Научная статья на тему 'Категория времени в социально-нравственном романе Магомед-Расула "Отец пророка"'

Категория времени в социально-нравственном романе Магомед-Расула "Отец пророка" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
104
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОГРАФИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ / BIOGRAPHICAL TIME / СОБЫТИЙНОЕ ВРЕМЯ / EVENT TIME / КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ / CALENDAR TIME / РОМАН МАГОМЕД-РАСУЛА "ОТЕЦ ПРОРОКА" / THE NOVEL OF MAGOMED-RASUL "FATHER OF THE PROPHET " / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ / ARTISTIC TIME / СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ РОМАН / THE SOCIO-MORAL NOVEL / КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ / CATEGORY OF TIME / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / SOCIAL ISSUES / НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ / MORAL ISSUES / РЕТРОСПЕКЦИЯ / RETROSPECTION / КОНФЛИКТ / CONFLICT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рамазанова Пати Казихановна

В статье дается анализ категории времени романа Магомед-Расула «Отец пророка». Рассмотрены три типа времени: биографическое, событийное и календарное. В данном романе ведущую роль играет биографическое время, что связано со спецификой жанра произведения. Биографическое время выступает «характериологической инверсией», так как писатель раскрывает характеры своих героев через их действия, поступки, рисуют отдельные эпизоды, имеющие значение для раскрытия внутреннего мира персонажей, обозначенных проблем. Отмечена тесная связь биографического времени с событийным, позволяющим раскрыть социальные проблемы. Писатель, повествуя о жизни Масандила, рисует события, имеющие значение для анализа основных проблем, поднятых в произведении: проблемы поиска человеком своего места в жизни, проблемы сохранения народного ремесла, проблемы взаимоотношений в дагестанской семье. Категория времени представлена в романе Магомед-Расула по-особому. Время играет ведущую роль в произведении. С него начинается весь роман. В романе «Отец пророка» писатель часто обращается к прошлому своих героев, это позволяет автору расширить временные границы произведения, создать интересные сюжетные перипетии, которые способствуют психологизации образов. В ретроспекциях Магомед-Расул раскрывает характеры героев, их внутренний мир. Календарному времени в отличие от событийного и биографического в романе Магомед-Расула «Землетрясение» отводится менее существенная роль. «Работа» времени в романе Магомед-Расула «Отец пророка» заключается в связи между природными и бытовыми, а затем и психологическими изменениями в «жизни» литературных персонажей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CATEGORY OF TIME IN THE SOCIO-MORAL NOVEL OF MAGOMED-RASUL "FATHER OF THE PROPHET"

The article analyzes the category of time in the novel of Magomed Rasul "Father of the prophet ". Three types of time are considered there: biographical, event and calendar. In this novel, the leading role plays biographical time, which is associated with the specifics of the genre of the work. Biographical time acts as "caracteriologic inversion ", as the writer discloses the nature of his characters through their actions, deeds and depicts some episodes that are relevant to the disclosure of inner world of the characters, the identified problems. There is a close connection between biographical and event time which can reveal social problems. The writer, narrating the life of Masand, paints the events relevant to the analysis of the main issues raised in the work : the problem of finding one's place in a human life, the problem of preservation of folk crafts, relationship problems in Dagestan family. Category of time is represented in the novel of Magomed-Rasul in a special way. Time plays a leading role in the work. Since that starts the whole novel. In the novel "Father of the Prophet" the writer often refers to the past of his characters and it allows to extend the time limits of the novel, create interesting plot twists and turns, which contribute to psychologization of images. In retrospect, Magomed-Rasul reveals the characters, their inner world. In a biographical novel of Magomed-Rasul "Earthquake" less significant role is given to calendar time unlike event time. "Work" of time in the novel of Magomed-Rasul "Father of the Prophet" is in relationship between the natural and household, and then the psychological changes in the "life" of literary characters.

Текст научной работы на тему «Категория времени в социально-нравственном романе Магомед-Расула "Отец пророка"»

Рамазанова Пати Казихановна

КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ В СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМ ..

УДК 894.4

КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ В СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМ РОМАНЕ МАГОМЕД-РАСУЛА «ОТЕЦ ПРОРОКА»

© 2016

Рамазанова Пати Казихановна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Всероссийский государственный университет юстиции, Северо-Кавказский институт,

Махачкала (Россия)

Аннотация. В статье дается анализ категории времени романа Магомед-Расула «Отец пророка». Рассмотрены три типа времени: биографическое, событийное и календарное. В данном романе ведущую роль играет биографическое время, что связано со спецификой жанра произведения. Биографическое время выступает «характериоло-гической инверсией», так как писатель раскрывает характеры своих героев через их действия, поступки, рисуют отдельные эпизоды, имеющие значение для раскрытия внутреннего мира персонажей, обозначенных проблем. Отмечена тесная связь биографического времени с событийным, позволяющим раскрыть социальные проблемы. Писатель, повествуя о жизни Масандила, рисует события, имеющие значение для анализа основных проблем, поднятых в произведении: проблемы поиска человеком своего места в жизни, проблемы сохранения народного ремесла, проблемы взаимоотношений в дагестанской семье. Категория времени представлена в романе Магомед-Расула по-особому. Время играет ведущую роль в произведении. С него начинается весь роман. В романе «Отец пророка» писатель часто обращается к прошлому своих героев, это позволяет автору расширить временные границы произведения, создать интересные сюжетные перипетии, которые способствуют психологизации образов. В ретроспекциях Магомед-Расул раскрывает характеры героев, их внутренний мир. Календарному времени в отличие от событийного и биографического в романе Магомед-Расула «Землетрясение» отводится менее существенная роль. «Работа» времени в романе Магомед-Расула «Отец пророка» заключается в связи между природными и бытовыми, а затем и психологическими изменениями в «жизни» литературных персонажей.

Ключевые слова: биографическое время, событийное время, календарное время, роман Магомед-Расула «Отец пророка», художественное время, социально-нравственный роман, категория времени, социальные проблемы, нравственные проблемы, ретроспекция, конфликт.

THE CATEGORY OF TIME IN THE SOCIO-MORAL NOVEL OF MAGOMED-RASUL

"FATHER OF THE PROPHET"

© 2016

Ramazanova Pati Kazihanovna, candidate of philological sciences, docent,

head of the department of humanitarian and socio-economic disciplines North Caucasus Institute of Russian State University, Makhachkala (Russia)

Abstract. The article analyzes the category of time in the novel of Magomed - Rasul "Father of the prophet " . Three types of time are considered there: biographical, event and calendar . In this novel, the leading role plays biographical time, which is associated with the specifics of the genre of the work. Biographical time acts as "caracteriologic inversion ", as the writer discloses the nature of his characters through their actions, deeds and depicts some episodes that are relevant to the disclosure of inner world of the characters , the identified problems. There is a close connection between biographical and event time which can reveal social problems. The writer, narrating the life of Masand, paints the events relevant to the analysis of the main issues raised in the work : the problem of finding one's place in a human life, the problem of preservation of folk crafts, relationship problems in Dagestan family. Category of time is represented in the novel of Magomed-Rasul in a special way. Time plays a leading role in the work. Since that starts the whole novel. In the novel "Father of the Prophet" the writer often refers to the past of his characters and it allows to extend the time limits of the novel, create interesting plot twists and turns, which contribute to psychologization of images. In retrospect, Magomed-Rasul reveals the characters, their inner world. In a biographical novel of Magomed-Rasul "Earthquake" less significant role is given to calendar time unlike event time. "Work" of time in the novel of Magomed-Rasul "Father of the Prophet" is in relationship between the natural and household, and then the psychological changes in the "life" of literary characters.

Keywords: biographical time, event time, calendar time, the novel of Magomed-Rasul "Father of the Prophet", artistic time, the socio-moral novel, category of time, social issues, moral issues, retrospection, conflict.

Художественной литературе, принадлежащей к группе динамических искусств, свойственна временная дискретность, т.е. способность воспроизводить наиболее существенные фрагменты, заполняя образовавшиеся «пустоты» формулами типа: «прошло несколько дней», «прошел год» и т.д. «Оставаясь по существу непрерывным в последовательной смене временных и пространственных фактов, континуум в текстовом воспроизведении одновременно разбивается на отдельные эпизоды» [4, с. 89]. Отбор этих эпизодов определяется эстетическими намерениями автора. Таким образом, в большинстве случаев художественное время короче реального. В этом проявляется закон «поэтической экономии».

Художественное время обусловлено жанровой спецификой произведения, художественным методом, авторскими представлениями, а также тем, в русле какого литературного течения или направления это произведение создано. Поэтому формы художественного времени отличаются изменчивостью и многообразием.

Движение времени в романе Магомед-Расула «Отец пророка» происходит в результате постоянной смены

событий, которая, с одной стороны, основывается на их причинно-следственной, линейной, психологической или ассоциативной связи, а с другой - выражается через систему грамматических средств.

В работе «Формы времени и хронотопа в романе» М. Бахтин представил типологию художественного времени. По его убеждению, уже в античный период были созданы три его существенных типа: авантюрное, авантюрно-бытовое и биографическое.

Роман Магомед-Расула «Отец пророка» является социально-нравственным романом, поэтому ведущую роль в нем играет биографическое время. В произведении биографическое время является «характериологи-ческой инверсией», так как писатель раскрывает характеры своих героев через их действия, поступки, рисуют отдельные эпизоды, имеющие значение для раскрытия внутреннего мира персонажей, обозначенных проблем. В романе «Отец пророка» тесно переплетается с биографическим временем событийное время. Писатель, повествуя о жизни Масандила, рисует события, имеющие значение для анализа основных проблем, поднятых

Рамазанова Пати Казихановна КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ В СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМ ...

в произведении: проблемы поиска человеком своего места в жизни, проблемы сохранения народного ремесла, проблемы взаимоотношений в дагестанской семье. Категория времени представлена в романе Магомед-Расула по-особому. Время играет ведущую роль в произведении. С него начинается весь роман.

« - В добрый час! - сказала Кумсият тихим грудным голосом» [6, с. 307]. С первых же страниц писатель выводит на сцену двух главных героев: Масандила и его жену Кумсият. Вместе они одиннадцать лет. Центральной фигурой произведения является Масандил. Все сюжетные линии и события романа связаны с этим героем. «Связующая композиционная роль принадлежит сельскому кузнецу уста Масандилу, образ которого проходит через всю немалую реалистическую ткань романа» [2]. Первостепенное значение образа Масандила в построении романа отмечает и А. Вагидов. «Масандил не только концентрирует в себе и вокруг себя идейно-художественные доминанты романа. Его образ становится также средоточием композиционных особенностей романа, его построения» [3, с. 516]. Масандил изображен в романе как личность, вокруг которой концентрируются основные события романного повествования. Он является эпицентром всего происходящего. «Его социальное самочувствие, духовный мир, интимные отношения с Малакай и Кумсият, а не масштабные процессы, происходящие в стране, волнующие народ, население республики и района, находятся в центре внимания автора-повествователя» [3, с. 519].

Писатель, рассказывая о жизни героя, о ключевых событиях, поднимает важнейшие социально-нравственные проблемы того периода: о непреходящем значении искусства изготовления клинков, о преемственности поколений, проблемы поиска своего «я», смысла жизни, проблема семьи. Эти проблемы являются основными в романе, они жизненны, реальны. «Более того, они обретают еще большую весомость, если вспомнить бал-харских керамиков, гоцатлинских деревообработчиков, табасаранских и дербентских ковровщиц, андийские бурки и джурабы...» [1]. Для Масандила смыслом жизни становится сохранение искусства предков, усовершенствование своего мастерства. «И задумал Масандил выковать вечный клинок. Не только потому, что это было лучшей данью памяти отца, верившего в него, но и потому, что веру эту теперь ему надо было передать по наследству сыну своему» [6, с. 477]. Настойчивость и упорство дали свои плоды. Лачинцы радовались победе Масандила и воспринимали ее как общую победу. Масандил, оставшись наедине, задумывается о будущем своего села Лачин. Он переживает, что аул пустеет. Масандил для себя принимает решение, что никогда не бросит родное село. Его долг - передать свое мастерство детям.

В романе «Отец пророка» писатель часто обращается к прошлому своих героев, это позволяет автору расширить временные границы произведения, создать интересные сюжетные перипетии, которые способствуют психологизации образов. В ретроспекциях Магомед-Расул раскрывает характеры героев, их внутренний мир. В ретроспекциях он рассматривает и проблему взаимоотношений мужа и жены в дагестанской семье. Взаимоотношения в семье складывались сложно, все основывалось на терпении и мудрости Кумсият. В романе «Отец пророка» писатель часто обращается к прошлому своих героев, это позволяет автору расширить временные границы произведения, создать интересные сюжетные перипетии, которые способствуют психологизации образов» [3, с. 516]. Автор показывает не только внешний конфликт между Масандилом и его женой, но и внутренний конфликт, происходивший в душе Кумсият. «Но стоило вспомнить, как старалась она, чтобы муж сегодня мог приступить к выковке клинка, - обида вновь начинала саднить острой раной» [6, с. 321]. И этот конфликт не сиюминутный, он имеет свою историю. Чтобы

передать душевные переживания героини, Магомед-Расул вновь использует ретроспекцию. Он рассказывает о первой жене Масандила, о том, как из-за нее избил кого-то, сидел в тюрьме, после вернулся в село. Кумсият, чтобы не поддержать подруг, «из чувства противоречия», заступилась за Масандила. «Это дошло до его матери, а потом и до непутевого жениха. Кумсият вышла замуж за Масандила, хотя симпатий особых к нему, равно как и к другим парням, не испытывала: ей просто по-человечески было жаль его. И теперь делала все, чтобы изо дня в день оправдывать сказанные когда-то ею слова» [6, с. 322]. «Автор, как можно заметить, настойчиво проводит мысль о случайном стечении обстоятельств, при которых его герои стали мужем и женой. Такая завязка, как мы увидим далее, необходима, чтобы привести героев к тем взаимоотношениям, которые сложились между супругами и стали основой оригинального сюжета произведения» [5]. Взаимоотношения Масандила и Кумсият - это клубок противоречий. Писатель подробно рассказывает случаи из их жизни, чтобы объяснить мотивы их поступков, детерминировать причину сложившихся отношений. Много ретроспекций и в главе «Костер без огня». «Повествовательный материал подается не только с точки зрения сегодняшнего, взрослого Масандила, но и совсем юного героя, а также повествователя» [3, с. 516]. Это и воспоминание о детстве: писатель рассказывает о переживаниях мальчика Масандила, срубившего молодые деревья.

В романе Магомед-Расула «Отец пророка» социальные проблемы, поднятые в произведении, тесно переплетаются с этическими. «Ставя в романе серьезные социальные проблемы, и здесь он выходит за рамки бытовых, житейских ситуаций, связывает неприметные на первый взгляд конфликты повседневности с общими, многослойными и взаимопроникающими явлениями нашего общего бытия. Личное горе, неприятность уходят на второй план, когда дело касается общей боли: и Масандил, и Кумсият находят в себе силы, еще не оправившись от душевных потрясений, бороться за сохранение древнего народного искусства лачинцев» [7].

В романе «Отец пророка» с образом Масандила связаны не только социальные проблемы, но и проблемы нравственные: проблемы поиска своего «я», смысла жизни, проблема семьи. Эти проблемы рассматриваются при изображении семьи Масандила, его взаимоотношений с Малакай. «Но сюжет романа строится не только на взаимоотношениях главного героя с детьми и женой Кумсият. Сюжетообразующими являются и его взаимоотношения с Малакай...» [3, с. 516]. В главе «Костер без огня» писатель рисует и новую сюжетную перипетию: Масандил и Малакай. Уже их первая встреча наполнена психологизмом. Магомед-Расул подробно изображает внутренние переживания, чувства Масандила и Малакай. «Автор не торопится разворачивать события, выписывает каждую, даже малозначительную деталь из жизни персонажей» [3, с. 516]. Для передачи их отношений писатель также обращается к ретроспекции. Магомед-Расул не торопится изображать события в романе, для него важно показать внутренние переживания героев, их взаимоотношения, все это также способствует психологизации образов. «Магомед-Расул в романе «Отец пророка» не показывает пути сюжетных ухищрений, придуманных конфликтов. Это, если можно так назвать «замедленная проза». И такой темп повествования позволяет автору более пристально всматриваться в своих героев, более тщательно исследовать их внутреннюю сущность, духовную структуру» [1].

Во второй части сюжетная линия Масандила и Малакай отходит на второй план. Писатель не торопится поведать читателю о дальнейшем ходе их взаимоотношений. «Замедленные действия романа, т.е. сюжетной линии, связанной с Масандилом и Малакай, не только преднамеренно реализуемый прием, но художническая задача автора-повествователя, реализация которой на-

Рамазанова Пати Казихановна филологические

КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ В СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМ ... науки

правлена на психологизацию образа главного героя» [3, с.519]. Сложившаяся ситуация заставляет задуматься героя о смысле жизни. «Для чего он появился на свет? Чтобы умножить страдания? Не только людей, но и зверей? Да разве он по злому умыслу! Даже в глубине души не таил ничего худого, так почему же его поступки несут другим боль и несчастье?» (с. 473) Страдают оба героя: и Малакай, и Масандил. Тяжело переживает Малакай постоянные упреки женщин. Разговоры о рождении ребенка порой приобретали противоречивый характер: многие стали утверждать, что Малакай родит Пророка. Разочарованные рождением девочки женщины вновь начинают осуждать молодую мать. Писатель намеренно растягивает ход событий, связанный с отношениями героев. И лишь в третьей части романа Масандил признается жене в том, что давно так его тяготило. «Масандилу не давала покоя судьба Мадакай - с каждым днем ему делалось невыносимей» [6, с. 501]. Тяжело было для Кумсият слышать откровение мужа. «Разве она заслужила все это?» [6, с. 504] - невольно она задает себе этот вопрос. Для всех лачинцев интересно дальнейшее поведение Кумсият. Она принимает решение: вместе с детьми уходит жить к дедушке. Но не находит поддержки у него: Уста Чуть-Чуть считает, что Кумсият должна вернуться. « - Оставь свое решение при себе и вернись домой. Счастье человека в том, что он может забыть плохое» [6, с. 508]. Мудрые слова старца утешали ее в эти трудные минуты. «Теперь, когда она думала об этом, ей становилось легче: было приятно чувствовать себя великодушным, всепонимающим человеком» [6, с. 512]. Но Кумсият оказалась неспособной забыть нанесенную ей обиду - измену мужа. Писатель смог как тонкий психолог передать диалог Масандила и Малакай после шариатского брака, оттенки их мыслей, чувств (« - Ма-ла-кай, - жалко произнес он, уронил руки на колени и неожиданно для себя заплакал», «Разум ей говорил одно, а сердце - другое» [6, с. 520], душевные переживания Кумсият и ее уход к Уста Чуть-Чуть (Но теперь сердце ее словно обуглилось. Не до счастья ей теперь» [6, с. 520]). Автор не идеализирует своих героев, достаточно реалистично передает семейный конфликт. «Писатель не бежит от острых углов, не ищет для своих героев, как ни дороги они его сердцу, легких жизненных путей, оправдательных мотивов для их поступков. Психологически тонко и доходчиво он изображает их переживания, чувства - любовь, ревность, сомнение, раскаяние. Он не проводит резкую границу между добром и злом и не подыгрывает в интересах справедливости ни тому, ни другому» [7]. . Магомед-Расул не дает оценку поступкам Масандила, Малакай и Кумсият. Каждый из них действует, как велит им сердце, а иногда и вопреки сердцу. Писатель намеренно растягивает ход событий, связанный с отношениями героев. «В текст произведения введены сюжетные перипетии, призванные увеличить романное повествование, задержать развитие событий с тем, чтобы отодвинуть кульминацию в повествовательном пространстве и времени.

Такое построение произведения создает иллюзию продолжительности происходящих событий. В самом деле, сны Малакай и Масандила, его работа над браслетом, заботы сельчан о вечном клинке, изготовленном Масандилом и предназначенном для каменщика из соседнего аула Халипы, работа младшего сына Масандила с Уста Чуть-Чуть над клинком, разговоры женщин - все передано в подробностях, чтобы расширить повествовательное время, отдалить кульминацию сюжета и завершение повествования» [4, с. 58].

При изображении событийного времени и показе социальных проблем писатель подробно рисует аул Лачин с его историей, с его жителями, их проблемами. Магомед-Расул в романе «Отец пророка», рассказывая о времени, использует прием контраста. «В добрый час!» -так говорят лачинцы, желая людям хорошего. «Время то плетется, как перегруженная арба на подъеме, то мчится 40

резвым скакуном» [6, с. 424] - так и рисует писатель события в произведении, которые происходят то быстро, то затягиваются, акцентируя внимание на мельчайших деталях. «Автор не торопится разворачивать события, выписывает каждую, даже малозначительную деталь из жизни персонажей» [3, с. 518]. «Если время за тобой не следует, сам следуй за временем» [6, с. 346]. Так объясняли лачинцы, покидавшие родное село в поисках работы. И поэтому Магомед-Расул поднимает значимую для нашего времени проблему. «Чувство времени позволяет Магомед-Расулу идти с ним в ногу. Его произведения заключают в себе общественно значимые мысли» [7]. В романе Магомед-Расула нет ни одной даты происходящих событий. Для рассматриваемых проблем в произведении не существует временных границ: проблемы вечные. Проблема сохранения искусства, традиций прошлого - о ней говорили и говорят. Поднимая социальную проблему, писатель изображает два образа времени: прошлое и настоящее. Он рисует Лачин в прошлом, когда горцы жили сплоченно, всех их объединяла работа. «Лачинцы были желанными кунаками во всем кавказском округе. Приобрести что-нибудь у лачинцев считалось залогом счастья. Жизнь в Лачине бурлила. Мастера чувствовали себя нужными людьми, оттого и искусство их развивалось» [6, с. 326]. Прием противопоставления используется и при показе двух образов времени. Настоящее лачинцев имеет пессимистическую окраску. «Теперь мастерам с трудом удавалось сводить концы с концами. В поисках выхода мастера стали покидать аул» [6, с. 327]. Два образа времени представлены и в воспоминаниях Малакай. Она вспоминает уста Тубчи. «Отец уста Тубчи, дед его и прадед, как и их пращуры, искусно, из века в век, ковали гвозди для подков.из поколения в поколение передавали секреты мастерства, даже в мыслях не допуская, что придет время, когда их умение окажется ненужным» [6, с. 344]. Пришло время, и не нужным оказался труд уста Тубчи. «И покинул он аул, не оставляя надежды найти место, где будет нужен его труд» [6, с. 344]. Переживает Уста Чуть-Чуть, видя то настоящее, в котором живут лачинцы. «Да, мастера еще не перевелись. Но дело в том, что работа наша стала устаревать.» [6, с. 405]. И с радостью старик вспоминает прошлое. «Хотя мы и жили неважно, скудно, ремесло наше расцветало. Между мастерами царил дух соперничества. Без клинков, серпов, подков никакая семья не обходилась. Мастера чудеса творили. Слава наша далеко перешагнула аул» [6, с. 406]. Используя прием контраста, Магомед-Расул смог поднять одну из значимых социальных проблем - сохранение искусства, мастерства, традиций дагестанцев ради их будущего.

Календарному времени в отличие от событийного и биографического в романе Магомед-Расула «Землетрясение» отводится менее существенная роль. Наиболее часто в романе Магомед-Расула «Отец пророка» встречаются такие времена суток, как утро и ночь. Утро - начало трудовых будней. Лачинцы предстают в романе трудолюбивым народом, не боятся работы. «Весь день не утихала работа, и сакля Айбалы обновлялась на глазах.» [6, с. 392]. Писатель не раз подчеркивает, что днем его герои в труде, в заботах. Каждое утро у Масандила начинается с кузницы, где он погружается в процесс творения. «Утром, с первыми петухами, в кузнице зазвучал молоток.» [6, с. 327]. «С раннего утра он торопился в кузницу и весь день безвылазно работал в одиночестве.» [6, с. 424]. Утром с надеждой на лучшее будущее выходит Малакай посмотреть на село. «Солнце еще не взошло, когда утром она поднялась на плоскую глинобитную крышу сакли» [6, с. 343].

Ночь - время раздумий, переживаний. Очень часто ночью герои романа рассуждают, делятся своими переживаниями. Ночью Масандил делится с Малакай мыслью, что нужно переезжать в город. Возвращается Малакай из тюрьмы, как из темного прошлого, ночью. «Так уж случилось, что Малакай вернулась в аул из ме-Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1(14)

ста заключения ночью» [6, с. 343].

Весна - пора любви. Так, и в романе «Отец пророка» встреча Малакай с Масандилом происходит весной. В разгар весны писатель изображает их чувства. «А в горах уже вовсю властвовала весна» [6, с. 369]. С наступлением осени происходит разлад в отношениях Масандила с Малакай, да и в семье не все было хорошо, как ни старалась Кумсият. «Пестрые краски поздней осени меркли, серели» [6, с. 430]. «С того вечера, когда Малакай отвергла его, Масандил не мог найти себе места... А в горы вступала осень, и ярче всего ее шаг отпечатывался в лесу» [6, с. 457].

Часто поступки представителя власти Суроката не находят поддержки не у героев романа, не у автора-повествователя. Мрачно описывается поход Суроката по селу, записывающему количество скота каждого ауль-чанина. Мрачной рисует писатель и погоду в тот день: «Туманный промозглый день». [6, с. 354].

Рисуя все сюжетные линии роман «Отец пророка», Магомед-Расул воспроизводил наиболее важные фрагменты, отдельные эпизоды, использовал закон «поэтической экономии».

«Работа» времени в романе Магомед-Расула «Отец пророка» заключается в связи между природными и бытовыми, а затем и психологическими изменениями в «жизни» литературных персонажей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абуков К. И. И вот почему // Комсомолец Дагестана. - 1986. - 25 марта.

2. Белик Е. Образы из народа. (О новом романе Магомед-Расула «Отец пророка»). Даг.правда, 21 декабря. Махачкала, 1985.

3. Вагидов А. Дагестанская проза второй половины ХХ века. - Махачкала: 2005.

4. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: 1981

5. Курбанова Э. М. Характеры и конфликты в романах Магомед-Расула. Диссерт. ... канд. филол. наук. -Махачкала: 2003. 58 с.

6. Магомед-Расул. Отец пророка. - Махачкала: Дагкнижиздательство, 1983. - С.307

7. Полухина Л. Металл и цветок. (О прозе Магомед-Расула)//Литературная Россия; 1986, 24 января.

Рамазанова Пати Казихановна КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ В СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМ ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.