Научная статья на тему 'К вопросу об информационно-пропагандистской работе в подразделениях системы МВД России и путях ее совершенствования'

К вопросу об информационно-пропагандистской работе в подразделениях системы МВД России и путях ее совершенствования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2177
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ РАБОТА / ИНФОРМИРОВАНИЕ / ПРОПАГАНДА / ЛЕКЦИЯ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ / INFORMATION AND PROPAGANDA WORK / INFORMING / PROMOTION / LECTURE / SPECIAL PROGRAM OF PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Большаков Е.А.

В статье предпринята попытка исследования информационно-пропагандистской работы в органах внутренних дел, отношение к ней личного состава, а также намечены пути совершенствования лекции как одной из ее форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Большаков Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Issue of Information and Propaganda Work in Units of System of the Ministry of Internal Affairs of Russia and Ways of Improvement

The article studies to information and propaganda work research in internal afairs bodies and staf’s attitude towards it. Also ways of a lecture improvement as one of its forms are identified.

Текст научной работы на тему «К вопросу об информационно-пропагандистской работе в подразделениях системы МВД России и путях ее совершенствования»

К вопросу об информационно-пропагандистской работе в подразделениях системы МВД России и путях ее совершенствования

Е. А. БОЛЬШАКОВ,

слушатель 2-го факультета

(подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России)

(Академия управления МВД России) E-mail: ebolshakov72@mail.ru

To the Issue of Information and Propaganda Work in Units of System of the Ministry of Internal Affairs of Russia and Ways

of Improvement

E. A. BOLSHAKOV,

Listener of the 2nd Faculty

(Training Chiefs (Heads) of the Territorial Bodies of the Interior Ministry of Russia) (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

В статье предпринята попытка исследования информационно-пропагандистской работы в органах внутренних дел, отношение к ней личного состава, а также намечены пути совершенствования лекции как одной из ее форм.

Информационно-пропагандистская работа, информирование, пропаганда, лекция, специальная программа подготовки.

УДК 351.741

The article studies to information and propaganda work research in internal affairs bodies and staff's attitude towards it. Also ways of a lecture improvement as one of its forms are identified.

Information and propaganda work, informing, promotion, lecture, special program of preparation.

Информационно-пропагандистская работа является одним из важнейших направлений деятельности в системе МВД России. Она связана, в первую очередь, со сбором, оценкой, анализом, обобщением и доведением информации, имеющей существенное значение для жизнедеятельности системы органов внутренних дел. Опыт показывает, что грамотно «поставленная информационная работа — и есть важнейшая составляющая часть в технологии управления» [1], а информационные технологии позволяют вести не только информационно-пропагандистскую работу, но и помогают выполнять иные задачи, возложенные на органы внутренних дел [4, 5]. Пропаганда же понимается как «систематическое, целенаправленное распространение с помощью разнообразных средств коммуникацион-

ной информации определенных идей, с целью оказания влияния на мнения, чувства, состояния и поведение объектов воздействия» [2]. То есть пропаганда стимулирует, снабжает необходимыми установками и заставляет двигаться в желаемом направлении. Таким образом, информирование и пропаганда — это такие универсальные инструменты, которые необходимо использовать в зависимости от выполняемых задач.

Среди слушателей Академии управления МВД России, обучающихся на втором факультете подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России, в июне 2018 г. проводился опрос. Необходимость и значимость информационно-пропагандистской работы в органах внутренних дел подтвердили 86,3 % из 100 опрошенных сотрудников различ-

ных подразделений, обучающихся в Академии управления МВД России.

Воспитательная работа в системе МВД России выступает как главный блок морально-психологического обеспечения, который представляет собой деятельность, формирующую у сотрудников целый комплекс профессионально-нравственных качеств, обусловленных потребностями оперативно-служебной деятельности. А одним из главных средств в реализации задач воспитания выступает, в свою очередь, информационно-пропагандистская работа.

Ведь именно она способствует формированию у личного состава государственно-правового мировоззрения, сознательного отношения к выполнению возложенных обязанностей, высоких профессиональных и морально-психологических качеств. С помощью информационно-пропагандистской работы у сотрудников происходит развитие патриотических качеств и чувств, освоение политической культуры, воспитание личного состава на лучших традициях российского народа, служебно-боевых традициях и славной истории органов внутренних дел. При информировании сотрудники органов внутренних дел узнают о фактах, событиях оперативно-служебной деятельности, о мужественных поступках, образцовой службе, что является для них примером и побуждает к дальнейшей работе над собой.

И как существенная составляющая работы с сотрудниками, информационно-пропагандистская работа предусматривает совокупность мероприятий, которые направлены на обеспечение информационной защищенности личного состава, то есть обеспечение защиты личного состава от негативного информационно-психологического воздействия преступной среды, нейтрализация последствий проникновения в служебные коллективы заведомо ложной информации, слухов, клеветы, панических настроений.

Другими словами, одним из направлений данной работы является ограждение информационной среды органов внутренних дел от потоков специально распространяемой антигосударственной и лженаучной информации, она имеет своей целью максимально нивелировать любые попытки воздействия на сознание сотрудников и управлять им, ведущиеся субъектами противоположной стороны информационной деятельности.

Эффективность проведения информационно-пропагандистской работы находится в прямой зависимости от методической подготовленности и убежденности руководителей и сотрудников, ответственных за ее проведение, а также от их профессионализма.

При проведении информационно-пропагандистской работы используются следующие основные формы: единый день государственно-правового информирования, еженедельное государственно-правовое информирование, ежедневное оперативное информирование, выпуск информационных бюллетеней, подготовка обзоров материалов, которые публикуются в СМИ и размещаются в сети Интернет, наглядно-художественное оформление, стенная печать, целевые информационно-пропагандистские акции.

При всех попытках найти новые формы и методы информационно-пропагандистской работы важное место по-прежнему предоставляется лекции. «Исследования показывают, что несмотря на стремительное развитие электронных источников передачи информации, разнообразие печатной продукции и т. п., интерес к лекции у личного состава органов внутренних дел не утратился» [2]. Это поясняет тот факт, что живое слово всегда было и сейчас представляет собой самое доступное и образное средство устного распространения определенных сведений (знаний, теорий, воззрений, идей), способным возбуждать определенные стремления, побуждать к действию. Устному слову принадлежит первостепенная роль и в воспитательной работе.

Лекция выступает как наиболее распространенная и признанная форма государственно-правового информирования. Отличительными чертами лекции являются: научность, наличность доказательств, правдивость, понятность, самая непосредственная взаимосвязь связь с реальной жизнью, а также практикой социального и экономического развития нашего государства.

Результаты проведенного анкетирования показывают, что интерес к «классической» лекции проявляется у 16,1 % опрошенных, а 27,6 % считают наиболее информативной и результативной такую форму единого дня государственно-правового информирования, как диспут (обсуждение проблемы). Но уже лекции, прочитанной профессионалами (учеными, преподавателями, политиками, историками, экономистами, представителями культуры и др.), отдают предпочтение дополнительно к указанным цифрам еще 51,7 % опрошенных сотрудников.

К главным преимуществам живой речи относятся: прямая взаимосвязь с непосредственными задачами; образность и, конечно же, эмоциональность устных выступлений; возможность целенаправленного управления коллективными чувствами аудитории; учет интересов, потребностей и наклонностей аудитории, уровня их развития; возможность повторения и пояснения

изложенной информации; возможность выбора содержания выступления; применение с другими средствами воспитательного воздействия.

Как форма устного выступления, лекция ставит целью глубокое теоретическое раскрытие какой-либо группы вопросов, проблем и освещение их с позиций, связанных с оперативной, служебной деятельностью сотрудников. Слово выступающего должно быть доступным, понятным, эмоционально насыщенным. Лектор, обращаясь к слушателям, воздействует, конечно же, прежде всего на их сознание. Одновременно он обращается и к их чувствам, воздействуя на них голосом, эмоциями, переживаниями. Его страсть и убеждение в том, что он говорит, если они искренни, и в особенности если они облачены в доходчивую форму, передаются аудитории, объединяют и покоряют ее. «Оратор и слушатели во время выступления должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы — оратор, излагая тему своего выступления, а слушатели, следя за развитием его мысли» [3, 4]. В этом случае возникает интеллектуальное сопереживание между оратором и слушателями. Когда же оратор и аудитория испытывают сходные чувства, то налицо — эмоциональное сопереживание, что также немаловажно для их более тесного контакта. В этом случае убежденность, заинтересованность выступающего, его отношение к предмету обсуждения переходят к аудитории, вызывая у нее соответствующую реакцию.

Убедительность выступления во многом зависит от научности и глубины, правдивости и объективности содержания, логичности и доказательности его изложения, связи теории с практикой, наличия примеров, подтверждающих то или иное явление, и других факторов, и, конечно, от подготовленности и профессионализма самого оратора.

Иными формами устных выступлений, помимо отмеченной лекции, являются также беседы, доклады, занятия иных видов.

Тщательно подготовленные и хорошо поданные информационные материалы обогащают слушателей новыми сведениями в определенной области, помогают им лучше ориентироваться в сложных явлениях природы и общества, побуждают личный состав образцово выполнять служебный долг.

Однако это большое искусство и этому надо учиться. Эффективность выступления лектора зависит не только от знания аудитории, но и от умения доходчиво и убедительно излагать содержание.

Это подтверждается 63 % участников исследования, которые считают, что для интересно-

го и качественного проведения информирования личного состава необходимо организовать специальную подготовку информаторов-пропагандистов из числа сотрудников органов внутренних дел. А 75,3 % опрошенных указали на необходимость совершенствования информационно-пропагандистской работы в подразделениях системы МВД России в целом.

На основании изложенного можно выделить два направления в совершенствовании подготовки и проведения государственно-правового информирования в органах внутренних дел:

— во-первых, привлечение внештатных (общественных) лекторов из числа профессионалов (ученых, преподавателей, политиков, историков, экономистов, представителей культуры и др.);

— во-вторых, подготовка собственного лекторского актива из числа сотрудников органов внутренних дел путем разработки и реализации программы курсов специальной подготовки информаторов-пропагандистов.

Главная цель курсов специальной подготовки — обучить ораторскому искусству, умению ориентироваться и учитывать особенности аудитории, углубить и систематизировать знания в области как вербальных, так и невербальных средств общения.

Программа курсов специальной подготовки предполагает собой решение следующих задач: преподавание основ ораторского искусства, стремление к риторическому идеалу лиц, проходящих обучение, знакомство с профессиональной коммуникацией, использованием разнообразных средств общения, с публичной речью как инструментом эффективного общения, формирование навыков управления аудиторией, становление и поддержание имиджа выступающего, обучение методике отбора и подготовки информации.

Повышая культуру речи, обучаемый будет овладевать необходимыми речевыми навыками и умениями: выступать перед публикой, строить монолог, управлять аудиторией, грамотно излагать смысл вербальных и невербальных сообщений, которые содержат в себе правовую информацию; умело применять полученные знания о языке и речи в целях всестороннего изучения мотивации в области поведения; оптимального применения данных знаний о слове в правовом воспитании сотрудников органов внутренних дел.

Самооценка знания русского языка, способность выбирать необходимые языковые средства, понимание значимости овладения мастерством именно устной речи в процессе подготовки даст возможность будущим лекторам

повысить грамотность и качество своих устных выступлений, а в целом и авторитет органов внутренних дел.

Еще раз хочется подчеркнуть важность и необходимость информационно-пропагандистской работы как одного из ведущих направлений деятельности в системе органов внутренних дел. Данное направление необходимо рассматривать, пожалуй, как главенствующее звено в управленческой деятельности, как неотделимую часть всего воспитательного

процесса и одно из самых эффективных средств повышения информированности личного состава, правового, патриотического и профессионально-нравственного воспитания. Вместе с тем, эффективность как всей системы информационно-пропагандистской работы в целом, так и отдельно взятых ее форм, в соответствии с требованиями времени, невозможна без использования новых информационных технологий и учета современных научно-технических достижений.

Список литературы:

1. Кикоть В. Я. Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел: учеб. пособие. М., 2008.

2. Маюров Н. П., Потапов Ю. А., Ороева О. Д. Организация информационно-пропагандистской работы с личным составом органов внутренних дел: курс лекций. М., 2012.

3. Новосельцева В. А. Русский язык и культура речи: курс лекций. М., 2012.

4. Познанский Ю. Н. Информационные технологии как средство повышения эффективности деятельности руководителей органов предварительного следствия в системе МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 4 (44).

5. Саркисян Г. Г. Информационное обеспечение деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 2 (46).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.