Научная статья на тему 'Пространственны й подход к разработке компетентностно ориентированных основных образовательных программ'

Пространственны й подход к разработке компетентностно ориентированных основных образовательных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПОДХОД / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / COMPETENCES / SPATIAL APPROACH / BASIC EDUCATIONAL PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шемет Оксана Витальевна

Поднимается проблема формирования компетентностно-ориентированных основных образовательных программ (ООП). Рассматривается возможность использования пространственного подхода в качестве теоретической основы разработки новых ООП. Предлагается использовать интегральное образовательное пространство как новую форму образовательного процесса, в которой предметные области соотносятся со сферами компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шемет Оксана Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пространственны й подход к разработке компетентностно ориентированных основных образовательных программ»

О.В. ШЕМЕТ (Шахты)

ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ основных

образовательных программ

Поднимается проблема формирования компетентностно-ориентированных основных образовательных программ (ООП). Рассматривается возможность использования пространственного подхода в качестве теоретической основы разработки новых ООП. Предлагается использовать интегральное образовательное пространство как новую форму образовательного процесса, в которой предметные области соотносятся со сферами компетенции.

Ключевые слова: компетенции, пространственный подход, основная образовательная программа.

Трансляция ГОС в высшее профессиональное образование будет осуществляться через проектирование основных образовательных программ (ООП), что актуализирует задачу освоения научно-методических подходов, связанных с этим процессом. Образовательная программа как система учебно-методических документов, сформированных на основе ГОС ВПО, является своеобразной моделью пути достижения образовательного стандарта. Она устанавливает цели, ожидаемые результаты, структуру и содержание образования, условия и технологии реализации образовательного процесса, системы деятельности преподавателей и студентов, средства и технологии оценки и аттестации качества подготовки студентов на всех этапах их обучения в вузе [2]. Особенность нового поколения ООП ВПО состоит в его компетентностной ориентации. Поэтому сейчас особенно остро встает проблема проектирования таких ООП, которые в полной мере реализуют конструктивные возможности ком-петентностного подхода в реальном образовательном процессе.

Согласно принципу преемственности, новые ООП должны базироваться на предшествующих, наследуя их достоинства и удачные решения: связь со сферой труда, достаточно развернутое планирование содержания образования, фундаментальная направленность

и т.д. Вместе с тем основным отличительным признаком новых ГОС выступает их преимущественная направленность на результаты образования. Описание нового интегрированного результата образования осуществляется в терминах «компетенция» и «компетентность» [1; 2]. В этом смысле действующая ООП, основанная на ГОС ВПО второго поколения и, соответственно, ориентированная на «входные» содержательные параметры, должна быть «достроена» ориентацией на результаты образования. От проектирования результатов образования, выраженных в форме компетенций, следует идти к проектированию объема, уровня, содержания теоретических и практических знаний. Такова методология разработки ООП, технологизация которой, в силу своей неоднозначности, вызывает ряд вопросов в научнопедагогических кругах.

Характеристика профессиональной деятельности в компетентностном формате несет в себе тенденцию к интеграции, междисциплинарности. Любая компетенция интегративна по своей сути. Выделение интегративной природы компетенций вызывает необходимость уточнить содержание данного понятия. С этой точки зрения компетенции как некоторые наперед заданные требования к образовательной подготовке выпускника представляют собой интегративно взаимосвязанные смысловые ориентации, знания, умения, навыки, опыт деятельности, задаваемые по отношению к определенному кругу предметов и процессов. Компетентность - это владение человеком соответствующими компетенциями, а также его личностное отношение к ним и предмету деятельности, т.е. в целом -это способность личности интегрировать в своем сознании и на практике разнопредметные знания, умения и навыки различных видов деятельности, личностный опыт для решения конкретной задачи. Интегративная сущность компетенций и компетентности определяет вектор поиска условий их формирования через интеграцию знаний. Потому именно эта сторона высшего образования должна получить приоритетное развитие. Компетентност-ный подход означает существенный сдвиг в сторону студентоцентрированного обучения, попытку перейти от предметной дифференциации к межпредметной интеграции. Принимая во внимание, что обучение в вузе должно развертываться вокруг студента и необходимых ему для будущей профессиональной дея-

© Шемет О.В., 2010

ИННОВАЦИИ В ОБЩЕМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

тельности компетенций, мы полагаем, что моделирование становления компетентного специалиста предполагает поиск таких организационных форм обучения, которые бы учитывали межпредметный характер компетенций. В этом направлении может и должна происходить трансформация действующих ООП. Будучи сложной и комплексной, эта проблема требует системного решения. как одно из возможных решений нами развивается положение о том, что эффективная реализация компетентностно-ориентированного ВПО возможна при условии использования пространственного подхода к его организации и, соответственно, к проектированию новых ООП.

Мы полагаем, что компетенции, представляющие собой метапредметные образования, могут формироваться посредством специально организуемых интегральных образовательных пространств, в которых изучается не конкретная дисциплина или даже комплекс предметов, а какое-либо научное явление или событие, воссозданное с помощью теоретической модели [5]. Эта теоретическая модель содержательно базируется на знаниях нескольких дисциплин, необходимых для ее изучения, но не равнозначна им. То есть пространство коррелирует с группой учебных предметов, но не сводится к ней, это понятие помогает снять искусственные барьеры между учебными предметами, соответствует интеграционным процессам, пронизывающим содержание образования, позволяет совершенствовать предметную систему за счет усиленного развития межпредметных логических и причинноследственных связей. Таким образом, интегральное образовательное пространство можно позиционировать в качестве основной организационной единицы компетентностно-ориентированного образовательного процесса в вузе, воссоздающей некоторый целостный фрагмент культурной и профессиональной реальности и обеспечивающей развитие сознания студента посредством его интеграции с множеством культурно значимых научных текстов. Следует отметить, что научнометодологической основой проектирования такого пространства являются теория интеграции образования А.Я. Данилюка [4] и теория поликультурного образовательного пространства России В.П. Борисенкова, О.В. Гукален-ко, А.Я. Данилюка [3].

В соответствии с вышесказанным, весь учебный процесс в вузе целесообразно строить как совокупность логически завершенных структурных составляющих - интегральных

образовательных пространств. В этом контексте пространственный подход мы определяем как способ организации целостного образовательного процесса в вузе, предполагающий разработку и создание интегральных образовательных пространств, в которых предметные области соотносятся со сферами соответствующих компетенций. каждое из них организуется с целью создания дидактических условий для развития определенной компетенции, что определяет возможность формирования целого комплекса таковых в рамках системы взаимосвязанных интегральных образовательных пространств, которые в своем единстве будут образовывать комплексную информационнообразовательную и личностно-развивающую среду вуза.

Интегральные образовательные пространства организуются путем содержательного и методологического согласования разных дисциплин с целью создания обобщенной модели изучаемого объекта или явления. Интегральное образовательное пространство как особая образовательная система функционирует в единстве двух своих основных функций: репродуктивной и развивающей. Каждая учебная дисциплина внутри пространства репродуктивна, работает в ЗУНовском режиме, но их множество, актуализированное в едином проблемном поле (пространстве), работает в развивающем режиме. Важную роль в создании интегральных образовательных пространств играют междисциплинарные связи, которые мы понимаем как возможность применять знания по одной дисциплине при изучении другой. Организация образовательного пространства предполагает целенаправленное усиление этих связей при условии сохранения теоретической и практической целостности каждой дисциплины, входящей в его состав. Можно рассматривать интегральное образовательное пространство в качестве своего рода виртуального учебного междисциплинарного полигона, в котором создаются условия для многократного применения знаний по каждой дисциплине за рамками самой дисциплины - в новых нетипичных ситуациях. Тем самым развивается умение студента применять знания и в профессиональной деятельности, а значит, и его компетентность.

Рассматриваемый нами пространственный подход к организации компетентност-ного ВПО [5] предполагает, что содержание ООП, реализующих ГОС, должно быть дополнено новыми компонентами - интегральными образовательными пространствами. Причем

именно они, в силу своей ориентации на компетенции как результат образования, должны стать системообразующим элементом, смысловым ядром новых ООП. В их рабочих программах указываются компетенции, для формирования которых они организуются, дисциплины, на материале которых реализуется программа, с указанием привлекаемых для нее модулей; виды познавательной и практической деятельности, формы совместной работы (решение комплексных задач, выполнение проектов, защита выполненной работы перед группой специалистов этого профиля). Таким образом, создание всего комплекса учебнометодической документации ООП должно разворачиваться вокруг интегральных образовательных пространств и межпредметных программ, регламентирующих их деятельность. Содержание такого рода межпредметных программ представляет собой траекторию формирования компетенции. Оно разрабатывается, исходя из содержания формируемых компетенций. Дело преподавателей - определить, за счёт каких дисциплин (либо отдельных их модулей) и каким образом можно сформировать данную компетенцию. Разработка этих программ может стать одним из перспективных направлений инновационной деятельности образовательных учреждений, поскольку их содержание будет учитывать особенности конкретной специальности, специфику профессиональной деятельности, социальной среды, состава учащихся, потенциал педагогического коллектива.

Такой подход к разработке компе-тентностно-ориентированной ООП предполагает значительные методические и технологические усилия и, самое главное, перестройку сознания профессорско-преподавательского состава, осуществляющего подготовку по кон-

кретной специальности или направлению. Подобный опыт в нашей образовательной практике почти отсутствует, его надо нарабатывать. В этой связи использование пространственного подхода к организации образовательного процесса в вузе (как теоретической основы разработки новых ООП) может принести существенные результаты.

литература

1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. №4. С. 19 - 26.

2. Байденко В.И. Новые стандарты высшего образования: методологические аспекты // Высш. образование сегодня. 2007. №5. С.4 - 9.

3. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Дани-люк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования : монография. М. : Педагогика, 2006.

4. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д. : Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000.

5. Шемет О.В. Дидактические основы ком-петентностного подхода в высшем профессиональном образовании // Педагогика. 2009. №10. С. 16 - 22.

Spatial approach to competence oriented basic educational programmes development

There is regarded the problem of competence oriented basic educational programmes development. There is considered the possibility of spatial approach as the theoretical ground of the new basic educational programmes development. It is suggested to use the integrated educational space as the new form of educational process where the subject fields correlate with the competence spheres.

Key words: competences, spatial approach, basic educational programme.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.