Научная статья на тему 'В структуре классического университета'

В структуре классического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В структуре классического университета»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Д. В. ПРОХОРОВ, профессор, директор

А. А. ДЕМЧЕНКО, профессор С. В. ГАЛАЕВ, доцент Педагогический институт СГУ им. Н. Г. Чернышевского

Радикальные институциональные перемены, планируемые в системе высшего образования, в особенности меры по реструктуризации сети педагогических университетов за счет их "перепрофилирования", "укрупнения" и "смены вывески" актуализировали вечные споры в среде педагогической общественности (см.: Учительская газета. 4 ноября 2008, 25 ноября 2008). Где лучше готовить учителя - в педвузе, в педуниверситете, в классическом университете? Как сочетаются предметные и педагогические компетенции? Каково место бакалавра и магистра в школе? И т.п.

Дискуссии по поводу современной модели педагогического образования ведутся на фоне ожиданий повсеместного введения ЕГЭ, двухуровневой системы подготовки, а также явно затянувшегося процесса разработки и принятия государственных стандартов школьного и высшего образования нового поколения. Все это обостряет и без того накаленную атмосферу обсуждения по существу экзистенциальных для системы педагогического образования вопросов, по природе своей требующих спокойного, рассудительного, т.е. объективного рассмотрения. Как советовал Бенедикт Спиноза, нужно «не плакать, не смеяться, а понимать».

В качестве одного из направлений повышения социального статуса учительской профессии сегодня рассматривается организация педагогического образования в структуре классическо-

В структуре

классического

университета

(юбилей Педагогического

института)

го университета. Саратовский пединститут, отмечающий в эти дни свой 90-летний юбилей, накопил в этом отношении бесценный исторический опыт.

Необходимость подготовки современного учителя, способного воспитать гражданина новой формации, всесторонне образованного, интеллигентного человека - веление времени и насущная потребность такой фундаментальной сферы общества, как образование. Благодаря государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики » зарождается новая эра - эра педагогики. Первыми ее «обитателями» станут в том числе и выпускники Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского.

В истории нашего вуза, на наш взгляд, как в капле воды, отражается нелёгкий, порою противоречивый ход развития отечественного педагогического образования. Первые действия, связанные с открытием в Саратове высшего учебного заведения, относятся к 1911 г. К этому времени город, являясь одним из крупных центров юго-востока России, уже имел университет (1909 г.)1 и занимал видное место в научной и культурной жизни страны.

1 По поводу его открытия министр народного просвещения А.Н. Шварц приводит слова Императора Николая II: «теперь новых университетов я не хочу» (Шварц А.Н. Моя переписка со Столыпиным. Мои воспоминания о Государе (Николае II). М., 1994. С. 61).

Краткосрочные педагогические курсы для подготовки учителей народных училищ не могли обеспечить губернию соответствующими кадрами. Казанский учительский институт также не справлялся с задачей выпуска педагогических кадров для огромного по территории учебного округа, где треть преподавателей училищ (особенно в уездах) не имели специального образования. В правительстве встал вопрос об учреждении новых учительских институтов. Гласный Саратовской городской думы, член Государственной думы A.M. Масленников немедленно сообщил об этом Саратовской городской управе. По представлению управы 19 августа 1911 г. городская дума приняла постановление о возбуждении ходатайства перед Министерством народного просвещения. Инициативу поддержали Саратовское губернское земство и директор народных училищ Саратовской губернии А.П. Карпов. После многочисленных обменов документами 1 июля 1913 г. Министерство разрешило «открыть в г. Саратове Учительский институт с городским при нём училищем».

Весть об открытии Учительского института моментально распространилась по всему саратовскому краю и прилегающим к нему губерниям. Жаждущие продолжить образование стали подавать прошения о поступлении в институт. Заявлений оказалось 148. Вступительные экзамены состоялись 20 сентября 1913 г., в 1-й класс зачислили 31-го человека. Любопытен социальный состав принятых: 25 человек из крестьян, 5 - из мещан, кроме них в институт был зачислен сын почётного гражданина города. Возраст - от 19 до 38 лет. 20 поступивших были учителями начальных училищ, один - волостным писарем, двое - слесарями. Небезынтересны данные в отношении «местностей, где они родились, где про-

водили детство и свои юношеские годы»: из Саратовской губернии - 10 человек, Самарской - 5, Симбирской -3, по 2 человека из Казанской, Пензенской, Тамбовской, Орловской и по 1 из Рязанской, Воронежской, Московской, Уфимской, Таврической губерний. Занятия начались 11 октября 1913 г.

Учительский институт просуществовал до 1918 г. В связи с появлением трудовых школ разных ступеней возникла надобность в проведении решительных реформ в области образования. В срочном порядке в Саратове и городах губернии - Вольске, Балашове, Царицыне, Аткарске, Петровске и Хвалынске - были открыты годичные курсы подготовки преподавателей 1-й ступени, а 9 декабря 1918 г. Учительский институт был преобразован в Саратовский педагогический институт с четырёхлетним обучением. Этот год и стал временем основания нашего пединститута. Директором был назначен профессор Саратовского государственного университета Николай Ки-рьякович Пиксанов, выдающийся литературовед, впоследствии член-корреспондент АН СССР.

Вскоре процесс реорганизации института принял новое направление. 12 мая 1919 г. началось преобразование Саратовского педагогического института в Саратовский институт народного образования (СарИНО). Его директором стал тот же Н.К. Пиксанов. По рекомендации комиссии к пяти основным отделениям института предлагалось присоединить ещё три: по эстетическому, физическому воспитанию и воспитанию дефективных детей. К началу 1921/1922 уч. г. в СарИНО работало уже свыше пятидесяти преподавателей и профессоров. Из научно-вспомогательных учреждений открылись педагогический музей, мастерская трудовых процессов и при ней пере-плётно-картонажная и столярная мас-

терские, мастерская химических пособий, разные кабинеты. С развитием студенческой жизни возникли научные кружки: гоголевский, естественно-исторический, экономический и другие, вышло два номера студенческого журнала «Творчество». В губернских городах Покровске, Уральске, сёлах Турки и Чириково были открыты летние курсы для учителей.

Важным моментом стало учреждение при СарИНО научно-педагогического института, где разрабатывались проблемы педагогики и детской психологии, методологии преподаваемых в школе наук. Институт ставил задачей выпускать высококвалифицированных школьных методистов для других педагогических учебных заведений и детских учреждений. Он постепенно набирал силу как высшее «учёно-учебное заведение», сообщающее своим питомцам всю полноту современных научно-педагогических познаний. Саратовский институт народного образования просуществовал до 1922 г.

В развитие задач, вытекающих из опубликованного в 1921 г. правительственного «Положения о высших учебных заведениях», СарИНО был включён в состав Саратовского государственного университета, где вместе с физико-математическим факультетом и словесно-историческим отделением факультета общественных наук составил созданный в 1922 г. педагогический факультет. На педфак была возложена задача «подготовки педагогов по различным общеобразовательным предметам (циклам) для школ повышенного типа, рабочих факультетов и техникумов».

В первые годы педагогический факультет состоял из пяти отделений: физико-математического, химико-биологического, русского языка и литературы, исторического и экономического. К факультету также примы-

кал регулировавший социальный состав студенчества университета педагогический рабфак с ежегодным выпуском до 200 человек. В 1928 г. экономическое отделение было преобразовано в факультет общественных наук, впоследствии положивший начало двум самостоятельным институтам: финансовому и плановому. В1929 г. при педфаке выделилось отделение политпросвещения, просуществовавшее два года до открытия в городе специального высшего учебного заведения для подготовки политпросветработников. Для повышения квалификации уже работающих учителей действовало вечернее отделение по всем специальностям дневного педфака. Кроме того, в 1929 г. в Саратове был создан Краевой институт по переподготовке работников просвещения, учитывавший заяв-кии саратовских школ.

Первым деканом педфака стал профессор Борис Матвеевич Соколов, выдающийся историк литературы и фольклорист. Глубокий след активной научной и собирательской деятельности оставлен им в делах саратовского «Общества истории, археологии и этнографии», преемственно связанного с организованным еще Н.К. Пиксано-вым «Обществом филологии и этнографии».

Наиболее активные периоды крепнущего педфака пришлись на время деканства профессора-историка П.С. Рыкова и особенно профессора-филолога В.В. Буша. К тому времени остро встал вопрос о подготовке преподавателей для школ повышенного типа, ориентированных на национальные меньшинства. Поэтому в составе педагогического факультета открылись два отделения -немецкого языка и литературы и мордовского языка и культуры. В связи с включением в состав Нижневолжского края Калмыцкой области педфак разработал проект организации

калмыцкого отделения, учрежденного в 1929 г. Мордовское отделение педфака впоследствии послужило основой для развёртывания в Саранске Мордовского педагогического института.

Педагогический факультет университета славится плеядой талантливых учёных, имена которых неизменно упоминаются в юбилейные годы: действительный член АН СССР, доктор физико-математических наук профессор В.В. Голубев, заслуженный деятель науки, член-корреспондент АН СССР, доктор химических наук профессор В.В. Челинцев, лауреат Сталинской премии, доктор геологических наук профессор Б.А. Можаровский, член-корреспондент АПН профессор В.И. Марков, член-корреспондент АПН профессор Н.Ф. Познанский, заслуженный деятель науки, доктор филологических наук профессор А.П. Скаф-тымов, доктор биологических наук профессор B.C. Елпатьевский, доктор исторических наук профессор П.Г. Любомиров, доктор физико-математических наук профессор И.И. Привалов, доктор физико-математических наук профессор И.П. Полак и др. На педфаке также работали выдающиеся профессора С.А. Леонтьев, Н.А. Шлезингер, В.П. Голуб, А.А. Рихтер, И.Б. Вол-чанецкий.

За время своего существования (1922-1931 гг.) факультет выпустил свыше 750 человек, из них многие впоследствии стали видными школьными педагогами, научными работниками, профессорами и доцентами. Из числа научных работников, воспитанников педфака, надо прежде всего назвать члена-корреспондента Украинской академии наук профессора Б.В. Гне-денко, профессоров А.В. Баженова, П.В. Голубкова, В.И. Калинина, Е.Д. Кузнецова, А.Д. Фурсаева, А.Г. Чуда-кова, доцентов Т.М. Акимову, В.П. Воробьёва, А.С. Ларионова, И.Ф. Лоба-

нова, В.А. Осипова, А.Г. Пенцову, С.Д. Сорокина, С.А. Суслова, С.Д. Худякова, Н.И. Худякова, Ф.И. Червякова и других.

К осени 1930 г. Саратовский университет включал пять факультетов (медицинский, химический, педагогический, экономический, советского строительства и права); педагогический факультет по количеству студентов и преподавателей уступал только медицинскому. К этому времени относится реорганизация структуры университета: в 1930 г. медицинский факультет выделился в самостоятельный институт, в мае 1931 г. на базе факультета советского строительства и права были организованы два самостоятельных института - институт советского права и институт советского строительства, а в сентябре 1931 г. из состава университета вышли экономический и педагогический факультеты. С этой даты (сентябрь 1931 г.) педагогический факультет университета обретает статус Саратовского государственного педагогического института, преемственно получив наименование, впервые присвоенное ему в 1918 г.

Со времени выделения педфака Саратовского университета в самостоятельный Саратовский государственный педагогический институт начинается новый этап его истории, продолжившийся до присоединения института к Саратовскому государственному университету имени Н.Г. Чернышевского в 1998 г.

За истекшие годы институт окреп, обрел привлекательность и занял надёжную образовательную нишу в регионе. Сегодня на шести факультетах обучается свыше 7 тыс. студентов. Отметим, что за последние годы значительно возрос интерес к заочной форме, к получению дополнительного образования - набор здесь увеличился в полтора раза, что, безусловно, свиде-

тельствует о значимости диплома в карьерном росте человека и о терминальной ценности высшего образования. Наш вуз стремится отвечать требованиям времени и запросам региона, расширяя спектр образовательных услуг, открывая новые специальности, такие как социальная психология, логопедия, социальная педагогика.

Всем, кто собирается получить высшее педагогическое образование, альтернативы нашему институту в области просто нет. Здесь каждый сможет получить две равнозначные специальности, например «учитель начальных классов и информатор», «олигофре-нопедагог и логопед». Есть ещё масса специализаций, которые позволяют приобрести дополнительные профессии, обеспечивающие будущему молодому специалисту конкурентное преимущество при трудоустройстве. Особенно это актуально для жителей сельской глубинки, настроенных вернуться на родину в качестве просветителей и интеллектуалов. Приём выпускников сельских школ - твёрдая и планомерная политика руководства института. Готовить специалистов для города привычно и легко. Для села - намного сложнее. По этой причине в институте принята самая приемлемая для сельчан цена за обучение на коммерческом отделении.

Ещё одна особенность пединститута - эксклюзивные специальности регионального уровня факультета кор-рекционной педагогики и специальной психологии на стыке педагогики и психиатрии. Тем, кто предпочитает руководить художественным коллективом, кружком, следует поступать на факультет искусств и художественного образования, чтобы получить специальность «хореография», «эстрада», «искусствоведение». Тех же, кого привлекает работа учителя русского языка и литературы, ждёт факультет рус-

ской словесности. Ну а тем, кто любит возиться с малышами, стоит обратить внимание на факультет педагогики, психологии и начального образования. Понятна направленность факультетов иностранного языка и физической культуры.

Пединститут как структура классического университета вручает своим выпускникам университетский диплом. Это очень престижно и даёт возможность продолжить образование в аспирантуре и докторантуре.

Интеграция с Саратовским государственным университетом дала мощный импульс для дальнейшего развития вуза, прежде всего - в научных исследованиях и в международных связях. Преподаватели и сотрудники вуза, постепенно преодолевая сомнения в своих возможностях, стали активно включаться в конкурсное распределение бюджетных и грантовых средств на научные проекты, появились и победы в конкурсах. Сейчас несколько наших научных групп выполняют проекты по грантам Президента страны, Минобр-науки РФ, фондов РФФИ, РГнФ, ИНТЕЛ. Теперь все факультеты готовы участвовать в конкурсах. Международные гранты предоставили возможность ездить за рубеж, сотрудничать с ведущими университетами США, Великобритании, Германии, Польши, Монголии. Планируются совместные работы и с вузами СНГ. Хотелось бы, чтобы и региональная власть активнее участвовала в паритетном с федеральными фондами финансировании научных проектов, привлекала специалистов к разработке значимых программ по педагогическим проблемам, важным для области. За последние три года 10 преподавателей защитили докторские диссертации, около 70 человек - кандидатские. Более 20 штатных докторов наук и 200 кандидатов - таков ныне кадровый корпус специалистов высокой

квалификации, заметно пополняющий научную копилку университета. Два профессора возглавляют в университете докторские спецсоветы.

Укрепляется и материально-техническая база. В последние годы по социальному проекту партии «Единая Россия» федеральные средства вкладываются в беспрецедентное строительство и реконструкцию корпусов и общежитий СГУ, в том числе и пединститута. Сейчас идёт полная реконструкция наших общежитий, студентам создаются достойные условия для жизни и учёбы.

В педагогическом институте издавна сложились традиции доверительных отношений между студентами и преподавателями. В этом есть что-то домашнее, но с дистанцией почтения к старшим по возрасту и положению. Такая внутренняя обстановка известна большинству наших потенциальных студентов, она помогает сохранять конкурс абитуриентов в условиях демографического спада, даёт студенту образец дальнейшего поведения в профессиональной среде. Все-таки учительство -особое занятие, это во многом состояние души. Наше дело - дать человеку профессиональные навыки, научить основам специальности, вооружить методиками, настроить на постоянное самообразование. Но одних знаний педагогу недостаточно. Недаром ведь лучшие учителя вырастают в педагогических династиях, где из поколения в поколение пестуется трепетное отношение к этой профессии. Молодые люди у нас убеждены, что профессия учителя всегда востребована в обществе, что это стабильное и уважаемое занятие, что педагог не может быть безработным.

Вместе с тем приходится пока констатировать: неохотно идут работать в учебные заведения выпускники факультета физической культуры и факульте-

та иностранных языков. На первом «грызут гранит науки» титулованные спортсмены, завоевавшие не одну награду на соревнованиях разного уровня. Как правило, они получают образование ради диплома, а не ради преподавательской деятельности. Однако многие после окончания спортивной карьеры становятся тренерами и так или иначе всё равно работают с детьми. В какой-то степени «опасным» стал для нас и повышенный спрос на специалистов с хорошим знанием английского языка. Выпускники факультета иностранных языков чаще всего трудятся в коммерческих фирмах или вообще уезжают за границу. Между тем в районах области наблюдается острая нехватка учителей английского языка. Количество заявок на них из года в год превышает число выпускников.

На наш взгляд, нуждается в совершенствовании сама система заказа на выпускников. Государственный заказ на них пединститут получает от своего учредителя - Федерального агентства по образованию. Давно назрела необходимость тщательного изучения педагогического рынка и прогнозирования потребностей региона в конкретных специалистах на пять-десять лет вперёд, тогда мы могли бы вносить коррективы в планы подготовки и варьировать набор на специальности. Необходим и более ответственный подход к целевым направлениям со стороны местных администраций, которые, направляя к нам ребят на обучение, через пять лет порой либо отказываются от уже готовых специалистов, либо не создают им нормальных бытовых условий.

Последние годы отмечены целым рядом реформаторских инициатив в сфере образования. Это централизованное тестирование, Единый государственный экзамен, подписание декларации о Болонском процессе, введение

двухуровневой системы, закон об автономных учреждениях. Мы ссылаемся на опыт западных стран, но копируем его по частям, признаём первенство роли государства в образовательной сфере и одновременно отпускаем вузы в самостоятельное плавание. Сегодня вузы, как крупные финансовые единицы, попали в зону повышенного внимания влиятельных сил. Интерес подогревается слухами об изменении статуса вуза, о выделении группы вузов федерального подчинения и большой группы вузов, которая перейдет в юрисдикцию местных властей, а может быть, и в частные руки. Закон об автономном учреждении трактует вуз как

рыночный объект, включая механизм его банкротства и смены характера деятельности. Естественно, вузовские работники опасаются чиновничьего беспредела и рейдерства.

Поэтому определённые надежды мы связываем с национальным проектом «Образование». Вселяют оптимизм и слова о роли школьного преподавателя, прозвучавшие в Послании Президента Федеральному собранию. Хочется верить, что будет расти общественный интерес к школе и вузам, авторитет учителей и вузовских преподавателей, а образование получит столь необходимую ему государственную поддержку.

Р. Ю. ЗАЛИЛОВ, доцент Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

Становление отечественного высшего медицинского образования

В статье рассматриваются этапы становления государственной системы подготовки медицинских кадров в России в XIX в., тенденции ее развития, формы организации и модели обучения, а также момент создания медицинского факультета при Новгородском государственном университете на рубеже XX-XXI вв.

The article highlights stages of establishing the state educational system for preparation of the medical personals in Russia in XIX century, the tendency of its development, the form of the organization and model of training, and also the moment of creation of the medical faculty at Novgorod State University on a boundary of 20th and 21st centuries.

На протяжении всей своей истории российское государство первостепенное внимание уделяло вопросам подготовки врачей. Вне зависимости от общественно-экономического устройства здоровье нации, как и медицинское обслуживание военных структур, рассматривалось в нашей стране в качестве жизненно необходимого условия существования и развития общества.

Становление государственной системы подготовки медицинских кадров

в России имеет долгую историю и ведет свой отсчет с момента принятия университетских уставов в 1804 г. Именно они на тот момент устанавливали общие принципы медицинского образования в стране, задавали образовательные стандарты, соответствующие требованиям своего времени, определяли продолжительность учебы (4 года), число кафедр и т.д. Обучение студентов-медиков осуществлялось в стенах медицинских факультетов университетов, последние курировались

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.