Научная статья на тему 'Интегральное образовательное пространство как дидактическая единица компетентностно-ориентированного высшего профессионального образования'

Интегральное образовательное пространство как дидактическая единица компетентностно-ориентированного высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INTEGRAL EDUCATION SPACE / THEORY NOTION / COMPETENCES / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шемет Оксана Витальевна

Интегральное образовательное пространство представлено как дидактическая единица, реализующая формирование определенной компетенции, основу которой составляют теоретические понятия, соотносимые с выполнением определенного вида деятельности. Автор рассматривает компетенции как субъективный смысл теоретических понятий, характеризуя тем самым компетентность как отражение уровня развития теоретического мышления студента.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ntegral education space is a didactic unit that forms the definite competence. The basis of it is theory notions related to the performing of a definite sort of activity. The author considers the competences as a subjective meaning of theory notions and thus characterizes the competence as a reflection of the level of student's theoretical thinking development.

Текст научной работы на тему «Интегральное образовательное пространство как дидактическая единица компетентностно-ориентированного высшего профессионального образования»

о.в. ШЕМЕТ (Шахты)

интегральное образовательное пространство как дидактическая единица компетентностно-ориентированного высшего профессионального образования

Интегральное образовательное пространство представлено как дидактическая единица, реализующая формирование определенной компетенции, основу которой составляют теоретические понятия, соотносимые с выполнением определенного вида деятельности. Автор рассматривает компетенции как субъективный смысл теоретических понятий, характеризуя тем самым компетентность как отражение уровня развития теоретического мышления студента.

Ключевые слова: интегральное образовательное пространство, теоретическое понятие, компетенции, компетентность.

Принятые недавно новые федеральные государственные образовательные стандарты имеют явно выраженный ком-петентностный характер. Они в меньшей степени нормируют содержание образования, заменяя конкретное перечисление обязательных дисциплин теми результатами, которые в виде компетенций выпускников должны быть достигнуты в процессе обучения. В сложившейся ситуации необходимо разработать дидактический комплекс, обеспечивающий реализацию ком-петентностного подхода в вузе.

психологический механизм формирования компетенций существенно отличается от механизма формирования «академического» знания. Специфика компе-тентностного обучения заставляет изменить методику обучения, состоящую в том, чтобы не просто усваивались «готовые знания», а прослеживались условия происхождения данного знания. вряд ли студента можно обучить компетентности. Таким он может стать лишь сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, ко-

торые в наибольшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям.

Учитывая вышесказанное и принимая во внимание интегративную природу компетенций и компетентности, мы полагаем, что становление компетентного специалиста возможно через интеграцию знаний. «Интеграция - это характерный для культуры в целом, и образования в особенности, способ работы с информацией, знаниями, обеспечивающий развитие обучающего сознания» [2]. Высшей формой интеграции образования является интегральное образовательное пространство. В интегральном образовательном пространстве происходит развертывание содержания образования вокруг компетенций. Их включение в содержание есть путь перехода от обезличенных знаний к личностным смыслам, ценностному отношению к учению.

Пространственная организация образовательного процесса в вузе предполагает переход на уровень теоретического мышления в формах теоретических понятий. Именно поэтому содержание учебной деятельности в интегральном образовательном пространстве ориентировано на усвоение теоретических знаний как системы научных понятий, овладение которыми развивает у студентов основы теоретического мышления. Эти понятия выступают одновременно и как форма отражения материального объекта, и как средство его мысленного воспроизведения, т.е. как особые мыслительные действия. В этой ситуации происходит смена образовательных приоритетов: значимым становится не столько приобретение готового знания, сколько собственные усилия, инициатива, субъективный смысл этой деятельности. согласно В.В. Давыдову, теоретическое мышление - это способность мыслить понятиями, отражающими материальные объекты в их изменении, развитии, происходящими внутри более широкого взаимодействия вещей.

«В основе теоретического мышления лежит теоретическое (или содержательное) обобщение. Человек, анализируя некоторую развивающуюся систему предметов, может обнаружить ее генетически исходное, существенное или всеобщее отношение. Выделение и фиксация этого от-

© Шемет О.В., 2010

ношения - это содержательное обобщение данной системы. Опираясь на это обобщение, человек может затем мысленно проследить происхождение частных и единичных особенностей системы из генетически исходного, всеобщего ее отношения. Теоретическое мышление как раз и состоит в том, чтобы создавать содержательное обобщение той или иной системы, а затем мысленно строить эту систему, раскрывая возможности ее существенного, всеобщего отношения» [1]. Для высшего образования совершенно недостаточны готовые формулы и понятия, здесь особенно необходимо хотя бы пережить и прочувствовать ту проблематику, которая кроется за самыми, казалось бы, прочными и бесспорными научными теориями. Только в этом случае у будущего специалиста могут выработаться свой подход, свой стиль деятельности, опыт самореализации в выполнении значимой для него задачи, что в целом способствует формированию компетентности как результата индивидуального саморазвития.

Мы полагаем, что уровень развития теоретического мышления студента может характеризовать степень сформированности компетентности будущего специалиста, которая, как некий комплексный ресурс личности, зависит от необходимого для этого набора компетенций. Каждую компетенцию можно рассматривать как субъективный смысл соответствующих теоретических понятий. Все это позволяет позиционировать теоретическое понятие в качестве психолого-педагогической основы формирования соответствующей компетенции. В этом контексте приобретение компетенций предполагает формирование теоретических понятий о некоторых вполне определенных объектах (явлениях, процессах) инженерной реальности. Теоретическое понятие здесь предстает как способность решать определенный класс задач, связанная с реализацией формируемой компетенции.

Понятие инициирует интеграционный процесс, оно «собирает» разнопредметные знания в свете нового их понимания. В процессе их формирования осуществляется подлинная интеграция, ибо здесь мы имеем дело не с накладыванием знаний друг на друга, не с их простым наращиванием, а с их трансформацией и появлением на этой основе психологиче-

ских новообразований. Умение формировать теоретические понятия и оперировать ими как сложными категориальными системами выводит мышление студентов на уровень концептуального, разносторонне -го осмысления объекта, позволяет достаточно полно овладеть методами научнотеоретического исследования, что создает условия для формирования компетенций.

Вышесказанное позволяет определить интегральное образовательное пространство как основную организационную форму образовательного процесса в вузе, воссоздающую некоторый целостный фрагмент культурной, социальной или технической реальности и обеспечивающую развитие профессионального сознания студента, формирование у него определенной компетенции посредством интеграции разнопредметного учебного содержания, теории и практики. Развивающие возможности интегрального образовательного пространства (ИОП) заключаются в создании условий для овладения такими способами формирования теоретических понятий, как интеграция 1) в сознании студента разнопредметного содержания; 2) различных видов деятельности (вербальной, мыслительной, практической и т.д.); 3) учебного содержания и личностного опыта студента; 4) теории и практики.

В основе ИОП лежит принцип семиотической оппозиционности, который определяет дидактическую конструкцию всех систем развивающего обучения. Базовую методологическую конструкцию ИОП составляет условно-адекватный перевод (А.Я. Данилюк). Это процесс систематического перевода сознанием студента учебной информации об одном и том же явлении на языки разных наук. результатом этого перевода является условно-новое знание. «Оно не привносится как готовое, а достраивается (по отношению к исходному) самим студентом. Эти условно-новые знания представляют собой форму развития, осмысления знания сознанием» [2]. Количественный рост условно-новых знаний, их структурирование в некоторую систему по отношению к объекту исследования приводят к качественным изменениям профессионального сознания. В интегральном образовательном пространстве осуществляется перевод знаний в достояние личности, т.е. в личностные качества. Это происходит за счет того, что оно

представляет собой ту форму организации образовательного процесса, в которой педагогически инициируется интеграция сознания студента и знания, наполняющего определенную компетенцию.

Организация интегральных образовательных пространств реализуется путем содержательного и методологического согласования разных дисциплин с целью создания обобщенной модели изучаемого объекта или явления и дальнейшей работы с ними. Как особая образовательная система оно функционирует в единстве двух своих основных функций - репродуктивной и развивающей. Каждая учебная дисциплина внутри пространства репродуктивна, работает в ЗУНовском режиме, но их множество, актуализированное в едином проблемном поле (пространстве), работает в развивающем режиме.

Как видно, важную роль в создании интегральных образовательных пространств играют междисциплинарные связи, которые мы понимаем как возможность применять знания по одной дисциплине при изучении другой. Организация образовательного пространства предполагает целенаправленное усиление этих связей при условии сохранения теоретической и практической целостности каждой дисциплины, входящей в его состав.

Можно рассматривать интегральное образовательное пространство в качестве своего рода виртуального учебного междисциплинарного полигона, в котором создаются условия для многократного применения знаний по каждой дисциплине за рамками самой дисциплины - в новых, нетипичных ситуациях. Тем самым развивается умение студента применять знания и в профессиональной деятельности, а значит, и его ком-

петентность. Каждое интегральное образовательное пространство проектируется с целью создания условий для формирования и развития конкретной компетенции. Поэтому количество этих пространств определяется компетентностной моделью выпускника и зависит от требований Федерального государственного образовательного стандарта по данному направлению.

Таким образом, основываясь на предположении, что любая компетенция есть практическое воплощение соответствую -щего теоретического понятия, связанного с выполнением определенного вида профессиональной деятельности, мы полагаем, что интегральное образовательное пространство можно рассматривать в качестве базовой дидактической единицы компетентностно-ориентированного выс -шего профессионального образования.

литература

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М. : ИНТОР, 1996.

2. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д. : Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000.

Integral education space as a didactic unit of competence oriented higher professional education

Integral education space is a didactic unit that forms the definite competence. The basis of it is theory notions related to the performing of a definite sort of activity. The author considers the competences as a subjective meaning of theory notions and thus characterizes the competence as a reflection of the level of student’s theoretical thinking development.

Key words: integral education space, theory notion, competences, competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.