ственного взаимодействия и координации деятельности надзорных органов и заинтересованных органов власти РФ.
Во-вторых, в целях приведения в соответствие основных положений федерального законодательства и УК РФ необходимо уточнить термин «отмывание» денег и рассматривать его как легализацию доходов от любой незаконной деятельности экономических субъектов и придания им законного происхождения.
В-третьих, в целях совершенствования информационно-аналитического обеспечения риск-ориентированного надзора необходим доступ кредитных организаций к стандартизированным обзорам Банка России, а также разработка четкой классификации факторов риска и регламентация методов их минимизации.
В-четвертых, необходимо совершенствовать нор-
мативно-правовое регулирование таможенного и валютного контроля, препятствующих оттоку капитала из страны, повысить степень ответственности и соблюдать принцип неотвратимости наказания за нарушения национального законодательства и международных норм в этой сфере.
Таким образом, предложенные меры по повышению результативности финансового мониторинга и борьбы с легализацией преступных доходов во взаимодействии с более гибкой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикой позволят создать благоприятные условия с целью формирования инвестиционных ресурсов внутри страны, в том числе для развития малого и среднего бизнеса, снижения инвестиционных рисков.
Статья поступила 27.02.2015 г.
Библиографический список
1. Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Спецкнига, 2007. 752 с.
2. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: ФЗ № 115-ФЗ от 7 авг. 2001 г., 31 дек. 2014 г.
3. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): ФЗ № 86-ФЗ от 10 июл. 2002 г., от 29 дек. 2014 г.
4. О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, заре-гистрованными в государствах и территориях, представляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорных зонах): указание Банка России № 1317-У от 7 авг. 2003 г.
5. О требованиях к правилам внутреннего контроля кредит-
ной организацией в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма: положение Банка России № 375-П от 2 мар. 2012 г.
6. Официальный сайт информационного агентства «Финмаркет» [Электронный ресурс]. URL: http://www.finmarket.ru> Новости>3931776
7. Официальный сайт информационного агентства «Ведомости» [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/finance/news/37348081/bank-rossii-povysil-ocenku-ottoka-kapitala-iz-rf-v-2014g-do
8. Публичный отчет о работе Федерального агентства по финансовому мониторингу [Электронный ресурс]. URL: http ://www.fedsfm. ru/co nte nt/files/activity/ annualreports/публичный%20отчет_2013.pdf
9. Тинзи В. Отмывание денег и международная финансовая система // Рабочий документ МВФ. Май 1996 г. № 96/55. С. 3.
УДК 32(Р573):378
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ВУЗАХ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В 20-30-е ГОДЫ XX ВЕКА
Л
© Я.В. Часовникова1
Иркутский государственный университет,
664011, Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6.
Освещаются несколько направлений государственной образовательной политики в первые десятилетия советской власти. Одним из главных направлений стало реформирование системы образования и создание советской средней и высшей школы. Другим направлением явилась перестройка исторического образования в духе марксистско-ленинской идеологии, в том числе через педагогические вузы. Рассматривается реализация этой политики на территории Восточной Сибири.
Ключевые слова: историческое образование; высшая школа в СССР; педагогические вузы Восточной Сибири; Иркутский государственный университет.
STATE POLICY IN THE FIELD OF HISTORICAL EDUCATION AND ITS IMPLEMENTATION IN EAST SIBERIAN INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION IN 1920-1930ies I.V. Chasovnikova
Irkutsk State University,
6 Nizhnyaya Naberezhnaya St., Irkutsk, 664011, Russia.
1 Часовникова Яна Викторовна, соискатель кафедры истории и методики Педагогического института, тел.: 89500688937, e-mail: [email protected]
Chasovnikova Iana, Competitor for a scientific degree of the Department of History and Methodology of Teacher's Training Inst itute of Irkutsk State University, tel.: 89500688937, e-mail: [email protected]
Some directions of the state educational policy in the first decades of the Soviet power are covered in the article. One of the main trends was reforming of the education system and creation of the Soviet secondary and higher school. Another direction involved Marxist-Leninist ideology-based reorganization of historical education through Teacher's Training institutions among others. The article considers this policy implementation in Eastern Siberia.
Keywords: historical education; higher school in the USSR; Teacher's Training institutes in Eastern Siberia; Irkutsk state university.
Становление исторического образования в советском государстве неотделимо от становления высшей школы вообще. Эти процессы шли параллельно друг другу и всецело зависели от государственных установок.
После окончания гражданской войны и с момента установления советской власти на территории Сибири и Дальнего Востока государство приступило к решению задач в области высшего образования. Как писал Г.А. Терюшков, исследователь проблем образования в СССР, в качестве первоочередных были выделены следующие задачи:
1. Воспитание народной, социалистической интеллигенции.
2. Расширение сети вузов.
3. Создание необходимых условий для привлечения в вузы рабоче-крестьянской молодежи [16, а 3].
По мнению руководителей государства, дореволюционная школа реализовать эти задачи не могла, поэтому необходимо было ее реформировать. Формирование советской высшей школы шло двумя путями. Во-первых, по всей стране открывались высшие учебные заведения. Первенцем науки и высшего образования, в том числе и исторического, в Восточной Сибири стал Иркутский государственный университет, который начал свою работу в 1918 г. Во-вторых, шел процесс преобразования средних учебных заведений в высшие, в результате чего Иркутский учительский институт был преобразован в Восточно-Сибирский институт народного образования2. Осенью 1921 г. по предложению Наркомпроса и решению коллегии Сиб-надзора Иркутский институт народного образования вошел в состав Иркутского университета на базе педагогического факультета. В его составе были историческое, философское и филологическое отделения.
Помимо расширения сети вузов, необходимо было подготавливать соответствующие кадры, которые полностью бы принимали советскую власть и были способны нести марксистко-ленинскую идеологию в массы [3, с. 303]. Основным способом достижения этой цели стало введение в школьные курсы обществоведения и устранение гражданской истории из школьных программ. Эти изменения касались и высшей школы, поскольку отпадала необходимость в преподавании исторических дисциплин и подготовке учителей истории.
В результате реформ, проведенных в 1920-х гг.,
2 Иркутский учительский институт - среднее учебное заведение, учрежденное в Иркутске в 1909 г. С 1917 г. в институте осуществлялась подготовка учителей по специальности «история». С момента открытия учительского института ведется отчет истории Иркутского государственного педагогического института.
были коренным образом изменены контуры исторического образования, сложившегося в дореволюционной России. В 1919 г. Народным комиссариатом по просвещению были утверждены Постановление и Положение о факультете общественных наук и план их организации в вузах. В соответствии с документами, на базе ликвидированных исторических факультетов создавались факультеты общественных наук (ФОНы) [6]. Таким образом, поиски новых организационных форм образования в 20-е гг. XX в. привели к структурной перестройке факультетов. 1 июня 1921 г. гуманитарный факультет Иркутского государственного университета преобразовали в Факультет общественных наук (ФОН), а исторические отделения упразднили.
Для полного устранения исторических дисциплин из учебных планов был введен общий научный минимум, которым определялся цикл общественных наук. В 1923 г. в ИГУ создается кафедра исторического материализма, и преподавание общественных дисциплин стало регулярным и планомерным. Вскоре общеуниверситетскими стали кафедры истории ВКП(б) и ленинизма, исторического и диалектического материализма, политической экономики [3, а 40]. На много лет вперед эти кафедры стали главным проводником воли ВКП(б) в гуманитарных исследованиях. Лишь на последнем курсе студенты могли изучать историю средних веков, Западной Европы, хозяйственного быта, историю рабочего движения, историю России (Московской Руси), первобытной культуры, музееведение. Будущие учителя прежде всего должны были хорошо знать педагогику и организацию учебного процесса, представлять себе современный этап развития советского общества и основы государственной политики партии [2, а 12].
Структурные изменения в вузах страны привели к тому, что историю стали изучать с точки зрения социально-экономического развития общества. При таком чрезмерном увлечении общественными науками гражданская история фактически исчезла из университетских исторических курсов и школьных программ.
Развитие советской школы в этот период переживало невиданные в мировой практике противоречивые процессы: с одной стороны, это быстрый количественный рост числа вузов - почти в пять раз, с другой - невиданное качественное ухудшение образования. С позиций сегодняшнего дня становится очевидным, что невозможно было в такой короткий срок обеспечить значительное количество вузов квалифицированным преподавательским составом, учебными помещениями, библиотеками и т.п.
Однако к концу 20-х гг. XX в. государство осознало неэффективность многих нововведений. Особенно остро нехватка подготовленных кадров стала ощущаться в связи с начавшими процессами индустриа-
лизации и коллективизации. Это обстоятельство открыло новые возможности для развития системы образования, что выразилось в изменении государственной политики в области высшего образования и появлении ряда партийно-правительственных документов. Так, Постановлением ЦК ВКП(б) 12 апреля 1929 г. «Об укомплектовании педагогических вузов» было определено расширение приема студентов в педвузы, а Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 23 июля 1930 г. «О реорганизации вузов, техникумов и рабфаков» указывало на необходимость реорганизации многопрофильных высших учебных заведений и техникумов в отраслевые образовательные учреждения [11, с. 419; 9].
В это же время в соответствии с изменившимися требованиями к советской школе изменяется и содержание педагогического образования, уточняются профили подготовки учителей, улучшается постановка преподавания исторических дисциплин, что выразилось в нескольких направлениях. Во-первых, восстанавливались самостоятельные исторические факультеты и педагогические институты по всей стране, во-вторых, появились новые формы получения образования, направленные на ускорение обучения, такие как заочное и вечернее отделения. Таким образом, на рубеже 1920-х—1930-х гг. главной задачей при организации образовательного процесса стало соединение всего позитивного, что было накоплено в первые послереволюционные годы, с опытом дореволюционного времени.
Становление средней и высшей школы в 1930-е гг. было взаимосвязанным процессом, поэтому невозможно рассматривать государственную политику в отношении высшей школы и ее реализацию в вузах без реализации в среднем звене. Так, Постановлениями ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» и СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. «О структуре начальной и средней школы в СССР» были определены основные требования к школе, унифицирована и регламентирована школьная система образования и подчеркнута роль учительских кадров в подготовке учеников [13, с. 164; 10, с. 167].
Важные изменения в школьном образовании касались преподавания истории. В связи с нарастающей угрозой войны идеи интернационализма в 1930-е гг. отошли на второй план, и перед общественными науками встала задача воспитания населения страны в духе не только марксизма-ленинизма, но и патриотизма. В свою очередь, патриотическое воспитание было невозможно без осознания исторического опыта и соответственно связано с получением знаний по истории.
Согласно принятым постановлениям, история как учебный предмет возвращалась в учебные планы. В ряде документов отмечалось, что преподавание истории необходимо поставить на должный уровень: «соблюдая историко-хронологическую последовательность в изложении исторических событий с обязательным закреплением в памяти учащихся важных исторических явлений, исторических деятелей, хроно-
логических дат» [8, с. 166]. Постановление ЦК ВКП(б) от 9 июня 1934 г. «О введении в начальной и средней школе элементарного курса всеобщей истории и истории СССР» закрепило историю как школьный предмет, регламентировав сроки и объем ее изучения [5, с. 168].
В ходе реформы исторического образования в высшей школе в 1930-е гг. был положен конец прожектерству и экспериментам в области методики преподавания истории. Постановлением ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г. «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах» была возвращена лекция в качестве основной формы подачи материала, расширена самостоятельная работа студентов, ликвидированы групповые формы работы, было вновь обращено внимание на необходимость более качественной подготовки учительских кадров [12, с. 424]. Другое Постановление СНК СССР и Цк ВКП(б) от 23 июня 1936 г. «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» определило главные направления повышения идейно-теоретической и практической подготовки специалистов. Также постановление предусматривало введение единого студенческого билета, матрикула (зачетной книжки), дипломов об окончании высших учебных заведений вместо выдававшихся ранее свидетельств. Единым критерием оценки успеваемости студентов стали экзамены и зачеты.
В связи с реорганизацией системы образования большое развитие в 1930-е гг. получила аспирантура. Был издан ряд постановлений, касающихся кадровой политики в высшей школе. Постановление СНК СССР от 13 января 1934 г. «О подготовке научных и научно-педагогических работников» определяло, что окончание аспирантуры должно завершаться защитой кандидатской диссертации [7, с. 482]. Наконец, Постановлением правительства от 20 марта 1937 г. «Об ученых степенях и званиях» были введены ученые степени кандидата и доктора исторических наук, которые присваивались на основе защиты соответствующей диссертации, а также ученые звания младшего научного сотрудника, профессора [14, с. 483]. Принятые постановления открыли перед вузами широкие перспективы для научной деятельности, а также мотивировали преподавателей вузов серьезно заниматься повышением своей квалификации.
Таким образом, в 1930-е гг. XX в. для всей системы образования были определены важные задачи. Именно в это время шел процесс оформления советской средней и высшей школы, которая просуществовала в таком виде долгие годы. Восстановление школьного исторического образования вызвало реформу вузовского образования, так как школа нуждалась в учителях истории. В целом установление в стране единой системы исторического образования создавало более благоприятные условия для осуществления образовательной политики в ВосточноСибирском регионе.
Реформирование исторического образования началось с реорганизации в 1931 г. педагогического факультета Иркутского государственного университе-
та в Иркутский педагогический институт [1, л. 20]. В составе нового вуза стало 8 отделений, среди которых было историко-экономическое. В этом же году открылся «вечерний пединститут» и заочный сектор [15, с. 7]. Реорганизация продолжалась в течение нескольких лет, в результате чего к 1934/1935 учебном году факультет окончательно определился как исторический. На новом факультете стали преподавать историю древнего мира, историю средних веков, новую историю, новейшую историю, историю СССР (всех периодов), что говорит о качественном изменении и целенаправленной подготовке учителей истории, но с позиций марксистско-ленинской идеологии.
Вслед за Иркутским пединститутом педагогические вузы были открыты в Верхнеудинске (Улан-Удэ) и Чите. Бурят-Монгольский педагогический институт был открыт в 1932 г. на базе Бурят-Монгольского отделения Иркутского педагогического института. Читинский педагогический институт, учрежденный в 1938 г., стал первым педагогическим вузом на территории Забайкалья. В составе новообразованных вузов одними из первых факультетов были исторические, на которых, так же как и в ИГПИ, велась систематическая подготовка учителей истории и преподавался весь спектр исторических дисциплин.
Важным элементом в системе подготовки учителей были открытые при педвузах Учительские институты. Это был новый тип педагогических учебных заведений с двухгодичным сроком обучения, который
давал неполное высшее образование. Учительские институты были призваны более быстрыми темпами решить проблему педагогических кадров для 5-7 классов, они были открыты в 1934 г. при БМГПИ и ИГПИ.
Таким образом, период 1920-1930-х гг. явился временем становления высшей школы и исторического образования в ней. В ходе смены исторических парадигм, которые привели историческую науку к крайней политизации, сформировались основные принципы и подходы к осознанию прошлого. Преподавание дисциплин историко-партийного, общегуманитарного и в последующем исторического блоков с марксистско-ленинской точки зрения было нацелено на формирование идеологически подкованных членов общества, подготовку кадров для новой советской высшей школы, а в дальнейшем - для общеобразовательных школ страны.
Создание единого образовательного пространства позволило осуществлять продуктивную политику в регионах. На территории Восточной Сибири было открыто большое количество вузов, среди которых подготовкой историков занимались ИГПИ, БМГПИ, ЧГПИ и Учительские институты при них. Таким образом, к 40-м годам XX в. была создана база педагогических вузов, которые в послевоенный период стали центрами подготовки учителей истории и центрами развития исторической науки в своих регионах.
Статья поступила 12.02.2015 г.
Библиографический список
1. ГАИО. Ф. р-610. Оп. 1. Д. 567. Материалы о реорганизации ИГУ (1930-1931 гг.). Л. 20.
2. История и историки: 90 лет исторической школе Иркутского государственного университета. Иркутск: Оттиск, 2008. 224 с.
3. Камерова Н.В. Историческая наука и историческое образование в Сибири (1920-1930 гг.) // История науки и образования в Сибири: сб. материалов Всерос. науч. конф. с международным участием. Красноярск, 15-16 ноября 2005 г. Красноярск, 2006. С. 303-310.
4. Нестерович А.А. Иркутский государственный университет: Первенец вузовской науки Восточной Сибири (19181998). Иркутск: Изд-во ИГУ, 1998. 112 с.
5. О введении в начальной и средней школе элементарного курса всеобщей истории и истории СССР: постановление ЦК ВКП(б) от 9 июня 1934 г. // Народное образование в СССР: сб. документов. С. 168.
6. О плане реорганизации факультетов общественных наук российских университетов: декрет СНК РСФСР от 4 марта 1921 г. [Электронный ресурс]. 1^1.: Ь|Нр://Ьа8е.соп8иКап!.ги/соп8/сд1/оп!1пе.сд1?гер=Ьос;Ьа8е=ЕЗи; п=9536 (02.10.2013).
7. О подготовке научных и научно-педагогических работников: постановление СНК СССР от 13 января 1934 г. // Народное образование в СССР: сб. документов. С. 482.
8. О преподавании гражданской истории в школе: постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. // Народное образование в СССР: сб. документов. С. 166.
9. О реорганизации вузов, техникумов и рабфаков: поста-
новление ЦИК СССР и СНК СССР от 23 июля 1930 г. [Электронный ресурс]. иР1_: Ь|Нр://1п!е11есНпуе81огд.иа/ги8/ эо-с1а!_Ы8!огу_реЬадод1са!_оГАс1аМоситеп!8 (10.06.2013).
10. О структуре начальной и средней школы в СССР: постановление СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. // Народное образование в СССР: сб. документов. С. 167.
11. Об укомплектовании педагогических вузов: постановление ЦК ВКП(б) от 12 апреля 1929 г. // Народное образование в СССР: сб. документов. С. 419.
12. Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах: постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г. // Народное образование в СССР: сб. документов. С. 420-426.
13. Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе: постановление ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г. // Народное образование в СССР: сб. документов. С. 161-164.
14. Об ученых степенях и званиях: постановление СНК СССР от 20 марта 1937 г. // Народное образование в СССР: сб. документов. С. 483-485.
15. Рабецкая З.И., Татаринов В.И. Иркутский педагогический: от учительского института к университету. Иркутский педагогический институт в 1931-1996 гг. В 2 т. Иркутск, 2009. Т. 2. 428 с.
16. Терюшков Г.А. Деятельность партийных организаций Восточной Сибири по формированию сети высших учебных заведений в период социалистического строительства. Из опыта партийного руководства социалистическим строительством в Восточной Сибири: сб. материалов. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1972. С. 3-38.