УДК 75.011.2
ПРОСТРАНСТВО СУБЪЕКТА ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МАРИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ МАРИЙСКОГО КРАЯ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (1950-1980-Х ГГ.)
В. Е. Кутасова
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
SPACE OF THE SUBJECT OF ETHNIC CULTURE MARI IN THE FINE ARTS OF MARI EL OF THE SOVIET PERIOD (1950-1980-S)
V. E. Kutasova
Mari State University, Yoshkar-Ola
Статья посвящена вкладу местных художников в отражение этнического пространства народа мари и Марийского края, которые писали портреты творческой марийской интеллигенции, лучших представителей марийского народа.
Ключевые слова: А. Тихонова, А. Страусова, С. Чавайн, С. Николаев, Н. Арбан, А. Волков, П. Тойдемар, И. Ключников-Палантай, А. Эшпай, А. Зарубин, А. Бутов, И. Ишпаев, Ю. Белков, марийское изобразительное искусство
The article is devoted to the contribution of artists to the Mari ethnic space reflection of the subject of the Mari regional culture. In their work the artists showed the portraits of Mari Artistic elite the best representatives of the Mari people.
Keywords: A. Tikhonov, A. Strausova, S. Chavain, S. Niko-laev, N. Arban, Volkov, P. Toydemar, I. Kluchnikov-Palantay, A. Eshpay, A. Zarubin, A. Butov, I. Ishpaev, Yu. Belkov, Mari art
Статья выполнена в рамках гранта РГНФ № 15-14-12001 «Этнокультурное пространство народа мари в изобразительном искусстве Марийского края 1950-80-х годов»
60-80-е годы ХХ века были для нашей многонациональной страны периодом строительства, развития, расцвета образования, культуры народов. Пространство этнической культуры народа мари этого периода отражено в изобразительном искусстве. В 1961 году шестнадцать художников провели учредительный съезд и создали Марийское отделение Союза художников РСФСР [10, с. 110]. Алексей Петрович Зарубин был избран первым председателем. Художники стали активнее принимать участие в выставках. В это же время в живописи получил развитие портретный жанр. Искусствовед Г. И. Прокушев писал, что «марийские портретисты настойчиво пытались понять изображаемых ими людей, проникнуть в мир их чувств и переживаний, запечатлеть их доступными живописными средствами... Они обращались к образам писателей, композиторов, артистов, в которых видели лучших представителей марийского народа» [8, с. 126].
Портретную галерею деятелей культуры, связанных с Марийским театром драмы им. М. Шке-тана, создали художники.
Юрий Сергеевич Белков, заслуженный деятель искусств Марийской АССР, член Союза художников СССР (1964), один из ведущих мастеров живописного портрета МАССР [11, с. 63]. Великолепная работа «Портрет народной артистки МАССР А. Г. Страусовой» 1959 г. (рис. 9), Портрет Сергея Николаева 1961 г. (рис. 3).
Алексей Иванович Бутов, живописец, заслуженный деятель искусств Марийской АССР, лауреат премии Союза художников СССР и ЦК ВЛКСМ (1962) [9, с. 38]. Искусствовед Г. И. Прокушев писал, что среди марийских художников в жанре портрета А. И. Бутову нет равных. Строгий, точный рисунок, живопись по форме, материальность, сочный, насыщенный цвет [9, с. 53]. Автор работ «На празднике песни Тойдемара» 1966 г. (рис. 10), и «Портрет композитора Искандарова» 1971 г. (рис. 6).
© Кутасова В. Е., 2016
Вестник Марийского государственного университета
А. П. Зарубин, живописец, член Союза художников с 1940 г. [11, с. 66]. Его портреты марийского драматурга Н. Арбана (1964) (рис. 1), писателя Волкова (рис. 2), эскиз к портрету Палантая (1961) (рис. 5), композитора А. Эшпая (1960) (рис. 7), народной артистки МАССР А. Тихоновой (1960) (рис. 8).
Иксак Ишпаевич Ишпаев (1924-1974), живописец [11, с. 66], написал потрет С. Г. Чавайна в 1957 г., который растиражирован, мы его видим во многих учреждениях (рис. 4).
Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана с первых дней существования находится в гуще всех событий культурной жизни марийского народа. Иначе и не могло быть. Инициаторами и организаторами его были такие видные общественные и государственные деятели Марийской области, как Л. Мендиаров, В. Мухин, А. Кедрова, писатели М. Шкетан, С. Чавайн, Н. Мухин, А. Конаков, Тыныш Осып (Борисов) [4, с. 25]. С театром связана трудовая жизнь актеров, драматургов, композиторов, художников Марийского края.
Страусова Анастасия Гавриловна (1905-1982), заслуженная артистка РСФСР (1960), народная артистка МАССР (1954), представительница первого поколения профессиональных марийских актеров [6, с. 226]. Ее первым учителем в профессии был М. Шкетан (1898-1937), под его непосредственным руководством актриса работала над своей первой ролью - Орик в драме «Ачийжат-авийжат!..» («Эх, родители!», 1924). Она сыграла: в драматических произведениях С. Чавайна «Мукш отар» («Пасека»), «Илыше вуд» («Живая вода»), «Акпатыр», «Окса тул» (Клад), Эчан вате - С. Николаева «Салика», Орина -Н. Арбана «У муро» («Новая песня») [6, с. 226-228]. Из сыгранных А. Страусовой ролей наиболее убедительными и глубокими были роли марийских женщин [6, с. 227]. Театровед Н. И. Кульба-ева пишет, что «ее работа отличалась большой самоотдачей, искренностью и высоким профессионализмом. По ее стопам пошла ее дочь - заслуженный деятель искусств РМЭ режиссер Сара Кириллова» [6, с. 229]. Все, что народ дал Анастасии Гавриловне, она возвратила ему своим кропотливым трудом актрисы. Она стояла у истоков марийского театрального искусства, участвовала в профессиональном его формировании... [3, с. 27].
Г. И. Прокушев отметил, что игра актрисы в спектакле «Салика» привлекла внимание художника Ю. Белкова, что он загорелся желанием написать ее портрет. «Уверенно, вдохновенно
она вела роль свахи. Ее красил национальный костюм. Казалось, она выросла в нем, настолько он шел ее фигуре, ее манере легко и свободно держаться на сцене». Так в 1959 году и появился этот портрет [9, с. 16] (рис. 9).
Анастасия Тихоновна Тихонова (1909-1987), заслуженная артистка РСФСР (1963), народная артистка Марийской АССР (1948) [6, с. 230]. Л. В. Добронравова отметила, что в историю Марийского драматического театра 30-60-х годов А. Т. Тихонова вошла как самая крупная лирико-драматическая актриса - со своей социальной и творческой темой. «Ее индивидуальность многое определила и выразила в творческом своеобразии и социально-политических тенденциях развития Марийского драматического театра этого периода» [5, с. 15]. Играла в спектаклях «Акпатыр» С. Чавайна, «Окса тул» («Клад») С. Чавайна, Н. Арбан «Янлык пасет» («Черный волк»), Мещанка Крутенева (С. Николаев), «Элнет серыш-те» «На берегу Илети», Айвику и Салику в пьесах С. Николаева. «Яркий образ современницы, бригадира колхоза Ксении, создала А. Тихонова в одноименной драме А. Волкова» [6, с. 231], Лукарья А. Волков «Шошо мардеж» («Весенний ветер») [6, с. 232]. Художник А. Зарубин показал нам актрису в очень красивом национальном костюме, удивительное портретное сходство, доброго и умного человека (рис. 8).
Павел Степанович Тойдемар (Стекольщиков) (1899-1958), народный артист Марийской АССР (1949), музыкант-исполнитель, представитель первого поколения профессиональных марийских актеров [6, с. 234]. Исполнил в драматических произведениях С. Чавайна «Мукш отар» («Пасека») и «Илыше вуд» («Живая вода») [6, с. 234]. Театровед Н. И. Кульбаева пишет, что «Современники актера отмечали его яркое сценическое обаяние, непосредственность и правдивость созданных им образов. Как музыкант, виртуозно владевший игрой на многих народных инструментах, П. Тойде-мар в этот период был в числе ведущих артистов театра» [6, с. 234]. В 1943-1945 гг. он возглавлял фронтовую бригаду марийских артистов, давших более тысячи выступлений перед бойцами Центрального, Карельского, 1-го Украинского и других фронтов. С 1940 по 1958 год П. Тойдемар был бессменным руководителем ансамбля гусляров Маргосфилармонии, с которым объездил всю страну, пропагандировал марийское музыкальное искусство... внес изменения в конструкцию гуслей [6, с. 235]. Видимо, поэтому в руках у него его любимый инструмент, а за ним видим еще один марийский народный инструмент - волынку.
Звучит музыка, среди березок танцуют, порхают девушки и юноши в национальных костюмах. Удивительное сочетание красок делает картину легкой, выразительной. Очень ярко и красочно показаны национальные мотивы (рис. 10).
В театре звучала музыка основоположника марийской музыки Ивана Степановича Ключникова-Палантая (1886-1926) в 1922 г. в спектакле «Кайык лудо» («Дикая утка») С. Чавайна, и в 1956 г. в спектакле «Эртыше умыл» («Тени прошлого») Н. Арбана совместная композиция И. Палантая, Л. Сахарова, Н. Арбана [4, с. 173, 179]. В эскизе композитор на берегу Волги, сочетание природы и человека - особенно привлекает внимание зрителя. Видно, что это уверенный, умный человек. Он здесь хозяин, любуется красотами волжской набережной (рис. 5).
Композитор Андрей Яковлевич Эшпай (1925-2015) плодотворно сотрудничал с театром, с актерами, художниками, драматургами. В 1964 году написал музыку к спектаклю «Ку-рылтшо сем» («Прерванная мелодия») К. Кор-шуновая, а в 1965 - «Ош йуксо» («Белая лебедь») В. Бояриновой [4, с. 181-182]. На портрете мы видим композитора в домашней обстановке, за работой. В руках партитура, буквально на минуту отвлекся от клавиш рояля. Он весь в музыке. Всемирно известный композитор, автор многих популярных песен (рис. 7).
А. Бутов отразил облик композитора Алексея Искандаровича Искандарова (1906-1999), лауреата Государственной премии Марийской АССР. Смог показать, что он «.утонченная, эмоциональная натура, человек, делом жизни которого стала музыка. В спокойной фигуре мужчины, опершегося на пианино, в расслабленной кисти руки чувствуется усталость. Однако легкий наклон головы, задумчивое выражение лица с пристальным взглядом, плотно сжатые губы свидетельствуют о напряженной работе мысли» [9, с. 51-52] (рис. № 6). Композитор написал музыку к спектаклям «Янлык Пасэт» Н. Арбана [4, с. 178] и «Вич йолташ» («Пятеро друзей») Ялмарий Йы-вана [4, с. 180].
Произведения основоположника марийской литературы Сергея Григорьевича Чавайна (1888-1937) идут на сцене театра с 1921 г. Это «Автономий» («Автономия»), «Кайык лудо» («Дикая утка»), «Мукш отар» («Пасека»), «Акпатыр» [4, с. 173-179;
13, с. 640-646]. Это один из самых популярных портретов писателя и драматурга (рис. 4).
Удивительной личностью был Николай Арбан (Николай Михайлович Деревяшкин) (1912-1995). Он - художник, исполнитель, дирижер, балетмейстер. Его вклад в развитие этнической культуры таков: «Удыр шум» («Сердце девичье») танцы Н. Арбана, И. Якаева, Л. Ошурко; «Кенеж йуд» («Летняя ночь») музыка Н. Арбана, Л. Сахарова, танцы Н. Арбана; «Тулар ден тулаче» («Сват и сваха») музыка Н. Арбана, Л. Сахарова; «Илыш деч ордышто» («В стороне от жизни»); «У муро» («Новая песня»), музыка Н. Арбана и Л. Сахарова, танцы Н. Арбана; «Ош пеледыш» («Белый цветок»), музыка и танцы Н. Арбана. Ко всем своим спектаклям написал музыку [4, с. 176-183; 1, с. 67-70]. В портрете марийского драматурга Н. Арбана живописца А. Зарубина перед нами предстал человек с книгой, которую только что прочитал, она его заинтересовала, может быть зазвучала мелодия. (рис. 1).
Драматург Сергей Николаевич Николаев (1908-1993), народный писатель Марийской АССР вошел в драматургию спектаклями «Салика», «18-ше ий» («18-й год»), «Вудшо йога» («Воды текут»), «У саска» («Новые плоды»), «Элнет се-рыште» («На берегу Илети»), «Айвика» и др. [4, с. 175-178; 7, с. 441-445]. С. Н. Николаев сидит за столом, работает... (рис. 3).
Талантливый драматург Арсий Волков (Арсений Афанасьевич Волков) (1923-1994). Автор произведений «Шочмо ялыште» («В родном селе»), «Ксения», «Удыр кумыл» («Сердце девичье»), «Илыш йолташ» («Подруга жизни»), «Илыш йол-таш» («Подруга жизни»), «Каче-влак» («Женихи»), «Кунам ломбо пеледеш» («Когда цветет черемуха»). В 1952 г. в Московском театре им. М. Ермоловой состоялась премьера спектакля «Ксения» [4, с. 177-184; 2, с. 157-160]. Художник изобразил его стоя, за его спиной книги, много книг прочитанных и перечитанных (рис. 2).
Следует отметить, что сами художники и те, чьи портреты они написали были состоявшимися, зрелыми людьми, действительно внесшими большой вклад в развитие этнической культуры народа мари и Марийского края советского периода (1950-1980-х гг.), сами формировали культуру этого пространства субъекта.
Вестник Марийского государственного университета
Рис. 1. Зарубин А. П. Портрет марийского драматурга Н. Арбана. 1964 г.
Рис. 2. Зарубин А. П. Портрет писателя Волкова
Рис. 3. Белков Ю. С. Портрет Сергея Николаева. 1961 г.
Рис. 4. Ишпаев И. И. Портрет Чавайна. 1957 г.
Рис. 5. Зарубин А. П. Эскиз к портрету Палантай. 1961 г.
Рис. 6. Бутов А. И. Портрет композитора Искандарова. 1971 г.
Рис. 7. Зарубин А. П. Портрет марийского композитора А. Эшпая. 1960 г.
Рис. 8. Зарубин А. П. Народная артистка МАССР А. Тихонова. 1960 г.
Рис. 9. Белков Ю. С. Портрет народной артистки МАССР А. Г. Страусовой. 1959 г.
Рис. 10. Бутов А. И. На празднике песни Тойдемара. 1966 г.
Литература
1. Арбан Николай // Писатели Марий Эл: биобиблиогр. справочник / сост.: А. А. Васинкин, В. А. Абукаев-Эмгак, Л. А. Абукаева и др. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2008. С. 67-70.
2. Волков Арсий // Писатели Марий Эл: биобиблиогр. справочник / сост.: А. А. Васинкин, В. А. Абукаев-Эмгак, Л. А. Абукаева и др. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2008. С. 157-160.
3. Георгина М. Анастасия Гавриловна Страусова. Йошкар-Ола, 1968. 27 с. (МАРНИИ).
4. Георгина М. Марийский драматический театр. Страницы истории (1917-1978). Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1979. 187 с. (МАРНИИ)
5. Добронравова Л. В. Творческие портреты марийских актеров. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1982. 52 с.
6. Кульбаева Н. И. Артисты Марийского театра: биобиблиографический справочник. Йошкар-Ола, 2005. 287 с. (МАРИИЯЛИ, М-во культуры, печати и по делам национальностей РМЭ, Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана).
7. Николаев Сергей // Писатели Марий Эл: биобиблиогр. справочник / сост.: А. А. Васинкин, В. А. Абукаев-Эмгак, Л. А. Абукаева и др. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2008. С. 441-445.
8. Прокушев Г. И. Живопись // Изобразительное искусство Марийской АССР. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1992. С. 92-160.
9. Прокушев Г. И. Этюды о художниках. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2003. 359 с. с ил.
10. Товаров-Кошкин В. Художник-влакын творческий пашашт // Ончыко. 1961. № 5. С. 110-112.
11. Товаров-Кошкин Б. Ф., Червонная С. М. Художники Марийской АССР. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1978. 86 с. с ил.
12. Художники Республики Марий Эл: 50 лет Марийскому региональному отделению Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» / сост. В. Г. Кудрявцев. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2011. 192 с., ил.
13. Чавайн Сергей // Писатели Марий Эл: биобиблиогр. справочник / сост.: А. А. Васинкин, В. А. Абукаев-Эмгак, Л. А. Абукаева и др. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2008. С. 640-646.
References
1. Arban Nikolaj. Pisateli Marij Jel: biobibliogr. Spravochnik, sost.: A. A. Vasinkin, V. A. Abukaev-Jemgak, L. A. Abukaeva i dr. Joshkar-Ola: Mar. kn. izd-vo, 2008, pp. 67-70.
2. Volkov Arsij. Pisateli Marij Jel: biobibliogr. Spravochnik, sost.: A. A. Vasinkin, V. A. Abukaev-Jemgak, L. A. Abukaeva i dr. Joshkar-Ola: Mar. kn. izd-vo, 2008, pp. 157-160.
3. Georgina M. Anastasija Gavrilovna Strausova. Joshkar-Ola, 1968. 27 s. (MARNII).
4. Georgina M. Marijskij dramaticheskij teatr. Stranicy istorii (1917-1978). Joshkar-Ola: Mar. kn. izd-vo, 1979. 187 s. (MARNII)
5. Dobronravova L. V. Tvorcheskie portrety marijskih akterov. Joshkar-Ola: Mar. kn. izd-vo, 1982, 52 p.
6. Kul'baeva N. I. Artisty Marijskogo teatra: biobibliograficheskij spravochnik. Joshkar-Ola, 2005, 287 p. (MARIIJaLI, M-vo kul'tury, pechati i po delam nacional'nostej RMJe, Marijskij nacional'nyj teatr dramy im. M. Shketana).
7. Nikolaev Sergej. Pisateli Marij Jel: biobibliogr. Spravochnik. sost.: A. A. Vasinkin, V. A. Abukaev-Jemgak, L. A. Abukaeva i dr. Joshkar-Ola: Mar. kn. izd-vo, 2008, pp. 441-445.
8. Prokushev G. I. Zhivopis'. Izobrazitel'noe iskusstvoMarijskoj ASSR. Joshkar-Ola: Mar. kn. izd-vo, 1992, pp. 92-160.
9. Prokushev G. I. Jetjudy o hudozhnikah. Joshkar-Ola: Mar. kn. izd-vo, 2003, 359 p. s il.
10. Tovarov-Koshkin V. Hudozhnik-vlakyn tvorcheskij pashasht, Onchyko. 1961, no. 5, pp. 110-112.
11. Tovarov-Koshkin B. F., Chervonnaja S. M. Hudozhniki Marijskoj ASSR. Joshkar-Ola: Mar. kn. izd-vo, 1978, 86 p. s il.
12. Hudozhniki Respubliki Marij Jel: 50 let Marijskomu regional'nomu otdeleniju Vserossijskoj tvorcheskoj obshhestvennoj organizacii «Sojuz hudozhnikov Rossii», sost. V. G. Kudrjavcev. Joshkar-Ola: Mar. kn. izd-vo, 2011, 192 p., il.
13. Chavajn Sergej // Pisateli Marij Jel: biobibliogr. Spravochnik, sost.: A. A. Vasinkin, V. A. Abukaev-Jemgak, L. A. Abukaeva i dr. Joshkar-Ola: Mar. kn. izd-vo, 2008, pp. 640-646.
Статья поступила в редакцию 3.04.2016 г.
Submitted 3.04.2016.
Для цитирования: Кутасова В. Е. Пространство субъекта этнической культуры мари в изобразительном искусстве Марийского края советского периода (1950-1980-х гг.) // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. № 2 (6). С. 9-13.
Citation for an article: Kutasova V. E. Space of the subject of ethnic culture Mari in the fine arts of Mari El of the Soviet period (1950-1980-s). Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2016, no. 2 (6), pp. 9-13.
Кутасова Валентина Евгеньевна, Kutasova Valentina Evgenevna,
кандидат исторических наук, доцент, Ма- Candidate of History, Associate Professor,
рийский государственный университет, Mari State University, Yoshkar-Ola,
г. Йошкар-Ола, [email protected] [email protected]