Научная статья на тему 'НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВД РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА ГРАЖДАН НА ИНФОРМАЦИЮ'

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВД РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА ГРАЖДАН НА ИНФОРМАЦИЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
693
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДОМСТВЕННОЕ НОРМОТВОРЧЕСТВО / ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ / КОНКРЕТИЗАЦИЯ ПРАВА / МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-САЙТ МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Молотков М.Б.

Достижение цели права, воплощение смысла законодательства, обеспечение прав и свобод осуществляются, в том числе, посредством принятия законов и издания подзаконных актов. Значительная роль в этом процессе отводится ведомственному нормотворчеству. Посредством конкретизации в нормативных правовых актах права и свободы получают определенность, обретают реальное бытие. Право на информацию, выступая важнейшим правом человека, не является исключением. Практическое воплощение, реализация права на информацию в жизни, во многом зависит от качества ведомственного нормативного правового регулирования. В статье на примере МВД России раскрывается природа нормативного правового регулирования информирования населения посредством размещения информации в сети «Интернет» и в средствах массовой информации. Последовательно проанализированы основные нормативные документы, регламентирующие организацию взаимодействия полиции России со средствами массовой информации, порядок и вопросы содержательного наполнения официального интернет-сайта. В исследовании использовались методы сравнительного анализа и синтеза, формально логический, общенаучный диалектический метод. На основе анализа нормативных правовых актов МВД России в сфере оборота массовой информации раскрыто практическое значение подзаконных актов в правовой системе Российской Федерации, направленных на решение задачи обеспечения права граждан на информацию. Ведомственные нормативные правовые акты, регламентируя деятельность подразделений по вопросам взаимодействия со средствами массовой информации и размещения сведений в сети «Интернет», одновременно направлены как на решение внутриорганизационных задач, так и на обеспечение права на получение информации. Определяя основные формы и тематику информационных сообщений, устанавливая порядок оборота информации, полномочия должностных лиц, нормативные правовые документы МВД России, позволяют получить всестороннюю, объективную информацию о деятельности органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Молотков М.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE LEGAL REGULATION OF INFORMATION SUPPORT OF THE ACTIVITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF ENSURING THE RIGHT OF CITIZENS TO INFORMATION

Achieving the goal of law, embodying the meaning of legislation, ensuring rights and freedoms, is carried out, inter alia, through the adoption of laws and the publication of bylaws. A significant role in this process is assigned to departmental rule-making. Through concretization in normative legal acts, rights and freedoms acquire certainty, acquire real existence. The right to information, as an essential human right, is no exception. Practical implementation, the implementation of the right to information in life, largely depends on the quality of departmental regulatory legal regulation. The article, using the example of the Ministry of Internal Affairs of Russia, reveals the nature of the normative legal regulation of informing the population by posting information on the Internet and in the media. The main normative documents governing the organization of interaction between the Russian police and the media, the procedure and issues of the content of the official website have been consistently analyzed. The study used methods of comparative analysis and synthesis, a formally logical, general scientific dialectical method. Based on the analysis of the normative legal acts of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the field of mass media circulation, the practical significance of bylaws in the legal system of the Russian Federation, aimed at solving the problem of ensuring the right of citizens to information, is revealed. Departmental normative legal acts, regulating the activities of departments on interaction with the media and posting information on the Internet, are simultaneously aimed both at solving internal organizational problems and ensuring the right to receive information. Determining the main forms and topics of information messages, establishing the procedure for the circulation of information, the powers of officials, regulatory legal documents of the Ministry of Internal Affairs of Russia, allow you to obtain comprehensive, objective information about the activities of the internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВД РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА ГРАЖДАН НА ИНФОРМАЦИЮ»

ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА PROBLEMS OF CONSTITUTIONAL AND MUNICIPAL LAW

Научная статья УДК/UDC 342

DOI: 10.21779/2224-0241-2021-40-4-43-51

Нормативное правовое регулирование информационного сопровождения деятельности МВД России в контексте обеспечения права граждан на информацию

М. Б. Молотков

Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутская область, Иркутск, Россия, molotkovmihail@mail.ru

Аннотация. Достижение цели права, воплощение смысла законодательства, обеспечение прав и свобод осуществляются, в том числе, посредством принятия законов и издания подзаконных актов. Значительная роль в этом процессе отводится ведомственному нормотворчеству. Посредством конкретизации в нормативных правовых актах права и свободы получают определенность, обретают реальное бытие. Право на информацию, выступая важнейшим правом человека, не является исключением. Практическое воплощение, реализация права на информацию в жизни, во многом зависит от качества ведомственного нормативного правового регулирования. В статье на примере МВД России раскрывается природа нормативного правового регулирования информирования населения посредством размещения информации в сети «Интернет» и в средствах массовой информации. Последовательно проанализированы основные нормативные документы, регламентирующие организацию взаимодействия полиции России со средствами массовой информации, порядок и вопросы содержательного наполнения официального интернет-сайта. В исследовании использовались методы сравнительного анализа и синтеза, формально логический, общенаучный диалектический метод. На основе анализа нормативных правовых актов МВД России в сфере оборота массовой информации раскрыто практическое значение подзаконных актов в правовой системе Российской Федерации, направленных на решение задачи обеспечения права граждан на информацию. Ведомственные нормативные правовые акты, регламентируя деятельность подразделений по вопросам взаимодействия со средствами массовой информации и размещения сведений в сети «Интернет», одновременно направлены как на решение внутриорганизационных задач, так и на обеспечение права на получение информации. Определяя основные формы и тематику информационных сообщений, устанавливая порядок оборота информации, полномочия должностных лиц, нормативные правовые документы МВД России, позволяют получить всестороннюю, объективную информацию о деятельности органов внутренних дел.

Ключевые слова: ведомственное нормотворчество, право на информацию, конкретизация права, массовая информация, официальный интернет-сайт МВД России

Для цитирования: Молотков М. Б. Нормативное правовое регулирование информационного сопровождения деятельности МВД России в контексте обеспечения права граждан на информацию // Юридический вестник ДГУ. 2021. Т. 40, № 4. С. 43-51. DOI: 10.21779/2224-0241-2021-40-4-43-51

Original article

Normative legal regulation of information support of the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the context of ensuring the right of citizens to information

Mikhail B. Molotkov

East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk, Russian Federation, molotkovmihail@mail.ru

Abstract. Achieving the goal of law, embodying the meaning of legislation, ensuring rights and freedoms, is carried out, inter alia, through the adoption of laws and the publication of bylaws. A significant role in this process is assigned to departmental rule-making. Through concretization in normative legal acts, rights and freedoms acquire certainty, acquire real existence. The right to information, as an essential human right, is no exception. Practical implementation, the implementation of the right to information in life, largely depends on the qual-

ity of departmental regulatory legal regulation. The article, using the example of the Ministry of Internal Affairs of Russia, reveals the nature of the normative legal regulation of informing the population by posting information on the Internet and in the media. The main normative documents governing the organization of interaction between the Russian police and the media, the procedure and issues of the content of the official website have been consistently analyzed. The study used methods of comparative analysis and synthesis, a formally logical, general scientific dialectical method. Based on the analysis of the normative legal acts of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the field of mass media circulation, the practical significance of bylaws in the legal system of the Russian Federation, aimed at solving the problem of ensuring the right of citizens to information, is revealed. Departmental normative legal acts, regulating the activities of departments on interaction with the media and posting information on the Internet, are simultaneously aimed both at solving internal organizational problems and ensuring the right to receive information. Determining the main forms and topics of information messages, establishing the procedure for the circulation of information, the powers of officials, regulatory legal documents of the Ministry of Internal Affairs of Russia, allow you to obtain comprehensive, objective information about the activities of the internal affairs bodies.

Keywords: departmental rulemaking, right to information, concretization of law, mass information, the official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia

For citation: Molotkov M. B. Normative legal regulation of information support of the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the context of ensuring the right of citizens to information. Yuridicheskii vestnik DGU = Law Herald of DSU, 2021, vol. 40, no. 4, pp. 43-51. DOI: 10.21779/2224-0241-2021-40-4-43-51 (In Russ.).

Существенным условием полноценной реализации прав граждан является качественная подготовка подзаконных актов, отражение и закрепление в них духа права и закона. В качестве важнейшего естественного права человека исследователи выделяют право на информацию. Основным документом, закрепляющим право на информацию, ученые называют Конституцию Российской Федерации [1, с. 63]. Рассматривая Конституцию Российской Федерации в качестве основополагающего юридического источника, закрепляющего право на информацию, необходимо выделить некоторые особенности, вытекающие из формулировки права на информацию непосредственно в тексте Конституции Российской Федерации.

Во-первых, в Конституции Российской Федерации право на информацию сформулировано достаточно широко. Согласно пункту 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». По смыслу настоящего положения инициатива в ходе реализации права в большей степени принадлежит гражданам, как субъектам права. При этом социальный и профессиональный статус субъекта поиска информации специально не выделяется. Поиск, передача, производство и распространение информации представляют собой предмет инициативы и активности личности.

Во-вторых, право на информацию имеет сложносоставной характер. С одной стороны, гражданин может использовать законные формы для получения интересующей информации, а с другой - воздержаться от получения информации. О роли и участии государства в данном процессе в пункте 4 статье 29 Конституции Российской Федерации речь прямо не идет.

Значение и роль государства раскрывается в статье 2 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

В этом смысле положения статьи 2 и пункта 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации необходимо рассматривать исключительно во взаимной связи и в системе. Такой подход и трактовка норм права позволяет сделать вывод об обязанности государства обеспечить права, зафиксированные в пункте 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации.

В-третьих, в Конституции Российской Федерации прямо не закреплена обязанность государства, государственных и муниципальных органов власти предоставлять гражданам информацию, какое-либо организационное участие в процессе информирования. В этом контексте исключением является, пожалуй, только обязанность официального опубликования законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (пункт 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации).

Впервые место и роль государства в реализации принципов, заложенных в пункте 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, нашло отражение в Указе Президента РФ от 31.12.1993 г. № 2334 (в ред. от 01.09.2000 г.) «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» [2]. В документе закрепляется обязанность государственных органов информировать о своей деятельности и право граждан на получение информации.

В отечественной юриспруденции вопрос о закреплении и развитии законодательных положений, направленных на обеспечение права граждан на информацию, достаточно разработан [3].

Признавая существенный вклад авторов в разработку проблемы, необходимо отметить, что решающее практическое значение в вопросе реализации права граждан на информацию, на наш взгляд, имеет проблема конкретизации информации, юридического закрепления тематики сообщений, обязательных для опубликования органами государственной и муниципальной власти.

Право на информацию вне его конкретизации, определения обязательной тематики сообщений, понятных и доступных форм распространения и получения информации, на наш взгляд, во многом рискует остаться декларацией, юридической фикцией.

Сохранить за правом его подлинную сущность и природу позволяет движение в сторону конкретизации и определенности юридических норм. Развитие права в направлении конкретизации и определенности является объективным процессом.

Как верно отмечает Т.С. Лесовая, «... конкретизация права - объективно обусловленная непрерывная деятельность (процесс) управомо-ченных правотворческих органов и должностных лиц в пределах установленной за ними компетенции, направленная на уточнение и детализацию существующих, исходных, абстрактных, обладающих меньшей степенью определенности принципов и норм права (без их изменения и (или) дополнения) с помощью выработки (установления, принятия и др.) более конкретных, обладающих большей степенью определенности принципов и норм.» [4, с. 16]. Право на информацию в этом отношении является частным случаем. В системе права Российской Федерации право на информацию имеет выраженную тенденцию движения в сторону его конкретизации, последовательно получая закрепление в актах, имеющих различную юридическую силу. На примере эволюции права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды движение в сторону конкретизации и его отражение в нормативных правовых актах убедительно показано М. С. Савченко и Д. В. Грицай [5].

Тенденция конкретизации права граждан на информацию получает развитие и нормативное закрепление в частях 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2021 г.) [6].

Закрепляя право на получение информации, законодатель использует специфическую юридическую технику изложения нормативного материала. Так, в части 4 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2021 г.) перечислены случаи, в которых доступ к информации определенного характера не может быть ограничен, а, следовательно, должен быть открыт. В части 5

статьи 8 рассматриваемого нормативного акта законодатель закрепляет обязанность государственных органов и органов местного самоуправления обеспечить доступ к информации о своей деятельности, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе в сети «Интернет». Очевидно, что в этом положении в полной мере реализуется диспозиция части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, а также положения статьи 2 Конституции Российской Федерации.

Ключевым нормативным правовым актом, определившим общий вектор государственной политики по информированию граждан и закрепившим конкретную тематику информационных сообщений, правомерно считать Федеральный закон от 09.02.2009 г. № 8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [7].

В развитие положений настоящего Федерального закона применительно к сфере деятельности органов внутренних дел был издан Указ Президента Российской Федерации от 10.08.2011 г. № 1060 «Об утверждении перечня информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, размещаемой в сети «Интернет» (далее - указ) [8].

В указе определен достаточно широкий перечень информации (всего 48 категорий), обязательной для размещения в сети «Интернет» и позволяющий пользователям составить целостное представление о деятельности МВД России. Обязательными к опубликованию являются сведения, носящие как информационно-ознакомительный характер, так и отражающие проблемно-аналитическую, содержательную специфику и особенности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

Причина нашего внимания к вопросам нормативного правового регулирования реализации права на информацию МВД России обусловлена, прежде всего, местом, которое занимает полиция в российском обществе. Как верно отмечает А.Ш. Гаджиев, «Органы внутренних дел являются на сегодняшний день основными органами, от которых зависит состояние законности, уровень общественной безопасности и общественного порядка в стране» [9, с. 144]. О значении полиции в современном обществе пишут Е.А. Васкина и Т.С. Каримова [10, с. 139].

Положения указа нашли отражение в структуре официального сайта МВД России, став основой его содержательного наполнения. Приказом МВД России от 14.01.2013 г. № 15 «О вводе в эксплуатацию аппаратно-программного комплекса «Официальный интернет-сайт МВД России» определены структура, цели, задачи, функции и порядок эксплуатации, порядок организации доступа и мероприятия по обеспечению безопасности ведущего ведомственного информационного ресурса, объе-

динившего в единую систему ведомственные интернет-сайты подразделений МВД России [11].

В нормативном правовом акте закреплены обязанности подразделений МВД России, направленные на обеспечение исполнения указа. Последовательное развитие в документе получают положения об открытости и публичности, необходимости взаимодействия со СМИ, организации изучения общественного мнения. Функционирование официального интернет-сайта открыло возможности для свободного и беспрепятственного доступа к информационным ресурсам МВД России.

Свидетельством пользовательской активности является динамика и количество обращений, поступивших посредством официального интернет-сайта МВД России. Количество обращений в третьем квартале 2021 года по сравнению с аналогичным показателем 2020 года возросло с 23492 до 29590, т.е. на 26 %. Рост количества обращений, направляемых посредством официального интернет-сайта МВД России, является общей тенденцией. В третьем квартале 2017 года поступило 10005 обращений, в 2018 г. - 13295, в 2019 г. - 16803 обращения [12].

Согласно положениям нормативного правового акта ответственность за информационное наполнение сайта, соответствие содержания размещаемых материалов требованиям законодательства возложена на Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации МВД России (далее -пресс-служба МВД России). Именно пресс-служба МВД России является основным субъектом информирования населения по широкому спектру вопросов посредством опубликования сообщений на официальном сайте МВД России и направления сообщений в СМИ. Важнейшим свойством распространяемой пресс-службой информации, позволяющим успешно решать органам внутренних дел задачу обеспечения безопасности общества, является ее достоверность [13, с. 150]. Эта характеристика информации, на взгляд ученых, является главной в процессе становления информационного общества [14, с. 77].

Расширение сферы информационного взаимодействия, повышение ее значимости, на наш взгляд, привело к необходимости формально-юридического закрепления фактической вовлеченности и участия практически всех подразделений и служб в процессе внутриведомственного взаимодействия по предоставлению информации.

Наиболее полно и всесторонне вопрос предоставления информации подразделениями МВД России в целях последующего размещения на официальном интернет-сайте МВД России получил отражение в приказе МВД России от 26.02.2018 г. № 109 «О порядке подготовки и размещения информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [15].

Анализ нормативных правовых актов по вопросам опубликования информации о деятельности государственных и муниципальных органов власти позволяет сделать вывод об определенном акцентировании внимания законодателя на размещении информации в сети «Интернет», на официальных сайтах государственных и муниципальных органов власти . Опубликование информации в сети «Интернет» является обязанностью государственных и муниципальных органов.

Информирование посредством размещения информации в сети «Интернет» направлено на удовлетворение потребностей как профессиональных потребителей информации (журналистов, бло-геров и т.д.), а также достаточно широкого круга непрофессиональных потребителей информации (граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства), эпизодически обращающихся к официальным интернет-ресурсам.

Выделение двух основных субъектов, адресатов информационных сообщений (профессиональных и непрофессиональных потребителей) достаточно условно, поскольку, в итоге, конечным потребителем информации является человек. Информация, размещенная на интернет-сайте, доходит до аудитории, в том числе после редакции издательства и распространения профессиональными журналистами.

Закрепление в нормативных правовых актах тематики сообщений, обязательной для опубликования, в то же время не накладывает каких-либо ограничений на информирование населения по другим актуальным темам. Качественное содержательное наполнение обязательных рубрик, инициативное создание в структуре официальных интернет-сайтов подразделений МВД России тематических разделов, размещение информации профилактического, просветительского, правового характера - свидетельство и показатель высокого профессионализма.

В качестве образца активной работы по организации информирования граждан следует привести официальный интернет-сайт МВД по Республике Дагестан. В разделе «Юрист информирует» представлена правовая информация, охватывающая судебную практику, мониторинг актуальных нормативных правовых актов [16]. Это - объективный показатель реализации важнейшего права граждан - права на информацию, ключевой критерий, демонстрирующий демократизм и открытость органов власти.

В вопросе взаимодействия со СМИ законодатель оставляет на усмотрение руководителя организации, сотрудников пресс-служб конкретные

*

См.: Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: федеральный закон от 9 февр. 2009 г. № 8-ФЗ. Часть 1 статьи 10. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 29.08.2021).

формы передачи информации, тематику информационных сообщений, формат участия должностных лиц в процессе распространения информации .

Признавая официальный интернет-сайт МВД России в качестве важнейшего источника информации, не стоит недооценивать возможности других СМИ, выступающих в качестве значимых каналов коммуникации и распространения информации (телевидение, газеты, радио). Роль СМИ в современном мире подчеркивает А. М. Омарова [17, с. 51]. В этом же ключе рассуждает C.B. Тимофеев, считающий, что «.средства массовой информации (СМИ) оказывают значительное влияние на все сферы жизни общества» [18, с. 6].

Постоянно совершенствуясь, нормативное правовое регулирование информационного сопровождения деятельности подразделений МВД России, решая во многом внутриорганизационные задачи, в конечном счете, имманентно направлено на обеспечение права человека получать разностороннюю и объективную информацию о деятельности МВД России.

Примером ведомственного нормотворчества, направленного на последовательное обеспечение и реализацию права граждан на информацию, следует назвать приказ МВД России от 19.06.2018 г. № 385 «О совершенствовании взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации» (далее - приказ) [19].

Приказом определен широкий перечень информации, предоставляемой СМИ. Подразделения МВД России (за некоторыми исключениями), по согласованию с пресс-службой МВД России обязаны информировать СМИ по следующим основным темам:

- о деятельности в области противодействия преступности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;

- об изменениях законодательства Российской Федерации, регулирующего сферу деятельности органов внутренних дел Российской Федерации;

- о предоставляемых государственных услугах в сфере внутренних дел,

- о мерах реагирования на материалы, содер-

Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ. Пункт 1 статьи 6, части 1 и 2 статьи 7 (последняя редакция). Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 29.08.2021); О полиции (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.08.2021): федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3. Часть 4 статьи 8 (ред. от 11.06.2021). Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 29.08.2021); О средствах массовой информации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021): закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1. Статья 38 (ред. от 01.07.2021). Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 29.08.2021).

жащие недостоверную информацию или критику деятельности подразделений системы МВД России, их сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников;

- об официальной позиции МВД России по резонансным информационным поводам, отнесенным к его компетенции.

Если нормы о предоставлении информации о деятельности в области противодействия преступности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности носят достаточно широкий характер, потенциально оставляют на усмотрение и выбор руководителя освещение конкретных фактов и событий, то другие положения более конкретны.

В документе впервые раскрывается содержание одного из ключевых понятий информационно-пропагандистской работы, которое ранее воспринималось больше на эмоционально-интуитивном уровне, исходя из практического опыта. Речь идет о конкретизации вопроса, какие именно факты и события следует относить к резонансным информационным поводам.

К происшествиям, вызвавшим широкий общественный резонанс, приковано внимание населения. Получить информацию о деятельности полиции, относительно конкретного события, получившего общественный резонанс, стремятся журналисты и граждане.

Всего выделяется 12 основных информационных поводов, которые следует квалифицировать в качестве резонансных. В процессе раскрытия содержания некоторых из них обоснованно выделить более «узкие» информационные поводы. Например, приказом предусмотрено информирование о преступлениях, в силу различных факторов, привлекающих повышенное внимание общества. Анализ рассматриваемого положения позволяет сделать вывод о предоставлении информации по широкому составу преступлений. В этот раздел включены: преступления, совершенные в отношении жизни, здоровья и половой неприкосновенности несовершеннолетних, убийство по найму двух и более лиц, захват заложников, серийные насильственные преступления; изъятие значительных партий оружия.

Анализ положений рассматриваемого нормативного правового акта и положений приказа МВД России от 02.09.2011 г. № 995 «О совершенствовании деятельности подразделений информации и общественных связей, пресс-служб органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России» (в ред. приказа МВД России от 02.10.2012 г. № 907) позволяет сделать некоторые выводы [20].

Во-первых, в приказе выделяется приоритетная тематика по информированию граждан.

Во-вторых, приказом закреплена обязанность выражения официальной позиции относительно фактов и событий, получивших широкий общест-

венный резонанс. Раскрывается содержание понятия «резонансный информационный повод».

В-третьих, содержание приказа свидетельствует о существенном движении в сторону конкретизации тематики информационных сообщений, предлагаемых для СМИ и размещаемых на официальном интернет-сайте МВД России.

Отмечая тенденцию к юридическому закреплению обязательной тематики информационных сообщений, стоит обратить внимание на то, что это - важнейший, но все-таки не конечный этап в процессе реализации права граждан на получение информации.

Выделяя положительные стороны нормативного регулирования процесса информирования редакций СМИ, необходимо выделить и проблемы, предложить пути их решения.

Так, наименования структурных компонентов (разделов и рубрик) ведомственных интернет-сайтов до настоящего времени не получили закрепления в нормативных правовых актах. Учитывая избранный путь в направлении единого информационного стандарта, необходимо сформулировать наименования разделов и рубрик, закрепив в ведомственных нормативных правовых актах.

Структура и содержание информационных сообщений, размещаемых на ведомственном интернет-сайте, особенно по текущим событиям, как правило, определяются администратором ресурса. Пользователи не имеют возможности повлиять на характер и направленность публикуемой информации. Логика реализации принципов открытости и публичности требует расширения возможности доступа к информационным ресурсам, предоставления гражданам права влиять, в определенном смысле, и на содержательное наполнение интернет-сайта. На наш взгляд, следует предусмотреть возможность обязательного размещения администраторами ведомственного интернет-сайта следующей информации:

- по итогам отчетов участковых уполномоченных полиции и решениям собраний граждан о принимаемых и принятых мерах по их реализации;

- о принятых административных и судебных решениях, касающихся происшествий, получивших широкий общественный резонанс, информация о которых ранее уже была опубликована;

- на основе анализа обращений граждан, регистрации информации о преступлениях и происшествиях, рассматривать вопрос о создании новых актуальных разделов и рубрик на странице официального интернет-сайта;

- создать на страницах ведомственных интернет-сайтов рубрики «Отзывы о деятельности

органов внутренних дел» и «Предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел, законодательства Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актов».

Официальный интернет-сайт МВД России, предоставляя возможность свободного доступа к открытым информационным ресурсам ведомства, априори не может содержать ответы на все возможные вопросы, алгоритм действий в каждой конкретной ситуации. В таких случаях право на информацию может быть реализовано посредством применения положений Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [21, с. 21].

Существующий механизм правового регулирования подготовки и распространения информации в МВД России решает одновременно три взаимосвязанные задачи. Определяет основные направления и формы информационно-пропагандистской работы, ориентирует сотрудников на информирование пресс-службы по конкретным темам, представляющим интерес и имеющим общественную значимость, способствует получению объективной информации о деятельности МВД России широким кругом лиц. Следует согласиться с A.B. Никулиной в том, что «...результаты ведомственного нормотворчества регламентируют как внутриведомственные отношения, так и обеспечивают целый ряд личных, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод граждан» [22, с. 21].

Анализ нормативных правовых актов в сфере оборота, поиска и получения информации позволяет сделать вывод об эволюции содержания нормативных документов в направлении конкретизации и уточнения тематики сообщений, размещаемой в сети «Интернет» и непосредственно предлагаемой СМИ. Обосновано сделать вывод о том, что нормотворческая деятельность МВД России в сфере обеспечения права граждан на информацию посредством организации взаимодействия со СМИ и размещения в сети «Интернет» в полной мере соответствует запросам общества, отвечает требованиям времени, направлена на решение задачи полноценной реализации права граждан на получение информации.

Принцип конкретизации, воплощаемый МВД России в процессе нормативного регулирования подготовки и размещения информации, может быть принят за основу при решении вопросов информационного сопровождения государственными и муниципальными органами власти.

Список источников

1. Ковалева H.H. Административно-правовое регулирование доступа к сведениям о деятельности органов государственной власти // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2018. Т. 25. № 1. С. 62-71.

2. О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию: указ Президента Рос. Федерации от 31 дек. 1993 г. № 2334: в ред. от 1 сент. 2000 г.. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Понятийный аппарат в информационном праве: коллективная монография / отв. ред. И.Л. Бачило, Т.А. Полякова, В.Б. Наумов. М.: Институт государства и права РАН; Канон-Плюс, 2017. 261 с.

4. Лесовая Т.С. Конкретизация права и определенность права как парные правовые категории: дис. ... канд. юрид. наук. М.: 2020. 198 с.

5. Савченко М.С., Грицай Д.В. Эволюция понятия конституционного права граждан Российской Федерации на достоверную информацию о состоянии окружающей среды // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2020. Т. 33. № 1. С. 61-67.

6. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2021: федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ: в ред. от 9 марта 2021 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

7. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ (последняя редакция). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

8. Об утверждении перечня информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, размещаемой в сети «Интернет»: указ Президента Рос. Федерации от 10 авг. 2011 г. № 1060: в ред. от 8 апр. 2019 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Гаджиев А.Ш. Актуальные проблемы деятельности органов внутренних дел // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2021. Т. 38. № 2. С. 144-149.

10. Васкина Е.А., Каримова Т.С. Выполнение Стратегии развития воспитания в Российской Федерации для формирования позитивного образа сотрудника полиции // Научный дайджест ВосточноСибирского института МВД России. 2021. № 1 (11). С. 138-143.

11. О вводе в эксплуатацию аппаратно-программного комплекса «Официальный интернет-сайт МВД России» (с изменениями и дополнениями): приказ МВД России от 14 янв. 2013 г. № 15. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Официальный интернет-сайт МВД России. URL: https://мвд.pф/mvd/structure1/Departamenti/Departament_deloproizvodstva_i_raboti_s/Informacija_o_rassmotre nii_obrashhenij (дата обращения: 11.09.2021).

13. Акапъев В.Л., Дрога A.A., Савотченко С.Е. Профилактическая деятельность органов внутренних дел во взаимодействии со средствами массовой информации // Вестник Воронежского института МВД России. 2018. № 2. С. 146-152.

14. Полякова Т.А., Минбалеев A.B., Кроткова Н.В. Новые векторы развития информационного права в условиях цивилизационного кризиса и цифровой трансформации // Государство и право. 2020. № 5. С. 75-87.

15. О порядке подготовки и размещения информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: приказ МВД России от 26 февр. 2018 г. № 109: в ред. от 30 июля 2019 г. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Официальный интернет-сайт МВД России по Республике Дагестан. URL: https://05.мвд.pф/slujba/JUrist_informiruet (дата обращения: 02.09.2021).

17. Омарова A.M. Средства массовой информации в правовом пространстве России // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2019. Т. 32. № 4. С. 51-57.

18. Тимофеев C.B. Математическая модель распространения новой информации в обществе // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. Т. 9. № 1. С. 5-17.

19. О совершенствовании взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации: приказ МВД России от 19 июня 2018 г. № 385: в ред. от 14 мая 2020 г. № 283. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

20. О совершенствовании деятельности подразделений информации и общественных связей, пресс-служб органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России: приказ МВД России от 2 сент. 2011 г. № 995: в ред. от 2 окт. 2012 г. № 907. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

21. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (последняя редакция). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

22. Никулина A.B. Теоретико-правовые аспекты проблемы качества ведомственного нормотворчества // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2021. № 2 (97). С. 15-23.

References

1. Kovaleva N.N. Administrativno-pravovoe regulirovanie dostupa k svedeniyam o deyatel'nosti organov gosudarstvennoj vlasti [Administrative and legal regulation of access to information on the activities of public au-

thorities], Yuridicheskij vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta [Law Herald of DSU], 2018, vol. 25, no. 1, pp. 62-71. (In Russ.).

2. O dopolnitel'nyh garantiyah prav grazhdan na informaciyu: ukaz Prezidenta Ros. Federacii ot 31 dekabrya 1993 g. N 2334: v red. ot 01.09.2000 [On additional guarantees of citizens' rights to information: Decree of the President of the Russian Federation of 31 Dec. 1993 No. 2334: ed. from 1 Sept. 2000]. Access from the legal reference system "ConsultantPlus". (In Russ.).

3. Ponyatijnyj apparat v informacionnom prave: kollektivnaya monografiya [Conceptual apparatus in information law: a collective monograph], ed. by I.L. Bachilo, T.A. Polyakova, V.B. Naumov, Moscow, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences; Canon-Plus Publ., 2017, 261 p. (In Russ.).

4. Lesovaya T.S. Konkretizaciya prava i opredelennost' prava kak parnye pravovye kategorii [Concretiza-tion of law and certainty of law as paired legal categories], Cand. Law sci. diss. Moscow, 2020, 198 p. (In Russ.).

5. Savchenko M. S., Gricaj D. V. Evolyuciya ponyatiya konstitucionnogo prava grazhdan Rossijskoj Federacii na dostovernuyu informaciyu o sostoyanii okruzhayushchej sredy [Evolution of the concept of the constitutional right of citizens of the Russian Federation to reliable information about the state of the environment], Yuridicheskij vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta [Law Herald of DSU], 2020, vol. 33, no. 1, pp. 61-67. (In Russ.).

6. Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 20.03.2021): federal'nyj zakon ot 27 iyulya 2006 g. № 149 FZ: v red. ot 09.03.2021 [On Information, information technologies and information protection" (with amendments and additions, intro. effective from 03/20/2021): RF Federal Law No. 149-FZ of July 27, 2006: as amended. dated March 9 , 2021]. Access from the legal reference system "ConsultantPlus". (In Russ.).

7. Ob obespechenii dostupa k informacii o deyatel'nosti gosudarstvennyh organov i organov mestnogo samoupravleniya: federal'nyj zakon ot 9 fevralya 2009 g. № 8 (poslednyaya redakciya) [On ensuring access to information on the Activities of state Bodies and Local Self-Government Bodies: RF Federal Law No. 8-FZ of February 9, 2009 (latest edition)]. Access from the legal reference system "ConsultantPlus". (In Russ.).

8. Ob utverzhdenii perechnya informacii o deyatel'nosti Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii, razmeshchaemoj v seti «Internet»: ukaz Prezidenta Ros. Federacii ot 10 avgusta 2011 g. N 1060: v red. ot 08.04.2019 [On approval of the list of information on the activities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation posted on the Internet: Decree of the President of the Russian Federation. Federation of 10 Aug. 2011 No. 1060: as amended. from 8 Apr. 2019]. Access from the legal reference system "ConsultantPlus". (In Russ.).

9. Gadzhiev A.Sh. Aktual'nye problemy deyatel'nosti organov vnutrennih del [Actual problems of the activity of internal affairs bodies], Yuridicheskij vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta [Law Herald of DSU], 2021, vol. 38, no. 2, pp. 144-149. (In Russ.).

10. Vaskina E.A., Karimova T.S. Vypolnenie Strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii dlya formirovaniya pozitivnogo obraza sotrudnika policii [Implementation of the Strategy for the development of education in the Russian Federation for the formation of a positive image of a police officer], Nauchnyj dajdzhest Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii [Scientific Digest of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2021, no. 1 (11), pp. 138-143. (In Russ.).

11. O vvode v ekspluataciyu apparatno-programmnogo kompleksa "Oficial'nyj internet-sajt MVD Rossii", s izmeneniyami i dopolneniyami, prikaz MVD Rossii ot 14 yanvarya 2013 g. N 15 [On the commissioning of the hardware and software complex "Official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia", with amendments and additions: Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 15 dated January 14, 2013]. Access from the legal reference system "ConsultantPlus". (In Russ.).

12. Oficial'nyj internet-sajt MVD Rossii URL [The official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. (In Russ.). Available at: https://mvd.rf/mvd/structure1/Departamenti/Departament_ deloproizvod-stva_i_raboti_s/Informacija_o_rassmotrenii_obrashhenij (accessed 11.09.2021).

13. Akap'ev V.L., Droga A.A., Savotchenko S.E. Profilakticheskaya deyatel'nost' organov vnutrennih del vo vzaimodejstvii so sredstvami massovoj informacii [Preventive activity of internal affairs bodies in interaction with mass media], Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2018, no. 2, pp. 146-152. (In Russ.).

14. Polyakova T.A., Minbaleev A. V., Krotkova N.V. Novye vektory razvitiya informacionnogo prava v uslovi-yah civilizacionnogo krizisa i cifrovoj transformacii [New vectors of information law development in the conditions of civilizational crisis and digital transformation], Gosudarstvo i pravo [State and Law], 2020, no. 5, pp. 75-87. (In Russ.).

15. O poryadke podgotovki i razmeshcheniya informacii o deyatel'nosti Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii v informacionno-telekommunikacionnoj seti "Internet": prikaz MVD Rossii ot 26 fevralya 2018 goda № 109: v red. ot 30.07.2019 [On the procedure for preparing and posting information on the activities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the information and telecommunications network "Internet":

Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated February 26, 2018 No. 109: as amended from July 30, 2019]. Access from the legal reference system "ConsultantPlus". (In Russ.).

16. Oficial'nyj internet-sajt MVD Rossii po Respublike Dagestan [Official website of the Ministry of internal Affairs of Russia for the Republic of Dagestan]. (In Russ.). Available at: https://05.mvd.rf/slujba/JUrist_informiruet (accessed 02.09.2021).

17. Omarova A.M. Sredstva massovoj informacii v pravovom prostranstve Rossii [Mass media in the legal space of Russia], Yuridicheskij vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta [Law Herald of DSU], 2019, vol. 32, no. 4, pp. 51-57. (In Russ.).

18. Timofeev S.V. Matematicheskaya model' rasprostraneniya novoj informacii v obshchestve [Mathematical model of the spread of the new information society], Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki [Problems of theory and practice of journalism], 2020, vol. 9, no. 1, pp. 5-17. (In Russ.).

18. O sovershenstvovanii vzaimodejstviya podrazdelenij sistemy Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii so sredstvami massovoj informacii: prikaz MVD Rossii ot 19 iyunya 2018 goda № 385: v red. prikaza MVD Rossii ot 14.05.2020 № 283 [On improving the interaction of units of the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation with the mass media: Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated June 19, 2018 No. 385: as amended dated May 14, 2020 No. 283]. Access from the legal reference system "Consultant-Plus". (In Russ.).

19. O sovershenstvovanii deyatel'nosti podrazdelenij informacii i obshchestvennyh svyazej, press-sluzhb organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii i vnutrennih vojsk MVD Rossii: prikaz MVD Rossii ot 2 sentyabrya 2011 goda № 995: v red. Prikaza MVD Rossii ot 02.10.2012 № 907 [On improving the activities of information and public relations units, press services of the internal affairs bodies of the Russian Federation and the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of September 2. 2011 No. 995: ed. from October 2, 2012 No. 907]. Access from the legal reference system "ConsultantPlus". (In Russ.).

21. O poryadke rassmotreniya obrashchenij grazhdan Rossijskoj Federacii Federal'nogo zakona: federal'nyj zakon ot 2 maya 2006 g. № 59-FZ (poslednyaya redakciya) [On the procedure for considering appeals from citizens of the Russian Federation: Federal Law No. 59-FZ of May 2, 2006 (latest edition)]. Access from the legal reference system "ConsultantPlus". (In Russ.).

22. Nikulina A. V. Teoretiko-pravovye aspekty problemy kachestva vedomstvennogo normotvorchestva [Theoretical and legal aspects of the quality problem of departmental rulemaking], Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2021, no. 2 (97), pp. 15-23. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Молотков Михаил Борисович, кандидат философских наук Доцент кафедры административного права и административной деятельности ОВД. Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутская область, Иркутск, Российская Федерация. E-mail: molotkovmihail@mail.ru

Поступила в редакцию 22.09.2021 г.; одобрена после рецензирования 18.11.2021 г.; принята к публикации 22.11.2021 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Molotkov Mikhail Borisovich, candidate of philosophical sciences, Associate Professor of the Department of Administrative Law and administrative activities of the Department of Internal Affairs, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Russian Federation. E-mail: molotkovmihail@mail.ru

Received 22.09.2021; approved after reviewing 18.11.2021; accepted for publication 22.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.