Научная статья на тему 'Пропаганда: трансформация мобилизационного потенциала'

Пропаганда: трансформация мобилизационного потенциала Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1363
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛЯЦИЯ / ОБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОБИЛИЗАЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ / ПРОПАГАНДА / СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОБИЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коренюшкина Светлана Ильинична

Статья посвящена анализу пропаганды как средства политической мобилизации. Рассматривается исторический аспект изменений пропаганды и ее мобилизационного потенциала. Акцентируется внимание на объектах и субъектах мобилизации, отмечается возросшее значение пропаганды в онлайн-пространстве. Автор формулирует вывод о том, что пропагандистские технологии модернизируются при активном использовании информационно-технических возможностей, происходит перераспределение центров влияния среди субъектов мобилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пропаганда: трансформация мобилизационного потенциала»

ЦЕННОСТНЫЙ ОПЫТ

УДК 32.019.5 ББК 60,5

С.И. Коренюшкина

ПРОПАГАНДА: ТРАНСФОРМАЦИЯ МОБИЛИЗАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА

Статья посвящена анализу пропаганды как средства политической мобилизации. Рассматривается исторический аспект изменений пропаганды и ее мобилизационного потенциала. Акцентируется внимание на объектах и субъектах мобилизации, отмечается возросшее значение пропаганды в онлайн-пространстве. Автор формулирует вывод о том, что пропагандистские технологии модернизируются при активном использовании информационно-технических возможностей, происходит перераспределение центров влияния среди субъектов мобилизации.

Ключевые слова:

манипуляция, объекты политической мобилизации, политическая мобилизация, политическое участие, пропаганда, субъекты политической мобилизации.

Коренюшкина С.И. Пропаганда: трансформация мобилизационного потенциала // Общество. Среда. Развитие. - 2015, № 1. -С. 111-115.

© Коренюшкина Светлана Ильинична - кандидат философских наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: s.korenyushkina@gmail.com

Поиск ненасильственных механизмов воздействия на сознание большинства исторически был и остается для власти актуальной задачей. К тому же их важнейшей характеристикой должна была стать гибкость, способность быстрого реагирования на изменения, происходящие в обществе, что могло бы обеспечить их жизнеспособность. Необходимость решить эту непростую задачу и стимулировала появление пропаганды.

Устная пропаганда активно использовалась властной элитой для трансляции своих интересов уже в ранних демократиях Древней Греции вв. до н. э.), а впос-

ледствии и в Древнем Риме. Обеспечение эффективного контроля государственной власти за различными социальными группами требовало привлечения всех форм массовой коммуникации того времени. В качестве составляющей пропагандистских стратегий римлянами активно использовалась не только государственная символика, но и искусство. Пропаганда решала вопрос заполнения политического и духовного вакуума на огромных территориях Римской империи. Она стала играть роль комплексной системы трансляции символов, а также ценностей и норм. Так, в

Древнем Риме в качестве пропагандистских символов власти использовались сооружения архитектуры, монеты, штандарты и т. д., задействовались все доступные формы устной коммуникации. Власть активно использовала такие формы воздействия, как игры, массовые праздники и зрелища.

Французская революция, лидеры которой использовали пропаганду для трансляции в массы идеалов и символов пришедшей светской власти, стала новым импульсом в ее развитии. С этой же целью широко использовались различные средства массовой информации.

Активно применял пропагандистские приемы и Наполеон Бонапарт. Пресса становится оружием политической власти. В этот период претерпевают изменения и пропагандистские технологии. С целью ограничения нежелательных публикаций вводится внутренняя цензура, при этом средствам массовой информации, особенно газетам, уделяется особое внимание. Отрабатываются и контрпропагандистские приемы. Своеобразным ноу-хау было создание при армиях мобильных пере- са движных типографий, печатавших бюлле- ^ тени, информирующие о действиях напо- ^ леоновской армии. О

о

3 ю О

Первую мировую войну можно было бы назвать сражением идей. Столкнулись разные подходы в организации и использовании пропаганды. В основе пропагандистской войны Антанты лежала «пропаганда ужасов». Активно использовались листовки, брошюры, фильмы, дезинформация. Германская пропаганда этого периода явно уступала по эффективности воздействия своим противникам.

Развитие теорий манипулятивного воздействия на аудиторию шло параллельно истории развития массовых коммуникаций. Появление новых центров политического влияния обострило борьбу за мировоззрение населения. Массовые коммуникации становятся эффективным инструментом политического воздействия. Такой подход стал предметом интереса Х. Лассуэла и нашел подтверждение в работе [5] («Техника пропаганды в мировой войне»), опубликованной в 1927 г., исследовавшей технологии информационного воздействия, использованные военной пропагандой в Первой мировой войне. Х. Лассуэл рассматривает пропаганду как контроль над общественным мнением, целью которого является массовая мобилизация для победы над врагом. Если в контексте ведения военных действий аудитория пропагандистского воздействия рассматривалась достаточно широко, то позднее начинает исследоваться адресный подход, что нашло отражение в теории «волшебной пули».

Предметом научного интереса П. Ла-зерсфельда становится влияние политической пропаганды на человека. С целью изучения электоральных предпочтений он в 1940 году, накануне президентских выборов, проводит панельные исследования аудитории. Согласно данным, полученным П. Лазерсфельдом, средства массовой коммуникации не действуют на адресата непосредственно. Посредниками выступают «лидеры мнений» («opinion leaders») [6].

Изучению истории нацистской пропаганды и контрпропаганды посвящено достаточно работ. Был привлечен огромный арсенал средств влияния на общественное сознание, как собственного народа, так и союзников и противников. Массированное пропагандистское воздействие осуществлялось при помощи средств массовой информации. Радио, телевидение, кинематограф, пресса контролировали НСДАП и Министерство пропаганды. Пропаганда военных достижений, спорта, единства фюрера и нации была призвана способствовать мобилизации и сплочению нации. В армии действовали роты пропаганды.

Перед советской пропагандой периода Великой Отечественной войны стояла за-

дача консолидации страны, объединения усилий в борьбе со смертельным врагом, мобилизация народа на великую победу. Историческая практика подтверждает, что военные победы и поражения всегда были сопряжены с борьбой за душу и мысли, сознание людей.

Таким образом, развитие пропаганды неотделимо от истории развития общества. Научно-техническая революция, затронувшая транспорт, различные формы массовой коммуникации, печатную индустрию, влияла и на пропагандистские технологии. Процессы модернизации всех сфер жизнедеятельности общества находили и находят отражение в пропаганде как средстве влияния на общественное сознание. Например, изменения политической системы России, активное развитие СМИ, процессы демократизации всех сфер жизнедеятельности общества и т. д. привнесли изменения и в пропагандистскую деятельность.

Более того, активные и успешные технологии из одной сферы начинают использоваться в других. Так, рекламные и маркетинговые технологии, применявшиеся для продажи товаров, начинают эффективно эксплуатировать на политическом рынке для «продажи» политического товара. При этом меняется не только политический товар, но и его производитель.

Механизмы влияния на массовое сознание были и остаются предметом научного и практического интереса многих авторов. Так, X. Ортега-и-Гассет считал, что «масса людей не имеет мнения. Народ никогда не имел никаких идей; он не обладает теоретическим пониманием бытия вещей. Неприспособленность к теоретическому мышлению мешает ему принимать разумные решения и составлять правильные мнения. Поэтому мнения надо втискивать в людей под давлением извне, как смазочное масло в машину» [3]. Фактически пропаганда была и остается попыткой ответить на вопрос: возможно ли управлять массами, влияя на общественное мнение?

Пропаганда стала, прежде всего, средством политического влияния, мобилизации масс, трансляции властью своих позиций, норм и идеологических ценностей. Если под политической мобилизацией понимать усилия по привлечению к политическому участию населения, то становится очевидным, что функция мобилизации масс лежит в основе всех технологий пропагандистского воздействия.

Сегодня никого не удивляют высказывания о медийности политики. Аксиоматичным стало и восприятие СМИ как важнейшего актора формирования общественного

мнения. Без обсуждения средствами массовой информации событие остается незамеченным. Более того, СМИ, подавая событие под определенным углом зрения, играют роль лидера мнений, влияя на его восприятие. Создается медийный образ того или иного политического лидера, партии, движения и т. д., что определяет их «стоимость» на политическом рынке. Так структурируется пространство власти, корректируется электоральный процесс, привлекается внимание избирателей к играм на политическом поле. Представить сегодня политический процесс без важнейшей составляющей - политической мобилизации - невозможно.

При этом объектом политической мобилизации могут становиться как отдельные группы или индивиды, так и все население страны. Зачастую как избиратель, так и политик попадают в своеобразную зависимость от предложенного медийного образа, так как от него зависит степень доверия к кандидату. Как свидетельствуют многочисленные примеры, ведется целенаправленная длительная работа, для того чтобы подготовить общественное мнение, довести его до состояния, при котором возможно быстрое переключение массового сознания. В подобной ситуации повышенный интерес населения к определенным политическим событиям, активно подпитываемый, является благодатной средой, стимулирующей рост настроений, которые можно использовать для целей политической мобилизации. Как правило, происходит активное выявление групп, обладающих потенциалом к мобилизации, возможно, повышенной эмоциональной чувствительностью к различным средствам политического воздействия.

В качестве субъектов мобилизации могут выступать как само государство, различные политические группы и организации, партии, движения, так и «лидеры мнений», непосредственно контактирующие через личные неформальные связи с потенциальной аудиторией воздействия. Не владея ресурсом власти, оказывать существенное мобилизационное воздействие практически невозможно.

Некогда казавшееся абсурдным предположение о том, что в политической апатии определенных групп населения кто-то может быть заинтересован, сегодня вполне убедительно, что придает новый импульс развитию манипулятивных технологий. Как показывает практика, политически пассивные группы населения, находящиеся на периферии активного политического процесса, также являются объектами пропагандистского воздействия, патронируются как потенциальный резерв для политической мобилизации.

Говоря о силе влияния на массовое сознание, Э. Аронсон и Э.Р. Пратканис писали, что «пропаганда включает искусное использование образов, лозунгов и символов, играющих на наших предрассудках и эмоциях; это распространение какой-либо точки зрения таким образом и с такой конечной целью, чтобы получатель данного обращения приходил к «добровольному» принятию этой позиции, как если бы она была его собственной» [1].

Итак, массовый характер потребления продукции СМИ обеспечивает массовый характер влияния на аудиторию, что делает СМИ объектом пристального внимания и использования как канала пропагандистского воздействия. При этом арсенал средств, используемых для пропагандистского влияния, достаточно широк и вариативен: от устных индивидуальных бесед, радио- и телепрограмм до использования огромного количества визуальных средств, таких как плакаты, фотовыставки и т. д. Публикуются ли в печати официальные документы или идет трансляция выступления политических лидеров или передача публицистического характера, посвященная обсуждению проблем, волнующих общество, - все это свидетельствует об огромном потенциале и соблазне использовать СМИ для нужд пропаганды как способа целенаправленного тиражирования идей, мнений, социальных стандартов и оценок. Для реализации этих целей пропагандистский материал может подаваться в любом виде, мутировать, переплетаться, проникать в другие формы воздействия на общественное сознание. И даже если некоторые средства массовой информации, боясь обвинений в пропаганде, стараются убедить свою аудиторию, что не имеют к ней никакого отношения, но при этом публикуют материал с явным пропагандистским компонентом, можно с определенной долей уверенности говорить о лукавстве.

Конечно, не любое информационное сообщение носит пропагандистский характер. Однако если говорить об информации, влияющей на мысли и поступки людей, имеющей идеологический подтекст, дающей политическую оценку рассматриваемому материалу и стимулирующей людей на определенные поступки, т. е. имеющей выраженное мобилизационное значение, то сомневаться в ее пропагандистском характере не приходится. Речь идет прежде всего о политической информации, отражающей процессы и события, происходящие в политической сфере.

Пропаганда систематизировано формирует общественное сознание, неотъемлемой

о

3 ю О

частью которого является политическое сознание. Тенденциозность подачи информации с определенными политическими акцентами присуща большинству средств массовой информации, что позволяет говорить о возможности использования если не всего пропагандистского арсенала, то отдельных его элементов. Формируемый средствами массовой коммуникации образ мира усваивается, корректируя мысли и действия людей, влияет на восприятие действительности. Определяя повестку дня, проблемы, требующие рассмотрения, предлагая не только последовательность их изучения, но и «подсказывая» категориальный аппарат для их «правильного» восприятия, они достигают пропагандистского эффекта. Подсказанная классификация того или иного события, выработанное отношение к нему и действующим персоналиям мобилизует к определенным действиям.

Информационная перегрузка, ставшая частью существования современного социума, осложнила возможность глубокой аналитической обработки получаемой ежедневно информации. Экономя усилия и время, люди склонны обращаться к предлагаемым готовым вариантам трактовки событий, принимать упрощенные схемы решения сложных проблем. Доверие стало товаром, который пользуется повышенным спросом. Подобная модель поведения резко снижает способность распознавать в подаче материала пропагандистское воздействие, создавая иллюзию выработки, собственно, принятого решения. Полный эффект ма-нипулятивного влияния достигается, когда успешно внедрена схема: что думать, как думать и о чем думать. Последствия усвоенной интерпретации выражаются в потенциале мобилизации на определенные действия.

С появлением глобального информационного пространства произошло перераспределение центров влияния среди субъектов мобилизации. Активное развитие социальных медиа резко снизило затраты на мобилизацию, увеличив возможности одних субъектов и ограничив других. Возможность быстрого тиражирования различных идей, взглядов, ценностей, позиций и т. д. увеличивает заинтересованность в использовании виртуального пространства в пропагандистских целях. Резкое расширение участников политического процесса, появление новых игроков извне часто меняет не только правила игры, но и государственный политический ландшафт в целом, что выражается, в том числе, и в способности некоторых акторов политического процесса аккумулировать людские и материальные ресурсы и направлять их на достижение

поставленных целей. К тому же Интернет позволяет активному интеллектуальному меньшинству задействовать мобилизационный потенциал пропаганды, воздействуя на широкую аудиторию виртуального сообщества, как правило, не отличающуюся повышенной стабильностью и устойчивостью взглядов. Динамика изменчивости предпочтений аудитории во многом обусловлена возможностью свободного обмена мнениями, дискуссиями по актуальным проблемам жизнедеятельности общества, что приводит к созданию влиятельных «лидеров мнений», роль которых могут выполнять как отдельные интернет-пользователи, так и виртуальные сообщества.

Современный мир был потрясен революциями, в которых ведущая мобилизационная роль принадлежит социальным сетям. Социальные сети стали новым эффективным информационным оружием, активно использующимся для свержения власти, что способствовало появлению нового термина «ТтИег-революция», автором которого стал Е. Морозов - ученый Стэн-фордского университета. У концепции «ТтИег-революций» есть как последователи, так и противники. И хотя дискуссия еще не закончена, можно с уверенностью констатировать, что социальные сети с их возможностями не только способствовали трансформации медиасреды, но и стали эффективным каналом, использующимся для обработки общественного мнения в целях политической мобилизации. Постоянно развивающиеся информационные технологии меняют не только отдельного человека, его стиль жизни и работы, привычки и потребности, но и общественные настроения, сознание.

Одной из таких проблем является фильтрация информации. Ни для кого не секрет, что новые медиа активно задействованы и в передаче информации, способной спровоцировать конфликты в обществе, что подтверждают многочисленные примеры современной истории. Фильтрация, попытки технического ограничения доступа к определенным интернет-ресурсам не исчерпывают всего арсенала методов государственного контроля.

Россияне, особенно молодежь, используют блогосферу как площадку для обсуждения вопросов, имеющих общественный резонанс. По результатам исследования, проведенного в 2010 году, был сделан вывод о том, что «часть русскоязычной блогосферы используется не только для обсуждения политики и критики правительства, но и для мобилизации политической и социальной деятельности» [4].

Опросы общественного мнения, проведенные в нашей стране в мае 2014 года, показали следующие результаты. На вопрос о целях пользования Интернета 34% респондентов предпочли ответ «чтобы следить за последними новостями», а 20% - «чтобы разобраться, что происходит в стране и за рубежом». По утверждению исследователей, гипотеза о том, что Интернет в России составляет значимую альтернативу телевидению и телезрители поддерживают власть, а «нтернет-пользователи - оппозицию, не нашла подтверждения. Также из комментариев следует, что «значимая связь существует между поддержкой конкретных оппозиционных кандидатов и регулярным чтением определенных информационно-политических интернет-ресурсов, таких как сайт телеканала «Дождь», радиостанции «Эхо Москвы» и т.д. (в отношении социальных сетей такой связи не обнаружено). Однако это далеко не самый важный фактор, определяющий поддержку избирателей. Гораздо большее значение имеют надежды людей, связанные с кандидатами, уверенность в том, что предвыборные обещания будут выполнены, и прочее. Также прослеживается сильная связь между чтением интернет-новостей в СМИ, считающихся независимыми, и отношением к резонансным событиям». Эти наблюдения «позволяют предположить, что независимые СМИ могут изменить баланс мнений только по тем событиям, которые получают максимальное обсуждение: когда тему не удается замолчать и она обсуждается все шире и шире, в том числе «в офф-лайне». Однако влияние интернет-ресурсов в России на сегодняшний день незначительно» [2]. При этом в России не более 5% тех, кто не смотрит новости по телевидению, а узнает их из Интернета, 20% населения использует Интернет в качестве приложения к телевещанию. При этом даже в крупных городах издания, воспринимающиеся как независимые, не занимают в Интернете ведущих позиций [2].

Список литературы:

Неявка электората, большую часть которого составляют молодежь и представители среднего класса, на участки является проблемой в реализации избирательной кампании на разных уровнях. Более активное использование для голосования технологических возможностей мобильной связи могло бы способствовать решению данной проблемы. Уже сегодня в сетях сотовой связи реализуются некоторые политические акции, такие как предвыборная агитация посредством SMS-рассылки, информирование о возможных формах политического участия, политическая реклама, имеющая отношение к тому или иному кандидату, «вирусная» SMS-рассылка как способ воздействия на мотивацию потенциальных избирателей, SMS-голосование и SMS-оп-росы, включая опросы на выходе, и другое. Очевидно, что возможности мобильной агитации могут использоваться и уже используются и в пропагандистских целях.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что пропаганда является средством политической мобилизации и активно используется оппонентами в политическом противостоянии. Государство также активно использует пропаганду, особенно в кризисных ситуациях, для мобилизации граждан к политическому участию с целью достижения поставленных задач. Вместе с изменениями информационного и институционального пространства публичной политики меняются и механизмы манипулирования массовым сознанием. Выступая в защиту одних идеологических ценностей и активно убеждая в отказе от других, пропаганда оказывает серьезное манипу-лятивное воздействие. Стремление к идеологическому доминированию стимулирует активность различных политических групп в поиске наиболее эффективных средств массовой коммуникации для трансляции своих интересов. Выбор средств трансляции пропагандистских месседжей имеет важное значение, так как оказывает существенное влияние на практику их применения.

[1]

[2]

[3]

[4]

[5]

[6]

Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление // GUMER.INFO. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.gumer.info/bibliotek_ Buks/Psihol/EpohProp/2.php (10.02.2015)

Волков Д., Гончаров С. Российский медиаландшафт: телевидение, пресса, Интернет // LEVADA.RU: 17.06.2014. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.levada.ru/17-06-2014/rossiiskii-media-landshaft-televidenie-pressa-internet (06.02.2015)

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии. - 1989, № 3. - C. 119-154.

Этлинг Б., Алексанян K., Келли Д., Фарис P., Палфри Д., Гассер У. Публичный дискурс в российской

блогосфере: анализ политики и мобилизации в Рунете // Исследования Центра Беркмана. - 2010, №

11. - Интернет-ресурс. Режим доступа: cyber.law.harvard.edu/sites/cyber.law.harvard.edu/files/Public_

Discourse_in_the_Russian_Blogosphere-RUSSIAN.pdf (08.02.2015)

Lasswell H.D. Propaganda Technique in the World War. - N.Y., 1927.

Lazersfeld P., Berelson B., Godet H. The people's Choice. - N. Y.: W. W. Norton, 1944.

3 \o О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.