младобухарцы встретили в условиях, когда большая их часть из-за преследования эмирских властей, была вынуждена переселиться и укрыться в русских поселениях эмирата, прежде всего в Новой Бухаре (Кагане). Именно здесь они оказались очевидцами многих событий и перемен. Не вызывает сомнения, что эти события воодушевили младобухарцев на новый этап действий. Тот пессимизм, который был характерен для многих младобухарцев после разгона апрельской (1917 г.) демонстрации, оказался теперь позади. Вот поэтому ЦК партии младобухарцев из центра в Новой Бухаре возобновил и активизировал свою деятельность.

Разумеется, как ЦК партии младобухарцев, так и сами младобухарцы в Новой Бухаре (так и в других русских и пограничных поселениях эмирата) были вынуждены поддержать политику Советской власти на местах. А младобухарцы, которые находились в самой Старой Бухаре, все еще в отношении Советской власти придерживались иной позиции.

В донесении секретаря Старо-Бухарской милиции Кучарина, на имя областного комиссара русских пограничных поселений Бухарского эмирата, от 10 ноября 1917 г. говорится, что 5 ноября с.г. около 12 часов дня, около управления милиции, на предстоящий в тот же день митинг, собралось до 500 человек мусульман. Выступившие на этом митинге джадиды-младобухарцы Мирзо Дабири, мулло Абдурахимов и Иноят Бахшилахонов говорили, что «они должны быть солидарны русским» и в связи с этим «уничтожить тех своих людей, кто им идет вразрез и препятствует в проведении в жизнь свободы». На этом митинге присутствовали и представители реакционных кругов города, которые немедленно обо всем этом доводили до сведения кушбеги. А последний ограничился только вызовом отдельных участников этого митинга на объяснение.22 Потому, что этот митинг был не в поддержку Октябрьской революции России, наоборот, выступавшие на митинге сочувствовали свергнутому буржуазному Временному правительству, в лице которого видели символ свободы. Вот поэтому эмирское правительство, хотя охотилось за младобухарцами, в данном случае не только соблюдало их неприкосновенность, но и не приняло никаких мер для разгона этой демонстрации.

В Бухарском эмирате деятельность младобухарцев по-прежнему оставалась единственным оппозиционным движением против реакционного эмирского режима. Что касается русских и пограничных поселений эмирата, то здесь уже наблюдалась многопартийная система. Особенно влиятельными среди них являлись эсеры и меньшевики. В этих поселениях большевистские

19 См.: Там же.

20 См.: Там же.

21 См.: Ходжаев Ф. Изб.труды. Т.1. -С 131.

22 См.: ЦГА Рес.Уз.Ф.И-3. Оп.2,Д.511. -Л.43-43об

организации начали функционировать только в конце 1917 г. В частности, в декабре того года оформилась самостоятельная большевистская организация в Новой Бухаре (Кагане). В Карках к тому времени действовала большевистская группа.23 А на территории самого эмирата такие организации как большевистские, так и эсеро-меньшевистские всё ещё отсутствовали.

В целом, «большое уныние» младобухарцев продолжалось недолго. Обострение советско-бухарских отношений им оказалось по душе. Именно в этом они видели главный инструмент давления на эмирский режим.

В конце 1917 г. обстановка в верхнем эшелоне эмирата все ещё оставалась неспокойной. Это могло быть результатом как влияния революционных событий России, так и деятельности младобухарцев и привлечение в это движение все больше и больше представителей местной интеллигенции, прежде всего из числа мударрисов и учащихся медресе. Эти неспокойствия, хотя ещё были далеки от революционного взрыва, но позиция, которую занимала часть мударрисов и учащихся медресе по отношению к консервативным кругам духовенства сильно беспокоило эмира и его окружение.

Как уже отмечалось, после разгона мирной демонстрации младобухарцев и их сторонников (8 апреля 1917г.), представители консервативных кругов духовенства, такие ярые реакционеры, как мулла Кутбиддин, мулла Холмурод, Ибадулла Махдум, Музаффарходжа и Шавкатходжа, чувствуя поддержку эмира и фактически являясь хозяевами положения, - действовали по своему усмотрению. Они выступали не только против джадидов-младобухарцев, но и против тех, кто им сочувствовал или был не согласен с реакционным режимом эмирата. Они подготовили фатву, по которой джадиды-младобухарцы и сочувствующие им лица были обязаны просить у эмира прощение за свои грехи, после чего эти «выновные» перед шариатом заново должны стать мусульманами. В противном случае, они якобы заслуживают всякую кару.

Как утверждает С. Айни, в разгар деятельности представителей консервативных кругов духовенства, которую олицетворяла группа муллы Кутбиддина, находились честные люди и среди высшего духовенства, которые открыто выступали против реакционных и антишариатских действий. В частности, муфтий мулло Икром обо всем этом писал кушбеги Низомиддинходже Урганджи. Но, поскольку и сам кушбеги был ярым реакционером, он добился согласия эмира на высылку Муллы Икрома из Бухары в Гузар за непослушание. Все это только воодушевляло консервативные круги на новые действия. Они по-прежнему могли задержать любого прохожего и обвинить его в принадлежности к джадидам, хотя многие задержанные не имели к ним никакого отношения. Все это не интересовало сторонников муллы Кутбиддина. Потому что, это давало им возможность обогащения, поскольку с задержанных взыскивалась определенная сумма и, кроме того, перед мечетью, в присутствии горожан, задержанных заново сочетали мусульманским браком с их собственными женами и только после всего этого их отпускали как уже якобы истинных мусульман. Постепенно влияние группы муллы Кутбиддина усилилось настолько, что ни один мулла не мог без его согласия что-либо делать. Разумеется, что и назначение на должность также зависело от рекомендации группы Кутбиддина. Даже казикалян Бурхониддин без их ведома ничего не мог делать.24

В итоге, реакционные и возмутительные действия группы Кутбиддина привели к появлению недовольных из среды высшего духовенства: мударрисов, мулл и др., которые не могли согласиться с таким поведением своих представителей. К ним присоединился даже сам казикалян. Он поручил своему сыну Усманбеку, чтобы он против группы Кутбиддина создал организацию. Т.е. здесь цель казикаляна заключалась в том, чтобы завоевать поддержку среди духовенства. Однако произвол самого казикаляна также стал поводом недовольства другой части духовенства. В начале рабиуссони 1336 года хиджри (1918 г.), более тысячи человек собрались в Регистане. Они отправили своих представителей к кушбеги с требованием прекращения произвола группы Кутбиддина и освобождении их от занимаемых должностей. Другая группа ставила вопрос об освобождении казикаляна. Это были события неслыханные в истории мангытской династии Бухары, разумеется, оно привело в шоковое состояние эмира и его ближайшие круги. Но, организаторы демонстрации, которые также были из числа духовенства, ограничились только предъявлением своих требований к кушбеги и разошлись, а кушбеги в свою очередь обещал дать ответ в двухдневный срок. Этот срок был достаточным для объединения всех реакционных сил Бухары, включая группу Кутбиддина и казикаляна, которые в свою очередь добились изгнания из города основных инициаторов демонстрации.25

23 См.: История коммунистических организаций Средней Азии. -Ташкент, 1967. - С.212.

24 См.: Айни С. Таърихи инкилоби Бухоро. -Душанбе, 1987. -С.197-199

25 См.: Там же.. -С.198-199

Бухарский эмир - Алимхан, проводя антисоветскую политику, приступил к увеличению своих войск. За короткий период времени т.е. с ноября 1917 года им три раза была проведена мобилизация в войска. Ещё тогда среди эмирских войск было немало «добровольцев-афганцев». В эмирате все эти мероприятия мотивировались тем, что этого требуют «независимость» и «самостоятельность» страны, оборона от вторжения Советского Туркестана, который, якобы, посягает на жизнь народов Бухары.26 В частности, для мобилизации мужского населения близлежащих к городу Старой Бухары районов было организовано большое мероприятие - конная игра - козлодранье (бузкаши) на свадьбе Рахматуллаходжи - казначея (хазиначи) сына Низамиддина ходжи кушбеги. По этому случаю было мобилизовано большое число мужского населения не только туменов, находящихся вокруг или вблизи столицы эмирата, но и таких бекств, как Кармининского, Зияуддинского, Хатирчинского и Нуратинского. Они были расквартированы в селах, расположенных вокруг летней резиденции эмира, - Ситораи Мохи Хоса. Для того, чтобы эти козлодранья были пышными, зрелищными и продолжительными, т.е. чтобы мобилизованные конницы не разошлись по домам, сам эмир каждый день выделял по 30-40 козлов. В результате это зрелище продолжалось 15 дней. За казначеем начал такое торжество сам кушбеги, что продлилось один месяц, а эмир для него выделял в день от 40 до 100 козлов.27

Таким образом, в условиях, когда эмирское правительство объявило свой суверенитет, в верхнем эшелоне эмирата, особенно среди духовенства, которое должно было служить главной опорой эмирского режима, отсутствовало единство, так как среди них все ещё продолжался раскол на сторонников и противников реформы. А сам эмир и его окружение по-прежнему поддерживали противников реформы. Теперь эмиру стало необходимо задуматься и об обороне своей страны. С этой целью он и его окружение решили под предлогом козлодрания собрать мужское население, что и было сделано.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. История таджикского народа. Новейшая история (1917-1941 гг.). -Душанбе, 2004. - Т. V. -С. 184.

2. Хотамов Н. Б. Свержение эмирского режима в Бухаре. - Душанбе, 1997. - С. 123.

3. Фомченко А.П. Русские поселения в Бухарском эмирате. - Ташкент: 1958.- С.52-53

4. Подготовка и проведение Великой Октябрьской Социалистической революции в Туркмении. Сб.документов. -Ашхабад, 1964-С.164;

5. Фомченко А.П. Указ.соч.- С.53.

6. Тухтаметов Т.Г. Россия и Бухарский эмират в начале XX в. -Душанбе, 1977.- С.103.

7. Ходжаев Ф. Изб. труды. Т.1.-Ташкент, 1970. -С.131

8. См.: Архив Института общественно - политических проблем Ресбуплики Узбекистан (Далее АИОППРес. Уз) Ф. 275. Оп. 1. -Д. 10. -Л.2.

9. Подготовка и проведение Великой Октябрьской социалистической революции в Узбекистане. Сб документов. -Ташкент,1947. - С.288

10. См.: Хотирауои амир Олимхон. - Душанбе:1992.- С.14

11. См.: АИОППРес.Уз. Ф.275, Оп.1, Д.10.-Л.2.

12. Ходжаев Ф. Изб.труды. Т.1.-С 131.

13. См.: ЦГА Рес.Уз.Ф.И-3. Оп.2,Д.511.-Л.43-43об

14. История коммунистических организаций Средней Азии. -Ташкент, 1967.- С.212.

15. Айни С. Таърихи инкилоби Бухоро.-Душанбе, 1987. -С.197-199

16. См.: Там же.. -С.198-199

17. См.: Искандаров Б.И. Бухара (1918-1920 гг.). - Душанбе, 1970. -С.54-55.

26 См.: Искандаров Б.И. Бухара (1918-1920 гг.). -Душанбе, 1970. -С.54-55

27 3 См.: Норкулов Н.К.Таърихи Салими - ценный источник по истории Бухарского эмирата (1860-1920 гг.). Дисс. канд. ист. наук. -Ташкент, 1968. -С.165-166

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.