УДК 891.550
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ИДЕИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗГЛЯДЫ АХМАДА ДОНИША
ОЛИМОВА ХОСИЯТХАКИМОВНА,
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории литературы, Таджикский государственный институт имени Сотима Улугзода, 734019, г. Душанбе ул. Мухаммадиева,17/6, тел. +992 917-160-791, e-mail: [email protected]
Аннотация
Олимова Х. Х. Просветительские идеи и социальные взгляды Ахмада Дониша.
В персидском и таджикском литературоведении особенности формирования просветительской прозы были исследованы с позиций различных направлений, школ и стилей художественной литературы. В данной статье сделана попытка внести определенный вклад в решение этого вопроса на основе исследования развития реалистической прозы конца ХХ и начала ХХ века. Произведение Ахмада Дониша «Наводирулвакоеъ» явилось выдающимся событием в таджикской и других персоязычных литературах конца XIX и начала XX века как новый вид литературы, названный позже документальной прозой. Под влиянием «Наводирулвакоеъ» в конце ХХ и начале ХХ веках были написаны «Савонехулмасолик» Возеха, «Бадоеъуссаноеъ» Шамсуддина Шохина, «Тухафи ахли Бухоро» Мирзо Сироджа Хакима, «Мунозира» Абдурауфа Фитрата, которые характеризуются как художественно-публицистические и историко-мемуарные произведения. В статье исследованы основные факторы формирования просветительской и реалистической прозы, а также влияние политических и просветительских идей ХХ и начала ХХ веков на формирование и развитие художественной прозы в таджикской литературе.
Ключевые слова: Ахмад Дониш, Бухарский эмират, династия мангитов, наука, просвещение, образование.
Summary
Olimova Kh. H. Enlightening Ideas and Social Views of Ahmad Donish.
In Persian and Tajik literary studies the peculiar properties of formation of the enlightening prose were studied depending on different tendencies, schools
© Х. Х. Олимова, 2019
and styles of literature. This article attempts to make some contribution to the solution of this problem by exploration of the development of realistic prose in the late 19th and early 20th centuries. The work of Ahmad Donish Novodirulvakoe was an outstanding event in the Tajik and other Persian-speaking literature of the late XIX and early XX centuries as a new kind of literature, named later documentary prose. Under the influence of Novodirulvakoe in the late 19th and early 20th centuries were written Savonehulmasolic by Vozeh, Badoeus-sanoe of Shamsuddin Shokhin, Tuhafi akhly Bukhoro by Mirzo Siroj Hakim, Munozira by Abdurauf Fitrat considered as literary and publicistic or historical and memoir works. In this article were examined the main factors of formation of the enlightening and realistic prose and the influence of political and enlightening ideas of the 19th and early 20th centuries on the formation and development of literary works in Tajik literature.
Keywords: Ahmad Donish, emirate of Bukhara, dynasty of Mangit, science, enlightening, education.
Ситуация, которая сложилась в Бухаре и ее окрестностях, находившихся в центре среднеазиатской цивилизации в период правления последней династии Мангитов было тяжелым и унизительным. В это время в жизни общества наступил застой, ученые и литераторы находились в самом незавидном положении. Мангитские эмиры, которые были очень далеки от науки и просвещения, не уделяли никакого внимания развитию школ и образования. Европейский путешественник Вамбери отметил по этому поводу, что «Бухара до сих пор сохраняла во всей силе тот религиозный строй, который был характерен для ислама лишь в средние века» [2, с. 186]. По словам З. Раджабова, «Эмир в своих действиях опирался только на знать своего племени - мангитов» [5. с. 34]. Может быть, по этой причине еще при жизни Ахмад Дониш стал объектом пристального внимания эмира.
Писатель воссоздавал в своих произведениях многие аспекты быта Бухарского эмирата и критиковал его политическую систему. Произведение Ахмада Дониша «Наводирул-вакоеъ» («Редкостные события»), которым было положено начало таджикской документальной прозе в современном ее понимании, его поэтические особенности, отражение в нем художественного времени и пространства до настоящего вре-
мени не были объектом монографического исследования. Тем не менее, произведение Ахмада Дониша «Наводирулвакоеъ» стало выдающимся событием в таджикской и других персоя-зычных литературах конца XIX и начала XX века, стало новым жанром литературы, названным позже документальной прозой. Одновременно с «Наводирулвакоеъ» в Иране создается «Саёхатномаи Иброхимбек» Зайнулобиддина Марогаи; под влиянием «Наводирулвакоеъ» в начале XX века были написаны «Савонехулмасолик» Возеха, «Тухафи ахли Бухоро» Мирзо Сироджа Хакима, «Мунозира» Абдурауфа Фитрата, которые характеризовались как художественно-публицистические и историко-мемуарные произведения. В этом отношении можно сказать, что «Наводирулвакоеъ» заложил основы новой таджикской прозы в целом.
Фактически Ахмад Дониш является одним из основоположников нового мышления на Востоке. Примером для него послужили такие образцы таджикско-персидской прозы прошлых столетий, как «Гулистан» Саади, «Бахористан» Джами, «Сафарнома» Носира Хусрава, «Футуватнома» и «Ахлоки Мухсини» Хусайна Воиза Кошифи, «Ахлоки Носири» Наси-ритдина Туси, «Бадоеъулвакоеъ» Зайнитдина Восифи. По своей сути «Бадоеъулвакоеъ» Зайнитдина Восифи является историческим произведением, в котором подвергнута анализу политическая ситуация в Средней Азии.
Ахмад Дониш открыто критикует Бухарскую власть, показывает отчаяние народа и беззаконие, творимое правлением эмира. Дониш отмечает: «Поскольку эмир по природе был развратен и похотлив, то во всех своих крепостях, от Карши до Кеша, он отстранил честных сельских старост, опасаясь восстания с их стороны, и посадил вместо них низких людей... Этот порядок он установил будто бы для укрепления власти, так как, по его мнению, такие старосты в случае бунта, смогут успокоить народ» [3, с. 86]. Дониш резко обвиняет эмира во всех преступлениях, творимых в государстве: «Если присмо-
треться к ним хорошо, то эмир не кто иной, как развратник и кровожадный тиран, казий - заядлый взяточник и вымогатель, раис - продажный сводник и безбожник, а начальник стражи -пьяница и игрок, атаман разбойников и главный вор» [3, с. 88].
Ахмад Дониш отмечает еще одну характерную черту эмира Музаффара: «Эмир Музаффар полагал также, что власть и могущество обеспечиваются молитвами, а не мечом и плетью». Таким образом, эмир Музаффар больше полагался на молитву, а не на действия, при этом Дониш подчеркивает, что «он поручает кому-то молиться за себя, а сам продолжает грешить и развратничать» [3, с. 91]. Интересно также мнение европейца на управление государством в Бухарском эмирате, о чем он пишет как очевидец: «Вы поразительно неразумный народ. Основа государства зиждется на золоте, а вы утвердили ее на спине осла. Разве вы не знаете, что люди - потребители золота, а не поставщики его. Вы ищете золото не там, где его можно взять, а там, где его нужно расходовать» [3, с. 91].
Чувствуется, что Дониш является хорошим знатоком жизни Бухарского эмирата. В одном диалоге он предупреждает об опасности, так как к Бадахшану приближаются английские захватчики. Для европейцев Бадахшан представляется как источник минеральных ископаемых: «Бадахшан - это страна, на которую взирает блистающее солнце, это сокровищница владыки небес. Там находится четыре россыпи золота, лазурита, рубинов и яхонтов. По нашему убеждению, тот, кто завладеет этой страной и ее россыпями, сравняется по богатству с четырьмя державами, а то и превзойдет их» [3, с. 91].
Ахмада Дониша тревожило то обстоятельство, что в Бухаре отсутствовали элементарные признаки светской культуры, так как в медресе преподавали религиозно-схоластические дисциплины, оторванные от реальной жизни. Он отметил: «В нашей стране образованных людей ненавидят и большие и малые. Знания наших ученых показались мне ничтожными...» [3, с. 206]. В наставлениях своим сыновьям
Дониш подчеркнул, что в мактабах, по сути, ничему полезному не научишься, сказал, что своими познаниями в истории он обязан народным сказителями, и добавил: «В этих строках я решил в целях назидания рассказать о том, к каким выгодам пришел я за свою пятидесятилетнюю жизнь, чтобы ими можно было воспользоваться, как руководством, в случае необходимости» [3, с. 203].
Название книги говорит о том, что в ней описаны редко происходящие события, но все они имеют большое значение. Сам писатель относительно названия книги отмечает следующее: «Каждый из рассказов, помещенных в этом сборнике, имеет свои основы, связанные с замыслом, с причинами их включения в книгу, с предпосылками того или иного события» [4, с. 22]. Другими словами, Дониш на основе анализа общественных явлений и событий выражает в произведении свои философские идеи и свое понимание социальных отношений. Он довольно мастерски отходит от вымысла, изображая реальную жизнь, саму действительность таковой, как она есть. Дониш в этой связи пишет о том, что общественный процесс может стать фактором развития литературы, либо фактором ее отставания; по его мнению, литература не может существовать вне общества, напротив, свое основное назначение она выполняет в контакте с обществом и общественным развитием. Кстати, И. С. Брагинский, изучая появление просветительских идей в таджикской литературе, отметил: «Основные предпосылки развития просветительской литературы в Советском Востоке во второй половине XIX века возникли на почве литературных традиций и в особенности под влиянием внутренних противоречий» [1, с. 214].
Большое влияние на формирование просветительских идей Ахмада Дониша оказало его знакомство с культурой России во время посещения Петербурга и Москвы. Во время своего путешествия Дониш тщательно подмечал и любовно фиксировал самые разнообразные, существенные и част-
ные детали, свидетельствующие о своеобразии культуры Петербурга и Москвы, о русских нравах, обычаях и порядках. Дониш восхищается Невой и ее великолепными мостами. Его взгляд остер и наблюдателен. Он замечает, что по Неве ходят много пароходов, указывает, что в Петербург прибывают суда из Турции и Европы. Он дает описание мостов, говорит об удивительных и прекрасных берегах реки Невы: «Через каждые 15 газов устроены лестницы высотой в 2 газа из шлифованных круглых, восьмигранных и шестигранных камней, а к лестницам прикреплены украшенные рельефами и цветами бронзовые решетки шириной в пять ваджабов, для предохранения прохожих. А через реку перекинут мост в четырнадцать пролетов, каждый пролет примерно в 20 газов. Два пролета при приближении корабля открываются, подобно створкам ворот, а как только корабль пройдет, они снова опускаются. Этот мост весь из цветного мрамора, отполированного как зеркало, и каменные плиты подогнаны так, что лишь временами видна тоненькая, как волосок, линия их соединения. Шириной мост примерно в 20 газов и разделен на четыре дороги - две для экипажей, а две для пешеходов, чтобы не сталкивались друг с другом. И каждый идет своей дорогой. С обеих сторон мост тоже защищен ажурными бронзовыми решетками» [3, с. 135]. Дониш точно описывает площадь перед Зимним дворцом: «Невдалеке от ворот дворца воздвигнута высокая колонна из цельного куска цветного гранита, высотой в 50 аршин. Под камнем - восьмигранный бронзовый пьедестал, украшенный барельефами. На вершине колонны стоит статуя ангела, поднявшего крылья, будто в ожидании пришествия Христа, тоже из сверкающей бронзы» [3, с. 136]. Дониш подробно описывает зал, в котором собиралось светское общество: «Мы вошли в высокое большое здание, отделанное позолотой, с многочисленными залами, и комнатами с зеркальными дверьми, на которых висели шелковые занавеси, уставленные позолоченными креслами и диванами, золотыми, серебряными вазами
и сосудами, обитыми бархатом стульями и столами. Во всех комнатах висели золотые, серебряные и хрустальные люстры, а у каждой стены стояли высокие канделябры и огромные, в рост человека, зеркала...» [3, с. 136].
Во время поездки в Петербург Ахмади Дониш осмотрел Технологический институт, Александровскую императорскую мануфактуру, заканчивавшееся тогда строительство Исааки-евского собора, фарфоровый завод, императорский ботанический сад, музей Императорской Академии наук, Пулковскую астрономическую обсерваторию, Монетный двор, Царское село (ныне город Пушкин). По мнению Расула Ходизода, «познакомившись с русской жизнью во время поездок в Петербург, Дониш в своих произведениях пропагандировал русскую культуру, изучение светских наук, подвергал беспощадной критике гнилые устои феодальной Бухары. На просветительных идеях Ахмада Дониша воспитывались лучшие представители передовой интеллигенции того времени, а также и последующих поколений (Шохин, Музтариб, С. Айни, Хайрат и др.)» [6, с. 22].
В Петербурге Ахмад Дониш познакомился с Стремоу-ховым, заместителям директора Азиатского департамента Министерства иностранных дел царского правительства. Стремоухов произвел на него большое впечатление своей ученостью. Он подарил таджикскому писателю два глобуса, которые он привез в Бухару. Ахмади Дониш написал в его хвалу несколько бейтов:
Стремоухов - это пробный камень для украшения знаний. Он в делах обладает десницей Асафа. Много людей читали мои стихи, но не дали ничего, А он не видел моих стихов, но подарил безмерно много. Благородные мужи дарят людям искусства золото и серебро,
А он нашел и даровал мне науку о вселенной.
Тебе подобает не царство и богатства,
Земной шар и небо пусть подчиняются тебе [3, с. 164].
Дониш стремился познакомить бухарцев с русской культурой и в дальнейшей изучении глобус помог ему. Он написал трактат о шарообразности земли.
Таким образом, Ахмад Дониш оставил глубокий след в истории и культуре таджикского народа. «Наводирулвакоеъ» приобрел особое значение, как в нем было отмечено, что династия мангитов не способна осуществлять реформы, так как в Бухарском эмирате правят неразумные, необразованные и корыстолюбивые люди. Эмир всячески противодействовал активной политической деятельности Ахмада Дониша. Но мангитские эмиры были обречены. В мировоззрении Ахмада Дониша можно найти истоки всего дальнейшего развития просветительской мысли таджикского народа.
Список использованных источников
1. Брагинский И. С. От Авесты до Айни. Душанбе: Ирфон, 1981. 256 с.
2. Вамбери, Арминий. Путешествие по Средней Азии [Электронный ресурс] М.: Восточная литература. 2003. 4.1.VIII-IX. - Режим доступа: www.vostlit.info/Texts/rus12/Vambery/text3. htm ( дата обращения 04.04.2019)
3. Дониш, Ахмад. Путешествие из Бухары в Петербург. Сталинабад: Таджикгосиздат, 1960. 300 с.
4. Дониш, А^мад. Наводирулвакоеъ: Китоби 1. Душанбе: Дониш, 1988. 288 с.
5. Раджабов 3. Ш. Выдающийся просветитель таджикского народа Ахмад Дониш. Сталинабад. 1961. 220 с.
6. Ходизода, Расул. Ахмад Дониш и его творчество // Ахмад Дониш. Путешествие из Бухары в Петербург. Сталинабад: Таджикгосиздат, 1960. 300 с.