Научная статья на тему 'Деятельность благотворительных обществ среднеазиатских джадидов в сфере народного образования'

Деятельность благотворительных обществ среднеазиатских джадидов в сфере народного образования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
842
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖАДИДИЗМ / ДЖАДИДЫ / СРЕДНЯЯ АЗИЯ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА / НОВОМЕТОДНЫЕ ШКОЛЫ / DJADIDIZM / DJADIDS / MIDDLE ASIA / CHARITABLE SOCIETIES / NEW METHODICAL SCHOOLS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гаффоров Нумон Усмонович

В статье рассматривается школьно-образовательная деятельность благотворительных обществ среднеазиатских джадидов в начале XX века. В работе показана определённая роль благотворительных организаций «Джамъияти хайрия» («Благотворительное общество»), «Кумак» («Помощь»), «Имдодия» («Поддержка»), «Джамъияти таъмими маорифи Бухоро» («Бухарское общество распространения образования») и «Тарбияи атфол» («Воспитание детей») в распространении просвещения в рассматриваемом регионе. Автор акцентирует внимание на содействие джадидских благотворительных обществ отъезду молодежи Туркестанского края и Бухарского эмирата на учёбу заграницу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Activities of Middle Asian Djadids ’ Charitable Societies in National Education Sphere

The article dwells on schooling-educational activities of Middle djadidscharitable societies at the beginning of the XX ieth century. The following charitable organizations are presented in the article: “Djamiyati Khamriya” (charitable society), “Kumak” (aid), “Imdodiya” (support), “Djamiyati Jamimi Maorifi Bukhoro” (Bukhara Society of Education Spreading), “Tarbiyai Aftol” (upbringing of children); their role in spreading enlightenment in the region being canvassed. The author lays an emphasis upon the issue of djadids ’promotion to the departure of the youth living in Turkestan area and Bukhara emirat abroad for studying.

Текст научной работы на тему «Деятельность благотворительных обществ среднеазиатских джадидов в сфере народного образования»

Н. У. Гаффоров

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕСТВ СРЕДНЕАЗИАТСКИХ ДЖАДИДОВ В СФЕРЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: джадидизм, джадиды. Средняя Азия, благотворительные общества, новометодные школы

На рубеже XIX - XX веков в Средней Азии возникло культурно-просветительское и общественно-политическое движение местных интеллектуалов под названием «джадидизм». Исходя из реальных исторических условий, джадиды видели единственный путь к решению социальных, экономических, политических и культурных проблем в просвещении. Они выступали за реформы старой школы, где царила неизменённая столетиями средневековая схоластика, и взамен этой системы образования, за широкую сеть школ с новым звуковым методом - «мактабхои усули джадид». В них помимо необходимого для каждого мусульманина религиозных наук, преподавались такие предметы, как история, география, арифметика, геометрия, логика, русский язык и др. Эти школы стояли намного выше старых школ и по уровню преподавания, и по объёму получаемых учащимися знаний. Здесь дети обучались грамоте гораздо быстрее и качественнее, чем в традиционных старых школах. В условиях нахождения новометодных школ под бдительным надзором русской администрации, при противодействии местной власти и духовенства, без финансовой поддержки извне, джадиды открыли немало новометодных школ с прогрессивной системой образования.

В создании и содержании школ типа «усули джадид», обеспечении их в материальном и духовном плане, важную роль сыграли разные благотворительные общества джадидов.

Возникновение джадидских обществ и школьно-просветительная деятельность их членов были, несомненно, важнейшим шагом в развитии новометодных школ в Туркестанском крае, Бухарском эмирате и Хивинском ханстве. Эти общества, разумеется, не имели своих, достаточно продуманных и отработанных программных документов, их руководителям зачастую недоставало опыта, а иногда и необходимого профессионализма. Однако этот пробел восполнялся наличием связей с сопредельным миром. Именно эти джадидские благотворительные общества выступили с инициативой о направлении молодежи для учебы в зарубежные страны.

Учреждение просветительных обществ джадидов и их пожертвования на нужды мусульманского образования были результатами третьего Всероссийского мусульманского съезда в Нижнем Новгороде в 1906 году. Уже в 1907 г. на территории Сыр-Дарьинской области Туркестанского края в Турткуле (Петроалександровск) было создано «Джамъияти хайрия» («Благотворительное общество»), которое на свои средства открывало джадидские школы. Весною 1909 г. в Ташкенте было создано благотворительное общество «Кумак» («Помощь»), Об этом дает ценное сведение русский исследователь А. И. Добромыслов. «В Ташкенте, - пишет он, - 10 августа 1909 года было открыто мусульманское общество «Помощь», которое хотя робко, но с первых же шагов стало обсуждать вопросы просвещения мусульманских масс в духе и направлении третьего мусульманского съезда» (4, 251).

По данным Е. Фёдорова, устав общества «Помощь» был утвержден губернатором Сыр-Дарьинской области 12 мая 1909 г. (9, 25). Как отмечалось в Уставе общества, его целью было оказание помощи всем нуждающимся. По определению туркестанских властей татары не могли быть членами благотворительных организаций, организованных местным сообществом. В уставе джадидского общества «Кумак» это было определено статьей 5, в которой по настоянию русской администрации говорилось, что «лица, не имеющие права приобретать недвижимость, не могут быть членами Общества» (8, 2). Джадиды не скрывали свою возмущенность этим

и требовали, чтобы чиновники Туркестанского края оставили свою разделительную политику.

Джадиды выступили с инициативой о направлении молодежи для учебы в зарубежные страны. Многие из состоятельных людей поддержали это начинание джадидов, помогли соответствующими средствами. Десятки одаренных подростков были направлены на обучение в центральные города Германии, Египта, Турции, России. Созданное в 1909 г. Мунаввар-Кары Абдурашидхановым с помощью Убайдуллы Ходжаева, Абдулло Авлони, Тошпулатбека Норбутабекова, Карима Норбекова и др. в Ташкенте «Джамъияти хайрия», («Благотворительное общество»), фактическое руководство которым находилось в руках представителей ташкентской знати, оказывало помощь в обучении детей нуждающихся родителей, а также содействовало в учебе молодежи в зарубежных странах. Даже газета «Вакт» («Время»), выходившая в Оренбурге, сообщила о том, что «благотворительное общество «Джамъияти хайрия» собрав деньги для обучения детей местных бедняков, распределяет их между школами».

М. Абдурашидханов со страниц джадидской газеты «Самарканд», рассказывая о созданном в 1909 г. в Ташкенте вышеназванном мусульманском благотворительном обществе, особо выделяет вклад Орифходжи Эшона, выделившего обществу 1000 руб., а также один из своих дворов с домом в центре города. Он предназначался для слепых. Этот пример многих вдохновил. Полученные деньги активисты общества - джадиды распределяли также между сиротами и бедными семьями. Часть денег шла и на оплату учебы сирот. При этом характерно, что данное общество существовало не только на деньги покровителей, но и зарабатывало их трудом своих членов. Причем своеобразно. Так, по договору с фирмой «Граммофон» на пластинки записывались песни учеников. Эти пластинки продавались по цене 70 коп. Полученная прибыль шла на нужды благотворительности (5).

С школьно-просветительской целью учителями новометодных школ Ташкента в 1914 г. было создано благотворительное общество «Имдодия» («Поддержка»). На примере деятельности джадидского общества «Имдодия» можно сделать вывод о том,

что способ ведения пропаганды джадидами разнообразился в зависимости от умственного уровня, материальной обеспеченности и общественного положения лиц, среди коих приходилось вести пропаганду членам джадидских благотворительных и иных обществ. Хотя специальных собраний для ведения разных мер воздействия на умы людей не устраивалось, джадиды для этой же цели нередко пользовались гапами (беседы, разговоры). На этих маленьких сборищах иногда вели проповеди, в которых содержались идеи джадидизма. В кратком отчете Туркестанского районного охранного отделения о настроении мусульманского населения в Туркестанском крае к октябрю 1914 года, предоставленном Туркестанскому генерал-губернатору, говорилось:

«Гябы (гапы - Н.Г.), представляют особенность Туркестанского края. В гябы собираются по национальностям, возрастам, имущественному положению и иногда по профессиям; так существуют гябы сартов, таранчей, стариков, богатой молодежи, кузнецов, мелких торговцев и прочие в количестве от 15 до 30 членов. Ближайшей целью является задача провести вместе праздничный отдых, для чего по очереди каждый из участников приглашает к себе остальных, устраивает обед им, приглашается музыкант, тут же участники делятся своими профессиональными интересами. Правильные денежные сборы или выборы из своей среды начальствующих над кружком не в обычае, а лишь иногда на эти гябы является нуждающийся в общественной помощи, рассказывает гябу о своих нуждах, и в случае, если присутствующие найдут, что он заслуживает денежной помощи, ему собирают деньги и тут же передают просящему, не ведя по этому делу никакой отчетности. Гябы собираются только зимой. Члены его не меняются во весь сезон, и только за предосудительный поступок можно удалить провинившегося из состава гяба. Гябы же, собирающиеся летом, с меняющимся каждый раз составом или носящие название прогрессистов, являются новшеством самого последнего времени и должны быть рассматриваемы как сборища, прикрывающиеся народным обычаем для каких-то целей, о которых они не желают объявлять во всеуслышание. Так, например,

собравшийся в мае сего года (1914 г. - Н.Г.) в Ташкенте гяб у Шейхантаурского народного судьи, на котором присутствовали Мунаввар-Кары Абдурашитов и другие учителя новометодных школ, корректор газеты «Садаи-Туркестан», помощник провизора городской аптеки, владелец книжной торговли «Туркестан» и другие лица - числом до 25, собравшиеся по приглашению и не связанные между собой профессиональными интересами, без соблюдения главного условия гяба, что все члены за зиму должны перебывать друг у друга, должен рассматриваться не как гяб, а как неразрешенная сходка, в особенности, когда было выяснено, что на этом гябе разбирались способы установления одной общей программы обучения детей, а если еще принять во внимание, что намеченная здесь программа впредь объявлена обязательной для школ, под страхом лишения материальной поддержки со стороны благотворительного общества «Амдадиа» («Имдодия» - Н.Г.), то является желательным, чтобы подобного рода гябы подлежали бы правительственному контролю и были подчинены закону об обществах и собраниях, особенно в настоящее время, когда каждый гяб представляет собой готовую ячейку, чрезвычайно удобную для ведения противоправительственной пропаганды» (2, 7-8).

Школьно-образовательные и благотворительные общества джадидов, помимо Ташкента и других уголков Сыр-Дарьинской области Туркестана, организовывались и в отдаленных городах края. Так, в 1909 г. военный губернатор Семиреченской области Туркестанского края докладывал, что в области имеется «мусульманское просветительское и благотворительное Общество Пржевальского уезда», учредителями которого являются татары 3. Тазетдинов, А. Ибрагимов, узбеки С. Акрамтюряев, Т. Тохтасунов, дунганин Ш. Ибрагимов, проживающие в городе Пржевальске (прежде и ныне Каракол). Помимо них среди членов Общества названы кыргызы Б. Стамов, К. Байсаринов, С. Рустамов, проживающие в разных волостях уезда. Как «неблагонадежное» Общество было запрещено (16, 9).

В конце 1909 года в Стамбуле было создано школьно-просветительское общество «Джамъияти таъмими маорифи Бухоро» («Бухарское общество распространения образования»)

(6, 257). Отметим, что в это же время в Бухаре распространялась изданная в турецкой столице брошюра «Устава бухарского полезного (счастливого) общества распространения знаний среди всех». Нечто аналогичное, названное «Уставом бухарского благотворительного общества по распространению знаний», правда, в рукописном варианте, было сдано авторами в Российское политическое агентство. Второй «Устав» гласил, что его организация «учреждена согласно шариату, и совершенно не стремится к изменениям» (14, 17). Оба документа, на наш взгляд, подтверждают активные просветительские действия джадидов в указанное время.

Управляющий канцелярией Туркестанского генерал-губернаторства, генерал-майор Мустафин в своем донесении на имя военного губернатора Самаркандской области от 24 июня 1910 г., № 792 уведомил, что «по сообщению нашего Политического агента в Бухаре обнаружена попытка распространения устава, основанного в Константинополе «Бухарского общества распространения знаний», задавшегося целью вербовать своих членов не только среди бухарцев, но и в коренных областях Туркестанского края. Агент этого общества Хамид Ходжа, по полученным сведениям, выехал в Хиву.

Общество это поставило себе целью создать отделения в возможно большем числе городов Средней Азии. Задачу этих отделений составляет собрание средств для отправки молодых людей-мусульман в Константинополь для обучения. По окончании обучения учащиеся обязаны предоставить себя в распоряжение общества, которое оставляет за собой дальнейшее направление их деятельности.

По докладу изложенного, Главный Начальник края, считая распространение этого общества недопустимым, приказал просить Ваше Превосходительство принять меры к установлению наблюдений за проявлениями его деятельности и в случае обнаружения агентов или уставов и других письменных изданий этого общества задерживать таковой и доводить до сведения Его Высокопревосходительства» (12, 81-81 об.).

В рапорте начальника Ходжентского уезда Самаркандскому

областному правлению от 20 августа 1910 г., № 316, было отмечено, что «проявление агентов, уставов и других письменных изданий «Бухарского общества распространения знаний» во вверенном ему уезде не было обнаружено» (12, 87).

По архивным данным, в 1910 году в Константинополе находилось 50 представителей бухарской молодёжи, большая часть которой обучалась в турецких школах (15, 4-8). В справке Департамента полиции, датированной 12 июля 1916 года, о вышеназванном обществе говорится следующее: «В конце 1909 года в г. Константинополе возникло общество под названием «Бухарское благотворительное общество распространения знаний», поставившее себе задачей дать мусульманской молодёжи Туркестана и Бухары разностороннее и проникнутое духом панисламизма образование с внушением им той мысли, что Константинополь - центр современного ислама, куда каждый мусульманин, где бы он ни находился, должен иметь постоянное тяготение. Это фанатическое движение, разжигаемое мусульманским духовенством и всемерно поддерживаемое младотурецким (среди суннитов) и младоперсидским (среди шиитов) комитетами, получило распространение среди мусульманских народностей, возбуждая в темных массах мусульманского населения враждебное отношение к русским и стремление к освобождению от власти России» (3, 82).

3 декабря 1910 года в Бухаре джадиды и другие сторонники новых методов обучения организовали тайное общество «Тарбияи атфол» («Воспитание детей»), которое стало руководящим центром бухарских джадидов до 1917 года. По свидетельству С. Айни, общество «Тарбияи атфол» насчитывало 28 человек, из которых 14 человек были из числа мулл или сыновей мулл, 3 человека из числа мударрисов (1, 232). Его учредителями стали Абдулвохид Мунзим, Ахмаджон Хамди, Хомидходжа Мехри, Ходжа Рофе и Мукаммил Бурхонов. Впоследствии к членам общества примкнули Садриддин Айни, Муса Саиджонов, Мирза Назрулло, Ходжи Сиродж (брат С.Айни), Фазлиддин Махдум, Абдукадир Мухиддинов, Ходжа Абдусаттор, Исмоил Садри, Хошим Шоик, Мирзо Пулод, Мухаммад Азим, Мирзо Изатулло

Аминзода, Порсоходжа, Ходжи Хамрох Юлдашев, Ахмад Камол, Хакимджон Махдум Обидзода, Салимджон, Мухаммадназар Махдум, Мазхар Махдум Бурханов, Аминджон Махдум Зиёи, братья Мухиддин и Абдуносир Судурзода, Курбонбек Шамси, Суфи Абдурахим (1, 97-98; 11, 76). Членами общества могли бы быть также и Рахмат Рафик, Усманходжа Пуладходжаев, Халим Ашуров, братья Мирзоамин и Мирзоисом Мухиддиновы, Абдулхалилбек, Гулом Кодир. Обществу оказывали материальную помощь Мухиддин Мансуров, Садри Зиё и Мухаммад Икром (Икромча) (18, 24-25). По национальному составу члены общества «Тарбияи атфол» в основном были таджиками.

Общество «Тарбияи атфол» в основном было выразителем интересов местной интеллигенции и зарождающейся национальной буржуазии. Файзулла Ходжаев впоследствии писал, что члены этого общества в большинстве «принадлежали к материально средне и плохо обеспеченной интеллигенции или мелкой буржуазии: студенты духовных школ, мелкие лавочники, мелкие чиновники. Были и крупные купцы, но, во-первых, их было мало, они составляли исключение, а во-вторых, они не столько сами работали в организации («Тарбияи атфол» - Г.Н.), сколько поддерживали её материально, назовём из них хотя бы Мансурова и Якубова. Были даже крупные духовные лица, например, мулла Икром, но в основном джадидская организация формировалась из городской мелкой буржуазии» (10, 8).

Известный востоковед А. Самойлович пишет, что «тайное общество «Воспитание детей» преследовало исключительно просветительные цели и ушло в подполье потому, что новометодное образование подвергалось жестокому гонению со стороны реакционеров и правительства» (7, 98). Хотя «Тарбияи атфол» из осторожности ограничило свою деятельность в писаном, тайном положении учебными целями, но в действительности члены этого общества вели политическую пропаганду за реформы и против существовавшего тогда образа правления.

Своей основной целью общество «Тарбияи атфол» поставило помощь тем, кто желает учиться и побуждение к овладению

знаниями возможно большого числа людей. Поскольку в Бухаре не существовало новометодных медресе, оставался один путь "" содействовать отъезду молодых людей на учёбу заграницу. Особенное внимание джадиды уделяли подготовке кадров через учебные заведения мусульманских центров России, таких, как Оренбург, Казань, Уфа, Бахчисарай. В одном из доносов в Туркестанское районное охранное отделение, которому предпослано название «Очерк идей общества приверженцев прогресса» отчасти указывается, что к обществу «Тарбияи атфол» доброжелательно относятся молодые люди, владеющие русским языком, русской грамотой и вращающиеся в кругу русских элементов (17, 13). Также члены общества содействовали отъезду молодых людей на учёбу в Турцию, в Стамбул. Об этом свидетельствуют архивные документы. В записке штабс-капитана Фенина говорилось о том, что бухарские джадиды «для изучения постановки школьного дела посылают своих агентов в Россию, Турцию и Египет» (13, 32).

Садриддин Айни указывает, что в 1911 году в Стамбуле обучалось 15 учеников, а в 1914 году 30 человек бухарской молодёжи. Большую часть расхода этих учеников брало на себя общество «Тарбияи атфол». Кроме того, это «общество обязывалось брать под своё покровительство нелегальную школу, которая действовала в доме Мукаммил-махдума (Бурханов - Н.Г.) в Бухаре, помогая ей, давая каждый месяц определенную денежную сумму» (1, 100). Деньги на расходы для отправки учеников в Турцию собирались среди сочувствовавших просвещению купцов и либеральных сановников, причём, конечно, тайна существования общества не открывалась. С учениками в Стамбуле общество «Тарбияи атфол» сносилось из осторожности не непосредственно, а через своих делегированных туда членов общества, и пользовалось при этом особым шифром (7, 99).

Здесь уместно подчеркнуть, что некоторые члены общества «Тарбияи атфол» были заражены реакционной идеей пантюркизма. Причина таковой заключается в том, что они в лице тогдашней Турции видели символ будущего своей страны. Это связано с тем, что в начале XX века это государство среди

мусульманских стран являлось суверенным, самым развитым в экономике и культуре. Поэтому одна из главных задач общества «Тарбияи атфол» заключалась в отправке бухарских детей, количество которых из года в год увеличивалось, для обучения в Турцию. Как отмечает Н. Хотамов, «бухарские дети, которые по национальному составу являлись главным образом таджиками, наряду с полученными знаниями, возвращались из Турции, как ярые космополиты в отношении своего языка и культуры, т.е. становились пропагандистами идеи пантюркизма» (11,81).

В начале 1917 г. общество «Тарбияи атфол» по-прежнему интересовалось вопросами реформы школ и медресе и распространением просвещения среди простого народа, обучением детей и взрослых. Свои денежные сборы общество хранило в строгой секретности. Как отмечает С .Айни, в это время особенно крупные денежные взносы делали Садри Зиё, казий Саиджон и Мирзо Мухиддин Мансуров (1, 133).

Таким образом, школьно-образовательные и благотворительные общества джадидов «Джамъияти хайрия», «Кумак», «Имдодия», «Джамъияти таъмими маорифи Бухоро», «Тарбияи атфол» и др., находившиеся под постоянным наблюдением местных и русских властей, сыграли определённую роль в распространении просвещения в Средней Азии в начале XX века.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Айнй С. Таърихи инкцлоби Бухоро, 1921 / Тарчимаи Р. Хошим,-Душанбе: Адиб, 1987

2. Госудаственный архив Российской Федерации,- Ф. 102,- Оп. 84,-Д.74. Краткий отчет о настроении мусульманского населения в Туркестанском крае к октябрю 1914 года.- Лл. 7-8.

3. Госудаственный архив Российской Федерации,- Ф. 102,- Оп. 246,-Д. 74,- Справка Департамента полиции, 12 июля 1916 г.-Л. 81-83.

4. Добромыслов А. И. Ташкент в прошлом и настоящем. Исторический очерк,- Ташкент: Эл. типолитография О. А. Порша, 1912

5. Мунаввар К°рй. Чамъияти мусалмони Тошканд // Самарканд.-1913,- № 37,- 20 август.

6. Бафуров Б.Б. Точикон. Китоби 2: Охирхои асри миёна ва давраи нав,-Душанбе: Ирфон, 1985

7. Самойлович А. Первое тайное общество младобухарцев // Восток: Журнал литературы, науки и искусства.- Книга 1.- Петербург, 1922

8. Устав мусульманского общества «Помощь» в Ташкенте.- Ташкент, 1909

9. Фёдоров Е. Очерки национально-освободительного движения в Средней Азии,- Ташкент, 1925

10. Ходжаев Ф. Джадиды // Очерки революционного движения в Средней Азии,- М., 1926

11. Хотамов Н. Свержение эмирского режима в Бухаре.- Душанбе, 1997

12. Центральный государственный архив Республики Таджикистан.-Ф. 1-И.- Оп. 6,- Д. 51. Сведения о состоянии умов, настроениях, религиозно-бытового уклада жизни, просвещения туземного населения за 1910 г.- Лл. 81-87.

13. Центральный государственный архив Республики Узбекистан, - Ф. 1,- Оп. 31,- Д. 653 а,- Лл. 30-32.

14. Центральный государственный архив Республики Узбекистан. -Ф.З.- Оп. 1,- Д. 356,-Л. 17.

15. Центральный государственный архив Республики Узбекистан.-Ф.З.-Оп. 2,-Д. 155,-Лл. 4-8.

16. Центральный государственный архив Республики Узбекистан, - Ф. И-461,- Оп.1,- Д. 204,- Л. 9.

17. Центральный государственный архив Республики Узбекистан,- Ф. И-461,-Оп.1,-Д. 968,-Л.13.

18. Эргашев Б.Х. Идеология национально-освободительного движения в Бухарском эмирате.- Ташкент: Фан, 1991.

Деятельность благотворительных обществ среднеазиатских джадидов в сфере народного образования

Н. У. Гаффоров

Ключевые слова: джадидизм, джадиды, Средняя Азия, благотворительные общества, новометодные школы

В статье рассматривается школьно-образовательная деятельность благотворительных обществ среднеазиатских джадидов в начале XX века. В работе показана определённая

роль благотворительных организации «Джамъияти хайрия» («Благотворительное общество»), «Кумак» («Помощь»), «Имдодия» («Поддержка»), «Джамъияти таъмими маорифи Бухоро» («Бухарское общество распространения образования») и «Тарбияи атфол» («Воспитание детей») в распространении просвещения в рассматриваемом регионе. Автор акцентирует внимание на codeticmeue джадидских благотворительных обществ отъезду молодежи Туркестанского края и Бшарского эмирата на учёбу заграницу

The Activities of Middle Asian Djadids' Charitable Societies in National Education Sphere

N. U. Gafforov

Key words: djadidizm, djadids. Middle Asia, charitable societies, new methodical schools

The article dwells on schooling-educational activities of Middle djadids' charitable societies at the beginning of the XXieth century. The following charitable organizations are presented in the article: "Djamiyati Khamriya" (charitable society), "Kumak" (aid), "Imdodiya" (support), "Djamiyati Jamimi Maorifi Bukhoro" (Bukhara Society of Education Spreading), "Tarbiyai Aftol" (upbringing of children): their role in spreading enlightenment in the region being canvassed. The author lays an emphasis upon the issue of djadids 'promotion to the departure of the youth living in Turkestan area and Bukhara emirat abroad for studying.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.