Научная статья на тему 'К вопросу об основных подходах к определению понятия ИКТ-компетентности педагога'

К вопросу об основных подходах к определению понятия ИКТ-компетентности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАНДАРТ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / САМОРАЗВИТИЕ / УЧИТЕЛЯ / ПЕДАГОГИ / ИННОВАЦИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / EDUCATION SYSTEM / PEDAGOGICAL STANDARD / INFORMATION AND COMMUNICATION LITERACY / SELF-DEVELOPMENT / SCHOOL TEACHERS / TEACHERS / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Мальцева Светлана Михайловна, Панфилова Юлия Сергеевна, Уханова Анна Дмитриевна

В данной статье рассмотрена актуальная в наши дни проблема необходимости формирования ИКТ-компетентности в педагогической среде. Отмечено, что прежде чем это делать, надо определиться с сущностью самого этого понятия. В связи с этим представлен теоретический анализ различных подходов к определению ИКТ-компетентности педагога в новых социокультурных реалиях. Выделено две наиболее часто присутствующие в работах теории, связывающие ИКТ-компетентность с умением ориентироваться в информационном пространстве, способностью находить необходимые знания и применять их на практике в целях саморазвития и самореализации; второй подход связан с технологическими умениями педагога, или ИКТ-грамотностью. Третья группа исследований пытается соединить две предыдущие теории, рассмотрев ИКТ-компетентность во взаимосвязи информационных технологий с учебной деятельностью педагога. Обозначается сложность формирования данной компетентности в условиях современной российской системы образования. В качестве вывода утверждается, что еще не найдены универсальные критерии и показатели ИКТ-компетентности педагога в контексте развития его исследовательского потенциала, недостаточно опыта и педагогических условий для ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Мальцева Светлана Михайловна, Панфилова Юлия Сергеевна, Уханова Анна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE MAIN APPROACHES TO THE DEFINITION OF THE ICT COMPETENCE OF THE TEACHER

This article deals with the current problem of the need for the formation of ICT competence in the teaching environment. It is noted that before doing this, it is necessary to determine the essence of this concept. In this regard, the theoretical analysis of various approaches to the definition of ICT competence of the teacher in the new socio-cultural realities is presented. Highlighted the two most often present in the works of the theory linking ICT competence with the ability to navigate in the information space, the ability to find the necessary knowledge and to apply them in practice in order to self-development and self-realization; the second approach is associated with the technological skills of the teacher, or ICT-literacy. The third group of studies tries to combine the two previous theories, examined ICT competence in the relationship of information technology with the educational activities of the teacher. The complexity of the formation of this competence in the conditions of the modern Russian education system is indicated. As a conclusion, it is argued that the universal criteria and indicators of ICT competence of the teacher in the context of the development of its research potential, lack of experience and pedagogical conditions for its formation are not yet found.

Текст научной работы на тему «К вопросу об основных подходах к определению понятия ИКТ-компетентности педагога»

Gryaznova Elena Vladimirovna, Maltseva Svetlana Mihailovna, Panfilova Yulia Sergeyevna and others pedagogical

TO THE QUESTION ABOUT THE MAIN APPROACHES TO THE DEFINITION ... sciences

УДК 377

К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ПОДХОДАХ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

© 2018

Грязнова Елена Владимировна, доктор философских наук, профессор кафедры философии и теологии Мальцева Светлана Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и теологии

Мининский университет (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: [email protected]) Панфилова Юлия Сергеевна, учитель начальных классов МАОУ «Школа №187» с углубленным изучением отдельных предметов (603136, Россия, Нижний Новгород, бульвар 60-летия Октября, д.5, корп.2, e-mail: [email protected]) Уханова Анна Дмитриевна, учитель начальных классов МАОУ «Школа №187» с углубленным изучением отдельных предметов (603136, Россия, Нижний Новгород, бульвар 60-летия Октября, д.5, корп.2, e-mail: [email protected])

Аннотация. В данной статье рассмотрена актуальная в наши дни проблема необходимости формирования ИКТ-компетентности в педагогической среде. Отмечено, что прежде чем это делать, надо определиться с сущностью самого этого понятия. В связи с этим представлен теоретический анализ различных подходов к определению ИКТ-компетентности педагога в новых социокультурных реалиях. Выделено две наиболее часто присутствующие в работах теории, связывающие ИКТ-компетентность с умением ориентироваться в информационном пространстве, способностью находить необходимые знания и применять их на практике в целях саморазвития и самореализации; второй подход связан с технологическими умениями педагога, или ИКТ-грамотностью. Третья группа исследований пытается соединить две предыдущие теории, рассмотрев ИКТ-компетентность во взаимосвязи информационных технологий с учебной деятельностью педагога. Обозначается сложность формирования данной компетентности в условиях современной российской системы образования. В качестве вывода утверждается, что еще не найдены универсальные критерии и показатели ИКТ-компетентности педагога в контексте развития его исследовательского потенциала, недостаточно опыта и педагогических условий для ее формирования.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, информационно-коммуникативная компетентность, система образования, педагогический стандарт, информационно-коммуникативная грамотность, саморазвитие, учителя, педагоги, инновации.

TO THE QUESTION ABOUT THE MAIN APPROACHES TO THE DEFINITION OF THE ICT COMPETENCE OF THE TEACHER

© 2018

Gryaznova Elena Vladimirovna, doctor of philosophical Sciences, Professor

of the Department of Philosophy and Theology Maltseva Svetlana Mihailovna, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy and Theology Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: [email protected]) Panfilova Yulia Sergeyevna, the teacher of initial classes MAOU "School №187" with in-depth study of individual subjects (603136, Russia, Nizhniy Novgorod, bul'var 60-letiya Oktyabrya, d. 5, korp.2, e-mail: [email protected]) Ukhanova Anna Dmitrievna, the teacher of initial classes MAOU "School №187" with in-depth study of individual subjects (603136, Russia, Nizhniy Novgorod, bul'var 60-letiya Oktyabrya, d. 5, korp.2, e-mail: [email protected])

Abstract. This article deals with the current problem of the need for the formation of ICT competence in the teaching environment. It is noted that before doing this, it is necessary to determine the essence of this concept. In this regard, the theoretical analysis of various approaches to the definition of ICT competence of the teacher in the new socio-cultural realities is presented. Highlighted the two most often present in the works of the theory linking ICT competence with the ability to navigate in the information space, the ability to find the necessary knowledge and to apply them in practice in order to self-development and self-realization; the second approach is associated with the technological skills of the teacher, or ICT-literacy. The third group of studies tries to combine the two previous theories, examined ICT competence in the relationship of information technology with the educational activities of the teacher. The complexity of the formation of this competence in the conditions of the modern Russian education system is indicated. As a conclusion, it is argued that the universal criteria and indicators of ICT competence of the teacher in the context of the development of its research potential, lack of experience and pedagogical conditions for its formation are not yet found.

Keywords: information and communication technologies, information and communication competence, education system, pedagogical standard, information and communication literacy, self-development, school teachers, teachers, innovations.

«Уже сегодня можно говорить о том, что развитие компьютерных технологий создает не только новый технологический уклад, но скорее, новую социальную

реальность» В.Л. Иноземцев

В современном мире экспоненциальный рост информационных технологий обуславливает трансформацию информационного общества в общество знаний. Сегодня мы говорим о том социокультурном пространстве, которое формируется путем смены парадигм постмодернистской картины мира. Внедрение информационных и коммуникативных технологий в повседневность, в силу трансграничности, не могло не затронуть и образователь-266

ную систему в том числе. Постоянно меняющиеся требования к образовательным учреждениям, освещенные в законе об образовании РФ [1], федеральных государственных стандартах [2], а так же утверждение профессионального стандарта педагога [3] предполагают, что у педагога необходимо формировать компетентности, связанные с использованием на практике информационных и коммуникационных технологий (т.н. ИКТ- компетентность). Однако до сих пор не сформулировано достаточно однозначное и полное определение данного понятия.

Целью данной работы стал анализ основных подходов к формулировке понятия информационно-коммуникативной компетентности.

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)

педагогические науки

Грязнова Елена Владимировна, Мальцева Светлана Михайловна, Панфилова Юлия Сергеевна и другие К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ПОДХОДАХ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ...

Сегодня государственные стандарты предполагают, что «охваченность обучением с использованием ИКТ в школах», должна соответствовать не менее, чем 90%, однако реальное диагностирование состояния информатизации говорит, что уровень использования ИКТ-средств в школьном образовательном процессе все еще низок, особенно это касается региональных учреждений. Через без малого 10 лет после запуска проекта по подключению российских школ к Интернету в рамках приоритетного национального проекта «Образование», образовательный портал Newtonew [4] провел исследование, результаты которого показывают, что «интернетизация» российских школ прошла не совсем успешно. В опросе приняло участие 1599 учителей из 61 региона Российской Федерации, из них 36% учителей — жители сельской местности, а 64% — городское население. Данное исследование интересно в контексте отображения проблемы использования информационно-коммуникационных технологий: из принявших участие в опросе школ у 94% подключен Интернет, однако абсолютное большинство (87%) не использует его вне кабинета информатики.

Во многом это проблема менталитета российского педагога, который не готов к непрерывному самообучению. Учителя, не уверенные в своей способности эффективно использовать компьютерные технологии в работе со своими учениками, стараются их избегать[5, 6]. С другой стороны, можно предположить, что выход в интернет возможен только в компьютерном классе, который в школе один, и там постоянно идут занятия. Учителям других предметов нет возможности не только применить даже имеющиеся ИКТ-навыки, но и даже заполнять электронный журнал приходится в очередь и после уроков. Редкие школы имеют возможность оснастить каждый класс хотя бы одним компьютером для учителя (с возможностью выхода в интернет) и комплектом мультимедийного оборудования. Педагоги не считают нужным срочно приобретать соответствующую компетентность, потому что ею сложно воспользоваться[7, 8 ,9].

Стоит отметить, несмотря на достаточную разработанность проблематики информатизации образовательного процесса в педагогической науке (А.А. Андреев, А.А. Кузнецов), а также существование различных теорий педагогической инноватики (Е.И. Казакова), теории непрерывного образования (A.A. Вербицкий), теории развития педагога (В.В. Гузеев) [10, 11], которые, так или иначе, затрагивают проблемы информатизации и развития компетенций, сегодня не существует единого универсального подхода к определению ИКТ-компетентности педагога.

Одни из обзоров на измерение ИКТ-компетентности были представлены практически одновременно группой исследователей H.S. Kim,H.J. Kil [12], а также представителями отечественной системы образования С.М. Авдеевой [13]и Л.А. Худенко [14], которые после многих лет исследований пришли к идее необходимости формирования данной компетентности у педагогов.

Прежде всего, идея основана на двух международных стандартах: «Рекомендации по структуре педагогической ИКТ компетентности учителей»», разработанной под руководством ЮНЕСКО (2011 г.) [15] и «Стандарты ИКТ компетентности учителей», разработанные ISTE [16]. Именно эти документы на сегодняшний день являются основополагающими при разработке стандартов ИКТ-компетентности учителей во всех стра-нах[17, 18]. Оба стандарта основаны на освоении ЗУНов в сфере информационно-коммуникационных технологий, а также тех умений, которые позволяют педагогу подготовить учащихся к жизни в реальном мире.

В российской действительности идеи, изложенные международными стандартами, трансформировалась в «Профессиональный стандарт педагога» [3], вступивший в исполнение с 1 января 2015 года, который, помимо трудовых обязанностей и целей, уделяет достаточно большое внимание формированию ИКТ-компетентности

педагога. Так, согласно данному стандарту, профессиональная ИКТ-компетентность - это квалифицированное использование общепринятых в развитых странах и данной профессиональной области информационно-коммуникационных средств, которая состоит из нескольких компонентов: общепользовательской, общепедагогической и предметно-педагогической ИКТ-компетентности, и, соответственно, имеет два уровня требований к компетенциям преподавателя: методическим (владеть методами применения ИКТ) и технологическим (владеть средствами ИКТ).

Подобная попытка выделить информационно-коммуникативную компетентность педагога в отдельный упорядоченный блок повлекла за собой появление различных, отчасти противоположных, взглядов в научно- педагогическом круге [19, 20, 21].

Появилось два основных взгляда на проблему формирования ИКТ-компетентности педагога. Первый, связан с критическим осмыслением информации. Сторонники этого подхода, в частности, И.Н. Гостева [22] и С.С. Бражникова [23], полагают, что ИКТ-компетентность - это умение ориентироваться в информационном пространстве, способность находить необходимые знания и применять их на практике. Они трактуют современные стандарты формирования ИКТ-компетенций как средства самореализации и саморазвития. Педагог не просто транслирует учебник, педагог с помощью информационных технологий развивает у учащихся когнитивную функцию.

Второй взгляд, более традиционный для российской действительности, связан с технологическими умениями педагога [24, 25, 26]. Авторы, в рамках данного мнения, делают акцент на использовании педагогом в своей профессиональной деятельности компьютерных технологий. Необходимость ИКТ-компетентности сводится при этом к компьютерной грамотности педагога: он по-прежнему транслирует знания, но с использование компьютера-по-мощника[27, 28, 29]. Таким образом, развитие информационных технологий в образовательном учреждении — это способ преодолеть разрыв между развитием технологий и получаемыми знаниями.

В последние годы в педагогической литературе наметилась тенденция соединить эти отчасти противоположные позиции: умение использовать современные технологии с возможностями, которые эти технологии открывают для предметных отраслей. В данном контексте, С.А. Дочкин [30] указывает, что в настоящее время в России ИКТ-компетентность педагога понимается как часть его профессиональной компетентности, которая не представляют собой строго определенную область (т. е. содержит, например, только технические знания и навыки, связанные с использованием ИКТ в образовании), а последовательно вытекает из других областей профессиональной компетентности педагога (предметной, педагогической, дидактической и др.). Ядро ИКТ в таком случае заключается во взаимосвязи информационных технологий с учебной деятельностью педагога.

На данный момент, очевидно, что еще не найдены универсальные критерии и показатели ИКТ-компетентности педагога в контексте развития его исследовательского потенциала, недостаточно опыта и педагогических условий для ее формирования.

Инновации в сфере образования, продиктованные социокультурным контекстом, должны быть внедрены постепенно, с учетом подготовки педагогических кадров. Анализ работ показывает, что проблема формирования ИКТ-компетентности должна решаться не столько на государственном и институциональном уровнях, сколько на бытовом уровне [31, 32]. Как показывают исследования, решить проблему нехватки компьютеров и другой техники в рамках определенного образовательного учреждения оказывается несколько проще, чем вселить в педагога уверенность в своем исследовательском потенциале. Сложность последнего заключается в том, что педагог

Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4(25)

267

Gryaznova Elena Vladimirovna, Maltseva Svetlana Mihailovna, Panfilova Yulia Sergeyevna and others TO THE QUESTION ABOUT THE MAIN APPROACHES TO THE DEFINITION ...

pedagogical sciences

должен одновременно и обучать, и адаптироваться сам. Отчасти эта проблема решается постоянным повышением квалификации, однако все еще недостаточно эмпирической базы для выявления мотивационных, поведенческих и профессиональных установок педагога. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii. ru/ (дата обращения: 23.10.2018).

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/18/ pedagog-dok.html (дата обращения: 23.10.2018).

3. Профессиональный стандарт педагога. Концепция и содержание /[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ law/hotdocs/30085.html/ (дата обращения: 25.10.2018).

4. Опрос в российских регионах: Интернет в школах — лишь формальность // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// newtonew.com/school/internet- at-schools-research (дата обращения: 23.10.2018).

5. Мальцева С.М., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Интегративно-модульный подход к разработке содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 172-175.

6. Лапшова А.В., Булаева М.Н., Леонова В.Н. Профессиональная подготовка педагогов дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 47-50.

7. Балашова Е.С., Богачева А.В., Воронкова А.А., Мальцева С.М. К вопросу о формировании предметных результатов образовательной деятельности студентов гуманитарных специальностей в контексте кросскультурной коммуникации //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 12-15.

8. IlyashenkoL.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., ProkhorovaM.P., Gladkova M.N. Forming the competence of future engineers in the conditions of context training //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1001-1007.

9. Груздева М.Л. Дополнительное информационное образование в системе повышения квалификации специалистов // Дополнительное образование и воспитание. 2006. №10. С. 52-55.

10. Ананьева Е.С. Формирование ИКТ-компетентности педагога в системе повышения квалификации в условиях введения ФГОС на основе системно-деятельностного подхода // Информационные технологии для Новой школы. Том 4. СПб.: ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2015. 147 с.

11. National Educational Technology Standards for Teachers / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iste.org/standards/ essential-conditions (дата обращения: 25.10.2018).

12. Kim H.-S., H.-J. Kil,, A. Shin An analysis of variables affecting the ICT literacy level of Korean elementary school students, // Computers & Education. 2014. Vol. 7. P. 29-38.

13. Авдеева С.М., Барышникова М.Ю., Коваленко С.К., Мельников А.Е. Об опыте реализации модели оценки ИКТ-компетентности // Информатизация образования и науки. 2009. № 2. С. 62-71.

14. Худенко Л. А. Исследование информационно-коммуникационной компетентности учащихся IX классов Республики Беларусь: цель и основные результаты //Вестник образования. 2014. № 1. С. 3-10.

15. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО // UNESCO / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf (дата обращения: 23.10.2018).

16. Стариченко Б.Е. Профессиональный стандарт и ИКТ-компетенции педагога //Педагогическое образование в России. — 2015. —№7. - С.6-13.

17. Сергеев А.Н. Формирование ИКТ-компетентности педагога в процессе профессиональной подготовки будущих учителей // Известия ВГПУ. 2015. №9-10 (104). С.22-26.

18. Грязнова Е.В. ИТ-компетенция в информационной культуре муниципального управления образованием // Современное образование. 2016. №3. С. 39-50.

19. АристоваМ.П. Ильина Н.В., ШтинаМ.Ю. Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций педагога ДОУ и НОО /М.П. Аристова, //Молодой ученый. 2015. №23. С. 923-926.

20. Грязнова Е.В. Модель информационной культуры управления образованием муниципалитета: предупреждение рисков неэффективного использования достижений информатизации // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. №2. C. 18.

21. Богданова А.В. Актуальные вопросы формирования информационно-коммуникативной компетентности у студентов вузов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3 (8). С. 9-13.

22. Гостева И.Н. Формирование информационной компетентности выпускников вуза в рамках непрерывного дополнительного образования // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2008. № 16. С. 59-62.

23. Бражникова С.С. Новые сетевые сервисы в педагогической деятельности //Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. — 2006. № 7. С 32-33.

24. Афанасьева Н.А. Модель формирования информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения // Вестник Брянского государственного университета: Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Психология. Частные методики. 2011. № 1. С. 99-102.

25. Темирджанова М.А. Информационная компетентность в предметной и методической системе подготовки студентов к профессиональной деятельности //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3 (8). С. 71-73.

26. Чекин И.А. Структурные элементы модели информационной компетентности андрагога //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 235-238.

27. БалашоваЕ.С., КомароваА.А. Дизайн в организации дистанционной формы обучения//Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-1. С. 16-17.

28. Грязнова Е.В., Гончарук А.Г. Формирование методологической культуры молодого ученого на лекционных и практических занятиях в вузе //Современное образование. 2018. № 2. С. 9-18.

29. Груздева М.Л., Смирнова Ж.В., Тукенова Н.И. Применение сервисов сети интернет при обучении технологии// Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 1 (22). С. 8.

30. Дочкин С.А. Роль системы дополнительного профессионального образования в формировании ИКТ-компетентности педагога // Научные сообщения. 2009. Выпуск 1. С.38-44.

31. Грязнова Е.В., Вересова Е.А., Михеева В.В. Информационное неравенство в информатизации // Социодинамика. 2015. № 9. С. 93105.

32. Грязнова Е.В. Информационное взаимодействие в образовании: прогресс или регресс?//Философия и культура. 2012. № 7 (55). С. 123-129.

Статья поступила в редакцию 31.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018

268

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.