Научная статья на тему 'АБДУКАДЫР МУХИДДИНОВ - СУДЬБА ПОЛИТИКА'

АБДУКАДЫР МУХИДДИНОВ - СУДЬБА ПОЛИТИКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
238
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХАРА / АХМАД ДОНИШ / ПРОСВЕТИТЕЛИ / ДЖАДИДЫ / МУХИДДИН МАНСУРОВ / МЛАДОБУХАРЦЫ / "БУХОРОИ ШАРИФ" / "КУТУЛУШ" / ЭМИР АЛИМХАН / МАНИФЕСТ / РЕФОРМА / РЕВКОМЫ / В.В. КУЙБЫШЕВ / Г. САФАРОВ / Ф. ХОДЖАЕВ / У. ПУЛОДХОДЖАЕВ / ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хотамов Намаз Басарович

Абдукадир Мухиддинов-сын бухарского миллионера Мухиддина Мансурова, вместе с отцом посвятил свою жизнь, сначала в освобождение населения от эмирской тирании, а затем, после свержение эмирского режима в Бухаре, в укрепление нового Советского строя. Абдукадыр Мухиддинов занимал ключевые должности в Бухарской Народной Советской республике и Таджикской Автономной Советской Социалистической республике. Однако сталинская репрессия практически оборвала жизнь заметного политика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABDUQODIR MUHIDDINOV - THE FATE OF THE POLITICIAN

Аbdukadir Mukhiddinov-the son of the Bukhara millionaire-Mukhiddin Mansurov, father and son devoted their lives, at first in the liberation of violence from the emir's tyranny, and then, after, the overthrow of the emir's regime in Bukhara, in strengthening the new - Soviet system. Abdukadyr Mukhiddinov held key positions in the Bukhara People's Soviet Republic and the Tajik Autonomous Soviet Socialist Republic. However, Stalin's repression practically ended the life of a prominent politician.

Текст научной работы на тему «АБДУКАДЫР МУХИДДИНОВ - СУДЬБА ПОЛИТИКА»

Key words: trade relations, Bukhara Emirate, Tsarist Russia, khanates, embassy, Russian bourgeoisie, agricultural products, trade routes.

Маълумот дар бораи муаллиф: Абдураззоков Шухратчон Рузибоевич-унвончуйи Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониш. Телефон: (+992) 93770033. E-mail: abdurazzoqov.2020@mail.ru

Information about the author: Abdurazzoqov Suhratjon Ruziboevich-applicant for the A.

Donish Institute of History, Archeology and Ethnography. Phone: :(+992) 93770033. E-mail: abdu-razzoqov.2020@mail.ru

УДК-94:32 (092) (575.3)

АБДУКАДЫР МУХИДДИНОВ - СУДЬБА ПОЛИТИКА

ХОТАМОВ Н. Б., Институт истории, археологии и этнографии имена Ахмада Дониша

Абдукадыр Мухиддинов являлся одним из наиболее способных, интеллектуально грамотных руководителей Республики Таджикистан 2030-х годов ХХ века. Однако период его жизни и деятельность совпали с периодом, который являлся сложным не только для таджикского, но и для всех народов бывшего Советского Союза, так как этот период наряду с тем что являлся переходным был трагичным в судьбе многих его партийных, государственных и других деятелей. Трагические черты периода коснулось и судьбы Абдукадыра Мухиддинова.

Абдукадыр Мухиддинов родился в 1892 г. в г Бухаре, в семье купца - миллионера Мухиддина Мансурова известного прогрессивного государственного деятеля Бухары. Он получил прекрасное домашнее образование, хорошо владел русским, арабским, тюркским, татарским и другими языками. Молодые годы Абдукадыра совпали с периодом, когда в условиях феодальной Бухары развивались не только товорно-денежные отношения, но и под влиянием ряда событий того периода, прежде всего просветительских взглядов великого сына таджикского народа одного из основоположников просветительства в Средней Азии Ахмада Дониша, влиянием первой русской буржуазно-демократической революции (1905-1907 гг.) и передовой демократической печати, сложилось новое течение, известное под названием джадидия. Абдукадыр уже в начале ХХ в., как и другая пробудившаяся часть бухарской интеллигенции, вошел в джадидское движение.

Бухарские джадиды, которые под влиянием младотурок Турции именовали себя младобухарцами, являлись единственным оппозиционным течением в отношении эмирского режима Бухары. Джадиды Бухары, как и

джадиды Туркестана и Хивы, начали свою деятельность с открытием но-вометодных, т.е. джадидских школ, организации газет, книжных магазинов, аптек и.т.д., с чем сделали шаг вперёд, по сравнению со своими предшественниками, т.е. просветителями. Джадиды в условиях Бухары хотели реформирования эмирского правительства, упорядочения налоговой системы, контроля над доходами и расходами эмирской казны, путем пропаганды хотели устранить религиозные конфликты, от эмирского правительства требовали обеспечение неприкосновенности собственности и ее защиты, строительство дорог и мостов, уменьшение расходов для различных торжеств и ритуалов и др. [1, 69-70;13,78-79].

Цель и действия джадидов Бухары было не по душе реакционным кругам эмирата, в число которых входил и сам последний эмир Бухары -Алимхан. Вот поэтому в условиях Бухарского эмирата джадиды были вынуждены действовать подпольно. Что касается Туркестанских и Хивинских джадидов, то они действовали открыто.

Бухарские джадиды в условиях эмирской тирании подпольно открывали новометодные, т.е. джадидские школы, создавали общества и т.д. Как подчеркивает основоположник новейшей таджикской литературы и истории Садриддин Айни, Абдукадыр еще с 1910г. на страницах оренбургского журнала «Вакт» («Время»), под псевдонимом «Из Бухары» начал публиковать свои статьи, раскрывающие реакционную сущность эмирско-го режима в Бухаре. Кроме того, Абдукадыр вместе с отцом - Мухиддином Мансуровым и братом Мирзо Изомом в 1912 г. были инициаторами издания первой таджикской газеты (джадидской) «Бухорои Шариф» («Священная Бухара»)[1,72-79, 109]. В издании этой газеты также активно участвовал как инициатор, просветитель, джадид, путешественник побывавший во многих странах Азии, Европы и Африки, родившийся и выросший в Бухаре Мирзо Сироджи Хаким [11,132-133].

Вторая и третья Российская революция по разному были встречены бухарскими джадидами-младобухарцами. В частности, они от души приветствовали победу февральской (1917) буржуазно-демократической революции и свержение царского режима в России. После чего, испугавшись этих событий эмир Бухары, ради сохранения своей власти был вынужден 7 апреля 1917г. объявить манифест реформы, в честь которой на следующий день - 8 апреля, младобухарцы организовали торжественную демонстрацию. Однако в тот же день и реакционные круги Бухары также вышли на демонстрацию, но против реформы. В результате произошло столкновение сторон, а эмир без колебания перешел на сторону реакционных кругов Бухары. Демонстрация младобухарцев была разогнана, многие из них были арестованы и наказаны. От объявленной эмиром реформы скоро все забыли. Этим было подорвано доверие пробудившейся передовой части бухарской интеллигенции к эмиру Алимхону. С того момента

(т.е. апрель 1917 г.) отдельные младобухарцы ставили вопрос о свержении эмирского режима в Бухаре.

Младобухарцы встретили Октябрьскую революцию с большим унынием [9,131]. После Колесовской авантюры (март 1918г.) они были вынуждены эмигрировать в советский Туркестан, а некоторые даже в глубь России. Из числа бухарских эмигрантов в апреле 1918г. в Ташкенте, под влиянием российской партии эсеров была образована партия младобухар-цев социал-революционеров, а в сентябре того года, после разгрома в России партии эсеров, была образована партия Бухарских коммунистов, другая часть младобухарцев в начале 1920г. образовала партию младобухар-цев-революционеров. Абдукадыра Мухиддинова, который в тот момент находился в Москве, в феврале 1919г. был принят Московской городской партийной организацией в члены партии большевиков [7,3].

Абдукадыр Мухиддинов в том же 1919г. возвращается в Ташкент и работает уполномоченным Наркомнаца РСФСР и членом коллегии Наркомнаца Туркестанской АССР, член президиума Краевого бюро мусульманских коммунистических организаций (Краймусбюро)[7,3]. Последний был организован в марте 1919г. при крайкоме Компартии Туркестана, на его второй конференции, как вспомогательный орган крайкома по организации и руководству партийно-политических работ среди трудящихся местных национальностей. Все решения Мусбюро подлежали последующему утверждению Туркестанским крайкомом партии. С того момента начинается сотрудничество Абдукадыра с Бухарской коммунистической партией, центральный комитет которого также находился в г. Ташкенте. Он был сотрудником, а потом редактором их печатного органа - газеты «Кутулуш» («Освобождение»), выходившей также в Ташкенте с 28 июня 1920г. на узбекском и таджикском языках. Статье и стихи, которые печатались на страницах этой газеты, в основном были направлены к свержению эмирского режима в Бухаре.

После свержения эмирского режима в Бухаре (2 сентября 1920г.) Временный Революционный комитет выступил с манифестом, в котором Бухарское государство объявляется независимой Бухарской Советской республикой, а Российская Федерация (РСФСР) признает независимость этой республики [4,212, 217]. Абдукадыр Мухиддинов стал одним из лидеров Бухарской республики. В начале он занимал пост назира (министра) земледелия, а 14 сентября 1920г. он стал председателем Всебухарского ревкома, который являлся высшим законодательным и контролирующим органом новой республики [3а,55-56].Опытный политик, большевик В.В. Куйбышев уже 8 сентября того года был назначен в Бухаре как полномочный представитель РСФСР при правительстве БНСР и уполномоченного ЦК РКП (б) и Коммунистического интернационала при ЦК БКП.

Постепенно самим руководителям Бухарской республики стало ясно, что их суверенитет это относительное понятие. Они сами убедились,

что определение социально-экономического и внешнеполитического курса их правительства, надзор за деятельностью партийных, государственных учреждений республики, а также расстановка кадров находятся в распоряжении В.В. Куйбышева.Поэтому деятельность партийно-государственного руководства Бухарской республики направлялась по руслу, который соответствовал бы политическому и экономическому курсу Советской России.

Но не все лидеры Советской России и Коминтерна в отношении Бухары проводили такую тонкую, сравнительно обдуманную тактику, какую, как например, вел В.В. Куйбышев. В частности, 26 декабря 1920 г. в Бухаре состоялось заседание партийного актива республики. На нем, в качестве представителя Коминтерна выступил Г.Сафаров. Он, резко критикуя руководство Бухарской республики, обвинил их в том, что ими «ничего не делается для ликвидации остатков эмирских войск», причем допускал такие выражения, как «кучка советских разбойников», и угрожая присутствующим: «Мы вас всех расстреляем!», в заключение обозвал их «сволочью» [2, 51].

Чтобы внести ясность, приведем выдержки из стенографического отчета того актива. Так в нем Г.Сафаров, действительно угрожая присутствующим лидерам Бухарской республики, считавшейся суверенным государством, говорил: «Если Бухара превратится в другую Фергану (т.е. если наподобие Ферганы и здесь будет антисоветское движение - Н.Х.), то мы должны будем расстрелять тех коммунистов, которые здесь сидят и у нас имеется достаточно авторитета и мы это сделаем, у нас есть сила и Восточный фронт приблизится к Бухаре, то мы это сделаем, как представители Коммунистического интернационала».Далее он продолжил: «Эта ваша власть не реальная, так как эта власть не держится ни на чем, она может держаться на базаре, это ясно, потому что базар даст ей штыков для своей защиты, а чьи штыки здесь, это вы знаете, и мы в любой момент готовы убрать эти штыки, а когда мы их уберем, то что здесь будет? Здесь будет Старая Бухара и это ясно, и мы приехали с тов. Зиновьевым не для того, чтобы просмотреть насколько вы выполните приличие по отношению к интернационалу, а поскольку вы выполните ваши обязанности, как коммунисты. Ваше отношение к обсуждаемому вопросу показывает, что вас интересует положение коммунизма здесь в Бухаре, настолько же насколько я интересуюсь им в Мексике» [3,51].

Вот такой тон выступления был у представителя Советской России и Коминтерна по отношению к руководству другого, якобы суверенного государства, каким считалась Бухарская республика. Именно это оскорбительное выступление Г. Сафарова послужило поводом, чтобы председатель Всебухарского ревкома А. Мухиддинов и председатель Совета Народных Назиров БНСР Ф. Ходжаев с протестом обратились к Нарко-минделу РСФСР, в котором оценили его выступление как «барско-диктаторское обращение с высшими учреждениями Бухарской республи-

ки», дающее «возможность усилению гнусной агитации агентов контрреволюции, считающих Бухару завоеванной русскими», а ее правительство -«марионеткой в руках представителей Советской России». В связи с этим бухарское руководство «выражая категорический протест против поведения Сафарова и считая невозможным продолжение совместной с ним работы», заодно просили Наркоминдел РСФСР «немедленно дать ответ по радио на свое заявление, утверждая, что в противном случае «не считают возможным для себя оставаться далее у власти» [2,51].

Может быть для молодого, неопытного правительства Бухарской республики были необходимы советчики, наподобие сдержанной тактики В.В. Куйбышева, а не наподобие грубого Г. Сафарова? Однако в условиях Бухары, при осуществлении отдельных мер не всегда учитывались местные условия и обычаи, степень подготовленности народа к восприятию этих новшеств. Наоборот, тогдашняя ситуация Бухары требовала от руководителей республики большого, обдуманного и творческого подхода. Поэтому уж не говоря о том, что говорили их противники, даже некоторые из числа самих лидеров и ответственных работников Бухарской республики в поведении представителей РСФСР и Коминтерна видели превращение Бухары в новую колонию, теперь уже колонию Советской России. Вот почему, отдельные из ответственных лидеров БНСР, несмотря на занимаемые ими высокие должности (как например Усмонходжа Пулатходжаев, являвшийся первым председателем Всебухарского ЦИКа), открыто перешли на сторону антисоветских сил.

В период существование Бухарской Народной Советской республики (1920-1924 гг.) в составе членов ее правительства шла острая борьба между группировками, особенно между группами Файзуллы Ходжаева и Абдукадыра Мухиддинова. Ф. Ходжаев являлся председателем Совета Народных Назиров БНСР, а А. Мухиддинов-председателем Революционного комитета этой республики. Чтобы обессилить группу Абдукодира Мухиддинова, группа Файзуллы Ходжаева, идейным вдохновителем которой был Абдурауф Фитрат, в отношении Мухиддина Мансурова, т.е. отца А. Мухиддинова, занимавшего в правительстве должность назира торговли и промышленности, распространили грязную клевету, после чего Му-хиддин Мансуров покинул Бухару и ушел в неизвестном направлении. Так противники Абдукадыра Мухиддинова, оставили его в одиночестве.

Абдукадыр Мухиддинов никогда не был в числе тех, которые перешли в другой лагерь. Он твердо стоял на защите интересов нового режима и коммунистических идей. Однако при обсуждении острых вопросов он твердо придерживался своей позиции. В частности это наблюдаем в момент проведение земельной реформы в БНСР.

30 сентября 1920г.(это дата подлинника) Центральный Революционный Комитет БНСР обнародовал Декрет о земле, на основе которого все пахотные земли, принадлежавшие свергнутому эмиру, его семье и его бе-

кам, со всеми находящимися на них строениями, живым и мертвым инвентарем считаются общенародным достоянием и передаются безземельным и малоземельным дехканам. Однако и после принятия этого декрета споры вокруг решения земельного вопроса продолжались. Наиболее решительную позицию занимало радикально настроенное крыло бухарских коммунистов во главе с секретарем ЦК БКП Н. Хусаиновым. По их утверждению якобы «бухарская революция» была социалистической, поэтому они, опираясь на опыт России, требовали национализацию всех земель, в том числе и вакуфных, не учитывая специфики экономики республики, психологии местного дехканства, сильного влияния на них религии и других особенностей [3б, 291].

Вторую группу, которую иногда упоминают как «правых», возглавлял председатель Ревкома БНСР Абдукадыр Мухиддинов. Эта группа выступала против земельной реформы. Они считали, что в Бухаре произошла буржуазно-демократическая революция, в связи с чем, поддерживая конфискацию земель эмира и его чиновников, за одно считали необходимость в сохранение крупных земельных собственностей и содействовать развитию капиталистических отношений в сельском хозяйства. В октябре 1920г. Абдукадыр Мухиддинов на первом Всебухарском съезде Советов с трибуны открыто говорил: «Согласно шариату, никакая собственность мусульманина не может быть отчуждена без его согласия. Я высказываюсь за оставление имеющихся до сего времени земель у их владельцев в прежнем виде» [8, 45].

Третью группу, так называемых «центристов», возглавлял председатель Совета Народных Назиров БНСР Ф. Ходжаев. Они являлись сторонниками проведения умеренной аграрной политики, т.е. конфискации земель эмира и придворной верхушки, но сохранения до определенного времени, пока не созреют условия для дальнейшего развития революции, байского и вакуфного землевладения [3б, 291-292].

Разумеется, в БНСР в дальнейшем пошли еще дольше по пути национализации всех земель. Однако, с точки зрения сегодняшнего дня, более приемлемым была позиция Абдукадыра Мухиддинова. Но, как подчеркивают Р. Масов и Ш. Султанов, в то время замыслы и идеи Абдука-дыра Мухиддинова «в решении земельно-водных вопросов не нравились многим тем, кто под лозунгом революционной или классовой преданности были движимы жаждой власти, обвиняли А. Мухиддинова в революционной и классовой непоследовательности, если не в измене» [7,3]. Поэтому на состоявшемся в сентябре 1921г. втором Всебухарском съезде Советов Аб-дукадыр Мухиддинов не был переизбран на должность председателя Бухарского Центрального Исполнительного Комитета (Бухцика).

В момент национально-территориального размежевания Средней Азии 1924г. взгляды и подходы Абдукадыра Мухиддинова, как и у многих других первых руководителей региона, которые были таджиками «по от-

ношению к своему народу, к его историческому прошлому, территории, языку и культуре были неоднозначными, противоречивыми, порой враждебными» [7,3]. Однако не надо забывать, что Абдукадыр Мухиддинов из число таких лиц первым понял свою ошибку, осуждал себя, считал в отношение таджиков национально-территориальное размежевание в Средней Азии несправедливым. Он в своих статьях и докладных записках направленных руководству Союза, в частности И.В.Сталину, неоднократно выступал против этих допущенных ошибок по отношению к таджикам и требовал их справедливого решения [12, 48-59].

С образованием Таджикской АССР (в 1924 г.) Абдукадыр Мухиддинов связал свою судьбу с этой республикой. В 1924-1926 гг. он работал заместителем председателя Революционного Комитета этой республики, а в 1926-1928гг. председателем Совета Народных Комиссаров Таджикской АССР. Абдукадыр Мухиддинов в 1928-1931гг. был постоянным представителем Таджикской АССР, а потом Таджикской ССР в Среднеазиатском экономическом совете (ЭКОСО) в Узбекистане. Был наркомом снабжения Таджикской ССР. Перед арестом являлся заместителем уполномоченного наркома снабжения СССР в Средней Азии.

Абдукадыр Мухиддинов не смог остаться равнодушным в период проведения сплошной коллективизации дехканских хозяйств в республике. Так как в тот период под видом ликвидации байства ликвидировались и конфисковались имущества бедняков и середняков, что и привело к резкой эмиграции дехкан в Афганистан. Он выступая против такой антигуманной политики, в своей докладной записке в ЦК КП (б) Таджикистана «по вопросу эмиграции в Афганистан» объясняет массовый уход населения из хлопковых районов не только результатом байской агитации, но и тем, что «мы, признавая хлопководство по республике ведущей отраслью народного хозяйства, не создали для хлопкоробов условий как для ведущего (пример: Союз считал производство металлургии и угля ведущим и создал и создает для рабочих экономически улучшенные условия по сравнению с другими отраслями промышленности, мы же по отношению к хлопкоробам этого не сделали)» [7,3]. Однако эти мнения и факты были признаны как «кулацко-националистического характера», что послужило для необоснованного шельмования его в партийных кругах. На объединенном Пленуме ЦК КП (б) Таджикистана (в декабре 1933г.) его даже обвинили в том, что якобы по его словам, «при царском режиме для развития хлопководство было больше стимулов, чем при советской власти, что народ держат на голодном пайке, а деньги тратят на мировую революцию» [7,3].

Обвинили Абдукадыра Мухиддинова еще и в том, что он якобы «в разговоре со своими единомышленниками высказывался против переименования Душанбе в Сталинабад, мотивируя это тем, что тов. Сталин непонятен для Востока». Фактически «все эти обвинения носили клеветнический характер и складывались из устных и письменных доносов отдельных

лиц, которые выслуживались или просто спасали свою голову, подставляя другую» [7,3].

1 января 1934г. на заседании комиссии ЦК ВКП (б) под председательством Н.Баумана рассматривалось дело А.Мухиддинова, обвиняемого якобы как члена «комитета контрреволюционной организации». В том же году он был арестован, постановлением коллегии ОГПУ от 31 мая 1934г., с ярлыком «буржуазный националист» и расстрелян [7,3]. Однако, по данным Б.Х. Эргашева Абдукадыр Мухиддинов не был расстрелян в 1934г. как считалось долгое время, а отправлен в ссылку на Соловецкие острова, где и умер в 1940 году [15].

Так в расцвете жизни завершилась деятельность Абдукадыра Му-хиддинова - известного политика и государственного деятеля. Как свидетельствуют приведенные факты, он еще в период эмирской Бухары боролся против тирании и несправедливости, поэтому активно участвовал в свержении такого режима. Как в Бухарской, так и в Таджикской республике Абдукадыр Мухиддинов занимал ответственные должности. Он и в новый период неустанно боролся за справедливость. Однако в итоге сам стал жертвой несправедливости сталинской эпохи. В 1958 г. Абдукадыр Мухид-динов посмертно бал реабилитирован и восстановлен в партии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айнй С. Таърихи инкилоби Бухоро (История Бухарской революции).-Душанбе,-1987.

2. «Вопросы истории» (журнал). -Москва, 1993. - №7.

3а. История таджикского народа. Т.У. Новейшая история (1917-1941 гг.). Под. ред. академика Р. М. Масова. -Душанбе, 2004.

3. Гафуров А. М. Ревкомы Таджикистана. -Душанбе,2005.

4. Ишанов А. И. Бухарская Народная Советская республика. -Ташкент, 1969.

5. Масов Р. История топорного разделения. -Душанбе, 1991. -190 с.

6. Масов Р. Таджики: История национальной трагедии. -Душанбе, 2008. - 536с.

7. Масов Р., Султонов Ш. Абдукадыр Мухиддинов: «Вытянуть народ из тьмы средневековья» // «Коммунист Таджикистана». -1989, 22 октября.

8. Фиш. Р., Хошим Р. Глазами совести. -Душанбе, 1978.

9. Ходжаев Ф. К истории революции в Бухаре и национального размежевания Средней Азии // Избранные труды. - Т.1. -Ташкент, 1970.

10. Хотамов Н. Б. Бухарские джадиды и основные этапы их деятельности.-Душанбе, 2000. - 55с.

11. Хотамов Н. Б. Таърихи халки точик (аз солдои 60-уми асри ХХ то соли 1924). Наш-ри 2-юм. -Душанбе, 2007. - 368с.

12. Хотамов Н. Б. Эътирози арбобони дизбию давлатии Ч.МШС Точикистон аз беадолатидо дар замони мухторият//«Зинаи далкунанда дар эдёи давлатдории точикон. Мачмуи маколаву маърузадо бахшида ба 80-солагии ташкилёбии Ч.МШС Точикистон (ДДОТ ба номи С. Айнй).-Душанбе, 2011.-С. 48-59.

13. Хотамов Н. Б. Свержение эмирского режима в Бухаре. Второе издание, с исправлением и дополнением.-Душанбе, 2018. -340 с.

14. Х,отамов Н., Довудй Д., Муллочонов С., Исоматов М. Таърихи халки точик. Кито-би дарсй барои донишчуён. Нашри 3-юм. Бо иловадо.-Душанбе, 2019. - 650 сад.

15. Эргашев Б. Х. Абдукадыр Мухиддинов // «Родина». 1989/1990.

АБДУЦОДИР МУХИДДИНОВ -ТАВДИРИ СИЁСАТМАДОР

Абдукодир Мухиддинов-фарзанди миллионери бухорой-Мухиддин Мансуров, падару писар якчоя фаъолияти худро дар аввал барои аз зулмоти замони амирй озод намудани мардум, баъди сарнагун намудани тартиботи амирй дар Бухоро, барои мустахкам кардани чамъияти нав-Шуравй чонбозихо кардаанд.

Абдукодир Мухиддинов дар Чумхурии Халкии Шуравии Бухоро ва Ч,умх,урии Мухтори Шуравии Сотсиалистии Точикистон вазифахои масъулро ба ухда дошт. Аммо таъкиботи сталинй хаёти ин сиёсатмадорро дар айни ав^и камолот ба тарзи фочиавй канд.

Калидвожах,о: Бухоро, Аумади Дониш, маорифпарварй, цадидй, Мууиддин Мансуров, цавонбухороиён, «Бухорои Шариф», «Кутулуш», амир Олимхон, манифест, ислоуот, кумитауои ищилобй, В. В. Куйбишев, Г. Сафаров, Ф. Хоцаев, У. Пулодхоцаев, ислоуоти замин.

АБДУКАДЫР МУХИДДИНОВ - СУДЬБА ПОЛИТИКА

Абдукадир Мухиддинов-сын бухарского миллионера Мухиддина Мансурова, вместе с отцом посвятил свою жизнь, сначала в освобождение населения от эмирской тирании, а затем, после свержение эмирского режима в Бухаре, в укрепление нового Советского строя.

Абдукадыр Мухиддинов занимал ключевые должности в Бухарской Народной Советской республике и Таджикской Автономной Советской Социалистической республике. Однако сталинская репрессия практически оборвала жизнь заметного политика.

Ключевые слова: Бухара, Ахмад Дониш, просветители, джадиды, Мухиддин Мансуров, младобухарцы, «Бухорои Шариф», «Кутулуш», эмир Алимхан, манифест, реформа, ревкомы, В.В. Куйбышев, Г. Сафаров, Ф. Ходжаев, У. Пулодходжаев, земельная реформа.

ABDUQODIR MUHIDDINOV - THE FATE OF THE POLITICIAN

Аbdukadir Mukhiddinov-the son of the Bukhara millionaire-Mukhiddin Man-surov, father and son devoted their lives, at first in the liberation of violence from the emir's tyranny, and then, after, the overthrow of the emir's regime in Bukhara, in strengthening the new - Soviet system.

Abdukadyr Mukhiddinov held key positions in the Bukhara People's Soviet Republic and the Tajik Autonomous Soviet Socialist Republic. However, Stalin's repression practically ended the life of a prominent politician.

Key words: Bukhara, Ahmad Donish, enlighteners, jadida, muhiddin Mansurov, mladobuharitsy, «Бухорои Шариф», «Kutulush», Emir Alimhan, manifesta, reform, rechelm, V.V.Kuybishev, G. Safarov, F. Khojaev, U. Pulodkhojaev, land refalma.

Маълумот дар бораи муаллиф: ^отамов Намоз Басарович-доктори илмхои таърих, профессор, сарходими илмии шуъбаи таърихи навтарини Институти таърих,

бостоншиноси ва мардумшиносии ба номи А. Дониши Академияи миллии иямдои Точикистон. Телефон: (+992) 918215536. E-mail: namoz.hotamov@mail.ru

Information about the author: Hotamov Namoz Basarovich-Doctor of Historical Sciences, Professor, Chief Researcher of the Division of the newest history of the A. Donish Institute of History, Archeology and Ethnography of the National Academy of Sciences of Tajikistan. Phone: (+992) 918215536. E-mail: namoz.hotamov@mail.ru

УДК-792 (09)

ДУРНАМОИ ОМОДА НАМУДАНИ РАССОМОНИ

ТЕАТРИ МИЛЛЙ

ХАСАНОВА Р. X,., Институти таърих, бостоншиноси ва мардумшиносии ба номи А. Дониш

Тавачдух, ба таъриху фарханг, адабиёти чандхазорсолаи пургановати миллат ва дар хидмати имрузиён гузоштани онхо ;исми таркибй ва хадафи нихоии х,ар миллату давлати хештаншиносу худогох ба шумор меравад.

Дар замони муосир фархднг ва неруи фархднгй ба хдйси афзалиятх,ои миллии аксарияти халку кишварх,ои олам пазируфта шуда, меъёрх,ои мухдмми сатх,и пешрафти чомеаи имруза-рушди фархднг, устурах,ои таъмини раванди хдфзи мероси фархднги миллй ва умумибашарй, мавчудияти имкониятх,ои мусоид барои баёни акоиди маънавй - эчодии шахс эътироф гардидаанд.

Бо шарофати сох,ибисти;лолии худ Точикистон аз пайи эх,ё ва хдфзу нигохдории шаклх,ои гуногуни мероси ниёгон буда, дар заминаи сиёсати фархднгпарварона дар хдмаи шохах,ои давлатдорй асолати миллй баркарор карда шуд, ки анъанах,ои чандинхдзорсола дорад ва яке аз нишонах,ои хувияти миллй хдмин аст.

Санъати театрии точик таърихи бою рангинро доро буда, то имруз аз тарафи мух,а;к;ик;они варзида ба монанди Низом Нурчонов, Аскар Абдурахмонов, Нур Табаров ва дигарон мавриди тахлилу баррасй ;арор гирифтаанд.

Яке аз самтх,ои мухдмми кори театр ороиши сахна аст, ки санъати худро дорад. Таърихи ороиши сахна хануз аз давраи ати;а, баробари пайдоиши театр сарчашма мегирад. Муха;;и;они зиёд ба монанди Л.С. Айнй, В. И. Берёзкин, Л. Н. Винокурова, К. В. Градова, М. В. Давидова, Л. Н. Додхудоева, М. Муродов ва Д. М. Шералиев доир ба ин намуди санъат дар рисолаву асархои илмии худ маълумоти мушаххас додаанд. Кобили ;айд аст, ки бори аввал доир ба мусаввирии театрй аз тарафи Шералиев Д. М. тах;и;оти мукаммал анчом ва хамчун мавзуи рисолаи номзадй

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.