УДК 371.84: 84(470.55)
М. Л. Бедрикова (Магнитогорск, Россия)
О МОЛОДЕЖНЫХ ЛИТОБЪЕДИНЕНИЯХ МАГНИТОГОРСКА 1930-2010-х гг.: «ГОРОД И СЕМЬЯ В МИНИАТЮРЕ»
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме отечественного литературоведения - изучению региональной литературы на материале истории магнитогорской литературной школы\ Анализ регионального опыта проводился с целью выявления специфики литературных объединений в г. Магнитогорске. Предметом исследования стали молодежные и студенческие литературные объединения как форма литературной жизни в прошлом и настоящем легендарной Магнитки 1930-2010-х гг. С помощью историко-литературного, биографического, типологического методов автор решает несколько задач: 1) научное осмысление феномена магнитогорских молодежных литературных объединений (ЛитО - сокращение, принятое в магнитогорских литературных кругах); 2) исследование фактологии магнитогорского литературного движения в историко-культурном контексте; 3) систематизация нового историко-литературного, критического материала, связанного с формированием и развитием городских молодежных литературных объединений. Руководителями молодежных ЛитО в разные годы были Б. Ручьев, Н. Кондратковская, Ю. Костарев, Р. Дышаленкова, А. Павлов, Ю. Ильясов, О. Хандусь, С. Рыков и др. Магнитогорская специфика ЛитО наиболее точно, глубоко проанализирована в 2011 г. А. Павловым, который руководил литобъединением «Магнит» при газете «Магнитогорский металл» со второй половины 1970-х до 2000-х гг. В отличие от школы, ЛитО не предполагает строгой обязательности посещения занятий. Ученики и учителя, горожане, объединены не только общим интересом к литературе, но и чувством патриотизма, стремлением найти единомышленников в промышленном городе, каким является Магнитогорск. Итогом работы ЛитО «Магнит» стало издание поэтического сборника «В кругу откровений» (2004) - антологии творчества непрофессиональных литераторов Магнитогорска. Традицию молодежных объединений (1930-х - 2010-х гг.) продолжают современные ЛитО: «Магнит», (руководитель В. Калугин), литературные молодежные клубы Магнитогорска, в числе которых литературный клуб «ТЕРРА ЛИТЕРАТУРА» - электронная площадка для студентов МГТУ им. Г.И. Носова и др.
Ключевые слова: Б. Ручьев, Н. Кондратковская, Р. Дышаленкова, А. Павлов, литературное объединение, Магнитогорск, литературный клуб МГТУ им. Г.И. Носова.
История молодежных литературных объединений г. Магнитогорска остается мало исследованной страницей в истории литературной жизни страны, региона и города. Литературная жизнь в промышленном моногороде есть живая реальность и одновременно явление совершенно особенное и даже, на первый взгляд, противоречащее «заданному» ходу жизни таких городов. История литературной Магнитки свидетельствует: литературное творчество никогда не было здесь прерогативой исключительно эстетствующих интеллектуалов, и подтверждает мысль критика: «дух творчества, русского языка и русской культуры дышит, где хочет» [18, с. 5]. В начале 1930-х гг. молодые строители, вопреки ситуации (тяжелый физический труд на производстве в отсутствии нормального быта), испытывали жажду не в комфорте, а в знаниях, стремились реализовать себя в художественном творчестве. В последующие десятилетия на магнитогорской земле из представителей рабочих профессий выросли собственные поэты и писатели, члены союзов, лауреаты российских и международных литературных премий. Многие литераторы стали известными общественными деятелями. В сокровищнице талантов легендарной Магнитки немало индивидуальных достижений, которые зарождались в особой коллективной творческой среде. Литературный талант формировался в городских литературных объединениях, где начинающие авторы учились у мастеров, «впитывали» бережно хранимые традиции, «отталкивая» официозность. Литобъединения и создавали «ту живительную среду, благодатную почву, на которой стал возможен расцвет литературы города, уникального острова словесности на карте России»2.
1 Автор статьи выражает благодарность за содействие в сборе краеведческого материала редактору газеты «Денница» МГТУ им Г.И. Носова А. Ю. Картавцевой, студентам Института гуманитарного образования МГТУ им Г.И.Носова: М. Масленниковой, И. Вильховскому, О. Морозовой; за интервью о творчестве А. Б. Павлова вдове поэта Т. М. Павловой.
2 Группа «Дыхание» и другие объединения последних трех десятилетий // ЛитМагнит - Литераторы Магнитогорска в Интернете (4 июля 2014). ВКонтакте. URL: https://vk.com/topic-3763207_29625607 (дата обращения: 18.11.2019)
90-летняя летопись Магнитогорска включает страницы истории молодежных литературных объединений - ЛитО «Красное солнышко», «Магнит», «Дыхание» и новейшие сведения: «с 1987 г. по сей день в Магнитогорске были осуществлены такие новаторские культурные проекты, как "Арт-лаборатория", художественная галерея "Артея", Литературный театр, литературный клуб "9/1", наконец - первый в городе серьезный литературный конкурс»3. О магнитогорских молодежных объединениях сохранилось немало воспоминаний тех, кто вышел из их «пенатов» [9]. Они существовали наряду с городским ЛитО «Магнитогорский рабочий», которым в разные годы руководили мастера художественного слова - писатели Н. Кондратковская (1913-1991), Ю. Костарев (1941-2002), Б. Попов (1946-1996) и др.
Выявить специфические черты магнитогорских молодежных ЛитО возможно, лишь сопоставляя предмет изучения с подобными примерами других молодежных творческих объединений России. Согласно статистике, приведенной в Малой литературной энциклопедии (2012), в современной русской литературе «2431 писатель <...> 131 творческий союз» [18, с. 5]. Сведений о магнитогорских ЛитО в данном издании нет (хотя Магнитогорск литературный представлен, например, в «анкетной» статье о премии имени Бориса Ручьева (с 1999 г.). Единичные статьи о литобъединениях в других городах, разумеется, не заполняют лакуны в данной области истории отечественной литературы. ЛитО как первичные «ячейки» больших писательских союзов (центральных и региональных) просто не попадают «в объектив» справочно-энциклопедических изданий, поэтому для исследователя данной темы остается единственная возможность - поиск в Интернете.
Отметим константу среди признаков данной формы литературной жизни - обязательное отношение молодежных объединений к определенному изданию - периодическому (газета, журнал), литературному альманаху, издательству, издательской группе. Вокруг таких изданий и их руководителей-мастеров концентрируются литературные силы в каком-либо городе. Литературные объединения в нашей стране существуют в следующих форматах: литературная группа/ группировка, творческое объединение (литературная школа), молодежное литературное движение, самиздатовская группа, альтернативное молодежное литературное объединение, университетское литературное объединение, культурное сообщество, литературно-художественный салон, литературное агентство (оно же творческий клуб), товарищество мастеров, городское объединение молодых поэтов, сетевой международный литературно-художественный салон, объединение самодеятельных авторов, школа литературного мастерства, литературный клуб, литературная студия, свободная электронная площадка, сетевой клуб творческих личностей, литературный электронный журнал. Как видим, порой нет четкости в обозначении форм. Например, в Калуге ЛитО существует в формате «школы литературного мастерства» «Златокузница» при одноименной молодежной литературной газете [18, с. 334]. Эстетическая платформа декларируется, но чаще не прописывается, вероятно, из соображений абсолютной свободы молодежного творчества. Широка география ЛитО: от столичных (московские литобъедине-ния [18, с. 579], «МОЛодоеОКО» («МОЛОКО» в Литинституте), творческое объединение «ЛитПро-ект» РГГУ с 2008 г.; Петербургские мосты с 2004 г.[18, с. 658]) до региональных, включая городские («Дети РА» с 2004 г. в Саратове, «Молодежная волна» с 2009 г. в Самаре [18, с. 574]), - многочисленных литобъединений Урала, Сибири, Севера и Дальнего Востока нашей страны.
Суть ЛитО в Магнитогорске и первостепенное значение этого культурного явления для формирования поэтического таланта в каждом поколении молодежи определил замечательный поэт, член Союза писателей России Александр Борисович Павлов (1950-2011): «Литобъединение - город и семья в миниатюре» [16, с. 15]. А. Павлов в течение последней трети ХХ в. руководил объединением «Магнит» (газета «Магнитогорский металл», середины 1970-х - 2000-х гг.) [16, с. 14-19]. Определяя место творческого сообщества в литературной жизни города и в процессе творческого становления самих литераторов, писатель, во-первых, настаивал на существовании особенной ниши - городской, «магнитогорской»; во-вторых, на возможности сосуществования разных и близких форм молодежных объединений (клуб, собрание); в-третьих, применял к ЛитО термин «литературная школа» [16, с. 14].
Под «литературной школой» здесь можно понимать, в том числе, и «уральскую поэтическую школу». Безусловно, есть полное основание говорить о традиции, которая обозначает связь разных поколений одной литературной школы и проявляется в восприятии молодежью нравственно-
3 Галина Лещинская 12 март 2014 в материалы Лидии Лаптевой, научного сотрудника музея-квартиры Б. Ручьева г. Магнитогорск. ВКонтакте. URL: https://vk.com/topic-3763207_29625607 (дата обращения: 18.11.2019).
эстетических принципов литературных предшественников, биографически связанных с историей Магнитостроя и подвигом первостроителей.
В буквальном смысле ЛитО как литературная школа означает постоянное обучение («ликбез», по выражению А. Павлова) [16, с. 14]: совершенствование начинающих («юнцов») и опытных поэтов, писателей («седобородых учителей»); анализ текущих творческих работ; коллективное обсуждение и оценку, которую дают молодым авторам признанные мастера, прежде чем те примут решение о публикации (чаще Южно-Уральское книжное издательство, челябинские издательства, московское издательство «Современник», Магнитогорский Дом печати).
От школы в традиционном понимании слова ЛитО отличается тем, что не предполагает строгости посещения занятий. «В одном классе» ученики и учителя - горожане. Они объединены не только общим интересом к литературе, но и чувством патриотизма, стремлением найти единомышленников в промышленном Магнитогорске, поэтому молодежное литобъединение для А. Павлова еще и «клуб по интересам» [16, с. 14]. Важнейшими характеристиками магнитогорского ЛитО, по А. Павлову, являются состав его участников - «собрание словотворцев-подвижников» и его границы - «в масштабах города» [16, с. 14]. Писатель подчеркивает увлеченность общим делом в высшей степени, страсть к творчеству, любовь к родной Магнитке.
Собрание многочисленных участников литературного клуба отражает специфику формы (на одном занятии в «Магните» собиралось порядка 50 человек), предполагающей коллективное обсуждение актуальных, общественно значимых тем. Приобщение к литературному творчеству заинтересованной молодежи, создание коллектива единомышленников, организация на основе принципа преемственности - передача традиции ЛитО от одного поколения магнитогорских литераторов к последующим - ситуация, моделируемая коллективными усилиями энтузиастов в специфической урбанистической среде. Пространство «семьи» (содружества старших и младших «словотворцев-подвижников») неразрывно связано с повседневной жизнью моногорода, производственными буднями металлургического комбината. В этом смысле ЛитО является культурным феноменом в истории Магнитки.
Споры, литературно-критические разборы. В чем их «польза»? Подобно добыче золота, неожиданно случались незаурядные открытия: «Но иногда раскрывается талант, и для молодого литератора приходит пора одержимого труда, бурного становления и больших надежд» [9, с. 9]. Магнитогорской литературе присущ историзм. Авторы, независимо от индивидуального творческого метода, старались сориентировать творчество в уже сложившемся «историческом пространстве Магнитогорска». Атмосфера трудового энтузиазма - черта «первых пятилеток» воспринята и пережита молодыми поэтами. В. Катаев в романе-хронике «Время, вперед!» наиболее достоверно воспроизвел психологическую атмосферу строящейся Магнитки: «То, что вчера было научной гипотезой, сегодня становилось академическим фактом; то, что сегодня было академическим фактом, завтра становилось анахронизмом, пройденной ступенью» [8, с. 161]. Заниматься с рабочими поэтами, пришедшими в ЛитО после трудового дня, мог только тот наставник, который понимал и принимал интересы своих учеников, суть сильного «магнитогорского характера».
Материал, собранный нами в ходе исследования проблемы литературных объединений г. Магнитогорска, показал, что ЛитО развивались вокруг персоналий их руководителей, которые в свое время сами были учениками-участниками таких сообществ. Опыт общения с другими литераторами, начинающими и маститыми, оказал, с нашей точки зрения и по словам самих поэтов и писателей, значительное, а иногда и судьбоносное влияние на их творчество.
Начнем представление литературных объединений с ЛитО, возглавляемого в свое время Александром Борисовичем Павловым. А. Б. Павлов состоял в Союзе писателей СССР с 1978 г. Начало его деятельности в ЛитО совпало с публикацией первой книги «Предгорья» (М., 1978) [16, с. 16]. Молодой руководитель, которому не было и тридцати, вступил в незнакомое литературное сообщество с особенным укладом, традициями. Позже, в 2000-е гг., А. Б. Павлов напишет о различной мотивации участников «Магнита»: «Одному - буквально второй дом, другому - стартовая площадка в литературу, третьему - болезненный круг общения, другому - возможность найти единомышленника, друга, подругу» [16, с. 14].
А. Павлов принял эстафету руководителя литобъединения при газете «Магнитогорский металл» от Юрия Николаевича Костарева, который впоследствии стал членом Союза писателей России (сборник «Языческая ночь»1998), автором книги «По правилам любви», посмертно опубликованной в 2003 г.: «Поэт Юрий Костарев, отъезжая в Узбекистан, передал бразды правления ЛитО «Магнит»
ММК [Магнитогорскому металлургическому комбинату, т. е. фактически А. Павлову - М. Б.]» [16, с. 15].
Для учеников двери дома Павловых всегда были гостеприимно распахнуты. Поэт-учитель, несмотря на постоянную занятость, находил время для серьезного разговора с начинающим поэтом или писателем (независимо от времени суток). В начале 2000-х гг. под редакцией поэта стали регулярно издаваться сборники авторов - членов ЛитО «Магнита». Каждый такой сборник был результатом огромной организаторской и литературно-критической работы наставника молодых.
В 1980-2000-е гг. деятельность талантливого организатора литературной жизни молодежи приносит замечательные и не только коллективные плоды. Его собственное творчество этого периода достигает расцвета: поэзия А. Павлова поражает многогранностью, широчайшим авторским кругозором. Это необходимые качества поэта-учителя. С 1982 г. до 1990 г. вышли в свет его поэтические сборники - «Пологий свет» (1982), «Сверим время» (1983), цикл стихов «Прозрение» (в разные годы этого периода, начиная с 1980 г.).
Выступая в качестве переводчика произведений других поэтов с языков народов СССР и России, Александр Борисович всегда ощущал и учитывал особую многонациональную специфику культуры Магнитки. Им вместе с писателем В. Машковцевым была проведена кропотливая работа по изучению исторического наследия станицы Магнитной, исследована тема казачества (цикл «Прозрение»). В 1996 г. Александр Борисович опубликовал самую значительную в творчестве (за 25 лет) книгу «Город и поэт», вышедшую в свет в центральном издательстве (тираж 10 тыс. экз., при содействии Р. Дышаленковой и финансовой поддержке ММК) [13]. Творчество и уникальный опыт организатора поэтического молодежного движения были высоко оценены: в 2002 г. А. Павлов стал членом-корреспондентом Академии литературы, а 2004 г. он также вошел в состав правления Челябинского областного отделения писателей России.
ЛитО как литературная школа предполагает «выпуск» учеников. Учитывая специфику коллектива, его динамику и разновозрастный состав ЛитО, проследить подобные «выпуски» участников магнитогорских ЛитО довольно сложно. Результатом творчества и показателем зрелости обычно считается выход в свет сборника стихов или книги прозаических произведений какого-то автора или факт принятия в члены Союза писателей (в постсоветский период это может быть не один союз). В 2004 г. итогом многолетней деятельности «Магнита» явился коллективный сборник в двух книгах «В кругу откровений» (ред. издания С. Рухмалев, худ. А. Ерофеев) [2; 3]. Он был издан в великолепном полиграфическом исполнении при поддержке газеты «Магнитогорский металл» в рамках последовательно осуществляющейся социально-культурной программы металлургического комбината. А. Павловым была составлена антология старшего поколения поэтов (1960-1980-х гг.): поэтическая подборка предварялась его краткими очерками творчества авторов-ветеранов и очерками о молодых непрофессиональных поэтах-участниках. Антология позволяла обозначить связь и проследить смену поколений магнитогорских литераторов: поэтов, прозаиков, драматургов. Редактор выпусков С. Рухмалев отметил тогда главный принцип работы с талантливой молодежью - преемственность: «Мы также сознательно включили и будем включать в сборники фрагменты творчества ветеранов городского литературного движения, которые не смогли при жизни издать своих книг» [2, с. 3]. Полагаем, что название коллективного сборника «В кругу откровений» обсуждалось на заседании «Магнита» и было утверждено как выражающее жизненные и творческие принципы литобъединения. Название подборки глубоко символично: во-первых, слово круг означает единомышленников, родственные души, во-вторых, круг - это форма коллективного творческого общения в ЛитО, в-третьих, круг откровений обозначает высокую степень открытости общения, проявления нравственного максимализма, которое всегда является условием для подлинного творчества, не допускающим фальши.
«Старший состав» магнитогорского ЛитО был представлен следующими авторами: ветераном Великой Отечественной войны, ветераном магнитогорского литературного движения Д. Назаровым (1918-2003); В. Павелиным (1929-1999), публиковавшим свои произведения в газете «Магнитогорский рабочий» с 1949 г.; Н. Курочкиным (1929-2002), а также С. Барановым, Ю. Блохиным, Л. Богдашкиной, В. Брайцевым, В. Вихоревым, К. Досмухаметовым, В. Евдокимовым, Л. Карповой, А. Кудиновым, Л. Майдановой, Р. Мусиным, В. Петренко, Ю. Понимасовым, В. Скачко, А. Твердохлебовым, В. Титовым, А. Тюменевым, В. Фатеевым, Т. Фатиной, В. Цыганковым, Л. Чернышовым, В. Шерстневым, Ю. Щекалевым. В первую книгу вошли и молодые авторы, относящиеся к постоянному составу «Магнита»: А. Губанов, рано ушедший А. Косенко, А. Лукашов, С. Рыков, Е. Шуляк [2].
Во второй книге «В круге откровения» старшие литераторы также соседствуют с молодыми, и это, как мы знаем, характерно для «Магнита». ЛитО представлено во втором выпуске такими именами, как Валерий Афонин, Вера Белая, Т. Варфоломеева, Ю. Васильев, Елена Васильева,
A. Гайнутдинов, В. Гриенмаер, Евг. Девятова, Ек. Добролюбова, Н. Доможиров, В. Дырдин,
B. Ефимов, О. Жорова, В. Кадошников, Маша Казанцева, В. Калугин, Н. Карпичева, В. Косиева, Лариса Кучер, Л. Кушманова, В. Лекарчук, Р. Магафуров, В. Мельников, Н. Мерш, Э. Митлин, О. Мордосина, В. Немолочный, В. Николаевская, Лидия Павленко, И. Павлюченко, О. Парфентьева, Мария Петрова, Г. Погорельцев, А. Поздеев, Л. Разумова, М. Ротанов, Владимир Рыбак, Е. Сокол, Ю. Сорокин, Алексей Субботин, Евг. Тяпков, А. Тюнькин, А. Устименко, Л. Уточкина, Ренарт Фас-хутдинов, Л. Ферштер, Д. Хворостьянов, М. Цейтлина, О. Чурилова, Маша Шахова [3]. В книгу вошли и произведения магнитогорских школьников, лицеистов, студентов. Для них сборник стал счастливым событием в жизни и благословением в большую российскую литературу.
В региональной литературе на протяжении полувека магнитогорское литературное движение развивалось как мощная самобытная ветвь «уральской поэтической школы». Ассоциация писателей Урала (АсПУр) - это 19 организаций Урало-Сибирского региона, относящихся к Союзу писателей России и Союзу российских писателей (альманах «Чаша круговая», газета «Большая медведица», АсПУр проводит региональные совещания молодых писателей) [18, с. 55]. Значительный вклад магнитогорских литераторов в развитие культуры региона в свое время был отмечен на форуме Ассоциации писателей Урала (VII конференция, Челябинск, 2006 г.). Его участник поэт А. Б. Павлов был удостоен медали Всероссийской литературной премии им. Д. Н. Мамина-Сибиряка за вклад в расширение молодежной творческой среды, обогащение контекста магнитогорской поэзии.
Неоценим вклад в организацию магнитогорского литературного молодежного движения поэтессы, члена Союз писателей СССР (с 1979 г.) Риммы Андриановны Дышаленковой (1941-2016) [6; 5]. Биография Р. Дышаленковой типична для поэта магнитогорской школы. В 1960-е гг. Римма Ан-дриановна сама была участницей городского ЛитО, которое существовало при редакции газеты «Магнитогорский рабочий». Заседания проходили еженедельно и назывались «литературные вторники». Учителями Дышаленковой были Н. Кондратковская, С. Мелешин, В. Машковцев [12], а к поступлению в Литературный институт ее рекомендовал сам Б. Ручьев [17].
Чтобы понять, какими принципами руководствовалась Римма Андриановна, став наставником молодых поэтов, необходимо обратиться к истории и вспомнить о ЛитО, действовавшем под руководством ее учителя - поэтессы Нины Георгиевны Кондратковской (1913-1991) [10]. Нина Георгиевна относилась к литературному «цеху», в котором состояли такие мастера слова, как Николай Воронов (1926-2014), Станислав Мелешин (1928-1984), Владилен Машковцев (1929-1997). Данное поколение ЛитО называют старшим, хотя «старшие» в свою очередь приняли «эстафету» от легендарных магнитогорских поэтов: Бориса Ручьева (1913-1973), Михаила Люгарина (1908-1993), Александра Лозневого (1911-2005), Марка Гроссмана (1917-1986) и других.
В воспоминаниях Н. Кондратковской воссоздается концепция молодежного литературного объединения, бережно передававшего литературную искру от одного поколения молодых поэтов и писателей другому. Ядром этой концепции, «творческим достоянием» авторов-магнитогорцев была глубоко осмысленная «тема труда как источника неисчерпаемой нравственной силы» [9, с. 8]. Так писала Н. Кондратковская об истоках магнитогорской литературы в 1930-е годы: «А самым первым ростком литературного Магнитогорска был маленький сборничек рассказов, стихотворений и очерков «Весна Магнитостроя» с предисловием писателя Николая Богданова, работавшего в выездной редакции газеты «Комсомольская правда» [9, с. 8].
Практика ЛитО свидетельствует, что тема труда не привела молодое сообщество литераторов к мелкотемью, не ограничила художественный мир авторов, не была идеологическим заказом. Наоборот, как заключает Кондратковская: «Труд духовно обогащается и сам становится творческим» [9, с. 10]. Не случайно в дебютный сборник своих учеников «Круг зари» составитель и учитель включила романтические ранние стихи молодого А. Павлова: Люблю тебя, мой город юный, ну что поделаешь — люблю...
Твои зарницы ночью лунной, судьбу рабочую твою. <...>
Прославлю все, где жил и вырос, Где испытал себя огнем, где из дорог солдатских вынес все то, что Родиной зовем. Где домны с золотистым кантом всегда видны издалека,
Стоят полночными атлантами, взвалив на плечи облака. Стоят высоко и послушно и разливают вечный жар в людские судьбы, жизни, души, в глаза красивых горожан [11, с. 12].
Н. Кондратковская называла литО «коллективом», в котором занимаются непрофессионалы-любители: люди разных профессий, поколений «советуются, спорят, учатся мастерству, обсуждают стихи и рассказы, критиков, врачуют "детские болезни", не подслащивая "пилюлю", какой бы она ни казалась горькой» [9, с. 10]. По сравнению с настоящим временем, в старом составе городского литературного объединения участники еще только мечтали о профессиональном творчестве, учились в Литературном институте им. М. Горького, в столичных вузах.
Римма Андриановна Дышаленкова пришла в литературу из рабочей среды (работала в тресте «Магнитогорскстройпуть» и на ММК), поэтому ей были понятны чаяния и стремления рабочей молодежи, студенчества технического вуза (тогда МГМИ, ныне - МГТУ им. Г.И. Носова). С 1973 по 1983 гг. работая редактором студии на Магнитогорском городском телевидении, Р. Дышаленкова курировала вопросы культуры и молодежной жизни. В этот период она организовала в МГМИ новую форму для студентов-инженеров - литературное объединение. Ранее не менее тридцати лет в МГМИ существовала замечательная традиция собирать и приобщать талантливую молодежь к искусству, причем для руководства часто приглашались профессионалы. Например, в далекие 1940-е студенческим драмкружком руководил артист Магнитогорского драматического театра А. Ф. Бунин, а позже молодые артисты Б. Зайденберг, Л. Броневой. В середине 1960-х гг. был организован Университет культуры с секцией литературы и искусства.
Занятия Р. Дышаленковой со студентами технического вуза в ЛитО повысили уровень литературной образованности, расширили кругозор участников. При этом студенты могли участвовать и в самодеятельных клубах по интересам: клубах любителей поэзии, кино, театра, туристской песни и т. д. Продолжая дело старшего поколения учителей городского ЛитО, в качестве сотрудника вуза, Р. Дышаленкова работала как поэт-наставник одаренных юношей и девушек. Студенты откликнулись на призыв к молодежи МГМИ объединиться всем, кто стремится по-своему выразить свое отношение к миру.
В 2000-е гг. магнитогорское литературное движение начинает активно проявлять себя в общероссийском масштабе, наполняя жизнь промышленного города знаменательными культурными событиями. Так, в 2002 г. состоялся Всемирный форум поэзии, организатором которого был выпускник магнитогорской поэтической школы Игорь Валерьевич Варламов. В середине 1980-х гг. он занимался в городском ЛитО им. Б. Ручьева, затем с 1987 г. по 1988 г. вошел в молодежную литературную группу «Дыхание». Первая книга стихов И. В. Варламова «Разговор с летучей рыбой» издана в Магнитогорске в 1998 г., а годом ранее, в 1997, поэта приняли в Союз российских писателей. И. В. Варламова назначили секретарем Челябинской региональной организации Союза российских писателей, а в 2000 г. он стал ее председателем. Варламов продолжил обучение на Высших литературных курсах в Литературном институте им. М. Горького (1999-2001), а в начале 2000-х гг. опубликовал в родном Магнитогорске сборник своих стихов «Муравьиное зрение» (2003) [14, с. 90].
Консолидация всех литературных сил города в начале 2000-х гг. совпала с периодом открытия новых талантов. С 1996 г. по 2002 г. участники ЛитО печатались в магнитогорском литературном журнале «Берег А», участвовали во Всероссийском конкурсе им. Константина Нефедьева (в состав жюри в 2001-2003 гг. входили И. Варламов, А. Павлов). Ученики А. Павлова публиковались в журнале «Вестник русской литературы», издававшемся при поддержке главного редактора - известного российского писателя Н. П. Воронова. Издавались книжные серии «Литература Магнитки. Избранное» (с 2005 г.). «Литература Магнитки. Контекст» (с 2007 г.).
Выходу магнитогорской поэзии на всероссийский уровень также способствовала разносторонняя деятельность руководителей других популярных молодежных литературных групп Магнитогорска, руководителями которых были Ю. Ильясов, О. Хандусь и С. Рыков.
Юрий Федорович Ильясов (Рашит Фаттахович Ильясов(1950-2012); псевдоним журналиста -Илья Юрьев) - российский поэт, член Союза российских писателей, лауреат Литературного конкурса имени К. М. Нефедьева. Учителем Ю. Ф. Ильясова был Ю. Костарев. Свой путь журналиста Юрий Федорович начал в средине семидесятых годов в стенах МГМИ (1974-1975), где был корреспондентом газеты «За кадры» (ныне - «Денница»); затем с 1975 по 1978 гг. являлся ответственным секретарем газеты «Педагог» в Магнитогорском государственном педагогическом институте. Деятельность журналиста Ильясов совмещал с художественным творчеством. На пятом этаже, где базировался филологический факультет МГПИ (декан д-р пед. наук Пономарева Л.Д.), в 536-й аудитории можно было послушать новые стихи студийцев Ю. Ф. Ильясова, порой там разгорались горячие споры, а заседания поэтов затягивались дотемна.
К середине 1990-х гг. вокруг Ю. Ф. Ильясова образовался круг талантливой студенческой молодежи. Творческое объединение работало в формате молодежной студенческой литературной студии МГПИ (с 1999 - Магнитогорский государственный университет (МаГУ). Являясь руководителем-наставником, Юрий Федорович воспитал двух поэтов - Ренарта Фасхутдинова и Наталью Карпичеву. Н. Карпичева подчеркивала в своем наставнике особое чувство ответственности за поэтический дар и главенство темы учителя и ученика в его творчестве.
Другие выпускники студии реализовали себя в различных областях, связанных с литературой, -в филологии, журналистике, общественной деятельности. Ю. Ф. Ильясов опубликовал три сборника: «Устремление сердца» (Магнитогорск,1995), «Идущий следом: избранные стихотворения» (Магнитогорск, 2002) и «Круг любви» (Магнитогорск, 2010). Значительный, яркий и столь результативный опыт руководства молодежной студией был отмечен сообществом, и уже в начале 2000-х Ю. Ф. Ильясова назначили руководителем городского ЛитО им. Б. Ручьева (при газете «Магнитогорский рабочий», 2007). В этот период руководитель ЛитО Ю. Ф. Ильясов участвовал в подготовке книжной серии «Литература Магнитки. Контекст».
Магнитогорские молодежные ЛитО разных лет откликались на «вызовы» своего времени и события исторической эпохи. Так было и в середине 1960-х гг., когда молодые поэты Нэмир Голланд и Юрий Костарев организовали новое ЛитО «Красное солнышко», так было в 1978 г., когда по инициативе профессора, в то время заведующего кафедрой советской литературы МГПИ Л. А. Заманского были проведены I Ручьевские чтения, ознаменовавшие начало исследовательского, литературно-критического этапа литературной истории Магнитки. В эпоху «перестройки», в 1987 году, судьбоносным стало рождение неформальной молодежной группы «Дыхание» при Магнитогорском исто-рико-краеведческом музее. Новые поэты фактически возглавили магнитогорское литературное движение в 1990-2000-е гг.4.
Примером типичного пути в литературу из студенческой среды МГМИ во второй половине 1980-х гг. является биография Олега Геннадьевича Щурова. О. Г. Щуров - поэт, член Союза российских писателей, публикующийся в журнале «Урал». В 1983-1988 гг. будущий поэт учился в МГМИ, где впервые было напечатано его первое стихотворение «Дорогой ветра» (газ. «За кадры»,1984). С 1987 по 1988 гг. О. Щуров участвовал в группе «Дыхание». В дальнейшем печатался в магнитогорских газетах, журнале «Берег А», стал лауреатом I Литературного конкурса имени К. М. Нефедьева (номинация «Поэзия), его сборник «Стихотворения» вышел в издательстве «Алкион» в серии «Литература Магнитки. Избранное» (2005) [14, с. 122].
О встрече с поэтами-нонкомформистами вспоминает Игорь Варламов, в восьмидесятые он тоже был студентом МГМИ. Именно Щуров привел Варламова на заседание группы. Собирались на квартирах: «Дыхание» - это группа самиздата. Известно о существовании манифеста «Дыхания» и ежемесячно выходившего машинописного альманаха. Обложка альманаха была выполнена художником Григорием Голландом5. К участникам, по словам Игоря Варламова, предъявлялись высокие требования в области поэтического мастерства: новичок должен был в рамках темы-импровизации создать цикл стихотворений. Решение о принятие в группу нового участника принималось коллективно (на заседании)6.
4 Лещинская Г. Группа «Дыхание» и другие объединения последних трёх десятилетий [Электронный ресурс] // ЛитМагнит - Литераторы Магнитогорска в Интернете. ВКонтакте 12 мар 2014. URL: https://vk.com/topic-3763207 29625607?offset=20 (дата обращения: 13.03.2019)
5 Там же.
6 ГГ^
Там же.
Членами Союза российских писателей в 1997 г. стали и авторы «Дыхания»: Александр Ерофеев, Николай Якшин, Владимир Некрасов, Игорь Варламов, Вячеслав Пшеничников1. Вклад данного поколения поэтов, заявивших о себе на рубеже ХХ-ХХ! вв., по мнению исследователей, трудно переоценить! Именно профессиональные поэты вошли в городские отделения СП РФ и СРП, что определило содержание культурной жизни: «вели литературные страницы в городских периодических изданиях, руководили городскими литобъединениями, были организаторами трех конкурсов им. К. М. Нефедьева, принимали участие в проведении Всемирного Форума поэзии в Магнитогорске в 2002 г., издавали литературно-художественный журнал «БрегА»8.
Магнитогорская литература на рубеже 1980-1990-х гг. обогатилась новыми темами. В российскую литературу пришло поколение военных прозаиков: О. Ермаков, О. Блоцкий, А. Бабченко, З. Прилепин и др. Среди перечисленных писателей одно из первых мест по праву принадлежит магнитогорскому и российскому писателю Олегу Хандусю (1960-2006). Читатели познакомились с книгой О. А. Хандуся «Полковник всегда найдется» в начале 1990-х гг. (повесть и рассказы изданы в Москве, 1992). Исследователь В. Б. Волкова пишет о новаторстве прозаика, прошедшего Афганистан, о его «концепции войны, отличающейся от официальной»: О. Хандусь осуществил «выход в культурно-религиозное поле христианства и буддизма», он «обладал обширными познаниями в области религии вообще и буддизма в частности» [4, с. 515]. Его рассказы «Он был мой лучший друг», «Это был ангел» - наиболее значительные произведения российской прозы на тему локальных войн. Олег Хандусь руководил магнитогорским ЛитО, вел семинары для молодежной аудитории в Магнитогорском лицее и внес неоценимый вклад в развитие магнитогорского молодежного литературного движения.
Кроме Ю. Ф. Ильясова и О. А. Хандуся в начале 2000-х гг. с молодыми авторами работал Сергей Валентинович Рыков. Он руководил молодежной секцией ЛитО «Магнит» в с 2004 по 2007 гг. Поэтический талант Сергея Рыкова сформировался в период обучения в Магнитогорском строительном колледже (1992-1994), позже он посещал литературные семинары А. Павлова и О. Хандуся в Магнитогорском лицее. После публикации сборников «Моя хрустальная дорога» (2005), «Подари мне облако» (2006) С. Рыков был принят в Союз писателей России (2007), а в 2008 г. им был подготовлен коллективный сборник «Небо пятое», представлявший собой результат деятельности молодежной секции ЛитО «Магнит» [14, с. 128].
Выпускниками ЛитО, руководимых А. Павловым, Р. Дышаленковой, Ю. Ильясовым, О. Хандуся стали Владимир Навдуш, Александр Салов, Александр Степанов, Игорь Варламов, Лидия Павленко, Сергей Рыков, Наталья Карпичева, Елена Холодова, Наталья Фокина и др. Еще Н. Г. Кондратковской был «открыт» и впоследствии отмечен в истории «Магнита» талант Владимира Чурилина ^1955-2003) - поэта «глубоко лирического павло-васильевского склада» [2, с. 11-12].
Неужто в современных городах Мы так привыкли к прочности и силе, Что не приходит к нам березострах, Великий страх за матушку Россию? За хрупкие бескрайние леса?.. Бескрайние! А если приглядеться -Тяжелый след ноги и колеса Ножом вошел в березовое сердце. Апрель пришел, иначе снегогон, Еще иначе - квитень, Или цветень <...>
Уже трава пружинит под ногой, В тугих вершинах путается ветер, Поет река, как тихая свирель, Несет коряги, лодки и приколы <...>
7 Там же.
8 Там же.
И все-таки
В страну пришел апрель, И он куда светлей березозола [2, с. 11-12].
Замечательный поэтический талант В. Чурилина, высокий уровень его художественного мышления позволяет поставить этого магнитогорца в один ряд с такими известными русскими советскими поэтами, как Н. Рубцов, В. Соколов, А. Передреев, «фронтовыми» поэтами - С. Орлов, С. Гудзенко.
«Литературная школа», история молодежных ЛитО вписана в большую историю отечественной литературы - от советского и постсоветского периодов до современного. Имеется в виду мощная историко-литературная традиция, восходящая к советской производственной прозе и поэзии конца 1920 - начала 1930-х гг., к «романам воспитания нового человека», романам-хроникам (Л. Леонов, В. Катаев, А. Малышкин и др.), к советской поэзии, составившей поэтическую летопись периода индустриализации. То, что было актуально в отечественной литературе в середине 1920-х, на рубеже 1920-1930-х годов уже воспринималось как устаревшее: «грандиозные события эпохи становились уже вчерашним днем...» [1, с. 74], недавние революционные события меркли перед грядущей эпохой великих трудовых свершений (первых пятилеток), которыми будут отмечены 1930-е гг.
Произведения о Магнитогорске - часть новой советской литературы. В. Катаев, создавший образ Магнитки в произведении «Время, вперед!» (1931-1932), использовал жанр романа-хроники, то есть последовал по пути предшественников. «Пришлось осваивать исторический событийный «пласт» при отсутствии необходимой временной дистанции» [1, с. 74]. Консолидация поэтов на Маг-нитострое в литературной группе «Буксир» (лето 1930 г.), несмотря на идеологическую подоплеку деятельности комсомольцев, не была ознаменована привычным для литературных групп манифестом. При этом отчетливо звучал девиз творческой молодежи: «Только при крепкой производственной связи со старыми пролетарскими поэтами мы будем бороться за Магнитострой литературы», - эти слова были произнесены юношей Б. Ручьевым в 1932 г. на Втором производственном Совещании поэтов в Москве [7, с.15]. Последователи Б. Ручьева смогли пронести через десятилетия то, что привлекло в литературу многих. Н. Кондратковская была свидетелем особой теплоты во взаимоотношениях первых магнитогорских поэтов, когда они собирались в дощатом «писательском» бараке, прозванном «чудищем»: «В «чудище» был чудесный, теплый климат: в пустых комнатах с топчанами и железными койками звучали стихи, обитатели делились последней картофелиной <...> все смеялись, все спорили, шли за разрешением личных проблем к мудрому Василию Макарову [Макаров Василий Александрович (1905-1942), поэт. С 1930 г. - основатель Магнитогорской литературной бригады им. Горького], а в поэзии непререкаемым авторитетом был Ручьев» [14, с. 14-15].
В настоящее время традицию Магнитогорского ЛитО продолжает преемник А. Павлова - Виктор Николаевич Калугин, российский поэт (сб. «Рубашка жизни», 2012).
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. исследовательский этап в изучении магнитогорской литературы, начатый проф. Л.А. Заманским, не только был продолжен доктором филол. наук В. В. Заманской, но и перешел в новое качество: была проведена огромная работа по сбору и анализу материала, связанного с городским литературным движением.
Позже под руководством доктора филол. наук, профессора М. М. Полехиной, в рамках регионального направления Лаборатории литературоведческих исследований (сотрудники С.М. Крутий, Е.Ю. Котукова), при участии и поддержке коллектива преподавателей кафедры русской литературы ХХ в., а также благодаря энтузиазму талантливых литературных критиков - канд. филол. наук Н. Л. Карпичевой, доц. Т. А. Таяновой было создано благодатное научное, художественное пространство для творчества одаренной молодежи [14; 15].
Работа осуществлялась в содружестве с программистами-разработчиками. Так, литературоведами был поддержан опыт Дениса Юрьевича Коновальчика в 2006 г. («Литераторы Магнитогорска в Интернете»). Выпускник МГТУ, программист по образованию Д. Коновальчик разработал новые формы для исследования литературы нашего города. Им реализован некоммерческий библиотечно-энциклопедический проект «Литераторы Магнитогорска в Интернете» («Литмагнит») [14, с. 159]. Интерес к истории литературной Магнитки не случаен: Д. Коновальчик слушал семинары А. Павлова и О. Хандуся. С 2008 г. Д. Ю. Коновальчик стал членом Союза журналистов России (сб. «Песни от фонаря», 2007).
В начале 2010-х гг. на кафедре современной русской литературы, руководимой доктором фи-лол. наук, проф. С. Л. Слободнюком, силами автора данной статьи, а также доцента М. Б. Баландиной совместно с сотрудниками ЛЛИ С. М. Крутий, Е. Ю. Котуковой, Т. И. Васильевой, Г. Б. Петровой,
при информационной поддержке Музея-квартиры Б. Ручьева (рук. Н. Г. Троицкая) и помощи поэта А. Б. Павлова был подготовлен и издан сборник «IX Ручьевские чтения. Динамика литературного процесса в контексте регионального пространства»[16]. Эти материалы отразили следующий этап в изучении магнитогорских ЛитО.
Одной из форм литературной жизни студенчества в Магнитогорске в настоящее время является клуб «ТеггаШегаШга» (tl.magtu.ru). Электронная площадка этого литературного объединения создана в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И. Носова в мае 2016 г. Идея клуба и сайта принадлежит группе единомышленников, преподавателей-филологов и студентов Института гуманитарного образования (направления «Филология», «Педагогическое образование. Русский язык и литература»). Целью было: во-первых, объединить творческую молодежь - людей, для которых литература является важной частью жизни; во-вторых, организовать в промышленном городе еще одно молодежное объединение как островок живого литературного творчества. Похожие литературные студенческие клубы существуют в вузах Уральского региона (альманах «Общая тетрадь» в Екатеринбурге).
«Каждый может творить!» Это девиз обращен к студентам и аспирантам МГТУ им. Г.И. Носова и всей магнитогорской молодежи, тем, кто хочет участвовать в деятельности клуба и сайта ТеггаШегаШга 9. Авторы-участники литературного клуба получают возможность открывать новые страницы, публиковать собственные новостные, литературные или литературоведческие произведения. Уникальность сайта определяет его контент, литературные материалы с высокой степенью оригинальности 90-99%. Студенческая инициатива принесла не только возможность многим быстро публиковать свои новые произведения, но и получить профессиональную литературно-критическую оценку. Возникла виртуальная и реальная культурная молодежная среда: основные рубрики - «Новости», «Творческая мастерская», «Диалоги», «Критика», «Забытые и новые имена», «Литературная учеба». Студенты Института гуманитарного образования знают сайт «ТеггаШегаШга» как территорию свободного творчества, как пространство взаимопонимания друзей-единомышленников.
Таким образом, молодежные литературные объединения как формы литературной жизни были и остаются яркими явлениями в истории и современной культуре Магнитогорска. Они уже внесли значительный вклад в развитие поэзии Урала, российской литературы в целом, но главное, ЛитО способны в будущем открыть новые имена.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бедрикова М. Л. Роман К. Федина «Города и годы» в свете проблематики русской прозы 1920-х гг. // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 2. С. 72-78.
2. В кругу откровений: коллективный сборник ЛитО «Магнит». Книга I. / сост. А. Павлов; ред. С. Рухмалев. Магнитогорск : АЛКИОН,2004. 140 с.
3. В кругу откровений: коллективный сборник ЛитО «Магнит». Книга II. / сост. А. Павлов; ред. С. Рухмалев. Магнитогорск: АЛКИОН, 2004.136 с.
4. Волкова В.Б. Концептосфера современной военной прозы: дис. ... д-ра филол. наук. Магнитогорск, 2014. 591 с.
5. Дышаленкова Р. А. Ангел времени: Проза - стихи. Магнитогорск : Магнитогорский Дом печати, 2006.
256 с.
6. Дышаленкова Р. Четыре окна. Стихи. Предисл. В. Сидорова. М.: Современник, 1978. 62 с.
7. Заманский Л. А. Он вошел в нашу жизнь как учитель: слово о Борисе Ручьеве / Поэзия Магнитогорска: опыт исследования региональной литературы : сб. науч. статей / ред. и сост. М. М. Полехина, Т. А. Таянова. Магнитогорск: МаГУ, 2008. Вып.! С. 14-19.
8. Катаев В. П. Время, вперед! Роман- хроника. Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1979. 301 с.
9. Кондратковская Н. У горячего истока: вступительная статья // Круг зари: стихи, очерки, рассказы. Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1977. С. 5-10.
10. Кондратковская Н. Сердце-озеро: сказы, легенды, поэмы, сказки, стихи. Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1984. 152 с.
11. Круг зари: стихи, очерки, рассказы / сост. Н. Г. Кондратковская. Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1977. 120 с.
12. Машковцев В. Оранжевая магия: Стихи, поэма. Челябинск: Юж. -Урал. кн. изд-во, 1984. 208 с.
9 Литературный проект TERRA LITERATURA. Стихи, проза, оригинальные тексты студентов Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова [сайт]. URL: http://tl.magtu.ru.
13. Павлов А. Город и поэт: Стихи. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1996. 560 с.
14. Поэзия Магнитогорска: опыт исследования региональной литературы: сб. науч. статей / ред. и сост. М. М. Полехина, Т. А. Таянова. Магнитогорск: МаГУ, 2008. Вып. I. 215 с.
15. Поэтическая жизнь Магнитогорска: опыт литературоведческого краеведения: сб. науч. ст. /ред. и сост. М. М. Полехина, Т. А. Таянова. Магнитогорск: МаГУ, 2009. 390 с.
16. IX Ручьевские чтения. Динамика литературного процесса в контексте регионального пространства : сб. материалов междунар. науч.-практ. Конференции / ред. С. Л. Слободнюк, ред.-сост. М. Л. Бедрикова, Н. Л. Карпичева, Е. Ю. Котукова, С. М. Крутий. Магнитогорск: Магнитогорский Дом печати, 2011. 326 с.
17. Ручьев Б. А. Стихотворения и поэмы. М. : Сов. Россия, 1976. 224 с.
18. Чупринин С. И. Русская литература сегодня: Малая литературная энциклопедия. М. : Время, 2012.
992 с.
M. L. Bedrikova (Magnitogorsk, Russia)
ABOUT YOUTH LITERARY GROUPS OF MAGNITOGORSK 1930-2010: «A LITTLE ABOUT CITY
AND FAMILY»
Abstract. The subject of the research is youth literary associations as a form of literary life in the present and past of the legendary Magnitka, from the 1930s to the 2010s.The leaders of youth clubs in different years were B. Ruch'ev, N. Kondratkovskaya, Yu.Kostarev, R. Dyshalenkova, A. Pavlov. Yu.Ilyasov, O.Handus, S.Rykov. The Magnitogorsk specificity of "litO" is most accurately and deeply analyzed in 2011 by A.Pavlov, who led the "Magnit" literary association under the Magnitogorsk Metal newspaper from the second half of the 1970s to the 2000s.Unlike school, literacy does not imply the strict obligation to attend classes. Pupils and teachers, citizens, are "in the same class", united not only by a common interest in literature, but also by a sense of patriotism, a desire to find like-minded people in an industrial city like Magnitogorsk. For A.Pavlov, "Magnet" is "a club of interests too." The result of the work of the Literary Magnet was the publication of the poetic collection In the Circle of Revelations (2004) - an anthology of the work of non-professional writers of Magnitogorsk. The tradition of youth associations (from the 1930s to the 2010s) is continued by modern literature: "Magnit", (head V.Kalugin), literary youth clubs of Magnitogorsk (TERRA LITERARY Club - an electronic platform for students of Moscow State Technical University named after G.I. Nosova). ( The author of the article is grateful to the editors of «Dennitsa» for the supporting with the local history material and to Tatyaana Pavlova for the interview devoted to her husband's (A.Pavlov) creativity; to the students of the Institute of the Humanities (М .Maslennikova, I. Vilkhovskiy, O. Morozova.).
Keywords: B. Ruchev, N. Kondratkovskaya, R. Dyshalenkova, A. Pavlov, literary association, Magnitogorsk, literary club of MGTU named after G.I. Nosov.
REFERENCES
1. Bedrikova M. L. Roman K. Fedina «Goroda i gody» v svete problematiki russkoi prozy 1920-kh gg., Gumani-tarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research]. 2017. vol. 1. no. 2. pp. 72-78.
2. V krugu otkrovenii: kollektivnyi sbornik LitO «Magnit». Kniga I. / sost. A. Pavlov; red. S. Rukhmalev. Magnitogorsk, ALKION, 2004, 140 p.
3. V krugu otkrovenii: kollektivnyi sbornik LitO «Magnit». Kniga II. / sost. A. Pavlov; red. S. Rukhmalev. Magnitogorsk, ALKION, 2004,136 p.
4. Volkova V. B. Kontseptosfera sovremennoi voennoi prozy: dis. ... d-ra filol. nauk, Magnitogorsk, 2014,
591 p.
5. Dyshalenkova R. A. Angel vremeni : Proza - stikhi. Magnitogorsk, Magnitogorskii Dom pechati, 2006, 256 p.
6. Dyshalenkova R. Chetyre okna. Stikhi. Predisl. V. Sidorova, Moscow, Sovremennik, 1978, 62 p.
7. Zamanskii L. A. On voshel v nashu zhizn' kak uchitel': slovo o Borise Ruch'eve / Poeziya Magnitogorska : opyt issledovaniya regional'noi literatury : sb. nauch. statei / red. i sost. M. M. Polekhina, T. A. Tayanova. Magnitogorsk, MaGU, 2008, vol. I, pp. 14-19.
8. Kataev V. P. Vremya, vpered! Roman- khronika, Chelyabinsk, Yuzh.-Ural. kn. izd-vo, 1979, 301 p.
9. Kondratkovskaya N. U goryachego istoka: vstupitel'naya stat'ya, Krug zari: stikhi, ocherki, rasskazy, Chelyabinsk, Yuzh.-Ural. kn. izd-vo, 1977, pp. 5-10.
10. Kondratkovskaya N. Serdtse-ozero: skazy, legendy, poemy, skazki, stikhi, Chelyabinsk, Yuzh.-Ural. kn. izd-vo, 1984, 152 p.
11. Krug zari: stikhi, ocherki, rasskazy / sost. N. G. Kondratkovskaya, Chelyabinsk, Yuzh.-Ural. kn. izd-vo, 1977, 120 p.
12. Mashkovtsev V. Oranzhevaya magiya: Stikhi, poema, Chelyabinsk,Yuzh.-Ural. kn. izd-vo, 1984, 208 p.
13. Pavlov A. Gorod i poet: Stikhi, Chelyabinsk, Yuzh.-Ural. kn. izd-vo, 1996. 560 p.
14. Poeziya Magnitogorska : opyt issledovaniya regional'noi literatury: sb. nauch. statei / red. i sost. M. M. Polekhina, T. A. Tayanova, Magnitogorsk, MaGU, 2008, vol. I, 215 p.
15. Poeticheskaya zhizn' Magnitogorska : opyt literaturovedcheskogo kraevedeniya: sb. nauch. st. /red. i sost. M. M. Polekhina, T. A. Tayanova, Magnitogorsk, MaGU, 2009, 390 p.
16. IX Ruch'evskie chteniya. Dinamika literaturnogo protsessa v kontekste regional'nogo prostranstva : sb. mate-rialov mezhdunar. nauch.-prakt. Konferentsii / red. S. L. Slobodnyuk, red.-sost. M. L. Bedrikova, N. L. Karpicheva, E. Yu. Kotukova, S. M. Krutii, Magnitogorsk, Magnitogorskii Dom pechati, 2011, 326 p.
17. Ruch'ev B. A. Stikhotvoreniya i poemy. Moscow, Sov. Rossiya, 1976. 224 p.
18. Chuprinin S. I. Russkaya literatura segodnya: Malaya literaturnaya entsiklopediya, Moscow, Vremya, 2012,
992 p.
Бедрикова М. Л. О молодежных литобъединениях Магнитогорска 1930-2010-х гг.: «Город и семья в миниатюре» // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 3. С. 46-57.
Bedrikova M. L. About Youth Literary Groups of Magnitogorsk 1930-2010: "A Little about City and Family ", Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2019, vol. 3, no 3, pp. 46-57.
Сведения об авторе
Бедрикова Майя Леонидовна - доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры языкознания и литературоведения Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Россия, Магнитогорск; mlbedrikova@gmail.com
Author:
Maya L. Bedrikova, Docent, Candidate of Philological Sciences, Docent of Linguistics and Literary Studies Department, Institute of the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia; mlbedrikova@gmail.com