Научная статья на тему 'Высшее историческое образование в г. Магнитогорске (1932-2019 годы)'

Высшее историческое образование в г. Магнитогорске (1932-2019 годы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
552
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г. И. НОСОВА / ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / СТУДЕНТЫ / ВЫПУСКНИКИ / МАГНИТОГОРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / МАГНИТОГОРСКИЙ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / MAGNITOGORSK STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE / MAGNITOGORSK MINING AND METALLURGICAL INSTITUTE / NOSOV MAGNITOGORSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY / HISTORY STUDIES / STUDYING FOR HISTORY DEGREES / TEACHERS / STUDENTS / GRADUATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потемкина М.Н., Филатов В.В.

В исторической литературе недостаточно разработана проблема развития высшего исторического образования в 1930-2000-е гг. в статье предпринята попытка на основе документального материала проанализировать актуальную для исторической и педагогической науки тему. Важно проследить этапы становления исторического образования на примере двух вузов, появившихся в годы первой пятилетки Магнитогорского педагогического института и Магнитогорского горно-металлургического института, а позднее объединенного Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. Проведенное исследование показало, что обучение учителей проходило в непростых условиях реорганизаций 1930-х гг. и в начале 1950-х гг. привело к закрытию факультета. Однако, преодолевая трудности, исторический факультет успешно готовил квалифицированных работников не только для школ, но и вузов, системы управления и других сфер. Недостаток преподавателей с учеными степенями и званиями компенсировался творческим подходом к делу, самообразованием, желанием передать имевшиеся знания студентам. Второе рождение исторического факультета в 1990-е гг. позволило вновь решать важные задачи обеспечения учебных заведений необходимыми для исторического просвещения молодежи кадрами. В Магнитогорском горно-металлургическом институте имелась своя специфика: историческое образование студентов происходило на занятиях по изучению марксистско-ленинской теории. Будущие инженеры должны были овладеть основами марксизма-ленинизма и знаниями практики коммунистического строительства. Учебный процесс находился под постоянным контролем партийных органов. В 1960-1980-е гг. значительно возросла остепененность преподавательских кадров, активизировалось их участие в научно-исследовательской работе. В настоящее время кафедра всеобщей истории МГТУ им. Г.И. Носова, обладая высококвалифицированными кадрами, успешно решает задачи по подготовке бакалавров и магистрантов-историков, проводит эффективную научную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING HISTORY AND STUDYING FOR HISTORY DEGREES IN MAGNITOGORSK (1932-2019)

The relevance of investigating the course of teaching and studying for history degrees in Magnitogorsk in the 1930-2000s has encouraged the authors to study the documents concerning undergraduate history courses in two higher educational establishments in Magnitogorsk that were founded during the first ‘five-year plan’ (in the Soviet Union) Magnitogorsk State Pedagogical Institute and Magnitogorsk State Mining and Metallurgical Institute (Nosov Magnitogorsk State Technical University). The pedagogical institute trained teachers, and the mining and metallurgical institute trained engineers. The study shows that the training of History teachers took place in the difficult conditions of the reorganization of the 1930s, and resulted in the abolishment of the faculty of History in the early 1950s. However, later, overcoming difficulties, the Faculty of History was formed again and its graduates have been employed not only in schools, but also in universities, management systems and other fields. The lack of candidates and doctors of History was compensated by a creative approach to work, self-education, a desire to share knowledge with students. The second birth of the Faculty of History in the 1990s allowed to provide educational institutions with History teachers. Magnitogorsk State Mining and Metallurgy Institute had its own specifics. Students got History education in classes of Marxism-Leninism doctrine. Future engineers were to study the basics of Marxism-Leninism and communism. The educational process was under constant control of the communist party organs. In the 1960-1980s there were more candidates of History in the staff actively engaged in research work. Currently the Department of General History of NMSTU, with highly qualified personnel successfully solves the problem of teaching undergraduate and graduate students History and doing research work.

Текст научной работы на тему «Высшее историческое образование в г. Магнитогорске (1932-2019 годы)»

УДК 378.016:93/94(470.55)

М. Н. Потемкина (Магнитогорск, Россия) В. В. Филатов (Магнитогорск, Россия)

ВЫСШЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В г. МАГНИТОГОРСКЕ

(1932-2019 годы)

Аннотация. В исторической литературе недостаточно разработана проблема развития высшего исторического образования в 1930-2000-е гг. в статье предпринята попытка на основе документального материала проанализировать актуальную для исторической и педагогической науки тему. Важно проследить этапы становления исторического образования на примере двух вузов, появившихся в годы первой пятилетки - Магнитогорского педагогического института и Магнитогорского горно-металлургического института, а позднее - объединенного Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. Проведенное исследование показало, что обучение учителей проходило в непростых условиях реорганизаций 1930-х гг. и в начале 1950-х гг. привело к закрытию факультета. Однако, преодолевая трудности, исторический факультет успешно готовил квалифицированных работников не только для школ, но и вузов, системы управления и других сфер. Недостаток преподавателей с учеными степенями и званиями компенсировался творческим подходом к делу, самообразованием, желанием передать имевшиеся знания студентам. Второе рождение исторического факультета в 1990-е гг. позволило вновь решать важные задачи обеспечения учебных заведений необходимыми для исторического просвещения молодежи кадрами. В Магнитогорском горно-металлургическом институте имелась своя специфика: историческое образование студентов происходило на занятиях по изучению марксистско-ленинской теории. Будущие инженеры должны были овладеть основами марксизма-ленинизма и знаниями практики коммунистического строительства. Учебный процесс находился под постоянным контролем партийных органов. В 1960-1980-е гг. значительно возросла остепененность преподавательских кадров, активизировалось их участие в научно-исследовательской работе. В настоящее время кафедра всеобщей истории МГТУ им. Г.И. Носова, обладая высококвалифицированными кадрами, успешно решает задачи по подготовке бакалавров и магистрантов-историков, проводит эффективную научную деятельность.

Ключевые слова: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, историческое образование, преподаватели, студенты, выпускники, Магнитогорский педагогический институт, Магнитогорский горно-металлургический институт.

Научный интерес представляет проблема становления исторического образования в высших учебных заведениях в советский и постсоветский период. На примере двух уникальных вузов, возникших в 1930-е гг. и образовавших недавно единое образовательное пространство - Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, можно проследить, как складывалась подготовка учительских кадров-историков в педагогическом институте (классическом университете), а также обучение историческим дисциплинам будущих специалистов (бакалавров) педагогов и инженеров (профильном университете).

Научная новизна подобного рода исследования на компаративной методологической основе прослеживается в том, что ученые, занимающиеся проблемами исторического образования, преимущественно обращают внимание на его развитие в классических университетах и учебных заведениях педагогического профиля. Вне анализа остаются вопросы подготовки учителей по истории как непрофильной для них дисциплине, а также преподавание истории в техническом вузе [8, 11, 12].

В этом отношении будет интересен опыт развития исторического образования в Магнитогорске на протяжении довольно значительного временного периода со дня основания Магнитогорского педагогического института (1932), Магнитогорского горно-металлургического института (1934) и до наших дней.

История высшего исторического образования в г. Магнитогорске насчитывает около 90 лет. В 1932 г. Коллегия Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) РСФСР приняла решение об открытии в г. Магнитогорске вечернего индустриально-педагогического института. С этого времени началась подготовка учителей-историков. Тогда в институте были открыты историческое, экономическое, математическое, физическое, химическое отделения. Первый набор был небольшим, студентами стали 30 учителей города. Был установлен четырехгодичный срок обучения. Преподавательскую деятельность осуществляли первоначально шесть преподавателей, но постепенно их состав расширялся, увеличивалось и количество кафедр. Так кафедра истории образовалась в 1934 г., выделившись из кафедры социально-экономических наук.

На основе вечернего индустриально-педагогического института в 1934 г. создали двухгодичный учительский институт с тремя отделениями: физико-математическим, русского языка и литера-

туры, историческим. С января 1937 г. институт перевели на систему заочного обучения, а с сентября 1938 г. - на дневную форму обучения, в структуре которого было три факультета: исторический, физико-математический, русского языка и литературы.

Период становления вуза проходил непросто, следует учесть, что и город Магнитогорск в этот период времени представлял собой одну большую стройку. Но так же, как металлургический завод строила вся страна, так и становление системы высшего образования в Магнитогорске осуществлялось с помощью столичных университетов, институтов и центральных библиотек. В вуз по распределению Наркомпроса РСФСР направлялись молодые педагоги - выпускники из Москвы и Ленинграда.

В библиотеку поступала учебная и научная литература из государственной публичной библиотеки им. В. И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека). Институтская библиотека пополнялась раритетными книгами: было получено полное собрание сочинений М. В. Ломоносова (1784 года издания). Для историков были важны тогда труды Н. М. Карамзина, изданные в 1851 г. Кроме того, библиотечный фонд пополнялся преподавателями, дарившими свои книги или покупавшими на свои деньги иногда редкие издания в других городах.

В Магнитогорском педагогическом институте начинал свою карьеру первый заведующий кафедрой истории И. М. Новак. Выпускники и преподаватели тех лет хранят о нем добрые воспоминания. Преподаватель кафедры социально-экономических наук И. В. Садчиков (рис.1) в годы Отечественной войны и в послевоенное время проявил свой талант на дипломатической службе, являясь Чрезвычайным и полномочным послом СССР в Югославии, а затем в Иране. В институте работали

Рис. 1 Садчиков Иван Васильевич: преподаватель исторического факультета 1933-1940 гг. Дипломатическая работа 1946-1953 гг. Посол СССР в Иране

такие прекрасные педагоги как А. Д. Тимченко и М. Л. Загоровский.

Усилия коллектива исторического факультета вскоре дали ощутимые результаты. В сентябре 1936 г. первые дипломы о неполном высшем образовании были вручены восьми историкам-выпускникам. Городская газета «Магнитогорский рабочий» не обошла вниманием это событие: «Опыт студентов-первых выпускников педагогического института, получивших сегодня дипломы, - блестящий пример для всех учителей. Все они учились без отрыва от производства, все они не прекращали ни на один день работу в школах, все они теперь имеют высшее образование, большой объем знаний, которые передадут детям трудящихся столицы черной металлургии - Магнитогорска».

В 1930-е гг. кадровый голод испытывали не только образовательные учреждения города Магнитогорска, но и близлежащие районы Челябинской области, Башкирии и Казахстана. Преподавательский состав исторического факультета прилагал все усилия для решения этой важной задачи: за период 1932-1940 гг. было подготовлено 92 дипломированных специалиста; уже работавших учите-лей-стажистов, не имевших высшего образования, обучали на 1 0-месячных курсах повышения квалификации.

Приехавшая в 1936 г. по распределению в Магнитогорск преподаватель Е. П. Андреева вспоминала о студентах той поры: «Были и восемнадцатилетние, были и рабочие, проработавшие несколько лет на стройках или на комбинате. Это все были хорошие ребята. Девушки не носили тогда кричащих нарядов и золотых украшений. Не было диких празднеств в комнатах общежитий, но была жажда знаний, стремление получить профессию учителя - физика или историка и стать на ноги, как тогда говорили» [10, с. 267].

К концу 1930-х гг. формирование исторического факультета практически завершилось. Кадровый состав преподавателей в основном соответствовал требованиям времени.

Великая Отечественная война изменила условия работы вуза. Магнитогорск стал тыловым городом, все силы его жителей были направлены на обеспечение фронта военной продукцией. С первых дней войны обозначилась тенденция понижения количественного и качественного уровня вузовского коллектива. Значительная часть студентов и преподавателей была мобилизована на фронт. Среди них заведующий кафедрой марксизма-ленинизма С. Ф. Глебов. Ушли защищать Родину студенты истфака - А. Таркин, Г. Петровский, Г. Сусликов, Куценко, Н. Маклецов, Н. Судаков. Героизм этих и других юношей и девушек в годы Отечественной войны навечно останутся в истории вуза и легендарной Магнитки.

Война негативно повлияла на материально-техническую базу высшей школы, свернулась лабо-

раторная и исследовательская работа, изменилось содержание учебных планов и программ, сократились сроки обучения, увеличилась почасовая нагрузка на студентов и преподавателей. В эти годы уменьшилось количество студентов, прежде всего, юношей. Однако, благодаря процессу эвакуации, в город прибыли высококвалифицированные преподаватели и ученые из ведущих университетов и институтов страны, других учреждений.

Одним из эвакуированных был профессор И. М. Катаев. После окончания МГУ он возглавлял Тамбовский губернский архив. Иван Матвеевич блестяще защитил докторскую диссертацию на основе архивных документов графов Орловых-Давыдовых. Как высказался академик Ю. В. Готье, это было одно из самых глубоких исследований по экономической истории ХУШ-Х1Х веков. По его учебнику русской истории обучались школьники всей страны. Находясь в Магнитогорске, он не прекращал научную деятельность. Вместе с преподавателями МГПИ и городскими учителями выпустил интересное издание «Книга для чтения по истории нашей Родины».

Большой вклад в становление исторического образования внес Вениамин Васильевич Семенов, ставший одним из первых выпускников исторического факультета. Вениамин Васильевич проявил себя как замечательный ученый и педагог. Ему поручались ответственные участки работы. Занимая должности декана исторического, а затем филологического и педагогического факультетов, В. В. Семенов проявил талант руководителя, высочайшую эрудицию и умение работать с людьми. Многие учителя истории хорошо помнят этого прекрасного человека. В. В. Семенов заслуженно получил медаль «За трудовую доблесть» и знак «Отличник народного просвещения РСФСР».

В тяжелые военные годы преподавательский корпус кафедры стремился высоко держать марку исторического факультета. Выпускники тех лет отмечали интересные занятия и профессионализм доцента З. А. Калининой, старших преподавателей А. И. Дикаревой, Н. И. Глебовой, Т. В. Футман.

Каждый преподаватель и студент в военное лихолетье считал своим долгом не только демонстрировать свое педагогическое мастерство, овладевать историческими знаниями, но и оказывать посильную помощь фронту. По собственной инициативе коллектив исторического факультета вносил взносы в фонд обороны, отправлял фронтовикам посылки с необходимыми вещами. Такие студентки, как М. Юдина, Ф. Новак, С. Лещинская, организовывали дежурство и вместе с другими сокурсниками работали в госпитале. Большинство студентов истфака становилось донорами, в летнее время выезжали в подшефные совхозы помогать сельским жителям.

Экстремальные условия военного противостояния диктовали необходимость усиления пропагандистской деятельности. Огромная роль в концентрации усилий народа на победу над врагом принадлежала преподавателям-историкам. Педагоги и студенты выступали с лекциями и докладами, проводили беседы о текущем положении на фронтах, в стране и за рубежом. Слушатели в рабочих аудиториях, в госпиталях и других городских учреждениях всегда с нетерпением ждали лекторов исторического факультета. Только за 1942-1943 учебный год представители истфака прочитали более 400 лекций, на которых присутствовало свыше 37 тысяч слушателей.

В военные годы не прекращалась подготовка учительских кадров-историков (рис. 2). За это время педагогический институт выпустил 21 студента, получившего диплом с отличием. В числе отличников были и выпускники истфака. В 1941 г. диплома с отличием удостоились Г. Д. Хинт, Г. П. Митрохин, Н. С. Ванштейн, Н. Н. Лебедьков, а в 1944 г. - В. В. Семенов [10, с. 264-267].

Рис.2 Выпуск исторического факультета Магнитогорского педагогического института 1941 г.

Качественное историческое образование, полученное выпускниками в годы Отечественной войны, позволяло им успешно заниматься научной деятельностью. Об этом свидетельствовала защита диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук В. В. Семеновым. Учительский труд А. И. Дикаревой оценен высокой наградой -орденом «Знак Почета».

Пришедшие в студенческие аудитории участники Отечественной войны, привнесли особое отношение к учебе и общественной

деятельности. Некоторые из них в свое время не успели доучиться, уйдя на фронт. Пережив тяжелые испытания в боях с захватчиками, они высоко ценили каждую встречу с преподавателями, проявляли заинтересованность в получении новых исторических знаний. Своим делами они являли пример того, как следовало учиться с полной отдачей. По словам преподавателя Т. В. Футман: «Они знали почем фунт лиха и учились с каким-то остервенением. После каждой лекции забрасывали вопросами, причем содержательными и подчас трудными».

В. С. Эйсмонт, заведующий кафедрой истории, был восхищен знаниями этих студентов на государственных экзаменах. По его мнению, выпускники-фронтовики такие, как В. Гусин, Н. Судаков, В. Бельман, так отвечали, что их выступления можно было бы застенографировать, отпечатать и отправить в другие вузы в качестве примера квалифицированных ответов на поставленные вопросы.

О качестве обучения на историческом факультете в то время говорит и тот факт, что выпускники успешно продолжали обучение в аспирантурах ведущих вузов страны. Например, в аспирантуре при Ленинградском государственном педагогическом институте им. А. И. Герцена на два места претендовали 12 человек, а поступили два представителя истфака МГПИ - Е. Долгов и В. Макаров.

В. Макаров в дальнейшем защитил кандидатскую диссертацию и возглавил исторический факультет Ленинградского пединститута им. А.И. Герцена. И. Ф. Ушаков, тоже выпускник Магнитогорского пединститута, участник Отечественной войны, стал доктором исторических наук, преподавал в вузах Ленинграда и Мурманска. Его публикации привлекали внимание ученых-историков интересными архивными источниками, глубиной изложения материала. Преподаватели Магнитогорского педагогического института стали активнее заниматься научными исследованиями. Их статьи печатались в сборниках научных трудов и в научных журналах.

Конец 1940-х гг. связан с непростой ситуацией с подготовкой учителей, сложившейся на историческом факультете. В послевоенный период высшая школа испытывала трудности с набором абитуриентов в связи с сокращением количества выпускников школ. Прием студентов на исторический факультет был прекращен. Последний выпуск истфака МГПИ состоялся в 1953 г. [4, с. 4-10].

Заслуги исторического факультета несомненны. Из стен института вышло множество учителей-историков, доказавших своей деятельностью отличные знания и умение компетентно ими распорядиться. Высокий профессионализм, творческий подход к порученному делу отличали выпускников истфака. Среди тех, кто добился признания в стране и городе, были М. Ф. Ненашев, прошедший путь от преподавателя МГМИ до министра, ректор Челябинского института культуры П. В. Сапронов, председатель Магнитогорского горисполкома А. М. Панков, заведующий Магнитогорским городским отделом образования, заслуженный учитель школы РСФСР П. А. Батехин. На истфаке работали замечательные преподаватели: кандидаты исторических наук Е. И. Долгов, Г. А. Кожевников, Г. П. Ануфриенко, В. И. Татаркин, Н. И. Судаков, В. П. Ваганов, Д. А. Голованов, А. Е. Коваль, Г. Г. Гараев. Некоторые из них в дальнейшем успешно преподавали в Магнитогорском горнометаллургическом институте. Хорошим организатором учебной и научно-исследовательской работы проявил себя заведующий кафедрой истории В. С. Эйсмонт, старшие преподаватели: Н. И. Глебова, А. И. Дикарева, В. В. Семенов, Т. В. Футман, П. Ф. Шевченко [9, с. 177-179, 182-183].

Возрождение высшего исторического образования в г. Магнитогорске началось в 1990-е гг. В 1990 г. на филологическом факультете МГПИ было открыто отделение истории, получившее в 1996 г. статус самостоятельного факультета. Первым деканом стал Юрий Дмитриевич Коробков. На факультете тогда была всего лишь одна кафедра, возглавляемая Михаилом Григорьевичем Абрам-зоном. Формирование исторического факультета на новой основе, подкреплялось азартом и жаждой научных познаний молодых преподавателей. Именно тогда М. Г. Абрамзон, Т. А. Хворостьянова, М. Н. Потемкина, Н. С. Фролова, А. Г. Дорожкин, А. В. Безруков, Г. И. Лузянин представляли не просто сильнейший преподавательский состав, но и создали основу будущего развития высшего исторического образования в городе.

Отсутствие в течение нескольких десятилетий исторического образования в списке специальностей высшей школы Магнитогорска сформировало определенный «голод». Востребованность позволила получить историческую подготовку не только на историческом факультете, и на так называемом межфаке. Это позволяло приобщить студентов других специальностей, пусть и не в неполном объеме, к познанию исторического прошлого нашей страны и зарубежных стран.

На историческом факультете появились новые кафедры, соответствовавшие статусу классического университета. Значительно поднялась остепененность преподавателей-историков. Имена докторов исторических наук, профессоров М. Г. Абрамзона, М. Н. Потемкиной, Ю. Д. Коробкова, А. Г. Дорожкина стали известны российской и зарубежной научной исторической общественности. В

2000-е гг. истфак, по сути, стал полигоном для отработки новых и интересных специальностей в образовании, например, таких как социология, регионоведение, конфликтология, философия.

Однако преподавание истории велось в Магнитогорске не только в рамках учительских специальностей, но и инженерных. Обратимся теперь к хронике становления и развития другой грани исторического образования - преподаванию истории на технических специальностях в вузах Магнитогорска.

Практика профессиональной подготовки кадров для металлургической отрасли и горного дела, начиная с 1930-х годов, включала обязательный блок социогуманитарных знаний. Исторические дисциплины преподавались для будущих инженеров и в новом высшем техническом учебном заведении (втузе), созданном одновременно с индустриально-педагогическим институтом. Вместе со строительством металлургического комбината уже с 1931 г. в Магнитогорске открылись филиалы свердловских втузов, таких как инженерно-строительный, горнорудный, металлургический, энергетический институты. Осенью 1932 г. на основе объединения этих филиалов возникает горнометаллургический институт. Через два года после ликвидации филиалов уральских втузов создается самостоятельное высшее учебное заведение Магнитогорский горно-металлургический институт (МГМИ) [13, р. 62]. Как при филиалах, так и в новом втузе действовал рабочий факультет (рабфак).

В ноябре 1934 г. в МГМИ была создана первая обществоведческая кафедра - кафедра социально-экономических наук. Тогда еще отсутствовала специальная кафедра истории, гражданская история изучалась только на рабфаке. Небольшой коллектив кафедры социально-экономических наук преподавал политическую экономию, экономическую политику, диалектический материализм и ленинизм1. Последняя дисциплина раскрывала историю коммунистической партии.

В 1936 г. в целях повышения значимости общественных дисциплин отраслевые управления учебных заведений, в том числе и народного комиссариата тяжелой промышленности, определили критерии оценок знаний студентов по социально-экономическим курсам. Основное внимание в этом документе обращалось на самостоятельную работу студентов с первоисточниками, борьбу с буржуазной идеологией2.

После выхода в 1938 г. Постановления ЦК коммунистической партии «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)» произошли существенные изменения в преподавании обществоведческих предметов. В Постановлении подчеркивалось: «Построить преподавание марксистско-ленинской теории в высших учебных заведениях на основе глубокого изучения «Краткого курса истории ВКП(б)». В связи с этим:

а) взамен самостоятельных курсов ленинизма, диалектического и исторического материализма, ввести в вузах единый курс «Основы марксизма-ленинизма», сохранив в учебном плане общее количество часов, отводившееся ранее на социально-экономические дисциплины. Преподавание основ марксистско-ленинской теории в вузах должно начинаться с изучения «Краткого курса истории ВКП(б)», с одновременным изучением первоисточников марксизма-ленинизма. Преподавание политической экономии должно проводиться после изучения «Истории ВКП(б)»;

б) вместо ныне существующих отдельных кафедр диалектического и исторического материализма, ленинизма и истории ВКП(б) создать в вузах единую кафедру марксизма-ленинизма» 3.

В соответствии с этим постановлением в следующем году такие кафедры были организованы в институтах Магнитогорска. Созданная в 1939 г. кафедра основ марксизма-ленинизма МГМИ занимала особое место среди кафедр института. К ней всегда предъявлялись высокие требования. Преподавателями становились чаще всего партийные работники без ученых степеней и званий.

Работа преподавателей этой кафедры находилась под особым контролем партийного руководства. На страницах газеты «Магнитогорский рабочий» порой звучала критика в адрес преподавателей-обществоведов, допускавших элементарную политическую безграмотность студентов 4.

Во исполнение указанного выше постановления ЦК было направлено письмо управления учебными заведениями в Народный комиссариат черной металлургии. В нем отмечалось, что «марксистско-ленинская-сталинская подготовка кадров студенчества и научных специалистов приобретают первостепеннейшее значение и являются первоочередной задачей высшего учебного заведения. По

1 Архив ФГБОУ «МГТУ им. Г.И. Носова». Ф. 60. Оп. 2. Д. 8. Л. 70.

2 Муниципальное казенное учреждение «Городской архив» г. Магнитогорска (далее МКУ ГАМ). Ф. 60. Оп. 1. Д. 9.

Л. 12.

3 Цит. по: Магнитогорский рабочий. 1939. 14 января.

4 Магнитогорский рабочий. 1936. 16 мая.

выполнению этой задачи будет оцениваться работа того или иного учебного заведения»5. Преподаватели-обществоведы должны были «включиться немедленно в научно-исследовательскую работу, разработать план сдачи кандидатского минимума и защиты диссертации и представить этот план в

ГУУЗ не позднее 1 октября». За невыполнение данных требований преподавателя могли освободить

6

от должности .

Жесткие требования ускорили подготовку преподавателями кафедр основ марксизма-ленинизма МГМИ и МГПИ кандидатских диссертаций в области общественных наук 7. В 1947 г. кандидатом наук стала С. И. Гурарий 8.

Хотя в библиотеке МГМИ находилась в основном техническая литература, но в связи с усилением пропаганды значительно увеличилось количество общественно-политических изданий.

Даже в годы Отечественной войны не ослабевала политическая работа среди студенчества. Эти вопросы регулярно выносились на заседания Ученого совета горно-металлургического института. Решения Совета нацеливали на глубокое изучение трудов классиков марксизма-ленинизма, организацию усиленной пропагандистской работы прикрепленных к студенческим группам преподавателей 9.

В начале 1 950-х гг. особое внимание уделялось преподаванию общественных учебных дисциплин. После выхода в 1951 г. Постановления ЦК ВКП(б) «О мерах улучшения преподавания общественных наук в высших учебных заведениях» партийные органы на местах стали требовать исправления указанных в документе недостатков. В Постановлении отмечался «слабый идейно-теоретический уровень большинства лекций и семинарских занятий. В лекциях не всегда давалось глубокое разъяснение идей, содержавшихся в произведениях классиков марксизма-ленинизма, недостаточно раскрывалась коренная противоположность буржуазного и пролетарского мировоззрения, отсутствовала серьезная критика современных идеалистических реакционных теорий в области общественных и естественных наук; слабо пропагандировались преимущества советского социалистического строя перед капиталистическим; материал излагался без должной связи с задачами и практикой социалистического строительства. Семинары во многих случаях сводились к формальному опросу студентов и не способствовали воспитанию сознательного, творческого отношения студентов к изучению теории. Выпускники вузов часто не умели связать положения марксистско-ленинской теории с современными проблемами. Не отвечала требованиям высшей школы научная квалификация преподавателей общественных наук. Обкомы и горкомы партии редко проверяли состояние преподавания общественных наук в вузах» [Цит. по: 7, с. 245-247].

Указания ЦК послужили началом критического оценивания деятельности обществоведов. Челябинский обком партии признал работу кафедр основ марксизма-ленинизма как неудовлетворительную 10. Начался пересмотр кадрового состава этих кафедр. Так, старший преподаватель кафедры основ марксизма-ленинизма МГМИ Б. А. Гернштейн была освобождена от должности в связи с тем, что не сдала кандидатские экзамены и не защитила диссертацию п.

На объединенном заседании кафедр основ марксизма-ленинизма МГМИ и пединститута преподаватель П. М. Соколов предложил активу студенческих групп больше внимания уделять в работе со студентами изучению марксистско-ленинской теории 12. Критика в адрес кафедры основ марксизма-ленинизма горно-металлургического института звучала и со страниц городской газеты. Обвинения в догматизме, отсутствии связи теории и практики и другие резкие оценки со стороны партийных лидеров города требовали перемен в коллективе. С. И. Гурарий была снята с должности заведующей кафедрой13. Возглавил кафедру заведующий такой же кафедрой в Магнитогорском пединституте С. Ф. Глебов. После него заведовал кафедрой кандидат исторических наук М. Ф. Ненашев, выпускник Магнитогорского пединститута.

Обмен педагогическими кадрами между двумя вузами стал проводиться регулярно. Часто это происходило по рекомендации горкома партии. Ужесточение контроля учебного процесса в преподавании истории КПСС со стороны партийных органов наблюдалось и в пединституте.

5 Цит по: МКУ ГАМ. Ф. 60. Оп. 1. Д. 45. Л. 10

6 Цит по: МКУ ГАМ. Ф. 60. Оп. 1. Д. 45. Л. 10.

7 МКУ ГАМ. Ф. 60. Оп. 1. Д. 94. Л. 151.

8 Архив ФГБОУ «МГТУ им. Г.И. Носова». Ф. 60. Оп. 2. Д. 78. Л. 125.

9 Цит. по: МКУ ГАМ. Ф. 60. Оп. 1. Д. 74. Л. 22-24.

10 Магнитогорский рабочий. 1951. 6 марта.

11 Архив ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова». Ф. 60. Оп. 2. Д. 103. Л. 195, 204.

12 МКУ ГАМ. Ф. 60. Оп. 1. Д. 148. Л. 61 об.

13 Магнитогорский рабочий. 1952. 29 февраля.

С 1956/57 учебного года на основании постановления ЦК КПСС от 18 июня 1956 г. в вузах стали изучать самостоятельные курсы: политическую экономию, диалектический и исторический материализм и историю КПСС [6, с. 105].

Представители ректората и партийного бюро МГМИ регулярно посещали заседаниях кафедры, интересовались качеством проводимых занятий и успеваемостью студентов по общественным наукам. Вопросы деятельности кафедры основ марксизма-ленинизма стали ежегодно выноситься на заседания Ученого совета института. На них постоянно оценивался низкий уровень участия преподавателей кафедры в научной работе14. В научных статьях преподавателей часто отсутствовали самостоятельность в исследованиях и научная новизна 15.

В 1965 г. обществоведческие кафедры были вновь реорганизованы. Кафедра марксизма-ленинизма была разделена на кафедру истории КПСС и научного коммунизма и кафедру философии. Заведующим кафедрой истории КПСС и научного коммунизма был утвержден доцент В. А. Патрушев, который успешно руководил коллективом. В 1969 г. он был назначен ректором Магнитогорского государственного педагогического института. В 1979-1988 гг. являлся ректором Кировского государственного педагогического института. Где бы он ни работал, везде оставил добрый след своей деятельности.

Принятое решение ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране» (1966 г.), требовало повысить уровень преподавания общественных наук, укрепить кафедры общественных наук высококвалифицированными преподавателями. Для этого организовывались институты повышения квалификации преподавателей общественных наук 16.

В 1960-1980-е гг. в МГМИ стало больше внимания уделяться научной квалификации преподавательских кадров, работавших на обществоведческих кафедрах. Установились тесные связи с аспирантурой Московского государственного университета, и существенно поднялась остепененность преподавательского состава кафедры истории КПСС и научного коммунизма. Активизация научной работы преподавателей не замедлила сказаться на качестве преподавания 17.

В периоды с 1972 по 1977 и с 1983 по 1991 гг. заведующим кафедрой истории КПСС (рис. 3) являлся И. Ф. Галигузов, пользовавшийся большим авторитетом и уважением среди коллег и студентов. С 1979 по 1983 гг. он был ректором Магнитогорского государственного педагогического института. В 1985 г. защитил докторскую диссертацию и стал первым доктором исторических наук, профессором в МГМИ. Его перу принадлежит немало исторических исследований [2].

Рис.3 Коллектив кафедры истории КПСС и научного коммунизма МГМИ в 1975 г Верхний ряд, слева направо: Полев В.П., Пазд-ников В.С., Ильин Г.И., Суслин В.М., Рагозин В.А., Ульянов А.В.

Средний ряд, справа налево: Сторожен-ко А.М.(преподаватель горного факультета), Злотникова Э.А., Хромова Р.Г., Полева Т.Г., Рыжова В.К., Остапенко М.А., Кузнецова Г.А.(инструктор ГК КПСС), Гиллер Ю.И., Шамраев В. С.

Нижний ряд, слева-направо: Чалышев Н.Д., Резванова Н.В., Галигузов И.Ф. (зав. кафедрой), ДегтяревА.Г., Рубанов А.И.(секретарь парткома МГМИ), Колобова А.М., Кузнецова К.С.

В 1979 г. произошло разделение кафедры истории КПСС и научного коммунизма на две кафедры. На кафедре научного коммунизма плодотворно научными исследованиями занимался доцент, кандидат исторических наук А. Г. Дегтярев [3]. Кафедра истории МГМИ-МГМА-МГТУ часто меняла свое наименование в связи с преподаванием новых учебных дисциплин: в 1990 г. - истории и политологии, в 1993 г. - истории,

14 МКУ ГАМ. Ф. 60. Оп. 1. Д. 201. Л. 19, 20, 22, 25-27, 30, 31, 36.

15 Магнитогорский рабочий. 1959. 18 июля.

16 Архив ФГБОУ «МГТУ им. Г.И. Носова». Ф. 60. Оп. 2. Д. 338. Л. 252.

17 МКУ ГАМ. Ф. 60. Оп. 1. Д. 892. Л. 30-34.

политологии и социологии, в 1994 г. - истории, теории государства и права и социологии, в 2008 г. -истории и социологии. Научная деятельность членов кафедры МГТУ способствовала активизации научной работы студентов (рис. 4).

В настоящее время кафедра всеобщей истории является структурным подразделением Института гуманитарного образования МГТУ им. Г. И. Носова. Новая кафедра образовалась в 2014 г. в

результате объединения кафедр исторического профиля Магнитогорского государственного университета: новой и новейшей истории, истории средних веков и истории древнего мира. В сентябре 2015 г. на этой кафедре стали работать преподаватели кафедры сервиса и туризма, а в 2016 г. - преподаватели кафедры истории России. Ранее в состав кафедры истории России вошла кафедра истории и социологии МГТУ им. Г. И. Носова.

Рис.4 Студенческая научная конференция: «Семья в России: традиции и современность» (2009 г.) Выступает студент Д. Трофимов, в президиуме: Председатель городского собрания депутатов А. О. Морозов и проректор МГТУ С. И. Лукьянов.

Под руководством М. Н. Потемкиной, профессора, доктора исторических наук, кафедра всеобщей истории продолжает традиции прошлых лет в развитии высшего исторического образования. На кафедре работают специалисты высокой квалификации, все преподаватели имеют ученые степени и звания, в их числе пять докторов наук. Коллектив кафедры стремится совершенствовать учебный процесс, проявляет высокую активность в научно-исследовательской деятельности. Ученые кафедры успешно разрабатывают актуальные проблемы античной нумизматики, социальной, культурной истории, микроистории, локальной истории в контексте современных исторических исследований, истории Второй мировой войны и другие темы [5]. Результаты исследований находят отражение в монографиях и научных статьях [1, с. 162-164]. Не остается без внимания и культурно-просветительская деятельность. Студенты под руководством преподавателей участвуют в поисковом отряде «Феникс», проводя поиск военнослужащих, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны.

Выпускники кафедры повышают свою квалификацию в магистратурах и аспирантурах МГТУ, других вузов, а также в зарубежных учебных заведениях (Канада, Чехия, Франция). После окончания университета выпускники трудоустраиваются в организациях и учреждениях области и страны в сфере образования (школы, колледжи, институты, университеты), культуры (музеи, библиотеки, архивы) и органах управления.

Таким образом, проведенный анализ развития высшего исторического образования в г. Магнитогорске показал, что в Магнитогорском государственном педагогическом институте, а затем в Магнитогорском государственном университете проводилась успешная целенаправленная работа по подготовке учителей истории. Школы г. Магнитогорска, Челябинской области и страны получили хорошо подготовленных учителей. Некоторые выпускники занимали руководящие должности во властных структурах.

Преподавание исторических дисциплин в Магнитогорском горно-металлургическом институте, как и при подготовке учителей неисторического профиля в педагогическом институте, в советское время было сопряжено с обязательным выполнением директив партийных органов по изучению истории коммунистической партии и произведений классиков марксизма-ленинизма, документов парии и советского правительства. Ход учебного процесса постоянно контролировался партийными структурами. Лишь в 1960-1980-е гг. наметился существенный рост остепененности педагогов-историков.

В современных условиях преподаватели кафедры всеобщей истории Магнитогорского государственного технического университета ведут активную научную деятельность, сотрудничают с зарубежными учеными, внедряют новые проекты, способствующие повышению качества обучения истории и формированию исторического сознания студенческой молодежи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева С. Л. Гуманитарные науки и гуманитарное образование 2016: новые исследования, концеп-

ции, идеи // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 1. С. 160-168.

2. Галигузов И. Ф., Чурилин М. Е. Флагман отечественной индустрии. История Магнитогорского металлургического комбината им. В. И. Ленина. М.: Мысль, 1978. 251 с.

3. Дегтярев А. Г. Летопись горы Магнитной и города Магнитогорска. Магнитогорск : Магнитогор. по-лигр. предприятие, 1993. 115 с.

4. Исторический факультет 1932-1953 гг.; 1996-2006 гг. / сост. М. Г. Абрамзон, И. Н. Кравцова, А. А. Осипова; под. ред. А. А. Осиповой. Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет, 2006. 56 с.

5. Кафедра всеобщей истории МГТУ им. Г.И. Носова [Электронный ресурс] URL: http://www.magtu.ru/sveden/struct/instituty-fakultety-kafedry/institut-gumanitarnogo-obrazovaniya/kafedry-instituta-gumanitarnogo-obrazovaniya/napravlenie-istoriya-i-sotsiologiya/kafedra-novoj-i-novejshej-istorii.html (дата обращения: 25.01.2019).

6. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). 9-е изд., доп. и испр. 1956-1960. Т. 9. М.: Политиздат, 1986. 574 с.

7. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). 9-е изд., доп. и испр. 1946-1955. Т. 8. М.: Политиздат, 1985. 542 с.

8. Кутыкова И. В. Трансформация отечественного исторического образования: уроки истории // Идеи и Идеалы. 2016. № 3 (29), т. 2. С. 112-126.

9. Люди, дела, традиции. Энциклопедия МаГУ (1932-2012). Научно-исследовательская словарная лаборатория МаГУ; отв. ред. С. Г. Шулежкова. 3-е издание, переработанное и дополненное. Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет, 2012. 546 с.

10. Магнитка и Победа: научно-публицистическое издание, посвященное 65-летию Великой Победы / гл. ред. С. В. Герасимова; науч. ред. М. Н. Потемкина. Магнитогорск: ООО «ПР--Капитал. Издательский Дом», 2010. 300 с.

11. Терехов А. Н. Система исторического образования в России: специфика эволюции в XX в. // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2009. Вып. 1 (17). С. 51-61.

12. Ушмаева К. А. Высшее историческое образование в России (20-90-е годы XX века): монография. Ставрополь: Изд-во СтавГУ, 2008. 498 с.

13. Kolokoltsev V. M., Filatov V. V. Magnitka. Steel and people. Chernye metally. 2016. No. 12. pp. 60-67.

M. N. Potemkina(Magnitogorsk, Russia) V. V. Filatov (Magnitogorsk, Russia)

TEACHING HISTORY AND STUDYING FOR HISTORY DEGREES IN MAGNITOGORSK

(1932-2019)

Abstract. The relevance of investigating the course of teaching and studying for history degrees in Magnitogorsk in the 1930-2000s has encouraged the authors to study the documents concerning undergraduate history courses in two higher educational establishments in Magnitogorsk that were founded during the first 'five-year plan' (in the Soviet Union) - Magnitogorsk State Pedagogical Institute and Magnitogorsk State Mining and Metallurgical Institute (Nosov Magnitogorsk State Technical University). The pedagogical institute trained teachers, and the mining and metallurgical institute trained engineers. The study shows that the training of History teachers took place in the difficult conditions of the reorganization of the 1930s, and resulted in the abolishment of the faculty of History in the early 1950s. However, later, overcoming difficulties, the Faculty of History was formed again and its graduates have been employed not only in schools, but also in universities, management systems and other fields. The lack of candidates and doctors of History was compensated by a creative approach to work, self-education, a desire to share knowledge with students. The second birth of the Faculty of History in the 1990s allowed to provide educational institutions with History teachers. Magnitogorsk State Mining and Metallurgy Institute had its own specifics. Students got History education in classes of Marxism-Leninism doctrine. Future engineers were to study the basics of Marxism-Leninism and communism. The educational process was under constant control of the communist party organs. In the 1960-1980s there were more candidates of History in the staff actively engaged in research work. Currently the Department of General History of NMSTU, with highly qualified personnel successfully solves the problem of teaching undergraduate and graduate students History and doing research work.

Keywords: Magnitogorsk State Pedagogical Institute, Magnitogorsk Mining and Metallurgical Institute, Nosov Magnitogorsk State Technical University, history studies, studying for history degrees, teachers, students, graduates.

REFERENCES

1. Аndreeva S. L. Gumanitarnye nauki i gumanitarnoe obrazovanie 2016: novye issledovaniya, kontseptsii, idei, Humanitarian and educational research, 2017, vol. 1, no. 1, pp. 160-168.

2. Galiguzov I. F., Churilin M. E. Flagman otechestvennoj industrii. Istoriya Magnitogorskogo metallur-gicheskogo kombinata im. V. I. Lenina, Moscow, Mysl', 1978, 251 p.

3. Degtyarev A. G. Letopis' gory Magnitnoj i goroda Magnitogorska, Magnitogorsk, Magnitogor. poligr. predpriyatie, 1993, 115 p.

4. Istoricheskij fakul'tet 1932-1953 gg.; 1996-2006 gg. / sost. M. G. Abramzon, I. N. Kravtsova, A. A. Osipova; pod. red. A. A. Osipovoj, Magnitogorsk, Magnitogorskij gosudarstvennyj universitet, 2006. 56 p.

5. Kafedra vseobshhej istorii MGTU im. G.I. Nosova [Elektronnyj resurs] URL: http://www.magtu.ru/sveden/struct/instituty-fakultety-kafedry/institut-gumanitarnogo-obrazovaniya/kafedry-instituta-gumanitarnogo-obrazovaniya/napravlenie-istoriya-i-sotsiologiya/kafedra-novoj-i-novejshej-istorii.html (data obrashheniya: 25.01.2019).

6. KPSS v rezolyutsiyakh i resheniyakh s"ezdov, konferentsij i plenumov TSK (1898-1986). 9-e izd., dop. i ispr. 1956-1960. T. 9, Moscow, Politizdat, 1986, 574 p.

7. KPSS v rezolyutsiyakh. i resheniyakh s"ezdov, konferentsij i plenumov TSK (1898-1986). 9-e izd., dop. i ispr. 1946-1955, T. 8. Moscow, Politizdat, 1985, 542 p.

8. Kutykova I. V. Transformatsiya otechestvennogo istoricheskogo obrazovaniya: uroki istorii, Ideas and Ideals, 2016, no. 3 (29), vol. 2, pp. 112-126.

9. Lyudi, dela, traditsii. EHntsiklopediya MaGU (1932-2012). Nauchno-issledovatel'skaya slovarnaya labora-toriya MaGU; otv. red. S. G. Shulezhkova. 3-e izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe, Magnitogorsk, Magnitogorskij gosudarstvennyj universitet, 2012, 546 p.

10. Magnitka i Pobeda: nauchno-publitsisticheskoe izdanie, posvyashhennoe 65-letiyu Velikoj Pobedy / gl. red. S. V. Gerasimova; nauch. red. M. N. Potemkina. Magnitogorsk, OOO «PR-Kapital. Izdatel'skij Dom>>, 2010. 300 p.

11. Terekhov A. N. Sistema istoricheskogo obrazovaniya v Rossii: spetsifika ehvolyutsii v XX v., Bulletin of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, 2009, Release 1 (17), pp. 51-61.

12. Ushmaeva K. A. Vysshee istoricheskoe obrazovanie v Rossii (20-90-e gody XX veka): monografiya. Stavropol, Izd-vo StavGU, 2008, 498 p.

13. Kolokoltsev V. M., Filatov V. V. Magnitka. Steel and people. Chernye metally. 2016. No. 12. pp. 60-67.

Потемкина М. Н., Филатов В. В. Высшее историческое образование в г. Магнитогорске (1932-2019 годы) // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 1. С. 34-43.

Potemkina M. N., Filatov V. V. Teaching History and Studying for History Degrees in Magnitogorsk (19322019), Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2019, vol. 3, no 1, pp. 34-43.

Сведения об авторах

Потемкина Марина Николаевна - доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой всеобщей истории Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия; mpotemkina@mail.ru

Филатов Владимир Викторович - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры всеобщей истории Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия; v.philatov@mail.ru

Authors:

Marina N. Potemkina - Professor, Doctor of History, Professor and the Chair of the Department of World History, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), Magnitogorsk, Russia; mpotemkina@mail.ru

Vladimir V. Filatov, Doctor of History, Associate Professor, Professor at the Department of World History, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), Magnitogorsk, Russia; v.philatov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.