Список литературы:
1. Введение в философию. - М., 2007.
2. Гриненко Г. В. История философии. - М., 2007.
3. Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. - СПб, 1993.
4. Кант И. Лекции по этике / Отв. ред. А. Гусейнов. - М., 2000.
5. История философии. Ч.1. / Под ред. Проф. В.И. Кириллова, проф. С.И. Попова, проф. А.Н. Чумакова. - М., 2004.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ В РОМАНЕ И. КЕРИМОВА «ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ»
Рамазанова П.К., к.ф..н., доцент кафедры иностранных языков
Аннотация. В своей статье автор поднимает проблемы художественного пространства. Художественное пространство - базовый термин литературоведения, который наряду со временем, обеспечивает целостное восприятие действительности и организует композицию произведения. Анализируется произведение И. Керимова «Землетрясение».
Ключевые слова: художественный образ, герой, город, стройка, село, открытые, закрытые, пространство.
Annotation. The author raises the problem of artistic space in his article. Art space is the base term of literature, which, along with time, provides a holistic perception of reality and organizes the composition of the work. The work of I. Karimov «Earthquake» is analyzed in it.
Keywords: artistic image, hero, city, building, village, open, closed,
space.
Художественное пространство - базовый термин литературоведения, который наряду со временем, обеспечивает целостное восприятие действительности и организует композицию произведения. Создаваемое писателем художественное пространство представляет собой некую модель, картину мира, в которой происходит действие. «В художественном изображении пространственной среды важно то, насколько она обжита персонажами и сколько содержит в себе важных для них объектов».1
В романе И. Керимова «Землетрясение» выступают открытые и закрытые виды пространства, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку. В каждом типе пространства действуют свои герои. При рассмотрении образа Ибрагима в романе «Землетрясение» И. Керимов показывает реально видимое и воображаемое пространства. При описании некоторых пространственных образов писатели прибегают к приему ретроспекции. Пространственный образ Махачкалы в романе «Землетрясение» не имеет смысловой нагрузки, он лишь передает те или иные события, в которых решаются важные социальные и этические проблемы.
Махачкала - открытый пространственный образ, который включает всех героев и проблемы, поднятые в произведении.
Именно с описания Махачкалы глазами Ибрагима начинается роман. Город представлен и глазами Ханум, матери Ибрагима. В произведении присутствуют и авторские описания города. О трагическом событии, потрясшем всю республику, писатель подробно говорит, рисуя Махачкалу. Он передает те чувства, переживания, которые испытали герои его произведения, как они восприняли произошедшее. Землетрясение не напугало людей, сплотившись, люди решали общую проблему сообща. Магомед видит те изменения, которые произошли с городом после
землетрясения. Магомед и Ибрагим, как и многие другие махачкалинцы, пытаются восстановить город, помочь пострадавшим.
Город не остался одиноким после произошедшей трагедии. Вся страна помогала маленькому народу. Со всех уголков страны приехали люди оказать помощь дагестанцам, и среди них Джабраил, который более 20 лет не был на родине. И. Керимов рисует город глазами человека, который давно его не видел, отмечает все его красоты и достопримечательности. При изображении открытого пространственного образа Махачкалы писатель использует такие пространственные категории, как «здесь», «там», «привокзальная площадь», «гора Тарки-Тау». Будущая Махачкала предстает воображаемым пространством в мечтах Ибрагима.
Чтобы показать масштабность произошедшей трагедии и придать своему произведению реалистичность передаваемых событий, писатель расширяет пространственные границы романа, создавая широкий образ республики и узкий образ аула. О положении в республике говорит секретарь горкома партии, его словами писатель дает полную характеристику тех событий в Дагестане. Передавая последствия трагедии, И. Керимов описывает аул, более узкий пространственный образ, в который приехали врачи Ахмед Меджидович и Магомед. Писатель подробно описывает пострадавших, многие из них находились в тяжелом состоянии. Трагизм произошедшего со всей болью передает крик сумасшедшей старухи, у которой погибли дочь и внук на ее глазах.
Писатель показывает героизм горского народа, его мужество, с гордостью говорит о сплоченности жителей аула, беда их только объединила. И даже в тяжелые минуты люди помнят о лучшей традиции дагестанцев, гостеприимстве. Парторг Исрапил, прежде чем отпускать врачей, пригласил их к обеду. Ахмед Меджидович и Магомед были
поражены, когда парторг села настоятельно стал звать их к столу. Горский народ, несмотря на тяжелые условия, сохранил все духовные ценности.
Махачкала, Дагестан, большие открытые пространства, и аул, маленькое пространство, показывают героизм, стойкость дагестанского народа, его сплоченность. И даже в трудные для него минуты дагестанцы проявили самые лучшие свои черты характера. Все вида пространства являются открытыми, так как раскрывают общую проблему: чтобы выстоять после случившейся трагедии, чтобы восстановить разрушенное, чтобы продолжать жить, надо помогать друг другу, объединившись, созидать новую жизнь, сохраняя при этом культуру, традиции народа. Об этом говорит и сам писатель в романе. В романе говорится не только о сплоченности дагестанского народа, но и об интернационализме советских людей, с первых же дней протянувших руку помощи Дагестану.
Рисуя образ Магомеда, писатель расширяет пространственные границы. Магомед был известным врачом, часто ездил в Москву.
С Магомедом связан и такой пространственный образ, как больница. Многие действия в романе происходят в больнице. Пространственный образ больницы связывает таких героев, как Магомед, Тамара, Ахмед Меджидович. И. Керимов, чтобы передать последствия землетрясения, описывал не только город, села, но и больницу. Писатель мало говорит о работе врачей, лишь из скупых описаний мы узнаем об авральном режиме, в котором они работали после случившегося, о тяжелом их труде. Рассказывая о работе Магомеда в больнице, писатель говорит не только о его удачах, но и ошибках, т.е. образ Магомеда не идеализирован. «Дагестанская проза, создавая образы новых, социально активных героев, шла по пути все более глубокого и правдивого постижения многомерной реальности».1 И.Керимов передает переживания Магомеда по поводу той
ошибки, которую он допустил во время операции. Сцена, где писатель подробно рассказывает о ходе операции, проводимой Магомедом Джабраилу, показывает тяжелый, героический труд врачей, требующий от них мужества, умения и терпения. При обрисовке пространственного образа больницы тема любви превалирует над производственной темой. В больнице Магомед впервые встретился с Тамарой. И. Керимов, показывая врачебную деятельность Магомеда и Тамары, акцентирует внимание на проблеме любви, сохранения этого прекрасного чувства. Больница порой выступает лишь фоном для раскрытия внутренних переживаний героев, показа их взаимоотношений. Отношения Магомеда и Тамары осложнились после внезапного письма Максуда. Нерешенность отношений в семье Тамары не давало им полной свободы. Отъезд Магомеда на Международный конгресс, постоянное давление матери заставляли Тамару много думать, переживать. В коротких перерывах на работе она размышляла о том, как строить ей дальнейшую жизнь. Она видела, что Максуд хочет примирения, пытается измениться, но ей так не хотелось рушить любовь, связывающую ее с Магомедом. Очень тяжело переносил Магомед возвращение Тамары к мужу. Постоянно работая, он пытался подавить свою боль. И только внезапное возвращение Тамары, новость о том, что она живет у себя в селе, вернули Магомеду интерес к жизни. Он решает поехать к ней, в аул, вместе работать. Своим решением он делится со своим наставником Ахмедом Меджидовичем. Профессор не стал возражать, он понимал, что нельзя рушить настоящие чувства.
Образ села, в котором выросли Магомед и Ибрагим, присутствует в их воспоминаниях. Образ села встречается и в авторской ретроспекции при описании гибели мужа Ханум. Описание села мы находим и в воспоминаниях Джабраила. Но при этом И. Керимов не называет само село, т.е. этот образ собирателен.
Стройка - это открытый пространственный образ, который рассказывает не только об Ибрагиме и его бригаде, но и о многих других строителях. Писатель, рисуя стройку, показывает огромный труд людей в тяжелые минуты для родины, говорит об их твердости духа. «Если для литературы прежних времен характерно было краткое описание той или иной деятельности, что давало читателю представление о новой отрасли искусства, науки или промышленности, то в романе XX века помимо этого появляется аллегорическая ассоциация того или иного рабочего процесса с состоянием целого общества».1 Образ стройки представлен в первой же главе произведения. Землетрясение застало Ибрагима именно там, на стройке. Писатель рассказывает о мечтах Ибрагима, которые связывал со стройкой. У строителей, в том числе и Ибрагима, работы прибавилось значительно, но их это не пугало: все хотели быстрее восстановить разрушенное. Писатель рассказывает о тяжелом труде молодых строителей. Бригада Ибрагима работала не только на своем участке, но и помогала другим. Пространственные границы романа расширяются: строители едут в Буйнакск, чтобы поддержать новичков. Не только дагестанские рабочие проделывали огромную работу, но и строители с разных уголков огромной страны. На стройке ребята не только работали, но и знакомились, встречали свою судьбу, во время работы проявлялся характер каждого из них: острословие Сурена, требовательность к самому себе и окружающим Ибрагима, доброта Володи. Но всех их объединяло одно: желание хорошо выполнять свою работу. Несмотря на иногда возникающие разногласия, они сообща успешно справлялись с возникающими трудностями. Вскоре Ибрагиму приходит смелая идея: создать свою бригаду и построить жилой объект до полного завершения. Его идею поддержало стройуправление. И он с полным осознанием той
ответственности, которая возложена на него, взялся за реализацию проекта. И. Керимов смог реалистично изобразить трудовые будни бригады Асланова: и существовавшие трудности из-за несвоевременных поставок материала, и возникавшие трения в отношениях. Но своей цели ребята добились: дом был построен. Стройка выступала иногда и фоном для развития отношений Ибрагима и Наташи. Иногда молодые люди встречались здесь. Порой разговор приобретал натянутый характер: и Наташа, и Ибрагим очень переживали, что Ханум не соглашалась принять их отношения. Ибрагим переживал: он не хотел терять любимых людей: ни мать, ни Наташу.
Площадь - это тот образ пространства, который, как и стройка, был представлен многими персонажами. Площадь в городе выполняет те же функции, что и годекан, имеет то же символическое значение. «Влияние пространства на человеческое поведение бесспорно. Автор может превращать то или иное место в некий дополнительный признак события. Так рождается символ».1 Это было место, где люди собирались обсудить важные проблемы, послушать выступающих. В первые же дни на площади выступили представители партии, призывавшие сплотиться, чтобы оказать помощь пострадавшим, создавались бригады из числа рабочих городских предприятий.
Важным пространственным образом выступает дом, в котором жила семья Аслановых. Это по широте границ замкнутое пространство, но внутри него решались важные этические проблемы, поднятые в романе. Это и проблема любви, и проблема межнациональных браков, проблема взаимоотношений членов семьи. Этот образ связывает и многих героев романа. Хранительницей домашнего очага и ключевым героем этого пространства выступает Ханум. Во время землетрясения она была дома, и
Ибрагим, обеспокоенный, сразу же бросился домой. Магомед, прилетевший из Москвы, сразу же отправился домой. Отношения в семье Аслановых складывались на основе уважения и любви. Судьба у Ханум была тяжелая, она рано потеряла мужа, воспитывала детей сама. Ибрагим и Магомед были для нее смыслом жизни. Ханум прежде всего хотела, чтобы ее сыновья прежде всего стали настоящими людьми. Все тяготы жизни, переживания, конечно же, отразились на здоровье Ханум. И сыновья постоянно заботились о ней, переживали за нее. С огромной любовью к ней относился и младший сын Ибрагим. И поэтому его волновала реакция матери на его желание жениться на русской девушке. Ханум, как и многие представители старшего поколения того времени, отрицательно относилась к межнациональным бракам. Именно это и стало главной причиной разногласий между сыном и матерью. Ибрагим, дороживший матерью, не мог с ней спорить. Он прекрасно понимал, что для матери самое главное было счастье ее сыновей. Жалела и Ханум сына и думала о том, как помочь ему, как она считала. Ханум, переживавшая за сына, обратилась за помощью к родственнице. Но и тетя Марзижат не смогла переубедить Ибрагима. Отношения в семье усложнялись, но и Ибрагим, и Ханум хотели прежде всего сохранить в доме царившую душевную гармонию. Магомед пытается переубедить мать, объясняя, что самое главное в семье - это взаимоуважение. О том, как решить эту проблему, не обижая мать, говорили в доме Магомед и Джабраил.
Джабраил считает, что встреча с Наташей сможет поменять отношение Ханум. Еще один разговор состоялся между Магомедом и матерью, узнавшей, что Ибрагим в больнице вместе с заболевшей Наташей. Магомед говорил о сострадании к людям, оказавшимся в беде. Ханум понимала, что сын прав. И, пожалев девушку, она готовила ей еду. Ибрагим был рад, это был первый шаг примирения. Следующим шагом к примирению было согласие Ханум на приход Натальи в их дом. Ибрагим
очень переживал, как пройдет их встреча. И сердце матери оттаяло, когда Ханум увидела девушку в их доме.
В дом Ханум спустя долгие годы пришел Джабраил, сын человека, когда-то случайно убивший ее мужа. Значимое место в разрешении проблемы кровной мести играет их сцена встречи, а также приход в дом Аслановых Асият, матери Джабраила. Ханум не только простила их, но и приняла с дагестанским гостеприимством.
В доме Аслановых всегда были гости. И Ханум всегда принимала гостей радушно. В своем доме Ханум познакомилась и с Тамарой. Все: и друзья, и родственники - отмечали доброе материнское сердце Ханум. Слова благодарности произносит ей Джабраил. Уважение и свое восхищение выразил в произносимом тосте Ахмед Меджидович. Для Ханум дом был опорой, местом, где она чувствовала себя защищенной. И поэтому настаивала, чтобы ее забрали из больницы. Сыновья очень переживали за мать, которая серьезно болела. Желанием Ханум перед смертью было поженить Ибрагима. Но ее состояние не позволяло сыновьям играть свадьбу. Они видели, что она постепенно угасала, болезнь прогрессировала. Ибрагим и Магомед с горечью осознавали, что теряют самое дорогое в их жизни.
В романе «Землетрясение» И. Керимова представлены два замкнутых пространственных образа: мастерская Сурена и квартира Тамары.
Как мы отметили, для каждого героя свои значимые пространственные образы. Для Сурена это мастерская, где он творит свои произведения и где иногда собираются его друзья. Живопись была увлечением Сурена. Но главным его желанием, как и у Ибрагима, было стать хорошими строителями. Часто в мастерской собирались друзья Сурена, чтобы пообщаться, поделиться новостями. На период строительства жилого дома мастерская превратилась в некий штаб, где
собиралась бригада Ибрагима, чтобы обсудить намеченные планы по работе, высказать свою позицию. Писатель показывает то чувство коллективизма, которое помогало людям справляться с поставленными задачами.
Квартира Тамары стала тем пространством, где поднимается проблема семьи, брака. В данном пространстве выступают два полярных персонажа: Максуд и Тамара. Связующим для них является только дочь Марина. Тамара не видела мужа уже год, и поэтому его появление в ее квартире было для нее полной неожиданностью. Максуд разговаривал с женой в уничижительной форме, ей было неприятно слышать его упреки и обвинения в измене. Желанием Максуда было, как можно больнее сделать Тамаре. И он знал, что для этого нужно отобрать у нее дочь. Об этом он уверенно заявил жене утром. После отъезда Максуд позвонил и говорил с Тамарой вежливо, чем удивил ее. Больше всего Тамара не хотела причинять боль маленькой Марине. Очередной неприятной неожиданностью стало для Тамары то, что Максуд без предупреждения забрал на несколько дней дочь. Тамара была в отчаянии, ее мама приехала из села, чтобы поддержать дочь и попросить сохранить семью. Писатель подробно передает разговор Тамары с матерью, состоявшийся на кухне. Тамаре было больно слышать слова матери. Тамаре было больно, что она не получала поддержки от близкого ей человека. Мать Тамары, жившая в старых традициях, по которым жена должна быть покорной, терпеть все сложности характера мужа. Тамаре было тяжело, она понимала, что надо сделать выбор. Писатель с мастерством психолога передает душевное состояние героини.
В романе И. Керимова «Землетрясение» выступают как открытые, так и закрытые виды пространства, каждый их которых выполняет присущую ему функцию.
Список литературы:
1. Ахмедов С.Х. Социально-нравственные ориентиры дагестанской прозы. -Махачкала: Дагкнижиздательство, 1990.
2. Ефремова Е.Н. Диссертация канд. филол.н. «Хронотоп в жанре романа литератур народов Северного Кавказа. Опыт сравнительного изучения». - Нальчик, 2003.
ПЕРЕДАЧА СЛОВ, ОБОЗНАЧАЮЩИХ НАЦИОНАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ И
МАТЕРИАЛЬНОГО БЫТА
Рамазанова У.К., к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков, декан гуманитарно-экономического факультета
Аннотация. В статье поднимается проблема понятия «реалия», который представляет собой значительный интерес при исследовании взаимодействия языка и культуры. Отмечается, что большим лингвострановедческим потенциалом обладают единицы афористического уровня. Для успешной коммуникации и предотвращения чисто языковых ошибок необходимо иметь четкое представление о ценностях, актуальных для представителей изучаемой лингвокультуры.
Ключевые слова: реалия, аллюзии, безэквивалентная лексика, концептосфера, лингвострановедение.
Annotation. The article raises the problem of the concept of «reality», which is a considerable interest in the study of the interaction of language and culture. It is noted that units of aphoristic level have a large potential of linguistic and area studies. It is necessary to be clear about the values that are relevant for the representatives of the studied linguistic culture for the successful communication and to prevent purely linguistic errors.