Научная статья на тему 'Пространство среднерусской провинции в прозе Е. И. Замятина: онтологический аспект'

Пространство среднерусской провинции в прозе Е. И. Замятина: онтологический аспект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
261
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИКА КРЕСТЬЯНСКОГО БЫТА И БЫТИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ САМОБЫТНОСТЬ СРЕДНЕРУССКОЙ ПРОВИНЦИИ / ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛИСТИКА / AESTHETICS OF PEASANT LIFE AND EXISTENCE / ART SPACE / REGIONAL IDENTITY OF CENTRAL RUSSIAN PROVINCE / PHILOLOGICAL REGIONALISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Захарова Елена Владимировна

В статье анализируется художественное пространство среднерусской провинции как особый пласт национально бытия на страницах замятинской прозы. С ним писатель связывал надежду на пробуждение скрытых духовных сил нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPACE OF MIDDLE RUSSIAN PROVINCE IN PROSE OF YE.I. ZAMYATIN: ONTOLOGICAL ASPECT

The article examines the artistic space of the Central Russian province as a special stratum of national existence in the pages of Zamyatin's prose. Concerning this writer pins the hopes on awakening of latent spiritual forces of the nation.

Текст научной работы на тему «Пространство среднерусской провинции в прозе Е. И. Замятина: онтологический аспект»

УДК 882

ПРОСТРАНСТВО СРЕДНЕРУССКОЙ ПРОВИНЦИИ В ПРОЗЕ Е.И. ЗАМЯТИНА: ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ1

© Елена Владимировна Захарова

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры истории русской литературы, e-mail: [email protected]

В статье анализируется художественное пространство среднерусской провинции как особый пласт национально бытия на страницах замятинской прозы. С ним писатель связывал надежду на пробуждение скрытых духовных сил нации.

Ключевые слова: эстетика крестьянского быта и бытия; художественное пространство; региональная самобытность среднерусской провинции; филологическая регионалистика.

Осмысление провинциального бытия русского человека характерно для национальной литературы. Коренные проблемы крестьянского космоса образуют центр идейно -художественных исканий прозы Е.И. Замятина. Уездная Россия находится в фокусе авторского внимания, она является предметом эстетического освоения на страницах его литературных произведений. Жизнь провинции и русская земля как ее ипостась, вписанная в крестьянский миропорядок, - ключевые темы творчества этого писателя, постигавшего через быт особенности национального бытия и истоки народного характера.

Взгляд на творчество Е.И. Замятина в контексте проблемы эстетики национального быта и бытия, художественно воплотившейся в произведениях разных жанров, позволяет проследить особенности эволюции идейноэстетической позиции писателя, глубже рассмотреть связи писательского мировосприятия с истоками народной культуры и многосторонним национальным укладом и выявить своеобразие его художественного мира.

В своей публичной лекции «Современная русская литература», прочитанной в 1918 г. в Лебедянском Народном Университете, Замятин писал, размышляя о судьбе русской провинции и о творческих поисках писателей-неореалистов: «Жизнь больших городов -похожа на жизнь фабрик: она обезличивает, делает людей какими-то одинаковыми, машинными. И вот, в стремлении дать возможно более яркие образы - многие из неореалистов обратились от большого города - в глушь, в провинцию, в деревню, на окраины.

1 Работа выполнена и опубликована при финансовой поддержке РГНФ, проект № 10-04-70401 а/Ц.

<.. .> Тут неореалисты находят не только быт -но быт сконцентрированный, устоявшийся веками, крепчайший, девяностоградусный» [1]. И сам Замятин тоже обратился к теме уездной Руси, к изображению ее быта, чтобы увидеть корни национального бытия и почувствовать природу русского характера.

«Если я вам отвечу, что я родился в России - это мало. Я родился и прожил детство в самом центре России, в ее черноземном чреве, - подчеркивал Замятин в своем интервью Фредерику Лефевру. - Там, в Тамбовской губернии, есть городок Лебедянь, знаменитый когда-то своими ярмарками, цыганами, шулерами - и крепким, душистым, как антоновские яблоки, русским языком» [1, с. 15]. Уездная Россия формировала ярчайшие характеры замятинской прозы. Ее контрасты и антиномии вдохновляли писателя на создание панорамных, масштабных картин русской жизни. Нет, не случайно действие многих рассказов и повестей Евгения Замятина происходит в маленьких провинциальных городах.

В повести «Уездное» (1912) город формирует характеры ключевых персонажей произведения, их образ жизни. Микромоделью человеческого бытия в «Уездном» является образ дома, выступающий одновременно метафорой национального бытия. Вся жизнь Анфима Барыбы - это движение от дома к дому, сознательный или неосознанный поиск человеческого тепла и уюта. Герой постоянно находится в дороге, которая уводит его из отчего дома и позже снова возвращает к родному порогу; для него тесны рамки уездного города, но Барыба словно движется по кругу, от одной точки городско-

го пространства до другой. Отвергая людей, встречающихся ему на пути, он в финале сам остается вновь отвергнутым собственным отцом.

Как справедливо отметил В.Б. Шкловский, «Уездное» Замятина показывает нам провинциальную Россию, где жизнь, кажется, остановилась, где, как будто прижатые камнем, бьются и не могут выпрямиться люди» [2]. Эта провинциальная жизнь и быт настоящей крестьянской Руси легли в основу поэтики замятинской прозы, показавшей не только широту и красоту русской души, но и энтропию национального бытия, о которой позже писал В.В. Вейдле: «Родилась ли вообще Россия, или так и пронежилась тысячу лет в материнском лоне, так и не вышла до революции из предрассветного, утробного бытия? - Разве и впрямь не дремала она, содрогаясь, вскрикивая и бормоча, но не открывая глаз до страшного пробуждения, и то лучшее, что родилось и взошло на ее просторах, не приснилось ли ей оно и не забудет ли она его так же неизбежно, как все мы забываем среди дневных дел ночные сны?» [3].

Уездная жизнь размеренна и монотонна, и неслучайно Тимоша сравнивает Уездное с градом Китежем: «Мы вроде как во град-Китеже на дне озера живем: ничегошеньки у нас не слыхать, над головой вода мутная да сонная. А наверху-то все полыхает, в набат бьют» [4]. Легенда о невидимом святом граде переосмыслена Евгением Замятиным. Китеж -это райское место, город праведников, но в «Уездном» сравнение с подводным градом -это указание на статичность русской жизни.

Писатель обратил свое художническое внимание на бытовую ипостась жизни провинции. Ироничное изображение уездного уклада жизни указывает на то, что замкнутые в уездном пространстве персонажи олицетворяют в замятинской художественной прозе негативные стороны русского национального быта, о которых писатель размышляет в своих записных книжках: «Тамбовское поле. Кому не случалось идти бескрайним тамбовским полем? Ширь, удаль, размах, и самое солнце затерялось, и так заливается какой-то жаворонок малюсенький, и далеко, на самом краю, сияют кресты: там - город, такой же, должно быть, широкий и вольный город построил себе тамбовский люд. А прийти в го-

род - все оборванное, облупленное, грязное, и посреди города в луже свинья» [5].

Тема Китежа возникнет и в повести «На куличках» (1913), герои которой оказываются оторванными от родной земли и заброшенными на самый край света. Это пространство, лишенное жизненной перспективы, и потому Андрей Иваныч Половец - центральный герой повести - даже накануне Рождества ощущает темноту, окружающую его здесь: «Было так: он канул на дно, на дне сидел, а над головой ходило мутное, тяжелое озеро. И оттуда, сверху, слышно все глухо, смутно, туманно» [4, т. 1, с. 181]. Однако этому мраку в повести противопоставлена черноземная Россия. О ней тоскуют Половец, Маруся и солдат Аржаной, живущий воспоминаниями о родной земле: в его сердце и в памяти, «должно быть, росное, весеннее утро, пашни паром курятся, лемех от земли жирный, сытый землею, а в небе - жаворонка» [4, т. 1, с. 166]. Человеку необходимо чувствовать родную землю, свою опору, свои корни. Отречение от них и их забвение грозит бедой. Именно поэтому так тоскует Андрей Иваныч Половец по родной, знакомой, истинной России. И даже этот чужой дальневосточный гарнизон он сравнивает с Тамбовом, а значит, с домом. «Недаром, - справедливо замечает Л.В. Полякова, - у солдата фамилия от земли да от поля. Именно так в тамбовских деревнях, на родине Замятина, называют хлеб: не ржаной, а именно «аржа-ной» [6]. Действительно, глубоко символично имя этого героя, семантически связанное с образами поля, урожая, плодородия, полноты крестьянского бытия.

Из такой - черноземной, патриархальной России - героиня рассказа «Правда истинная» (1916) попадает в город, о своей жизни в котором рассказывает в письме домой. Произведение открывается своеобразной мизансценой: Дашутка сидит у окна, и ей «виден между крыш верешок неба» [4, т. 1, с. 357]. Одно из самых ярких впечатлений девушки о городе - фонари, освещающие ночные улицы. О них она пишет матери: «И фонари на улицах цельную ночь полыхают, светло -чисто день белый, иди - куда хочешь, очень великолепно, не то что у вас в селе» [4, т. 1, с. 358]. Но героиня тоскует по своему селу и мечтает: «Выйтить бы теперь на огород босиком, и чтоб земля праховая была под нога-

ми <. > и больше ничего не надо» [4, т. 1, с. 358]. Важным компонентом поэтики этого рассказа является язык. Осознавая важность языка как средства создания поэтики художественного произведения, Е.И. Замятин в публичной лекции «О языке» (1920-1921) говорил: «Если вы пишете об уездной жизни -вы должны сами в этот момент жить уездной жизнью, среди уездных людей, мыслить по-уездному, - вы должны забыть, что есть Петербург, Москва, Европа и что вы пишете может быть больше всего для Петербурга и Москвы, а не для Чухломы или Алатыря» [1, с. 375]. Сам писатель следовал этому принципу, и речь его персонажей отражала особенности их жизненного уклада и мировоззрения.

Сюжетообразующим является образ города в повести «Алатырь» (1914). В славянской мифологии Алатырь - это волшебный камень, упоминаемый в русских заговорах, легендах и сказаниях. Концептуально расположение этого города в произведении («на том самом месте, где грибы несчетно сидели кругом алатыря-камня» [4, т. 1, с. 255]) и способ организации городского пространства, обусловленный невиданным плодородием: «Крестили ребят оптом, дюжинами. Проезжая осталась только одна улица: вышел указ - по прочим не ездить, не подавить бы младенцев, в изобилии ползающих по травке» [4, т. 1, с. 255]. Языческое и христианское в этой повести органично слиты, и символично, что пасхальный город сравнивается со святым образом: «День выпал на славу. С утра сусальным золотом солнце покрыло Алатырь - стал город, как престольный образ. Веселая зелень трав расстелила сукно торжественной встречи» [4, т. 1, с. 273].

Праздники моделируют провинциальное пространство художественного произведения, преображают его и расширяют границы. В сочельник Колумб - главный герой одноименной повести Е.И. Замятина (1918) вместе со всем миром приобщается к вселенской радости: «Мороз был крепкий, остро мерцали звезды, и тишь была темная, недвижная, но живая, особая, во чреве своем таящая праздник, свет» [4, т. 1, с. 369-370], а «в подгородной слободке, тут и там, тихие, теплые, далекие запылали костры: обогревали Христа. И вместе с Ним грелся Колумб» [4, т. 1, с. 370]. Город в ожидании светлого праздни-

ка преображается, наполняется светом и теплом и видится читателю с высоты, с которой можно обозреть всю Русь.

Персонажи, помещенные в провинциальное пространство замятинской прозы, являются не только предметом иронии писателя. С некоторыми характерами связана его надежда на пробуждение скрытых духовных сил нации. Таковы герои рассказа «Русь» (1922), в котором писатель нарисовал самобытное полотно русской жизни. Действие этого произведения происходит в вымышленном городе Кустодиеве, художественное пространство которого подчеркивает его отличие от столицы: «Не петровским аршином отмерены проспекты - нет: то Петербург, Россия. А тут - Русь, узкие улички - вверх да вниз, чтоб было где зимой ребятам с гиком кататься на ледяшках, - переулки, тупики, палисадники, заборы, заборы. Замоскворечье со старинными, из дуба резными названьями <...>» [4, т. 2, с. 48]. Так достигается высокая степень обобщения, позволяющая от образа провинциального города перейти к образу всей Руси - сказочной, самобытной, живописной.

Замятин противопоставляет Кустодиев и Петербург, потому что маленький провинциальный город в рассказе «Русь» олицетворяет пространство жизни, а столица - пространство смерти, небытия. Об этом качестве Петербурга пишет М.С. Уваров в своей работе «Метафизика смерти в образах Петербурга»: «Жизнь города началась как бы в полном соответствии с евангельскими предначертаниями - смерть попрала смерть, но жизнь, родившаяся здесь, не могла стать жизнью вечною. Она изначально явила болезнь к смерти, предстала жизнью, стремящейся к смерти» [7]. Исследователь справедливо замечает: «Крещендо исторического облика города, когда по нарастающей наслаиваются года, десятилетия и столетия, слышится как гимн непобедимой смерти» [7, с. 122].

В рассказе «Икс» (1926) Замятин также создал яркий образ провинциального города. Его герои - типичные уездные обыватели, мещане. Контрасты уездного быта проявляются уже в экспозиции произведения, в своеобразном авторском введении, предисловии: «В спектре этого рассказа основные линии -золотая, красная и лиловая, так как город полон куполов, революции и сирени» [4, т. 2,

с. 94]. Это, по сути, столкновение и переплетение в одной точке времени и пространства прошлого, настоящего и вечного. С первой страницы рассказа ощущается перевернутость мира, хаос и беспорядок, неразрывное единство и взаимопроникновение комического и трагического.

Конфликт заложен и в названиях улиц, на которых разворачивается действие рассказа, - Блинная и Розы Люксембург. По улице Розы Люксембург проходит революционная линия рассказа, а по Блинной - любовная. Их названия выполняют функцию координат в художественном пространстве замятинского рассказа: на улице имени Розы Люксембург происходят общественно значимые события, собираются митинги и решаются политически важные вопросы, а на Блинной живет красавица Марфа, соблазнившая бывшего дьякона Индикоплева, и здесь обсуждаются глубоко личные, интимные темы. Название улицы ассоциируется с домашним уютом, покоем, теплом и сытостью. Но важно заметить, что именно за Блинной улицей начинается кладбище. Две основные точки человеческого бытия, вехи земной жизни - любовь и смерть, начало и конец - рядом, они очень близки друг к другу. Но в этой метафорической параллели скрыт еще один смысл: мещанство, сытость, успокоенность - это сон человеческой души, который, по оценке Е. Замятина, сродни смерти.

Для создания панорамной картины бытия, русской жизни начала века, Замятин использует образ дома: «Густо пахло - как во всех пустых домах в тот год. Сверху в черный четырехугольник звезды равнодушно глядели вниз, на Россию, как иностранцы. Разом было слышно: частое дыхание, третий звон на кладбище, выстрелы. И конечно, немыслимо, чтобы один человек сразу же слышал все это и видел звезды и нюхал вонь» [4, т. 2, с. 108-109]. Это взгляд на Россию с высоты. С такой высоты все люди, должно быть, одинаково маленькие, беспомощные, слабые. И символично, что эта картина увидена глазами бывшего дьякона, маленького человека, потерявшего смысл жизни и духовные ориентиры. В этом эпизоде явственно ощущается жалость автора к своему герою, сострадание, та самая замятинская «белая любовь», смешанная с ненавистью.

Дьякон Индикоплев, глубоко грешный человек, чувствует космос и хаос, задумывается о невозможности совмещения контрастов бытия: «На кладбище звонили ко всенощной, за углом солдаты пели Интернационал - и невозможно, чтоб это было все вместе <...>» [4, т. 2, с. 105]. Отчаявшись, он решается на попытку побега, но идти ему теперь некуда. Совершенно случайно Инди-коплев оказывается на кладбище, «где оптом закапывали умиравших в тот год» [4, т. 2, с. 109]. «Вылез красный, запыхавшийся месяц, дьякон увидел мраморную дощечку с золотыми буквами: «Доктор И.И. Феноменов. Прием от 10 до 2». Раньше дощечка эта висела на дверях у доктора, а когда доктор переселился на кладбище - дощечку привинтили к плите» [4, т. 2, с. 109]. Отчаявшись и осознав свое одиночество, дьякон решает поговорить с доктором и ждать начала приема. Так в рассказе звучит мотив безумия. В этом колоритном наблюдении над жизнью уездной России, помещенном в рассказ, остро чувствуется печальная авторская ирония. Концептуальное наполнение имеет также тот факт, что основные события происходят именно на улице, на открытом пространстве, а не в доме.

В крестьянской культуре дом - это символ важнейших ценностей и глубинных смыслов национального бытия, центр мира. С темой дома в замятинской поэтике связана потеря национально-исторической памяти. По мнению Н.Н. Комлик, «Дом и Бездомье -магистральная тема всей русской литературы XX в. А подступы к ней обозначил, провидчески осознав ее корневое значение для судьбы России, Е. Замятин. <...> Новая эпоха ознаменовалась апофеозом Бездомью» [8]. Взгляд писателя на проблему дома и семьи отразил связь русского дома как уменьшенной модели национального космоса с целым рядом этнокультурных и мировоззренческих проблем, трагическую неупорядоченность бытия.

Провинциальное пространство имеет особую национальную природу, органичной частью которой является колокольный звон. На протяжении многих веков колокола сопровождают жизнь русского человека и являются одной из самых ярких черт народного бытия. С колокольным звоном в замятинской прозе связана тема разрушения традицион-

ной деревни, отречения от национальных корней, о котором писатель повествует в зарисовке «Специалист по снятию колоколов»: Сын попа, Мишка Покровский. Коммунист. Снимали колокола в Угличе, в монастыре. Собралось народу несметно, просят:

-Мишка, позвони последний раз!

Мишка грянул (звонарь был замечательный - попович), звонил час - и «перевод», и полиелей, и пасхальный. Народ плакал. Потом Мишка смахнул колокола вниз.» [5, с. 64].

С.Ю. Румянцев в работе «Книга тишины: Звуковой образ города» говорил о последствиях этой национальной трагедии, обусловленной тем, что «бытовое значение колокольного звона у нас невелико, бытийствен-ное - огромно» [9]. По его справедливому мнению, «катастрофическое разрушения

традиционного быта, разлом, разлад жизни оголили город, смели множество культурных укладов, привычную мозаику деталей, образовывавших картину (в том числе и звуковую картину) мира. «Взамен» остался черный хаос обломков жизней, культур, традиций» [9, с. 48]. Об этой трагедии отречения русского народа от исторических корней писал

В.Н. Ильин в «Эссе о русской культуре»: «Тьмолюбивый дух действует в русской революции, с самого зачатия ее. Ныне с особенной ненавистью обрушился он на колокола и колокольный звон. Трудно найти явление более символическое, чем этот вызов, брошенный небесам» [10].

Лейтмотив колокола и колокольного звона в художественной прозе Евгения Замятина связан с темой пробуждения русской души от энтропийного сна. Концептуально, однако, что этот символ национальной жизни трансформируется в образ газового колокола в романе «Мы» (1921).

Провинция наложила особый отпечаток на эстетическое мировосприятие Евгения Замятина, в прозе которого нашло художественное отражение историческое бытие России начала XX в., изображены особенности национального мировидения и трагические диссонансы эпохи. В центре авторского внимания находится уездная Россия. Пространство среднерусской провинции в прозе этого художника представляет собой сложную образную систему и является важным для по-

нимания ее ценностных смыслов. Народный быт входит в ткань художественного мышления писателя, а бытийность и панорам-ность становятся необходимыми условиями глубокого исследования национальной действительности и крестьянской души.

Ментальные черты черноземной России проявились в характерах замятинских героев, писателя интересовала онтологическая природа провинции, с которой он связывал надежду на пробуждение скрытых духовных сил нации. Повести и рассказы, созданные на региональном материале, выделяются единством образов, мотивов, символов. Провинциальный город в поэтике прозы Е.И. Замятина является частью национального космоса, важнейшим компонентом модели народного бытия, выражающим нравственноэстетические идеалы писателя.

1. Замятин Е.И. Сочинения: в 4 т. Мюнхен, 1988. Т. 4. С. 359.

2. Шкловский В.Б. О рукописи «Избранное» Евгения Замятина // Замятин Е.И. Избранные произведения. Повести, рассказы, сказки, роман, пьесы. М., 1989. С. 6.

3. Вейдле В. Задача России. Нью-Йорк, 1956. С. 133.

4. Замятин Е.И. Собр. соч.: в 5 т. М., 2003. Т. 1. С. 120.

5. Замятин Е.И. Записные книжки. М., 2001. С. 135.

6. Полякова Л.В. Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы XX века как литературной эпохи. Курс лекций. Тамбов, 2000. С. 70.

7. Уваров М. С. Метафизика смерти в образах Петербурга // «Метафизика Петербурга» (Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры). СПб., 1993. Вып. 1.

С. 122.

8. Комлик Н.Н. Творческое наследие Е.И. Замятина в контексте традиций русской народной культуры: монография. Елец, 2000. С. 91.

9. Румянцев С.Ю. Книга тишины: Звуковой образ города. СПб., 2003. С. 161.

10. Ильин В.Н. Эссе о русской культуре. СПб., 1997. С. 444.

Поступила в редакцию 10.12.2010 г.

UDC 882

SPACE OF MIDDLE RUSSIAN PROVINCE IN PROSE OF YE.I. ZAMYATIN: ONTOLOGICAL ASPECT Elena Vladimirovna Zakharova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Russian Literature History Department, e-mail: [email protected]

The article examines the artistic space of the Central Russian province as a special stratum of national existence in the pages of Zamyatin’s prose. Concerning this writer pins the hopes on awakening of latent spiritual forces of the nation.

Key words: aesthetics of peasant life and existence; art space; regional identity of Central Russian province; philological regionalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.