Научная статья на тему 'ПРОСТРАНСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СТРАНЫ НЕОБХОДИМ КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД'

ПРОСТРАНСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СТРАНЫ НЕОБХОДИМ КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
349
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / СТРАТЕГИЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ОТРАСЛЬ / ПОДОТРАСЛЬ / ПРОДУКЦИЯ / РАЗВИТИЕ / РАЗМЕЩЕНИЕ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / КОНЦЕНТРАЦИЯ / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / СТРАНА / МАКРОРЕГИОН / РЕГИОН / ТЕРРИТОРИЯ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ ЗОНА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Алтухов А.И.

В статье сформулированы предложения по улучшению пространственного развития сельского хозяйства страны, которые можно использовать при актуализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, учитывая, что она не дает достаточной ясности о перспективах развития, рационального размещения и углубления специализации отрасли по выделенным макрорегионам. Для этого предполагается использовать комплексный подход к улучшению пространственной организации сельского хозяйства, поскольку эта проблема не только экономическая, но одновременно социальная и политическая, во многом затрагивает всю социально-экономическую систему государства и значительную часть сельского населения, возможности относительного выравнивания уровня жизни сельского и городского населения страны. При этом особое внимание следует обратить на те регионы, которые во многом обеспечивают национальную и продовольственную безопасность страны, имеют важное народнохозяйственное значение для обеспечения ее устойчивого социально-экономического развития, а также на многие проблемные регионы со своей спецификой функционирования экономики и снабжения сельскохозяйственной и продовольственной продукцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPATIAL THE AGRICULTURE DEVELOPMENT IN THE COUNTRY NEED AN INTEGRATED APPROACH

The article formulates proposals for improving the spatial development of the country's agriculture, which can be used when updating the Strategy for the Spatial Development of the Russian Federation for the period up to 2025, given that it does not provide sufficient clarity about the prospects for development, of rational placement and deepening of the industry specialization by selected macro-regions. For this, it is proposed to use an integrated approach to improving the spatial organization of agriculture, since this problem is not only economic, but at the same time social and political, in many respects affects the entire socio-economic system of the state and a significant part of the rural population, the possibility of a relative equalization of the standard of living of the rural and urban population countries. At the same time, special attention should be paid to those regions that largely ensure the national and food security of the country, are of great national economic significance for ensuring its sustainable socio-economic development, as well as on many problem regions with their own specifics of the functioning of the economy and the supplies of agricultural and food products.

Текст научной работы на тему «ПРОСТРАНСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СТРАНЫ НЕОБХОДИМ КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД»

УДК 338.431.7

ПРОСТРАНСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СТРАНЫ НЕОБХОДИМ КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

АЛТУХОВ А.И.,

академик РАН, заведующий отделом ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий - Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства»; е-mail: prognos@mail.ru; тел.: 8-499-195-60-33

Реферат. В статье сформулированы предложения по улучшению пространственного развития сельского хозяйства страны, которые можно использовать при актуализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, учитывая, что она не дает достаточной ясности о перспективах развития, рационального размещения и углубления специализации отрасли по выделенным макрорегионам. Для этого предполагается использовать комплексный подход к улучшению пространственной организации сельского хозяйства, поскольку эта проблема не только экономическая, но одновременно социальная и политическая, во многом затрагивает всю социально-экономическую систему государства и значительную часть сельского населения, возможности относительного выравнивания уровня жизни сельского и городского населения страны. При этом особое внимание следует обратить на те регионы, которые во многом обеспечивают национальную и продовольственную безопасность страны, имеют важное народнохозяйственное значение для обеспечения ее устойчивого социально-экономического развития, а также на многие проблемные регионы со своей спецификой функционирования экономики и снабжения сельскохозяйственной и продовольственной продукцией.

Ключевые слова: пространственное развитие, пространственная организация, комплексный подход, стратегия, сельское хозяйство, отрасль, подотрасль, продукция, развитие, размещение, специализация, концентрация, агропродовольственный рынок, страна, макрорегион, регион, территория, сельские территории, специализированная высокотехнологичная зона, государственное регулирование.

SPATIAL THE AGRICULTURE DEVELOPMENT IN THE COUNTRY NEED AN INTEGRATED APPROACH

ALTUHOV A.I.,

Academician of the Russian Academy of Sciences, Head of the Department of the Federal State Scientific Institution "Federal Scientific Center of Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories - All-Russian Research Institute of Agricultural Economics"; е-mail: prognos@mail.ru, тел.: 8-499-195-60-33

Essay. The article formulates proposals for improving the spatial development of the country's agriculture, which can be used when updating the Strategy for the Spatial Development of the Russian Federation for the period up to 2025, given that it does not provide sufficient clarity about the prospects for development, of rational placement and deepening of the industry specialization by selected macro-regions. For this, it is proposed to use an integrated approach to improving the spatial organization of agriculture, since this problem is not only economic, but at the same time social and political, in many respects affects the entire socio-economic system of the state and a significant part of the rural population, the possibility of a relative equalization of the standard of living of the rural and urban population countries. At the same time, special attention should be paid to those regions that largely ensure the national and food security of the country, are of great national economic significance for ensuring its sustainable socio-economic development, as well as on many problem regions with their own specifics of the functioning of the economy and the supplies of agricultural and food products.

Keywords: spatial development, spatial organization, integrated approach, strategy, agriculture, branch, sub-industry, products, development, placement, specialization, concentration, agri-food mar-

ket, country, macro-region, region, territory, rural territories, specialized high-tech zone, government regulation.

Введение. В современных условиях пространственная организация сельского хозяйства страны по-прежнему остается стержнем его развития, являясь наименее затратным, но одновременно наиболее быстрым и почти повсеместно доступным фактором наращивания производства более качественной и конкурентоспособной продукции. Именно улучшение пространственного развития отрасли во многом способно обеспечивать ее эффективное ведение в каждом российском регионе и страны в целом, сокращение совокупных издержек на производство и транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции. Как правило, оно наиболее эффективно, когда более четко проявляется межрегиональная, региональная, отраслевая и хозяйственная специализация, расширяется и укрепляется межрегиональный обмен, усиливаются процессы кооперации и интеграции, формирования и развития специализированных высокотехнологичных зон производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сориентированных прежде всего на максимальное соответствие природных условий биологическим требованиям и особенностям возделывания каждой сельскохозяйственной культуры и выращивания определенного вида скота.

Однако сохранившиеся и вновь возникшие системные проблемы в развитии сельского хозяйства и сельских территорий в совокупном взаимодействии создали сложную и принципиально новую социально-экономическую, но одновременно противоречивую и слабо прогнозируемую ситуацию прежде всего для рационального размещения, углубления специализации и усиления концентрации производства продукции отдельных подотраслей сельского хозяйства с разным уровнем их развития, значимостью для отрасли, аграрной сферы и в целом для экономики страны, надежного обеспечения ее продовольственной безопасности.

Обсуждение. За почти 30-летний период рыночных преобразований страна еще слабо использует свои конкурентные преимущества, связанные с улучшением пространственной организации сельского хозяйства, осуществлением его синхронизации с социально-экономическим развитием сельских территорий. Лишь в последние годы со стороны государства были предприняты разрозненные и

практически слабо скоординированные между собой меры по повышению сбалансированности пространственного развития сельского хозяйства, внедрению отдельных и часто несвязанных между собой процессов и форм его территориальной организации, концентрации производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции на территориях с наиболее благоприятными агроклиматическими условиями и выгодным экономико-географическим положением относительно емких рынков их гарантированного сбыта как внутри страны, так и за ее пределами.

Несмотря на принятые в последние годы отдельные законодательные акты, реализацию федеральных, ведомственных, отраслевых и региональных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия при их разобщенности и слабой координации на многих территориях регионов не только сохраняются, но даже усиливаются неоправданные перекосы в пространственной организации сельского хозяйства. Они способствуют нарушению совокупного взаимодействия социально-экономических, технико-технологических и природных факторов, формирующих относительное устойчивое сочетание основных и дополнительных подотраслей сельского хозяйства и определенной системы его эффективного ведения. Однако прежде всего вследствие слабого влияния Минсельхоза России на процессы, связанные с рациональным пространственным развитием сельского хозяйства страны, в ее отдельных регионах они во многом приобрели стихийный и практически неуправляемый характер, что негативно отражается на эффективности производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции и ее конкурентоспособности на продуктовых сегментах внутреннего и мирового агропродовольственных рынков.

Положение с улучшением пространственной организации сельского хозяйства усугубляется еще и тем обстоятельством, что Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (далее -Стратегия) не дает достаточной ясности о реальных перспективах развития, рационального размещения и углубления специализации сельского хозяйства и его отдельных подотраслей по 12 неравновеликим макрорегионам

страны, основными принципами выделения которых являются соседское положение субъектов Российской Федерации, схожие природно-климатические и социально-экономические условия для жизни и экономической деятельности населения [1]. Кроме того, она во многом не отвечает и на главный вопрос - как все же развивать многие сельские территории на огромном пространстве страны. Особенно это касается, например, многочисленных, но слабо заселенных сельских территорий регионов с неразвитой социальной, производственной и транспортной инфраструктурой и пустеющей год от года сравнительно быстрыми темпами деревней, с одной стороны, а с другой - с относительно трудоизбыточным сельским населением и малоземельем со своим традиционным укладом сельской жизни, специфическими условиями ведения сельского хозяйства и других видов экономической деятельности. Для страны эта проблема не только экономическая, но одновременно социальная и политическая, поскольку она во многом затрагивает всю социально-экономическую систему государства и значительную часть сельского населения, возможности относительного выравнивания уровня жизни сельского и городского населения.

Безусловно, как скоро и в какой степени отразится в целом влияние планируемых изменений в административно-территориальном делении страны на макрорегионы на пространственном развитии сельского хозяйства, как довольно сложном и динамичном процессе, покажет время только после оценки их социально-экономических последствий воздействия на отрасль, количественные и качественные территориальные сдвиги в производстве отдельных видов сельскохозяйственной и продовольственной продукции с учетом влияния на каждого из них внутренних и внешних факторов. Для этого следует осуществить классификацию регионов по уровню развития сельского хозяйства и влияния на него множества основных факторов, определить их роль и место в снабжении страны отдельными видами сельскохозяйственной и продовольственной продукцией, а также положительные и отрицательные территориальные сдвиги по сопоставимой системе показателей по каждому виду продукции и в целом по отрасли.

В основу классификации следует положить типологизацию регионов по их значимости в обеспечении продовольственной безопасности, возможности формирования и развития

крупномасштабных специализированных высокотехнологичных зон с учетом специфики производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, межрегионального обмена, а также создания резервов и экспортных ресурсов продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. Использование такой комбинированной типологии регионов по всесторонней оценке пространственной организации сельского хозяйства, объединяющей в себе ресурсный, экономический и социальный подходы, позволяет объективно характеризовать отрасль и ее отдельные подотрасли каждого региона не только по уровню эффективности производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, но и определить степень экономической доступности продовольствия для населения, а также более точно оценить перспективы пространственного развития сельского хозяйства и возможности его отдельных подотраслей на всей территории страны.

Как известно, пространственная организация сельского хозяйства страны представляет собой перманентный процесс общественного разделения труда. Это предполагает одновременное решение ряда сложных и тесно связанных между собой проблем оптимизации развития, рационального размещения, углубления специализации и усиления концентрации сельского хозяйства, что возможно при использовании современного набора экономико-математических моделей, позволяющего с разной степенью обоснованности оценивать и прогнозировать отдельные процессы развития, размещения, специализации и концентрации отрасли. Существуют модели, с помощью которых можно в целом судить и о возможных количественных и качественных изменениях в пространственной организации сельского хозяйства и смежных с ним отраслей агропромышленного комплекса. Однако одним из основных недостатков их использования является отсутствие комплексного подхода к пространственному развитию сельского хозяйства, относительно слабая взаимосвязь процессов развития, размещения и специализации его отдельных подотраслей, вследствие чего не всегда результаты применения таких моделей адекватно отражают изменения в пространственной организации отрасли и ее подотраслей по регионам страны, а, следовательно, и перспективы развития сельского хозяйства.

Многие недостатки существующих экономико-математических моделей можно объяс-

нить не только фактическим отсутствием в них комплексного подхода к территориальному развитию сельского хозяйства как стратегической системообразующей отрасли аграрной сферы экономики, но и особенно неотработанностью методологии пространственного взаимодействия ее подотраслей в рамках используемых отдельных экономико-математических моделей. Необходимо также учитывать, что экономико-математическая модель должна разрабатываться не вместо здравого смысла и глубоких профессиональных знаний исследуемого объекта, а лишь как дополнение последних, проводимое после всестороннего анализа. В противном случае модель, даже обладающая высокими статистическими характеристиками, будет лишена практической значимости [2, с. 132]. Принимая во внимание это обстоятельство, можно использовать и научные разработки дореформенного периода по пространственному развитию сельского хозяйства страны [3]. Ведь многие методологические положения пространственной организации сельского хозяйства, многочисленные вопросы учета взаимодействия и взаимосвязей влияния размещения, специализации и концентрации производства отдельных видов продукции на развитие сельского хозяйства, а также подготовка объективной и нормативной информации моделирования ведения отрасли не потеряли свою актуальность применительно и к современным социально-экономическим условиям. В этой связи можно использовать, например, модель с блочно-диагональной структурой матрицы, разработанной и успешно апробированной в 80-е годы прошлого века учеными ВНИЭТУСХ [4], хотя она и предназначалась для условий плановой экономики.

Поскольку пространственное развитие сельского хозяйства носит комплексный характер, то в первую очередь оно должно опираться на сельскохозяйственное районирование страны, его природно-ресурсную основу. Оно служит не только естественнонаучной базой при решении многих важнейших вопросов организации рационального природопользования и особенно сельского хозяйства, внедрении научно обоснованных систем его ведения, разработки и реализации разного рода схем размещения и специализации, но одновременно является стержнем эффективного развития отрасли и ее отдельных подотраслей на хозяйственном, внутрирегиональном, региональном, межрегиональном и федеральном уровнях. При этом существенные региональные различия исключают унифицированный

подход, требуя проведения эффективной гибкой национальной и региональной аграрной политики с учетом особенностей развития каждого региона и специфики его аграрной сферы экономики и в первую очередь ее базовой отрасли - сельского хозяйства, что во многом позволит обеспечить:

эффективное использование биоклиматического и производственного потенциалов, пропорциональное развитие отдельных подотраслей сельского хозяйства, целостность и технологичность единства процессов производства, переработки, хранения и сбыта их продукции при соблюдении основополагающего принципа максимального приближения производства того или иного вида сельскохозяйственной продукции к ареалам и регионам, располагающим в первую очередь наиболее благоприятными природными условиями;

комплексное решение вопросов территориальной организации сельского хозяйства за счет пропорционального развития его технологически связанных подотраслей, рационального размещения и углубления специализации сельскохозяйственного производства с учетом эффективного использования почвен-но-климатических условий и производственных ресурсов, обеспечения устойчивого функционирования сельских территорий путем расширения сельскохозяйственной деятельности, диверсификации сельской экономики, формирования недостающих элементов производственной и транспортной инфраструктуры для повышения уровня занятости сельского населения, неуклонного увеличения его доходов, относительного выравнивания социально-экономических условий жизни сельского и городского населения;

дифференцированный подход к направлениям и мерам государственного регулирования пространственного развития сельского хозяйства и поддержки сельских территорий с учетом тесного взаимодействия и влияния природных, социально-экономических и других внутренних и внешних факторов, формирующих относительно устойчивое сочетание доминирующих и дополняющих типов подотраслей и производств системы ведения сельского хозяйства, а также способствующих осуществлению синхронизации пространственной организации сельского хозяйства и комплексного социально-экономического развития сельских территорий;

обеспечение сравнительно равных социально-экономических условий для населения, сокращение региональной дифференциации в

его уровне жизни и снабжении прежде всего экономически доступным продовольствием, реализации принципа социальной справедливости для всех граждан независимо от их места жительства путем устранения сложившихся значительных межрегиональных диспропорций и рационального использования имеющихся территориальных преимуществ, ослабления и преодоления деструктивных процессов в сельском хозяйстве, особенно в депрессивных территориях, где депрессия фактически приобрела характер многолетнего запустения и «обезлюдения» огромных сельских территорий, неуклонного распространения очагового ведения отрасли;

сочетание углубления специализации сельского хозяйства регионов и развития между ними территориального разделения труда, обеспечение одновременного ухода от региональной конкуренции и перехода к региональной кооперации и интеграции в сельском хозяйстве, формированию и развитию специализированных высокотехнологичных зон производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сориентированных прежде всего на единый национальный агропродо-вольственный рынок, а также совершенствование межрегионального обмена с учетом участия страны в межгосударственной интеграции и кооперации в аграрной сфере экономики в рамках Союзного государства, государств-членов Евразийского экономического союза и в других региональных объединениях на экономическом пространстве СНГ и за его пределами;

достижение продовольственной безопасности страны, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной и продовольственной продукции, создание ее экспортных ресурсов, используя преимущества территориального разделения труда и применяя более совершенный организационно-экономический механизм в стимулировании рациональной пространственной организации сельского хозяйства. При этом ключевую роль в регулировании динамичных процессов пространственного развития сельского хозяйства должно играть государство, активно проводя эффективную национальную и региональную аграрную политику.

При планируемом изменении административно-территориального деления страны для сокращения значительных межрегиональных социально-экономических различий следует обратить особое внимание примерно на шестую часть регионов. Согласно Стратегии, они

входят преимущественно в Центральный, Центрально-Черноземный и Южный макрорегионы с относительно благоприятными при-родно-экономическими и транспортными условиями для ведения интенсивного и конкурентоспособного сельского хозяйства, производят свыше половины объема его валовой продукции, во многом обеспечивают продовольственную безопасность страны, формируют ее основные ресурсы продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для развития межрегионального обмена и наращивания их экспорта, особенно постоянно востребованных на мировом агропродоволь-ственном рынке.

В перспективе, учитывая выгодное экономико-географическое расположение территорий этих трех макрорегионов, их значительный аграрный и конкурентный потенциал для роста производства практически всех основных видов сельскохозяйственной продукции, следует продолжить интенсификацию возделывания сельскохозяйственных культур и выращивания животных для наращивания производства их продукции для более полного удовлетворения местных потребностей, формирования ее товарных ресурсов для межрегионального обмена и увеличения экспортных поставок, особенно зерна, сахара, маслосемян и растительного масла, картофеля и продуктов его переработки, плодово-ягодной продукции, свинины и мяса птицы. В этой связи в первую очередь целесообразно направлять инвестиции на строительство и модернизацию сахарных заводов, масложировых, мясоперерабатывающих и зерноперерабатывающих предприятий, а также на развитие товаропроводящей инфраструктуры и экспортной логистики.

Среди регионов страны следует выделить немногочисленную их часть, где расположены крупнейшие ее мегаполисы и важнейшие промышленные, социально-экономические и культурные центры со своей спецификой пространственного развития сельского хозяйства, а также особыми условиями и возможностями обеспечения их сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием за счет собственного производства, межрегионального обмена, совершенствования экспортно-импортных операций с продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем. При этом важно обеспечить развитие сельского хозяйства не только за счет крупных и крупнейших агломераций, но и рационального сочетания развития всех направлений пространственной организации сельского хозяй-

ства и сельских территорий, что позволит одновременно ослабить огромную концентрацию производственных ресурсов на отдельных территориях и ускоряющийся исход сельского населения, ведущего к депопуляции значительной части сельских территорий, особенно продолжающейся в большинстве депрессивных регионов. В конечном счете, это должно стать гарантией того, что не вся социально-экономическая жизнь будет сосредоточена только в нескольких крупнейших и крупных агломерациях, а ее развитие будет более или менее равномерно происходить на всей территории страны, включая и многочисленные мелкие сельские поселения, что позволит максимизировать рациональное использование имеющегося потенциала всех регионов, приостановить сложившуюся за многие годы тенденцию сверхконцентрации населения в отдельных мегаполисах, более объективно учитывать исторические и современные реалии, национальные особенности, сложившийся традиционный образ сельской жизни.

В Стратегии выделены приоритетные и приграничные геостратегические территории, имеющие важное народнохозяйственное значение для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, территориальной целостности и национальной безопасности страны. Их количество составляет свыше половины от всех имеющихся в стране регионов с учетом потенциала связанности геостратегических территорий, специфики ведения сельского хозяйства и обеспечения населения продовольствием каждой из четырех подгрупп приоритетных и приграничных геостратегических территорий и принятия системы соответствующих мер, направленных на их социально-экономическое развитие.

В группу геостратегических территорий вошла значительная часть многочисленных районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, занимающим огромные малоосвоенные и слабозаселенные площади. Они составляют около 70% территории страны с их сложившимися особенностями социально-экономического развития и преимущественно очаговым ведением сельского хозяйства и другой экономической деятельности на сельских территориях, историческими традициями жизнеобеспечения малочисленных коренных народов с относительно низкими качеством жизни и уровнем потребления пищевых продуктов. Особенно это касается отдельных регионов и их части, входящих в

Арктическую зону, с точки зрения ее стратегической геополитической и геостратегической значимости для страны. Кроме того, в многочисленных и малозаселенных районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с преимущественно очаговым ведением сельского хозяйства необходимо продолжить оказывать государственную поддержку развитию традиционных видов экономической деятельности местного населения, связанных прежде всего с оленеводством, охотой, рыболовством, включая и переработку производимой продукции.

Поскольку самообеспеченность продовольствием территорий с низкой плотностью населения невозможна в силу ряда сложившихся объективных условий, а каждую из них необходимо не только как-то «удержать», чтобы хотя бы на ее части нормально жить, но и развивать, то регулярный северный завоз может стать базой устойчивого развития таких многочисленных территорий, особенно для малочисленных коренных народов в местах их постоянного проживания, при условии одновременного увеличения государственной поддержки для развития традиционной хозяйственной деятельности. Для этого, в частности, предстоит разработать систему надежного продовольственного обеспечения населения прежде всего за счет северного завоза продовольствия при его государственной поддержки и одновременного наращивания собственного производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции на основе использования новейших технологий.

По-прежнему со стороны государства требуют постоянного внимания к своему развитию отдельные депрессивные и слабозаселенные регионы, входящие в Нечерноземную зону европейской части страны, а также Сибири и Дальнего Востока с низкой плотностью населения, повсеместно сокращающимся сельским населением, неуклонно пустеющими деревнями и во многом стагнирующим и очаговым ведением сельскохозяйственного производства. На ее территории расположены крупнейшие мегаполисы страны, а также важнейшие промышленные центры, что во многом определяет относительно благоприятные условия для развития сельского хозяйства и смежных с ним отраслей экономики, сбыта их продукции.

Однако, несмотря на предпринимаемые государством попытки по наращиванию производства отдельных видов сельскохозяйственной и продовольственной продукции, разви-

тию сельских территорий, значительная часть Нечерноземной зоны подверглась социально-демографическому опустыниванию. Традиционные для нее виды производства продукции скотоводства, свиноводства, овцеводства, картофелеводства и льноводства во многих регионах свернуты и ограничены очаговым ведением сельского хозяйства. Учитывая национальную значимость для страны Нечерноземной зоны, целесообразно разработать стратегию и федеральную программу развития ее агропромышленного комплекса с полноценным финансированием, принятием ряда государственных мер по оптимизации землепользования, рациональному природопользованию и регулированию пространственной организации сельского хозяйства.

Множество социально-экономических проблем накопилось и в трудоизбыточных и плотно заселенных республиках Северного Кавказа с относительно высоким уровнем сельской безработицы, вертикальной специализацией ведения сельского хозяйства в гористой местности, со своим особым менталитетом сельских жителей, национальными традициями. Вместе с тем, Северный Кавказ занимает лидирующие позиции в стране по уровню специализации на производстве овощей и бахчевых, мяса овец. Относительно высок его уровень и по производству отдельных видов зерна, плодов и ягод, мясу крупного рогатого скота и птицы. Поэтому и в перспективе для большинства регионов Северного Кавказа сохранится тенденция интенсивного развития овощеводства, виноградарства, плодово-ягодного подкомплекса, наращивания более ускоренными темпами производства зерна и продуктов его переработки, а также мяса крупного рогатого скота, овец и птицы, молока и продуктов его переработки для обеспечения местного потребления и поставок на внутренний агропродовольственный рынок страны и частично на экспорт.

Безотлагательного решения требуют вопросы пространственной организации сельского хозяйства обширных, но значительно удаленных сельских поселений от административных и центров жизнеобеспечения, с неразвитой сетью дорог со своей спецификой «выживания» большинства сельского населения, очаговым развитием отдельных подотраслей сельского хозяйства и необустроенных сельских территорий с неустойчивой системой обеспечения населения продовольствием, низким уровнем его жизни. В отсутствии эффективной федеральной и региональной аг-

рарной политики во многом стихийная самоорганизация пространственного развития сельского хозяйства часто представляет собой движение в направлении территориального «опустынивания» и хозяйственной деградации на значительной части слабозаселенной сельской местности, а также сохранения старых и появления новых системных проблем в отрасли, вследствие чего происходит разрушение системы хозяйствования на земле, а на селе появляются «лишние люди», продолжается «латифунизация» земли.

Согласно Стратегии для сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии, в частности, предлагается повысить устойчивость системы расселения за счет социально-экономического развития сельских территорий, учитывая плотность населения, различный характер освоения и использования таких территорий, природные условия, удаленность от крупных городов, путем:

содействия развитию межмуниципальных обслуживающих центров для сельских территорий, обеспечивающих население и предпринимателей различными видами услуг;

улучшения транспортной доступности сельских территорий до ближайших межмуниципальных обслуживающих центров благодаря развитию и приведению в нормативное состояние сети региональных и местных дорог, стимулированию развития общественного транспорта;

повышения конкурентоспособности экономики сельских территорий, в том числе являющихся перспективными агропромышленными центрами, путем продвижения уникальных локальных брендов, содействия развитию потребительской, кредитной и иных форм кооперации, фермерства, улучшения доступности для малых и средних товаропроизводителей рынков сбыта их продукции, поддержки развития специализированной инфраструктуры хранения сельскохозяйственной продукции, внедрения технологий и оборудования для глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, содействия развитию объектов мелиорации, вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых угодий на сельских территориях, пригодных для ведения эффективного сельского хозяйства;

стимулирования диверсификации занятости и расширения поддержки инициатив сельского населения в сфере предпринимательства, в том числе не связанного с сельским хозяйством.

Вывод. Чтобы предотвратить или частично смягчить негативные тенденции в пространственной организации сельского хозяйства страны предстоит сформировать эффективную систему управления пространственным развитием сельского хозяйства со своими специфическими методами и формами реализации, осуществить синхронизацию пространственной организации отрасли и устойчивого социально-экономического развития сельских территорий. В конечном счете, это позволит максимизировать использование имеющегося потенциала пространственного развития всех сельских территорий с низкой и высокой плотностью населения, более объективно учитывать исторические и современные реалии, национальные особенности, содействовать их сохранению и укреплению. Кроме того, необходимо усилить законодательное обеспечение пространственной организации сельского хо-

зяйства страны. Для этого целесообразно ускорить процесс разработки и утверждения Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, на основе которой следует осуществить актуализацию Стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также разработать и принять Федеральный закон «Об устойчивом развитии сельских территорий».

В целях повышения эффективности пространственной организации сельского хозяйства следует переходить от его регулирования к управлению, от фрагментарности планирования к постоянному планированию и прогнозированию за счет централизации государственного управления отраслью, что объективно повышает роль Минсельхоза России путем преобразования его в единый регулируемый, координирующий и научно-исследовательский центр страны.

Список использованных источников

1. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года // Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р.

2. Смагин Б.Н. Экономико-математическое моделирование в аграрной сфере производства // Методика научных исследований экономических проблем в АПК России: монография; под науч. ред. А.И. Алтухова. - М.: ГНУ Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства (ГНУ ВНИИЭСХ), 2013. - С. 132.

3. Алтухов А.И. Методологические положения моделирования пространственного развития сельского хозяйства России: не заслуженно забытые, но по-прежнему востребованные // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2020. - № 7. - С. 2-8.

4. Максимов А.Д., Шиков В.А., Алтухов А.И. Методические рекомендации по оптимизации развития и размещения сельскохозяйственного производства РСФСР. - Косино: ВНИЭТУСХ, 1983. - 59 с.

5. Алтухов А.И. Пространственная организация сельского хозяйства в контексте методологии ее исследования // Экономика сельского хозяйства России. - 2020. - № 11. - С. 77-86

6. Алтухов А.И. Пространственное развитие сельского хозяйства страны: проблемы и возможные пути решения // АПК: экономика, управление. - 2020. - № 12. - С. 48-55.

7. Алтухов А.И. Пространственное развитие сельского хозяйства и сельских территорий страны - основа обеспечения национальной продовольственной безопасности // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2021. - № 3. - С. 86-93.

8. Алтухов А.И., Семенова Е.И. Проблемы пространственного развития территорий страны с низкой плотностью населения требуют приоритетного решения // Экономика сельского хозяйства России. - 2021. - № 4. - С. 9-15.

9. Основные направления размещения и специализации сельского хозяйства России: монография / А.И. Алтухов, А.Г. Папцов, Л.П. Силаева и др. - М.: ООО «Сам полиграфист», 2020. -348 с.

10. Пространственное развитие сельского хозяйства России: монография / А.И. Алтухов, А.Г. Папцов, Л.П. Силаева и др. - М.: Издательство «Научный консультант», 2021. - 324 с.

Spisok ispoFzovanny'x istochnikov

1. Strategiya prostranstvennogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda // Utverzhdena rasporyazheniem PraviteFstva Rossijskoj Federacii ot 13 fevralya 2019 g. № 207-r.

2. Smagin B.N. Ekonomiko-matematicheskoe modelirovanie v agrarnoj sfere proizvodstva // Metodika nauchny'x issledovanij e'konomicheskix problem v APK Rossii: monografiya; pod nauch.

red. A.I. Altuxova. - M.: GNU Vserossijskij NII e'konomiki sel'skogo xozyajstva (GNU VNIIE'SX), 2013. - S. 132.

3. Altuxov A.I. Metodologicheskie polozheniya modelirovaniya prostranstvennogo razvitiya sel'skogo xozyajstva Rossii: ne zasluzhenno zaby'ty'e, no po-prezhnemu vostrebovanny'e // E'ko-nomika sel'skoxozyajstvenny'x i pererabaty'vayushhix predpriyatij. - 2020. - № 7. - S. 2-8.

4. Maksimov A.D., Shikov V.A., Altuxov A.I. Metodicheskie rekomendacii po optimizacii razvitiya i razmeshheniya sel'skoxozyajstvennogo proizvodstva RSFSR. - Kosino: VNIE'TUSX, 1983. - 59 s.

5. Altuxov A.I. Prostranstvennaya organizaciya sel'skogo xozyajstva v kontekste metodologii ee issledovaniya // E'konomika sel'skogo xozyajstva Rossii. - 2020. - № 11. - S. 77-86

6. Altuxov A.I. Prostranstvennoe razvitie sel'skogo xozyajstva strany': problemy' i vozmozhny'e puti resheniya // APK: e'konomika, upravlenie. - 2020. - № 12. - S. 48-55.

7. Altuxov A.I. Prostranstvennoe razvitie sel'skogo xozyajstva i sel'skix territorij strany' - osnova obespecheniya nacional'noj prodovol'stvennoj bezopasnosti // Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skoxozyajstvennoj akademii. - 2021. - № 3. - S. 86-93.

8. Altuxov A.I., Semenova E.I. Problemy' prostranstvennogo razvitiya territorij strany' s nizkoj plotnost'yu naseleniya trebuyut prioritetnogo resheniya // E'konomika sel'skogo xozyajstva Rossii. -2021. - № 4. - S. 9-15.

9. Osnovny'e napravleniya razmeshheniya i specializacii sel'skogo xozyajstva Rossii: monografiya / A.I. Altuxov, A G. Papczov, L P. Silaeva i dr. - M.: OOO «Sam poligrafist», 2020. - 348 s.

10. Prostranstvennoe razvitie sel'skogo xozyajstva Rossii: monografiya / A.I. Altuxov, A.G. Papczov, L.P. Silaeva i dr. - M.: IzdateFstvo «Nauchny'j konsuFtant», 2021. - 324 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.