Научная статья на тему 'Кукарское (советское) учительское училище - первая кузница педагогических кадров в Вятском крае. К 110-летию со времени основания учебного заведения'

Кукарское (советское) учительское училище - первая кузница педагогических кадров в Вятском крае. К 110-летию со времени основания учебного заведения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1149
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУКАРСКОЕ (СОВЕТСКОЕ) ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ / ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ / Г. М. ВИШНЕВСКИЙ / A. Д. СИЛЬНИЦКИЙ / А. Г. БЕССОНОВ / И. М. ДУРНЕВ / B. Г. ОГОРОДОВ / THE KUKARKA (SOVETSKOJE) TEACHERS TRAINING SCHOOL / G. M. VISCHNEVSKY A. D. SILNITSKY / A. G. BESSONOV / I. M. DURNEV / V. G. OGORODOV / THE UPBRINGING OF TEACHERS / INDUSTRIAL-AND-TEACHERS TRAINING COLLEGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Помелов Владимир Борисович

В статье показаны наиболее важные события в истории первого педагогического учебного заведения в Вятском регионе. Дается краткая характеристика некоторых директоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Kukarka (Sovetskoje) Teachers Training School is the first institution of the kind in the Vyatka Region. To the 110-th anniversary of the opening

The article depicts the most important events in the history of the first teachers training school in the Vyatka region. The brief characteristics of some of its directors are given.

Текст научной работы на тему «Кукарское (советское) учительское училище - первая кузница педагогических кадров в Вятском крае. К 110-летию со времени основания учебного заведения»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 37(091)(470.342):377

В. Б. Помелов

КУКАРСКОЕ (СОВЕТСКОЕ) УЧИТЕЛЬСКОЕ УЧИЛИЩЕ - ПЕРВАЯ КУЗНИЦА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ВЯТСКОМ КРАЕ

К 110-летию со времени основания учебного заведения

В статье показаны наиболее важные события в истории первого педагогического учебного заведения в Вятском регионе. Дается краткая характеристика некоторых директоров.

The article depicts the most important events in the history of the first teachers training school in the Vyatka region. The brief characteristics of some of its directors are given.

Ключевые слова: Кукарское (Советское) педагогическое училище, подготовка учителей, индустриально-педагогический колледж, Г. М. Вишневский,

A. Д. Сильницкий, А. Г. Бессонов, И. М. Дурнев,

B. Г. Огородов.

Keywords: The Kukarka (Sovetskoje) Teachers Training School, the upbringing of teachers, industrial-and-teachers training college, G. M. Vischnevsky A. D. Silnitsky, A. G. Bessonov, I. M. Durnev, V. G. Ogorodov.

Советский индустриально-педагогический колледж — старейшее из ныне существующих профессиональных педагогических учебных заведений Кировской области. История этого учебного заведения представляет немалый интерес для исследователей и всех тех, кто неравнодушен к проблемам народного образования.

Необходимость открытия учительской семинарии в Вятской губернии к началу XX в. ощущалась очень явственно. Реформы 1860-х гг. в России пробудили могучие производительные силы, вызвали к жизни процесс роста промышленного и сельскохозяйственного производства. Однако дальнейшее экономическое и культурное развитие России тормозилось из-за несовершенства системы образования, нехватки квалифицированных специалистов, в том числе учителей.

Введение высших начальных училищ, земских школ и других типов школ резко обострило потребность в учительских кадрах. Поэтому уже с

© Помелов В. Б., 2014

1870-х гг. повсеместно в России стали открываться учительские институты и семинарии, однако этот процесс до поры до времени обходил Вятскую губернию стороной.

Наконец, по настоянию передовых земских деятелей (положительное решение Вятского губернского земского собрания было принято 24 января 1900 г.) и директоров народных училищ Вятской губернии Александра Алексеевича Красева и сменившего его в этой должности видного уче-ного-дидакта Андрея Ивановича Анастасиева в слободе Кукарке (ныне г. Советск) Яранского уезда 1 (14) июля 1903 г. была открыта учительская семинария. (Примечательно, что ровно через 11 лет, день в день, будет открыт Вятский учительский институт.)

Невольно возникает вопрос: почему это учебное заведение было открыто именно в Кукарке, а не, например, в Слободском, Котельниче, Орлове или Глазове, которые в ту пору были достаточно крупными городами, не говоря уж о Вятке?

Нам представляется наиболее вероятным ответом на этот вопрос то, что устроители — земские деятели и дирекция народных училищ — учли завет великого русского педагога К. Д. Ушинс-кого о том, что учительские семинарии желательно открывать не в городах, а в селах, подальше от мирской суеты и смуты и городских соблазнов, поближе к природе, народным истокам и сельским ребятишкам, ибо семинарии должны были готовить учителей главным образом из крестьян.

Первым директором семинарии (1903—1907) был назначен статский советник, кавалер орденов Анны II степени и Станислава II степени, известный российский методист Гурий Матвеевич Вишневский, сыскавший себе громкую славу в России своими многочисленными, издававшимися большими тиражами учебными пособиями для начальной школы, главным образом по математике, в частности «Записки по методике арифметики», которая использовалась как учебник в Кукарской семинарии.

Вишневский придерживался передовых взглядов в области просвещения, что, несомненно, отражалось на работе семинарии, особенно в преддверии первой русской революции. В первый год по конкурсу были приняты 40 учащихся. В дальнейшем семинария имела первый (подготовительный) класс и три основных класса. Таким образом, обучение продолжалось три или

четыре года в зависимости от изначальной готовности поступавших.

На учебу принимались только юноши всех сословий, в возрасте от 15 до 18 лет, окончившие полный курс двуклассных сельских или городских училищ. В учебный план учительской семинарии входили такие предметы, как Закон Божий, церковно-славянский язык, русский язык, педагогика, арифметика, геометрия, история, география, естествознание, физика, пение, чистописание, черчение, рисование. Этот план существовал без особых изменений до марта 1918 г. Семинария была укомплектована квалифицированными преподавателями, дававшими воспитанникам прочные знания, формировавшими материалистическое мировоззрение.

Среди них можно назвать В. С. Спиридонова, В. Н. Хлебникова, выпускника Санкт-Петербургской академии художеств. Он не только учил рисовать, но и стремился привить будущим учителям вкус к чтению произведений писателей-демократов.

Историк В. Н. Тарасов знакомил учащихся с внепрограммными трудами В. О. Ключевского. Кстати, позднее, в 1914—1917 гг., В. Н. Тарасов работал в Полтавском учительском институте, и среди его учеников был будущий великий педагог А. С. Макаренко. В дальнейшем В. Н. Тарасов преподавал в Калининском педагогическом институте.

Хорошими методистами были математик А. Н. Коридалин, географ П. И. Невский, словесник В. И. Мельников, ставшие впоследствии инспекторами народных училищ.

В Кукарской семинарии работали учителя-ульяновцы — бывшие воспитанники учительской школы, организованной при деятельном участии И. Н. Ульянова. Они были любимыми наставниками учащихся: преподаватель пения В. И. Колпаков, преподаватель гимнастики и ручного труда Г. Д. Космовский. Таким образом, приобщаясь к живительным идеям русской прогрессивной педагогики, юные учащиеся Кукарской учительской семинарии становились как бы духовными внуками выдающегося деятеля народного просвещения Ильи Николаевича Ульянова.

Для семинаристов организовывались дополнительные занятия по астрономии и современной литературе. Был осуществлен полный охват учащихся работой в классе ручного труда. Хорошо было поставлено пение. Все учащиеся с удовольствием занимались садоводством. На этой трудовой основе установилась образцовая дисциплина и высокая успеваемость воспитанников. Отношения между преподавателями и семинаристами характеризовались гуманностью и взаимным уважением.

Хорошо была поставлена педагогическая практика; ей уделялось первостепенное внимание.

Воспитанники систематически в течение всех лет обучения писали домашние сочинения по какому-либо предмету.

Первые три года семинария не имела собственного помещения и занятия проходили в арендованных помещениях. В 1904—1906 гг. шло строительство деревянного здания для преподавателей, служебных построек и кирпичного учебного корпуса, торжественное открытие которого состоялось 7 января 1907 г. В нем размещались также общежитие для казеннокоштных студентов и «образцовое» при семинарии училище, иными словами, школа, в которой семинаристы проходили практику. Это здание до сих пор служит по своему назначению. Семинария не имела водопровода, но несмотря на это здание со всеми бытовыми помещениями содержалось в чистоте и порядке.

Обучалось в семинарии свыше 160 человек, из которых примерно 60 жили в общежитии.

Первые годы семинария жила тихо, спокойно. Ученики по субботам и воскресеньям аккуратно ходили в церковь. После шести часов вечера они не смели показываться за пределами общежития, строго подчинялись батюшке и классным наставникам.

Первая русская революция 1905—1907 гг. внесла перемены во весь уклад жизни семинаристов. Начались собрания, митинги, возникло самоуправление. Появилось много нелегальной политической литературы. Директор не только не преследовал учащихся за увлечение революционными идеями, но даже иногда защищал и укрывал их от нападок полиции.

Учащиеся отказались от обязательного посещения церкви, потребовали выписки газет и журналов, организовали социал-демократический кружок и сами стали выпускать нелегальные издания на гектографе. Но, когда революция пошла на убыль, в семинарии начались обыски, ужесточился режим. Семинариста Михеева арестовали и отдали в солдаты.

В 1907 г. семинария дала первый выпуск народных учителей — 38 учителей начальных классов, но не все они получили работу. Губернатор Горчаков за антиправительственные действия не утвердил в должности учителя выпускников Мельникова, Вологжанина, Моралева и некоторых других выпускников. Чиновники так отзывались о воспитанниках Кукарской семинарии: «Этот из учительской семинарии? Значит, социалист!»

Одну из главных причин такого положения власти усмотрели в либерализме директора. Поэтому в 1907 г. директором был назначен другой педагог — Александр Деомидович Сильницкий. Ему удалось направить энергию воспитанников в мирное русло.

По воспоминаниям воспитанников, он учил работать над собой упорно, для того, чтобы стать достойным звания народного учителя. Воспитанники семинарии, помимо семинарской библиотеки, доставали книги через библиотеку Кукарско-го образовательного общества; также пользовались фондами публичной библиотеки, где они читали журналы и брали произведения новых современных писателей.

Первое время выпускники-семинаристы не пользовались большим авторитетом у директоров школ. Принимали их не очень охотно на работу, так как их политическая репутация вызывала сомнения. Только когда в Вятке губернским директором народных училищ стал А. Д. Силь-ницкий, положение изменилось. Он предложил уездным инспекторам народных училищ в первую очередь на свободные места принимать выпускников семинарии.

Кроме того, будучи руководителем уездных курсов народных учителей, Сильницкий способствовал поднятию авторитета своих выпускников. Он приглашал их для проведения показательных уроков, на учительские курсы и съезды. Постепенно учителя убеждались в достаточно высоком уровне подготовки выпускников Кукар-ской учительской семинарии.

С осени 1909 г. по 6 марта 1918 г. директором семинарии был Александр Григорьевич Бессонов, получивший указание «подтянуть» семинаристов и преподавателей. Внешностью он напоминал старого николаевского унтера: грубый, седой старик, с коротко остриженными волосами и оловянными глазами, неряшливыми усами и небритым подбородком.

Этот период долгое время впоследствии называли «бессоновщиной». Снова были введены строгие порядки. Без письменного разрешения семинаристы не имели права отлучаться из общежития. Запрещались «вольные» прически; семинаристы должны были носить простые, без «мирской отделки» солдатские сапоги. Распорядок дня был таков, что к семи часам вечера семинаристы должны были находиться дома. Выполнялись все ритуалы, требуемые в условиях царизма. В актовом зале висели портреты во весь рост царя и царицы. Стоял иконостас с небольшой колокольней. Каждое утро здесь производили краткую обязательную молитву с «читкой» священника и пением гимна «Боже, царя храни!».

Но были и соблазны: только появившийся кинематограф, катание на коньках, встречи с гимназистками и т. д. Следили за режимом классные наставники, посещавшие студенческое жилье. Семинаристы не допускали непристойного поведения, и совершенно исключено было употребление спиртного. Кинематограф разрешалось посещать только в организованном порядке и в

дневное время. Такой «культпоход» совершался два-три раза в год, и только по усмотрению директора.

Выпускник семинарии 1917 г. Григорий Сергеевич Садовников вспоминал: «У директора было нетерпимое отношение к нашему общению с гимназистками. Он был женоненавистником. Мы же не понимали, что плохого в общении с девушками. Возможно, общение с девушками мешало нашим занятиям, но в то же время оно облагораживало нас. Мы старались в их глазах казаться умными и начитанными. В наших отношениях не было распущенности. Общение с ними приобщало нас к городскому быту. Мы были вхожи в зажиточные семьи. Разве все это было плохо для нас?! Директор же видел в этом нечто недопустимое.

На старших курсах мы жили на квартире, вчетвером, прямо напротив семинарии, то есть на глазах у директора. Хозяйкин сын — студент Санкт-Петербургского политехнического института и дочка, окончившая гимназию, работавшая учительницей в сельской школе, приезжали на каникулы домой. Конечно, приходила к ним молодежь. Это увидел директор и пришел в бешенство за то, что мы бываем в такой компании.

Поздно вечером прибежал к нам его слуга Григорий и сказал, чтобы мы немедленно шли к директору. Встреча была яростной, и он сказал, чтобы мы немедленно переезжали на другую квартиру, причем за городом. На другой день мы переехали на другую квартиру.

Были у нас с директором и крупные конфликты. Мы должны были посещать церковь в организованном порядке во главе с директором после явки в класс на перекличку. В один из воскресных дней, явившись в класс, мы, старшеклассники, решили покончить с таким порядком. Дружно, всем классом пошли в церковь без переклички. Вслед за нами прибежал в церковь и предложил вернуться обратно в класс. В случае неповиновения и беспорядков он пригрозил вызовом полиции. Мы были вынуждены повиноваться...»

Однако директор семинарии вовсе не был бездумным сторонником муштры. Он любил учащихся, видел в них детей и как мог берег их от возможных соблазнов, от охранки и полицейских ищеек, которым был нужен лишь повод, чтобы подать рапорт на семинаристов и тем самым оправдать свое жалованье.

Смыслом его жизни, человека немолодого и несемейного, аскета по натуре, была семинария и те, кто в ней учился и работал. Показателен такой пример. Мест для всех в общежитии не хватало, и половину своей квартиры Бессонов отдавал учащимся. Размещалось в ней одновременно не менее пятнадцати человек. Каждого он обес-

печивал железной кроватью и матрацем, спальными принадлежностями. Специальная женщина кормила и обстирывала постояльцев, а платил за все это директор из собственного кармана.

Директор Бессонов вел занятия по педагогике, психологии и логике, руководил практическими занятиями семинаристов в «образцовой» школе.

Занятия по Закону Божию вел окончивший духовную академию священник Кедров. Г. С. Садовников вспоминал: «Кедров понимал, что мы далеко не религиозны, но мы были взаимно корректны. Он не читал нам проповеди о Христе, а мы, в свою очередь, не нарушали на его уроках дисциплину».

Как обязательный предмет учащиеся проходили теорию хорового пения и даже давали уроки пения в «образцовой» школе. Семинария имела хороший хор, выступавший вместе с женским гимназическим хором. Кукарская семинария была известна далеко за пределами Вятской губернии. В ней учились ребята из Вологодской, Пермской, Костромской, Казанской, Тамбовской и других губерний. Здесь учились представители многонационального трудового народа России — русские, марийцы, удмурты, коми, татары, башкиры и др.

Ежегодно принимали по 40—50 человек, конкурс был четыре человека на место. Зачисление производилось по результатам вступительных экзаменов: сочинение, математика и Закон Божий. Пятнадцать лучших (по баллам) абитуриентов зачислялись на казенное содержание: их одевали, кормили и предоставляли общежитие бесплатно.

Казеннокоштники обычно бывали выходцами из состоятельных семей и к вступительным экзаменам готовились с помощью репетиторов, но в дальнейшей учебе далеко не все из них отличались высокой успеваемостью. Вступительные экзамены держали в основном ребята сельских 2-классных училищ, но были и окончившие городские 7-летние училища.

Осенью учащиеся производили посадку деревьев. Саженцы брали в лесу. В результате был устроен красивый парк с клумбами.

В течение 1903—1917 гг. в семинарии было подготовлено 356 учителей начальных классов. Среди выпускников семинарии немало партийных и военных деятелей: Д. В. Крупин, А. И. Лобов, С. А. Алыпов, организаторы народного образования П. С. Чухлин, Я. Н. Сушенцов, Н. А. За-ровнядный, ученые М. О. Веселов, Ф. И. Каратыгин, М. И. Меркулов, П. А. Дрягин, А. И. Кондаков и др. Скажем несколько слов о некоторых из них. Так, Анатолий Иванович Кондаков в 1914 г. стал учащимся первого набора Вятского учительского института и, соответственно, был в

составе первых пятнадцати его выпускников в 1917 г. В дальнейшем он был видным деятелем народного образования, автором книги о И. Н. Ульянове, одним из основателей Академии педагогических наук РСФСР в 1843 г. Степан Акимович Алыпов был первым политкомиссаром Вятского пединститута, входил с состав первой руководящей «тройки» (вместе с Н. А. Дерновым и Н. А. Желваковым), затем, как и Кондаков, работал в Москве в Наркомпросе РСФСР вместе с Н. К. Крупской. О Кондакове и Алыпове достаточно много писал автор данного материала (см., например, Помелов В. Б. Педагоги и психологи Вятского края. Киров, 1993; Помелов В. Б. История Вятского образования: Х^—ХХ! вв. Киров, 2013).

Сын крестьянина Федор Иванович Каратыгин (1892—1957) стал известным библиотековедом. Он окончил Ярославский педагогический институт. В 1925—1930 гг. был председателем Костромского губернского библиотечного объединения. Написал ряд работ; среди них «Несколько слов о роли библиотек в деле ликвидации неграмотности» (1924), «Об изучении читательских интересов молодежи» (1925) и др. Составлял краеведческие библиографические указатели, использовал их при комплектовании библиотек. Активно участвовал в создании Московского библиотечного института, ныне Московского государственного университета культуры и искусств. В 1937— 1947 гг. работал в Государственной научной библиотеке. Во время Великой Отечественной войны организовал эвакуацию наиболее ценных фондов главных библиотек страны. Один из соавторов первого учебника «Организация библиотечного дела в СССР».

Наступил 1917 г. Заместитель нового, первого советского руководителя училища И. М. Дур-нева Иван Николаевич Пашин вспоминал о последних месяцах жизни при старом режиме: «Жизнь резко изменилась. Преобразования коснулись и учительской семинарии. Директор Бессонов пытался не замечать новых порядков вокруг, продолжал старую линию. Будучи монархистом, он уклонялся от введения нового распорядка. Учителя, настроенные агрессивно, принудили Бессонова 3 марта отказаться от занимаемой должности. В соответствии с распоряжением народного комиссара просвещения РСФСР был выбран председатель педагогического совета (институт директоров на некоторое время был устранен).

Первым председателем педагогического совета (фактически директором) был избран Иван Михайлович Дурнев, который возглавлял это учебное заведение с 1918 г. по 1930 г. Было отменено преподавание Закона Божия, а с ним ушли в прошлое и религиозное воспитание, и порядки,

связанные с ним. Было разрешено принимать на обучение девушек. В учебный план на 1918/ 1919 учебный год были включены политическая экономия, история общественных движений, французский и немецкий языки.

8 августа 1918 г. в Вятском губернском совете народного образования были проведены выборы преподавателей семинарии, так как новой власти нужно было освободить семинарию от враждебно настроенных к Советской власти. Называлось это мероприятие «освежением кадров».

Несколько подробней расскажем о И. М. Дур-неве. Он жил в Советске почти сорок лет и оставил о себе добрую память. Родился 26 июня 1875 г. в г. Барнауле. Детство прошло в г. Енисейске, где родители работали на заводе: отец — поваром, мать — прачкой. В знак протеста против издевательств преподавателя Степанова Дурнев и ряд его товарищей покинули гимназию в выпускном классе.

С большим трудом в 20 лет ему удалось поступить в Томскую гимназию. Здесь он начинает участвовать в нелегальных кружках; состоялось его знакомство с такими марксистскими работами, как «Манифест коммунистической партии», «Капитал». Будучи студентом естественного факультета Санкт-Петербургского университета, И. М. Дурнев включается в активную революционную работу: участвует в сходках, становится членом марксистского кружка. Сначала он был рассыльным, разносил газеты и прокламации, пропагандистом. Одним из руководителей студенческого движения он стал в 1897 г. Его соратником был впоследствии известный партийный и государственный деятель Алексей Иванович Свидерский (1878— 1933), член РСДРП с 1899 г., участник революции 1905—1907 гг., один из руководителей борьбы за установление советской власти в Уфе, редактор большевистской газеты «Вперед», после Октября зам. наркома земледелия, начальник Главискус-ства (1928—1929), полномочный представитель СССР в буржуазной Латвии.

.Революционный студенческий комитет выработал манифест, где выдвигались и политические требования, среди них — свержение самодержавия. Дурнев был задержан и до решения дела был выслан под надзор полиции в Томск в сентябре 1897 г. В ноябре 1899 г. согласно приговору его выслали в Вятскую губернию на четыре года. Здесь по распоряжению губернатора он был отправлен в г. Нолинск Вятской губернии.

Последний год ссылки он отбывал в Астрахани, затем жил в Тифлисе. В конце 1905 г. был арестован и заключен в тюрьму. В 1906 г. он восстановился в университете и через два года его окончил. В октябре 1908 г. по предложению начальника Казанского учебного округа он принял предложение стать руководителем Кукарской

семинарии. Здесь он преподавал физику и естествознание.

Воспитанники семинарии тех лет Дмитрий Михайлович Кугураков и Сергей Иванович Поп-цов вспоминали, что в Кукарке Дурнев вел себя скромно, революционных убеждений не высказывал. Был внимателен к учащимся. В обучении теорию всегда увязывал с практикой, часто задавал учащимся практические работы. Под его руководством были высажены саженцы в городском саду.

И. М. Дурнев избирался на все проходившие в те годы съезды по народному образованию делегатом от Вятской губернии. До последних дней жизни оставался деятельным человеком, живо интересовавшимся всем, что происходит в мире. Тяжело переживал И. М. Дурнев известие о гибели сына Евгения, выпускника школы № 2 1937 г., морского офицера, погибшего смертью храбрых при выполнении боевого задания в августе 1942 г. После этого И. М. Дурнев долго болел и скончался 24 декабря 1947 г.

Осенью 1918 г. слобода Кукарка была переименована в город Советск, и семинария стала именоваться Советской учительской семинарией. Летом 1919 г. она реорганизуется в постоянные трехгодичные педагогические курсы, а с 1 октября 1921 г. — в педагогический техникум. В 1930 г., одновременно с Вятским пединститутом, при Советском педагогическом техникуме открывается заочное отделение, а также вечерний педагогический техникум. В правительственном постановлении указывалось, что это мера вынужденная и вводится сроком на 5 лет для подготовки «красных» кадров.

До 1934 г. программа содержала избыточное количество учебных дисциплин, главным образом навеянных тогдашней политической идеологией; при этом отметки не ставились. На первый план нередко выходила «общественная работа» — участие в митингах и собраниях. На учебу порой отводилось в среднем два-три часа, а все остальное — агитация за колхоз, ликвидация неграмотности и т. п.

Любили учащиеся военизированные эстафеты, походы во главе с военруком В. С. Деньги-ным. Активно занимались в военно-спортивных кружках, сдавая нормы БГТО («Будь готов к труду и обороне»), ГТО («Готов к труду и обороне»), на звание «Ворошиловский стрелок». Преподаватель музыки В. В. Соснин организовывал концертные выступления в честь многочисленных революционных праздников. Учащиеся выращивали рожь, овес, гречиху, пшеницу, клевер, картофель и овощи, содержали трех лошадей; в этом деле ими руководил агроном М. П. Кислицын.

В 1937 г. количество учащихся в стационаре училища достигло 480 человек, что не уступало

численности студентов Вятского пединститута. В тот же год Советский педагогический техникум был в очередной раз переименован в педагогическое училище и под таким названием существовал шесть десятилетий, по 2006 г.

К концу 30-х гг. Советское педучилище было самым передовым среди всех педучилищ области. Конкурс абитуриентов доходил до 7—8 человек на место. На фронтах Великой Отечественной войны погибли преподаватель истории И. Н. Кокорин, В. В. Соснин и др. Прославили училище его выпускники Герой Советского Союза генерал-лейтенант А. И. Лобов, генерал-лейтенант Д. К. Мальков, полковник М. В. Онучин и другие.

С 1946 г. училище перешло на 4-летний срок обучения на базе семилетки, работало заочное отделение, на краткосрочных курсах готовили учителей-предметников. В 1949 г. была начата подготовка пионервожатых. Неоднократно проводилось всесоюзное распределение, и тогда выпускники уезжали на работу от Молдавии до Приморья.

Более сорока лет проработал в училище преподавателем рисования и естественных наук талантливый художник-пейзажист Сергей Александрович Вшивцев (23.04.1885—2.03.1965), оставивший неповторимый след в истории вятского образования, и в частности в истории Советского педучилища. Он родился в слободе Кукарке в семье служащего. 13-летним подростком отправился в Елабужское реальное училище, где с большим увлечением занимался рисованием. Затем учился в художественной школе в Казани. В 1916 г. С. А. Вшивцев вернулся в родные края, и с этого времени его жизнь тесно связана с преподавательской деятельностью и занятием живописью. Вшивцев преимущественно график, хотя ему принадлежит ряд прекрасных живописных пейзажей. Множеством благодарных откликов были встречены полотна С. А. Вшивцева на выставках в Кирове, Москве и Рязани. В 1956 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР С. А. Вшивцеву было присвоено звание заслуженного деятеля искусств.

В 1950-е гг. в связи с массовым закрытием педучилищ в области к Советскому педучилищу был присоединен контингент, частично материальная база и педагогический персонал Шаба-линского, Нолинского, Уржумского, Санчурско-го, Малмыжского и Яранского педучилищ. В 1967 г. было открыто отделение физической культуры. В 1994 г. — открытие современного спорткомплекса. В училище учились будущие известные спортсмены, например мастера спорта Вячеслав Муравьев и Людмила Косолапова. Лыжница Людмила Дулова (Баранова) входила в состав сборной СССР на Олимпиаде в Инсбруке

(1976 г.). Ольга Шуклина стала заслуженным мастером спорта СССР по борьбе самбо, чемпионкой мира и четырехкратной чемпионкой Европы. Михаил Сидоров стал чемпионом России по самбо среди инвалидов по слуху (2012).

В училище велась большая работа по развитию творческих способностей учащихся, по формированию культуры поведения. Драматический кружок, которым в разные годы руководили Клавдия Федоровна Красилова, Сергей Дмитриевич Семенов и Александра Павловна Чернышо-ва, подготовил много замечательных спектаклей, с которыми выступал на сцене училища, в сельских клубах и в районном доме культуры. Эстетический клуб «Радуга» знакомил с музыкальной и художественной культурой не только учащихся училища, но и школьников города.

За годы своей работы колледж подготовил не одну тысячу специалистов. Среди них — ученые А. М. Титова (Калнберзина), С. Д. Антипин,

A. И. Сапожников, общественные деятели

B. П. Домрачев, А. Н. Стрельников, С. П. Мамаев, работник культуры Г. Е. Ефремов, скульптор М. М. Кошкин, хозяйственные руководители

A. Н. Смехова, Н. А. Малков, А. В. Глушков,

B. А. Филатов и др. Например, Анна Михайловна Титова была ректором Даугавпилсского пединститута. Сергей Павлинович Мамаев является депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Конечно, многие выпускники продолжали затем обучение в вузах, прежде всего в Кировском педагогическом институте, ныне ВятГГУ. На факультет физвоспитания выпускники Советского педучилища принимались на сокращенный срок обучения — сразу на третий курс. Это требовало согласования учебных планов.

В 1980-е гг. контингент насчитывал от 400 до 600 человек. Почти все выпускники получали дополнительную подготовку в одной из профессионально-образовательных областей: воспитатель группы продленного дня, математика, русский язык, организация досуга школьников, трудовое обучение и др.

Неизменной традицией деятельности преподавательского коллектива колледжа остается стремление преподавательского коллектива дать надежные, прочные профессиональные знания студентам. Предметно-цикловые комиссии (ПЦК) организуют студентов на участие в традиционных внеклассных мероприятиях по учебным дисциплинам: преподаватели ПЦК педагогики и психологии с 1993 г. проводят профессиональный конкурс «Выпускник года».

Сохраняют и постоянно вносят изменения в проведение литературных вечеров преподаватели ПЦК филологических дисциплин. Преподаватели естественных дисциплин ежегодно про-

водят выставку «Дары природы», которая собирает много посетителей и участниками которой становятся не только студенты, но и преподаватели.

Преподаватели иностранных языков и математики ежегодно организуют конкурсы по соответствующим дисциплинам. Большую работу по продолжению спортивных традиций колледжа проводят преподаватели отделения физической культуры: это спортивные соревнования в колледже, день здоровья и другие спортивные мероприятия.

Неизменной традицией вот уже в течение сорока с лишним лет является ежегодное проведение дружеских встреч с коллективом Оршанского педагогического колледжа по спортивных играм на переходящий кубок Н. Н. Шуварикова.

Студентам созданы условия для участия в традиционных районных и областных мероприятиях, в которых они могут не только показать «лицо» колледжа, но и проявить свою яркую индивидуальность, приобрести уверенность в своих силах.

Неоднократно колледж становился лауреатом и дипломантом областных смотров художественной самодеятельности и областных фестивалей спорта, КВН, конкурсов эстрадной песни и танца «Фортуна» и других.

В формировании традиций большое значение имеет стенная газета колледжа. Начиная со времен семинарии, в учебном заведении всегда выпускалась стенная газета. Она имела разный формат, разные названия, но предназначение ее сохранялось: это пропаганда приобретаемой профессии, развитие творческой инициативы, освещение жизни студентов.

С 1989 г. газета колледжа носит название «Голос», в ней подробно освещаются интересные события и традиционные мероприятия колледжа. Страничка «Вдохновение», где печатались стихи студентов, преподавателей и сотрудников, стала родоначальницей новой традиции, — выпуска альманаха стихов (под руководством преподавателя Марины Ивановны Ахмеровой). Вышли в свет три номера таких сборников.

Определенную работу по сохранению традиций проводит музей истории учебного заведения. Здесь собраны и постоянно пополняются материалы о жизни и деятельности преподавателей колледжа, в летний период проводятся вечера встреч выпускников разных лет.

В 2007 г. музей колледжа стал лауреатом Всероссийского конкурса на лучший экспонат по истории образования. (Зав. музеем колледжа — преподаватель педагогики и психологии Алевтина Арсентьевна Вылегжанина.)

Большой вклад в собирание материалов по истории колледжа внесла в 1970-е гг. Раиса Захаровна Осипова, в дальнейшем преподаватель Кировского пединститута, старший преподаватель кафедры управления школой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Назовем поименно всех директоров учебного заведения: Петр Иванович Ердяков (1930—1932), Михаил Иванович Кардаков (1932—1937), Иван Петрович Жолобов (1937-1942, 1945-1950), Иван Иванович Шубин (1942-1945, 1953-1958), Василий Потапович Зверев (1951-1953), Вера Николаевна Завадская (1958-1960), Иван Григорьевич Елькин (1960-1975), Эмма Демьяновна Балезина (1975-1978), Валерий Николаевич Чистополов (1978-1987), Владимир Сергеевич Тихомиров (1987-1991), Александр Иванович Жданов (19912009), Вадим Германович Огородов (с 2009).

Директор колледжа В. Г. Огородов вошел в историю вятского образования еще в 1995 г.; будучи в то время учителем истории Сорвижской средней школы Арбажского района, он стал победителем областного конкурса «Учитель года».

В 2003 г. училище отмечало столетний юбилей, в котором участвовало свыше тысячи гостей. Два дня для гостей были открыты все двери. Выставка в музее, встречи выпускников разных лет, торжественное заседание в районном Доме культуры, не вместившее всех желающих посетить это мероприятие, юбилейный «огонек» в спортивном зале - все это прошло в атмосфере сердечности, теплоты и радости от встреч с юностью.

С 1 января 2007 г. учебное заведение носит наименование «Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Индустриально-педагогический колледж г. Советска"».

Примечания

1. Помелов В. Б. Советский индустриально-педагогический колледж - старейшая кузница педагогических кадров в Кировской области: социализация сельских школьников в условиях реформирования системы образования: современные тенденции и опыт: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Г. И. Симоновой. Киров, 2011. С. 66-73.

2. Помелов В. Б. История вятского образования: Х1У-ХХ1 вв.: монография. Киров, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.