Научная статья на тему 'Прорыв в подготовке учительских кадров'

Прорыв в подготовке учительских кадров Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
53
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прорыв в подготовке учительских кадров»

ВОСПОМИНАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ПРОРЫВ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ

О.И Сгибнева

Для меня Максим Матвеевич Загоруль-ко прежде всего ректор института, в котором я училась. На историко-филологический факультет педагогического института я поступила сразу после окончания школы. Тогда, в 70-е годы, очень остро стоял вопрос нехватки на селе учителей с высшим образованием. И это была проблема не просто областного значения, трудная ситуация была в большинстве регионов страны, исключая, пожалуй, лишь центральные. Немало ребят после окончания школы получали аттестаты с прочерками, т. к. некоторые предметы в старших классах вообще не преподавались. А это закрывало им путь к дальнейшему образованию. В некоторых школах решали эту проблему самым простым способом: брали на учительские ставки своих же выпускников. Ни о каком качестве образования, конечно же, речь не шла — лишь бы преподавался предмет!

Волгоградский педагогический одним из первых в стране начал осуществлять целевой набор выпускников сельских школ, что позволило в течение нескольких лет снизить напряженность с педагогическими кадрами на селе. Со мной вместе учились ребята и девушки, принятые по целевому набору, и это были отнюдь не худшие студенты. Не все, конечно, но многие из них вернулись потом в свои районы, преподавали в тех школах, в которых многие годы не хватало учителей.

Да и мы, выпускники городских школ, хорошо знали, что после получения диплома нам предстоит не менее трех лет «отработать» — так это нами воспринималось — в сельской школе по распределению. Относились к этому по-разному: кто — как к неиз-

бежному «надо!», а кто искал разные способы, чтобы получить так называемый «свободный» диплом, без направления в конкретную школу. И тем не менее, нас было немало — горожан, которые поехали работать по распределению в сельскую школу. В этом отношении ректор был неумолим.

А сегодня мы с благодарностью вспоминаем эти годы, которые для многих стали хорошим стартом успешной профессиональной деятельности. Я начала работать учителем русского языка и литературы, завучем Липовской средней школы Ольховского района в 21 год — и это была замечательная школа! Хотя были и слезы, хотелось вернуться к городским удобствам и не носить каждый день воду из колодца, не надевать в дождь резиновые сапоги. Но эта была первая самостоятельная работа, которую нельзя было делать плохо. Это ощущение помогало и поддерживало. И поддерживали люди — в те годы молодой учитель на селе был в центре внимания.

Работа в сельской школе многому научила, дала хорошую закалку. И если потом удавалось выстоять в трудных ситуациях, а почти в середине жизни начать свою профессиональную жизнь с новой точки отсчета, — то это и благодаря тем урокам, которые дала сельская школа.

Максиму Матвеевичу тогда очень многое удалось предвидеть. И наша область успешно решала проблемы развития образования во многом благодаря той политике по подготовке педагогических кадров, которую осуществлял педагогический институт во главе с М.М. Загорулько.

90

Вестник ВолГУ. Серия 6. Вып. 7. 2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.