УДК 9(М)3 ББК 63.3(0)5
ИХТИЛОФИ МАЗХАБИИ СОЛИ 1910 ДАР БУХОРО ВА ИНЪИКОСИ ОН ДАР «ТАЪРИХИ НОФЕЪИ»-И МУХАММАДАЛИИ БАЛЦУВОНИ
РЕЛИГИОЗНЫЙ КОНФЛИКТ 1910 Г. В БУХАРЕ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В «ТАЪРИХИНОФЕИ» МУХАММАДАЛИ БАЛДЖУВАНИ
RELIGIOUS CONFLICT IN BUKHARA REFERRING TO 1910 AND ITS REFLECTION IN "TARIKHINOFEYI" BY MUHAMMADALI BALJUVONI
Халифаев Масъудцон Мацсудцонович,
муаллими кафедраи таърихи ватан ва археологияи МДТ "ДДХ ба номи академик Б.Гафуров" (Тоцикистон, Хуцанд)
Халифаев Масъуджон Максуджонович,
преподаватель кафедры отечественной истории и археологии ГОУ "ХГУ имени академика Б.Гафурова "(Таджикистан, Худжанд)
Khalifaev Masudjon Maqhsudjonovich,
lecturer of the department of home history and archeology under the SEI "KhSU named after acad. Bobojon Gafurov (Tajikistan, Khujand) Е-mail masudjon1988@ inbox. ru
Вожщои калиди: Мууаммадалии Балцувонй, "Таърихи нофеъи", Остонацул-цушбеги, хунрези, низоъ, задухурд, сунни, шиа, муллобачауо
Мацола ба баррасии масъалаи ихтилофи мазщбии Бухоро дар соли 1910 тахассус ёфтааст. Дар он муборизаи сиёсии доирауои уукмрон барои уокимият, ки дар натицаи он фоциаи хунин ба амал омадааст, инъикос ёфтааст. Муаллиф ишора менамояд, ки дар илми таърихнигори доир ба фоциаи сунни ва шиамазуабон ацидауои гуногун мавцуд аст. Дар мацола, сабабуои асоси, барона, огоз, рафт ва оцибатуои фоцианоки ин воцеъа нишон дода шудааст. Кайд мешавад, ки ин задухурд тануо бо дахолати аскарони Хукумати подшоуй бартараф карда шудааст. Муаллифи мацола кушиш кардааст бо истифода аз маълумоте, ки дар «Таърихи нофеъи» мавцуд аст, доир ба ин воцеа баъзе далелуои цадидро ворид намояд.Дар мацола ахбори Мууаммадалии Балцувони бо маълумоти сарчашмауои дигари таърихи, асаруои олимон-муаррихон ва мутахассисони таърихи аморати Бухоро муцоиса, таулил ва пурра карда шудааст.
Ключевые слова: Мухаммадали Балджувани, ««Таърихи нофеъи», Астанакул-кушбеги, резня, конфликт, стычка, сунниты и шииты, муллабачи
Статья посвящена религиозному конфликту 1910 г. в Бухаре. В ней отражена политическая борьба феодальных группировок за власть и господство в стране, вследствие которой началась кровавая трагедия. Указано на существование в исторической науке разноречивых взглядов относительно возникновения суннитско-шиитской резни. Показаны основные причины, повод, начало, ход и трагические последствия данного события. Отмечено, что стычка была устранена только вмешательством Царских войск. Автор попытался на основе материалов, имеющихся в ««Таърихи нофеъи», ввести в научный оборот новые факты об этом событии. В статье сведения Мухаммадалии Балджувани анализируются, сопоставляются и пополняются посредством других источников, публикаций ученых-историков и специалистов истории Бухарского эмирата.
Key words: Muhammadali Baljuvoni, "Tarihi Nofeyi, Astanakul-kushbegi, massacre, conflict, clash, Sunnits and Shiites, mullabachi
The article dwells on the religious conflict referring to 1910 in Bukhara. The political struggle of feudal groupings for power and domination in the country in the outcome of which a bloody tragedy broke out is reflected in the article. The author of the article points out that there are conflicting views in the historical science about the origin of the Sunni-Shiite massacre. In his article the author discloses the main reasons, cause, inception, course and tragic consequences of the relevant event. It is underscored that the clash was eliminated only by the intervention of Tsar's troops.The author of the article makes an endeavor to resort to the materials available in "Tarikhi Nofeyi" in order to introduce new facts concerned with the event in question into scientific circulation.The author compares, analyzes and supplements Muhammadiyya Baljvonis information with reports from other historical sources, publications of historians and specialists in the history of the Bukhara Emirate, upon the whole.
Одним из ценных исторических источников истории Бухарского эмирата первой четверти ХХ в. является «Таърихи нофеи» Мухаммадали Балджувани, написанное в 1923-1927 гг.
Сочинение состоит из 15 глав и нескольких разделов. В нем главным образом отражена общественно-политическая, социальная, культурная жизнь и административное устройство Бухарского эмирата данного периода. Историческая ценность «Таърихи нофеи» заключается в том, что её автор был непосредственным очевидцем многих событий, происходивших в то время в городе Бухаре, или услышал их из уст очевидцев. Об этом свидетельствует слова самого автора, «Большинства событий которое вписывал, составлен покорной слугой. Многие из них видел своими глазами и зафиксировал» (13,102-103; 14, 107).
В «Таърихи нофеи» наряду со многими историческими событиями также отражено противостояние суннитско-шиитских карьеристов за власть и господство в стране, привлёкшее за собой кровавую стычку в столице эмирата. Это событие известно как «суннитско-шиитская резня» 1910 г. в Бухаре.
Согласно сведениям Мухаммадали Балджувани, в 1910 г. в городе Бухаре произошел конфликт между «иранцами» (шиитами - М.Х.) и «уламо» (духовенством - суннитами - М.Х). Автор в тот момент не считал нужным излагать причину этого события. По его словам, оно возникло «по приказу» Астанакула кушбеги, который сам был иранцем (14, 38-39).
В исторической науке относительно возникновения суннитско-шиитского конфликта существуют различные взгляды.
Некоторые авторы считают это событие «народным движением», направленным главным образом против злоупотреблений административных властей и вообще системы управления Бухарского эмирата(11, 270, 276, 279-280; 23, 43; 7, 26). Так, например, авторы «Истории народов Узбекистана» пишут: «В начале 1910 г. глухое брожение среди населения ханства вылилось в открытое выступление против главы эмирского правительства кушбеги Астанакула, мать которого происходила из Ирана. Кушбеги покровительствовал своим соплеменникам -иранцам и выдвигал их на административные посты; поэтому движение против высшей администрации ханства облеклось в форму религиозной борьбы между шиитами, к которым принадлежали иранцы, и суннитами, составлявшими большинство населения Бухары. Внешним поводом для столкновения послужило разрешение, которое дал кушбеги на открытие празднования в городе шиитского праздника Ашура, до сих пор допускавшееся только в границах иранского квартала» (9, 413).
Согласно сведениям С. Айни, возникновению январского инцидента в какой-то мере послужила вражда между раисом города Бухары Мир Бурханиддином и Астанакулом кушбеги. По мнению писателя, причиной этого конфликта были не принадлежность сторон к религиозным течения, а напротив, их политическое соперничество и стремление за положение и власть (1, 118-120; 2, 58). Того же мнения придерживается и известный исследователь суннитско-шиитской резни в Бухаре А. Х. Хамраев (20, 70-71).
По данным академика А. И. Ишанова, стычка между суннитами и шиитами была спровоцирована мусульманским духовенством во главе с раисом Бадретдиновым и его близкими: агламом Абдурраззаком, муллой Аскаром, ишаном Шояхси и другими влиятельными лицами. Однако А. И. Ишанов трактовал это происшествие как «национально-религиозная вражда между узбеками и иранцами, проживавшими в Бухаре» (10, 97), которое не соответствует исторической действительности.
Академик В. В. Бартольд в своей работе «История культурной жизни Туркестана», затрагивая этот вопрос, ничего определенного не говорит. Он лишь ссылается на мнение других авторов, считавших, что январские события в Бухаре произошли либо в результате религиозного фанатизма суннитов, направленного против шиитских чиновников во главе Астанакулом кушбеги, либо вследствие произвола эмирских чиновников, но и в целом эмирского деспотического режима (5, 424-425).
А по мнению известного таджикского писателя Дж. Икрами, эта резня была организована стараниями тайных агентов Ташкентского генерал-губернатора (6, 107).
Очевидно, что о событиях 1910 г. в Бухаре имеются разные взгляды и трактовки. Однако данные события ничего общего не имели с освободительным движением народа. Суннитско-шиитская резня являлась реакционной, антинародной, борьбой между двумя группировками правящей элиты за господствующее положение в стране, о чем А. Хамраев справедливо писал следующее: «События в январе 1910 г. в Бухаре являлись, по существу, продолжением и обострением борьбы двух феодальных группировок в правящих кругах Бухарского эмирата за власть, за господство в правлении, в эксплуатации трудящихся масс...» (20, 70).
Следует отметить, что сведения Мухаммадали Балджувани о данном происшествии сжатые и далеко не польные. В его произведении вопросы о причинах, поводе, ходе событий и их
последствиях, борьбе господствующей элиты за власть, отношении представителей царской России, вмешательстве русских войск в эту внутреннюю стычку и т.п. недостаточно освещены. Сам автор отмечает, что об этом инциденте можно написать отдельную книгу, поскольку в это время происходило много событий. Однако оно было изложено в сокращённом виде (14, 40).
Независимо от этого, «Таърихи нофеи» имеет большое значение в определении некоторых аспектов суннитско-шиитского конфликта и дает новые факты о нем.
Известно, что основное население города Бухары составляли мусульмане суннитского толка, а иранцы, проживающие главным образом в Бухаре и ее окрестностях, принадлежали к шиитам. По некоторым данным в начале XX в. в Бухарском эмирате проживали около 148 тыс. иранцев (18,31).
В эмирате борьба за власть и господство между чиновниками никогда не прекращалась. Особенно при эмирах - Хайдар (1800-1826) и Насрулла (1826-1860), она приняла наиболее ожесточенный характер. Поэтому еще в первой половине XIX в. мангытские эмиры ради спокойствия и обеспечения собственной безопасности от переворотов стали привлекать иранцев к управлению страной, так как последние в эмирате были малочисленными и не представляли угрозы престолу (2,58;20,70;21,21). Привлечение шиитов к власти продолжалось и в последующем. В результате, между суннитскими и шиитскими карьеристами развернулась борьба за господство в стране.
До 1905 г. Астанакул был в должности главного закатчи. После смерти кушбеги Ша Мирзы в 1905 г., он стал исполнять должность и кушбеги и главного закатчи (18, 31-32). Во время правления эмира Абдулахада (1885-1910), положение и статус Астанакула возвысились, эмир полностью доверял ему государственные дела (18,35). Марза Абдал Азим Соми, говоря о величии Астанакула кушбеги, отмечает, что «ни одно административное и финансовое дело не совершалось без его совета» (12,123).
Пользуясь этим, кушбеги выдвинул на высокие государственные посты своих приближенных лиц, главным образом из числа иранцев. Кроме того, вследствие вмешательства Астанакула, после смерти казикалона - Мир Бадриддина в 1907 г. на его место был назначен чарджуйский казий - Кавамеддин (18,35).
Господствующее положение шиитов вызывало большое недовольство суннитских фанатов и карьеристов, во главе сыном Мир Бадриддина - Бурханиддином. Еще в 1909 г. они приступили к организации январской резни 1910 г. и ожидали удобного момента и повода для устранения Астанакула кушбеги. По некоторым данным им оказывали помощь турецкие агенты и представитель бухарского правительства при Российском политическом агентстве, - Мир Хайдар Мирбадалов, являющийся английским агентом (19,84). А. Хамраев тоже утверждает, что к бухарским событиям 1910 г. были причастны и иностранные, главным образом турецкие агенты (20,72).
Наконец, настало подходящее время и появился хороший повод для открытого выступления против Астанакула и его сторонников. 22 января 1910 г., в субботу, в саду за Самаркандскими воротами, сошлись группы местных и приезжих иранцев. Они организовали траурную церемонию по случаю трагической смерти сыновей Алия, внуков пророка Мухаммада (с.а.с) -Хасана и Хусейна (праздник Ашура-М.Х.). На этой церемонии присутствовали не только часть таджиков и узбеков Бухары, но и некоторые учащиеся медресе - муллобачи (2, 60; 21, 22-23).В разгар шиитского религиозного обряда, «обычно сопровождаемого сильнейшим религиозным экстазом, диким воем, истерическими рыданиями шиитских фанатиков» (20, 71), послышались насмешки одного ферганского муллобачи. Некоторые из иранцев траурного собрания такое поведение приняли как оскорбление своего религиозного чувства, избили одного (3,78), а троих схватили и передали бухарским чиновникам (19, 89).А по другим данным один учащийся из Ферганы - Сайфетдин был убит(3,86; 9, 413; 11, 271, 275). Пользуясь моментом, суннитские подстрекатели достигли побуждения части заблуждающегося населения Бухары и учащихся медресе против шиитов. Они разграбили несколько магазинов в торговом ряду Аттори, принадлежавших иранцам. Вблизи Каршинских ворот был убит мужчина, который был похож на иранца (3,79; 22,20).
Следует отметить, что в резне участвовали широкие массы города Бухары, но авангардом этого движения являлись муллобачи.Известный исследователь истории и культуры города Бухары О.А.Сухарева также отмечает, что «фанатично настроенные муллобачи» были главной силой, действовавшей от лица суннитов (15,302).
В два часа дня огромная толпа возмущённого народа двинулась в сторону Арк, к Астанакулу кушбеги. По данным С. Айни, общее число демонстрантов - суннитов в этот день достигло
примерно десяти тысяч человек (3, 79-80).Они требовали не только наказать виновных происшествия, но и запретить на Бухарской земле всякого рода шиитские обряды и мероприятия. Против них были выставлены Бухарские сарбази, вследствие чего между ними началась стычка. Почти в это же время завязалась драка между суннитами и шиитами на базаре (19, 89). Известный исследователь профессор Н. Хотамов также утверждает, что внутри города Бухары в этот же день, в субботу, началась резня (21, 20).
Согласно сведениям Мухаммадали, 22 января территория от Лаби Хавзи Мир Дустам до Каракульских ворот превратилась в поле сражения. В результате, были убиты многие учащиеся медресе. Только в Хазрати Имло их насчитывалось четырнадцать человек. «По словам свидетелей,-отмечает автор, - общее число погибших из суннитов достигло 67 человек».Однако, по мнению автора, убитых было намного больше (14,38-39).
Так началась суннитско-шиитская резня в Бухаре, продолжавшаяся с 22 до 26 января 1910г.
23 января суннитские фанаты, состоявшие в основном из муллобачей, двинулись к кварталу Хиёбон. Они были вооружены ножами, мечами, палкой и топорами. Немного было людей, имевших в руках ружьё или пистолет (3, 82). Автор «Таърихи нофеи» тоже сообщает, что муллобачи не имели оружия и были оснащены посохами и палками (14, 38). По дороге им преградили путь бухарские войска под командованием иранца - Сейид Али токсоба. Однако часть из них в количестве около 240-250 человек всё-таки проникли в квартал Хиёбон, где были встречены хорошо вооруженными иранцами, стрелявшими с крыш домов. Поэтому в основном весь ущерб и жертвы понесли муллобачи (2, 64; 3, 83; 19, 90).
«Суннитские мятежники, - пишет С. Айни, - после своего поражения в Хиёбоне убивали каждого, который был похож на иранца.Под этим предлогом всякий убил своего врага»(2, 64; 3, 83).
Абдурауф Фитрат со слов своего друга, очевидца тех событий, пишет, что «...группа людей, используя подходящий момент, начали разбой и мародёрство. Были разграблены магазины, принадлежавшие иранцам» (22, 23).
Астанакул кушбеги, опасаясь развития события, направил в Российское политическое агентство своего чиновника - Мирза Махмуда Ходжи с просьбой помочь в прекращении стычек. 23 января в Бухару вступил русский отряд в количестве 20 человек. В тот же день к вечеру эмир отправил в Бухару Шахрисабзского бека - Мирза Насрулла и Чарджуйского -Мирза Низамиддинходжа Урганджи, которые в 24 января прибыли в Бухару (22, 25; 18, 38-39). Но с их приходом пламя резни не погасло, а наоборот, с каждым часом становилось более ожесточённым.
Ночь с 23 на 24 января прошла спокойно, но утром резня возобновилась. Днем на многих улицах города валялись трупы убитых людей (18, 39). Мухаммадали также отмечает, что в понедельник (24 января - М.Х.) с обеих сторон было много жертв. Лишь со стороны иранцев было убито примерно 300 человек (14, 39). Но С. Айни утверждает, что 24 января между суннитами и шиитами не было стычек, только были ограблены несколько домов иранцев, а их владельцы были убиты (2, 64).
24 января со всех кишлаков и туманов Бухары стали приходить суннитские фанаты с намерениями драки с иранцами. Но правители города, боясь общей резни и разбоя, не пустили их в город (3, 86). Об этом свидетельствуют и сведения автора «Таърихи нофеи». Согласно им, в Бухаре происходило много беспорядков и в течение одной недели вход за городские ворота был ограниченным. Многие иранцы были разграблены, большинство из них бежали из города (14, 39).
По данным Мухаммадали Балджувани во время данного инцидента эмир Абдулахад находился в Кармине, а его наследник Алимхан - в городе Карши (14, 38). На самом деле эмир Абдулахад по некоторым причинам, в частности из-за разногласия с суннитским духовенством, жил в Кармине и превратил его в свою резиденцию. Но сведения автора «Таърихи нофеи» относительно местонахождения Алимхана (1910-1920) являются ошибочными, так как в данный период Алимхан был в обязанности Кармининского бека (2, 64-66). Это подтверждается и самим Алимханом. По его словам, он в 1893 г., закончив обучение, приезжает из Петербурга в Бухару. Через два года Алимхан был назначен правителем Насафа (Карши), которым правил 12 лет. После этого он был утвержден беком в Кармине в течение 2 лет, до смерти эмира Абдулахада (4, 13; 24, 44-45).
Затем в Бухару приезжает заменяющий политического агента - И. И. Решетов (политический агент Я. Я. Лютш был в отпуске в России М.Х.). Изучив ситуацию, он еще раз доложил об этом
в Ташкент. Было принято решение немедленно отправить в Бухару из Туркестанского края царские войска и с их помощью положить конец стычкам. (17, 38-39).
24 января из Самарканда и Каттакургана в Новую Бухару (Каган) приехали русские войска под начальством Ф. Попова. Через день прибыла вторая группа войск. Утром 25 января из Ташкента в Старую Бухару приехал начальник штаба 1 -го Туркестанского армейского корпуса генерал-майор Г. Лилиенталь. Его задача была добиться немедленного прекращения конфликта (18, 39-40).
В этот день ожесточенные стычки происходили около Регистана, где было большое число убитых с обеих сторон. По причине продолжения резни И. Решетов попросил эмира Абдулахада приехать в столицу и принять меры к её устранению. Но эмир направил своего сына- Алимхана. Когда он приехал в Бухару, на площади Регистана собралась огромная толпа народа, требовавшая отстранения Астанакула кушбеги, как главного виновника этих событий. Для быстрейшего прекращения конфликта 26 января из Кагана в Бухару были введены русские войска, после чего он заметно ослаб, хотя в этот день еще продолжался (2, 66; 11, 272-273; 19, 92). 27 января царским войскам удалось положить конец кровопролитиям. По распоряжению эмира Абдулахада Астанакул был отстранен от должности кушбеги и главного закатчи. На эти должности были назначены сунниты: Мирза Насрулла - кушбеги и Мирза Низамиддин Урганджи - главный закатчи (2, 66). Также были уволены от должности Сеид-али-токсобо, Ибрагим-токсоба и др. сподвижники Астанакула, но вместе с тем был отстранен и главарь суннитов раис Бурханиддин (20, 73).
Утром 28 января в Арке между представителями суннитских и шиитских чиновников было заключено мирное соглашение (19, 92-94).
Вышеизложенные события в «Таърихи нофеи» отражены следующим образом: Алимхан, услышав о стычке, тот час же отправился из Карши в Бухару и 26 января прибыл в город. Жители Бухары вышли к нему на встречу и стали жаловаться на кушбеги. Он обещал, что все виновники этой трагедии будут наказаны. В этих «беспорядках» и «кровопролитиях» был обвинен Астанакул кушбеги и по приказу эмира Абдулахада он был отстранен от должности и выслан в Хатирчи. На его место был назначен Мирза Насрулла. Многие иранцы были подвергнуты притеснению. Несколько их руководителей были разграблены и арестованы. А улемы были возвышены и награждены подарками. Также медресе и хонакохам Бухары были розданы милостыни. После прекращения резни, по распоряжению своего отца Алимхан отправился в Кармин (14, 40). Суннитско-шиитское столкновение сыграло отрицательную, реакционную роль в политической жизни Бухары. На протяжении пяти дней город город был центром разбоя и безжалостной бойни. Это событие сопровождалось бесчинствами: убивали женщин, детей, стариков, разрушали дома друг друга, сараи, могилы, занимались мародерством и т.д. но главное - погибло много невинных людей. В итоге, по одним данным, было убито 500 человек (7, 26; 11, 274; 21, 24), а по другим - более одной тысячи (18, 94-95; 20, 71).
Таким образом, противодействие и борьба реакционных кругов Бухары привели к ужасающему кровопролитию в городе, сопровождавшемуся убийством и разбоем. Главными виновниками этой трагедии были карьеристы обоих направлений исламской религии. В результате, шиитские чиновники были сняты с занимаемых должностей, а на их места были назначены суннитские реакционеры. Резня заменила одну группу чиновников другой, народные же массы ничего не приобрели кроме несчастья и разочарования.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Айнй,С.Таърихи амирони Мангитияи Бухоро/С.Айнй//Куллиёт.Ч,10.-Душанбе:Ирфон, 1966. -342 с.
2.Айнй, С. Таърихи инкилоби Бухоро/С. Айнй. - Душанбе: Адиб, 1987. -240 с.
3.Айнй, С. Таърихи инкилоби фикрй дар Бухоро./С.Айнй //Куллиёт.Ч, 14.-Душанбе: Матбуот, 2005.-270 с.
4.Амир, Олимхон. Хотирах,ои амир Олимхон./ Амир Олимхон. Муаллифи сарсухан, тавзех,от ва тахдяи узви вобастаи Академияи улуми Точикистон Ах,рор Мухторов. - Душанбе: Адиб, 1992.- 48с.
5.Бартольд, В. В. История культурной жизни Туркестана/В.В.Бартольд//Сочинения Т.П.Ч.1.-Москва: Изд. Восточной литературы, 1963. - С. 169-433
6.Икроми,Дж.Двенадцать ворот Бухары.Кн.2./Дж.Икроми.-М:Советский писатель,1970-400 с.
7.Искандаров, Б.И. Бухара (1918-1920 гг)./Б.И.Искандаров. - Душанбе: Дониш, 1970. - 172 с.
8.Искандаров, Б. И. Восточная Бухара и Памир во второй половине Х1Х в./ Б. И. Искандаров. -Душанбе: Дониш, 2012. - С. 730 с.
9.История народов Узбекистана. Т. 2. От образования государства Шейбанидов до Великой Октябрьской Социалистической Революции. Под. ред. Чл.-корр. АН СССР С. В. Бахрушина.
- Ташкент: Изд. АН Уз ССР, 1947. - 512 с.
10.Ишанов,А.И.Бухарская Народная Советская Республика/А.И.Ишанов.-Ташкент: Узбекистан,1969.- 390с.
11.Логофет,Д.Н.Бухарское ханство под русским протекторатом.Т II./Д.И.Логофет.-Спб: В. Березовский, 1911. - 353 с.
12.Мирза, Абдал Азим Сами. Тарихи салатини Мангития. (История Мангитских государей)./ Сами Мирза Абдал Азим. Издание текста, предисловие, перевод и примечания Л. М. Епифановой. - М.: Изд. Восточной литературы, 1962. - 179 с.
13.Мухторов, А. М. Шохиди инкилоби Бухоро / А. М. Мухторов // Садои Шарк. - 1992. - №2, -101-115 с.
14.Мухаммадалй, ибни Мухдммадсаиди Балчувонй. Таърихи нофеъй/Мухдммадалии Балчувонй. Бо эхтимом, тасхех, хавошй ва пешгуфтори Ахрор Мухторов. Мухаррир Ч,. Шарифов. - Душанбе: Ирфон, 1994. - 122с.- (Бо хуруфоти арабиасоси точикй)
15.Сухарева, О. А.Бухара XlX - начало ХХ в./ О. А. Сухарева. - М.: Наука, 1966. - 328 с.
16.Сухарева, О. А.К истории городов Бухарского ханства/О.А.Сухарева.- Ташкент: Изд. АН Уз ССР, 1958. - 147 с.
17.Турсунов, Х. Восстание 1916 года в Средней Азии и Казахстане/Х.Турсунов.-Ташкент: Госиздат Уз ССР, 1962. - 428 с.
18.Тухтаметов, Т. Г. Россия и Бухарский эмират в начале ХХ века./ Т. Г. Тухтаметов. -Душанбе: Ирфон, 1977. - 208 с.
19.Тухтаметов, Т. Г.Русско-Бухарские отношения в конце Х1Х - начале ХХ в./ Т. Г. Тухтаметов.
- Ташкент: Фан, 1966. - 178 с.
20.Хамраев, А. Х. К вопросу о январских событиях 1910 года в Бухаре/А.Х.Хамраев// Труды САГУ. Новая версия, выпуск 7. -Ташкент: Изд. САГУ, 1954. - 65-75 с.
21.Хотамов, Н. Б. Свержение эмирского режима в Бухаре/Н.Б.Хотамов.-Душанбе:Дониш, 1997.
- 348 с.
22.Фитрат, Абдурауф. Давраи хукмронии Амир Олимхон/А.Фитрат.-Душанбе:Палатаи давлатии китобхо, 1991. - 63 с.
23.Шек, Л. К. Победа народной советской революции в Бухаре/Л.К.Шек.-Ташкент: Госиздат УзССР, 1956. - 56 с.
24.Эмир, Алимхан. История бедствий, испытанных Бухарским народом/Эмир Алимхан // Звезда Востока. - 1991. - №7,- 44-62 с.
REFERENCES:
1.Aini, S. History of Manghits Emirs in Bukhara / S. Aini // Collection of Compositions. -V. 10. -Dushanbe: Cognition, 1966. - 342 p.
2.Aini, S. The History of Bukhara Revolution/ S. Aini. - Dushanbe: Man-of-Letters, 1987. - 240 p.
3.Aini, S. The History of Ideological Revolution in Bukhara / S. Aini // Collection of Compositions. -V. 14. - Dushanbe: Press, 2005. - 270 p.
4.Amir, Olimkhon. Amir Olimkhon's Reminiscences / Amir Olimkhon: author of the introduction commentaries under the editorship of corresponding member of the USSR Academy of Sciences Ahror Mukhtorov. - Dushanbe: Man-of-Letters, 1992. - 48 p.
5.Bartold, V.V. The History of Cultural Life of Turkestan. / V.V. Bartold // Compositions. -V. II. Part I. - M.: Oriental Literature, 1963. -P. 169 - 433.
6.Ikromi, J. Twelve Gates of Bukhara. Book. 2. /J. Ikromi. - M.: Soviet Writer, 1970. - 400 p. 7.Iskandarov B.I. Bukhara (1918-1920) / B.I. Iskandarov. - Dushanbe: Knowledge, 1970. - 172 p. 8.Iskandarov, B.I. Eastern Bukhara and the Pamirs of the second Half of the XIX-th Century / B.I.
Iskandarov. - Dushanbe: Knowledge, 2012. - 730 p. 9.The History of the Uzbek Nations. - V. 2. From the Formation of the Sheibanids State to the Great October Socialist Revolution under the editorship of corresponding member of the USSR Academy of Sciences S.V. Bakhrushina. - Tashkent: AN Uz SSR, 1947. - 512 p. 10.Ishanov, A. I. Bukhara People's Soviet Republic. / A.I. Ishanov. - Tashkent: Uzbekistan, 1969. -390 p.
11.Logofet, D.N. Bukhara Khanate under the Russian Protectorate. -V. II. / D.I.Logofet. - SPb: V. Berezovsky, 1911. - 353 p.
12.Mirza, Abdal Azim Sami. The History of Manghit Governors / Sami Mirza Abdal Azim. Edition of the text, preface, translation and remarks by L.M. Yepifanova. - M.: Eastern Literature, 1962. - 179 P.
13.Mukhtorov, A.M. Eyewitness to Bukhara Revolution / A.M. Mukhtorov // Voice of the Orient. -1992. - No. 2, - P. 101-115.
14.Muhammadali, ibni Muhammadsaidi Baljuvoni. Ta'rihi nofeyi / Muhammadali Baljuvoni. Under the editorship of corresponding member of the USSR Academy of Sciences Ahror Mukhtorov. Editor: J. Sharifov. - Dushanbe: Cognition, 1994. - 122 p.
15.Sukhareva, O.A. Bukhara of the XlX-th - the Beginning of the XX-th Centuries / O.A. Sukhareva.
- M.: Science, 1966. - 328 p. 16.Sukhareva, O.A. To the History of the Cities of Bukhara Khanate / O.A. Sukhareva. - Tashkent: Uz SSR AS, 1958. - 147 p.
17.Tursunov, H. The Revolt 1916 in Central Asia and Kazakhstan / H. Tursunov. - Tashkent: Gosizdat of Uz SSR, 1962. - 428 p.
18.Tukhtametov, T.G. Russia and Bukhara Emirate at the Beginning of the XX-th Century / T.G. Tukhtametov. - Dushanbe: Cognition, 1977. - 208 p.
19.Tukhtametov, T.G. Russian-Bukhara Relations Referring to the End of the XIX-th and the Beginning of the XX-th Centuries / T.G. Tukhtametov. - Tashkent: Science, 1966. - 178 p.
20.Khamraev, A.Kh. To the Issue Concerned with January Events Held of 1910 in Bukhara / A.Kh. Khamraev // The Works of CASU. New Version, issue 7. - Tashkent: CASU publishing-house, 1954. - P. 65-75.
21.Hotamov, N.B. Overthrow of the Emir's Regime in Bukhara / N.B. Hotamov. - Dushanbe: Knowledge, 1997. - 348 p.
22.Fitrat, Abdurauf. The Period of Amir Olimkhon's Ruling / Abdurauf Fitrat. - Dushanbe: Statal Chamber of Books, 1991. - 63 p.
23.Shek, L.K. The Victory of the People's Soviet Revolution in Bukhara / L.K. Shek. -Tashkent: State
Publishing-house of the UzSSR, 1956. - 56 p. 24.Emir, Alimkhan. The History of Disasters Sustained by Bukhara People / Emir Alimkhan // The Star of the Orient. - 1991. - No. 7, - P. 44-62.