Научная статья на тему 'Исторические факультеты педагогических вузов Восточной Сибири на этапе становления (1930-е - середина 1950-х гг. )'

Исторические факультеты педагогических вузов Восточной Сибири на этапе становления (1930-е - середина 1950-х гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
679
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИДЕОЛОГИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / EASTERN SIBERIA / HIGHER EDUCATION / HISTORY EDUCATION / IDEOLOGY / TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулакова Яна Викторовна

Процесс становления историко-педагогического образования в высшей школе Восточной Сибири проходил в 1930-е середине 1950-х гг. На данном этапе вузы Иркутска, Читы, Красноярска и Улан-Удэ решали ряд схожих проблем, связанных с набором студентов, нехваткой педагогических кадров, организацией учебного процесса. Автор приходит к выводу о том, что развитие исторических факультетов в педагогических вузах проходило в русле общегосударственных установок, среди которых главным было формирование личности учителя истории пропагандиста и воспитателя коммунистических идей в советском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулакова Яна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Departments of history in pedagogical higher education institutions of Eastern Siberia, 1930s - mid-1950s

The Soviet education system was largely developed during the 1930s when secondary schools and universities were founded throughout the USSR, including Eastern Siberia. The nature of history education was also largely defined during these years. It was based on party political doctrine and taught the role of communism as the proper and legitimate form of government. History teachers in Eastern Siberia were educated at pedagogical institutes in Irkutsk, Ulan-Ude, Chita and Krasnoyarsk. Right through the mid-1950s these institutes were still developing their approach and solving problems ranging from the sourcing of teachers and students to developing curricula and defining teaching methods. The educational process in these institutions included academic classes, practice teaching and public speaking in the community. It was designed to develop the right personality in the graduates, who would be entrusted with teaching history and therefore effectively, the legitimacy of the communist system. The development of the education process for history teachers was critical not only to meet the need for history teachers in schools but also to fill positions in regional party organizations.

Текст научной работы на тему «Исторические факультеты педагогических вузов Восточной Сибири на этапе становления (1930-е - середина 1950-х гг. )»

РАКУРСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ: ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.637:9(571.5)(091) Я.В. Кулакова*

исторические факультеты педагогических вузов восточной сибири на этапе становления

(1930-е - середина 1950-х гг.)

Процесс становления историко-педагогического образования в высшей школе Восточной Сибири проходил в 1930-е - середине 1950-х гг. На данном этапе вузы Иркутска, Читы, Красноярска и Улан-Удэ решали ряд схожих проблем, связанных с набором студентов, нехваткой педагогических кадров, организацией учебного процесса. Автор приходит к выводу о том, что развитие исторических факультетов в педагогических вузах проходило в русле общегосударственных установок, среди которых главным было формирование личности учителя истории - пропагандиста и воспитателя коммунистических идей в советском обществе.

Ключевые слова: Восточная Сибирь, высшее образование, историческое образование, идеология, методика преподавания

Departments of history in pedagogical higher education institutions of Eastern Siberia, 1930s - mid-1950s. YANA V. KULAKOVA (Irkutsk State University)

The Soviet education system was largely developed during the 1930s when secondary schools and universities were founded throughout the USSR, including Eastern Siberia. The nature of history education was also largely defined during these years. It was based on party political doctrine and taught the role of communism as the proper and legitimate form of government. History teachers in Eastern Siberia were educated at pedagogical institutes in Irkutsk, Ulan-Ude, Chita and Krasnoyarsk. Right through the mid-1950s these institutes were still developing their approach and solving problems ranging from the sourcing of teachers and students to developing curricula and defining teaching methods. The educational process in these institutions included academic classes, practice teaching and public speaking in the community. It was designed to develop the right personality in the graduates, who would be entrusted with teaching history and therefore effectively, the legitimacy of the communist system. The development of the education process for history teachers was critical not only to meet the need for history teachers in schools but also to fill positions in regional party organizations.

Keywords: Eastern Siberia, higher education, history education, ideology, teaching methods

Высшее образование является системообразующим фактором развития любого государства и определят его интеллектуальный уровень. В России исторически сложилось так, что инициатором

развития системы образования выступало само государство, а не общество со своими потребностями в интеллектуальном росте, тем самым произошло «огосударствление» образовательной

* КУЛАКОВА Яна Викторовна, соискатель кафедры истории и методики Педагогического института Иркутского государственного университета. E-mail: yanikk1989@mail.ru © Кулакова Я.В., 2016

политики, что в особенности прослеживается в годы существования СССР. В это время система образования была полностью подчинена государству и рассматривалась им как один из факторов движения страны «к светлому будущему». Путь к коммунизму и политический курс партии не могли быть обоснованы без обращения к истории, поэтому подготовка учителей истории в СССР стала делом государственной важности.

Цель данной статьи - изучить опыт становления высшего историко-педагогического образования в Восточной Сибири, выявить общие и особенные черты в его развитии как на общегосударственном, так и региональном уровнях.

Процесс развития системы исторического образования в СССР начался в 1930-е гг. и шел параллельно процессам становления средней и высшей школы. Подход к организации обучения историков полностью отражал задачи, которые ставило перед ними государство. Учитель должен был обладать широким кругозором, фундаментальными знаниями по общественным наукам и специальным дисциплинам, содержание которых определялось партией и центрами академической науки. К тому же он должен был суметь воспитать в учениках высокие морально-политические качества, чувства советского патриотизма и социалистического интернационализма, уважения к национальному достоинству и национальной культуре. В рамках таких государственных установок формировалось педагогическое образование с его исторической составляющей, в том числе в Восточно-Сибирском регионе.

Подготовку учителей истории в Восточной Сибири осуществляли четыре педагогических института: Иркутский государственный педагогический институт (ИГПИ, 1931 г.), Бурят-Монгольский государственный педагогический институт (БМГПИ, 1932 г.), Читинский государственный педагогический институт (ЧГПИ, 1938 г.), Красноярский государственный педагогический институт (КГПИ, 1932 г.)1. Для скорейшего решения кадровой проблемы в регионе при вузах создавались Учительские институты и заочные отделения.

Изначально педагогические вузы испытывали большие трудности с набором студентов, особенно на исторические факультеты. Такой провал стал следствием образовательной политики 1920-х гг., когда история была заменена обществоведением и исключена из школьных программ. Незнание предмета, а также невысокий образовательный уровень населения становились препятствием для будущих студентов. Согласно перепи-

1 Исторический факультет открыт в 1942 г.

си 1926 г., грамотность населения по Сибирскому и Бурят-Монгольскому районам составляла 46% среди мужчин и 19% среди женщин [1, с. 26-29]. К тому же постановление СНК СССР «О преимущественном приеме в высшие учебные заведения представителей пролетариата и беднейшего крестьянства» (1930 г.) сказалось как на количественном, так и на качественном составе студентов. Первые выпуски истфаков были малочисленны: ИГПИ (1934 г.) - 22 человека, БМГПИ (1941 г.) -10 человек, КГПИ (1946 г.) - 23 человека [3, с. 58; 4, с. 11; 2, с. 24]. Однако к 1955 г. выпуск учителей истории в каждом институте на очном отделении составлял в среднем 40-50 человек.

Сложность существования исторических факультетов педвузов Восточной Сибири также была связана и с отсутствием квалифицированного преподавательского состава. Кадровая проблема в каждом из вузов решалась двумя путями:

- через Наркомпрос, который присылал в регионы опытных преподавателей;

- путем привлечения совместителей и выпускников вуза.

Успешность решения кадровой проблемы напрямую зависела от времени открытия вуза и места его нахождения. Например, в Иркутске уже существовал квалифицированный состав историков, которые работали в Иркутском государственном университете. В связи с реорганизацией ИГУ и закрытием истфака часть преподавателей (Н.Н. Козьмин, В.П. Денисов, Р.А. Знаменская) получила возможность работать в Иркутском пединституте. Оказавшись под руководством историков, прошедших обучение в Институте Красной профессуры, М.А. Гудошникова и А.Ф. Остальце-вой, исторический факультет ИГПИ достаточно быстро развернул работу по подготовке учительских кадров для школ города и области. В 1934 г. преподавательский состав пополнился первыми выпускниками факультета - В.И. Дуловым, О.И. Кашик, Г.С Мальцевым, Л.И. Черенцовым.

Формирование профессорско-преподавательских коллективов БМГПИ, ЧГПИ и КГПИ было более затруднительным. Отсутствие кадрового потенциала в регионах и открытие факультетов накануне войны значительно затормозили их становление. Например, кафедра истории БМГПИ на момент ее открытия состояла из двух сотрудников Иркутского педагогического института - Н.Н. Козьмина и В.П. Денисова, что предопределило закрытие кафедры в связи с их отъездом из Верхнеудинска. Когда в республике был накоплен кадровый потенциал, кафедра истории была восстановлена и продолжила свою деятельность начиная с 1938 г.

2016 • № 4 • гуманитарные исследования в восточной сивири и на дальнем востоке

19

Обеспеченность педагогическими кадрами в ЧГПИ также была невысока. Кафедрой истории заведовал Виктор Григорьевич Изгачев, который в 1940 г. защитил диссертацию и стал одним из первых кандидатов наук в Читинском пединституте. Нам не удалось установить количественный состав кафедры на момент ее открытия, сохранившиеся материалы содержат информацию только о сотрудниках, работавших на кафедре в 1943 г. Это были: В.Г. Изгачев, Зисман, Т.Ф. Лобачева, Л.С. Клер, Е.М. Кущ, Зимин, А.М. Соколова (Государственный архив Забайкальского края, далее -ГАЗК. Ф. р-177. Оп. 1. Д. 3. Л. 169).

Негативно отразились на решении кадрового вопроса репрессии и уход многих преподавателей на фронт. В ходе репрессий погибли историки ИГПИ - Н.Н. Козьмин, Р.А. Знаменская, на фронт ушли преподаватели ИГПИ - Г.С. Мальцев, П.А. Уваров, А.Ф. Потапов, Н.М. Титов, ЛИ. Че-ренцов. Чтобы поддерживать деятельность вузов в это трудное время, на исторические факультеты принимали преподавателей, эвакуированных из Центральной части СССР. Так, в октябре 1942 г. на кафедру истории ИГПИ пришел работать к.и.н. В.В. Штокман, а кафедру истории БМГПИ пополнили В.П. Тюшев и к.и.н. Н.С. Чеботарев, который стал заведовать кафедрой (Государственный архив Иркутской области, далее - ГАИО. Ф. р-842. Оп. 1. Д. 144. Л. 19), [4, с. 11].

Окончательно преподавательские коллективы исторических факультетов были сформированы к середине 1950-х гг. Приведенные в таблице 1 данные показывают количественный и качественный рост профессорско-преподавательского состава исторических факультетов.

С 1936 г. студенты педагогических вузов обучались по стабильным учебным планам, которые были рассчитаны на четырехгодичный срок обучения. По окончании вуза студентам присваивалась квалификация учителя истории средней школы. Структура плана и состав дисциплин отражали подход государства к задачам обучения и воспитания. Среди общих дисциплин, предусмотренных планом, изучались: педагогика (128 час.), психология (66 час.), педология, военное дело, физическая культура, иностранные языки. Обязательным было изучение обществоведческих дисциплин, которые формировали мировоззрение студента: ленинизм (64 час.), политэкономическая теория (124 час.), диалектический и исторический материализм (124 час.). Специальные дисциплины включали в себя историю древнего мира (168 час.), историю средних веков (168 час.), историю колониальных и зависимых стран (64 час.), новую историю (320 час.), историю СССР (480 час.), методику истории (84 час.).

В связи с начавшейся войной учебные планы были изменены, происходило их уплотнение, так как с 1941 г. институты переводились на 3-х годичный срок обучения. Новыми планами предусматривалось сокращение часов по общественным дисциплинам, что позволило увеличить учебное время на изучение специальных дисциплин. В учебных программах значительно выросли объемы и содержание тех тем и разделов, которые способствовали патриотическому воспитанию студентов. Например, на историческом факультете ИГПИ читали курс «Методика и организация политико-просветительской работы в Красной Армии», в ЧГПИ -«Военное прошлое русского народа».

Таблица 1

Институт На момент открытия факультета 1955 г.

Количество преподавателей Остепененность Количество преподавателей Остепененность

ИГПИ 5 0 11 45

БМГПИ 2 0 10 90

ЧГПИ - - 8 62

КГПИ - - 12 66

Источник: ГАЗК. Ф. р-177. Оп. 1. Д. 3. Л. 66; Д. 94. Л. 17; Государственный архив Красноярского края, далее -ГАКК. Ф. 2217. Оп. 1. Д. 302. Л. 73; Государственный архив Республики Бурятия, далее - ГАРБ. Оп. 1. Д. 135. Л. 1; ГАИО. Ф. р-842. Оп. 1. Д. 338. Л. 120, 133а

После утверждения стабильных учебных планов создавалась необходимость в обеспечении учебного процесса программами и литературой. В научно-популярных исторических журналах («Историк-марксист», «Борьба классов», «Исторический журнал») долгое время велись дискуссии между видными учеными и педагогами о содержательной стороне учебных материалов. В результате были выработаны определенные требования идеологического характера, которые применялись к содержанию учебного процесса, научной и учебной литературе, а также методам преподавания. Апогеем издательской деятельности стал «Краткий курс ВКП(б)» (1938 г.), на который должны были ориентироваться в учебном процессе преподаватели исторических дисциплин.

Для кардинального обновления литературы необходимо было время. К тому же большинство библиотек в регионе, в том числе в самих пединститутах, только формировалось. В связи с этим в педагогических вузах Восточной Сибири долгое время отсутствовал специализированный книжный фонд. В отчетах институтов отмечается, что исторические факультеты в достаточном количестве были обеспечены литературой по истории СССР до XX в. и средневековой истории. В основном не хватало учебников по истории СССР XX в. и новой истории, то есть тех периодов, которые считались наиболее важными в жизни Советского государства (ГАИО. Ф. р-842. Оп. 1. Д. 81. Л. 5; ГАКК. Ф. р-2217. Оп. 1. Д. 23. Л. 26). Чтобы обеспечивать студентов необходимыми материалами, использовались различные методы: перепечатывание отдельных глав из дореволюционных учебников, стенографирование лекций и их тиражирование.

Содержательную сторону учебного процесса определяли также учебные программы, которые были едиными для всех вузов и разрабатывались Наркомпросом. Обеспеченность программами исторических факультетов педвузов Восточной Сибири была разной. Например, исторический факультет ИГПИ к 1939 г. имел программы по основным дисциплинам: истории СССР (впервые), истории древнего мира, средних веков, новой истории, истории колониальных и зависимых стран, а также по факультативным занятиям - экономической географии (1 курс) и историографии (2-4 курсы) (ГАИО. Ф. р-842. Оп. 1. Д. 75. Л. 4-5). Исторические факультеты БМГПИ, ЧГПИ, КГПИ полностью удалось обеспечить программами только в послевоенное время.

Для устранения проблем, связанных с нехваткой учебных программ и литературы, на истори-

ческих факультетах организовывали специализированные кабинеты истории, которые занимались выставками новинок исторической литературы, книг для подготовки к экзаменам, изготовлением карт и наглядных пособий. В кабинетах истории студенты получали возможность заниматься в свободное от учебы время и пользоваться необходимыми учебными материалами. Для удобства студентов кабинеты истории работали во второй половине дня, а в период экзаменационных сессий - целый день.

В годы войны такие кабинеты играли особую роль в жизни исторических факультетов. Их деятельность была связана с реалиями военного времени и направлена на поддержку патриотических чувств студентов и преподавателей. Кабинеты истории вели библиографическую работу, составляли документальные списки, подбирали газетные вырезки по вопросам, связанным с Великой Отечественной войной, организовывали беседы со студентами и преподавателями, проводили показы исторических фильмов.

Огромную роль в становлении учебного процесса в педагогических вузах играли методы преподавания. Появившиеся в результате образовательных реформ 1920-х гг. методы - лабора-торно-бригадный и метод проектов - значительно ограничивали роль преподавателя в образовательном процессе, а также негативно отражались на самостоятельной работе студентов. К концу 1920-х гг. правительство осознало неэффективность многих нововведений и решило вернуть в школу традиционные методы преподавания и формы проведения занятий, которыми были лекции, семинары, коллоквиумы.

Единообразие учебников, программ и методов преподавания сказалось на становлении концептуальной основы советской системы исторического образования. Любые отступления от восприятия и толкования истории на марксистской основе не допускались, что привело к формированию одностороннего видения исторического процесса, без понимания всего многообразия сторон жизни людей в обществе. При проведении занятий историкам приходилось связывать историческое прошлое с современностью, ориентироваться на работы лидеров партии и различные постановления.

В соответствии с таким подходом государства к историческому образованию основная задача кафедр исторических факультетов заключалась в повышении качества проводимых занятий. Например, заведующая кафедрой всеобщей истории ИГПИ А.Ф. Остальцева говорила: «В качестве образца, за который мы должны бороться, являет-

ся учебник истории ВКП(б). С точки зрения этих требований и с точки зрения требований, предъявляемых в постановлении ЦК партии, основной недостаток лекций на исторических курсах заключается в слабом умении сочетать общие положения марксизма с конкретным материалом. Лекции должны быть построены так, чтобы основные положения марксизма являлись узловым моментом лекции и развертывались бы на конкретном материале» (ГАИО. Ф. р-842. Оп. 1. Д. 81. Л. 4). Как видно, в толковании истории складывалась определенная схема, в которой неизменной были организующая роль партии под руководством вождя, безупречность её стратегии и превосходство советского строя над другими режимами.

В годы Великой Отечественной войны содержание исторических дисциплин определялось происходящими в стране событиями и использовалось как одно из средств манипуляции сознанием людей, воспитания в них боевого духа и патриотизма. С одной стороны, на занятиях выяснялись исторические корни возникновения и развития фашизма, с другой - популяризировались образы русских героев - Александра Невского, Дмитрия Донского, Михаила Кутузова, Александра Суворова. Например, при изучении истории древнего мира выделялись разделы, посвященные сопротивлению народов против рабовладельческих государств, обращалось внимание на разоблачение фашистской расовой теории в истории доклассового общества. В курсе истории средних веков раскрывался «справедливый характер» борьбы славянских народов против немецких завоевателей. Программа курса истории нового времени предусматривала разоблачение агрессивности германского империализма. В противовес этому в курсе истории СССР подчеркивалась роль русского народа в борьбе за независимость Русского государства на разных этапах его существования.

В послевоенные годы идеологический контроль со стороны партии усилился, что отразилось на преподавании истории. В 1946 г. перед вузами были определены две задачи: повышение идейно-политического уровня учебно-воспитательной работы и реализация постановлений Всероссийского совещания директоров педагогических вузов. В основу идеолого-политической и учебно-воспитательной работы институтов были положены постановления ЦК ВКП(б) по идеологической работе. По мнению государства, выполнение этих постановлений должно было обеспечить формирование советского учителя, владеющего марксистско-ленинской теорией и способного успешно применять свои знания на практике.

Согласно постановлениям, во всех курсах была широко развернута критика всевозможных «реакционных буржуазных теорий и фашистских извращений», т.е. взглядов западноевропейских историков, их работ и подходов к интерпретации прошлого. Преподавателям рекомендовалось больше внимания уделять роли славян в исторических процессах и развитии мировой культуры.

В этот период в процессе обучения преподаватели опирались на труды советских ученых-историографов и различные статьи идейной направленности: «О преподавании отечественной истории», «Замечания на лекции академика Минца», а также работы, критикующие книгу М. Рубинштейна «Русская историография». По-прежнему было обязательным освещение исторических взглядов основоположников и классиков марксизма.

Такое внимательное отношение к содержанию исторических дисциплин стало следствием постоянного контроля идейного уровня лекций и семинаров со стороны заведующих кафедрами, которые систематически посещали занятия преподавателей, а затем на заседаниях кафедры разбирали их недостатки.

В процессе обучения наряду с лекциями проводились семинары. В период подготовки к семинарским занятиям и на самих занятиях студенты приобретали навыки анализа и оценки фактов и явлений, обобщения накопленных знаний, т.е. навыки исследовательской работы. Такие занятия проводились в обычной форме: опросы, работа в группах и др. Наряду с лекциями и семинарами, периодически проводились коллоквиумы. Их применяли в целях упорядочения работы студентов и установления контроля над их работой.

Особое место в системе подготовки учителей истории занимала самостоятельна работа. В период становления педагогических институтов самостоятельная работа подразумевала под собой изучение источника и его конспектирование. В роли основных источников выступали труды классиков марксизма-ленинизма и работы И.В. Сталина. Для студентов первых курсов устраивали специальные собрания, на которых учили работать с книгой и правильно ее конспектировать. Чтобы стимулировать студентов к более подробной и тщательной работе с источником, проводили конкурсы на лучший конспект по работам лидера партии.

В послевоенное время важным нововведением в учебном процессе стали курсовые работы. На первом курсе при написании такого вида работ использовалось 3-4 монографии, а на третьем курсе привлекался уже более широкий круг источников и научных исследований.

Я.В. КУЛАКОВА

Важной составляющей учебного процесса и подготовки учителей истории была практика. Она подразделялась на два вида: педагогическую и специальную. Прохождение практики включало в себя: общее ознакомление со школами, учебную и воспитательную работу со школьниками, организационно-педагогическою деятельность, внешкольную работу и работу с детской комсомольской организацией. Всего на такую деятельность отводилось около 72 часов. В конце практики проводилась конференция с докладами студентов на тему: «Опыт моей работы в школе». Таким образом, практика стала важной составляющей процесса подготовки учителей истории в Восточной Сибири.

Педагогическая практика способствовала укреплению связей между педвузами и школами. В связи с постепенным ростом практической составляющей в учебных планах, для педагогических институтов выделялись базовые школы. К 1955 г. для ЧГПИ базовыми стали школы № 2, 3, 5 г. Читы, для КГПИ - школа № 11 г. Красноярска, для БМГПИ - школа № 6 г. Улан-Удэ, для ИГПИ -1-я женская средняя школа им. Ленина и 7-я семилетняя мужская школа (ГАЗК. Ф. р-177. Оп. 1. Д. 57. Л. 34; ГАКК. Ф. р-2217. Оп. 1. Д. 310. Л. 6; ГАРБ. Ф. р-666. Оп. 1. Д. 17. Л. 7; ГАИО. Ф. р-842. Оп. 1. Д. 171. Л. 64).

Однако связь пединститутов со школами не ограничивалась лишь педагогической практикой. Вузы проводили огромную работу с учителями и директорами школ в плане повышения уровня их идейной и профессиональной квалификации.

Методическая работа с учителями на начальном этапе деятельности педвузов заключалась в проведении научно-методических семинаров, конференций, совещаний, консультаций, родительских лекториев. Связывала институты и школы научно-исследовательская работа преподавателей, которые изучали опыт работы школ и лучших учителей. Также преподаватели института принимали участие в проведении экзаменов в школах на аттестат зрелости.

Задачи, которые были возложены на историческое образование, не могли быть реализованы посредством одного учебного процесса, поэтому общественно-массовая и воспитательная работа в педагогических вузах была также направлена на всестороннее формирование учителя-коммуниста. Она велась по нескольким линиям: через кафедры, деканаты, комсомол и профсоюз.

Особое место в вузе занимали партийные организации, которые имели право контролировать все направления вузовской работы и заниматься

идейно-политическим воспитанием студентов и преподавателей. Особенно возросло их значение после выхода «Краткого курса ВКП(б)», который помимо учебного процесса изучали в ходе партийной и комсомольской учебы.

Партийная и комсомольская организации требовали от своих членов выполнения авангардной роли в учебе, рассматривая ее как важное партийное или комсомольское поручение. Совместно с профсоюзами они выступали организаторами социалистического соревнования и ударничества, вели борьбу за повышение успеваемости и культурного уровня обучающихся.

В 1930-е гг. студенты и преподаватели педвузов не занимались активной общественной работой. Привлечение к такому виду деятельности совпало с началом Великой Отечественной войны, когда преподаватели массово стали выступать перед населением города и области с лекциями по общественно-политической тематике. С окончанием войны определились новые задачи в области культурного и политического воспитания советского общества. Для этого в 1947 г. было учреждено Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний, в которое входило большинство историков педагогических вузов и лучшие студенты.

Так, практически все сотрудники истфаков пединститутов Восточной Сибири имели общественные поручения как внутри факультета и института, так и за его стенами. Помимо участия в обществе «Знание» они являлись лекторами ОК и Крайкома КПСС, членами партбюро институтов и факультетов.

Таким образом, в период с 1930-х и до середины 1950-х гг. педагогические вузы Восточной Сибири прошли длительный и трудный путь становления. Большинство проблем, связанных с отсутствием специализированных помещений, библиотек, квалифицированного преподавательского состава, удалось решить к середине 1950-х гг. К этому времени учебный процесс на исторических факультетах был поставлен соответственно всем партийным документам и требованиям, предъявляемым к педагогическому образованию. Будущие учителя получали фундаментальные знания по общественным и специальным дисциплинам, а использование в учебном процессе единообразных учебников и программ, содержание которых отвечало идеологическим нормам государства, способствовало формированию коммунистического мировоззрения студентов. Нравственно-патриотические качества формировались у будущих учителей истории не только в процессе обучения,

но и в ходе прохождения педагогической практики и общественно-массовой работы. К 1955 г. исторические факультеты обладали квалифицированным преподавательским составом, который в количественном и качественном соотношении значительно вырос с момента открытия факультетов. Благодаря работе этих коллективов исторические факультеты педагогических вузов смогли стать кузницами кадров для системы образования, а также партийных организаций Восточно-Сибирского региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Возраст и грамотность населения СССР // Всесоюзная перепись населения СССР. М.: ЦСУ Союза СССР, 1928.

2. Летопись Красноярского государственного педагогического института / под ред. Ю.В. Журо-ва. Красноярск: Кр. книж. изд-во, 1982.

3. Рабецкая З.И., Татаринов В.И. Иркутский педагогический: от учительского института к университету. Т. 2: Иркутский педагогический институт в 1931-1996 годы. Иркутск, 2009.

4. Тармаханов Е.Е. Исторический факультет БГУ: к 70-летию высшего образования в респу-

блике // Вестник Бурятского университета. Серия: История. 2002. Вып. 4. С. 11-21.

REFERENCES

1. Vozrast i gramotnost' naseleniya SSSR [Age and literacy of the USSR population]. In: Vsesoyuznaya perepis' naseleniya SSSR. Moskva: TsSU Soyuza SSSR, 1928. (in Russ.)

2. Zhurov,Yu.V. ed., 1982. Letopis' Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta [Chronicle of the Krasnoyarsk State Pedagogical Institute]. Krasnoyarsk: Kr. knizh. izd-vo. (in Russ.)

3. Rabetskaya, Z.I., Tatarinov, V.I., 2009. Irkutskiy pedagogicheskiy: ot uchitel'skogo instituta k universitetu. T. 2: Irkutskiy pedagogicheskiy institut v 1931-1996 gody [Irkutsk Pedagogical Institute: from teacher's institute to university. Vol. 2: Irkutsk Pedagogical Institute in 1931-1996]. Irkutsk. (in Russ.)

4. Tarmakhanov, E.E., 2002. Istoricheskiy fakul'tet BGU: k 70-letiyu vysshego obrazovaniya v respublike [Department of history of BGU: to the 70th anniversary of the higher education in the republic], Vestnik Buryatskogo universiteta. Seriya: Istoriya, no. 4, pp. 11-21. (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.