Научная статья на тему 'Пропаганда правовых знаний как обязанность полиции'

Пропаганда правовых знаний как обязанность полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
органы внутренних дел / правовое сознание / пресс-служба МВД России / пропаганда правовых знаний / средства массовой информации / internal affirs bodies / police of the Russian Federation / legal consciousness / press service of the Ministry of Internal Affairs of Russia / propaganda of legal knowledge / mass media

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михаил Борисович Молотков

Анализируются обязанности полиции по осуществлению пропаганды правовых знаний; правовые основания, формы и методы пропаганды правовых знаний, реализуемых полицией. В исследовании применен метод анализа и синтеза, формально логический, контент-анализа, общенаучный диалектический метод. Выделено значение СМИ в качестве общественного института, оказывающего влияние на формирование правового сознания. Результаты работы предназначены для использования в оперативно-служебной деятельности, проведении дальнейших научных изысканий. Исследование, нормативного и эмпирического материала позволил выявить потребность в совершенствовании научно-методического и организационного обеспечения участия подразделений МВД России в пропаганде правовых знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Михаил Борисович Молотков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Promotion of legal knowledge as a police responsibility

The duties of the police to carry out the propaganda of legal knowledge are analyzed; the legal grounds, forms and methods of propaganda of legal knowledge implemented by the police. The research uses the method of analysis and synthesis, formal logical, content analysis, general scientific dialectical method. The importance of the media as a public institution influencing the formation of legal consciousness is highlighted. The results of the work are intended for use in operational and official activities, conducting further scientific research. The study of normative and empirical material revealed the need to improve the scientific, methodological and organizational support for the participation of departments of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the promotion of legal knowledge.

Текст научной работы на тему «Пропаганда правовых знаний как обязанность полиции»

Научная статья УДК 342.9

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-3-129-133 EDN: https://elibrary.ru/rjjbrq NIION: 2003-0059-3/24-059 MOSURED: 77/27-003-2024-03-258

Пропаганда правовых знаний как обязанность полиции

Михаил Борисович Молотков

Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск, Россия, [email protected]

Аннотация. Анализируются обязанности полиции по осуществлению пропаганды правовых знаний; правовые основания, формы и методы пропаганды правовых знаний, реализуемых полицией. В исследовании применен метод анализа и синтеза, формально логический, контент-анализа, общенаучный диалектический метод. Выделено значение СМИ в качестве общественного института, оказывающего влияние на формирование правового сознания. Результаты работы предназначены для использования в оперативно-служебной деятельности, проведении дальнейших научных изысканий. Исследование, нормативного и эмпирического материала позволил выявить потребность в совершенствовании научно-методического и организационного обеспечения участия подразделений МВД России в пропаганде правовых знаний.

Ключевые слова: органы внутренних дел, правовое сознание, пресс-служба МВД России, пропаганда правовых знаний, средства массовой информации

Для цитирования: Молотков М. Б. Пропаганда правовых знаний как обязанность полиции // Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 3. С. 129-133. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-3-129-133. EDN: RJJBRQ.

Original article

Promotion of legal knowledge as a police responsibility

Mikhail B. Molotkov

East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk, Russia, [email protected]

Abstract. The duties of the police to carry out the propaganda of legal knowledge are analyzed; the legal grounds, forms and methods of propaganda of legal knowledge implemented by the police. The research uses the method of analysis and synthesis, formal logical, content analysis, general scientific dialectical method. The importance of the media as a public institution influencing the formation of legal consciousness is highlighted. The results of the work are intended for use in operational and official activities, conducting further scientific research. The study of normative and empirical material revealed the need to improve the scientific, methodological and organizational support for the participation of departments of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the promotion of legal knowledge.

Keywords: internal affirs bodies, police of the Russian Federation, legal consciousness, press service of the Ministry of Internal Affairs of Russia, propaganda of legal knowledge, mass media

For citation: Molotkov M. B. Promotion of legal knowledge as a police responsibility. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024;(3):129-133. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-3-129-133. EDN: RJJBRQ.

Обязанность полиции участвовать в пропаганде правовых знаний закреплена в действующем законодательстве (п. 4, ч. 1. ст. 12 ФЗ «О полиции») [20]. Определение термина «пропаганда правовых знаний» не приводится в нормативных правовых актах. Сложно найти конкретную формулировку и в юридической науке.

В составе термина «пропаганда правовых знаний» обоснованно выделить два ключевых и относительно самостоятельных смысловых элемента — «пропаганда» и «правовые знания». Обращение к истории зарождения и развития пропаганды позволяет сделать вывод, о том, что пропаганда представляет

© Молотков М. Б., 2024

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

собой сложное, многоаспектное социальное явление [10]. Обстоятельный анализ эволюции «пропаганды», трактовки и интерпретации понятия в исторической ретроспективе, политологи, социологии и философии представлен Е. Н. Тогузаевой [14]. Исследователь приходит к выводу о значимости интегративного подхода к изучению понятия «пропаганда», выступающего основой и открывающего перспективу для выявления юридических критериев пропаганды [14, с. 31-32]. Отмечая негативные аспекты в понимании и восприятии пропаганды учеными, Е. Н. Тогузаева пишет о тенденции смещения акцентов на положительный эффект пропаганды, связывая это с увеличением значения убеждающих методов и снижением значения манипу-лятивных, внушающих технологий [14, с. 30].

Придание отдельным направлениям пропаганды юридической формы и качества, обусловлено социально-экономическим, политическим, нравственно-этическим, культурным развитием. Логика развития института пропаганды в юридических формах, закономерно привела к идее о возможности и даже необходимости «.. .унификации терминологического аппарата, и, прежде всего, формулировании универсального понятия пропаганды, поскольку, в настоящее время это определение в российском законодательстве отсутствует...» [13, с. 32]. Накопленный эмпирический материал, сложившиеся исторические традиции исследования понятия «пропаганда», позволяют говорить о практической реализации задачи в ближайшей перспективе.

Предметом изучения стало и понятие «правовые знание». Как считает Н. И. Уздимаева, правовые знания следует понимать как правовую осведомленность о государстве, праве, конституции, законах, правомерном поведении, законности, правонарушениях [15, с. 348]. В структуре правовых знаний исследователь выделяет теоретический (мировоззренческие представления о праве, правовой реальности) и эмпирический (правовые умения) уровни. Содержание правовых знаний составляет Конституция государства, акты отраслевого законодательства, практика их применения. [15, с. 351].

Параллельно с термином «пропаганда правовых знаний» в отечественной юриспруденции употребляется и термин «правовая пропаганда». Это характерно как для советского периода, так и новейшей истории России [2; 21]. Правоведы, разработчики нормативных актов, не проводят различия между ними, употребляя в качестве синонимов. Выбор термина, в большей мере, обуславливался и по-прежнему зависит от субъективных предпочтений конкретного юриста. В тоже время, прослеживается тенденция, более активного применения термина «пропаганда правовых знаний» в документах правоохранительных органов, начиная с первого десятилетия XXI века.

Представления о пропаганде и правовых знаниях,

позволяют предложить определение термина «пропаганда правовых знаний». Под пропагандой правовых знаний следует понимать систематическую служебную деятельность по разъяснению требований нормативных правовых актов с целью формирования правомерного поведения.

Выступая элементом административной деятельности полиции, институт пропаганды правовых знаний, выходит за рамки как собственно административной деятельности полиции, так и административного законодательства. Предметом пропаганды правовых знаний выступают как уже существующие правоотношения, так и правоотношения, вероятность возникновения которых обусловлена поступками субъектов. Вопросы пропаганды правовых знаний находятся в компетенции служб, осуществляющих правоприменительную деятельность. В этом контексте, эффективное решение задачи по пропаганде правовых знаний настоятельно требует научно-методического и организационно-штатного обеспечения.

Участковые уполномоченные полиции, инспектора по делам несовершеннолетних и Госавтоинспекции, систематически организуют акции по пропаганде правовых знаний. Сотрудники подразделений по оперативной работе, как правило, ориентируются на проблематику актуальную в текущий момент. Разнообразные формы пропаганды безопасности дорожного движения внедрены в деятельность Госавтоинспекции [1]. Критерии выбора форм и методов правовой пропаганды применительно к конкретной ситуации, социальным и возрастным особенностям аудитории рассматривает Е. А. Титова [12, с. 15-17]. Значимым фактором успешного решения задач по пропаганде правовых знаний выступает организация взаимодействия подразделений МВД России, под которым Е. Е. Новичкова и Б. М. Бойко понимают «...осуществление.. .совместных согласованных по месту и времени действий, направленных на выполнение поставленных перед ними задач, а также достижение общих правоохранительных целей» [9, с. 32].

Проведение бесед с целью разъяснения норм права в образовательных организациях, трудовых коллективах, выступая классической формой пропаганды правовых знаний, имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, личный контакт с аудиторией повышает суггестивный потенциал, с другой — незначительный охват аудитории при существенных затратах служебного времени на организацию и проведение встреч.

Существующий недостаток рассматриваемой формы нивелируется посредством привлечения средств массовой информации (далее — СМИ). Следует согласиться с В. В. Зудаевой, утверждающей, что «. СМИ оказывают влияние на сознание населения.» [4, с. 125].

Законодатель закрепил сравнительно небольшой

перечень сообщений, обязательных для размещения СМИ [3]. Нормативные правовые акты предоставляют полиции право привлекать СМИ к пропаганде правовых знаний на возмездной основе, посредством заключения контракта на оказание услуг по размещению публикаций. Анализ правовой тематики, интенсивность оборота информации, позволяют сделать вывод, что реализовать цели пропаганды правовых знаний опираясь на бюджетные ассигнования, задача крайне затруднительная, если возможная. В этом контексте, привлечение СМИ на безвозмездной основе является главной задачей и ведущей формой сотрудничества со СМИ.

СМИ выступают источником опубликования нормативных правовых актов. Именно опубликование, пожалуй, можно считать первым, и необходимым этапом по пропаганде правовых знаний. Обязательному опубликованию подлежат законы и иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (пункт 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации Конституции Российской Федерации).

Основные источники размещения (опубликования) определены в нескольких нормативных правовых актах [16; 17; 18; 19]. Законодатель не накладывает запреты и ограничения на опубликование нормативных правовых актов в печатных изданиях, а также на доведение до всеобщего сведения по телевидению и радио. Публичное размещение предоставляет возможность неограниченному кругу лиц изучить содержание документа, получить правовую информацию. Публикация юридических актов выступает частью общего процесса информирования органами государственной власти о своей деятельности. Вопросы информирования полицией и право граждан на получение информации ранее нами были подробно рассмотрены [6].

Толкование положений нормативных правовых актов, разъяснение алгоритма действий в конкретных правовых ситуациях, ответственности за нарушение норм права, — следующий этап в процессе правовой пропаганды.

На этом этапе востребованы навыки и специальные знания организации взаимодействия со СМИ с целью доведения правовой информации, которыми должны владеть сотрудники пресс-службы.

Приказ МВД России от 19 июня 2018 года N° 385 «О совершенствовании взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации» регулирует различные аспекты сотрудничества со СМИ [11]. В соответствие с документом, подготовка и дальнейшее размещение материалов по пропаганде правовых знаний в СМИ осуществляется после согласования с пресс-службой. Информирование относительно изменений законодательства, регулирующего сферу деятельности органов внутренних дел, — одна из задач, предусмотренных нормативным правовым актом.

Брифинг, пресс-конференция и репортаж, наиболее эффективные формы привлечения СМИ к пропаганде правовых знаний. Размещение на официальном интернет-сайте пресс-релизов о предстоящих пресс-конференциях, брифингах, «прямых линиях», «круглых столах» и пост-релизов, отражающих результаты их проведения, информации о профилактических акциях, являются важным источником для редакций.

В теоретико-практическом плане, формы привлечения СМИ к пропаганде правовых знаний, восходят к формам взаимодействия со СМИ, которые стали предметом изучения ведомственной наукой [8]. Предметно организационно-правовые основы, формы и методы взаимодействия со СМИ, и ряд других проблем рассмотрены М. Б. Молотковым и Т. В. Удиловым [7].

Результат информационно-пропагандистских мероприятий во многом обусловлен существующим базовым уровнем доверия населения к полиции.

Как считает В. И. Майоров, «...эффективность деятельности полиции невозможна без одобрения со стороны общества и поддержки населения» [5, с. 247]. Привлечение СМИ к пропаганде правовых знаний и формирование имиджа полиции выступают в качестве ключевых компонентов информационной политики МВД России.

Наличие умений и навыков организации мероприятий, направленных на пропаганду правовых знаний, должно стать одним из основных требований к профессиональным качествам сотрудников, замещающим должности среднего и старшего начальствующего состава. Потребность научно-методического и организационного обеспечения участия сотрудников полиции в пропаганде правовых знаний, следует признать актуальной задачей в процессе постоянного совершенствования оперативно-служебной деятельности ОВД.

Список источников

1. Баранов А. А., Соломатина Е. Е. Пропаганда безопасности дорожного движения в деятельности подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения как одно из направлений национальной политики Российской Федерации по безопасности дорожного движения // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 4. С. 26-30.

2. Еремеев С. Г. Совместная деятельность полиции и образовательных организаций в пропаганде правовых знаний // Прикладная юридическая психология. 2019. № 2(47). С. 46-51.

3. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Зудаева В. В. О способах формирования положительного образа полицейского средствами массовой информации // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД Рос-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

сии. 2022. № 1 (15). С. 124-128.

5. Майоров В. И. Формирование позитивного общественного мнения о деятельности полиции // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2021. № 3 (98). С. 246-254.

6. Молотков М. Б. Нормативное правовое регулирование информационного сопровождения деятельности МВД России в контексте обеспечения права граждан на информацию // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. Т. 40. 2021. № 4. С. 43-51.

7. Молотков М. Б., Удилов Т. В. Обучение взаимодействию с подразделениями информации и общественных связей (ОИиОС) и СМИ слушателей, проходящих профессиональную подготовку : учебно-методическое пособие / М. Б. Молотков, Т. В Удилов. Иркутск : ВосточноСибирский институт МВД России, 2022. 48 с.

8. Намруева Э. В. Технологии взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации : учебное пособие / Э. В. Намруева, О. И. Ильянова. Москва : Академия управления МВД России, 2021. 97 с.

9. Новичкова Е. Е., Бойко Б. М. Организация взаимодействия подразделений системы МВД России // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. 2023. № 1 (19). С. 30-38.

10. Овчинникова О. Д. К вопросу о пропаганде в ХХ - начале XXI века в России (историко-правовой анализ) // Алтайский юридический вестник. 2017. № 4 (20). С. 25-30.

11. Приказ МВД России от 19 июня 2018 года № 385 «О совершенствовании взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации» // СПС «Кон-сультантПлюс».

12. Титова Е. А. Формы и методы правовой пропаганды // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2019 №. 2 (89). С. 9-18.

13. Тогузаева Е. Н. Межотраслевой характер института пропаганды в российском праве // Юридический вестник ДГУ. 2021. Т. 40. № 4. С. 31-35.

14. Тогузаева Е. Н. Пропаганда как общенаучная категория // Право: история и современность. Т. 6. № 1. 2022. С. 24-34.

15. Уздимаева Н. И. Правовые знания как средство юридической самопомощи: понятие, содержание, значение // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. № 5. С. 347-353.

16. Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 1994 г. № 662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов» // СПС «КонсультантПлюс».

17. Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // СПС «КонсультантПлюс».

18. Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. № 198 «О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на «Официальном интернет-портале правовой информации» // СПС «КонсультантПлюс».

19. Федеральный закон Российской Федерации от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СПС «КонсультантПлюс».

20. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс».

21. Фролов В. В. Правовая пропаганда как направление деятельности органов прокуратуры СССР в годы перестройки (на примере Псковской области) // Вестник Томского государственного университета. История. 2022. № 79. С. 92-96.

References

1. Baranov A. A., Solomatin E. E. Propaganda of road safety in the activities of the State Traffic Safety Inspectorate of the Road Safety as one of the directions of the national policy of the Russian Federation for road safety // Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. № 4. P. 26-30.

2. Yeremeyev S. G. Joint activities of the police and educational organizations in the promotion of legal knowledge // Applied Legal Psychology. 2019. № 2 (47). P. 46-51.

3. The Law of the Russian Federation dated December 27, 1991 № 2124-1 «On the media» // ConsultantPlus.

4. Zudaeva V. V. On ways to form a positive image of a police media // Scientific digest of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. № 1 (15). P. 124-128.

5. Mayorov V. I. Formation of a positive public opinion on the activities of the police // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. № 3 (98). P. 246-254.

6. Molotkov M. B. The normative legal regulation of information support of the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the context

of ensuring the right of citizens to information // Legal Bulletin of Dagestan State University. T. 40. 2021. № 4. P. 43-51.

7. Molotkov M. B., Udulov T. V. Learning to interact with divisions of information and public relations (Oils) and the media of students undergoing vocational training : educational and methodological manual / M. B. Molotkov, T. V. Udlov. Irkutsk : East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022. 48 p.

8. Namrueva E. V. Technologies of interaction between internal affairs bodies and the media: a textbook / E. V. Namrueva, O. I. Ilyanova. Moscow : Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021. 97 p.

9. Novichkova E. E., Boyko B. M. Organization of interaction of the units of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Scientific digest of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. № 1 (19). P. 30-38.

10. Ovchinnikova O. D. To the question of propaganda in the twentieth — beginning of the 21st century in Russia (historical and legal analysis) // Altai Legal Bulletin. 2017. № 4 (20). P. 25-30.

11. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated June 19, 2018 № 385 «On improving the interaction of units of the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation with the media» // ConsultantPlus.

12. Titova E. A. Forms and methods of legal propaganda // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. № 2 (89). P. 9-18.

13. Toguzaeva E. N. The intersectoral nature of the Institute of Propaganda in Russian Law // Legal

Bulletin of DSU. 2021. T. 40. № 4. P. 31-35.

14. Toguzaeva E. N. Propaganda as a general scientific category // Law: History and modernity. T. 6. № 1. 2022. P. 24-34.

15. Uzdimaeva N. I. Legal knowledge as a means of legal self -help: concept, content, meaning // gaps in Russian legislation. 2020. 13. № 5. P. 347-353.

16. Decree of the President of the Russian Federation of April 5, 1994 № 662 «On the procedure for publishing and coming into force of federal laws» // ConsultantPlus.

17. Decree of the President of the Russian Federation of May 23, 1996 № 763 «On the procedure for publishing and entry into force of acts of the President of the Russian Federation, the Government of the Russian Federation and regulatory legal acts of federal executive bodies» // ConsultantPlus.

18. Decree of the President of the Russian Federation of April 2, 2014 № 198 «On the procedure for publishing laws and other legal acts of the constituent entities of the Russian Federation on the «Official Internet portal of legal information» // ConsultantPlus.

19. Federal Law of the Russian Federation of June 14, 1994 № 5-FZ «On the Procedure for Publication and Entry into Force of Federal Constitutional Laws, Federal Laws, Acts of the Chambers of the Federal Assembly» // ConsultantPlus.

20. Federal Law of the Russian Federation of February 7, 2011 № 3-FZ «On the Police» // ConsultantPlus.

21. Frolov V. V. Legal propaganda as a direction of the activities of the prosecutor's office of the USSR during the years of perestroika (on the example of the Pskov region) // Bulletin of Tomsk State University. Story. 2022. № 79. P. 92-96.

Информация об авторе

М. Б. Молотков — доцент кафедры административного права и административной деятельности ОВД Восточно-Сибирского института МВД России, кандидат философских наук.

Information about the author M. B. Molotkov — Associate Professor of the Department of Administrative Law and Administrative Activities of internal affair bodies of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Philosophical Sciences.

Статья поступила в редакцию 09.10.2023; одобрена после рецензирования 09.12.2023; принята к публикации 01.02.2024.

The article was submitted 09.10.2023; approved after reviewing 09.12.2023; accepted for publication 01.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.