С. В. Володенков
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
В данной статье рассматриваются вопросы трансформации способов и технологий массовой политической коммуникации в современной политической практике, а также эффекты, возникающие в политическом пространстве вследствие информационно-коммуникационной революции в мире. Также в работе анализируется влияние информационно-коммуникационных технологий на содержание современного политического процесса.
Ключевые слова: политический процесс, политические практики, информационно-коммуникативные технологии.
В наше время принято считать, что мы живем в так называемую информационную эпоху. Однако если внимательно проанализировать тенденции последних лет, то можно смело утверждать, что данное представление уже не определяет в полной мере специфику сегодняшнего дня. Несмотря на значительный рост объемов информации, доступной для потребления людьми, на наш взгляд, более уместно сегодня говорить о том, что мы переживаем период уже коммуникационной революции, предоставляющей специалистам новые, альтернативные инструменты для осуществления коммуникации с целевыми аудиториями. Именно современные технологии коммуникации определяют на данный момент специфику распространения и формы потребления информации, позволяя совершенно в немыслимых ранее форматах осуществлять информационно-коммуникационное взаимодействие между конечными пользователями. Например, феномен социальных сетей, активно развивающихся сегодня в Интернет-пространстве, и имеющих аудиторию в десятки миллионов человек каждая1, во многом определяет то, каким образом получает информацию и как взаимодействует с другими людьми отдельный современный человек. При этом важно подчеркнуть, что данные коммуникационные технологии нацелены не столько на рост объемов доступной информации, сколько именно на развитие разнообразных инновационных и эффективных форм массовой коммуникации и обмена информацией между участниками коммуникации.
1 В общей совокупности число пользователей основных социальных сетей в мире достигло по экспертным оценкам более миллиарда человек, эта цифра постоянно возрастает. © С. В. Володенков, 2011
Нет сомнения, что в ближайшие годы основные технологические разработки ведущих мировых компаний будут посвящены именно созданию и дальнейшему развитию средств, способов, механизмов и технологий массовой коммуникации. Можно констатировать, что на сегодняшний день доступные для коммуникации новые технологии существенным образом изменили и будут изменять в технологически развитых демократиях и способы воздействия на общественное мнение в рамках современных политических кампаний, все активнее проникая в основные сферы жизни общества, трансформируя способы коммуникации как внутри его, так и между обществом и властью, изменяя модели поведения как коммуникаторов, так и целевых аудиторий коммуникации, что неизбежно приведет и уже приводит к существенному изменению способов и моделей ведения современных политических кампаний.
Развитие современных онлайн-инструментов коммуникации уже приводит к усилению политического влияния определенных социальных групп. Так, Р. Дейберт считает, что глобальные компьютерные сети и Интернет в частности серьезно изменили возможности и силу транснациональных общественных движений. Они позволили сформировать глобальное гражданское общество, типичными проявлениями которого стали, например, движения «антиглобалистов» или «Гринпис» (см.: Deibert, 1997).
Не менее важным аспектом информационно-коммуникативной революции являются изменения в общественном сознании, имеющие далеко идущие последствия в аспекте распределения власти в обществе. Об этом начали говорить в свое время еще представители так называемой «медийной теории». Исходя из положений данной теории, известный американский теоретик в области массовой коммуникации П. Хейер считал, что средства хранения и передачи информации не являются нейтральными, а «способ организации и передачи наших знаний о мире сильнейшим образом влияет на природу восприятия мира и то, каким образом мы познаем мир» (Heyer, 1988). Данное представление во многом созвучно известному маклюэновскому выражению «the medium is the message» (средство коммуникации — это сообщение). А идея мира как «глобальной деревни», в которой ничего нельзя скрыть, все ответственны за все, высказанная представителем Торонтской школы коммуникати-вистики Маршаллом Маклюэном, приобретает сегодня особую актуальность. Как писал Маклюэн, в новой электронной информационной среде уже невозможно будет игнорировать мнение меньшинства, когда «слишком много людей знают многое друг о друге... новая среда требует участия и совместной серьезной работы» (McLuhan, 1967). Еще один сторонник медийной теории, известный
специалист Р. Дейберет пишет о том, что «поскольку коммуникации являются жизненно важной частью человеческого существования, постольку любые изменения в способах коммуникации имеют существенные последствия для распределения власти внутри общества, для изменения индивидуального и социального сознания, а также для пересмотра общественных ценностей» (Deibert, 1997).
Нельзя не заметить надвигающийся кризис в сфере массовых политических коммуникаций, который неизбежно приведет к необходимости смены моделей массовой коммуникации, а также к изменению содержания самого понятия массы. Ведь в рамках традиционного подхода масса всегда представляется аморфной, в ней отсутствует структура, а состав массы не определен и существенно размыт. Кроме того, в классическом понимании масса внесоциаль-на — в ней нет границ между социальной, религиозной, демографической принадлежностью.
Если же посмотреть на современное Интернет-сообщество, то его уже нельзя назвать массой, несмотря на многомиллионную аудиторию пользователей Интернета. В первую очередь, Интернет-сообщество великолепно структурировано на уровне горизонтальных связей и не является той аморфной массой, модели коммуникации с которой разрабатывались в рамках классических теорий политической коммуникации. Функционирование многочисленных тематических сообществ в онлайн-пространстве структурирует Интернет-пользователей по группам, в которых можно в большинстве случаев четко выделить социальные, демографические, религиозные и иные характеристики, что также выделяет интернет-сообщество в отдельный феномен современной общественной жизни. Таким образом, мы можем констатировать, что Интернет-сообщество — это не масса в ее традиционном понимании, что неизбежно приводит нас к выводу о том, что существующие сегодня традиционные модели массовой коммуникации не будут работать, либо же будут работать совершенно по иной логике в рамках Интернет-пространства. И по мере увеличения численности пользователей, отказывающихся от потребления информации посредством традиционных каналов коммуникации, дифференциация в представлениях, в том числе и политических, у части общества, потребляющей информацию из онлайн-источников, и у части общества, традиционно приверженной классическим каналам массовой коммуникации, будет все более нарастать. И нам еще предстоит выявить и проанализировать те долгосрочные тенденции в изменении общественного сознания, которые связаны с внедрением в современную практику новых технологий массовой коммуникации. Оче-
_ 161
ПОЯИШЭКС. 2011. Том 7. № 4
видно одно — политический процесс и политическое управление, ориентированные на использование традиционных каналов массовой коммуникации, будут все больше и больше трансформироваться по мере появления и распространения все новых и новых каналов массовой политической коммуникации в Интернет-пространстве.
Глобальная тенденция изменения способов коммуникации может коренным образом изменить и разделить и само общество. Так, известный итальянский философ У. Эко, анализируя происходящие в результате информационно-коммуникационной революции изменения в мире, пришел к выводу, что уже в ближайшем будущем наше общество разделится на две основные группы: тех, кто смотрит только телевидение, т. е. получает готовые образы и готовое суждение о мире, потребляет готовый информационный продукт без критического осмысления получаемой информации, и тех, кто будет способен отбирать и обрабатывать информацию посредством компьютера. Начинается разделение культур, существовавшее во времена Средневековья: между теми, кто способен был читать рукописи и критически осмыслять религиозные, философские и научные вопросы, и теми, кто воспитывался исключительно посредством образов в соборе — отобранных и одобренных их творцами (Эко, 1998).
Последние исследования ВЦИОМ показывают, что постепенно российское общество дифференцируется по источникам получения информации, а также по уровню доверия к ним. Так, жители российских сел сегодня доверяют преимущественно информации, полученной из средств массовой информации, в особенности из теленовостей, в то время как жители крупных городов склонны больше доверять окружающим людям (при этом в условиях горизонтальных связей в Интернете в качестве окружающих могут выступать и он-лайн-собеседники, члены Интернет-сообществ, социальных сетей)2. При этом дифференциация наблюдается как по территориальному признаку (среди столичных жителей доля узнающих новости из сети уже 32%), так и по возрастному критерию (38% молодых людей в возрасте 18-24 лет пользуются Интернет-ресурсами как источником информации3.
Говоря об изменениях, происходящих в результате информаци-
2 В вопросе о том, какая информация заслуживает большего доверия, мнение столичных жителей и остальных россиян диаметрально противоположно: москвичи и петербуржцы более склонны верить данным, полученным от близких и знакомых (45%), в то время как остальные респонденты считают более правдивой информацию СМИ (52-57%) // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111297
3 http://old.wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/13518.html
162 _
онно-коммуникационной революции в общественно-политической жизни, необходимо обратить внимание на работы М. Кастельса, который, анализируя изменения в традиционном общественном укладе, выделяет современные информационно-коммуникационные технологии в качестве одного из наиболее значимых факторов в создании нового общественного уклада. Так, по мнению Кастельса, усиление сети новых средств информации приводит к тому, что лидерство становится персонализированным, а путь к власти лежит через создание виртуальных имиджей. Таким образом, современные информационные технологии приводят к активному развитию новых форм политической коммуникации, в том числе в онлайн-пространстве.
Весьма интересной выглядит позиция известного теоретика информационного общества Е. Масуда, который выдвинул гипотезу о том, что новом обществе классы заменяются социально недифференцированными «информационными сообществами». В свою очередь такие специалисты, как Дж. Нэсбитт и П. Эбурдэн считают, что современные информационно-коммуникационные технологии существенным образом поддерживают и развивают демократические процессы даже в условиях авторитарных систем, что «в условиях, когда компьютер расширил могущество личности, граждане могут более эффективно следить за действиями своих правительств, нежели правительства могут следить за действиями граждан... Компьютеры, спутниковая телефонная связь, телефаксы наделяют человека властью, а не угнетают его, как этого боялись раньше» (Нэсбитт, 1992). Нэсбитт и Эбурдэн уже сегодня дают прогнозы относительно того, что современное общество по мере развития информационно-коммуникационных технологий перейдет от представительной демократии к демократии соучастия, в рамках которой важнейшие решения, касающиеся жизни граждан, будут приниматься в интерактивном режиме путем вовлечения в обсуждение и принятие решений широких слоев населения, коммуници-рующих между собой и с властью по различным вопросам4.
Нельзя игнорировать и то влияние, которое уже сегодня оказывает Интернет на оффлайн-пространство. Контент традиционных
4 В современной российской политической практике также можно найти примеры того, как демократия соучастия постепенно становится инструментом при принятии важных решений. Так, Президент России Д. Медведев впервые предоставил возможность любому гражданину страны участвовать в онлайн-обсуждении проекта закона о полиции, в результате чего россияне внесли десятки тысяч поправок и замечаний в проект, который теперь дорабатывается экспертами по результатам всенародного обсуждения в Интернете.
_ 163
СМИ в значительной степени стал определяться онлайн-процессами, а наиболее активная часть общества перемещается в Интернет-пространство. И уже в недалеком будущем хорошо известный принцип В. Парето, сформулированный им еще в 1897 г.5, может получить совсем иное звучание за счет существенного влияния наиболее активной аудитории, являющейся пользователями Интернета, на оффлайн-пространство, социально-политические процессы в целом.
В качестве одного из наиболее ярких примеров влияния онлайн-ресурсов на оффлайн-пространство можно привести размещение на сайте WikiLeaks.org очередной партии материалов, в которых речь идет и о российских политиках. Хотя информация была размещена в Интернете, крупнейшие оффлайн-СМИ посвятили данной теме весьма значительное внимание. Политики, государственные деятели и известные журналисты активно комментировали распространенную WikiLeaks информацию в традиционных СМИ6, в результате чего значительное число людей, которые никогда не пользовались Интернетом, благодаря данным комментариям оказались в курсе событий. Кроме того, сегодня уже есть пример создания настоящей онлайн-партии в Канаде (The Online Party of Canada), которая функционирует исключительно в Интернет-пространстве, но при этом ее деятельность нацелена на вполне реальное политическое оффлайн-пространство Канады7.
5 В наиболее общем виде принцип Парето можно сформулировать следующим образом: 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата. Универсальное отношение 20/80 можно использовать в различных сферах жизнедеятельности. Так, 20% покупателей обеспечивают 80% доходов. 20% сотрудников обеспечивают выполнение 80% работы, 20% пользователей обеспечивают производство 80% контента в Интернет-пространстве и т. д.
6 Сергей Неверов, секретарь президиума Генсовета «Единой России»: WikiLeaks стремится уронить имидж России // http://www.vz.rU/news/2010/12/2/451991.html; Игорь Лебедев, руководитель фракции ЛДПР в Госдуме РФ: РФ не должна реагировать на новую порцию «бреда» WikiLeaks // http://www.rian.ru/politics/20101202/303535098.html; Владимир Жириновский, лидер партии ЛДПР: Утечка информации на WikiLeaks спровоцирована специально // http://www.rosbalt.ru/2010/12/06/797472.html; Интервью Владимира Путина Ларри Кингу на CNN // http://www.rian.ru/interview/20101202/303390492.html; Guardian: WikiLeaks cables condemn Russia as 'mafia state // http://www.guardian.co.uk/world/2010/dec/01/wikileaks-cables-russia-mafia-kleptocracy; ОРТ программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым от 01.12.2010; Дмитрий Медведев, Президент России: WikiLeaks показал цинизм политики США // http://www.federalpost.ru/russia/issue_35514.html; Пресс-секретарь премьер-министра России Владимира Путина Дмитрий Песков опроверг слухи о богатстве В. В. Путина, распространенные Wikileaks // http://www.izvestiaur.ru/news/view/308231.html и др.
7 http://news.rambler.ru/7938516/
164 _
ПОЯИТЭКТ. 2011. Том 7. № 4
Особенно актуальной проблема использования современных информационно-коммуникационных технологий в политическом процессе становится, по нашему мнению, в российском обществе, которое еще совсем недавно существовало в рамках ограниченности и дозирования политической информации со стороны подконтрольных государству средств массовой информации. А. А. Чесна-ков более десяти лет назад говорил о начале формирования нового обширного канала политической коммуникации, динамика и развитие которого может перевернуть представления как о системе обеспечения политической деятельности, так и традиционных инструментах политического участия (Чеснаков, 1999). И сегодня он-лайн-технологии в России получают все большее признание в качестве эффективного средства политического информирования, канала общения власти и общества и, более того, площадки для ведения политической борьбы. В связи с этим становится очевидным, что активное развитие коммуникационных технологий предъявляет требования и к отечественным специалистам в области политического управления, заставляя искать новые эффективные методы коммуницирования с целевыми аудиториями политических кампаний.
Классический подход «контроля над первой кнопкой», в рамках которого осуществляется исключительно односторонняя трансляция контента политической кампании традиционными методами политической рекламы и пропаганды в условиях отсутствия конкуренции в коммуникативном пространстве, уже не оправдывает себя в большинстве случаев в условиях наличия альтернативных коммуникационных каналов, уже не отвечает потребностям сегодняшнего дня, снижая общую эффективность проведения политических кампаний и существенно понижая уровень легитимности результатов таких кампаний.
Особо актуальной тема использования современных технологий массовой коммуникации становится в условиях, когда в России со стороны руководства страны все чаще и чаще звучат слова о необходимости существенной модернизации как отечественной экономики, так и государственно-общественных отношений в целом. Здесь мы считаем уместным и важным обратиться к исследованиям такого специалиста в области масс-медиа, как У. Шрамм, который, анализируя необходимые для успешной модернизации традиционных обществ изменения в области политической коммуникации, еще в 1960-е годы выделил три основных направления модерниза-ционного развития, которые актуальны, по нашему мнению, и сегодня: а) увеличение информационных потоков, вызванное расширением политического горизонта от событий локального уровня до со_ 165
ПОЯИТЭКС. 2011. Том 7. № 4
бытий национального и глобального характера; б) более широкое участие граждан в политических событиях и принятии решений, требующее в свою очередь дополнительных каналов коммуникации; в) постоянное обучение новым формам социально-политической и профессиональной активности, основанное на использовании новых каналов коммуникации. Исходя из выделенных Шраммом основных направлений работы, можно сделать вывод, для успешной модернизации общества требуется постоянное увеличение количества каналов коммуникации, их пропускной способности и умелого использования в качестве инструмента мобилизации и социализации масс (Schramm, 1964). Символично, что в статье «Обновляйтесь, господа!» первый заместитель главы Администрации РФ В. Сурков написал о том, что в России должна быть радикально повышена доступность широкополосного Интернета.
Отдельно стоит остановиться на проблеме, которую еще только стоит осмыслить: попытки перенести опыт использования онлайн-технологий в российскую политическую практику без осмысления и учета отечественной специфики обречены на провал. Собственная практика применения онлайн-инструментов в политических кампаниях в России сегодня еще не является достаточно богатой. Однако со всей очевидностью можно констатировать, что слепое копирование схем и механик применения онлайн-инструментов из-за рубежа не принесет желаемого эффекта, и осмысление места и роли он-лайн-пространства, а также его особенностей в современной России, представляется крайне важным и актуальным. А то, что российское Интернет-пространство обладает собственной ярко выраженной спецификой, косвенно подтверждает опубликованный в октябре 2010 г. доклад экспертов Гарвардского университета «Public Discourse in the Russian Blogosphere: Mapping RuNet Politics and Mobilization», посвященный состоянию блогосферы в России8.
В целом мы можем сделать вывод о том, что на сегодняшний день существенная трансформация механизмов, каналов и технологий массовой коммуникации самым непосредственным образом влияет на содержание и специфику современного политического процесса, как в России, так и за рубежом. Однако те эффекты, которые возникают при воздействии новых форм и технологий массовой политической коммуникации на развитие общественных отношений, еще только ставят перед исследователями теоретические и практические вопросы, требуя своего детального изучения и тща-
8http://cyber.law.harvard.edu/sites/cyber.law.harvard.edu/files/Public_Discourse_in_the_Russia n%20Blogosphere_2010.pdf
166 _
ПОЛИТЭКС. 2011. Том 7. № 4
тельного осмысления специалистами в области политической коммуникации, политическими психологами, а также специалистами в области политического управления.
Литература
Владимир Жириновский, лидер партии ЛДПР: Утечка информации на WikiLeaks спровоцирована специально // http://www.rosbalt.ru/2010/12/06/797472.html
Игорь Лебедев, руководитель фракции ЛДПР в Госдуме РФ: РФ не должна реагировать на новую порцию «бреда» WikiLeaks // http://www. rian. ru/politics/20101202/303535098. html
Интервью Владимира Путина Ларри Кингу на CNN // http://www. rian. ru/interview/20101202/303390492. html
Нэсбитт Дж., Эбурдэн П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции. Год 2000. М.: Республика, 1992.
ОРТ программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым от 01.12.2010; Дмитрий Медведев, Президент России: WikiLeaks показал цинизм политики США // http://www.federalpost.ru/russia/issue_35514.html
Пресс-секретарь премьер-министра России Владимира Путина Дмитрий Песков опроверг слухи о богатстве В. В. Путина, распространенные Wikileaks // http://www. izvestiaur. ru/news/view/308231. html
Сергей Неверов, секретарь президиума Генсовета «Единой России»: WikiLeaks стремится уронить имидж России // http://www.vz.ru/news/2010/12/2/451991.html
Чеснаков А. А. Ресурсы INTERNET и российские политические технологии: состояние и перспективы развития // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1999. № 4.
Эко У. От Интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст. Отрывки из публичной лекции в МГУ // Новое литературное обозрение. 1998. № 32.
Deibert R. J. Parchment, Printing and Hypermedia: Communications in World Order Transformation. New York: Columbia University Press, 1997.
Guardian: WikiLeaks cables condemn Russia as 'mafia state // http://www.guardian.co.uk/world/2010/dec/01/wikileaks-cables-russia-mafia-kleptocracy
Heyer P. Communications and History: Theories of Media. Knowledge and Civilization. New York: Greenwood Press, 1988.
http://cyber.law.harvard.edu/sites/cyber.law.harvard.edu/files/Public_Discourse_in_th e_Russian%20Blogosphere_2010.pdf http://news.rambler. ru/7938516/
http://old.wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/13518.html http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111297
McLuhan M. The Medium is the Massage: An Inventory of Effects. New York, 1967. Schramm W. Mass Media and National Development: The Role of Information in the Developing Countries. Stanford: Stanford University Press, 1964.