Научная статья УДК 342.9
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-177-181 NIION: 2003-0059-3/22-302 MOSURED: 77/27-003-2022-03-501
Информационно-пропагандистское сопровождение в структуре административно-правового обеспечения управленческой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации
Михаил Борисович Молотков
Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск, Россия, [email protected]
Аннотация. Рассматривается информационно-пропагандистский компонент применительно к процедуре подготовки и реализации управленческих решений в МВД России. Цель работы состоит в анализе и выявлении связей процессов информирования и управления. В исследовании использовались методы сравнительного анализа и синтеза, формально логический, общенаучный диалектический метод. Выделены принципы, раскрыто содержание этапов информационно-пропагандистского сопровождения управленческих решений. Результаты работы предназначены для использования в повседневной оперативно-служебной деятельности, проведении дальнейших теоретико-практических изысканий. Анализ эмпирического, нормативного и теоретического материала позволил выявить потребность в совершенствовании нормативного правового регулирования вопросов организации информирования в процессе управленческой деятельности.
Ключевые слова: информационно-пропагандистское сопровождение, МВД России, правомерное поведение, правонарушение, средства массовой информации, управленческое решение
Для цитирования: Молотков М. Б. Информационно-пропагандистское сопровождение в структуре административно-правового обеспечения управленческой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 3. С. 177-181. https://doi. org/10.24412/2073-0454-2022-3-177-181.
Original article
Information and propaganda support in the structure of management activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation
Mikhail B. Molotkov
East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk, Russia, [email protected]
Abstract. The information and propaganda component is considered in relation to the procedure of preparation and implementation of management decisions in the Ministry of Internal Affairs of Russia. The purpose of the work is to analyze and identify the links between the processes of information and management. The methods of comparative analysis and synthesis, formal logical, general scientific dialectical method were used in the study. The principles are highlighted, the content of the stages of information and propaganda support of management decisions is disclosed. The results of the work are intended for use in daily operational and service activities, conducting further theoretical and practical research. The analysis of empirical, normative and theoretical material revealed the need to improve the regulatory legal regulation of the organization of information in the process of management activities.
Keywords: information support, the Ministry of Internal Affairs of Russia, lawful behavior, offense, mass media, management decision
For citation: Molotkov M. B. Information and propaganda support in the structure of management activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(3):177-181. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-177-181.
© Молотков М. Б., 2022
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы научной организации управленческой деятельности в органах внутренних дел (далее — ОВД) находятся в центре внимания ведомственной науки [13]. В число приоритетных направлений входят и различные аспекты, средства, формы и методы информационно-пропагандистского сопровождения деятельности МВД России [14].
Выступая в качестве предмета анализа, управленческая и информационно-пропагандистская деятельность рассматриваются как учеными, так и практиками, как правило, в качестве самостоятельных объектов. Идеи о сотрудничестве со средствами массовой информации (далее — СМИ) как основным институтом в системе информационно-пропагандистского сопровождения реализации управленческих решений, ранее уже были высказаны учеными [1, с. 148]. Однако, дальнейшего развития в научных исследованиях не получили.
В результате, в отечественной науке сложилась ситуация, при которой реальное значение информационно-пропагандистского компонента в структуре управленческих решений, нацеленных, прежде всего, на решение задач, выходящих за рамки внутриорга-низационной проблематики административной деятельности ОВД, оставалось не замеченным, специально, в качестве самостоятельного объекта исследования, не выделялась. Роль и значение информационно-пропагандистского компонента в процессе управления, особенно в условиях информационного общества, постоянно возрастают, а информационно-пропагандистское сопровождение управленческих решений становится неотъемлемым компонентом научно-организованной управленческой деятельности.
Очевидная взаимосвязь управленческих решений и процесса их информационно-пропагандистского сопровождения требует более глубокого изучения его сущности и закономерностей.
Связь процесса управления и информации подчеркивают исследователи [5, с. 239]. Вопросы информирования получили отражение в нормативно-правовых актах [12].
В системе права информирование исторически выступает ключевым элементом. Публикацию нормативных правовых актов и обеспечение доступа к ним неограниченного круга лиц принято считать наиболее демократичной и прогрессивной формой правового информирования.
Разъяснение целей и задач, механизма реализации, существующих дозволений и запретов, вариантов правомерного поведения, санкций за возможное нарушение, в конечном счете, убеждение в преиму-
ществах добровольного принятия требований законодательства, является, вторым, не менее значимым этапом правового информирования, после опубликования нормативного правового акта.
По мнению И. Н. Правкиной и Н. А. Марковой, «...если поведение индивида в полной мере скоординировано с регламентированными требованиями правовых норм законодателя, то идеальный желаемый результат фактически будет воплощаться в выстраивании исключительно правомерной линии поведения» [10, с. 33-34].
На взгляд исследователей, ведущая роль в формировании позитивного отношения к норме, обеспечении правомерного поведения, принадлежит правотворческим и правоприменительным органам [10].
В этом контексте МВД России, выступая в качестве правотворческого и правоприменительного органа, исторически значительное внимание уделяло вопросам формирования позитивного отношения к действующему законодательству, пропаганде правомерного поведения, информированию населения о принимаемых мерах по предупреждению, пресечению и выявлению правонарушений.
Информирование представляет собой «мягкий» метод правого воздействия и правового регулирования. Профессионально организованная система информирования позволяет решать задачи управления социальными процессами более эффективно, отводя методам прямого принуждения второстепенную роль.
Главная цель процесса информирования — добиться добровольного характера поведения субъектов права, отказа от противоправного поведения, воздержание от него. Применение мер принуждения требует материальных ресурсов, расхода личного состава, и в этом смысле, является крайней, исключительной мерой.
Информационно-пропагандистское воздействие на поведение участников правоотношений с целью сознательного выбора правомерной модели поведения, является наиболее оптимальным в процессе достижения целей и задач управления. Рассматривая сознательность в качестве ключевого морально-психологического элемента в структуре правомерного поведения, необходимо учитывать, что внешне законопослушное поведение может быть обусловлено и другими мотивами (чувством страха перед санкцией, рациональным отказом от противоправного деяния, в результате сопоставления получаемых благ и возможных неблагоприятных последствий и т. д.).
Организация информационно-пропагандистской работы, принятие конкретных управленческих реше-
jjÉiSk.
-^pr-
ний находится в компетенции руководителя ОВД, подчинено требованиями законодательства. Нормативные основания управленческой деятельности в ОВД рассмотрены А. К. Дубровиным [6, с. 233]. Анализ норм права позволяет сделать вывод о фактическом отождествлении управленческого решения и юридического акта [11].
Законодательство РФ выступает юридическим фундаментом принятия управленческих решений и в процессе информационно-пропагандистской деятельности, предоставляя руководителю юридический инструментарий, инициативу и самостоятельность в процессе решения служебных задач [9].
Ведущая роль в процессе решения задач информационно-пропагандистской деятельности ОВД обосновано отводится СМИ. На наш взгляд, именно СМИ являются институтом, позволяющим эффективно решать задачи информационно-пропагандистского сопровождения.
Роль СМИ в современном мире подчеркивают ученые [7, с. 109]. Сложный и динамичный характер общественных отношений, развитие и специализация масс-медиа выдвигают требования к наличию профессиональных знаний и компетенций в процессе принятия управленческих решений применительно к информационной сфере. Гарантией научной обоснованности, эффективности принимаемых решений, выступает высокая организация управленческого труда руководителя ОВД. Помощником руководителя в процессе принятия решения об организации информационно-пропагандистского сопровождения, конкретных форм привлечения СМИ, является руководитель пресс-службы. Ежедневное «погружение» в информационную повестку, события, освещаемые СМИ, понимание различных сторон функционирования СМИ позволит минимизировать возможные риски, повысить эффективность информационно-пропагандистского сопровождения.
Понятия «информирование» и «информационно-пропагандистское сопровождение», несмотря на близость значений, все-таки имеют, на наш взгляд, и некоторые различия. В отличие от «информационно-пропагандистского сопровождения», предполагающего активное воздействие на сознание аудитории с целью призыва к совершению или воздержанию от определенных действий, «информирование» более нейтрально по отношению к воздействию на сознание, предоставляет субъекту возможность выбора поведения. Примером информирования является опубликование нормативных правовых актов, разъяснение механизма их реализации, размещение сведений об
оказываемых государственных услугах, руководителях ОВД, графиках приема граждан и т. д.
Информационно-пропагандистское сопровождение характеризуется более масштабным развертыванием во времени и пространстве, сочетанием различных методов и форм психологического и юридического воздействия (убеждение, принуждение и т. д.). Примером информационно-пропагандистского сопровождения управленческого решения, направленного на снижение аварийности, выступает размещение информации о проведении профилактического мероприятия под названием «Внимание, пешеход!»; значительная профилактическая, информационно-разъяснительная работа проводится сотрудниками полиции по реализации решений органов государственной власти, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) [3; 4].
Важнейшей задачей является определение основных принципов информационно-пропагандистского сопровождения управленческих решений. В качестве таковых обоснованно выделить следующие: приоритет метода убеждения, разъяснительной работы, над методами принуждения; стремление к максимальному охвату аудитории в процессе доведения правовой информации; публичная демонстрация неотвратимости наказания в сочетании с последовательным применением санкций; признание вины правонарушителем, раскаяние; учет возможных информационных рисков, интерпретации массовым сознанием распространенных сведений. Эффективная реализация предложенных принципов возможна в процессе взаимодействия практических подразделений ОВД с ведомственными пресс-службами.
Принципы воплощаются на каждом из этапов информационно-пропагандистского сопровождения управленческих решений.
Первый этап — доведение и разъяснений положений нормативных правовых актов до аудитории, в том числе ответственности за нарушение требований законодательства.
Второй этап — проведение рейдовых мероприятий, расширение практики патрулирования нарядами ППСП и ДПС с целью освещения действий полиции по применению санкций за неисполнение требований законодательства. Применение санкций не является самостоятельной и конечной задачей. Основная цель на этом этапе — продемонстрировать силу закона. Параллельно проводятся дополнительные профилактические беседы, разъяснительная работа.
Третий этап — организация репортажей, видеосюжетов, показывающих негативные последствия
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
деликта непосредственно для нарушителей (назначение административного ареста, организации уголовного преследования). Публичное признание вины, раскаяние со стороны правонарушителей способно усилить информационное воздействие на аудиторию.
Ключевым условием эффективного решения задач информационного сопровождения является максимальное привлечение СМИ на каждом из этапов реализации управленческого решения.
Охватывая практически все направления оперативно-служебной деятельности, значение информационно-пропагандистского сопровождения наиболее рельефно проявляется в процессе практической реализации системы мер профилактики и предупреждения правонарушений в целом организации правовой пропаганды.
Подчеркивая место и роль правовой пропаганды в системе правопорядка, исследователи акцентируют внимание на вопросах профессиональной организации правовой пропаганды. Именно профессиональная организация правовой пропаганды, координация действий с другими правоохранительными органами, взаимодействие с общественностью «.позволит увеличить уровень законности и снизить преступность в стране» [2, с. 14].
В качестве ключевого элемента информационно-пропагандистское сопровождение выступает в процессе профилактики виктимности. Особенно актуальной выступает задача организации проведения эффективной массовой разъяснительной работы применительно к предупреждению ГГ-преступлений. Одним из условий, позволяющим наиболее комплексно и эффективно решить поставленную задачу, является подготовка специалистов в сфере информационной безопасности [8, с. 14].
В нормативных правовых документах МВД России порядок информационно-пропагандистского сопровождения управленческих решений, конкретные формы и методы детально не регламентированы.
Разработка проблемы нормативного правового обеспечения информационного сопровождения управленческих решений позволит более эффективно решать служебные задачи, предоставит в распоряжение руководителя научно обоснованные принципы, примерные алгоритмы эффективного информационного сопровождения управленческих решений.
Список источников
1. Акапьев В. Л., Дрога А. А., Савотченко С. Е. Профилактическая деятельность органов внутренних дел во взаимодействии со средствами массовой
информации // Вестник Воронежского института МВД России. 2018. № 2. С. 146-152.
2. Беляева О. В. Правовая пропаганда как путь к безопасности личности, общества и государства // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2020. № 2 (83). С. 12-17.
3. В Иркутске сотрудники полиции призывают граждан соблюдать масочный режим // Ц^^/ЬИрв://-38.мвд.рф/news/item/24730905/
4. В Иркутской области сотрудники Госавтоинспекции проведут профилактическое мероприятие «Внимание, пешеход!» // иЯЬ://ЬА^://38.мвд.рф/-news/item/23822571/
5. Дубинина Н. М., Бубнов В. В. Некоторые методологические вопросы использования базовых элементов современных информационных технологий в совершенствовании управленческой деятельности органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 6. С. 238-240.
6. Дубровин А. К. Проблемы подготовки и принятия управленческих решений в органах внутренних дел // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2021. № 1 (96). С. 231-240.
7. Зудаева В. В., Бруева Н. В. Роль СМИ в создании имиджа сотрудника органов внутренних дел // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. 2020. № 2 (5). С. 108-114.
8. Калиниченко И. А. О приоритетных направлениях подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации в условиях информатизации общества // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 3. С. 11-14.
9. Молотков М. Б. Нормативное правовое регулирование информационного сопровождения деятельности МВД России в контексте обеспечения права граждан на информацию // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2021. Т. 40. № 4. С. 43-51.
10. Правкина И. Н., Маркова Н. А. Факторы формирования правомерного поведения // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 4. С. 33-36.
11. Приказ МВД России от 26 сентября 2018 г. № 623 «Вопросы организации информационно-аналитической работы в управленческой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
12. Приказ МВД России от 26 февраля 2018 г. № 109 «О порядке подготовки и размещения информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в информационно-телеком-
муникационной сети «Интернет» (ред. от 30 июля 2019 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
13. Ульянов А. Д., Власов Б. Е. Организация управленческого труда (практической деятельности) руководителя в системе МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 1 (57). С. 47-57.
14. Цветов С. В., Рыбальченко А. Ю. Средства массовой информации как один из факторов формирования образа сотрудника полиции XXI века // Проблемы правоохранительной деятельности. 2020. N° 2. С. 40-43.
References
1. Akapyev V. L., Droga A. A., Savotchenko S. E. Preventive activity of internal affairs bodies in interaction with mass media // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. No. 2. Р. 146-152.
2. Belyaeva O. V. Legal propaganda as a way to the security of the individual, society and the state // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov. 2020. No. 2 (83). Р. 12-17.
3. In Irkutsk, police officers urge citizens to observe the mask regime // URL://https://38.mia.rf/news/item/-24730905/
4. In the Irkutsk region, traffic police officers will hold a preventive event «Attention, pedestrian!» // URL://https://38.mia.rf/news/item/23822571/
5. Dubinina N. M., Bubnov V. V. Some methodological issues of using basic elements of modern information technologies in improving the management activities of internal affairs bodies // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 6. Р. 238-240.
6. Dubrovin A. K. Problems of preparation and adoption of managerial decisions in internal affairs bodies // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. No. 1 (96). Р. 231-240.
7. Zudaeva V. V., Brueva N. V. The role of the media in creating the image of an employee of the internal affairs bodies // Scientific Digest of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 2 (5). P. 108-114.
8. Kalinichenko I. A. On priority areas of personnel training for the internal affairs bodies of the Russian Federation in the conditions of informatization of society // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 3. P. 11-14.
9. Molotkov M. B. Normative legal regulation of information support of the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the context of ensuring the right of citizens to information // Legal Bulletin of Dagestan State University. 2021. Vol. 40. No. 4. P. 43-51.
10. Pravkina I. N., Markova N. A. Factors of formation of lawful behavior // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. No. 4. P. 33-36.
11. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 623 dated September 26, 2018 «Issues of organizing information and analytical work in the management activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».
12. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 109 dated February 26, 2018 «On the procedure for preparing and posting information on the activities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on the Internet information and Telecommunications network» (ed. dated July 30, 2019) // SPS «ConsultantPlus».
13. Ulyanov A. D., Vlasov B. E. The organization of managerial work (practical activity) of the head in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. No. 1 (57). P. 47-57.
14. Tsvetov S. V., Rybalchenko A. Yu. Mass media as one of the factors of forming the image of a police officer of the XXI century // Problems of law enforcement. 2020. No. 2. P. 40-43.
Информация об авторе
М. Б. Молотков — доцент кафедры административного права и административной деятельности ОВД Восточно-Сибирского института МВД России, кандидат философских наук.
Information about the author
M. B. Molotkov—Associate Professor of the Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Department of Internal Affairs East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Philosophical Sciences.
Статья поступила в редакцию 01.04.2022; одобрена после рецензирования 20.05.2022; принята к публикации 03.06.2022.
The article was submitted 01.04.2022; approved after reviewing 20.05.2022; accepted for publication 03.06.2022.