Научная статья на тему 'Особенности реализации инновационной деятельности социального педагога сельской школы'

Особенности реализации инновационной деятельности социального педагога сельской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ФАКТОРЫ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА / INNOVATION / INNOVATIVE ACTIVITY / SOCIAL TEACHER / SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY / RURAL SCHOOL / FACTORS OF RURAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Мальцева Светлана Михайловна, Смирнова Маргарита Олеговна, Попова Любовь Александровна

Данная статья направлена на рассмотрение особенностей внедрения инноваций в деятельность социального педагога сельской школы с учетом факторов сельской местности. Названы основные факторы сельской местности, рассмотрена роль социального педагога в условиях сельской школы. Инновационная деятельность педагога подразумевает введение в образовательный процесс таких новых видов деятельности, которые приведут к новым качественным педагогическим образованиям, выведут школу на новый более высокий уровень. Инновационная деятельность предполагает создание определенной инновационной среды, в которой педагоги будут вовлечены в создание, освоение и использование образовательных новшеств. Так как воспитательная работа на селе аккумулируется в учебном учреждении, то возможности педагогического воздействия на детей, включения их в социально значимую деятельность здесь выше, чем в городской. В работе описаны особенности воспитательной работы на селе. Выделены и систематизированы проблемы внедрения инноваций в социально-педагогическую деятельность социального педагога. В кратком виде представлены пути решения этих проблем. На основе опыта работы социального педагога МАОУ Ветлужской СОШ сформулирован ряд педагогических рекомендаций для социальных педагогов сельских школ, повышающих эффективность инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Мальцева Светлана Михайловна, Смирнова Маргарита Олеговна, Попова Любовь Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF REALIZATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE SOCIAL TEACHER OF A RURAL SCHOOL

This article is aimed at considering the features of innovation in the activities of social teacher of rural schools, taking into account the factors of rural areas. The main factors of rural areas are named, the role of the social teacher in the conditions of rural school is considered. Innovative activity of the teacher implies the introduction into the educational process of such new activities that will lead to new quality pedagogical education, will bring the school to a new higher level. Innovative activity involves the creation of a certain innovative environment in which teachers will be involved in the creation, development and use of educational innovations. Since educational work in the village is accumulated in the educational institution, the possibility of pedagogical influence on children, their inclusion in socially significant activities is higher than in the city. The paper describes the features of educational work in rural areas. The problems of introduction of innovations in social and pedagogical activity of the social teacher are allocated and systematized. The ways of solving these problems are briefly presented. Based on the experience of the social teacher MAOU Vetluzhskaya school formulated a number of pedagogical recommendations for social teachers of rural schools, increasing the effectiveness of innovation.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации инновационной деятельности социального педагога сельской школы»

педагогические Грязнова Елена Владимировна, Мальцева Светлана Михайловна, Смирнова Маргарита Олеговна и другие

науки ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...

УДК 377

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

© 2018

Грязнова Елена Владимировна, доктор философских наук, профессор кафедры философии и теологии Мальцева Светлана Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и теологии Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: tysha111@rambler.ru) Смирнова Маргарита Олеговна, учитель начальных классов МАОУ Ветлужская СОШ (Россия, Ветлужский, ул.Школьная, д.55, e-mail: egik37@yandex.ru) Попова Любовь Александровна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: egik37@yandex.ru)

Аннотация. Данная статья направлена на рассмотрение особенностей внедрения инноваций в деятельность социального педагога сельской школы с учетом факторов сельской местности. Названы основные факторы сельской местности, рассмотрена роль социального педагога в условиях сельской школы. Инновационная деятельность педагога подразумевает введение в образовательный процесс таких новых видов деятельности, которые приведут к новым качественным педагогическим образованиям, выведут школу на новый более высокий уровень. Инновационная деятельность предполагает создание определенной инновационной среды, в которой педагоги будут вовлечены в создание, освоение и использование образовательных новшеств. Так как воспитательная работа на селе аккумулируется в учебном учреждении, то возможности педагогического воздействия на детей, включения их в социально значимую деятельность здесь выше, чем в городской. В работе описаны особенности воспитательной работы на селе. Выделены и систематизированы проблемы внедрения инноваций в социально-педагогическую деятельность социального педагога. В кратком виде представлены пути решения этих проблем. На основе опыта работы социального педагога МАОУ Ветлужской СОШ сформулирован ряд педагогических рекомендаций для социальных педагогов сельских школ, повышающих эффективность инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, социальный педагог, социально-педагогическая деятельность, сельская школа, факторы сельского социума.

FEATURES OF REALIZATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE SOCIAL TEACHER OF A RURAL SCHOOL

© 2018

Gryaznova Elena Vladimirovna, doctor of philosophical Sciences, Professor

of the Department of Philosophy and Theology Maltceva Svetlana Mihailovna, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy and Theology Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: tysha111@rambler.ru) Smirnova Margarita Olegovna, the teacher of initial classes MOU Vetluzhskaya SOSH (603005, Russia, Vetluzhsky, Shkolnaya str., 55, e-mail: egik37@yandex.ru) Popova Lyubov Aleksandrovna, graduate student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: egik37@yandex.ru)

Abstract. This article is aimed at considering the features of innovation in the activities of social teacher of rural schools, taking into account the factors of rural areas. The main factors of rural areas are named, the role of the social teacher in the conditions of rural school is considered. Innovative activity of the teacher implies the introduction into the educational process of such new activities that will lead to new quality pedagogical education, will bring the school to a new higher level. Innovative activity involves the creation of a certain innovative environment in which teachers will be involved in the creation, development and use of educational innovations. Since educational work in the village is accumulated in the educational institution, the possibility of pedagogical influence on children, their inclusion in socially significant activities is higher than in the city. The paper describes the features of educational work in rural areas. The problems of introduction of innovations in social and pedagogical activity of the social teacher are allocated and systematized. The ways of solving these problems are briefly presented. Based on the experience of the social teacher MAOU Vetluzhskaya school formulated a number of pedagogical recommendations for social teachers of rural schools, increasing the effectiveness of innovation.

Keywords: innovation, innovative activity; social teacher; social and pedagogical activity, rural school; factors of rural society.

Специфика педагогического процесса в сельской об- чество жителей, незначительная плотность населения щеобразовательной школе достаточно хорошо изучена. и стабильность его состава, ограниченное количество Особое место в области изучения социально-педагогиче- видов трудовой деятельности, плохо сформированное ского процесса в отечественной сельской школе занима- общественное обслуживание, практически полное от-ют идеи таких отечественных исследователей прошлых сутствие учреждений культуры и, как следствие, воз-лет, как К.Д. Ушинский, С.А. Рачинский, С.Т. Шацкий, можностей для организации досуга, хорошая информи-В.А. Сухомлинсий, А.А. Захаренко. Они одними из пер- рованность о характере семейных отношений, откры-вых обратили внимание на комплекс социальных фак- тость, тесные соседские неформальные связи и др.[1, 2]. торов, определяющих специфику педагогического про- Анализ специфики воспитания и обучения в совре-цесса в контексте сельской школы. менных малокомплектных сельских школах произведен

На педагогический процесс в сельской школе ока- в работах Е.В. Ильина, В.И. Семенова, Е.В. Щербакова, зывают воздействие некоторые специфические факто- М.И. Зайкина, А.Б. Вифлеемского и др.

ры сельской местности: сравнительно маленькое коли-_Современное российское общество поставило перед

Gryaznova Elena Vladimirovna, Maltceva Svetlana Mihailovna, Smirnova Margarita Olegovna and others FEATURES OF REALIZATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE SOCIAL ...

pedagogical sciences

собой задачу перехода на инновационный путь развития, опирающуюся на принципы заботы о гражданах и стремление к социальной справедливости. Согласно «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.», государственные органы взяли на себя обязательство создать условия для формирования благоприятного инновационного климата. Кроме того, оно должно обеспечить возможность включения инноваций практически в любой вид деятельности [3, 4].

Инновация означает введение какого-либо изменения, улучшающего, совершенствующего систему. Речь не идет об обновлении всей системы в целом, но инновационная деятельность - необходимое условие последующей модернизации. Инновационная деятельность педагога подразумевает введение в образовательный процесс таких новых видов деятельности, которые приведут к новым качественным педагогическим образованиям, выведут школу на новый более высокий уровень[5, 6]. Инновационная деятельность предполагает создание определенной инновационной среды, в которой педагоги будут вовлечены в создание, освоение и использование образовательных новшеств.

Так как воспитательная работа на селе аккумулируется в учебном учреждении, то возможности педагогического воздействия на детей, включения их в социально значимую деятельность здесь выше, чем в городской [7, С. 140; 8, 9]. В данной взаимосвязи увеличивается степень ответственности педагогов за результаты своего труда. Возможно, по этой причине сельские школы, входящие в разряд «хороших», отличаются своим укладом, традициями, другими словами, имеют свое лицо. Здесь ярче просматривается взаимозависимость психологической атмосферы в школьном коллективе от отношений педагогов, их профессионализма. Школа в значительной мере определяет культуру села, его будущее. В условиях создания инновационной среды здесь важно не потерять лучшие из традиций, а обогатить их и сделать еще более востребованными.

Разработка инновационных моделей современных сельских школ, основанных на взаимодействии с семьей, образовательными, научными учреждениями, производственными структурами, представлена в исследованиях Э.И. Трофимовой, Л.В. Агеевой, А.А. Михайлова, Д.С. Золотухина, Т.В. Нестера, В.Н. Иванова.

Социальный педагог в сельской школе играет особую, довольно специфическую роль. Он объединяет усилия общества, семьи и школы для оказания помощи ребенку, оказавшемуся в трудной ситуации. Кроме того, во внеурочное время он стимулирует всестороннее развитие детей, их самостоятельность, инициативность, от-ветственность[10, С. 158].

Внедрение инноваций в социально-педагогическую деятельность социального педагога сельской школы позволило бы в значительной мере улучшить качество его работы[11, 12]. Однако в данной области деятельности у сельских школ существуют достаточно серьёзные проблемы, во многом вызванные их спецификой[13], среди которых:

- сложность некоторых инновационных идей и технологий, их неадаптированность к особенностям именно сельской школы;

- «единичный», а не комплексный характер вводимых новшеств, никак не гарантирующий аккумуляцию, систематизацию и закрепление положительных изменений от инноваций в опыте работы школы, ориентация на внешние, формальные показатели прежде внутренних, сущностных[14, 15].

- существенная двойственность осуществляемых инновационных изменений, приводящая к дестабилизации образовательной системы в сельской школе;

За разрешением данных проблем раскрывается огромный потенциал долговременного инновационного развития школ на селе при учете и сохранении их осо-

бенностей, в частности и в социально-педагогической деятельности.

Для успешной инновационной деятельности необходимо учитывать различные социологические факторы, характерные для сельской местности, оказывающие влияние на работу социального педагога.

Анализ трудов Д.В. Алжева и А.В. Мудрика позволяет сделать вывод о группах позитивных и негативных факторов сельского социума, существенно влияющих на работу социального педагога как в целом, так и в инновационной направленности, и обуславливающих некоторую специфику его деятельности.

К числу факторов, затрудняющих инновационную деятельность социального педагога сельской школы, можно отнести более низкий культурно-образовательный уровень родителей, а также большую территорию обслуживания[16, С. 90; 17].

К числу факторов, облегчающих работу социального педагога сельской школы, следует отнести: «публичность» семейной жизни, тесные родственные, соседские и межпоколенческие связи, большое значение общественного мнения, «семейственный», неформальный фактор отношений в небольшой сельской школе и ее большую роль, как образовательного, культурного и социально-педагогического центра на селе.

Социальный педагог сельской школы должен хорошо представлять, все особенности межличностных отношений в селе и школе для того, чтобы в своей социально-педагогической деятельности по возможности минимизировать влияние негативных факторов и усиливать влияние факторов позитивных

Учёт этих факторов позволит организовать инновационную профилактическую и коррекционную социально-педагогическую деятельность более оперативно, индивидуализировано и эффективно.

Думается, воздействие позитивных факторов может быть усилено при условии не только формального признания ее приоритетной роли в селе, а превращения в некий центр духовной жизни села, на базе которого работали бы и специалисты из других государственных социальных структур, в тесном контакте с классными руководителями, социальными педагогами, предметниками, своевременно оказывая помощь семьям, столкнувшимся с трудностями воспитания детей. Велась бы активная комплексная профилактическая работа. Сельская школа стала бы неким подобием общины.

Эффективность социально-педагогической деятельности сельской школы возрастёт, если социальный педагог будет владеть всеми современными профилактическими, диагностическими и реабилитационными технологиями и может обеспечить её системный и комплексный характер[18, 19].

Опираясь на изученный материал и опыт работы социального педагога МАОУ Ветлужской СОШ, был сформулирован ряд педагогических рекомендаций для социальных педагогов сельских школ:

- совокупность проблем, которые требуют решения в ходе реабилитационной деятельности с детьми из неблагополучных семей, находящимися в сельской школе, требует участия в этой деятельности психолога, классного руководителя, администрации школы, родителей, учителей предметников и т.д.

- следует повышать квалификацию социального педагога, трудящегося в сельской школе. Реабилитационная деятельность требует от профессионала фундаментальных специальных знаний. На сегодняшний момент ожидания общества и требования к специалисту социальной сферы показывает значительно высокую потребность в инициативных, эмпатийных, ответственных, коммуникабельных и компетентных специалистах, разбирающихся в инновационных подходах[20].

- следует проводить регулярное диагностирование личностного и социального состояния детей из неблагополучных семей в сельской школе (изучать персо-

160

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)

педагогические науки

Грязнова Елена Владимировна, Мальцева Светлана Михайловна, Смирнова Маргарита Олеговна и другие ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...

нальные особенности ребенка и выявлять его интересы и проблемы, потребности и трудности, предупреждать конфликтные ситуации, замечать отклонения в поведении и определять их причины, своевременно отслеживать истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследовать условия и особенности отношений микросреды в контексте жизнедеятельности ребенка) [21, 22].

- учитывать и реализовывать в социально-педагогической деятельности специфические факторы сельского социума;

- установить тесное сотрудничество с районной комиссией по делам несовершеннолетних;

- реабилитация детей из неблагополучных семей в сельской школе должна носить индивидуальный характер и опираться на тесные родственные, соседские и межпоколенческие связи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сатонина Н.Н., Ярушкин Н.Н Ценности и социально-психологическая адаптация сельской и городской студенческой молодежи// Вестник Самарской гуманитарной академии: Серия «Психология». 2007. №2. С. 147-152.

2. Шептенко П.А. Специфика профессиональной деятельности социального педагога в условиях сельской школы //Мир науки, культуры, образования. 2014. № 5 (48). С. 99-101.

3. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года. URL: http://www.garant.ru

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii. ru/ (дата обращения: 23.10.2018).

5. Булаева М.Н., Ваганова О.И., Гладкова М.Н. Деятельностные технологии в профессиональном образовательном учреждении // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 167-170.

6. Свинцова С.М. Произведение как субъектная форма бытия: автореф. дисс. ... канд. филос. Наук: 09.01.01 /Вятский государственный гуманитарный университет. Киров, 2006. 19с.

7. Монастырский В.А. Социальный педагог в сельской школе: специфика, содержание и профессионализация деятельности// Гаудеамус. 2001. №1(1). С.138-146.

8. Гончарук А.Г. К вопросу о духовно-нравственном элементе в российском образовании // Качество образовательной среды: концепции, проблемы, решения материалы и доклады VIIIРегиональной научно-практической педагогической конференции. 2018. С. 19-21.

9. Ilaltdinova E.Y., Frolova S.V., Lebedeva I.V. Top qualities ofgreat teachers: National and universal (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 677, pp. 44-52. DOI: 10.1007/978-3-319-67843-6_6

10. Глебова А.С. Система деятельности социального педагога в условиях сельской школы //XVI Бушелевские чтения: Материалы научно-практической конференции. 2017. С. 157-160.

11. Грязнова Е.В. Информационное взаимодействие в образовании: прогресс или регресс?//Философия и культура. 2012. № 7 (55). С. 123-129.

12. Грязнова Е.В. Модель информационной культуры управления образованием муниципалитета: предупреждение рисков неэффективного использования достижений информатизации // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. №2. C. 18-25.

13. Сидоров С.В. Инновационные процессы и научно-педагогические исследования в современной сельской школе //RELGA: электронный научно-культурологический журнал. 2010. №9. URL: http://www. relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.woa/w...;userid=953. — 0,54 п.л. (дата обращения 05.11.2018).

14. Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepova L.I., Kutepov M.M., Vaganova O.I. Organization of the research activities of service majors trainees (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 187-193. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_24.

15. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Системно-деятельностный подход в развитии профессионально-педагогического образования: электронный ресурс//Вестник Мининского университета. 2014. №4(6). URL: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/ufiles/Nauch_ de (дата обращения: 07.06.2018).

16. Пигуль Г.И. Особенности работы социального педагога в сельской школе // Вестник Белгородского института развития образования. 2018. № 2 (8). С. 84-92.

17. Мальцева С.М., Максимова К.А., Морозкина В.А. Взгляды И. Канта и Г. Гегеля на субъективизацию когнитивного процесса // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 289-291.

18. СмирноваЖ.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения //Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 3 (24). С. 9-16.

19. Balashova E.S., Smolina N.A. Renovation of industrial objects and areas in the context of cross-cultural communication // Последние тенденции в области науки и технологий управления. 2015. № 3. С. 111-118.

20. Богачева А.В., Макарова М.Д. К вопросу о социально-культурной адаптации иностранных студентов в РФ//Великие реки - 2017: Труды конгресса 19-го Международного научно-промышленного форума: в 3 томах. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. 2017. С. 387-389.

21. Абрамова Н.С., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Разработка

учебно-методического обеспечения в условиях реализации информационно-коммуникационных технологий // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 181-184.

22. Балашова Е.С., Комарова А.А. Дизайн в организации дистанционной формы обучения//Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-1. С. 16-17.

Статья поступила в редакцию 07.11.2018

Статья принята к публикации 27.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.