Научная статья на тему 'К проблеме литературного героя малой прозы Амира Гази'

К проблеме литературного героя малой прозы Амира Гази Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
155
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЮЖЕТ / КОМПОЗИЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ / ПОЭТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хизриева Зубайдат Магомедовна

В статье анализируются образы горцев в произведениях малой прозы известного даргинского поэта и прозаика Амира Гази.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме литературного героя малой прозы Амира Гази»

УДК 821.351.22

К ПРОБЛЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ МАЛОЙ ПРОЗЫ АМИРА ГАЗИ

®2011 Хизриева З.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье анализируются образы горцев в произведениях малой прозы известного даргинского поэта и прозаика Амира Гази.

The author of the article analyzes the mountaineers’ images in the short prose works by Amir Ghazi, the well- known Darghin poet and writer.

Ключевые слова: сюжет, композиция, художественность, художественная деталь, поэтика.

Keywords: plot, composition, artistry, artistic detail, poetics.

Благодаря творчеству Амир Гази, наряду с творчеством народных поэтов Дагестана С. Рабаданова, М. Гамидова, Г. Багандова и других, современная даргинская поэзия превратилась в стройную поэтическую систему со своими идейноэстетическими принципами и художественными достижениями.

В 1982 г. Амир Гази издал книгу художественной прозы «Остаться человеком», на страницах которой встают яркие образы простых тружеников Дагестана

восьмидесятых годов.

Сборник открывает рассказ «Къиримхан» («Киримхан»), Ученик 2 класса сельской школы Киримхан предстает мудрым, опытным, наблюдательным не по годам. Таким его сделали война и голод. Вот он думает о матери, наблюдает за ней: «Он еще раз хорошо приметил, как, освободившись из глаз матери, две слезинки, как две маленькие серебряные бусинки, чистые, как утренняя роса, остановились на мгновение на щеках. Вот они, блеснув и оставив после себя след, полетели на землю».

Именно так начинается щемящий душу рассказ о маленьком мальчике Киримхане. Юный герой - и дитя, и участник войны, способный оценить

не только то, что происходит на селе, но во всей стране.

Повествование ведется плотно, объединяя жизнь фронта и тыла: война идет в школе, в классе, за партой, где сидят сирый, голодный Киримхан и обеспеченный всем, сытый, жирный Хасанхан - сын местного председателя сельсовета и финагента, его щеки напоминают «красные кирпичи» («Илкьяйда укух1ели ах1енрив илала ляжуби х1унт1ена кирпичличи мешути»). Таким сравнением автор дает

персонажу емкую характеристику.

Соседка Киримхана по дому -Муъминат, чей муж и брат воюют на фронтах, стала объектом притеснений сельсовета и «пинагента» - отца «жирного Хасанхана». Не

довольствуясь такой характеристикой своего персонажа, в сцене, где он издевается над Муъминат, автор

сравнивает его с собакой: «...Как сорвавшаяся с цепи бешеная собака, вылетел со двора Муъминат» (Рахпи,

багьси хя рахажпизибад

батаибх1еливан, ил Муъминатла азбарлизивад дурайкиб). Собачьими повадками наделен отец Хасанхана, и его не только боятся люди, но сторонятся и собаки.

Киримхан знает, что война перевернула все с ног на голову, поэтому он борется за иную, справедливую, сытую жизнь. В

повествование введена его драка с Хасанханом во сне, чтобы создать образ маленького борца. Киримхан из самых лучших побуждений останавливает сына председателя сельсовета и финагента Хасанхана, избив его до кровотечения из носа. В реальной жизни Киримхан не может раздать голодным сельчанам хлеб и другие продукты, поэтому он радует их во сне, одаривая по заслугам. А семья Хасанхана при этом остается обделенной, как не заслуживающая сочувствия.

Человеческое становление детей войны, ставшее главной темой рассказа, раскрыто А. Гази в небольшом сюжете акцентированием внимания на деталях поведения персонажей.

На вопрос учительницы «Кем хотите стать, когда повзрослеете?» Киримхан отвечает: «Почтальоном». Поэтому у юного гуманиста есть объяснение: «Чтобы носить людям только добрые вести, а не похоронки». Хасанхан же хочет стать, как и его отец Израил, председателем сельсовета и финагентом. Каждому свое.

Не менее чем Киримхан, озабочен судьбами людей герой рассказа «ГьанкІ агарти дугурби» («Бессонные ночи») Абдулла Чаракович, глаза которого напоминают домашнего, беспомощного кролика. С самых первых строк повествования он предстает уставшим человеком, с обреченной грустью считающим себя ненужной личности. Его антиподы -директор и завуч школы, которые в свое время были учениками Абдуллы Чараковича. Директор школы,

лишивший своего бывшего учителя в новом учебном году части учебной нагрузки, непреклонен в своем решении. Завуч пытается объяснить уважаемому до сих пор учителю ситуацию в школе: в этом году по приказу района посланы два новых учителя.

Злорадствует и его бывший ученик Монки, ставший учителем и получивший высшее образование. Еще в прошлом году он упрекнул

своего учителя в том, что не имеет образования, даже не окончил педучилище.

Таково грустное настоящее Абдуллы Чараковича. Но было и героическое прошлое, которое передается скупо и емко с помощью эскизной ретроспекции, напоминающей кинематографический монтаж. Окончив годичные учительские курсы, Абдулла вернулся в родное село. Началась война. Отец и старший брат ушли на фронт, завещав беречь маму.

Из Смоленской области работать учительницей приехала русская девушка Анна Ситникова, на которую однажды напали бандиты. Абдулла спас коллегу, для чего ему пришлось одного из бандитов уложить выстрелом из двустволки.

Через семь месяцев после начала войны Абдулла Чаракович был призван в армию. Демобилизовался летом 1945 года. Женился на соседке Перизат, вырастил ее братьев и сестер. Появились и собственные дети.

Ретроспектива понадобилась, чтобы объять напоминающий романный сюжет. В рассказе

действительно поведана история жизни двух семей и в целом всего села. И обеспечено глубинное

психологическое изображение

главного героя: он показан как

любящий сын, мужественный человек, заботливый семьянин, хороший

учитель и настоящий патриот.

Его заявление об уходе с работы учителя явилось неожиданностью не только для коллектива школы, но и всех сельчан, ведь цена человека, его жизни определяются не только настоящим, но и прошлым. А прошлому Абдуллы Чараковича завидуют и директор, и завуч, и учителя, кичащиеся своим высшим образованием.

Герой другого рассказа «Х!ейгибизни» («Неприятие»)

десятиклассник Магомед в силу обстоятельств, сложившихся после смерти родителей, переехал в село к бабушке. Магомед ничем не отличается от сельских ребят, которые

учатся в девятом классе. В то же время в рассказе демонстрируются контрасты городской и сельской жизни, как бы предупреждая читателя, что в действительности часты случаи, когда человек не приемлет другого, если он, другой, лучше, сильнее, талантливее.

Так и Магомед никого не задевал, ни с кем не дрался. Но обнаружил лучшие знания по всем школьным предметам, русским языком также владел лучше, чем одноклассники. Этим выделяется Магомед, который сидит один, отдельно, за свободной партой, не замечаемый ни учителями, ни учениками.

Повествователь-рассказчик не объясняет феномена юноши, спокойно переносящего обиды земляков, которому и дела нет до главы мальчишеской банды Курбана, однажды на свою беду ударившего городского. А тот своего обидчика так наказал (бросил на пол), что присутствующие обомлели: такое они видели только в кино.

В поведении юноши главное не то, что он может постоять за себя, а за то, что прощает обиды и посылает поздравительную открытку

одноклассникам в связи с годовщиной Великого Октября. Магомед своим умом, терпением превзошел всех своих земляков -завистников и злопыхателей, которые в противостоянии с «гостем», «пришельцем» потерпели фиаско.

Как отмечал А. М. Вагидов, самовоспитание, самоконтроль как инструменты создания положительно направленного человека

использованы в рассказе «Гьуйчиб» («В пути») [2. С. 100-110]. Герой рассказа Ибрагим - земляк красивой Меседу - учился вместе с девушкой в институте.

Он, естественно, поглядывал на нее. Но она выбрала некоего Мятяя, который с тремя дружками до полусмерти избил героя рассказа. Ибрагим спасся, воспользовавшись их ножом, за что был исключен из вуза, комсомола, отсидел год и вот впервые встретился с красавицей

сельской учительницей, поехавшей в Дербент за покупками.

Зимняя стужа сделала поездку не очень привлекательной. Особенно долгой была дорога для Меседу, которую посадили в кабину с водителем Ибрагимом и на которую ее бывший однокурсник не обратил никакого внимания. Не стал он разбираться с предательницей, увлекшейся Мятяем и поломавшей его судьбу.

Как мужчина повел себя и в кабине машины, не упрекнув ее ни в чем. Поток сознания как художественный прием углубляет психологический рисунок: тем

больнее для Меседу поведение такого уверенного в себе человека, отношения с которым, приглядись вовремя, могли сложиться по-другому. «Когда-то мы были

хорошими друзьями, удивительно... Сколько часов мы едем вместе, фактически одни в пути, но не произносит ни одного слова... Что делать, землетрясение не случилось бы, если бы хоть одно слово произнес... Хоть плохое! Оскорбил бы хоть! Сказал бы: «Сука! Дрянь! Или что-либо подобное... » Так думает Меседу, в душе которой наконец что-то зашевелилось.

Много секретов горских мужчин знает Амир Гази и самое главное -умеет их увлекательно передать читателю. В рассказе

«Таманх!ебарибси аманат» («Не

выполненное завещание»)

повествуется о судьбе двух семей, случайно ставших кровниками.

Арсланбег, сын Арслангерея, вернувшись инвалидом с Отечественной войны, узнает, что его нареченную красавицу Раису преследует Амирбег. Амирбег - сын Ялдара, друга Арслангерея. В свое время Арслангерей спас жизнь Ялдару. А Арсланбег убил Амирбега, защищая свою честь.

По горским традициям сын Ялдара должен быть отомщен. Ялдар, конечно же, искал случая и наконец нашел врага на мельнице. Сцена их встречи передает мужское

достоинство Арсланбега и его возможного убийцы, Ялдара. Не смог отец убитого Амирбега спустить курок ружья, направленного на Арсланбега. «Издав рев, как раненый медведь, Ялдар ударил ноги о бока лошади, натянул поводья».

Непонятно, что остановило Ялдара, мужественного горца: или справедливые слова Раисы, или храбрость Арсланбега, который повел себя достойно перед вооруженным возможным убийцей, или отношение к сыну и его завещанию, или то, что убийца его сына отбыл наказание за содеянное.

Автор не рассматривает ни один из приведенных вариантов, оставляя не раскрытой психологическую доминанту побуждения горца, хорошо знающего цену жизни, понимающего как легко Раису превратить во вдову, а ее дочь в сироту.

Интересны и женщины, которых изображает Амир Гази. В рассказе «Ну х1ечи вирхулра» («Я тебе верю») создан образ женщины по имени Киз. Она, будучи сама свободной, заботится об устройстве судьбы Паризат, работающей вместе с ней на колхозной ферме.

В произошедшем, конечно, виноват сам пастух Каплан,

Примечания

написавший из армии письмо, в котором сообщил о своей встрече с красивой девушкой...

С тех пор Паризат не отвечала на его письма, даже не поздоровалась после возвращения из армии. Но обстановка, в которой живет герой, вселяет уверенность в счастливом исходе взаимоотношений

влюбленных.

«Черная грозовая туча через горы, ущелья ушла в направлении плоскости. На остановленном черными тучами небе вновь заулыбалось солнце. Жемчужины льдинок быстро растаяли на согретой еще с утра земле. Но на пастбище, как льдинки, сверкали капли дождя. Как волшебное действо, открылась радуга, соединившая две горы». Такую картину видит пастух. И эта радуга, соединившая две горы, есть художественное предварение того, что Каплан и Перизат найдут друг друга.

Рассказ, если исключить действия Киз, по классификации А. Вагидова, может быть отнесен к лирической разновидности малого жанра прозы [3. С. 451-484].

1. Ахмедов С. X. Художественная проза народов Дагестана: История и современность. Махачкала, 1996. 2. Вагидов А. М. Современный дагестанский рассказ. Махачкала, 2000. С. 100-110. 3. Вагидов А. М. На перекрестке столетий. Махачкала, 2009.

Статья поступила в редакцию 10.12.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.