УДК 371.4Яко:37.014(470.34) DOI 10.37972/chgpu.2023.119.2.026
М. Г. Харитонов, И. В. Кожанов ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И. Я. ЯКОВЛЕВА
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье рассматривается разработанная великим чувашским просветителем И. Я. Яковлевым система просвещения родного народа. Раскрывается его идея о распространении среди учащихся и крестьян педагогических, духовно-нравственных, православных, санитарно-гигиенических, медицинских, сельскохозяйственных, биологических, естественных, исторических, агрозоотехнических, метеорологических, ремесленных и других знаний. Обсуждается просветительская деятельность И. Я. Яковлева, направленная на желание помочь чувашскому народу в его стремлении к светлому будущему - образованию. С этой целью проанализированы архивные материалы и научные труды, отражающие педагогическое наследие чувашского патриарха. Указывается, что И. Я. Яковлев разработал и осуществил на практике свою систему просвещения народа: преподавание учебных дисциплин в Симбирской чувашской учительской школе велось на родном языке, а учебно-воспитательная работа строилась на основе научной психологии и педагогики с использованием традиционной культуры воспитания и обучения; будущие учителя были одними из первых исследователей народного опыта воспитания в нравственном, умственном, эстетическом, трудовом и физическом развитии личности, распространителями произведений устного народного творчества, народных игр и игрищ.
Предметом настоящего исследования выступает просветительское наследие И. Я. Яковлева, вобравшее в себя все то лучшее, что накапливал чувашский народ веками и тысячелетиями в процессе воспитания подрастающего поколения. В результате исследования выявлены направления просветительской деятельности патриарха: изучение состояния просвещения других народов; определение целей и задач просвещения и воспитания родного народа; подготовка учителей в Симбирской чувашской школе; комплексный подход к сбору, изучению, сохранению и распространению различных пластов духовной культуры чувашей; организация обучения сельскому хозяйству учащихся Симбирской чувашской учительской школы, распространение сельскохозяйственных знаний среди населения; создание при школе кузнечно-слесарных и столярно-токарных ремесел.
Ключевые слова: деятельность, просветительская деятельность, педагогическое наследие, педагогические идеи, И. Я. Яковлев
M. G. Kharitonov, I. V. Kozhanov EDUCATIONAL ACTIVITIES OF I. YAKOVLEV
I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia
Abstract. The article examines the system of education of the Chuvash people developed by the great Chuvash enlightener I. Ya. Yakovlev; reveals his idea of spreading pedagogical, spiritual and moral, orthodox, sanitary-hygienic, medical, agricultural, biological, natural, historical, agro-zootechnical, meteorological, craft and other knowledge among students and peasants. It also discusses the educational activities of I. Ya. Yakovlev aimed at the desire to help the Chuvash people in their aspiration to a bright future - education. The article analyzes archival materials and scientific works reflecting the pedagogical heritage of the Chuvash patriarch. It states that I. Yakovlev developed and put into practice his system of enlightenment of the people: the teaching of academic disciplines in the Simbirsk Chuvash Teacher's school was conducted in the native language, and educational work was based on scientific psychology
and pedagogy with the use of traditional culture of upbringing and education; future teachers were among the first researchers of the folk experience of education in moral, mental, aesthetic, labor and physical development of the individual, distributors of works of oral folk art.
The subject of this study is the educational heritage of I. Yakovlev, which absorbed all the best that the Chuvash people have accumulated for centuries and millennia in the process of educating the younger generation. The research revealed the directions of the patriarch's enlightenment activities: studying of the state of education of other peoples; determination of the goals and objectives of education and upbringing of the people; training teachers at the Simbirsk Chuvash school; an integrated approach to the collection, study, preservation and dissemination of various layers of spiritual culture of the Chuvash; organization and training of students in agriculture Simbirsk Chuvash Teacher's School, dissemination of agricultural knowledge among the population; creation of blacksmithing, locksmithing and carpentry and turning crafts at the Simbirsk Chuvash school.
Keywords: activity, educational activity, pedagogical heritage, pedagogical ideas, I. Yakovlev
Введение. И. Я. Яковлев является предшественником просветительства чувашского народа. Он осознавал необходимость подготовки учителей для чувашских школ. Без этого невозможно было осуществить назревшие вопросы просвещения родного народа. С этой целью он считал необходимым открытие Симбирской чувашской учительской школы. Данная школа позволяла обучать совместно крестьянских девочек и мальчиков.
История становления и развития просвещения и национальной культуры чувашского народа широко освещена в исследованиях Г. Н. Волкова, Д. Е. Егорова, А. Е. Земляко-ва, В. А. Иванова, В. Н. Иванова, Н. Г. Краснова, И. В. Павлова, Г. Н. Плечова, А. К. Сал-мина, В. Т. Сейфуллина, И. А. Маркелова, Г. А. Никитина, М. Г. Харитонова, М. М. Эль-дарова, А. И. Яковлева и др.
Вместе с тем обзор научной литературы показывает, что целый ряд вопросов, касающихся просветительской деятельности И. Я. Яковлева, не получил полного освещения. С учетом этого мы определили тему исследования: «Просветительская деятельность И. Я. Яковлева». Недостаточная разработанность данной темы обусловила выбор проблемы исследования: каково содержание просветительской деятельности И. Я. Яковлева? Исходя из вышепоставленной проблемы, в качестве цели исследования мы обозначили раскрытие содержания просветительской деятельности И. Я. Яковлева. Объектом исследования выступает педагогическое наследие чувашского просветителя.
Актуальность исследуемой проблемы. И. Я. Яковлев правомерно считается зачинателем просветительства в Поволжье, предшественником чувашского просветительства. Он открыл путь для просветителей других народов Поволжья, прежде всего татарина Каюма Насыри, марийца С. А. Нурминского, башкира Мажита Гафури и мордвина М. Е. Евсевьева, для которых сам являлся непосредственным живым примером просвещения народов.
Понятие «просветитель» в «Словаре русского языка» рассматривается как «прогрессивный общественный деятель, распространитель передовых идей и знаний» [5, с. 618]. В этой связи своевременно исследование наследия Ивана Яковлевича Яковлева, его педагогических идей, направленных на подготовку национального учительства, создание чувашского алфавита и письменности, издание букварей, организацию чувашской начальной школы, создание системы преподавания русского языка в чувашских школах, «изучение русского языка путем использования в данном деле родного чувашского языка учащихся» [9], сближение чувашского народа с русским народом, издание наглядных пособий и книг для народного чтения, учреждение школьных и внешкольных библиотек, создание школьных музеев, обеспечение школ учебными принадлежностями, включение элементов труда в школе, организацию обучения учащихся сельскому хозяйству и экологической культуре, «рациональную организацию производительного труда» [2], профессионализацию
начальной школы, соединение производительного труда и обучения, организацию связи образования с трудом, собирание народных игр, произведений фольклора, этнографических памятников, их изучение и сохранение, создание в Симбирской чувашской школе народного театра, включающего в себя обширный репертуар спектаклей музыкально-комедийного, драматического, оперного и оркестрового плана, возрождение национальной чувашской культуры и т. п.
Материал и методы исследования. В ходе исследования использовались теоретические методы (обобщение, анализ, синтез, конкретизация, абстрагирование и сравнение).
Результаты исследования и их обсуждение. Иван Яковлевич Яковлев (18481930) - выдающийся чувашский педагог-просветитель, общественный деятель, внесший громный вклад в развитие просвещения и культуры чувашей, подготовку национальных педагогических кадров. Он сыграл историческую роль в деле просвещения не имевшего даже своей письменности чувашского народа.
В педагогическом наследии И. Я. Яковлева можно выделить основные направления, раскрывающие его просветительскую деятельность. Рассмотрим их подробно.
1. Организация просвещения чувашского народа. Одной из главных причин вековых страданий чувашского народа И. Я. Яковлев считал отсутствие действительного просвещения, организованного с учетом национальных интересов и особенностей. В письмах Н. И. Ильминскому он указывает на то, что нельзя «смотреть без боли в сердце и мучений на убожество чувашей, на их невежество, темноту, крайнюю бедность и скудность материальную, а еще более - на духовную» [14]. Отмечая отдельные отрицательные черты в моральном облике близких и родных ему чувашей, И. Я. Яковлев объясняет их той же причиной - отсутствием полноценного просвещения, образования и воспитания. Коренным образом преобразовать жизнь чувашей, включая не только духовную, но и материальную сторону, он считал возможным путем разумной организации всеобщего просвещения и воспитания широких слоев крестьянских масс.
В «Кратком историческом очерке Симбирской школы» И. Я. Яковлев, разбирая мотивы, побудившие его учредить эту школу, высказался следующим образом: «Видя темноту соплеменников и веря, что единственным выходом для них является просвещение, к которому смутно, ощупью тянулись и сами чуваши, учредитель задумал устроить для них школу» [14]. Просветительская деятельность в данной школе строилась на основе «лучших достижений педагогической мысли» [15].
2. Изучение состояния просвещения других народов. И. Я. Яковлев постоянно интересовался вопросами просвещения других народов. Он пытался ставить и решать многие общие вопросы просвещения народов России. В своих сочинениях разбирал и анализировал проблемы просвещения русских, башкир, удмуртов, мордвы, марийцев, казахов и др.
И. Я. Яковлев считал, что основная цель образования состоит в распространении грамотности среди народов Поволжья. Каждый желающий должен учиться: неграмотные взрослые, дети, грамотные, желающие учиться дальше, получить знания. Все это чувашский просветитель объяснял важностью просвещения и образования народа. Язык, обычаи, традиции и другое национальное не мешают нерусским сделаться полноценными участниками исторических свершений русского народа. Для этого им нужны лишь равные права с коренным населением государства, одинаковая забота об их просвещении и гарантия национальной свободы и неприкосновенности.
3. Определение целей и задач просвещения и воспитания народа. Необходимым условием успешной работы в организации просветительского дела среди нерусских народов И. Я. Яковлев считал взаимопомощь представителей интеллигенции всех без исключения национальностей. Он отмечал, что на основе согласованного взаимодействия просветителей народов Поволжья можно добиться улучшения дела просвещения нерусского населения.
4. Подготовка учителей в Симбирской чувашской школе. Важнейшими задачами учительской школы И. Я. Яковлев считал:
- организацию обучения в соответствии с планом и программой подготовки учителей народной школы;
- использование факторов, методов, приемов и средств народной и научной педагогики;
- «сочетание личных и народных интересов в труде» [1];
- развитие у учащихся самостоятельности;
- «нетерпимое отношение к лени, бесхозяйственности, варварскому отношению к богатствам народа и природы» [10];
- преодоление будущими учителями трудности в обучении.
Чувашский просветитель особое внимание уделял педагогической практике будущих учителей. Целью практики он считал реализацию знаний и умений учителя в практической деятельности народной школы.
Задачами практики выступали:
- ознакомление с организацией работы народной школы;
- знакомство с классом учащихся, организация с ними разнообразных игр;
- «овладение навыками структурирования своей учебной деятельности» [13];
- проведение с учащимися воспитательных мероприятий;
- развитие практических навыков народного учителя;
- самостоятельное ведение уроков;
- развитие качеств личности народного учителя;
- овладение практическими умениями и навыками учителя.
5. Комплексный подход к сбору, изучению, сохранению и распространению различных пластов духовной культуры чувашского народа: загадок, пословиц, поговорок, скороговорок, считалок, потешек, сказок, легенд, эпосов, народных песен, преданий, мифов, «организационных форм народного воспитания» [11], описаний народной медицины, этнографических описаний, народных игр, обычаев, традиций и т. п. Собранные материалы нашли отражение в изданных в Симбирской чувашской учительской школе книгах и сборниках (например: «Музыка и пение», «К истории христианских праздников», «Образцы мотивов чувашских народных песен и текстов к ним», «Обычаи и традиции чувашского народа», «Народные игры», «Народные праздники», «Чувашская грамматика», «Чувашские праздники и обряды», «Христианство среди чуваш» и др.).
6. Основание Вараксарской чувашской женской трудовой общины. Целями данной общины явились «религиозно-нравственное самоусовершенствование сестер, трудовая жизнь на общую пользу, а также призрение сирот-детей и неимущих престарелых лиц женского пола» [7].
Задачами трудовой общины были:
- воспитание сестер в духе высокой нравственности, целомудрия, мира и любви друг к другу;
- уважение и исполнение правил общежития;
- «овладение грамотой, необходимыми гигиеническими знаниями, сведениями по медицине и применению их в жизни» [6];
- «приобретение полезных знаний по ведению полеводства, травосеяния, огородничества и пчеловодства»[8];
- моление и «исполнение богослужения на родном языке» [3];
- поддержание внешней чистоты, опрятности и порядка в храме и в своих жилых помещениях, в трапезной, на кухне, во дворе и во всем укладе жизни;
- обеспечение себя своим трудом.
7. Организация и обучение сельскому хозяйству учащихся Симбирской чувашской
учительской школы, распространение сельскохозяйственных знаний среди населения. И. Я. Яковлев разработал и осуществил на практике свою систему просвещения, «суть которой заключалась в том, чтобы готовить таких учителей» [12], которые бы, кроме основательной педагогической подготовки, владели как теоретическими знаниями, так и практическими навыками ведения огородничества, садоводства, полеводства и скотоводства.
8. Создание при учительской школе кузнечно-слесарных и столярно-токарных ремесел. В учебных мастерских Симбирской чувашской учительской школы воспитанники ежедневно по четыре часа изучали столярное, токарное, кузнечное и слесарное дело. Мальчики самостоятельно «изготовляли бытовые предметы, мебель, сельхозинвентарь, столы, оконные рамы, двери, ящики, сундуки, шкатулки» [4, с. 585]. Будущие учителя также выполняли токарную обработку древесины. Они вытачивали конфигурации ножек стульев, столов, детали для украшения дверей, этажерок и шкафов.
Симбирская учительская школа принимала заказы от местного населения на изготовление указанных предметов. Учащиеся также участвовали в переустройстве и строительстве домовой церкви.
Выводы. Созданная И. Я. Яковлевым Симбирская чувашская учительская школа за годы своего существования выпустила более 1000 учителей, отлично подготовленных к просвещению родного народа, распространению педагогических, духовно-нравственных, православных, санитарно-гигиенических, медицинских, сельскохозяйственных, биологических, естественных, исторических, агрозоотехнических, метеорологических, ремесленных, сельскохозяйственных, эстетических и этических знаний среди чувашских учащихся и крестьян. Она являлась не только центром просвещения, но и общенациональным центром, куда обращались чувашские крестьяне по любому вопросу и всегда получали ответ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арсалиев Ш. М.-Х. Этнопедагогика в условиях развития современной системы образования // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2017. - № 1. - С. 10-16.
2. Волков Г. Н. Избранные сочинения : в 7 т. Т. 1 : Чувашская этнопедагогика / отв. ред. С. Л. Михеева. -Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. - 399 с.
3. КрасновН. Г. И. Я. Яковлев и его потомки. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2017. - 478 с.
4. Научный архив Чувашского гуманитарного института. - Отд. 2. - Ед. хр. 837. - С. 585.
5. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М. : Русский язык, 1990. - 917 с.
6. Плечов Г. Н. Методологические основы исследований творчества И. Я. Яковлева. - Чебоксары : Новое время, 2017. - 103 с.
7. Плечов Г. Н. Вараксарская чувашская женская трудовая община: феномен просветительно-педагогической теории и практики И. Я. Яковлева. - Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 1999. - 150 с.
8. Плечов Г. Н. Основные вехи и социально-просветительное содержание деятельности инспектора чувашских школ И. Я. Яковлева. - Чебоксары : Чувашия, 2016. - 799 с.
9. Федорова С. Н., Петрова Т. Н. Этнокультурный праздник в профессиональной подготовке будущих педагогов дошкольной образовательной организации // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2022. - № 2(115). - С. 243-250.
10. Федорова С. Н., Корнилова Н. А. Эффективные механизмы инновационного развития этнокультурного образования детей на различных ступенях системы образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2019. - № 1(101). - С. 222-231.
11. Хадиков И. М. Этнопедагогика: проблемы и тенденции // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2018. - Т. 9, № 6. - С. 66-71.
12. Харитонов М. Г. Этнопедагогическое образование учителей национальной школы. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2004. - 330 с.
13. Яковенко И. М. Формирование у будущих педагогов способности к этнокультурному развитию личности при изучении предмета «Этнопедагогика» // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2019. -№ 2(33). - С. 60-68.
14. Яковлев И. Я. Краткий исторический очерк Симбирской школы. - Казань, 1892. - 22 с.
15. Яковлев И. Я. Моя жизнь. - М. : Республика, 1997. - 696 с.
Статья поступила в редакцию 14.04.2023
REFERENCES
1. Arsaliev Sh. M.-H. Etnopedagogika v usloviyah razvitiya sovremennoj sistemy obrazovaniya // Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov. - 2017. - № 1. - S. 10-16.
2. Volkov G. N. Izbrannye sochineniya : v 7 t. T. 1 : Chuvashskaya etnopedagogika / otv. red. S. L. Miheeva. -Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2019. - 399 s.
3. Krasnov N. G. I. Ya. Yakovlev i ego potomki. - Cheboksary : Chuvash. kn. izd-vo, 2017. - 478 s.
4. Nauchnyj arhiv Chuvashskogo gumanitarnogo instituta. - Otd. 2. - Ed. hr. 837. - S. 585.
5. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo yazyka. - M. : Russkij yazyk, 1990. - 917 s.
6. Plechov G. N. Metodologicheskie osnovy issledovanij tvorchestva I. Ya. Yakovleva. - Cheboksary : No-voe vremya, 2017. - 103 s.
7. Plechov G. N. Varaksarskaya chuvashskaya zhenskaya trudovaya obshchina: fenomen prosvetitel'no-pedagogicheskoj teorii i praktiki I. Ya. Yakovleva. - Cheboksary : Izd-vo Chuvash. un-ta, 1999. - 150 s.
8. Plechov G. N. Osnovnye vekhi i social'no-prosvetitel'noe soderzhanie deyatel'nosti inspektora chuvashskih shkol I. Ya. Yakovleva. - Cheboksary : Chuvashiya, 2016. - 799 s.
9. Fedorova S. N., Petrova T. N. Etnokul'turnyj prazdnik v professional'noj podgotovke budushchih peda-gogov doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2022. - № 2(115). - S. 243-250.
10. Fedorova S. N., Kornilova N. A. Effektivnye mekhanizmy innovacionnogo razvitiya etnokul'turnogo obrazovaniya detej na razlichnyh stupenyah sistemy obrazovaniya // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2019. - № 1(101). - S. 222-231.
11. Hadikov I. M. Etnopedagogika: problemy i tendencii // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem (elektronnyj nauchnyj zhurnal). - 2018. - T. 9, № 6. - S. 66-71.
12. Haritonov M. G. Etnopedagogicheskoe obrazovanie uchitelej nacional'noj shkoly. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2004. - 330 s.
13. Yakovenko I. M. Formirovanie u budushchih pedagogov sposobnosti k etnokul'turnomu razvitiyu lichnos-ti pri izuchenii predmeta «Etnopedagogika» // Vestnik KRAUNC. Gumanitarnye nauki. - 2019. - № 2(33). - S. 60-68.
14. Yakovlev I. Ya. Kratkij istoricheskij ocherk Simbirskoj shkoly. - Kazan', 1892. - 22 s.
15. Yakovlev I. Ya. Moya zhizn'. - M. : Respublika, 1997. - 696 s.
The article was contributed on April 14, 2023 Сведения об авторе
Харитонов Михаил Григорьевич - доктор педагогических наук, профессор, декан психолого-педагогического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0003-0111-3763, [email protected]
Кожанов Игорь Владимирович - доктор педагогических наук, доцент, проректор по научной и инновационной работе Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0003-0088-8532, [email protected]
Author Information
Kharitonov, Mikhail Grigoryevich - Doctor of Pedagogics, Professor, Dean of the Faculty of Psychology and Pedagogics, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/ 0000-0003-0111-3763, [email protected]
Kozhanov, Igor Vladimirovich - Doctor of Pedagogics, Associate Professor, Vice-Rector for Research and Innovation of I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/ 0000-0003-0088-8532, [email protected]