Научная статья на тему 'Проблемы внедрения технологии "flipped classromm" в образовательный процесс вуза'

Проблемы внедрения технологии "flipped classromm" в образовательный процесс вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / "ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС" / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лисина Евгения Дмитриевна, Грязнова Елена Владимировна, Мальцева Светлана Михайловна

Преподавание, как и любые другие сферы, должно идти в ногу со временем и развиваться в соответствии с ним. На смену устаревшим моделям обучения должны приходить новые для того, чтобы эффективно решать поставленные задачи, с которыми не могут справиться традиционные модели. В данной работе рассмотрены некоторые проблемы внедрения в образовательной процесс вуза инновационной технологии «перевернутый класс». Она имеет большой потенциал, так как помогает упростить и одновременно разнообразить процесс обучения, освободить время занятия для более продуктивной деятельности, что особенно востребовано в условиях увеличения доли самостоятельной работы в образовательном процессе вуза и необходимости использования компетентностного подхода. В статье также описаны преимущества данного подхода и трудности его внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лисина Евгения Дмитриевна, Грязнова Елена Владимировна, Мальцева Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы внедрения технологии "flipped classromm" в образовательный процесс вуза»

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «FLIPPED CLASSROMM» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА Лисина Евгения Дмитриевна, учитель английского языка e-mail: lisina408@gmail.com Ресурсный центр обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий (РЦОд), Нижний Новгород, Россия Грязнова Елена Владимировна, д.фил.н., профессор e-mail: egik37@yandex.ru) Мальцева Светлана Михайловна, кандидат философских наук, доцент

кафедры философии и теологии (e-mail: maltsewasvetlana@yandex.ru) Нижегородский государственный педагогический университет

им. К. Минина, Россия

Преподавание, как и любые другие сферы, должно идти в ногу со временем и развиваться в соответствии с ним. На смену устаревшим моделям обучения должны приходить новые для того, чтобы эффективно решать поставленные задачи, с которыми не могут справиться традиционные модели. В данной работе рассмотрены некоторые проблемы внедрения в образовательной процесс вуза инновационной технологии «перевернутый класс». Она имеет большой потенциал, так как помогает упростить и одновременно разнообразить процесс обучения, освободить время занятия для более продуктивной деятельности, что особенно востребовано в условиях увеличения доли самостоятельной работы в образовательном процессе вуза и необходимости использования компетентностного подхода. В статье также описаны преимущества данного подхода и трудности его внедрения.

Ключевые слова: инновационные технологии, смешанное обучение, «перевернутый класс», образовательный процесс вуза, информационные технологии.

На сегодняшний день информационные технологии заняли важное место в жизни людей. Благодаря Интернету студентам доступен огромный пласт информации, который они в состоянии найти сами, соответственно, преподаватель сегодня - не единственный источник знаний для своих учеников.

Большая заинтересованность обучающихся в процессе, в том числе студентов, разнообразие материала, которое может предоставить использование портативных устройств, возможность облегчить и ускорить процесс раздачи материала и др. - это только одни из многих преимуществ внедрения инновационных технологий в процесс обучения.

В последнее время уделяется особое внимание конкретной инновационной технологии, которая приобретает все большую известность. Концепция «перевернутый класс» («flipped classromm»)

предоставляет собой одну из форм смешанного обучения. Суть данной технологии заключается в перестановке аудиторной и домашней работы местами, что позволит уделять больше времени на занятиях в классе обсуждениям, созданиям проектов и другим видам деятельности, которые способствуют развитию критического мышления у детей и увеличению уровня вовлеченности учащихся в процесс. Обучение перестает быть сконцентрированным на преподавателя, а меняет свой вектор и становится ориентированным на обучающихся, так как главная цель занятий -практическое освоение материала, с которым они уже знакомы.

Непременным условиям применения данной технологии является свободный доступ обучающегося к персональному компьютеру с выходом в Интернет.

Среди преимуществ, которыми обладает данный подход, специалисты выделяют следующие: 1) вовлеченность учащихся в добывание знаний, что приводит к лучшему запоминанию информации, повышение уровня самостоятельности и ответственности за свои знания среди учащихся; 2) развитие критического мышления и способности решения проблем; 3) усиление навыков кооперации и командной работы; 4) персонализированное ведение процесса обучения (учащийся может работать и выполнять задания в подходящем темпе, который позволит лучше усвоить информацию, также он может обратиться за консультацией к преподавателю, или воспользоваться Интернетом, чтобы самостоятельно прийти к нужному решению); 5) практическое применение полученных знаний на занятиях[1].

Данная инновационная технология в корне отличается от классической модели занятия тем, что самостоятельная работа в виде домашнего задания по пройденному материалу или изучения дополнительного материала осуществляется вне стен учебного заведения при помощи дистанционных технологий. Очное обучение сочетается с электронным. Педагог не объясняет материал, а лишь дает инструкцию по его изучению или наглядный материал (как правило, в виде учебного видео). Обучающийся усваивает элементарные и необходимые знания самостоятельно, а потом аудиторно уже развивает умения и владения, формируя в своем сознании нужные компетенции.

Однако на сегодняшний день существует множество вызовов, которые ограничивают возможности внедрения данного подхода в образовательный процесс.

Во-первых, специалисты отмечают невозможность применения данной модели по отношению ко всем предметам. Было проведено исследование, в ходе которого выяснилось, что учащиеся, работающие по схеме перевернутого класса, менее удовлетворены процессом обучения, чем те студенты, которые проходили обучение с использованием традиционной модели. Также авторы исследований отмечают, что технология

перевернутого обучения может не подойти обучению учащихся иностранным языкам[2].

Во-вторых, отмечается уровень сложности изменений, которые необходимо произвести, чтобы создать необходимые материалы для их дальнейшего использования в обучении. Преподавателям необходимо учиться и приобретать больше навыков и инструментов для использования технологии «flipped classroom», что не всегда представляется возможным. Кроме преподавателей, необходимо также подготовить, научить и дать возможность освоить новый метод самим обучающихся. Как считают некоторые специалисты, на первых этапах потребуется повышенная внимательность к выполнению домашних заданий учениками, так как будет проходить процесс адаптации и выработки привычек и навыков выполнения необходимых условий для данного метода обучения. Например, некоторые учащиеся могут прийти с невыполненным домашним заданием: с непросмотренным или непонятым видеороликом, что создаст определенные трудности в ведении занятия [3].

Педагоги в последние годы отмечают снижение уровня понимания студентами различных текстов. Сложно пересказать, сложно выделить ключевые моменты. Задать же вопрос преподавателю во время изучения материала при такой форме невозможно. Безусловно, можно организовать специальный сайт, форум на нем, попросить студентов быть там в заданное время. Но тогда теряется одно из неоспоримых преимуществ инновационной технологии - самостоятельное планирование времени изучения.

Также стоит принять во внимание финансовые возможности, которыми обладают учебные заведения. Некоторые исследователи отмечают отсутствие поддержки со стороны администрации, а также нехватку необходимого оборудования в учебных заведениях [4]. К этому стоит добавить тот факт, что не все учащиеся в настоящее время имеют доступ в Интернет или обладают необходимым оборудованием дома. Среди проблем внедрения данной модели отмечается даже неготовность родителей обучающихся к переходу студентов на новую модель обучения[5].

Несмотря на все вышеперечисленные трудности, связанные с имплемен-тацией данной модели в образовательный процесс, специалисты считают, что она имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными моделями обучения. Среди преимуществ выделяют гибкость данного подхода, которая позволяет проявить творческий потенциал педагога и учащихся.

Применение данной инновационной технологии более оправдано при изучении обширных и сложных тем, когда необходимо не только знание, но и осмысление материала, на что требуется достаточное количество времени. Поэтому, на наш взгляд, данная технология, изначально придуманная химиками, станет особенно востребованной среди преподавателей гуманитарных дисциплин. В условиях постоянного сокращения часов на ау-

диторную работу и одновременного внедрения дистанционных технологий в вузах это станет одним из способов сохранить качество преподавания.

Проанализировав некоторые мнения коллег, можно прийти к выводу о том, что они уже давно стихийно пользуются элементами подобной технологии. Например, при изучении дисциплины «Философия», обязательной для всех вузов, все чаще историческую часть материала отдают на самостоятельное изучение при помощи созданных в вузах ЭУМК. Далее, чтоб удостовериться в проработанности информации, в аудитории предлагается выполнить небольшой тест фактического характера (хорошо, когда это можно автоматизировать, проводя занятие в компьютерном классе). Это так называемый входной контроль. Далее преподавателю становится понятен уровень подготовки в группе, и он может подобрать эффективные методы и технологии дальнейшего формирования и проверки нужной компетенции для конкретной группы студентов. Так, например, в рамках изучения философской антропологии и темы о смысле жизни человека студентам предлагается изучить самостоятельно античную эллинистическую философию, опираясь на заранее обозначенные преподавателем базовые понятия, а затем в аудитории связать эти понятия в полноценный связный текст, после чего написать эссе на тему «Какой рецепт счастливой жизни мне ближе?» Эссе в данном случае выступает оценочным средством сфор-мированности компетенций, связанных с выработкой научного мировоззрения.

Также «перевернутый класс» позволяет отойти от устаревшей схемы лекционного обучения и перейти на модель, ориентированную на студента. Обучающиеся становятся самостоятельными участниками процесса обучения, а также развивают такие навыки, как коммуникабельность, умение работать в команде. Все это возможно благодаря таким приемам, как дискуссии, проекты, деловые игры, квесты, возможны включения элементов геймификации в учебный процесс за счет увеличения времени на практическую часть.

Те бенефиции, которые получат как обучающиеся, так и преподаватели, оправдывают трудности, возникающие с связи с внедрением метода перевернутого класса, особенно учитывая тот этап развития технологии, на котором сейчас находится обучение.

Список литературы

1. Акрамова Л.Ю. Отличительные особенности модели «Перевернутый класс» (Flipped classroom) // Современная педагогика. 2017. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/04/7078 (дата обращения: 08.06.2018).

2. Тихонова Н.В. Технология «перевернутый класс» в вузе: потенциал и проблемы внедрения // Казанский педагогический журнал. 2018. №2. С. 74-78.

3. Годунова Е. Перевернутый класс как средство от скуки // Просветительский медиа-проект Newtonew. 2016. 15 фев. URL: https://newtonew.com/school/flipped-classroom-in-russia (дата обращения: 29.10.2018).

4. Грязнова Е.В., Глуздов В.А. Образование в информационной культуре человека: проблемы и перспективы. Нижний Новгород: Мининский университет., 2018. 136с.

5. Мальцева С.М., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Интегративно-модульный подход к разработке содержания профессионального образования//Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 172-175.

Gryznova Elena Vladimirovna, doctor of philosophical Sciences, Professor (e-mail: egik37@yandex.ru)

Maltceva Svetlana Mihailovna, Candidate of Philosophy, Associate Professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia (e-mail: maltsewasvetlana@yandex.ru) Lisina Evgeniya Dmitrievna, English teacher

Resource center for education of children with disabilities using distance learning technologies (Rcod)

PROBLEMS OF INTRODUCTION OF TECHNOLOGIES "FLIPPED CLASSROOM" IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

Teaching, like any other sphere, should keep pace with the times and develop in accordance with it. Outdated learning models must be replaced by new ones in order to effectively meet the challenges that traditional models cannot cope with. In this paper, some problems of implementation in the educational process of the universities innovative technologies "flipped classroom". It has a great potential, as it helps to simplify and at the same time diversify the learning process, free up time for more productive activities, which is especially in demand in the conditions of increasing the share of independent work in the educational process of the University and the need to use a competence-based approach. The article also describes the advantages of this approach and the difficulties of its implementation.

Key words: innovative technologies, blended learning, "flipped classroom ", educational process of the University, information technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.