АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Научная статья С. 32-40
УДК351.74/.76
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ (на примере управления на транспорте МВД России по Южному федеральному округу)
Татьяна Сейтмеметовна Сейтмеметова
Краснодарский университет МВД России, Краснодар, Россия [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы информационной открытости деятельности полиции. В соответствии с современными тенденциями информатизации и цифровизации государственного управления информационная открытость является одним из важнейших условий функционирования органов государственной власти. Автором обосновано значение использования сети «Интернет» для повышения уровня информационной открытости территориальных органов МВД России, определена нормативная правовая база для размещения информации о деятельности данных органов на интернет-сайтах. На основе использования сравнительно-сопоставительного метода проведено авторское исследование информационной открытости деятельности Управления на транспорте МВД России по Южному федеральному округу по материалам сети «Интернет».
Предложено введение специального показателя «индекс информационной открытости» для оценки информационной открытости деятельности территориальных органов МВД России на основе данных с их официальных сайтов. Раскрывается методика расчета данного показателя, а также оценки полученных результатов. В заключительной части статьи сформулированы предложения по повышению информационной открытости деятельности полиции.
Ключевые слова: информационное общество, принципы деятельности полиции, доверие и поддержка граждан, информационная открытость, органы внутренних дел на транспорте, эффективность, интернет-сайт
Для цитирования: Сейтмеметова Т. С. Проблемы информационной открытости деятельности полиции (на примере управления на транспорте МВД России по Южному федеральному округу) // Правопорядок: история, теория, практика. 2021. № 3 (30). С. 32-40.
Original article
PROBLEMS OF INFORMATION TRANSPARENCY OF POLICE ACTIVITY (On the Example of the Transport Department
of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Southern Federal District)
Tatyana S. Seytmemetova
Krasnodar University of the Ministry of Interna! Affairs of Russia Krasnodar, Russia, [email protected]
Abstract. The article deals with the problems of information transparency of the police. In accordance with the current trends of informatization and digitalization of public administration, information transparency is one of the most important conditions for the functioning of public authorities. The author substantiates the importance of using the Internet to increase the level of information transparency of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
© CeÖTMeMeTOBa T. C., 2021
defines the regulatory legal framework for posting information about the activities of these bodies on Internet sites. Based on the use of a comparative method, the author conducted a study of the information transparency of the activities of the Transport Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Southern Federal District based on the materials of the Internet.
It is proposed to introduce a special indicator "information openness index" to assess the information transparency of the activities of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the basis of data from their official websites. The method of calculating this indicator, as well as evaluating the results obtained, is disclosed. The final part of the article contains suggestions for improving the information transparency of the police.
Keywords: information society, principles of police activity, trust and support of citizens, information transparency, internal affairs bodies in transport, efficiency, Internet site
For citation: Seytmemetova T.S. Problems of Information Transparency of Police Activity (on the Example of the Transport Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia In the Southern Federal District). Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal Order: History, Theory, Practice]. 2021;(3):32-40. (In Russ.)
Введение
Полиция является государственным институтом, основное назначение которого состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействии преступности, обеспечении общественного порядка и безопасности. По верному замечанию И. А. Горшеневой, уникальность деятельности полиции заключается в том, что, являясь частью государственного механизма реализации государственных интересов и государственной политики, она выступает наиболее емким по объему выполняемых правоохранительных функций институтом обеспечения гарантий, прав и свобод граждан [4, с. 9].
Эффективность деятельности полиции определяется соблюдением основополагающих принципов, установленных Федеральным законом от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее — Закон «О полиции»). В текущем году был отмечен десятилетний юбилей с момента принятия данного Закона; за это время работа полиции претерпела существенные изменения, будучи основанной на новых принципах: общественного доверия и поддержки граждан, открытости и публичности, взаимодействия и сотрудничества1 и др.
В современных условиях построения информационного общества для реализации принципов деятельности полиции активно используются информационно-телекоммуникационные технологии, в том числе сеть «Интернет». Информационное общество и цифровизация находятся среди приоритетов национального развития нашей страны. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» «цифровая
1 О полиции : Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ. Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
трансформация» является одной из национальных целей развития Российской Федерации2.
Цифровая трансформация включает: достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления; увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 % и др. Данные задачи перекликаются с содержанием Государственной программы РФ «Информационное общество», целью которой является «повышение качества жизни и работы граждан, улучшение условий деятельности организаций, развитие экономического потенциала страны на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий»3.
Один из первоочередных ожидаемых результатов реализации программы состоит в осуществлении взаимодействия государства, граждан и бизнеса преимущественно на основе применения информационно-телекоммуникационных технологий. Представляется, что реализация принципа открытости и публичности деятельности полиции в условиях информационного общества также должна основываться на применении современных технологий.
Описание исследования
В современной мировой практике существует две модели реализации функций полиции. «Кризисная модель» деятельности реализуется с помощью репрессивных мер. Модель
2 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 / Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».
3 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» : постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
«социального партнерства» основывается на сотрудничестве и взаимопонимании. Создатели Закона «О полиции» планировали найти новый ресурс повышения эффективности работы полиции в социальном партнерстве полиции и общества. Как показывает опыт развитых стран, подобная форма взаимодействия с населением значительно повышает возможности полиции по поддержанию правопорядка за счет включения в этот процесс общественных объединений и сознательных граждан. Высокий уровень доверия граждан к правоохранительным органам обеспечивает их лояльность, помощь в раскрытии преступлений. Кроме того, основная цель работы полиции должна заключаться в предупреждении преступлений и административных правонарушений, а не только в борьбе с их последствиями, что невозможно без тесного сотрудничества с населением [7, с. 47].
Для построения конструктивного диалога граждан и сотрудников органов внутренних дел особую важность приобретает открытость работы полиции, которая в ст. 8 Закона «О полиции» закреплена в качества принципа деятельности данного органа.
По мнению С. В. Калашниковой, информационная открытость в области государственного управления может трактоваться как полноразмерное использование интернет-ресурсов в работе и деятельности муниципальных и государственных структур, что является основой развития демократии в обществе, увеличивает вовлеченность граждан в управление государством, представляет собой одну из форм контроля деятельности данных органов власти, привлечения квалифицированных специалистов на муниципальную, государственную службу [6, с. 117] и т. д. Очевидно, что в условиях отсутствия должного уровня прозрачности и транспарентности (открытости) власти невозможно существование и развитие правового демократического государства.
В свою очередь, открытость и публичность как принцип деятельности полиции получает свое выражение в достоверном информировании общества, средств массовой информации о событиях, которые имели место в деятельности полиции, плановых мероприятиях, в объеме возложенных на этот орган функций, выражающихся в размещении и предоставлении по запросу граждан, организаций, заинтересованных лиц информации, которая затрагивает их права [2]. Вместе с тем, как полагают ученые-административисты, прозрачность и открытость — больше цель, чем принцип, и эту цель власти в демократическом и либеральном обществе необходимо достичь [3].
В повышении информационной открытости полиции огромную роль играет сеть «Интернет», являющаяся наиболее доступным и эффективным каналом коммуникации. Создание официальных сайтов в сети «Интернет» и размещение на них актуальной информации обязательно для всех государственных органов и органов местного самоуправления, имеющих такую возможность1. Общий перечень необходимых данных о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемых в сети «Интернет», содержится в ст. 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Однако Указом Президента РФ от 10 августа 2011 г. № 1060 утвержден более специализированный Перечень информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — Перечень информации о деятельности МВД).
Информация в данном Перечне классифицирована на восемь основных групп: I. Общая информация о МВД России; II. Информация о нормотворческой деятельности МВД России; III. Информация о текущей деятельности МВД России; IV. Статистическая информация о деятельности МВД России; V. Информация о координационных и совещательных органах, образованных МВД России и его территориальными органами; VI. Информация о кадровом обеспечении МВД России; VII. Информация о работе МВД России с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления; VIII. Иная информация о МВД России.
МВД России должно обеспечить, во-первых, размещение в сети «Интернет» вышеуказанных сведений (за исключением информации ограниченного доступа), во-вторых, соблюдение сроков размещения информации о своей деятельности и, в-третьих, достоверность и своевременное обновление данной информации.
Для реализации данного Указа Президента РФ был издан Приказ МВД России от 26 февраля 2018 г. № 109 «О порядке подготовки и размещения информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — приказ № 109), в котором определены особенности размещения
1 Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
информации и ответственные за это лица и подразделения1. Приказ № 109 устанавливает, что основная информация размещается на сайтах, входящих в единую структуру аппаратно-программного комплекса «Официальный интернет-сайт МВД России», однако подразделениями органов внутренних дел могут использоваться и иные интернет-ресурсы, в том числе страницы в социальных сетях. Подготовка и размещение информации осуществляются подразделениями центрального аппарата МВД России, территориальными органами МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях, организациями системы МВД России в рамках их компетенции.
Исследование информационной
открытости деятельности Управления
на транспорте МВД России
по Южному федеральному округу
Как справедливо отмечает П.А.Андреев, «декларация самого принципа информационной открытости в законодательстве и его реализация в деятельности органов внутренних дел — разные вещи» [1, с. 120]. Особенно часто пробелы в размещении требуемой информации возникают у территориальных органов МВД России, в связи с чем представляется необходимым проанализировать уровень информационной открытости деятельности полиции по официальным источникам в сети «Интернет» на примере конкретного органа — Управления на транспорте МВД России по Южному федеральному округу (далее — УТ по ЮФО).
Органы внутренних дел на транспорте (далее — ОВДТ) представляют собой самостоятельную структурную подсистему МВД России, обладающую относительно обособленным статусом в составе данного министерства. Специфика деятельности ОВДТ заключается в ее ограниченности территориями оперативного обслуживания, привязанными к объектам железнодорожного, водного, воздушного транспорта, на которых в пределах своей компетенции ОВДТ реализуют общеполицейские функции по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности [8, с. 26].
УТ по ЮФО имеет свой официальный сайт в сети «Интернет», входящий в АПК «Официальный интернет-сайт МВД России»: «юфоут.мвд.рф» (далее — сайт). Используя эмпирические данные с указанного сайта, для
1 О порядке подготовки и размещения информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» : приказ МВД России от 26 февраля 2018 г. № 109 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
достижения поставленной цели исследования проведем анализ наличия необходимых сведений о деятельности УТ по ЮФО согласно разделам Перечня информации о деятельности МВД.
1. В разделе общей информации для территориальных органов (в пределах компетенции) обязательно размещение сведений об их структуре, полномочиях, нормативной правовой основе деятельности, подведомственных органах, руководителях, участковых уполномоченных полиции с указанием их контактных данных. Также необходимыми являются сведения о средствах массовой информации, учрежденных МВД России, и их финансировании.
Анализ содержания сайта УТ по ЮФО показывает, что общая информация на нем освещена достаточно полно: структура, контактные данные, сведения о руководстве представлены в соответствующих разделах. Вместе с тем, согласно приказу № 109, при размещении сведений о полномочиях МВД России, задачах и функциях его подразделений также требуется указание нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции2. Перечни таких нормативных правовых актов, как правило, включают в раздел «документы», имеющийся как на официальном сайте МВД России, так и на сайтах иных ОВДТ3. Однако на интернет-ресурсе УТ по ЮФО регулирующие деятельность данного органа нормативные правовые акты не указаны, что является существенным пробелом. На наш взгляд, особо востребованным является размещение на сайте положения об УТ по ЮФО как основного документа, закрепляющего административно-правовой статус рассматриваемого ОВДТ.
В разделе «Пресс-служба» содержатся достаточно полные данные, как о ведомственных СМИ МВД России, так и об аккредитованных УТ по ЮФО, а также адреса последнего в мес-сенджерах и социальных сетях.
2. В рамках информирования о нор-мотворческой деятельности территориальные органы внутренних дел обязаны размещать: установленные формы обращений, заявлений и других документов, принимаемых территориальными органами МВД России к рассмотрению; информацию о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
2 Там же.
3 См., например, Управление на транспорте МВД России по Северо-Западному федеральному округу : официальный сайт. URL: https://сзфоутмвдрф/UT_MVD/ документы (дата обращения: 05.06.2021).
Работа с обращениями граждан на сайте освещена весьма подробно: функционал включает пять ссылок (обзоры обращений граждан, список подразделений для приема обращений, благодарственные письма, порядок приема обращений, образец заявления1), по которым можно найти необходимую информацию. Также присутствует возможность проверить статус обращения с помощью специального кода.
3. Информация о текущей деятельности является наиболее крупным блоком сведений, которые обязательны к размещению территориальными органами МВД России. В нем можно выделить такие подтемы, как новостные, информационно-аналитические материалы, сведения об использования контрактной системы закупок товаров и услуг, о взаимодействии с иными органами власти и организациями и др.
На сайте УТ по ЮФО представлена новостная информация различной направленности; отдельный раздел «тексты выступлений» содержит доклады начальников структурных подразделений УТ по ЮФО об их деятельности2. Новостная информация наиболее полно освещает текущую деятельность транспортной полиции, однако зачастую является мало структурированной, что существенно затрудняет работу с ней. Поэтому на сайте рассматриваемого ОВДТ необходимо предусмотреть более широкий круг новостных разделов для поиска (например, на сайте Управления на транспорте МВД России по Уральскому федеральному округу их более 303).
Сведения о взаимодействии с органами власти и организациями являются достаточно фрагментарными и касаются лишь взаимодействия с постоянно действующим координационным совещанием по обеспечению правопорядка в Краснодарском крае и Кубанским войсковым казачьим обществом. Подобная ситуация характерна для многих ОВДТ в силу того, что какие-либо четкие требования к заполнению данных разделов отсутствуют, предоставляя сотрудникам территориальных подразделений возможность действовать по своему усмотрению.
1 Управление на транспорте МВД России по Южному федеральному округу : официальный сайт. URL: https:// юфоут.мвд.рф/informaciya/Rabota_s_obrashhenijami (дата обращения: 05.06.2021).
2 URL: https://юфоут.мвд.рф/Dejatelnost/Teksti_ oficialnih_vistuplenij (дата обращения: 05.06.2021).
3 Управление на транспорте МВД России по Уральскому федеральному округу : [официальный сайт]. URL:
https://утурфо.мвд.рф/novosti/rubric/1072/ (дата обра-
щения: 05.06.2021).
Во вкладке «Деятельность» имеется раздел «планы-графики размещения заказов», в котором должна быть отражена информация об использования контрактной системы закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, однако в нем содержится лишь ссылка на несуществующую страницу, что позволяет сделать вывод об отсутствии на сайте требуемой информации.
Незаполненной остается информация и контрольно-надзорной деятельности, однако это обусловлено объективными причинами: в сферу оперативно-служебной деятельности ОВДТ входят объекты транспортной инфраструктуры, поэтому функции государственного контроля (надзора) транспортной полицией не осуществляются.
Информационно-аналитические материалы на сайте представлены ежеквартальными результатами оперативно-служебной деятельности и обзорами по учетно-регистрационной дисциплине.
Раздел, содержащий сведения об оказываемых государственных услугах (исполняемых функциях), включает общую информацию об электронной форме оказания госуслуг и описание механизма предоставления единственной услуги, находящейся в компетенции УТ по ЮФО — «выдача архивных справок»4.
4. Размещение статистической информации, в соответствии с приказом № 109, не входит в обязанности территориальных органов МВД России, поэтому на сайте она отсутствует.
5. Информация о координационных и совещательных органах составляет важную часть необходимых сведений о работе территориального ОВДТ и, как правило, предоставляется в достаточно подробном виде. На сайте УТ по ЮФО указаны сведения о деятельности созданного при данном органе общественного совета, коллегии и аттестационной комиссии УТ МВД России по ЮФО. Особо следует отметить полноту информации о деятельности общественного совета при УТ по ЮФО — соответствующий раздел сайта содержит более десяти ссылок, раскрывающих различные аспекты работы указанного совета5.
6. В разделе, касающемся кадрового обеспечения, представлена общая информация о службе в органах внутренних дел и о вакансиях УТ по ЮФО и его структурных подразделений, однако вызывает сомнения ее актуальность: так, для государственных гражданских служащих в большинстве случаев указано,
4 URL: https://юфоут.мвд.рф/onlajn_servisi/ Gosudarstvennie_uslugi (дата обращения: 06.06.2021).
5 URL: https://юфоут.мвд.рф/struktura/ Obshhestvennij_sovet (дата обращения: 06.06.2021).
что «по состоянию на 10 ноября 2019 года вакансий нет»1. Вместе с тем приказом № 109 установлено, что информация о вакантных должностях должна размещаться в течение трех рабочих дней со дня объявления должности вакантной и поддерживаться в актуальном состоянии. Отчасти данная ситуация обусловлена тем, что во многих ОВДТ наличие должностей государственной гражданской службы не предусмотрено в принципе или их количество незначительно2, однако указание данных по состоянию на 2019 г. вызывает сомнения в актуальности и иных сведений о вакансиях.
Вопросы противодействия коррупции на всех сайтах МВД России раскрыты достаточно подробно, но в них зачастую не учитывается специфика территориального органа — вместо этого происходит дублирование информации с федерального сайта министерства. То же характерно и для сайта УТ по ЮФО. Полагаем, что для обеспечения информационной открытости деятельности по направлению противодействия коррупции необходимо ежегодное освещение проводимой территориальным органом антикоррупционной работы в виде отчетных документов.
В рамках данного пункта также установлено требование о размещении информации об образовательных организациях системы МВД России и их контактных данных. На сайте УТ по ЮФО перечень образовательных организаций содержит ссылку на федеральный сайт МВД России, вместе с тем представляется, что территориальные подразделения по федеральным округам также должны указывать сведения об организациях, которые находятся на территории их округа (такой подход реализуют многие ОВДТ3).
7. Информация о работе с обращениями граждан отражает релевантность обратной связи с населением, позволяет повысить уровень доверия граждан полиции. Сайт УТ по ЮФО характеризуется полнотой размещения информации о работе с принимаемыми обращениями, ежеквартально публикуются
1 URL: ЬИр5://юфоут.мвд.рф/тйгтаауа^1^ЬЫ. Vakansii_FGGS/vakancii (дата обращения: 06.06.2021).
2 См. Об утверждении штатной численности отдельных территориальных органов МВД России : приказ МВД России от 22 июня 2016 г. № 563 // Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».
3 Управление на транспорте МВД России по Уральскому федеральному округу : официальный сайт. URL:
https://утурфо.мвд.рф/kontakti/организации-и-учреж-дения/учебные-заведения-сичтемы-мвд-россии ; Управление на транспорте МВД России по Северо-Западному федеральному округу : официальный сайт. URL: https:// сзфоутмвд.рф/Organizacii_i_uchrezhdenija/образователь-
ные-организации-сзфо (дата обращения: 06.07.2021).
обзоры обращений граждан, на основе которых можно составить представление об основных проблемных вопросах, с которыми сталкиваются жители того или иного региона. При этом следует отметить, что обзоры обращений граждан на сайте УТ по ЮФО обладают общим для сайтов органов внутренних дел недостатком аналитической составляющей [5, с. 25].
Информация, касающаяся приема граждан, на сайте отсутствует в связи с тем, что личный прием граждан подразделениями МВД России с 27 марта 2020 года был временно приостановлен, и сведений о его возобновлении пока не имеется.
8. В последнем пункте Перечня информации о деятельности МВД России содержится «иная информация», к которой относятся любые сведения о деятельности рассматриваемого ведомства, обязательность размещения которых в сети «Интернет» установлена нормативными правовыми актами. Например, для подразделений Госавтоинспекции МВД России таковой является статистическая информация о совершаемых дорожно-транспортных происшествиях.
Согласно приказу № 109 к иной информации относятся также «сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих МВД России и членов их семей»4. На сайте УТ по ЮФО в рамках этой тематики представлены общие сведения с федерального сайта, однако, по нашему мнению, данный раздел долженпрежде всего включать сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников аппарата УТ по ЮФО, как, например, на сайте Управления на транспорте МВД России по Дальневосточному федеральному округу5.
Подводя итоги анализа информационной открытости сайта УТ по ЮФО, следует констатировать его общее соответствие положениям приказа № 109, минимальное количество не освещенных блоков информации. Принадлежность сайтов территориальных органов внутренних дел к АПК «Сайт МВД России» обеспечивает унификацию
4 О порядке подготовки и размещения информации о деятельности Министерства внутренних дел РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» : приказ МВД России от 26 февраля 2018 г. № 109.
5 Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера // Управление на транспорте МВД России по Дальневосточному федеральному округу : официальный сайт. URL: https://дфоут.мвд.рф/utmvddfo/anti_corruption/dohod/ сведения-за-2020-год (дата обращения: 09.06.2021).
их функционала и достаточно высокую техническую оснащенность.
При этом проведенное исследование позволило выявить и ряд недостатков, которые являются общими для многих сайтов территориальных ОВД и ОВДТ. Основной недостаток состоит в дублировании информации федерального сайта МВД России, который также не обладает высоким уровнем информационной открытости. Так, на данном сайте отсутствуют ежегодные планы противодействия коррупции и отчеты об их выполнении, что приводит к аналогичной ситуации и на интернет-ресурсах территориальных органов. Между тем подобные планы и отчеты по ним размещаются многими органами государственной власти, например, Министерством финансов РФ1.
Следующий недочет находится в прямой связи с предыдущим и заключается в недостаточном раскрытии специфики деятельности территориальных органов внутренних дел. Копируя информацию с федерального сайта МВД России, территориальные органы министерства не считают необходимым раскрывать подробности собственной деятельности за исключением новостных и типовых отчетных материалов.
Полагаем, что для устранения данного недостатка на сайтах территориальных органов должны быть отражены результаты деятельности по реализации функций и полномочий, достижению задач, поставленных в положениях конкретного территориального ОВД или ОВДТ. Для транспортной полиции одной из таких специфических функций является выдача заключений о возможности/невозможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности на объектах транспорта, находящихся в оперативном обслуживании ОВДТ2. Однако лишь отдельные сайты территориальных ОВДТ размещают информацию о порядке получения таких заключений3, и практически отсутствуют сведения о количестве выданных заключений.
1 Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация // Минфин России : официальный сайт. URL: https://minfin.gov.ru/ru/om/anticorMK/korr-stat-inf/ (дата обращения: 09.06.2021).
2 О порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации заключения о возможности (заключения о невозможности) допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности : приказ МВД России от 21 декабря 2015 г. № 1203 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3 См. Управление на транспорте МВД России по Уральскому федеральному округу : официальный сайт.
URL: https://утурфо.мвд.рф/Dejatelnost/транспортная-безопасность (дата обращения: 09.06.2021).
Информационная открытость
как критерий оценки эффективности
деятельности полиции
Формирование информационного общества обусловливает потребность в дальнейшем повышении информационной открытости деятельности государственных органов, поэтому информационную открытость следует рассматривать как один из критериев оценки эффективности деятельности полиции.
В настоящее время оценка деятельности территориальных органов внутренних дел производится на основании Приказа МВД от 31 декабря 2013 г. № 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов МВД России», в котором установлены показатели ведомственной и вневедомственной оценки4. Степень информационной открытости может быть изучена как в рамках социологических исследований, являющихся источниками информации для вневедомственной оценки, так и при вневедомственной (экспертной) оценке. Кроме того, информационная открытость деятельности полиции является индикатором внедрения государственных программ в области информатизации и цифровизации государственного управления в работу МВД России.
В этой связи нами предлагается использовать такой специальный показатель, как «индекс информационной открытости» деятельности территориальных органов МВД России. Его расчет следует проводить в три этапа:
1) оценка полноты информации по семи группам, представленным в Перечне информации о деятельности МВД (всего в указанном Перечне восемь групп, однако предоставление статистической информации от территориальных органов не требуется), с присвоением следующих значений:
• 0 — отсутствие информации/недостоверная информация;
• 0,5 — фрагментарная и/или частично не актуализированная (например, наличие данных за 2016-2019 гг. и отсутствие за 2020 г.) информация;
• 1—полная информация;
2) сложение полученных значений по всем семи группам и вычисление итогового значения индекса;
3) ранжирование полученных результатов для оценки индекса информационной открытости:
• 5,5-7 — высокий;
• 3-5 — средний;
• ниже 3 — низкий.
4 Вопросы оценки деятельности территориальных органов МВД России : приказ МВД от 31 декабря 2013 г. № 1040 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
За последнее десятилетие МВД России значительно усилило свое присутствие в сети «Интернет», поэтому большинство сайтов территориальных органов данного ведомства с большой вероятностью будут отражать средний индекс информационной открытости их деятельности. Однако для полноценной реализации принципа открытости и публичности деятельности полиции, безусловно, необходимо достижение высокого индекса информационной открытости, минимальное значение для которого нами определено в 5,5. Подобное значение было выбрано из наличия «проблемных» разделов, по которым большинством сайтов территориальных органов МВД России предоставляются фрагментарные сведения, поэтому при наличии исчерпывающей информации по четырем группам данных и частичной по трем группам уровень информационной открытости деятельности территориального органа будет являться достаточно высоким.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд предложений по повышению информационной открытости деятельности полиции.
Во-первых, необходимо актуализировать Указ Президента, утверждающий Перечень информации о деятельности МВД, в соответствии с современными тенденциями развития государственного управления. Так, реформа контрольно-надзорной деятельности предусматривает обязательное размещение на сайтах органов контроля и надзора широкого круга сведений о проводимых проверках, мероприятиях по профилактике обязательных требований и др.1 Однако Перечень информации
1 См. Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами : постановление Правительства РФ от 26 декабря 2018 г. № 1680 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
о деятельности МВД обязывает лишь к размещению информации о планах и результатах проверок.
Во-вторых, приказ № 109 следует дополнить положением, уточняющим, что территориальные органы внутренних дел в соответствующих разделах интернет-сайтов должны размещать информацию о своей деятельности, а не общей деятельности МВД России. При всей очевидности данного суждения оно нередко игнорируется администраторами сайтов территориальных органов, предпочитающих копировать информацию с федерального сайта.
В-третьих, необходима разработка на ведомственном уровне документов МВД России (рекомендаций, руководств, наставлений) по реализации политики информационной открытости в органах внутренних дел. Также следует развивать практику принятия на региональном уровне нормативных правовых актов, конкретизирующих положения приказа № 1092, в которых были бы более точно сформулированы требующие освещения на сайтах территориальных органов МВД России вопросы, а также ответственные за их размещение лица.
В-четвертых, в рамках проведения политики информационной открытости необходимо не только исполнение нормативных требований к предоставлению информации, но и изучение мнения и потребностей граждан по доступу к представляющим интерес, подробным и полезным для них сведениям о работе полиции. В этом может помочь размещение на всех интернет-сайтах МВД России и его территориальных органов формы обратной связи по вопросам информационной открытости, используя которую, граждане могут оценить наличие и доступность нужной им информации, а также высказать предложения по развитию сайта.
2 См. О порядке подготовки и размещения информации о деятельности МВД по Удмуртской Республике в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» : приказ МВД по Удмуртской Республике от 11 марта 2015 г. № 129 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации : [сайт]. URL: https:// docs.cntd.ru/document/430682623 (дата обращения: 09.06.2021).
Список источников
1. Андреев П. А. Механизм реализации информационной открытости в деятельности органов внутренних дел // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 1. С. 220-222.
2. Антонов А. П. Принцип открытости и публичности деятельности российской полиции // Актуальные проблемы юриспруденции : сб. ст. по матер. XXIV междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 22 июля 2019 г.). Новосибирск : СибАК, 2019. С. 75-84.
3. Галлиган Д., Полянский В. В., Старилов Ю. Н. Административное право: История развития и основные современные концепции. Москва : Юристъ, 2002. 410 с.
4. Горшенева И. А. Полиция в механизме современного государства: теоретико-правовые аспекты : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2002. 28 с.
5. Григорьев А. В., Андреева А. В. Работа с обращениями граждан в МВД России по регионам Приволжского федерального округа в контексте оптимизации деятельности полиции (на примере Республики Татарстан и Ульяновской области) // Наука. Мысль : электронный периодический журнал. 2017. № 3-1. С. 21-25.
6. Калашникова С. В., Хамирзова С. К. Влияние уровня информационной открытости региона на формирование его имиджа (на материалах Республики Адыгея) // Новые технологии. 2010. № 2. С. 117-119.
7. Майоров В. И. Повышение эффективности деятельности полиции с помощью реализации политики информационной открытости // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2016. Т. 1, вып. 3. С. 46-51.
8. Сейтмеметова Т. С. О правовом статусе органов внутренних дел на транспорте // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2021. № 1. С. 25-29.
References
1. Andreev P.A. Mechanism of realization of informational openness in the activities of internal affairs bodies. Probely v rossijskom zakonodatel'stve [Gaps in the Russian legislation]. 2012;(1):220-222. (In Russ.)
2. Antonov A.P. Principle of openness and publicity of activity of Russian police. In: Aktual'nye problemy yurisprudencii [Actual problems of jurisprudence]. Proceedings of the XXIV international scientific and practical conference; 2019 Jul 22; Novosibirsk. Novosibirsk: Siberian Academic Book; 2019. p. 75-84. (In Russ.)
3. Galligan D., Polyansky V.V., Starilov Yu.N. Administrative law: History of Development and Main Modern Concepts. Moscow: Jurist; 2002. (In Russ.)
4. Gorsheneva I.A. Police in the modern state mechanism: theoretical and legal aspects [dissertation abstract]. Moscow; 2002. (In Russ.)
5. Grigoryev A.V., Andreeva A.V. Work with appeals of citizens in the Ministry of Internal Affairs of Russia in the regions of the Volga Federal District in the context of optimization of police activity (on the example of the Republic of Tatarstan and the Ulyanovsk region). Nauka. Mysl': elektronnyj periodicheskij zhurnal [Science. Thought: electronic periodic journal]. 2017;(3-1):21-25. (In Russ.)
6. Kalashnikova S.V., Khamirzova S.K. Influence of the level of information openness of the region on the formation of its image (on the materials of the Republic of Adygea). Novye tekhnologii [New Technologies]. 2010;(2):117-119. (In Russ.)
7. Mayorov V.I. Increasing the effectiveness of the police through the implementation of a policy of information openness. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo [Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law]. 2016;1(3):46-51. (In Russ.)
8. Seytmemetova T.S. On the legal status of internal affairs bodies on transport. Vestnik Ural'skogo instituta ekonomiki, upravleniya i prava [Bulletin of the Ural Institute of Economics, Management and Law]. 2021(1):25-29. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 10.06.2021.