Научная статья на тему 'Опыт МГТУ в подготовке кадров высшей квалификации'

Опыт МГТУ в подготовке кадров высшей квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / СИСТЕМА ОТБОРА И ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ / SCIENTIFIC AND RESEARCH-AND-EDUCATIONAL PERSONNEL TRAINING SYSTEM / DOCTORAL STUDIES AND POST-GRADUATE COURSES / REGIONAL QUALIFICATION RAISING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вдовин Константин Николаевич, Гун Геннадий Семёнович

Главной целью научной, научно-технической и инновационной политики системы образования является обеспечение системы подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований. Особое место в этой системе занимает подготовка докторантов и аспирантов, т.е. послевузовское повышение квалификации. Единой системы подготовки научно-педагогических кадров в вузах нет, и каждый занимается этими вопросами самостоятельно. В статье рассматривается опыт и система подготовки кадров в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И. Носова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вдовин Константин Николаевич, Гун Геннадий Семёнович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of scientific and research-and-educational personnel at Magnitogorsk state technical university

The main aim of scientific, research-and-technology and innovation policy of the educational system is to provide a system of specialists training as well as training of scientific and research-and-educational personnel that meet the international qualification requirements. Doctoral studies and post-graduate courses, i. e. post-graduate advanced training, takes a special place in this system. There is no uniform system of research-and-educational personnel training in universities, so each university carries out this work in its own way. The article gives the analysis of experience and the system of personnel training at Magnitogorsk state technical university named after G.I. Nosov.

Текст научной работы на тему «Опыт МГТУ в подготовке кадров высшей квалификации»

К.Н. ВДОВИН, профессор, проректор по научной работе Г. С. ГУН, профессор, советник ректора

Опыт МГТУ в подготовке кадров высшей квалификации

Главной целью научной, научно-технической и инновационной политики системы образования является обеспечение системы подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований. Особое место в этой системе занимает подготовка докторантов и аспирантов, т.е. послевузовское повышение квалификации. Единой системы подготовки научно-педагогических кадров в вузах нет, и каждый занимается этими вопросами самостоятельно. В статье рассматривается опыт и система подготовки кадров в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И. Носова.

Ключевые слова: подготовка кадров высшей квалификации, региональная система повышения квалификации, система отбора и поддержки молодых ученых.

Вся история научной деятельности нашего университета пронизана тесным и эффективным сотрудничеством ученых университета и специалистов промышленных предприятий, причем, как правило, выпускников МГТУ. Известен героический опыт создания уникальной по тем временам технологии производства броневой стали на блюминге Магнитогорского металлургического комбината (ММК) во время Великой Отечественной войны, авторами которой была творческая бригада из специалистов ММК и ученых трех кафедр МГТУ (металлургии стали, обработки металлов давлением, металловедения и термообработки).

При становлении сортопрокатного производства, связанного с освоением новых профилей, получила широкое международное признание прославленная школа магнитогорских калибровщиков (Б.П. Бахтинов, М.М. Штернов, В.А. Курдюмова, Н.Ф. Грицук, И.П. Шулаев, В.П. Полушкин и др.). Успехи эти во многом связаны с совместной научной и образовательной деятельностью МГТУ и ММК.

Из наиболее эффективных форм сотрудничества науки и производства в прошлом можно назвать совместную

деятельность научных коллективов МГТУ под руководством профессора Г.Э. Аркулиса с метизными предприятиями страны (директора заводов Г.В. Бухиник, В.А. Кулеша и др.), в результате которой впервые в стране вуз стал выпускать специалистов-метизников с квалификацией инженера-металлурга и кандидата технических наук.

Еще одним значимым результатом совместных исследований метизников и МГТУ стала новая экологически чистая технология получения биметаллической проволоки композиции «сталь-медь » с использованием низкотемпературной плазмы. Лауреатами Государ-

ственной премии стали как ученые МГМИ, так и специалисты МММЗ и МКЗ (В.Л. Стеблянко, Г.В. Бухиник, Г.Э. Аркулис, В.Л. Трахтенгерц, В.И. Люль-чак, С.М. Вершигора и др.).

В результате обобщения опыта совместной научно-исследовательской деятельности нам удалось разработать и на протяжении последних трех десятилетий реализовать региональную систему повышения квалификации с получением «сертификатов высших категорий» - докторов и кандидатов технических наук. Основные методологические принципы разработанной системы не новы, но именно они обеспечивают системный подход к организации эффективной работы с соискателями ученых степеней.

Одним из главных условий успешного функционирования нашей системы повышения квалификации является грамотный подбор тематики научных исследований, направленных на решение актуальных проблем производства. Причем, если мы хотим быть уверены в успешном завершении исследований, в их результатах должен просматриваться либо экономический эффект, либо улучшение показателей качества готовой продукции. В диссертационной работе должны быть получены обязательно новые научные знания, что возвышает и отличает такие исследования от рядовых прикладных работ, обычно выполняемых техническими службами предприятий в плановом или вынужденном порядке.

Для исследований в области технических наук формируется творческий научный коллектив, которым руководит наиболее авторитетный и компетентный ученый, как правило, доктор наук, профессор. В состав коллектива входят не только доценты, преподаватели, аспиранты и соискатели ученой степени, но и студенты-дипломники

(пятикурсники), студенты 2-4-х курсов, наиболее талантливые первокурсники и даже школьники - будущие студенты. Для молодых исследователей, студентов вуза - это прекрасная школа научной работы. Кроме того, в группе работают специалисты-производственники разного ранга, включая руководителей, работники заводских исследовательских лабораторий, а также ученые и молодые исследователи МГТУ с разных факультетов и кафедр, востребованные в конкретном исследовании.

Преимуществом такого подхода перед специализированными научными коллективами исследовательских институтов является наличие профессионалов различных отраслей знаний: технологов, экономистов, математиков, физиков, экологов, маркетологов и т.д. Недаром же за рубежом практикуется создание независимых экспертно-исследовательских центров при университетах.

Кроме названных, в системе повышения квалификации МГТУ задействован еще целый ряд принципов организации научной деятельности: опора на научный и творческий потенциал участников комплексного коллектива, максимально эффективное использование лабораторно-инструментальной базы различных кафедр МГТУ и подразделений предприятия, обмен полезной информацией и т.д.

Немаловажно, что в МГТУ успешно работают пять докторских специализированных советов по десяти научным специальностям, достаточно широко охватывающим горно-металлургический и энергетический комплексы региона. Кроме традиционных советов по металлургии и горным специальностям, в вузе несколько лет работает уникальный докторский совет, который принимает и обсуждает диссерта-

ции, связанные с качеством продукции в металлургии (председатель - доктор технических наук М.В. Чукин); это единственный в России совет по такой специализации.

Предложенная нами система повышения квалификации реализована на Магнитогорском металлургическом комбинате, Магнитогорском калибровочном и метизно-металлургическом заводах, механо-ремонтном комплексе ММК, на предприятиях Белорецка, Белебея, Баймака, Челябинска, Нижнего Тагила, Ревды, Каменск-Уральско-го, Красноярска, Глазова и других городов страны. Свыше 100 специалистов только Магнитогорского металлургического комбината защитили докторские и кандидатские диссертации в наших диссертационных советах (д-ра техн. наук В.Ф. Рашников, Р.С. Тахаутдинов, С.В. Денисов, канд. техн. наук В.Л. Корнилов, С.К. Носов, А.Д. Носов, В.И. Шмаков, И.В. Виер, Ю.А. Бодяев, В.Е. Хребто и многие другие).

Первые официальные мероприятия по повышению научного уровня специалистов были проведены в 1996 г. по ММК и университету одновременно, когда была создана группа соискателей ученых степеней, работающих над актуальными научно-техническими проблемами. Группы соискателей по таким же принципам были созданы в ЗАО «Комплекс новых технологий» ОАО «ММК», ЗАО «Марс» ОАО «ММК», ОАО «Магнитогорский калибровочный завод», ОАО «Белорецкий металлургический комбинат» и на ряде других предприятий.

При необходимости мы приглашали для работы в творческие коллективы ведущих специалистов из различных организаций. Так была решена одна из проблем качества метизных изделий на Магнитогорском метизнометаллургическом заводе, где на по-

мощь канд. техн. наук, начальнику ЦЛК

A.А. Соколову пришли академик РАН

B.М. Счастливцев, д-р техн. наук И.Л. Яковлева (ИФМ УрО РАН, г. Екатеринбург), профессор МГТУ Н.В. Копцева, специалисты ИТЦ «АУСФЕРР».

Неоднократно приглашались в творческие коллективы челябинские ученые: д-р техн. наук В.Г. Шеркунов, д-р техн. наук Б.А. Чаплыгин, канд. техн. наук В.И. Трусковский.

Эффективно работала группа специалистов МГТУ на Ревдинском метизном заводе. Кроме цикла научных работ, кафедра ММТ провела там обучение специалистов. Больше десятка инженеров получили второе образование.

Профессор Южно-Уральского государственного университета В.Г. Шеркунов (член диссертационного совета МГТУ) возглавил творческий коллектив по решению проблемы качества абразивных материалов. Под его руководством с участием наших специалистов подготовлены и защищены в советах МГТУ и УГТУ докторские и кан-

дидатские диссертации В.А. Павлова, Б.А. Чаплыгина, В.Н. Дятлова и др.

Профессор Сибирского федерального университета Н.Н. Довженко совместно с нашими учеными провели в советах МГТУ защиты диссертаций по разработке новых процессов обработки давлением цветных металлов и сплавов членов возглавляемого им творческого коллектива.

Под руководством профессоров В.М. Колокольцева и К.Н. Вдовина успешно работают научные коллективы Баймакского литейно-механического завода, механо-ремонтного комплекса ММК, завода прокатных валков ММК. Профессор И.Г. Гун возглавил совместный творческий научный коллектив Белебеевского завода «Автонормаль» ЗАО «БелМаг» и кафедры ТССА университета. По новым прогрессивным видам автомобильного крепежа и автокомпонентов успешно защитил докторскую диссертацию генеральный директор ОАО «БелЗАН» Д.М. Закиров, кандидатские диссертации защитили специалисты ОАО «БелЗАН» А.В. Сабадаш, С.С. Скворцова, работники кафедры ТССА и ОАО «БелМаг» И.М. Михайловский, Д.С. Осипов, В.В. Сальников, В.И. Куцепендик и др.

Профессор М.В. Чукин возглавляет сводный научный коллектив ученых городов Уфы и Глазова, производственников ОАО «ММК-МЕТИЗ», ООО «ЗМИ-Профит» и МГТУ (г. Магнитогорск), который занимается разработкой и внедрением нанотехнологий.

Сталеплавильщики университета во главе с деканом, профессором В.А Би-геевым и зав. кафедрой, профессором

В.Н. Селивановым успешно сотрудничают с рядом предприятий, в первую очередь - с ММК. В результате этого сотрудничества защищены докторские и кандидатские диссертации ведущих специалистов ММК: докторская - Р.С.

Тахаутдиновым, кандидатские - Ю.А. Бодяевым, С.К. Носовым, А.Д. Носовым, А.В. Сарычевым и др.

Впечатляющие результаты по листопрокатному производству на базе системного подхода получены научным коллективом под руководством д-ра техн. наук В.М. Салганика (МГТУ) и д-ра техн. наук В.Ф. Рашникова (ММК).

Реализация системы повышения квалификации университета при взаимной заинтересованности руководителей предприятий и вуза, несомненно, эффективна и взаимовыгодна, что подтверждено как экономическими результатами работы предприятий-партнеров, так и карьерным ростом «остепененных» специалистов,вовле-чением и обучением широкого круга молодых специалистов, готовностью выпускников нашего университета успешно разрабатывать, осваивать и развивать высокотехнологичные производства. Свидетельством успешности работы нашего университета с предприятиями стал недавний визит Президента РФ Д.А. Медведева, который провел в г. Магнитогорске заседание Комиссии по модернизации экономики, посвященное подготовке инженерных кадров в России.

На сегодняшний день в университете сложилась система отбора и поддержки талантливых молодых ученых, которые проводят докторские исследования. В вузе издан приказ, в котором соискатели докторской степени независимо от специальности разделены на три группы, т.е. сформирован резерв на ближайшие три - четыре года. Со всеми группами регулярно встречается ректор, обсуждая с соискателями вопросы продвижения работы над диссертациями. На встречах с первой группой (теми, кто предполагает защищать диссертацию в течение ближайших 15 месяцев) оценивается

текущая готовность работы. Вторая группа соискателей (защита через 30 месяцев) также находится под пристальным контролем руководства; для третьей - срок защиты не устанавливается, но люди работают и могут быть переведены в более высокую группу.

Для соискателей докторской степени из первой группы предоставляются возможности публикаций статей на платной основе, поездок на различные конференции. Со второй группой идет работа под контролем проректора по научной работе и советника ректора, которые следят за представлением регулярной отчетности и корректируют те или иные проблемы, возникающие в ходе работы над диссертацией.

При подготовке аспирантов наш вуз руководствуется Положением «О подготовке научно-педагогическихи научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ». В соответствии с этим Положением руководить аспирантами должны доктора наук, профиль научной работы которых должен совпадать с направлением исследования в диссертации. Лишь в порядке исключения - по рекомендации кафедры и решением совета университета - к руководству допускаются кандидаты наук.

В вузе подготовка аспирантов ведется по 26 научным специальностям и пяти отраслям науки (биологические, технические, педагогические, экономические и науки о земле).

В настоящее время университет получил большое количество грантов, в которых могут участвовать аспиранты; финансовые средства, заложенные там, не маленькие, например гранты по ФЦП могут быть до 500 тыс. руб. Мы регулярно проводим конкурс на получение гранта ректора для студентов и аспирантов, занимающихся научной работой. Есть возможность попытать

свои силы, участвуя в конкурсе У.М.Н.И.К., т. е. при желании и трудолюбии аспиранты могут существенно пополнить свой бюджет. По итогам конкурсов федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. по мероприятию «Проведение научных исследований целевыми аспирантами» заключено восемь государственных контрактов. В 2010 г. фондом подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» один из аспирантов кафедры промышленного транспорта был награжден поощрительной премией в размере 10 000 руб.

Нельзя не сказать о ФЗ №217, который, с одной стороны, мог бы стать серьезным подспорьем в работе аспирантов, но, с другой стороны, введение его в действие пока проблематично. Вместе с тем первые предприятия в университете уже созданы. Коллектив аспирантов разных специальностей предложил создать малое предприятие по утилизации автомобильных шин. Их предложение было не только экономически обосновано, но и подкреплено интеллектуальной собственностью, что позволило университету оказать помощь в открытии этого малого предприятия.

В университете хорошо поставлена работа в области патентной деятельности. Еще со студенческой скамьи факультативно проводится обучение по подготовке заявок на изобретения. С 2008 по 2011 гг. девять аспирантов получили патенты на изобретения, 15 - патенты на полезные модели, 22 аспиранта получили свидетельства о государственной регистрации программ ЭВМ/БД. Количество докладов на различных конференциях за этот же период составило более 300, особенно выделяется Институт горных технологий и транспорта.

Значимой составляющей успешной работы аспиранта является наличие у него грамотного научного руководителя, который должен не только знать тонкости своего предмета, но и быть в прямом смысле Учителем. Чтобы аспирант был заинтересован в научной работе, необходимо еще со студенческой скамьи, хотя бы с третьего курса, начинать с ним заниматься: учить решать различного рода технологические и научные проблемы, стараться привить любовь к науке, которая не терпит ленивых и неорганизованных. Здесь многое зависит от личности научного руководителя. Важен также контроль работы аспирантов со стороны заведующего кафедрой и декана факультета.

В нашем вузе обучение в аспирантуре проводится на основании Временных требований к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования. Каждый аспирант обязан заполнить индивидуальный план работы на весь срок учебы в аспирантуре. В этом плане отражается актуальность предстоящей работы, дается краткий перечень работ на три года и расписаны подробные годичные планы (сдача кандидатского минимума, работа с литературой, теоретические расчеты, экспериментальная работа в лаборатории или на производстве, написание статей, педагогическая практика).

За время обучения аспирант обязан изучить теоретические и методологические основы техники и технологии, осмыслить философские вопросы, касающиеся его специальности, совершенствоваться в изучении иностранного языка для использования его в профессиональной деятельности, подготовиться к профессиональной педагогической деятельности. Основная образовательная программа подготов-

ки аспирантов включает три образовательные составляющие:

1) образовательно-профессиональные дисциплины (общий объем -480 часов). В этот раздел входят: иностранный язык, история и философия науки, специальные дисциплины отрасли наук и научной специальности, в том числе дисциплины по выбору аспиранта;

2) педагогическая практика (100 часов);

3) факультативные дисциплины (500 часов).

Суммарное время на освоение образовательного компонента программы составляет 1080 часов (20 недель).

Программы учебных дисциплин разработаны университетом на основе паспортов научных специальностей и с учетом особенностей сложившихся научных школ.

Факультативные дисциплины не являются обязательными. Часы, отведенные на факультативные дисциплины, можно использовать как для теоретического обучения, так и для научно-исследовательской работы или для получения квалификации «Преподаватель высшей школы». В нашем университете к факультативным дисциплинам относятся педагогика и психология высшей школы, защита интеллектуальной собственности.

Занятия с аспирантами ведут наиболее квалифицированные педагоги (в основном доктора наук). Каждый аспирант, кроме индивидуального плана, имеет зачетную книжку, куда заносятся результаты его учебы.

В университете есть заочная форма обучения в аспирантуре, в которой учится более 80 человек, ежегодно защищают диссертации в срок 5-6 человек. За последние три года аспирантами - работниками университета защищено 28 диссертаций.

Ежегодная аттестация аспирантов проводится как на заседаниях кафедр, так и на заседаниях советов факультетов. Кроме того, аспиранты выпускного года обучения за полгода до окончания аспирантуры публично докладывают проректору по научной работе о состоянии дел по подготовке диссертации к защите. Прежде чем выйти на защиту, аспирант делает доклад по диссертации на объединенных семинарах по смежным специальностям. Перед семинаром каждая работа проходит рецензирование, которое осуществляют ведущие специалисты (преимущественно члены совета). Все это способствует ритмичной работе аспирантов и своевременному выходу их на защиту.

Хочется поделиться своим мнением о критериях оценки работы аспирантуры. Показатели аккредитации требуют от вузов своевременной защиты диссертаций, особенно целевыми аспирантами, при этом университет должен иметь не менее четырех аспирантов на 100 студентов дневной формы обучения. Такое регламентированное количество ничем не обосновано. Ведь этого показателя не позволяют достичь даже конкретные цифры приема, выделяемые вузам. Нам кажется, что такой двойственный показатель можно было бы без ущерба убрать, а оценивать работу не по числу аспирантов, защитившихся в срок, а по числу защит, проведенных в том или ином диссертационном совете. Кроме того, нужно увеличить до четырех лет срок обучения в аспирантуре, что очень

важно для технических, химических, биологических и других наук, где требуется практическая апробация результатов диссертационных работ.

Для повышения эффективности работы аспирантуры и докторантуры необходимо создать предпосылки для реализации непрерывного цикла воспроизводства кадров по цепочке: одаренные школьники - перспективные студенты - элитные магистранты -способные аспиранты - научный сотрудник высшей квалификации.

Важнейшими мерами в решении вопросов подготовки кадров высшей квалификации, на наш взгляд, являются следующие: увеличение контингента аспирантов и особенно докторантов и соискателей, повышение интеллектуального уровня аспирантов, создание системы материального стимулирования аспирантов и докторантов, научных руководителей и научных консультантов, создание новых диссертационных советов по техническим и гуманитарным наукам.

Подводя итог, хочется сказать, что проблем в подготовке кадров высшей квалификации еще много и не все они связаны непосредственно с вузами: есть вопросы, которые необходимо решать на более высоком уровне.

VDOVIN K, GUN G. TRAINING OF SCIENTIFIC AND RESEARCH-AND-EDUCATIONAL PERSONNEL AT MAGNITOGORSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY The main aim of scientific, research-and-technology and innovation policy of the educational system is to provide a system of specialists training as well as training of scientific and research-and-educational personnel that meet the international qualification requirements. Doctoral studies and post-graduate courses, i. e. post-graduate advanced training, takes a special place in this system. There is no uniform system of research-and-educational personnel training in universities, so each university carries out this work in its own way. The article gives the analysis of experience and the system of personnel training at Magnitogorsk state technical university named after G.I. Nosov.

Key words: scientific and research-and-educational personnel training system, doctoral studies and post-graduate courses, regional qualification raising system.

С.И. ЛУКЬЯНОВ, профессор, проректор по инновационным технологиям и инвестициям Э.Ю. МЕЩЕРЯКОВ, доцент, начальник информационно аналитического отдела

Научноинновационная деятельность МГТУ им. Г.И. Носова

Стратегической целью развития экономики страны является переход на инновационный путь развития. Важная роль в этом процессе отводится вузам. В статье приведены результаты формирования инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И. Носова.

Ключевые слова: инновационная инфраструктура; коммерциализация и трансфер результатов интеллектуальной деятельности; подготовка и переподготовка кадров; малые предприятия.

Решение задачи успешной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности прямо связано с созданием в университетах развитой инновационной инфраструктуры, обеспечивающей соответствующие условия на всех стадиях создания инновационного продукта.

В настоящее время в МГТУ им. Г.И. Носова сформирована инновационная структура, нацеленная на коммерциализацию и трансфер интеллектуальной собственности университета, кадровое обеспечение инновационной деятельности, создание и инкубирование малых инновационных предприятий, на поддержку и развитие среды генерации знаний. Инновационная инфра-

структура МГТУ (рис.) представлена как структурными подразделениями университета, так и созданными с его участием юридическими лицами, обеспечивающими доведение результатов интеллектуальной деятельности до коммерческого продукта, а также структурную и финансовую поддержку инновационных проектов на всех этапах продвижения инновации от идеи до промышленной серии.

Созданы и работают следующие подразделения: инновационно-технологический центр (ИТЦ); консалтинговая группа (КГ); информационно-аналитический отдел (ИАО); информационно-рекламно-выставочный центр (ИРВЦ); рабочая группа (РГ) норма-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.