АДАБИЁТШИНОСИ (ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ)
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ И РЕФОРМИСТСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АХМАДА ДОНИША
И МИФТАХЕТДИН АКМУЛЛЫ
Муллоев А.
Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни
Ахмад Дониш (1826-1897) и Мифтахетдин Акмулла (1831-1895) жили в одной эпохе, почти в одно время, с разницей в 4-5 лет, их объединяет волнение за историческую судьбу своих народов и ответственность за жизнь всего человечества.
Одной из выдающихся фигур Бухарского эмирата прошлого столетия, по праву, считается Ахмад Дониш, выдающийся мыслитель, энциклопедист и просветитель таджикского народа. Его многогранное творчество охватывает многие сферы интеллектуальной жизни его времени. Оно вызвало достойное восхищение у современников. Эта незаурядная личность, сплотив вокруг себя целый ряд талантливых поэтов, ученых и музыкантов, предопределил развитие различных отраслей культуры и знаний своей страны.
Ахмад Дониш активно участвовал в общественной и культурной жизни Бухары. Он написал книгу о системе, государственной структуре и общественной реформе Бухарского эмирата под названием «Трактат о распорядке культуры» (1870-1873). При написании этого ценного произведения мыслитель принимая во внимание опыт стран Востока и Запада, обратил внимание к проблеме повышения науки и просвещения.
В учении просветителей, в том числе Дониш, поддерживается то, что управление обществом и власть является волей всевышнего, но они механизм усвоения власти, выбор политического руководителя, социально-политической его ответственности комментировали при народе со светской точки зрения. Следует отметить, что просветительское движение в Средней Азии против невежества, угнетения, религиозной приверженности, социальной несправедливости, национальной ограниченности, нравственная отсталость и безнравственный круг правителей и другие негативные явления жизни возникали во второй половине 19 века. Центром Средней Азии - древний город Бухара и основоположником его считается выдающий мыслитель таджикского народа Ахмад Дониш. Просветительство как передовой процесс социально-политической и научно-культурной мысли таджикского народа постепенно расширялась и охватывала все города Средней Азии, она, выходя из национальной рамки, превратилась в международное направление. Ахмад Дониш пропагандировал европейские знания и науки, прежде всего просвещение и русскую культуру, в том числе русский язык.
На формирование и развитие политической и просветительской мысли Ахмада Дониша оказывали влияние с одной стороны наследие прошлых мудрецов, с другой стороны, его знакомство с русской передовой культурой и развитые страны Европы и Азии, но самое важное, его критический взгляд на социально-политическую нетерпимую жизнь Бухарского эмирата. Он в составе делегации Бухарского эмирата трижды раз побывал в Петербурге. Научно-литературные источники показывают, что Ахмад Дониш с некоторыми передовыми и прогрессивными людьми России того времени имел дружеские отношения. Если одним из таких был переводчик Козимбек Обидинов, другой переводчик генерал-губернатора Ташкента Петр Иванович Пашино. Пашино в Петербурге беседовал с составом делегата Бухарского эмирата, лично с Ахмад Донишом. Он с критиком, публицистом и революционером-демократом Н.А. Добролюбловым (1836-1861) и русским поэтом, основателем, редактором журнала «Современника» и «Отечественные записки» Н.А. Некрасовым имел дружеские отношения и сотрудничал с этими литературно-прогрессивными изданиями.
Все путешествия Ахмада Дониша в Россию и его встречи с передовыми людьми Ирана, России и Франции, бесспорно, не остались без влияния в формировании национальных размышлений, политических и социальных мышлений. Более того, они стали причиной очень серьёзной эволюций в его мировоззрении, в его моральном мире и чувствительном сердце привели тёплую и горячую любовь относительно науке и
культуре русского и европейского народов, и всё это отразилось в его произведениях. А. Дониш во введении своего произведения «Наводир-ул-вакоеъ», упоминая упадок отсутствия достоинства и мастерства в Бухарском эмирате, относительно развитию науки и культуры за рубежом пишет: «И тогда как, в таких странах как Иран, Истанбул и во Франции ежегодно выпускаются более пятисот книг в области науки и по различным дисциплинам, и авторы которых до сих пор находятся при жизни» [3, с. 21]. Теперь же изменилось не только мировоззрение А. Дониша относительно первого этапа его путешествия в Россию. Беседовал с эмиром без боязни и совершенно с полной уверенностью, изъявил своё мнение по поводу реформирования свободного государства, предложил свой проект и подчеркнул, что если эмир одобрит его планы реформирования, он придёт на службу двора, в противном случае он полностью прекратить своё отношение с эмирским правительством.
Ахмад Дониш считает важным в военной службе проблему уважения, наследование и гуманности царя. Он пишет: «Отношение отцов к наследованию сыновьям и живым людям армии, которые будут убиты на войне или погибли поручить, чтобы живые на войне не ослабились и на деле и занятие имели способ благоволения.... На всякий случай не пожалеть привычное и пособие, чин и заботу, чтобы другие проявляли интерес, жена и дети не были преградой к смелости, кому и почему делается» [4, с. 128]. Каждый раз сам царь пусть проверяет войско, тем которым достигал совершенства, прошли испытания, приласкал и проявлял благосклонность и предъявил должность. Необходимо царю, чтобы пожилых освободил и их детей место них назначил, и дать жалованье на содержание жены и детей.
Дониш как просветитель уделяет особое внимание к отношению государства и людей. Место каждого члена общества должен упорядочить посредством закона и основная мера не социальное отношение людей, а должен быть их благоразумие и работоспособность. Их защита считается важным обязательством государства. В защите прав людей судьи играют важную роль. Поэтому судьи должны быть самостоятельными и независимы даже от эмира. В незаконченном произведении «Трактат или кратко из истории правления династия мангытов» приходит к выводу, что единственный путь улучшения страны это переворот, свергнуть строй Бухарского эмирата и самодержавия эмира.
Влияние тысячелетней культурной традиции на философское видение Ахмада Дониша, незаурядные способности которого были известны его современникам задолго до его трех поездки в Россию. Идеи, уходящие своими корнями в историю философской мысли мусульманского Востока, во многом предопределили интеллектуальную жизнь Бухарского эмирата и дали жизнь многим учениям и общественным движениям.
Ахмад Дониш является «яркой звездой на темном небосводе Бухары» и многие современники считает его выдающейся личностью в истории таджикского народа. Он как великий просветитель связывает звено между поколениями, дистанцированным временем.
В воспоминаниях основоположника таджикской современной литературы С. Айни указывает, что именно творчество Ахмада Дониша произвело на него неизгладимое впечатление и в корне изменило его мировоззрение. Прочитав его произведение «Редчайшие происшествия», писатель начал задумываться о недостатках политической системы Бухарского эмирата, о падении нравов и о путях их преодоления. Обращение к личности Ахмада Дониша позволило С. Айни дать по возможности полную картину социальной и культурной жизни общества его эпохи. Данный период имеет особое значение в истории таджикского народа. Знаменательнейшие явления общественной жизни Ахмад Дониша зафиксировал в своем главном труде «Редчайшие происшествия», сыгравшем важную роль в духовной жизни общества. По этой причине С. Айни не только рассказывает о человеческих качествах этой фигуры, но и делится своими мыслями о его философских воззрениях и литературных пристрастиях.
Анализ творчества выдающийся мыслителя таджикского народа Ахмада Дониша и поэта-просветителя башкирского, казахского и татарского народов Мифтахетдина Акмуллы убедительно показывает, как приобщение к насущным проблемам времени вносит в их пронизанное идеями просветительство, примеры реальной жизни общество, содержащая размышления о смысле человеческой жизни, как пафос знания и познания действительности.
Ахмад Дониш и Мифтахетдин Акмулла, находясь в гуще идейной борьбы общества, прежде всего стремились высказаться о проблемах волновавших своего времени. При изучении творчества Дониша и Акмуллы, возникает ощущение в пользу света и знаний, настолько едины они по своему пафосу, что устремлены к единой цели. Это тесно связано с идеологией и политикой, со злободневными потребностями социальной жизни.
Исследователи их творчества С. Айнй, Р. Ходизоде, А. Х.Вильданов, Г.С. Кунафин отмечают, что тематическое своеобразие творчества Дониша и Акмуллы отражают характерные черты мысли того времени и имеет тесную связь с исторической обстановкой реальной жизни, прежде всего, в постановке на службу просветительским идеям всего арсенала литературных и фольклорных средств, связанное в конечном итоге с формированием демократической литературы, изменения в области языка. Необходимость адресоваться к насущным вопросам просвещения при обращении к самой разной аудитории выдвинула перед Дониша и и Акмуллы требование гибкости в следовании ту или иную форму литературного мышления. Соответственно, просветительская литература всех народов Востока, Поволжья и Урала к этому времени не поднималось до выдвижения и решения радикальных требований.
Творческий путь многие поэтов и писателей, включая Ахмада Дониша и Мифтахетдина Акмуллы, переполнен эмоциями и духовной переполненностью художественного освоения мира. В поэзии М. Акмуллы в честь Шигабутдина Марджани - гениального деятеля татарской культуры Х1Хвека шайху суфийского тариката Накшбандия посвящены стихи поэта: Ещё равный в этом мире не рождался: В образованности гений он всевластный... Только выше и хулы, и сплетен гнусных-Разум гения, замечу вам попутно. А ведь гения признав, не околеешь, Ум другого, испытав не поглупеешь.
(«Ода в честь Шигабутдина Марджани»)
Следовательно, талант поэта Акмуллы поражает, прежде всего, остротой и глубиной его мысли. Мысль, слова и речь является главным орудием и инструментом творчество поэта. Формулировки «жемчуг мысли ослепительно сверкает», «мысль, как молния, разила», «вам родит хотя бы мысль одну живую», «слова молвится со смыслом у поэтов», «пусть слова доброе моё вам новых сил придает», «верх по течению плывёт лишь тот, кто вникнет в речь» и другие подтверждают примере анализа поэтических творений Акмуллы.
В своем творчестве Ахмад Дониш и Мифтахетдин Акмулла больше уделяют внимания укладу жизни и быту, мировоззрению своего народа, своих патриотических чувств, формированию реформаторских взглядов, особенно обострившихся после поездки и ознакомлению с Россией и острыми политическими коллизиями, установлениями дружеских отношений между Россией и Бухарой, столкновением и борьбой сил различной ориентации. Он видит, что при явном попустительстве своего «хозяина» нукеры грабят и убивают безвинных людей. Видя эти бесчинства, Ахмад Дониш приходит к выводу о необходимости реформ. Только они, по его мнению, могут вывести страну из глубокой пропасти.
Под влиянием исторических событий XIX века и развития традициями этикой, эстетикой, философией народного творчества, из сплава которых единственно и могла вырасти способная к дальнейшему развитию литература, оказавшего огромное влияние на развитие общественной мысли народов Поволжья и Урала. Действительно, на путей творчества Акмуллы выпала важная задача формирования отмеченной авторской индивидуальностью литературы и придания новой жизни, путем смелого слияния их со стихией народного творчество .
Находясь в гуще идейной борьбы своего времени предметом писательского интереса Ахмада Дониша и волновавших его вопросов становится не только могучая фигура, но нравы и быт почти всех сословий Бухарского эмирата, а также представители русского народа, внесших посильный вклад в развитие отношений между Россией и Бухарой.
Ахмад Дониш и Мифтахетдин Акмулла как никто другой из своих современников хорошо знали уклад жизни эмирского двора, городских ремесленников, крестьян,
поэтов, музыкантов и др., о чем свидетельствует его творческое наследие, в котором изложены их мысли по многим злободневным проблемам своего эпохи. Точно таким же предстает в круг общества Бухарского эмирата личность Ахмада Дониша как образованнейший человек (недаром носил прозвище «кала» - «голова») и дальновидный, прозорливый политик - по воле глупцов не в силах даже распоряжаться своей собственной жизнью, ибо всем его начинаниям, за которые он берется с большим энтузиазмом, ставятся препоны.
Ахмад Дониш и Мифтахетдин Акмулла в своих творчествах приходят к мысли о необходимости реформирования государства. К данной точке зрения ими подводит сама жизнь: в течение долгих лет их мучило чувство беспомощности при виде страданий сограждан- от простых крестьян до образованных людей. Сознание обязательности реформ рождается постепенно, исподволь, в результате его долгого общения с эмирскими сановниками и русскими чиновниками, со своими друзьями и домочадцами. Широкий круг знакомств обоих мыслителей ими хорошее знание условий быта почти всех слоев общества прошлого века позволяет познать полную и ясную картину жизни Бухарского эмирата и общественной мысли народов Поволжья и Урала. В своих творчествах они смогли глубже проникнуть в суть исторических процессов второй половины XIX в.
Произведение в честь Шигабетдина Маржани автор называет марсия - элегия. Создав свою оду, о великом сыне татарского народа «на казахский лад», башкирский поэт-просветитель смело вводит в нее элементы народного творчества трех народов и разворачивает их в целостные системы. Образы воды и учителя получает свое истинное значение лишь в свете основной проблемы произведения- проблемы просвещения. Поэтому поэт отмечает, что «хожу, не в силах достать из глубины воду» [1, с. 45], «чем больше втекает туда знаний, чем больше черпают из него, тем чище он становится. Вода из этого источника исцеляет больных душой, раскрывает глаза слепым от рождения» [1, с. 59].
Действительно, при изображении образа Маржани, поэт воспевает человеческий, гражданский подвиг своего героя и обращается к богатым традициям религиозно-дидактической поэзии Востока и их влияние на мысли народов Поволжья и Урала. Главным идейным содержанием по поводу кончины выдающегося татарского просветителя занимают место лишь в заключительных стихах, которые своей частью произведения является «гимном его научному, человеческому подвигу». Таким образом, читая элегию, весь мир воспринимается уже в новом контексте, как поле ожесточенной борьбы-борьбы света и тьмы, знаний и невежества и этот образ превращается в символ знания и просвещения,
Творение и творчество М. Акмуллы - «достоинство мужчины и просвещения», которое призывает «башкиры мои, надо учится», «всем нам нужно просвещенные, невежд немало, редкость - обученье», «не Дух Святой, не волшебство, а знание», «Пусть душа будет чистой, Стремись к очищению - Нет без этого пользы в твоем просвещении», призывает овладению знаниями, реформирования системы образования и воспитания, удивительно и прекрасно отображает глубокое понимание исторических процессов своего времени и художественное освоение мира.
Литература:
1. Акмулла Мифтахетдин. Стихотворение. Перевод с башкирского.-Уфа: Китап, 2006. - 192 с.
2. Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании // Материалы VIII Международной научно-практической конференции. - Уфа: Издательство БГПУ, 2014. -334 с.
3. Муллоев А. Образ Ахмад Дониш. -Душанбе: Ирфон, 2001. - 185 с.
4. Ходизаде Р., Каримов У., Саъдиев С. История таджикской литературы XVI-XIX вв. и начала ХХ в. - Душанбе: Маориф, 1988. - 416 с.
5. Янышев Ф.Ф. Завещание Акмуллы. Повесть. - Уфа: Вагант, 2009. - 67 с.
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ И РЕФОРМИСТСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АХМАДА ДОНИША
И МИФТАХЕТДИН АКМУЛЛЫ
В данной статье, анализируя творчество выдающего мыслителя таджикского народа Ахмада Дониша и поэта-просветителя башкирского, казахского и татарского народов Мифтахетдина Акмуллы, автор приходит к выводу, что, находя в гуще идейной борьбы
общества, они, прежде всего, стремились высказаться о проблемах волновавших той времени. При изучении их творчества возникает ощущение в пользу света и знаний, настолько едины они по своему пафосу, что устремлены к единой цели. Это тесно связано с идеологией и политикой, со злободневными потребностями социальной жизни.
Ключевые слова: реформистские взгляды, просветительство, социальная жизнь, общество, А. Дониш, М. Акмулла.
EDUCATION AND REFORMIST VIEWS OF AHMAD DONISH AND MIFTAKHETDIN AKMULLA
Having analyzed the work of an outstanding thinker of the Tajik people, Ahmad Donish and poet and educator of Bashkir, Kazakh and Tatar peoples Miftakhetdin Akmulla, the author came to a conclusion that being in the middle of ideological struggle of society first of all, they tried to state problems agitated their time. While studying their works appears feeling in favor of light and knowledge and they are the same pathos that are directed toward a common goal. This is closely connected to the ideology and politics with the topical needs of social life.
Keywords: reformist views, enlightenment, social life, society, A. Donish, M. Akmulla.
Сведения об авторе: Муллоев Абдусамад, доктор филологических наук, проректор по научной работе Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: sinojon_2014@mail.ru
About author: Mulloev Abdusamad, doctor of philological sciences, vice-rector on scientific works of the Tajik State Pedagogical University named after S. Aini
УДК: 891.550.09-1
МАСЪАЛАХ,ОИ ТАДЖИКИ ШЕЪРИ ГИНОИ
%акимов А.
Институти забон, адабиёт, шарцшиносй ва мероси хаттии Академияи илмуои Цум^урии Тоцикистон
Таджики ташаккули мухтассоти анвои адабй - эпос, драма, лирика ва махсусан лирика, шеъри тиной, аз мураккабтарин масъалахои адабиётшиносист, ки дар мархилахои охири инкишофи адабиёт бо сабаби ба хам даромехтани навъхову жанрхо боз хам мушкилтар шудааст. Барои ичрои ин кор каблан зарур аст, дасти кам, дар бораи он ки худ шеър чист, пайдоишаш чй гуна аст ва чй тавр ба тиноию хамосй таксимбандй гаштааст, мухтасаран маълумот дода шавад.
^адимтарин назарияи пайдоиши моддию мантикии шеър, ки ба мо маълум аст, ба файласуфи Юнон Арасту тааллук дорад, ки бештар аз 2000 сол мукаддам дар асари у «Фанни шеър» баён шудааст. У асоси пайдоиши хунарро мухокот ба зиндагй маънидод карда, навиштааст: «Шеъри хамосй ва фочиавй, хамчунин мазхака ва мадхия, кисмати бузурги авлетика ва кифаристика - кулли онон, умуман гирем, хунархои мухокотй хастанд» [2, с. 40]. Дар ин таксимбандии аввалини назарй, ки аз чониби донишманди тарбй руи кор омадааст, ба се навъи хунари шеър, яъне адабиёт ишора шудааст, ки аз руи адабиётшиносии муосир онон адабиёти хамосй (фочиавй хам ба он дохил мешавад, зеро асли онхо ягона буда, хар ду хам ба навъи услуби олй тааллук доранд. - А. Д.), мазхакию мадхия, тиной ва ё бо таъбири тарбй - лирикй ном гирифтаанд. Авлетика, ной ва кифара асбоби мусикист, ки бо замзамаи онон ашъори тиной хонда мешуд ва он минбаъд дар замони эллинии инкишофи адабиёти Юнони бостон (дар асрхои III ва нимаи аввали II то солшумории милодй) лирика номида шуд.
Арасту харчанд дар «Фанни шеър» аз чинси лирикии адабиёт махсус бо ин ном сухан намеронад, аммо дар таксимбандие, ки аз руи тарзи мухокот ба зиндагй мекунад, хусусиятхоеро зикр менамояд, ки ба адабиёти лирикй тааллук мегиранд. У менависад: "Мухокот ба як чиз ва махз ба як чиз хангоме имкон дорад, ки дар бораи ходисае, хамчун чизе аз худ чудо, хамчунон ки Думер мекунад, хикоя карда шавад ва ё ба тарзе ки мукаллид хамчунон ки хаст, чехраи худро татйир надода, бо худии худ мемонад ва ё хамаи ашхоси тасвиршавандаро хамчун муфрадони омил ва фаъол мунъакис менамояд» [2, с. 45]. Дар хусусияти дувуме, ки муайян шудааст, яъне таклидгар хамчунон ки хаст,