УДК 821.161.1.0
КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ В СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМ РОМАНЕ И. КЕРИМОВА «ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ»
© 2018
Рамазанова Пати Казихановна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Всероссийский государственный университет юстиции (367008, Россия, Махачкала, проспект Акушинского, 7, e-mail: Ра[email protected])
Аннотация. В статье дается анализ категории времени романа И.К. Керимова «Землетрясение». Рассмотрены три типа времени: биографическое, событийное и календарное. В данном романе ведущую роль играет календарное время, которое тесно переплетается с биографическим и событийным. Биографическое время выступает «характе-риологической инверсией», так как писатель раскрывает характеры своих героев через их действия, поступки, рисуют отдельные эпизоды, имеющие значение для раскрытия внутреннего мира персонажей, обозначенных проблем. Отмечена тесная связь биографического времени с событийным, позволяющим раскрыть социальные проблемы. Писатель, повествуя о жизни героев, рисует события, имеющие значение для анализа основных проблем, поднятых в произведении: проблемы поиска человеком своего места в жизни, проблемы труда, проблемы взаимоотношений в дагестанской семье. Категория времени представлена в романе И.К. Керимова по-особому. Время играет ведущую роль в произведении. С него начинается весь роман. И. Керимов, рисуя все сюжетные линии, рассмотренные нами, воспроизводил наиболее важные фрагменты, отдельные эпизоды, использовал закон «поэтической экономии». В романе «Землетрясение» писатель порой обращается к прошлому своих героев, это позволяет автору расширить временные границы произведения, создать интересные сюжетные перипетии, которые способствуют психологизации образов. При изображении событий, в том числе производственных, писатель раскрывает характеры героев, их внутренний мир. Ведущую роль в романе И. Керимова «Землетрясение» занимает календарное время. В романе «Землетрясение» выделяются следующие образы времени: осень-весна, утро-вечер, каждый из них выполняет свою смысловую нагрузку.
Ключевые слова: роман И.К. Керимова «Землетрясение», социально-нравственный роман, время, пространство, хронотоп, образы времени, событийное время, биографическое время, календарное время, категория времени, социальные и этические проблемы, закон «поэтической экономии».
THE CATEGORY OF TIME IN SOCIAL AND MORAL NOVEL "EARTHQUAKE" BY I. KERIMOV
© 2018
Ramazanova Pati Kazikhanovna, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Humanitarian and Socio-economic Disciplines All-Russian State University of Justice (367008, Russia, Makhachkala, Akushinskiy Avenue, 7, e-mail: Ра[email protected])
Abstract. The article gives an analysis of the category of the time in the novel "Earthquake" by I.K. Kerimov. Three types of time are considered: biographical, event and calendar. In this novel, the leading role is played by calendar time, which is closely intertwined with the biographical and event ones. Biographical time is a "characteristic inversion", as the writer reveals the characters of his characters through their actions, deeds, draws individual episodes that are important for revealing the inner world of the characters, the marked problems. There is a close connection between the biographic time and the event one that allow us to solve social problems. The writer, narrating about the life of the heroes, draws events relevant to the analysis of the main problems raised in the work: the problems of finding by a person his place in life, the problems of labor, the problems of relationships in the Dagestani family. The category of time is represented in the novel by I.K. Kerimov in a special way. Time plays a leading role in the work. The whole novel begins with it. I. Kerimov, drawing all the plot lines that have been considered by us, reproduced the most important fragments, individual episodes, used the law of "poetic economy". In the novel "Earthquake" the author sometimes turns to the past of his characters, it allows the author to extend the time boundaries of the work, create interesting plot twists and turns that contribute to the psychologization of images. When depicting events, including production, the writer reveals the characters of the heroes, their inner world. The leading role in I. Kerimov's novel "Earthquake" takes a calendar time. In the novel "Earthquake" the following images of time are distinguished: autumn-spring, morning-evening, each of them fulfills its semantic load.
Keywords: I.K. Kerimov's novel "Earthquake", a social and moral novel, time, space, chronotope, images of time, event time, biographical time, calendar time, the category of time, social and ethical problems, the law of "poetic economy".
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Рассматриваем проблему изображения категории времени в социально-нравственном романе И.К. Керимова «Землетрясение». Проанализированы основные образы времени, представленные в произведении. Рисуемые образы времени взаимосвязаны с проблемами, поднятыми в произведении, и событиями, изображенными здесь.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Теоретико-методологической основой исследования послужили труды М.М. Бахтина, А.И. Веселовского, Н.К. Гея, А.Я. Эсалнек и др. В статье мы опираемся на исследования дагестанских теоретиков и историков литературы С.Х. Ахмедова, С.Ф. Насруллаевой, в которых научно освещены вопросы жанрового своеобразия, особенностей проблематики романа И.К. Керимова «Землетрясение». В работе впервые рассматривается время как состав-
ляющая хронотопа на примере романа И. Керимова «Землетрясение».
Формирование целей статьи (постановка задания). В статье анализируется категория времени в романе И.К. Керимова «Землетрясение», ее значимость в раскрытии проблем произведения.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Опираясь на имеющуюся научно-критическую литературу о жанре социально-нравственного романа, о категории времени в художественном произведении рассматривали роман И.К. Керимова «Землетрясение», образы времени в данном произведении, выявили их связь с проблематикой произведения.
В данной статье мы ставим задачу исследовать социально-нравственный роман «Землетрясение» И.К. Керимова. Произведение поднимает важные проблемы 70-80-х годов XX века, которые не утратили своей значимости и сегодня. Актуальность темы в том, что акцент делается на особенностях изображения катего-
Ramazanova Pati Kazikhanovna THE CATEGORY OF TIME ...
рии времени в творческом понимании писателя в тесной связи с проблемами этой произведения.
В XIX веке четко сформировался один из жанров эпического рода - роман. Но сложность его определения существовала и в конце XX века. Л.В. Чернец в своей статье «Вопросы литературных жанров в трудах М.М. Бахтина» связывает это с неканоничностью романа [1]. Из истории литературоведения мы знаем, что термин «роман» появился в средние века, на тот момент обозначал произведения, написанные на румынских языках. Настоящим основоположником теории, в которой роман рассматривается как жанр, можно считать немецкого философа Г. Гегеля. Отнеся роман к новому эпосу, он вкладывает в определение понятия «субъективность» и «независимость»: в романе доминирует «субъективная искренность характера», «субъективная природа страданий и страстей», «мужество герой получает совершенно другое значение», «независимость героя связана с идеей самого себя» [2]. В.Г. Белинский отметил, что главной особенностью романного жанра является изображение жизни человека, его судьбы, человеческой души [3]. А.Н. Веселовский связывал жанр романа с понятием «личность», он отмечал, что для писателя важно сосредоточить внимание не на событиях, а на участии в этих событиях личности, на мотивах, которые двигают героем [4, с. 9]. Основной особенностью, объединяющей целую группу жанров (роман, рассказ, драма), как отмечал А.Н. Веселовский, является интерес к личности, к образу личного начала. В отдельных своих работах А.Н. Веселовский дал определение личности как самосознания, сознания своей особенности, своей отдельной роли в общей культурной среде [4, с. 71]. Критик утверждал, что «личность развивается в эпохи, богатые борьбой, но вместе с тем богатые и результатами, когда известное прошлое устранено во имя новых принципов, сознательно становящихся на их место и ложащихся в основу характера» [4, с. 71]. Выдающимся теоретиком романного жанра в XX веке является М.М. Бахтин. Каждый из критиков имел свой подход к изучению романа, но в их работах можно отметить общие черты, на которые указала А. Эсалнек. «Это общее состоит в идее взаимосвязи между романом и человеком, зависимости структуры романа от восприятия и понимания художником героя как личности» [5, с. 74]. А. Эсалнек приходит к выводу: главная отличительная особенность романа - это изображение героя как личности. Еще одной особенностью, указанной этим же литературным критиком, является широта, масштабность, размеренность изображения жизни, возможность включения в повествование самого разнообразного материала, а также верность воспроизведения типичных символов [6]. Как отмечает Ю.В. Сычев, человек стал относительно независимой личностью только потому, что он мог сознательно определять свое отношение не только к окружающему, но и к себе. Для литературоведа развитие личности неразрывно связано с развитием самосознания, с возможностью отличить себя от окружающей среды и осознать свое отношение к ней [7]. Широту и масштабность романного изображения отмечает и Т. Мотылева, которая указала на то, что роман из всех жанров словесного искусства наиболее полно отражает социальную жизнь [8].
Роман И. Керимова вобрал в себя все эти отличительные особенности. В произведении поднимается целый ряд насущных социальных и этических проблем второй половины XX века в Дагестане. Наша задача - проанализировать эти проблемы в тесной связи с категорией времени, особенностью изображения времени в этом произведении. Образ времени всегда раскрывался в природе в неразрывной связи с человеческой жизнью.
К проблеме художественного времени в отечественной литературной критике обращались неоднократно, вопросы изображения времени в литературе были освещены в работах Д.С. Лихачева, например, в «Поэтике древнерусской литературы», в трудах А.А. Потебни,
В.В. Виноградова, Б.А. Успенского и других. Однако наиболее полными и информативными были статьи М.М. Бахтина. «Знаки времени раскрываются в пространстве, а пространство осмысливается и измеряется временем» [9]. Время и пространство выступают компонентами хронотопа, понятия, введенного в литературную критику М.М. Бахтиным. Он, как сам отмечает, использовал термин математического естествознания, означавший неразрывную связь между пространством и временем. Но критик придавал большое значение категории времени: «... мы сосредоточим наше внимание на проблеме времени (это ведущее начало в хронотопе) и всего, что имеет прямое отношение к нему» [10, с. 236]. Все, что изображено во времени и пространстве, изображено в зависимости от времени. Другими словами: «все статически-пространственные не должны статически описываться, а должны участвовать во временных рядах изображенных событий и самом изображении-повествовании» [10, с. 400]. Позднее взгляды критика поменялись. Спустя 50 лет в заключении своей статьи «Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет» М.М. Бахтин указывает, что время и пространство неразрывно связаны, «не как подвижный фон и раз и навсегда готовую данность, а как становящееся целое, как событие; это умение читать приметы хода времени во всем, начиная от природы и кончая человеческими нравами и идеями (вплоть до отвлеченных понятий)» [11]. Литературовед Н.К. Гей также поднимал проблему времени, называя ее мировоззренческой, и главной задачей писателя он считал передачу хода времени, истории [12]. Литературные произведения, как отмечает В.Е. Хализев, пронизаны временными и пространственными образами, бесконечно разнообразными и глубоко значимыми, причем образы времени различны: «биографическое (детство, молодость, зрелость, старость), историческое (характеристика смены эпох и поколений, основные события в жизни общества), космическое (идея вечности и всемирной истории), календарное (смена сезонов, будней и праздников), суточное (день и ночь, утро и вечер)» [13].
Художественная литература принадлежит к группе динамических искусств и характеризуется временной дискретностью, то есть способностью воспроизводить наиболее существенные фрагменты, заполняя сформированные «пустоты» такими формулами, как «прошло несколько дней», «год прошло» и т. д. Оставаясь практически непрерывными с последовательной заменой событий с изображением времени и пространства среда в текстовом воспроизведении одновременно делится на отдельные эпизоды» [14]. В зависимости от эстетических намерений автора определяются эпизоды, поэтому большей частью художественное время короче реального. Это закон «поэтической экономии».
В романе И. Керимова «Землетрясение» движение времени происходит в результате постоянной смены событий. Анализируя социально-нравственный роман, мы рассмотрим календарное время, событийное время и биографическое, причем событийное тесно переплетается с биографическим и календарным. В романе «Землетрясение» биографическое время является «ха-рактериологической инверсией»: посредством изображения действий, поступков своих героев писатель раскрывает характеры своих героев, рисует отдельные эпизоды, имеющие значение для раскрытия внутреннего мира персонажей и обозначенных проблем. Большую часть пространства и времени в романе занимают главные герои, изображение их микросреды, их судеб. Но при этом писатель может воспроизводить только те пространства и те периоды жизни, которые наиболее значимы в их становлении, проявлении их жизненной позиции [5, с. 75]. Этот период может занять короткий период времени, быть длиннее и может занять почти всю жизнь героев.
В романе «Землетрясение» с первых же страниц ав-
тор рассказывает о страшном землетрясении, которое произошло в Дагестане, т. е. указывает на время показанных событий. Время события определяет календарь: май 1970 года. Для нашего государства и республики - это время строительства социализма. Но объектом изображения выступают не политические проблемы. Писатель поднимает важные социальные вопросы: как в трудные времена для дагестанцев вся страна поддерживала и помогала горной республике. Трагедия, которая произошла в Дагестане, является началом основных событий, изображенных в романе. И здесь социальные проблемы тесно переплетаются с этическими: автор рисует сплоченность советского народа, его моральные качества. «Вместе с проявлением героической повседневной жизни после землетрясения, интернационализмом советских людей, которые пришли со всей страны и республик страны, чтобы оказать возможную помощь Дагестану в его несчастье, роман поднимает ряд этических проблемы» [15, с. 57]. На фоне значимых общественных событий И. Керимов изображает жизнь простых людей: братьев Аслановых, Магомеда и Ибрагима, врача и строителя. «Благодаря своим образам автор вводит читателя в мир строителей и врачей, которые оказались в дни сильного землетрясения в 1970 году на переднем крае борьбы с последствиями стихийного бедствия. В сложной ситуации особенности их характеров более четко раскрыты» [16, с. 226]. У героев нет прототипов, Магомед и Ибрагим - собирательные образы того времени. «Действительно, каждый герой каждого произведения - символ определенного времени, который обязательно имеет черты расовой и национальной принадлежности, даже если автор сознательно не ставил перед собой такой цели. Так, по крайней мере, было некогда в литературе каждого отдельно взятого периода и отдельно взятой страны» [17, с. 22]. Все события, происходящие с героями, раскрывают отдельные эпизоды из их жизни. Эти страницы произведения показывают связь между биографическим и событийным временем. Но для писателя важно не передать жизнь своих героев, а их внутренний мир через различные события и действия. Перед Ибрагимом поставлена трудная задача -строительство в кратчайшие сроки жилого комплекса, и Ибрагим решает ее. Что движет молодым человеком? Для него и его друзей важно помогать людям, делать что-то полезное. Именно в «момент наивысшей нравственной деятельности» «проверяется цельность характера человека» [18]. Во время строительства раскрываются лучшие качества характера Ибрагима: ответственность, целеустремленность, настойчивость, способность находить общий язык с людьми. Писатель показывает, как молодой человек постепенно превращается в сильного, мужественного человека, который знает, как отстаивать свое решение.
Но характер Ибрагима раскрывается не только в производстве, но и в личных отношениях. Нелегко складываются отношения Ибрагима с матерью: он любит и уважает Ханум, но камнем преткновения в их отношениях стала его любовь к русской девушке Наташе. На примере сюжетной линии Ханум-Ибрагим-Наташа И. Керимов поднимает такие проблемы, как проблема межэтнических браков и семейные взаимоотношения. Ханум не хотела принять выбор сына, его желание связать свою жизнь с русской девушкой она воспринимала болезненно.
Ибрагим встал перед сложным выбором. С одной стороны, чувство к Наташе, желание быть вместе. С другой стороны, он не хотел обидеть свою мать. И сознание, что мать переживает, мучается из-за него, было невыносимо. Для Ибрагима было очень важно получить благословение матери жениться на любимой девушке. Но встреча Ханум с русской девушкой изменила отношение матери к выбору сына. «По блеску в глазах, по тону и, наконец, по улыбке на лице брата Магомед понимал, как он радуется материнскому благословению» [19,
с. 264]. В конце произведения Ханум умирает, но, писатель вводит жизнеутверждающую позицию: у Ибрагима и Наташи рождается дочь Ханум, жизнь продолжается.
Если на примере Ибрагима И. Керимов изображает, как характер человека формируется в трудные моменты его жизни, жизни его родины, как молодой человек растет профессионально, изображает динамику героя, то Магомед Асланов у писателя статичен, выступает как устоявшаяся личность, отличный врач, сын, который был неоспоримым авторитетом для Ханум. На страницах, связанных с Магомедом писатель не сосредотачивает внимание на проблемах производственных, которые беспокоили больницу. Больница выступает лишь фоном для изображения человеческих отношений Магомеда и Тамары. И. Керимов постоянно передает внутренний монолог героя, пытающегося разобраться в своих чувствах, желаниях, в сложившейся ситуации. После долгих раздумий Магомед решает признаться Тамаре в своих чувствах. Многие сцены их отношений показывают, насколько важны в любви родство душ, способность понимать друг друга без слов. В отношениях Магомеда и Тамары представлен психологический аспект: автору важно передать душевное состояние влюбленных. В конце романа писатель сводит героев со сцены: сюжетная линия их любви осталась открытой. Читатель должен сам представить, как продолжатся отношения героев.
Для И. Керимова в произведении интерес представляет не только проблема любви, но и проблема внутренних семейных отношений. Он один из первых в прозе Дагестана обратился к анализу данной тематики. На примере взаимоотношений Ханум, Ибрагима и Наташи, Максуда и Тамары писатель раскрывает проблемы брака и семейных отношений, быта и связанных с ними пережиточных явлений, потому что они вызваны специфическими особенностями региона, этническим разнообразием республики. Психологически глубоко в романе представлены отношения Тамары и Максуда. С. Ахмедов называет страницы изображения их отношений романом в романе [15, с. 229]. Литературный критик пишет, что эта сюжетная линия отличается от других частей работы внутренним психологизмом и правдивостью изображения.
Тамара неожиданно получает письмо от бывшего мужа Максуда, с которым Тамара развелась год назад, это письмо послужило завязкой для развития событий. Писатель прибегает к ретроспекции, чтобы показать, как начало и развитие отношений между Тамарой и ее мужем, чтобы показать характер Максуда, чтобы показать причины семейного конфликта, что привело к разладу. Одной из специфических особенностей литературного произведения является возможность изображения несколько пространственно-временных планов, доступных для восприятия читателя. «Благодаря отображению воспоминаний, снов персонажей или собственно повествования автора, могут быть экскурсии в прошлое и будущее персонажей» [17, с. 12].
Рисуя отношения между Максудом и Тамарой, писатель наполнил их внутренней психологией. На протяжении всего романа И. Керимов передает чувства, эмоции, которые испытывали герои, передает их собственный взгляд на складывающиеся отношения. Их уровень образования, масштабы деятельности одинаковы. Что же тогда стало камнем преткновения в их отношениях? Сам автор отвечает на этот вопрос: «Первая трещина в отношениях между ними появилась вскоре после свадьбы, затем этот разлом вырос и расширился, превратился в глубокую темную пропасть, через которую ни пройти, ни пройти. Возможно, это произошло главным образом потому, что они оказались людьми разного характера, в их взглядах на жизнь, в духе души» [19, с. 127]. Это привело к непримиримости отношений героев. У каждого из них были свои собственные моральные принципы, собственные ценности в жизни, каждый по-разному
Ramazanova Pati Kazikhanovna philological sciences -
THE CATEGORY OF TIME ... literary criticism
оценивал ту или иную ситуацию. Постепенно разногласия привели к открытому конфликту. Рисуя наиболее значимые фрагменты в отношениях Максуда и Тамары, автор использует формулу «прошедшее время». «Время прошло, подтверждая ее худшие сомнения. За внешними изменениями, которые она сделала сначала для истинных чувств, было полное несоответствие между персонажами и взглядами двух совершенно разных людей, в которых разрыв неизбежен» [19, с. 273]. Писатель проводит Тамару через испытание: вынужденное (ради дочери) примирение с мужем и окончательный разрыв с ним. Новым для дагестанской литературы был тот факт, что И. Керимов, показывая невозможность дальнейшей совместной жизни Максуда и Тамары, объясняет это полярностью своих персонажей. С.Х. Ахмедов назвал способность И. Керимова понять и передать драму изображенной ситуации. новым шагом в понимании психологии современного горца [15, с. 229].
И. Керимов, рисуя все сюжетные линии, рассмотренные нами, воспроизводил наиболее важные фрагменты, отдельные эпизоды, использовал закон «поэтической экономии».
В романе время не только сопровождает события и жизнь героев, но и действует как независимый герой, выполняющий свои конкретные функции. Герои нуждаются в нем, ощущают его острую нехватку. Чтобы подчеркнуть напряженность ситуации, автор подчеркивает ценность каждой минуты, это время, которое иногда дает возможность спасти жизнь человека. «Время! Как часто хирургу не хватает времени, не хватает нескольких минут, а иногда и нескольких секунд. Вот и теперь катастрофически не хватает времени!» [19, с. 229]. «Жизнь человеческая соткана из времени. Неосязаемо и неудержимо катится она вперед, не ведая усталости, не повторяясь» [19, с. 226].
В романе нет дат событий. Писатель хочет подчеркнуть, что то, что происходит с героями, то, что они переживают, через что проходят, не имеет временных границ. Время бежит, жизнь меняется, не стоит на месте, а герои все те же со своим внутренним миром, со своими проблемами. Это объясняется спецификой жанра этого произведения. В романе поднимаются этические проблемы, которые не имеют временных ограничений. «Шло время. Дни складывались в недели, недели - в месяцы, месяцы тянулись в годы» [19, с. 24].
Образ времени присутствует и при изображении динамики отношений Максуда и Тамары. Чтобы показать, как изменились их чувства, писатель снова обращается к образу времени. «Со временем он начал понимать, что старой любви между ним и его женой уже нет, если эта любовь когда-либо была» [19, с. 129]. Именно время убеждает Тамару, что она и ее муж совершенно разные люди. «Проходило время, подтверждая самые худшие ее сомнения. За внешними сомнениями, которые она принимала вначале за истинные чувства, скрывалось полное несоответствие характеров и взглядов двух совершенно разных людей, при котором разрыв неизбежен» [19, с. 273].
В романе И. Керимова «Землетрясение» вместе с событийным временем выступает и календарное, отображаемое главным образом лексическими единицами с «временной» полуосью и временем события, поскольку «для литературного произведения важно, как время заполнено событиями» [17, с. 11] Еще первобытный человек, согласно О.М. Фрейденберг, воображал, что его жизнь и жизнь природы - одна. Он проводит параллель между человеком и природой [20]. «Календарное время берет свои истоки еще с фольклорных произведений. Уже тогда народ сравнивал весну с жизнью, а зима означала - смерть, день - новое, радостное, ночь - страшное» [21].
В романе «Землетрясение» выделяются следующие календарные образы времени: осень - весна, утро - вечер - каждый из которых выполняет свою смысловую 144
нагрузку.
Осень и весной противопоставлены, это не ново для литературы: в изображении двух полярных сезонов антитеза всегда использовалась в народной литературе.
Весна - это время любви, время надежды на лучшее, время жизни. Весну люди ждут, полагая, что это принесет счастье, радость. «Были дни, когда мороз уступал место теплой погоде, когда мрачные, бездомные, потрепанные облака сдували ветер, а солнце, яркое и ослепительное, проявлялось. Верхняя часть Тарки-Тау, блестевшая от снежной глазури в те дни, была особенно ослепительной, люди невольно прищурились, подняли головы и с нетерпением ждали голубого неба, радуясь теплу и солнцу, зная, что вскоре важное изменение в природе вызовет нежное дыхание в городскую весну» [19, с. 254]. Весна - любимое время года Ибрагима, писатель говорит об этом напрямую, а затем подробно рассказывает о знакомстве Ибрагима и Наташи, которое перешло в настоящую любовь, способную преодолеть жизненные препятствия и стать еще сильнее. «Ибрагим больше всего любит весну. Все, что было хорошего в его жизни, произошло весенней порой - весной он родился, весной окончил школу, весной к нему пришла любовь» [19, с. 6]. Весной познакомились и Магомед с Тамарой. «Познакомились они в больничном дворе. Произошло это ранней весной, в слякотное непогожее утро» [18, с. 30].
Весной начинается строительство жилого дома Ибрагимом и его бригадой. Ибрагим справился с заданием, данным ему и его товарищам. «Торжественно был обставлен день вручения ключей новоселам. Приехал председатель горисполкома, была разрезана алая лента... Сколько было благодарностей, улыбок!
Все забылось в это солнечное весеннее утро: и трудные дни строительства, и беготня по разным инстанциям, и бессонные ночи над чертежами и проектной документацией» [19, с. 262].
И, конечно же, весной Ибрагим и Наташа были женаты. «Весной, спустя более шести месяцев после смерти матери, Ибрагим женился на Наташе, они играли на комсомольской свадьбе, родители Наташи, подарки, тосты» [19, с. 287].
Осень в романе «Землетрясение» - это время работы, беспокойства и хлопот. У дагестанцев все еще есть много проблем: строительство домов еще не закончено, впереди зима, тяжелая и напряженная работа впереди. Чтобы усилить напряженность ситуации, писатель снова использует в начале второй главы романа прием синтаксического параллелизма. «Осень прибавила людям забот. Много было их и у областной партийной организации. Но самой главной и неотложной заботой оставалось по-прежнему обеспечение пострадавших от землетрясения жильем» [19, с. 137].
Утро в романе И. Керимова «Землетрясение» - это начало нового, пробуждения, время творения. Утром все герои начинают самое важное: строить дом, лечить больных. «Магомед подошел к окну, закурил сигарету.
За окном было чудесное летнее утро. Солнце светило, сад был ароматным, птицы пели» [19, с. 80]. Красивое утро передало состояние ума влюбленного Магомеда.
Вечер - время разговоров, размышлений. Именно в это время Наташа и Ибрагим признаются в своих чувствах. Именно вечером происходят встречи Магомеда и Тамары.
«Работа» времени в романе И. Керимова «Землетрясение» заключается во взаимосвязи психологических изменений мира героев с изменениями бытовыми и природными.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Роман И. Керимова вобрал в себя все отличительные особенности данного жанра: центром произведения выступает личность, писатель широко представил изображаемые события, показал их масштабность, отобразил социальную жизнь во Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)
всей полноте. Образ времени здесь представлен через рисуемые события общества, через события из жизни героев. Своеобразно представлено календарное время. Данный материал послужит основой для исследования хронотопа в романе И. Керимова «Землетрясение».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Чернец Л.В. Вопросы литературных жанров в работах М.М. Бахтина. // Филологические науки. 1980. № 6.
2. Гегель Г.В.Ф. Соч. М.: 1938. Т. 13. С. 121.
3. Белинский В.Г. Пол. собр. соч. в 13 т. М.: 1954. Т. 5. С. 41.
4. Веселовский А.И. Избранные произведения. Л.: 1939.
5. Эсалнек А.Я. Роман // Русская словесность. 1999. № 5.
6. Эсалнек А.Я. Своеобразие романа как жанра. М.: 1978.
7. Сычев Ю.В. Микросреда и личность. М.: 1974. С. 129.
8. Мотылева Т.Л. Роман - свободная форма. Статьи последних лет. М.: Советский писатель, 1982. С. 57.
9. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / Сост. С. Бочаров и В. Кожинов. М.: 1986. С. 122.
10. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: 1975.
11. Бахтин М.М. Время и пространство в произведениях Гете // Эстетика словесного творчества. М.: 1986.С. 216.
12. Гей Н.К. Поэтическое время и пространство // Художественность литературы: Поэтика. Стиль. М.: 1975. С. 282.
13. Хализев В.Е. Теория литературы. Время и пространство. М.: 1999. С. 213.
14. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: 1981. С. 89.
15. Ахмедов С.Х. Социально-нравственные ориентиры дагестанской прозы. Махачкала: Дагкнижиз-дательство, 1990.
16. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. История и современность. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1996. С. 226.
17. Ефремова Е.Н. Диссертация канд. филол.н. «Хронотоп в жанре романа литератур народов Северного Кавказа. Опыт сравнительного изучения». Нальчик: 2003.
18. Бочаров А.Г. Требовательная любовь: Концепция личности в современной советской прозе. М.: 1977. С. 136.
19. Керимов И.К. Землетрясение. Махачкала: Дагкнижиздательство, 1983.
20. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: 1978. С. 25.
21. Насруллаева С.Ф. Хронотоп в ранней лирике Анны Ахматовой: Автореферат дисс.. .к.ф.н. Махачкала: 1999. С. 12.
Статья поступила в редакцию 22.04.2018
Статья принята к публикации 26.06.2018