Научная статья на тему 'ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ СТРАНЫ - ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСИ'

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ СТРАНЫ - ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
252
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / САМООБЕСПЕЧЕННОСТЬ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Алтухов А.И.

В статье раскрыта роль пространственного развития сельского хозяйства и сельских территорий в обеспечении национальной продовольственной безопасности, учитывая то обстоятельство, что до последнего времени в стране проблемы пространственного развития сельского хозяйства и сельских территорий и надежного обеспечения продовольственной безопасности решались практически изолированно друг от друга, а не одновременно и в совокупности, и взаимосвязи. Такой преимущественно односторонний подход к решению отдельных проблем в конечном счете приводил к разного рода нарушениям баланса между национальными приоритетами и значительным издержкам в реализации государственной социально-экономической и аграрной политики. Поэтому на перспективу задача состоит в разработке нового подхода к социально-экономической и аграрной политике пространственного развития сельского хозяйства и села, имея в виду, что сельское хозяйство и сельские территории многофункциональны, выполняющие одновременно множество сложных и необходимых для страны функций, включая и одну из важнейших из них, как надежное обеспечение продовольственной безопасности. Однако для этого предстоит значительно повысить организационную роль государства по пространственному развитию сельского хозяйства и сельских территорий с целью обеспечения продовольственной безопасности, особенно в части координации действий федеральных, межрегиональных и региональных органов управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPATIAL DEVELOPMENT OF AGRICULTURE AND RURAL TERRITORIES OF THE COUNTRY - THE BASIS OF ENSURING NATIONAL FOOD SECURITY

The article reveals the role of the spatial development of agriculture and rural territories in ensuring national food security, taking into account the fact that until recently in the country the problems of spatial development of agriculture and rural territories and the reliable provision of food security were solved practically in isolation from each other, and not in aggregate and interconnection. Such a predominantly one-sided approach to solving individual problems ultimately led to all sorts of imbalances between national priorities and significant costs in the implementation of state socio-economic and agricultural policies. Therefore, in the term, the task is to develop a new approach to the socio-economic and agrarian policy of spatial development of agriculture and villages, bearing in mind that agriculture and rural territories are multifunctional, simultaneously performing many complex and necessary functions for the country, including ensuring food security. However, for this, it is necessary to significantly increase the organizational role of the state in the spatial development of agriculture and rural territories in order to ensure food security, especially in terms of coordinating the actions of federal, interregional and regional authorities.

Текст научной работы на тему «ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ СТРАНЫ - ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСИ»

УДК 338.43:338.439.02

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ СТРАНЫ - ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСИ

АЛТУХОВ А.И.,

академик РАН, заведующий отделом ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий - Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства»; е-mail: prognos@mail.ru; тел.: 8-499-195-60-33.

Реферат. В статье раскрыта роль пространственного развития сельского хозяйства и сельских территорий в обеспечении национальной продовольственной безопасности, учитывая то обстоятельство, что до последнего времени в стране проблемы пространственного развития сельского хозяйства и сельских территорий и надежного обеспечения продовольственной безопасности решались практически изолированно друг от друга, а не одновременно и в совокупности, и взаимосвязи. Такой преимущественно односторонний подход к решению отдельных проблем в конечном счете приводил к разного рода нарушениям баланса между национальными приоритетами и значительным издержкам в реализации государственной социально-экономической и аграрной политики. Поэтому на перспективу задача состоит в разработке нового подхода к социально-экономической и аграрной политике пространственного развития сельского хозяйства и села, имея в виду, что сельское хозяйство и сельские территории многофункциональны, выполняющие одновременно множество сложных и необходимых для страны функций, включая и одну из важнейших из них, как надежное обеспечение продовольственной безопасности. Однако для этого предстоит значительно повысить организационную роль государства по пространственному развитию сельского хозяйства и сельских территорий с целью обеспечения продовольственной безопасности, особенно в части координации действий федеральных, межрегиональных и региональных органов управления.

Ключевые слова: пространственное развитие, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, сельские территории, национальная продовольственная безопасность, самообеспеченность, сельскохозяйственная и продовольственная продукция, системные проблемы, социально-экономическая и аграрная политика, комплексный подход.

SPATIAL DEVELOPMENT OF AGRICULTURE AND RURAL TERRITORIES OF THE COUNTRY - THE BASIS OF ENSURING NATIONAL FOOD SECURITY

ALTUHOV A.I.,

Academician of the Russian Academy of Sciences, Head of the Department of the Federal State Scientific Institution "Federal Scientific Center of Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories -All-Russian Research Institute of Agricultural Economics"; е-mail: prognos@mail.ru, тел.: 8-499-195-60-33.

Essay. The article reveals the role of the spatial development of agriculture and rural territories in ensuring national food security, taking into account the fact that until recently in the country the problems of spatial development of agriculture and rural territories and the reliable provision of food security were solved practically in isolation from each other, and not in aggregate and interconnection. Such a predominantly one-sided approach to solving individual problems ultimately led to all sorts of imbalances between national priorities and significant costs in the implementation of state socio-economic and agricultural policies. Therefore, in the term, the task is to develop a new approach to the socio-economic and agrarian policy of spatial development of agriculture and villages, bearing in mind that agriculture and rural territories are multifunctional, simultaneously performing many complex and necessary functions for the country, including ensuring food security. However, for this, it is necessary to significantly increase the organizational role of the state in the spatial development of agriculture and rural territories in order to ensure food security, especially in terms of coordinating the actions of federal, interregional and regional authorities.

Keywords: spatial development, agro-industrial complex, agriculture, rural territories, national food security, self-sufficiency, agricultural and food products, systemic problems, socio-economic and agricultural policy, an integrated approach.

Введение. В современных условиях развитие отечественного агропромышленного комплекса определяется его особой стратегической ролью в экономике страны, высокой социально-экономической значимостью, обеспечением продовольственной безопасности как неотъемлемой и важной части национальной безопасности. Достаточно отметить, что удельный вес продовольственных товаров на потребительском рынке составляет около половины товарной структуры розничного товарооборота, расходы населения на продовольствие в общем их объеме достигают почти одну треть, а в группе с низкими доходами -около половины.

Сельское хозяйство, являясь базовой отраслью агропромышленного комплекса, имеет особое стратегическое значение для страны. По успехам или неудачам отрасли во многом судят об успехах и неудачах проводимой государством социально-экономической и аграрной политике, даже несмотря на относительно низкий удельный вес сельского хозяйства в структуре валового внутреннего продукта, который в его структуре составляет около 4,5% и имеет неуклонную тенденцию к снижению. Однако сельское хозяйство - это не только важная отрасль экономики, но и особый уклад жизни свыше одной четверти населения страны, которое обеспечивает социальный и административный контроль над ее обширной территорией.

Обсуждение. В последнее время развитие агропромышленного комплекса и особенно сельского хозяйства происходило в сложной и далеко неоднозначной социально-экономической ситуации в стране, связанной с усилением против нее зарубежных санкций, сохранением накопившихся и возникновением новых проблем, обострением межгосударственных отношений, непредсказуемым распространением коронавирусной пандемии. Вследствие наличия этих и ряда других причин и диспропорций, оказавших негативное влияние на экономику страны, в 2020 г. ин-

декс физического объема валового внутреннего продукта уменьшился и составил 97,0% к уровню 2019 г.

Усилившаяся нестабильность развития экономики, неустойчивость курса рубля, падение валового внутреннего продукта и реальных располагаемых доходов населения (таблица 1), обострение внутренних и внешних рисков и угроз, жесткий режим ограничений, связанный с эпидемией, безусловно, негативно отразились на состоянии аграрной сферы и прежде всего на ведении сельского хозяйства как ее базовой отрасли, но одновременно наиболее уязвимой экономически и высокозависимой от погодных факторов.

Однако и в этих сложившихся крайне неблагоприятных макроэкономических условиях сельское хозяйство страны показало свою традиционную «живучесть», обеспечив рост объема производства валовой продукции на 1,5% по сравнению с предшествующим годом. При этом продукция растениеводства увеличилась на 1,0%, а животноводства - на 2,0%, что позволило повысить уровень самообеспеченности страны основными видами сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (таблица 2), существенно нарастить их экспорт. Впервые за многие годы он достиг 30,7 млрд долл. и превысил импорт на 0,9 млрд долл. Российской Федерацией получено право экспортных поставок 38 видов сельскохозяйственной и продовольственной продукции еще в 24 страны.

В прошедший непростой для экономики страны год развитие сельского хозяйства лишний раз доказало, что когда государство обращает на него внимание, оказывает поддержку, объем которой далеко несопоставим по размеру с потребностями в них отрасли и ее стратегической значимостью для общества и государства, то сельское хозяйство может развиваться более ускоренными темпами как по отношению к экономике в целом, так и к ее отдельным приоритетным отраслям.

Таблица 1 - Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения

в Российской федерации, % к предыдущему году

Годы % к предыдущему году Годы % к предыдущему году

2008 102,4 2015 97,6

2009 103,0 2016 95,5

2010 105,9 2017 99,5

2011 100,5 2018 100,1

2012 104,6 2019 101,0

2013 104,0 2020 96,5

2014 98,8

Таблица 2 - Самообеспеченность основными видами сельскохозяйственной и продовольст-

Виды сельскохозяйственной и продовольственной продукции Годы

2015 2016 2017 2018 2019 2020

Зерно 149,1 160,0 170,6 147,2 155,6 167,6

Масло растительное 125,5 142,6 153,5 157,3 178,8 195,9

Сахар, произведенный из сахарной свеклы 89,9 101,5 115,1 108,0 126,8 99,9

Картофель 102,1 93,2 91,1 95,3 95,1 86,1

Молоко и молокопродукты (пересчете на молоко) 79,9 80,7 82,3 83,9 83,9 84,1

Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) 88,7 90,6 93,5 95,7 97,4 99,4

Овощи и бахчевые 86,8 87,4 87,6 87,2 88,7 87,1

Фрукты и ягоды 32,5 36,5 33,1 38,8 40,2 41,2

Несмотря на то, что значительная часть опасений, связанных с коронавирусной эпидемией, не оправдалась по отношению к аграрной сфере экономики и прежде всего к сельскому хозяйству и прошла для них без существенных потерь, тем не менее имеющиеся проблемы не только сохранились, но и заметно обострились. В первую очередь речь идет о решении тесно связанных между собой внутренних системных проблем, во многом сдерживающих развитие агропромышленного производства вообще и сельскохозяйственного в частности. К основным из них относятся:

во-первых, хроническая инвестиционная недостаточность прежде всего сельского хозяйства вследствие низкой и неустойчивой доходности большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей и значительной их закредитованности при ограниченной доступности к субсидированным инвестиционным кредитам, дефицит которых сдерживает рост инвестиций в основной капитал отрасли, а, следовательно, и ее развитие;

во-вторых, низкие темпы технико-технологического обновления и модернизации АПК и в первую очередь сельского хозяйства вследствие дефицита собственных и заемных средств у значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей, их слабой государственной поддержки;

в-третьих, неразвитость инфраструктурной базы в сфере агропромышленного производства, функционирования агропродовольст-венного рынка и его отдельных продуктовых сегментов, сельской кооперации, а также хронические недостатки во внедрении инноваций и в научном обеспечении развития отраслей АПК;

в-четвертых, несовершенство сложившихся ценовых отношений в агропромышленном комплексе из-за функционирования малоэффективного стабилизационного механизма, направленного на относительное выравнивание ценовой ситуации между его отдельными сферами и отраслями, а также видами сельскохозяйственной и продовольственной продукцией;

в-пятых, сохраняющаяся и даже усиливающаяся структурная деформация в развитии аграрной сферы экономики вообще и сельского хозяйства в частности;

в-шестых, традиционно низкий уровень социально-экономического развития села, негативно влияющий на развитие агропромышленного производства и обеспечение продовольственной безопасности.

Несмотря на то, что в последние годы при поддержке государства в АПК был создан определенный запас прочности, однако современный ее уровень хотя и обеспечивает относительные успехи в развитии его отдельных отраслей, но не позволяет не только более активно решать системные проблемы развития аграрной сферы экономики и сельских территорий, применять не отдельные меры, а комплексный подход, опираясь прежде всего на эффективное использование внутренних производственных ресурсов. Кроме того, по-прежнему развитие агропромышленного комплекса и особенно сельского хозяйства во многом неспособны эффективно:

осуществлять в рациональных размерах ускоренное импортозамещение прежде всего по продукции скотоводства, овощеводства, плодоводства и по отдельным базовым средствам производства, по которым сложилась

многолетняя относительно высокая импортная зависимость;

неуклонно сокращать значительную региональную дифференциацию в уровне жизни сельского населения, достойно оплачивать его труд, обеспечивать жизненными стандартами, вполне сопоставимыми с городскими;

повышать доходность сельского хозяйства и одновременно комплексно развивать сельские территории, иметь возможность привлечения инвестиций для ведения расширенного воспроизводства в отрасли, ее ускоренной технико-технологической модернизации;

решать вопросы качественного улучшения питания населения, формирования его здорового типа, ликвидации значительных различий по уровню и качеству питания между отдельными категориями населения и регионами страны, а также неуклонного сокращения удельного веса расходов домашних хозяйств на продовольствие в общем их объеме, который превышает аналогичный показатель экономически развитых стран в 2-3 раза.

В последние годы наращивание производства валовой продукции сельского хозяйства еще не свидетельствует о формировании благоприятных социально-экономических условий не только для устойчивого развития отрасли, но и социального благополучия для сельских жителей, особенно на сельских территориях депрессивных и низкоразвитых муниципальных районов, составляющих свыше половины всего их количества в стране. Вследствие отсутствия активной организующей и координирующей роли государства по пространственной организации агропромышленного производства, страна по-прежнему слабо использует свои конкурентные преимущества, связанные с пространственным развитием сельского хозяйства и сельских территорий, на которых в отрасли работают около одной пятой части всего занятого населения. Сложившиеся системные и текущие проблемы их развития проявляются на всех уровнях управления АПК и, как правило, в каждом регионе преимущественно решаются самостоятельно, часто спонтанно в зависимости от имеющихся у него возможностей, вследствие чего не соблюдаются научно обоснованные системы хозяйствования на земле, а на селе стихийно появляются «лишние люди», продолжается и даже усиливается «латифуни-зация» земли.

В отсутствии эффективной федеральной и региональной аграрной политики во многом стихийная самоорганизация пространственно-

го развития сельского хозяйства и сельских территорий особенно в депрессивных регионах представляет собой движение в направлении территориального «опустынивания» и хозяйственной деградации, способствует сохранению старых и появлению новых системных проблем и диспропорций во многих сферах экономической деятельности на сельских территориях, их социальном развитии. Прежде всего это касается значительной части малозаселенной сельской местности, удаленной от инфраструктурных объектов, федеральных и региональных центров.

Сельские жители, занимающие около одной четверти населения страны, имеют вдвое выше безработицу по сравнению с городом. На селе более чем втрое выше доля малоимущих в общей численности населения. Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве на 40% ниже, чем в среднем по экономике. В сельской местности за чертой бедности находится каждый четвертый ее житель против 8% в городе. Относительно низкие доходы и бедность приводят к более низкому потреблению пищевых продуктов сельским населением по сравнению с городским. Кроме того, у сельских жителей традиционно пищевой рацион хуже, чем у городских.

По уровню обеспеченности благоустройства сельский жилищный фонд более чем вдвое уступает городскому. Сельчане по сравнению с горожанами втрое больше строят жилье за счет собственных и привлеченных средств. В стране почти одна треть сел и деревень фактически находится в транспортной изоляции.

В условиях почти повсеместного бездорожья в результате спешки и непродуманно проведенной так называемой «оптимизации» объектов социальной сферы села привело к их массовому закрытию и увеличению в 1,5-2 раза радиуса доступности, что и без того ухудшило качество жизни сельского населения, большинство которого и так многие годы живет по принципу выживания. Смертность сельского населения вдвое выше городского.

Несмотря на принятие Государственной программы комплексного развития сельских территорий, государственная поддержка села размыта по множеству программ и федеральным ведомствам и фактически финансируется государством по остаточному принципу. Поэтому при более низких условиях жизни сельского населения относительно городского не менее двух трети сельской молодежи стремит-

ся покинуть малую родину. В лице деревни по-прежнему теряется база воспроизводства народных и национальных традиций, ценностей, культуры в широком смысле, хотя многое в национальной культуре, самосознании, психологии, характере народа имеет деревенское происхождение, но не всегда осознается, а иногда и стыдливо замалчивается [1. - С. 7].

До последнего времени в стране, как правило, проблемы пространственного развития сельского хозяйства и сельских территорий и надежного обеспечения продовольственной безопасности рассматривались и решались практически изолированно друг от друга, а не в совокупности и взаимосвязи. Например, решая проблему продовольственной безопасности, в первую очередь обращалось внимание на ее производственную сторону, в меньшей мере учитывались социально-экономическое положение сельских жителей и реальные возможности развития сельских территорий. Такой преимущественно односторонний подход к решению отдельных проблем, в конечном счете, приводил к разного рода нарушениям баланса между национальными приоритетами и значительным издержкам в реализации государственной социально-экономической и аграрной политики. Все это, безусловно, негативно отражалось, прежде всего, на уровне жизни сельского населения, развитии сельских территорий, обеспечении страны сельскохозяйственной и продовольственной продукцией.

Однако, несмотря на сохраняющуюся во многом дискриминацию сельских жителей практически во всех формах ее проявления, которая преимущественно выражается в хронически низком уровне их жизни по сравнению с городским населением, сельские территории по-прежнему остаются одной из важнейших сфер жизни общества и государства. Поэтому решение системных и текущих проблем развития АПК в первую очередь связано с созданием необходимых условий для эффективного ведения сельского хозяйства и функционирования сельских территорий с целью обеспечения продовольственной безопасности страны, достижение которой является одним из важнейших направлений реализации социально-экономической и особенно аграрной политики государства. Это предполагает использование комплексного подхода к одновременному решению проблем сбалансированности пространственного развития агропромышленного производства вообще и сельского хозяйства в частности, а также создание

более комфортных условий для проживания и жизнедеятельности сельского населения. Однако это возможно прежде всего за счет рационального использования огромного аграрного потенциала, развития других сфер экономической деятельности в сельской местности.

Сельские территории, занимая огромную территорию страны и являясь средой жизнедеятельности четвертой части населения, по-прежнему остаются многофункциональной системой и базой пространственного развития сельского хозяйства и других видов экономической деятельности. Именно в пространственном развитии сельского хозяйства и сельских территорий сконцентрировалось большинство современных узловых проблем реализации национальной социально-экономической и особенно аграрной политики, развития аграрной сферы экономики, внутреннего агропродовольственного рынка и его основных продуктовых сегментов, а, следовательно, и возможности обеспечения продовольственной безопасности.

Поскольку обеспечение продовольственной безопасности связано с устойчивым макроэкономическим развитием страны, то оно должно опираться прежде всего на рациональное использование внутренних производственных ресурсов, а также на мероприятия, предусмотренные федеральными документами стратегического планирования. При этом государству следует постоянно соблюдать принцип особой приоритетности развития сельского хозяйства, как наиболее важной, но одновременно самой уязвимой отрасли АПК. Он должен стать стратегией развития отрасли преимущественно опережающего, а не догоняющего типа вне зависимости от наличия и возникновения внутренних и внешних рисков, угроз, вызовов и форс-мажорных обстоятельств, даже несмотря на то, что в перспективе при закономерном относительном сокращении доли сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте, его развитие должно оставаться одним из базовых приоритетов страны.

Учитывая, что проблема пространственного развития сельского хозяйства и сельских территорий во многом затрагивает всю социально-экономическую систему государства и около одной четверти населения страны, то ее решение, прежде всего, зависит от макроэкономической ситуации в стране. Именно она в значительной степени определяет возможности обеспечения сравнительно равных усло-

вий доступности населения к продовольствию, сокращения региональной дифференциации в уровне жизни и снабжении населения экономически доступным продовольствием, реализации принципа социальной справедливости для всех граждан независимо от их места жительства путем устранения сложившихся региональных диспропорций и эффективного использования имеющихся территориальных преимуществ, ослабления и преодоления деструктивных процессов в сельском хозяйстве, особенно в депрессивных территориях, где депрессия фактически приобрела характер запустения и «обезлюдения» огромных сельских территорий, очагового ведения отрасли. В связи с этим важно обеспечить дифференцированный подход к направлениям и мерам государственной поддержки пространственного развития сельского хозяйства и сельских территорий с учетом тесного взаимодействия и влияния природных, социально-

экономических и других внутренних и внешних факторов, формирующих относительно устойчивое сочетание доминирующих и дополняющих типов системы ведения сельского хозяйства и разных видов экономической деятельности в сельской местности, а также способствующих осуществлению синхронизации пространственной организации сельского хозяйства и социально-экономическому развитию сельских территорий.

Реализация новой редакции Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации потребует актуализации ряда федеральных нормативных правовых документов в сфере развития АПК, чтобы в современных условиях и в перспективе значительно ослабить действие негативных тенденций в надежном обеспечении страны сельскохозяйственной и продовольственной продукцией. Прежде всего это касается уточнения целевых индикаторов и механизмов реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2025 годы. Необходимо также увязать ее основные мероприятия и целевые индикаторы с показателями федерального проекта «Экспорт продукции агропромышленного комплекса». Чтобы перейти к опережающим темпам разработки и освоения научно-технических достижений в сельском хозяйстве следует увеличить финансовое обеспечение Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства. В Государственной программе комплексного

развития сельских территорий довольно четко прослеживается неадекватность достижения перспективных целевых установок и их финансового обеспечения, если не привести объемы финансового обеспечения этой программы в соответствие с ее паспортом. В противном случае это не позволит существенно поднять жизненный уровень сельского населения, ставит под сомнение надежное обеспечение продовольственной безопасности, удвоение экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья.

На перспективу задача состоит в разработке нового подхода к социально-экономической и аграрной политике пространственного развития сельского хозяйства и села, имея в виду, что сельское хозяйство и сельские территории многофункциональны, выполняющие одновременно множество сложных и необходимых для страны функций, включая и надежное обеспечение продовольственной безопасности. Так, обеспечивая продовольственную безопасность страны, они сохраняют заселенность ее огромной территории, что, в свою очередь, способствует укреплению экономической деятельности сельского населения во всех формах ее проявления.

Согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) для обеспечения сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии сельских территорий регионов и снижения внутрирегиональных социально-экономических различий предлагается повысить устойчивость системы расселения за счет социально-экономического развития сельских территорий путем:

- улучшения условий жизни жителей сельских населенных пунктов, содействия развитию крупных сельских населенных пунктов как межмуниципальных обслуживающих центров для сельских территорий, обеспечивающих население и предпринимателей различными видами услуг;

- обеспечения транспортной доступности сельских территорий до ближайших межмуниципальных обслуживающих центров;

- повышения конкурентоспособности экономики сельских территорий за счет продвижения уникальных локальных брендов, содействия развитию кооперации, фермерства, повышения доступности для малых и средних товаропроизводителей рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, поддержки развития специализированной инфраструктуры

хранения сельскохозяйственной продукции, внедрения технологий и оборудования для глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, содействия развитию объектов мелиорации, вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых угодий и пашни на сельских территориях, пригодных для эффективного ведения сельского хозяйства;

- содействия диверсификации занятости и расширения поддержки инициатив населения в сфере предпринимательства, не связанного с сельским хозяйством;

- поддержки мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия сельскохозяйственных земель, восстановление лесов и водных биологических ресурсов;

- сохранения природного и культурного наследия, а также содействия развитию туристской и обеспечивающей инфраструктуры на сельских территориях и продвижения их туристских ресурсов на внутреннем и международном туристских рынках;

- обеспечения совершенствования территориальной организации оказания услуг отраслей социальной сферы [2].

Возможность динамичного развития сельского хозяйства и сельских территорий необходимо рассматривать во взаимосвязи государственной социально-экономической и аграрной политики как ее важнейшей составляющей части, имея ввиду, что социально-экономическая политика создает необходимые условия для развития аграрной сферы экономики, которая в свою очередь, способствует достижению важнейших макроэкономических показателей развития страны, включая ее надежное обеспечение сельскохозяйственной продукцией и продовольствием. Поэтому меры, направленные на предотвращение и смягчение внутренних и внешних рисков, вызовов и угроз продовольственной безопасности, должны одновременно разрабатываться с учетом социально-экономического развития страны, ее аграрной сферы вообще и сельского хозяйства в частности, а также сельских территорий и предусматривать:

- совершенствование нормативного правового регулирования в сфере безопасности пищевой продукции, государственную поддержку потребительского спроса на продовольствие, комплексное развитие сельских территорий и использование преимуществ пространственного развития агропромышленного производства;

- разработку системы прогнозов, применение наиболее эффективных тактических и

стратегических мер и механизмов их реализации, направленных на упреждение, смягчение и ликвидацию рисков, угроз, вызовов и форс-мажорных обстоятельств в производстве, обмене, распределении и потреблении сельскохозяйственной и продовольственной продукции;

- эффективное использование механизмов поддержки регионов с недостаточным производством пищевых продуктов или оказавшихся в экстремальных ситуациях, повышение транспортной доступности отдаленных регионов для гарантированного и относительно равномерного продовольственного снабжения их населения.

Предстоит также значительно повысить организационную роль государства по пространственному развитию сельского хозяйства и сельских территорий с целью обеспечения продовольственной безопасности, особенно в части координации действий федеральных, межрегиональных и региональных органов управления и выработки эффективных механизмов, обеспечивающих согласованность и сбалансированность документов стратегического планирования, увязанных с целями, задачами, приоритетами и направлениями пространственного развития страны, а также системой мер по их реализации. Чтобы осуществить эти меры, необходимо ускорить процесс разработки и утверждения Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, на основе которой следует осуществить актуализацию Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, а также рассмотреть вопрос о целесообразности принятия Федерального закона «Об устойчивом развитии сельских территорий». Кроме того, предстоит сформировать эффективную систему управления пространственным развитием аграрной сферы экономики со своими специфическими методами и формами, осуществить синхронизацию пространственной организации сельского хозяйства и социально-экономического развития сельских территорий. В конечном счете это позволит более объективно учитывать исторические реалии, национальные особенности, содействовать их сохранению и укреплению.

Вывод. Если откладывать на последующие годы решение безотлагательных многочисленных проблем сельского хозяйства и села, то в будущем это приведет не только к усилению негативных последствий, но и к потребности значительно больших средств и време-

ни для развития отрасли и сельских террито- огромных пространствах страны уже некого и рий, а может вполне реально оказаться, что на нечего будет поддерживать.

Список использованных источников

1. Максимов Б. Далеко ли до смерти и что мы хороним? // Газета «Российская земля», февраль 2006 г. - № 8. - С. 7.

2. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года // Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р.

3. Алтухов А.И. Парадигма продовольственной безопасности России: монография. - М.: Фонд «Кадровый резерв», 2019. - 685 с.

4. Алтухов А.И., Силаева Л.П., Кульчикова Ж.Т. Территориально-отраслевое разделение труда в национальном агропромышленном производстве. - Костанай: Изд-во ТОО «Костанай-ский печатный двор», 2014. - 376 с.

5. Обеспечение страны сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием на основе территориально-отраслевого разделения труда в АПК: методология и методы прогноза: монография / А.И. Алтухов, Л.П. Силаева, Л.Б. Винничек и др. - М.: ГНУ ВНИИЭСХ, 2011. -137 с.

6. Основные направления регионального размещения и специализации агропромышленного производства в России: монография / А.И. Алтухов, А.И. Трубилин, П.В. Михайлушкин и др. -М.: ГНУ ВНИИЭСХ; Краснодар: КубГАУ, 2014. - 183 с.

7. Продовольственный комплекс России: состояние и перспективы развития: монография / А.И. Алтухов, И.М. Куликов, А.Н. Семин и др.; под ред. А.И. Алтухова. - М.: ФГБНУ ВСТИСП, НО «Фонд развития и поддержки садоводства»; Саратов: Амирит, 2018. - 464 с.

Spisok ispoFzovanny'x istochnikov

1. Maksimov B. Daleko li do smerti i chto my' xoronim? // Gazeta «Rossijskaya zemlya», fev-ral' 2006 g. - № 8. - S. 7.

2. Strategiya prostranstvennogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda // Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 13 fevralya 2019 g. № 207-r.

3. Altuxov A.I. Paradigma prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossii: monografiya. - M.: Fond «Kadrovy'j rezerv», 2019. - 685 s.

4. Altuxov A.I., Silaeva L.P., Kul'chikova Zh.T. Territorial'no-otraslevoe razdelenie truda v nacional'nom agropromy'shlennom proizvodstve. - Kostanaj: Izd-vo TOO «Kostanajskij pechatny'j dvor», 2014. - 376 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Obespechenie strany' sel'skoxozyajstvennoj produkciej, sy'r'em i prodovol'stviem na osnove territorial'no-otraslevogo razdeleniya truda v APK: metodologiya i metody' prognoza: monografiya / A.I. Altuxov, L P. Silaeva, L.B. Vinnichek i dr. - M.: GNU VNIIE'SX, 2011. - 137 s.

6. Osnovny'e napravleniya regional'nogo razmeshheniya i specializacii agro-promy'shlennogo proizvodstva v Rossii: monografiya / A.I. Altuxov, A.I. Trubilin, P.V. Mixajlushkin i dr. - M.: GNU VNIIE'SX; Krasnodar: KubGAU, 2014. - 183 s.

7. Prodovol'stvenny'j kompleks Rossii: sostoyanie i perspektivy' razvitiya: monografiya / A.I. Altuxov, I.M. Kulikov, A.N. Semin i dr.; pod red. A.I. Altuxova. - M.: FGBNU VSTISP, NO «Fond razvitiya i podderzhki sadovodstva»; Saratov: Amirit, 2018. - 464 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.