Научная статья на тему 'ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ'

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / СЕЛЬСКАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕСТОЖИТЕЛЬСТВО / СЕМЕЙНО-СОСЕДСКАЯ МИКРОСРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткачёва Татьяна Александровна

Введение. Подготовка будущих педагогов является одной из самых обсуждаемых тем в области образования. Особое внимание уделяется сельской школе и её кадровому обеспечению. Мы полагаем, что будущий педагог сельской школы должен обладать высоким творческим потенциалом, социальной активностью, устойчивым эмоциональным интеллектом. Уметь быстро и неординарно решать профессиональные задачи, стремиться к самосовершенствованию. И, в конечном счёте, принимать участие в решении ранее не свойственных ему задач, вступая в конструктивный диалог с властью и населением, проживающим в селе; причём делать это грамотно и успешно. Специфика сельской среды требует от будущего педагога овладения ещё одним видом профессиональной деятельности - просветительской. Таким образом, в качестве объекта анализа мы выделяем феномен просветительской деятельности будущего педагога в условиях сельской среды. В данной статье раскрыто понятие«просветительская деятельность» будущего педагога; уточнена её структура; выявлены особенности сельской среды; определены основные направления просветительской деятельности будущего педагога в условиях сельской среды; представлены обобщающие результаты социологического опроса по заявленной теме исследования.Материалы и методы. В статье представлен обобщающий анализ проблемы просветительской деятельности будущего педагога в условиях сельской среды. В ходе исследования были реализованы следующие методы: анализ научной, психолого-педагогической литературы по вопросам организации просветительской деятельности в сельской школе; педагогическое наблюдение; беседа, анкетирование учителей начальных классов, педагогов дошкольного и дополнительного образования, студентов Ангарского педагогического колледжа, их родителей или лиц, их заменяющих.Результаты исследования. В процессе анализа теоретико-методологических позиций в области педагогического просвещения сельского населения была уточнена сущностная характеристика понятия «просветительская деятельность», представлена структура данной деятельности. С целью выявления особенностей сельской среды, основных направлений просветительской деятельности в условиях сельской среды был организован социологический опрос «Моя малая родина, какая она?». В данном опросе приняли участие студенты Ангарского педагогическогоКлючевыеколледжа и их родители, учителя начальных классов, педагоги дошкольного и дополнительного образования, проживающие в сельской местности. Результаты опроса обобщены и представлены данной статье.Заключение. Практическая значимость работы заключается в рассмотрении феномена «просветительская деятельность» будущего педагога в условиях сельской среды. Исследование продолжается, но по предварительным данным можно сделать вывод о необходимости внедрения в образовательные программы Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Ангарский педагогический колледж» разделов, направленных на формирование умений, необходимых для осуществления просветительской деятельности будущих педагогов в условиях сельской среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткачёва Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENLIGHTENMENT ACTIVITIES OF THE FUTURE TEACHER IN A RURAL ENVIRONMENT

Introduction. The training of future teachers is one of the most discussed topics in education. Special attention focuses on a rural school and its staff. Teachers of a rural school should undoubtedly have a high creative potential, social activity, and stable emotional intelligence. The rural teacher should be able to solve professional problems quickly and, sometimes, extraordinarily, strive for self-improvement and competently participate in resolving the uncharacteristic issues through a constructive dialogue with the authorities and the population living in the village. The specifics of the rural environment require the future teacher to master another type of professional activity. This is enlightenment. Thus, the phenomenon of the “enlightenment activity” of a future rural teacher is an object of the analysis. This paper reveals the concept of enlightenment activity of the future teacher; clarifies the structure of this activity; identifies the features of the rural environment; determines the main directions of the enlightenment activity of the future rural teacher; presents the summary results of the sociological survey on the stated research topic.Materials and methods. The study involved a general analysis of the educational activities of the future rural teacher. The methods employed are the analysis of scientific, psychological, and pedagogical literature on the topic of the research; pedagogical observation; conversation and questioning of primary school teachers, teachers of preschool and additional education, students of Angarsk Pedagogical College, parents, or their representatives.The results of the study. The analysis of the theory and methodology in pedagogical education of the rural population has made it possible to clarify the essential characteristic of the “enlightenment activity” concept and present the structure of this activity. The sociological survey “My small Homeland, what is it?” was conducted to identify the features of the rural environment and the main directions of enlightenment activities in the rural area. Students of Angarsk Pedagogical College and their parents, primary school teachers, teachers of preschool and additional education living in rural areas took part in this survey. Its results are summarized and presented in this paper.Conclusion. The practical significance of the work lies in considering the phenomenon of “enlightenment activity” of the future rural teacher. The study is still ongoing, but even preliminary data allow the conclusion that it is necessary to introduce the sections aimed at developing the skills to carry out the enlightenment activities of future teachers in a rural environment in the educational programs of the SBPEI Angarsk Pedagogical College.

Текст научной работы на тему «ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ»

1" л"01"'а Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 377.1

Просветительская деятельность будущего педагога в условиях сельской среды

Т. А. Ткачёва

Ангарский педагогический колледж, г. Ангарск

Аннотация. Введение. Подготовка будущих педагогов является одной из самых обсуждаемых тем в области образования. Особое внимание уделяется сельской школе и её кадровому обеспечению. Мы полагаем, что будущий педагог сельской школы должен обладать высоким творческим потенциалом, социальной активностью, устойчивым эмоциональным интеллектом. Уметь быстро и неординарно решать профессиональные задачи, стремиться к самосовершенствованию. И, в конечном счёте, принимать участие в решении ранее не свойственных ему задач, вступая в конструктивный диалог с властью и населением, проживающим в селе; причём делать это грамотно и успешно. Специфика сельской среды требует от будущего педагога овладения ещё одним видом профессиональной деятельности - просветительской. Таким образом, в качестве объекта анализа мы выделяем феномен просветительской деятельности будущего педагога в условиях сельской среды. В данной статье раскрыто понятие «просветительская деятельность» будущего педагога; уточнена её структура; выявлены особенности сельской среды; определены основные направления просветительской деятельности будущего педагога в условиях сельской среды; представлены обобщающие результаты социологического опроса по заявленной теме исследования.

Материалы и методы. В статье представлен обобщающий анализ проблемы просветительской деятельности будущего педагога в условиях сельской среды. В ходе исследования были реализованы следующие методы: анализ научной, психолого-педагогической литературы по вопросам организации просветительской деятельности в сельской школе; педагогическое наблюдение; беседа, анкетирование учителей начальных классов, педагогов дошкольного и дополнительного образования, студентов Ангарского педагогического колледжа, их родителей или лиц, их заменяющих.

Результаты исследования. В процессе анализа теоретико-методологических позиций в области педагогического просвещения сельского населения была уточнена сущностная характеристика понятия «просветительская деятельность», представлена структура данной деятельности. С целью выявления особенностей сельской среды, основных направлений просветительской деятельности в условиях сельской среды был организован социологический опрос «Моя малая родина, какая она?». В данном опросе приняли участие студенты Ангарского педагогического

Ключевые слова:

Для

цитирования:

колледжа и их родители, учителя начальных классов, педагоги дошкольного и дополнительного образования, проживающие в сельской местности. Результаты опроса обобщены и представлены данной статье.

Заключение. Практическая значимость работы заключается в рассмотрении феномена «просветительская деятельность» будущего педагога в условиях сельской среды. Исследование продолжается, но по предварительным данным можно сделать вывод о необходимости внедрения в образовательные программы Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Ангарский педагогический колледж» разделов, направленных на формирование умений, необходимых для осуществления просветительской деятельности будущих педагогов в условиях сельской среды.

просветительская деятельность, просвещение, будущий педагог, сельская среда, профессиональная деятельность, местожительство, семейно-соседская микросреда.

Ткачёва Т. А. Просветительская деятельность будущего педагога в условиях сельской среды // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 2 (51). С. 222-233. БОТ: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-222-233

Дата поступления статьи в редакцию: 13 ноября 2020 г.

Введение

В настоящее время подготовка молодых специалистов является одной из самых обсуждаемых тем, в том числе и в области образования. Современное общество нуждается в специалистах, стремящихся к самосовершенствованию, способных к анализу собственной деятельности, к быстрому и неординарному решению профессиональных задач [5, с. 14]. Мы убеждены, что для достижения профессионально-образовательных результатов будущему педагогу необходимо обладать высоким творческим потенциалом, социальной активностью и устойчивым эмоциональным интеллектом [15, с. 120]. Учитывая специфику сельской среды, мы полагаем, что вышеперечисленные профессиональные качества особенно важны для педагога сельской школы. Особенности сельской среды требуют от будущего педагога овладения ещё одним видом профессиональной деятельности - просветительской. Подобная ситуация актуализирует значимость рассмотрения феномена просветительской деятельности будущего педагога в условиях сельской среды [12, с. 37].

Обзор литературы Анализ научной литературы позволил нам увидеть, что многие авторы отождествляют понятия «просвещение», «пе-

дагогическое просвещение», «просветительская деятельность» как близкие по смыслу и внутреннему содержанию. Основные определения данных понятий достаточно неоднозначны и имеют много подходов. Приведём несколько примеров. В толковом словаре В. И. Даля просвещение понимается как свет науки и разума, согреваемый чистой нравственностью; развитие умственных и нравственных сил человека; научное образование, при ясном сознании долга своего и цели жизни. Просвещение одной наукой, одного только ума односторонне и не ведёт к добру» [13, с. 286]. Таким образом, надо полагать, что просвещённым считается человек книжный, читающий, с понятиями об истине, доблести и долге. Из чего следует, что просвещением может заниматься человек грамотный, образованный, с высокими нравственными и моральными ценностями.

С позиции нашего исследования особый интерес представляет понятие «педагогическое просвещение», так как оно наиболее тесно связано по смыслу и направленности с понятием «просветительская деятельность» будущего педагога. В педагогической литературе представлен достаточный диапазон определений понятия «просвещение», в частности педагогического.

В Модельном законе «О просветительской деятельности» просвещение определяется как «целенаправленный процесс информирования населения об имеющемся социально-культурном опыте, рассчитанный на большую, обычно не расчленённую на устойчивые группы аудиторию и не предполагающий каких-либо формализованных процедур контроля за успешностью освоения сообщаемых сведений» [17].

В работах И. Ю. Ивановой просвещение характеризуется как:

а) целенаправленный процесс информирования населения об имеющемся социально-культурном опыте, рассчитанный на большую, обычно не расчленённую на устойчивые группы аудиторию, и не предполагает каких-либо формализованных процедур контроля за успешностью освоения сообщаемых сведений;

б) передача, распространение знаний и культуры, а также система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в каком-либо государстве. Автором подчёркивается, что «педагогическое просвещение - это одна из традиционных и эффективных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и населения». При этом разнообразные формы работы с обучающимися, их родителями и населением в целом должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему

Ю. Д. Красильников обращает наше внимание на просвещение как педагогическую деятельность, направленную на духовное обогащение личности, разностороннюю образовательную и самообразовательную работу [8, с. 14].

В работах таких авторов, как Н. В. Науменко, Н. А. Симбирцева, подчёркивается, что педагогическое просвещение основывается на партнёрском взаимодействии образовательного учреждения с населением в процессе профессиональной деятельности педагога [11, с. 130].

Н. А. Стефановская рассматривает просвещение как сбалансированное сочетание рациональных и духовных компонентов развития личности, опирающееся на национальные традиции, способствует гармонизации духовной жизни, компенсации усиливающихся тенденций селективности и элитаризации формального образования [12, с. 19]. Нам близка позиция автора с точки зрения содержания и направленности просветительской деятельности будущего педагога в условиях сельской среды.

На современном этапе развития образования удачные попытки систематического изложения сущности просветительской деятельности педагога предприняты в работах Л. В. Байбородовой, И. Ю. Ивановой, Н. М. Науменко, Н. А. Симбирцевой, Ф. В Хаз-ратовой, М. С. Якушкиной, Т. В. Яровенко [1; 6; 8; 11; 15; 16]. Остановимся подробнее на некоторых из них.

В научных трудах М. С. Якушкиной просветительская деятельность характеризует-

[6, с. 110].

ся как разновидность неформального образования, представляющего собой совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию [15, с. 39].

М. А. Симбирцева даёт следующее определение просветительской деятельности: «...гуманистически целенаправленная деятельность, обусловленная социальной, научной и общественной необходимостью, по обеспечению, в том числе, качественного приращения знаний у граждан об историко-культурном наследии и значимых, актуальных идеях и практиках в области науки и культуры вне зависимости от пола, возраста, уровня образования, состояния здоровья, политических интересов, национально-этнической принадлежности субъектов» [11, с. 132].

В рамках нашего исследования интерес представляет определение И. В. Челыше-вой о том, что просветительская деятельность связана с передачей знаний и опыта культуры, исходящая от субъекта и направленная на хранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоёв населения [11, с. 136].

Обобщая вышесказанное, мы убеждены, что грамотно организованная деятельность будущего педагога с населением способствует укоренению доброжелательных, добрососедских, уважительных взаимоотношений в сельском социуме, которые направлены на помощь человеку в решении его культурных, социальных, бытовых проблем. Важно отметить уровень мотивации и желание самого педагога вести такую активную просветительскую деятельность, быть всегда в курсе социокультурной ситуации своего села. Знать проблемы и потребности своих жителей, уметь грамотно организовывать диалог на разных уровнях взаимодействия в условиях сельской среды [4; 7; 10].

Материалы и методы

В процессе изучения поставленной проблемы нами были использованы следующие методы исследования: анализ научной, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение; беседа, анкетирование. Учитывая формат и специфику статьи, остановимся на обобщении результатов разработанного нами опроса «Моя малая родина, какая она?». Цель опроса заключалась в выявлении особенностей сельской среды и, как следствие, в рассмотрении актуальных направлений просветительской деятельности будущего педагога в условиях сельской среды [2, с. 176]. В опросе приняли участие учителя начальных классов, педагоги дошкольного и дополнительного образования, преподаватели колледжа, студенты Ангарского педагогического колледжа и их родители, проживающие в сельских территориях. В целом было опрошено более 96 человек.

Респондентам было предложено ответить на 20 вопросов, разделённых на три блока. Первый блок вопросов - общие сведения: возраст, пол респондента, место жительства (деревня, село, посёлок городского типа), временной период (сколько лет проживают в сельской территории) и др. Результаты данного блока позволили определить географию проживания респондентов (с. Голуметь, пос. Тельма, пос. Пеледуй, с. Ер-богачён, с. Усть-Инга с. Бирит, с. Новожилкино, с. Куйтун, с. Картобей, с. Бабагай, пос. Раздолье, пос. Кутулик, пос. Железнодорожный и др.) и средний возраст, который составил 16-50 лет, преимущественно женщины.

Второй блок вопросов был направлен на выявление особенностей сельской жизни каждого конкретного села, а так наже рассмотрение причин миграции жителей. В результате опроса было выявлено, что 63 % респондентов указывают, что переезд в город связан с учёбой (СПО, вуз); 18 % указывают на наличие работы или возможность более высокого заработка; 19 % говорят о комфортных условиях для жизни (ЖКХ), наличии возможностей для реализации своего творческого потенциала, «поближе к детям» и др.

В нашем опросе приняли участие молодые специалисты, которые целенаправленно

приехали в деревню. Главной причиной этого стало участие в государственных программах, направленных на развитие сельских территорий. Как показывает наша практика, такие программы, как «Молодой специалист на селе», «Земский учитель», актуальны, особенно когда речь идёт о получении «подъёмной» субсидии на улучшение условий для проживания [1; 2].

Не вдаваясь в обсуждение, отметим некоторые социально-экологические особенности сельской среды, которые были выявлены в результате опроса:

а) невысокая людность поселений;

б) преимущественная занятость населения в сельскохозяйственном производстве, приусадебное хозяйство, фермерство;

в) проживание в одноэтажной деревянной постройке;

г) зачастую отсутствие комплекса основных квартирных жилищных удобств (центральное водоснабжение, отопление, газ, канализация, централизованный вывоз мусора из жилой зоны др.);

д) удовлетворение многих бытовых потребностей на уровне семейно-соседской микросреды; ж) отсутствие общественного транспорта внутри поселения [10, с. 270-272].

Результаты опроса по данному блоку позволили определить основные направления деятельности (занятости) сельских жителей. К ним относятся: изготовление заводской продукции, животноводство, овощеводство, пчеловодство, выращивание злаковых культур, переработка зерна, рыболовство, заготовление пушнины, лесное хозяйство, лесопереработка. В крупных посёлках развито фермерство. Хорошую прибыль сельским жителям приносит продажа крупного рогатого скота, заготовка корма для скота, ведение приусадебного хозяйства. Особым спросом пользуется поставка овощей, мяса, рыбы, ягоды, молочных продуктов в ближайшие города. На территории Иркутской области имеются крупные посёлки, в которых стремительно развивается сельский туризм (Листвянка, Аршан, Урик, Берзовка, Хор-Тагна и др.)

Третий блок опроса был посвящён воспитанию, семейным традициям, обычаям на селе. Отвечая на предложенные вопросы, респонденты выделили следующие семейные традиции и обычаи: совместное приготовление пищи, «семейное» блюдо, совместные празднования (семейно-соседская микросреда), совместный с детьми досуг, путешествия, чтение вслух в кругу семьи, пение колыбельных малышам, распределение домашних обязанностей среди всех членов семьи, ведение фотоальбомов, семейные реликвии, свадебные обычаи, семейный совет.

Как показывает практика, процесс воспитания на селе происходит не организовано, а стихийно. Главным образом это связано с постоянной занятостью взрослого населения. Местные жители с раннего утра и до позднего вечера работают на сельскохозяйственных производствах либо трудятся на приусадебных участках. Соответственно, целый день дети, молодёжь предоставлены сами себе [3, с. 126]. Постоянный тяжёлый сельскохозяйственный труд, финансовое неблагополучие, трудности в жилищно-коммунальной сфере определённо накладывают отпечаток на эмоциональное, физическое и материальное состояние семьи. Не выдержав сложностей, многие родители впадают в депрессию, подвергаются алкогольной зависимости. Настаёт время, когда дети остаются никому не нужными, что приводит к «социальному сиротству» [14, с. 234]. Данная ситуация актуализирует значение школы, которая зачастую является единственным социокультурным центром на селе. Именно школа призвана помочь в непростой ситуации и детям, и родителям, и, как следствие, обществу в целом. В этом смысле мы рассматриваем просветительскую деятельность будущего педагога как способ просвещения родителей, прежде всего, по вопросам воспитания детей и профориентации молодёжи [18, с. 47].

Многие сёла, как отмечают респонденты, имеют библиотеку, клуб, дворцы творчества (культуры), спортивные комплексы, ипподром. При этом указывают на то, что

данные центры почти не функционируют и не проводят никаких просветительских или досуговых мероприятий для сельских жителей. В связи с чем мы делаем вывод, что со стороны администрации деревни/посёлка/районного центра нет осознанного отношения в поддержке и развитии перечисленных центров и, соответственно, родного села. Безусловно, это может происходить по ряду причин. Однако, как нами было уже сказано, если педагог обладает высоким творческим потенциалом, социальной активностью, умеет быстро и качественно решать профессиональные задачи, строить диалог на разных уровнях взаимодействия, - село будет благополучно жить и развиваться. В продолжении этой мысли важно подчеркнуть, что 70 % активных жителей села готовы помочь педагогу в организации тех или иных мероприятий направленных на просвещение сельских жителей.

Благодаря проведённому исследованию мы определили круг вопросов для просвещения сельского населения. К ним относятся: вопросы семейного воспитания, ведение семейного бюджета, укрепление семейных отношений, профориентация молодёжи, развитие творческого потенциала, ведение домашнего хозяйства (домоводство, цветоводство, садоводство), рукоделие, ремесленничество, пропаганда здорового образа жизни, благоустройство посёлка, поддержка пожилого поколения и др. Особый интерес вызвали такие формы организации, как клуб общения или клуб по интересам, лектории, мастер-классы, творческие мастерские [11; 12; 19].

Результаты исследования

Анализ научной литературы и практического опыта позволил сделать вывод, что просветительская деятельность будущего педагога представляет собой структуру, составляющие которой тесно связаны между собой. Опыт М. П. Гурьяновой, доктора педагогических наук, профессора, заведующего лабораторией содержания и технологий социально-педагогической деятельности с детьми и семьями Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, заслуживает нашего внимания, и помогает выделить ряд составляющих просветительской деятельности будущего педагога в условиях сельской среды [3, с. 128]. Приведём аргументы в обоснование представляемой нами структуры.

В рамках первой составляющей просветительской деятельности в условиях сельской среды мы рассматриваем признание сельской среды важным социально-педагогическим пространством воспитания, образования и развития населения. Мы имеем в виду принятие муниципальной властью документов, регулирующих просветительскую деятельность на селе. Речь идёт о стремлении муниципальной власти к наполнению пространства сельских поселений организованным досугом для жителей всех возрастов. К таковым относятся: трудовые и благотворительные акции, спортивные праздники и соревнования, дворовый спорт, образовательные курсы для детей и взрослых, творческие конкурсы, мастер-классы, связанные с местным промыслом, социальная помощь детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, школы для родителей, Школы матерей, Школы отцов, консультативные службы для подростков, молодёжи по вопросам профессионального самоопределения, подготовки к семейной жизни, клубы общения, клубы по интересам, другие культурно-массовые мероприятия [2, 3, 4, 9, 17].

Вторая составляющая просветительской деятельности в условиях сельской среды заключается в формировании на селе территориального сообщества (ТОСы -территориальное общественное самоуправление; КОЦы - культурно-образовательные центры), а также разнообразных центров досуга для детей и молодёжи, созданных по инициативе образования или социально активных граждан, с целью воспитания детей, молодёжи, семьи. Данные территориальные сообщества представляют собой содружество взрослых и детей, людей разных поколений, возрастов и профессий, в которой жители объединены общей заботой о благополучии детей, семей; об

обустройстве своей территории; о сбережении людей, своей земли, природы родного края, о приумножении достижений своей малой родины, о сохранении исторической памяти, культурно-исторических, народно-национальных традиций на родной земле, о решении проблем, касающихся жизни поселения, проблем жителей. Необходимо заметить, что в сельской местности особую роль играл «институт наставников», с помощью которого передавался социальный опыт от одного поколения другому. В роли наставников могут выступать мастера-умельцы, профессиональные художники, специалисты той или иной области, студенты, способные обучать детей дошкольного и младшего школьного возраста [3; 4; 7; 15].

Третьей составляющей просветительской деятельности в условиях сельской среды мы выделили развитие личностного творческого потенциала субъектов территориального сообщества. По нашему мнению, необходимо привлекать к работе в местных сообществах старших школьников, студентов, инициативных родителей, людей старшего поколения, бывших учителей, работников культуры, мастеров-умельцев. Формы участия общественности разнообразны. Например, активное вовлечение и участие граждан в решении сельских проблем, творческие и общественно-массовые мероприятия, конкурсы, реконструкции или благоустройства, озеленение придворовых и отдельных территорий; создание детских площадок во дворах; помощь в строительстве культурных или спортивных объектов; в проведении праздников улицы, деревни, посёлка и т. д. Важно развивать волонтёрское движение общественных воспитателей, которые в школе, в клубах, в центрах досуга руководят кружками, творческими объединениями, ведут спортивные секции, организуют с детьми походы, экскурсии, поездки в театр, в другие города, шефствуют над детьми и семьями «группы риска», помогают больным детям, детям-сиротам [3; 4; 12; 13; 15; 16].

Четвёртой составляющей просветительской деятельности в условиях сельской среды является укоренение доброжелательных, добрососедских, уважительных взаимоотношений между людьми. Речь идёт о семейно-соседской микросреде, которая заключается в общественной поддержке семьи в горе и в радости; общественное признание достижений детей и взрослых; общественное поощрение достойных поступков жителей; помощь ближнему, забота о детях, о благополучии семьи; воспитание «всем миром», взаимопомощь; любовь к родному дому, родной земле, родной природе; уважение к памяти и традициям, культуре и истории предков, почитание усопших. Мы считаем, что нормой человеческих взаимоотношений в местном сельском сообществе должны стать: взаимопомощь и взаимная поддержка, сплочённость и солидарность, уважительное отношение к людям, особенно старшего возраста, потребность прислушиваться к мнению авторитетных жителей, поддерживать мир в отношениях между людьми разных взглядов, вероисповеданий, национальностей, развивать добрососедство [3; 4; 7; 10; 12; 20].

Заключение

В завершение статьи можно сделать следующие выводы:

1) просветительская деятельность будущего педагога в условиях сельской среды понимается как неформальное образование сельского населения, представляющего собой совокупность информационно-образовательных, воспитательных, досуговых мероприятий, направленных на формирование духовно-нравственного, физического, социального, интеллектуального развития личности;

2) в статье представлена и обоснована структура просветительской деятельности будущего педагога;

3) как показывает наша практика, организация просветительской деятельности в условиях сельской среды имеет свою специфику, обусловленную социокультурными особенностями её функционирования;

4) для повышения качества просветительской деятельности в условиях сельской среды необходимо введение в содержание учебных дисциплин специальных разделов, обеспечивающих целостное представление о данном процессе;

5) мы убеждены в необходимости совершенствовать качество образования системы СПО за счёт ответственности педагогов за подготовку будущих педагогов сельской школы.

Резюмируя предшествующие рассуждения, отметим, что проблемное поле роли будущего педагога в процессе организации просветительской деятельности в условиях сельской среды и его профессиональной подготовки требует дальнейшего, ещё более глубокого осмысления.

Список литературы

1. Байбородова Л. В. Современные экономические и социальные условия образования сельских школьников // Педагогика сельской школы. 2019. № 1 (1). С. 9-23.

2. Богодухова О. А., Нежельченко А. Ю., Данилова А. М. Сравнительный анализ мер по поддержке развития сельских территорий России и ЕС // Проблемы и решения современной аграрной экономики: мат-лы XXI междунар. науч.-произв. конф. В 2 т. Т. 2. п. Майский. Белгород, 2017. С. 176-177.

3. Гурьянова М. П. Развитие социально-педагогической деятельности с детьми и семьями в пространстве места жительства. Монография. М. : ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2018. 155 с.

4. Гурьянова М. П. Сельская социальная среда как пространство развития современного детства // Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования: мат-лы I Всерос. науч.-практ. конф. Москва, 16-18 апреля 2018 года. М., 2018. Т. 2. С. 120-128.

5. Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Портрет российской сельской школы // Мониторинг экономики образования. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2020. № 35. С. 1-16.

6. Иванова И. Ю. Организационные и содержательные основы просветительской деятельности : учебное пособие. ЮУрГГПУ Челябинск : Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. 198 с.

7. Котькова Г. Е. Создание воспитывающей среды сельских школьников // Педагогика сельской школы. 2019. № 1 (1). С. 46-55.

8. Красильников Ю. Д. Основы теории культурно-просветительной работы : учебное пособие для студентов культ.-просвет. фак. ин-тов культуры. МГИК. М. : Изд-во МГИК, 1982. 80 с.

9. Гохберг Л. М., Озерова О. К., Саутина Е. В., Шугаль Н. Б. Краткий статистический сборник : Образование в цифрах: 2020. М. : НИУ ВШЭ, 2020. 120 с.

10. Найданов А. С. Социально-воспитательная работа с населением в семейно-со-седском социуме // Вестник тамбовского университета. 2010. № 5 (85). С. 270-276.

11. Симбирцева Н. А., Челышева И. В., Симбирцева Н. А. Просветительская деятельность: структурно-содержательный анализ понятия в отечественной традиции // Педагогический журнал Башкортостана. 2020. № 4-5 (89-90). С. 127 -140.

12. Стефановская Н. А. Просвещение как традиция духовной жизни : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06. Тамбов, 2001. 16 с.

13. Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка. М. : Абрис/ОЛМА : 2018 г. 448 с.

14. Федосова И. В., Кибальник А. В. Готовность к семейной жизни студентов, оставшихся без попечения родителей: опыт эмпирического исследования // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2020. № 2 (30). С. 233-243.

15. Якушкина М. С., Илакавичус М. Р., Якушкина И. И., Матина Г. О., Амбур-цев Р. А., Загривная Т. А., Кожемякина Л. А. Просветительство как ресурс развития пространства образования взрослых государств-участников СНГ: коллективная монография / под общ. ред. М. С. Якушкиной. СПб. : СПб ИУО РАО, 2016. 237 с.

16. Яровенко Т. В. Культурно-просветительская деятельность как аспект подготовки бакалавра в педагогическом вузе / Вестник Омского государственного университета гуманитарные исследования. 2019. № 1 (22). С. 148-150.

17. О просветительской деятельности: Модельный закон [Электронный ресурс] : Приложение к постановлению МПА СНГ от 20 мая 2016 года № 44-11. URL: https:// iacis.ru/public/upload/files/1/640.pdf (дата обращения: 03.02.2021).

18. Amini C., Nivorozhkin E. The urban-rural divide in educational outcomes: Evidence from Russia [Electronic resource] // International Journal of Educational Development 2015. 44: 118-133. URL: https://www.researchgate.net/publication/282462525_The_urban-ru-ral_divide_in_educational_outcomes_Evidence_from_Russia (mode of access: 08.05.2021). D0I:10.1016/j.ijedudev.2015.07.006

19. Echazarra A., Radinger Т. Learning in rural schools: Insights from PIZA, TALIS and the literature OECD // OECD Education Working Paper. 2019 (4). № 196. 77 p.

20. Kapur R. Education in Rural Areas [Electronic resource] // ACTA SCIENTIFIC AGRICULTURE. 2019. 3.7. 79-86. URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/329059160_Education_in_Rural_Areas (mode of access: 01.05.2021). D0I:10.31080/ ASAG.2019.03.0520

References

1. Bayborodova L.V. Sovremennye ekonomicheskie i sotsial'nye usloviya obrazovaniya sel'skikh shkol'nikov [Modern economic and social conditions of education of rural schoolchildren]. Pedagogika sel'skoy shkoly. [Rural school Pedagogy].Yaroslavl', 2019, no 1. рр. 9-23. (In Russian).

2. Bogoduhova O.A. Sravnitel'nyj analiz mer po podderzhke razvitija sel 'skih territorij Rossii i ES [Comparative analysis of measures to support the development of rural areas in Russia and the EU]. Materialy XXI mezhdunarodnoj nauchno-proizvodstvennoj konferencii [Proceedings of the XXI International Scientific and Production Conference]. Belgorod, 2017, рр.176-177. (In Russian).

3. Gur janovaM.P. Razvitie social'no-pedagogicheskoj dejatel'nosti s det'mi i sem'jami vprostranstve mesta zhitel 'stva [Development of social and pedagogical activities with children and families in the space of the place of residence. Monograph]. Monografija. Moskva, FGBNU «IIDSVRAO», 2018. - 155p. (In Russian).

4. Gur 'yanova M.P. Sel 'skaya sotsial'naya sreda kakprostranstvo razvitiya sovremenno-go detstva [Rural social environment as a space for the development of modern childhood]. Materialy I Vserossiyskoy nauchnoprakticheskoy konferentsii «Sovremennoe detstvo: psik-hologo-pedagogicheskaya podderzhka sem'i i razvitie obrazovaniya» [Materials of the I All-Russian scientific and practical conference "Modern childhood: psychological and pedagogical support of the family and the development of education"]. Moskva, 2018, рр. 378. (In Russian).

5. Zair-Bek S.I., Mertsalova T.A., Anchikov K.M. Portret rossiyskoy sel 'skoy shkoly [Portrait of a Russian rural school]. Monitoring ekonomiki obrazovaniya. Natsional'nyy issledo-vatel'skiy universitet «Vysshaya shkola ekonomiki». 2020,no 35, рр.1-16. (In Russian).

6. IvanovaI.Ju. Organizacionnye i soderzhatel'nye osnovyprosvetitel'skoj dejatel'nosti : uchebnoe posobie [Organizational and content bases of educational activity : a textbook] I.Ju. Ivanova ; JuUrGGPU. - Chelyabinsk: Izd-vo JuUrGGPU; [Training manual Susu]. Chelyabinsk, 2017. - 198 p. (In Russian).

7. Kot'kova G.E. Sozdanie vospityvayushchey sredy sel'skikh Shkolnikov [Creating an educational environment for rural schoolchildren]. Pedagogikasel'skoy shkoly [Rural school Pedagogy]. Yaroslavl', 2019, no 1, рр. 44-56. (In Russian).

8. Krasil'nikov Ju. D. Osnovy teorii kul 'turno-prosvetitel'noj raboty : uchebnoe posobie dlja studentov kul't.-prosvet. fak. in-tov kul'tury [Fundamentals of the theory of cultural and educational work : a textbook for students of the cult.clearance. FAK. cultural institute]. Ju. D. Krasil'nikov ; MGIK. -M. : Izd-voMGIK; [Textbook for students of the cult.clearance. FAK. IPCC Culture Institute]. Moskva, 1982. - 80p. (In Russian).

9. Kratkij statisticheskij sbornik/red. L.M. Gohberg, O.K. Ozerova, E.V. Sautina, N.B. Shugal. [Brief statistical collection]. - M. : Nac. issled. un-t «Vysshaja shkolajekonomiki»; [National Research. Higher School of Economics Univ»]. Moskva, 2020. - 120p. (In Russian).

10. Najdanov A.S. Social'no-vospitatel'naja rabota s naseleniem v semejno-sosedskom sociume [Social and educational work with the population in the family and neighborhood society], Vestnik tambovskogo universiteta. 2010, vol. 25, no 189, pp. 270-276. (In Russian).

11. Simbirtseva N.A., Chelysheva I.V. Prosvetitel'skaya deyatel'nost': strukturno-soder-zhatel'nyy analiz ponyatiya v otechestvennoy traditsii [Educational activity: structural and content analysis of the concept in the Russian tradition]. Pedagogicheskiy zhurnal Bashkor-tostana. 2020, no 4 (89-90). pp. 127-140. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Stefanovskaja N.A. Prosveshhenie kak tradicija duhovnoj zhizni : avtoref. dis. ... kandidata sociologicheskih nauk [Enlightenment as a tradition of spiritual life: the author's abstract of the Candidate of Sociological Sciences 22.00.06]. Tambovskij gos. un-t, [Tambov State University.], 2010, pp. 34 (In Russian).

13. Tolkovyj slovar 'zhivogo velikorusskogo jazyka [Explanatory Dictionary of the living Great Russian language]. sost. V.I. Dal'. [Outline/OLMA]. Moskva, 2018, 448p. (In Russian).

14. Fedosova I.V., Kibal'nik A.V. Gotovnost' k semeynoy zhizni studentov, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley: opyt empiricheskogo issledovaniya [Readiness for family life of students left without parental care: the experience of an empirical study]. Nauchno-ped-agogicheskoe obozrenie. Pedagogical Review. Tomsk, 2020, Vol 30, no 2, p.233-243. (In Russian).

15. Yakushkina M.S, Ilakavichus M.R., Yakushkina I.I., Matina G.O., Amburtsev R.A., Zagrivnaya T.A., Kozhemyakina L.A. Prosvetitel 'stvo kak resurs razvitiyaprostranstva obra-zovaniya vzroslykh gosudarstv-uchastnikov SNG: kollektivnaya monografiya [Enlightenment as a resource for the development of the Adult education space of the CIS Member States: a collective monograph]. SPb, IUORAO, 2016. 237p. (In Russian).

16. Yarovenko T. V. Kul'turno-prosvetitel'skayadeyatel'nost'kakaspektpodgotovki baka-lavra v pedagogicheskom vuze [Cultural and educational activities as an aspect of Bachelor's degree training in a pedagogical university]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo universiteta gumanitarnye issledovaniya, 2019, no 1, pp.148-150. (In Russian).

17. O prosvetitel'skoj dejatel'nosti: Model'nyj zakon. URL: https://iacis.ru/public/up-load/files/1/640.pdf (accessed 03.02.2021).

18. Amini C. The urban-rural divide in educational outcomes: Evidence from Russia. URL:https://www.researchgate.net/publication/282462525_The_urbanrural_divide_in_ed-ucational_outcomes_Evidence_from_Russia (accessed 08.02.2021).

19. Echazarra A. Learning in rural schools: Insights from PIZA, TALIS and the literature. OECD OECD Education Working Paper, 2019, no.196. pp77.

20. Kapur R. Education in Rural Areas. URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/329059160_Education_in_Rural_Areas (accessed 01.02.2021).

Enlightenment Activities of the Future Teacher in a Rural Environment

Tatyana A. Tkacheva

Angarsk Pedagogical College, Angarsk

Abstract. Introduction. The training offuture teachers is one of the most discussed topics in education. Special attention focuses on a rural school and its staff. Teachers of a rural school should undoubtedly have a high creative potential, social activity, and stable emotional intelligence. The rural teacher should be able to solve professional problems quickly and, sometimes, extraordinarily, strive for self-improvement and competently participate in resolving the uncharacteristic issues through a constructive dialogue with the authorities and the population living in the village. The specifics of the rural environment require the future teacher to master another type of professional activity. This is enlightenment. Thus, the phenomenon of the "enlightenment activity" of a future rural teacher is an object of the analysis. This paper reveals the concept of enlightenment activity of the future teacher; clarifies the structure of this activity; identifies the features of the rural environment; determines the main directions of the enlightenment activity of the future rural teacher; presents the summary results of the sociological survey on the stated research topic. Materials and methods. The study involved a general analysis of the educational activities of the future rural teacher. The methods employed are the analysis of scientific, psychological, andpedagogical literature on the topic of the research; pedagogical observation; conversation and questioning of primary school teachers, teachers of preschool and additional education, students of Angarsk Pedagogical College, parents, or their representatives. The results of the study. The analysis of the theory and methodology in pedagogical education of the rural population has made it possible to clarify the essential characteristic of the "enlightenment activity" concept and present the structure of this activity. The sociological survey "My small Homeland, what is it?" was conducted to identify the features of the rural environment and the main directions of enlightenment activities in the rural area. Students of Angarsk Pedagogical College and their parents, primary school teachers, teachers of preschool and additional education living in rural areas took part in this survey. Its results are summarized and presented in this paper.

Conclusion. The practical significance of the work lies in considering the phenomenon of "enlightenment activity" of the future rural teacher. The study is still ongoing, but even preliminary data allow the conclusion that it is necessary to introduce the sections aimed at developing the skills to carry out the enlightenment activities of future teachers in a rural environment in the educational programs of the SBPEI Angarsk Pedagogical College.

Keywords: enlightenment activity, education, future teacher, rural environment, professional activity, place of residence, family and neighborhood microenvironment.

Татьяна Александровна Ткачёва

преподаватель

Ангарский педагогический колледж

ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-0782-9239

665830, Россия, Иркутская область, г. Ангарск, кв. 61, стр. 1

тел.: +7 (3955) 522192 e-mail: [email protected]

Tatyana A. Tkacheva

Teacher

Angarsk Pedagogical College

ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-0782-9239

Building 1, block 61, Angarsk Irkutsk region, Russia, 665830

tel.: +7 (3955) 522192 e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.