JURISPRUDENCE
Научная статья УДК 342.951
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-43-47 NIION: 2003-0059-2/23-608 MOSURED: 77/27-003-2023-02-807
Александр Александрович Булавкин1, Наталья Владимировна Малахова2
1,2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. Рассматриваются правовые вопросы взаимодействия полиции на водном транспорте с другими органами государственной власти при обеспечении транспортной безопасности. В ходе исследования выявлены особенности взаимодействия полиции на объектах водного транспорта с органами государственной власти в сфере обеспечения транспортной безопасности как одного из видов национальной безопасности страны. Акцентируется внимание на недостатках правового регулирования взаимодействия указанных органов при обеспечении транспортной безопасности, что затрудняет реализацию задач и функций, возложенных на полицию.
Ключевые слова: взаимодействие, полиция, водный транспорт, транспортная безопасность, охрана общественного порядка, правовое регулирование взаимодействия полиции с органами государственной власти
Для цитирования: Булавкин А. А., Малахова Н. В. Правовое регулирование взаимодействия полиции с органами государственной власти в сфере обеспечения транспортной безопасности на объектах водного транспорта // Вестник Московского университета МВД России. 2023. N° 2. С. 43-47. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-43-47.
Original article
Alexander A. Bulavkin1, Natalia V. Malakhova2
1,2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
Abstract. The legal issues of the interaction of the police on water transport with other public authorities in ensuring transport security are being considered. In the course of the study, the peculiarities of the interaction of the police at water transport facilities with state authorities in the field of ensuring transport security as one of the types of national security of the country were revealed. Attention is focused on the shortcomings of the legal regulation of the interaction of these bodies in ensuring transport security, which makes it difficult to implement the tasks and functions assigned to the police.
Keywords: interaction, police, water transport, transport security, public order protection, legal regulation of police interaction with state authorities
For citation: Bulavkin A. A., Malakhova N. V. Legal regulation of police interaction with state authorities in the field of transport security at water transport facilities. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(2):43-47. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-43-47.
© Булавкин А. А., Малахова Н. В., 2023
Правовое регулирование взаимодействия полиции с органами государственной власти в сфере обеспечения транспортной безопасности на объектах водного транспорта
Legal regulation of police interaction with state authorities in the field of transport security at water transport facilities
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Национальная безопасность, являясь одной из приоритетных функций государства, выступает необходимым условием формирования развитых общественных отношений, гарантией жизни и здоровья населения. Система национальной безопасности включает в себя государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, энергетическую, транспортную безопасность и др.
Говоря о транспортной безопасности, следует отметить, что ее обеспечение является сложным, многоплановым процессом, включающим в себя комплекс мер, в том числе, правового и организационного характера. Напомним, что транспортная безопасность представляет собой состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства [1].
Наибольшая часть мероприятий по повседневному обеспечению безопасности на транспорте ложится на МВД России. Обеспечением безопасности в рамках своей компетенции занимаются линейные отделы (отделения) Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (линорганы) [2], которые являются территориальными органами на районном уровне.
Деятельность по обеспечению транспортной безопасности основывается на предписаниях действующего законодательства, а также международно-правовых стандартах, установленных в данной сфере. Но при этом нужно отметить, что полиция обеспечивает транспортную безопасность только применительно к предмету своей функциональной компетенции. Исходя из этого далеко не все предписания действующего законодательства, касающиеся рассматриваемого вопроса, применяются в работе полиции. Полиция является исполнительно-распорядительным органом государственной власти, обеспечивающим транспортную безопасность как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими органами государственной власти и управления. Такой подход в полной мере оправдан, поскольку транспортный комплекс нашей страны представляет собой определенную систему, состоящую из целого ряда иных систем, между собой взаимосвязанных и непосредственно взаимодействующих [3].
Сказанное в полной мере относится к деятельности полиции на объектах водного транспорта, система правового регулирования которой включает в себя:
1) международно-правовые договоры, соглашения, стандарты обеспечения безопасности при эксплуатации различных видов транспорта;
2) нормы российского законодательства, регулирующие отношения, связанные с обеспечением транспортной безопасности, а также нормы, касающиеся вопросов эксплуатации различных видов транспорта;
3) нормы, устанавливающие ответственность за нарушение требований в сфере осуществления транспортной безопасности;
4) нормы, содержащиеся в нормативных правовых
актах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление транспортным комплексом нашей страны;
5) нормы, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации;
6) нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность полиции, а также нормы, которые содержатся в нормативных документах, принятых МВД России совместно с другими органами исполнительной власти.
Такой массив нормативной правовой регламентации деятельности полиции на объектах водного транспорта по обеспечению безопасности позволяет говорить о сложности соответствующей проблемы, а также о необходимости более деятельного законодательного закрепления функции полиции по обеспечению транспортной безопасности.
Следует также отметить, что специальными контрольно-надзорными полномочиями в сфере обеспечения безопасности на водном транспорте наделены такие органы исполнительной власти, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор; Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и др. Линейные органы внутренних дел на водном транспорте осуществляют общие контрольно-надзорные функции в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, оказывая согласно ст. 2 и ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [4] содействие органам государственной власти и, взаимодействуя с ними в пределах своих полномочий.
С содержательной точки зрения взаимодействие заключается в согласованных по цели, месту и времени усилиях и во взаимной помощи по достижению задач, стоящих перед взаимодействующими субъектами. Главная цель взаимодействия — обеспечение единства действий, взаимопомощи и объединения усилий для успешного решения общих задач. При этом взаимодействие и взаимная помощь должны быть четко согласованы, как по цели (задаче) действий, так по месту и времени проведения совместных мероприятий. Таким образом, взаимодействие — это согласование усилий (действий) двух и более участников, совместно решающих конкретную задачу.
Возвращаясь к положениям Федерального закона «О полиции», необходимо подчеркнуть, что в нем, во-первых, закреплен принцип взаимодействия и сотрудничества в деятельности полиции, и, во-вторых, установлена обязанность полиции по реализации со-
JURISPRUDENCE
вместной деятельности с представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представителями органа местного самоуправления по различным направлениям деятельности в сфере внутренних дел.
Взаимодействие полиции с органами исполнительной власти по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности обеспечивается единым пониманием поставленных перед ними задач, твердым знанием общих и особых обязанностей и способов их выполнения всеми взаимодействующими органами.
Взаимодействие заинтересованных органов в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности осуществляется на основе принципов соблюдения законности, самостоятельности каждого органа в пределах, предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий, процессуальной независимости и персональной ответственности сотрудников за точное выполнение согласованных мероприятий по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
Анализ законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики показал, что обеспечение транспортной безопасности осуществляется во взаимодействии органов исполнительной власти и других субъектов. Такое положение дел обусловлено стратегическим значением транспорта для экономики нашей страны. В частности, осуществление охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на водном транспорте происходит в тесном взаимодействии с территориальными органами МВД России, иными органами исполнительной власти федерального и регионального уровня, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Так, например, общий надзор (контроль) на водном транспорте осуществляет Прокуратура РФ, Ро-спотребнадзор, Ространснадзор, ФПС России, ФТС России, а также органы внутренних дел на водном транспорте, которые призваны обеспечить соблюдение норм российского законодательства и безопасность в данной сфере. В тоже время полномочиями по конкретным направлениям обеспечения безопасности на воде (специальному надзору) наделены такие государственные органы как: Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство); Федеральная служба по надзору в сфере транспорта; Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГИМС ГУ МЧС России) и др. Со всеми указанными субъектами линорганы на водном транспорте обязаны взаимодействовать в рамках государственной контрольно-надзорной деятельности для решения поставленных перед ними задач.
Кроме того, одним из направлений деятельности подразделений полиции на объектах водного транспорта является содействие органам исполнительной власти при обнаружении преступлений в сфере охраны водных биоресурсов и внешнеторговой деятельности с продукцией рыбного промысла. Подразделения полиции во взаимодействии с Федеральным агентством по рыболовству (Росрыболовство); Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГИМС ГУ МЧС России) ведут борьбу с браконьерами в период нереста рыбы.
Таким образом, органы внутренних дел на водном транспорте реализуют свои полномочия во взаимодействии с другими органами исполнительной власти и организациями.
Как правило, взаимодействие осуществляется в рамках работы межведомственных комиссий, рабочих групп и других структур, созданных для оказания противодействия преступлениям и административным правонарушениям на водном транспорте. Основой межведомственного взаимодействия являются соглашения, договоры и др. Такими соглашениями определяются формы сотрудничества, порядок направления запросов, проведение совместных мероприятий, учений, тренировок и т. д.
В то же время ведомственный нормативный блок, отражающий регулирование взаимодействия линор-ганов на водном транспорте с другими органами и организациями, может быть представлен только двумя приказами: Приказом МВД от 28 марта 2015 г. № 381 «Об организации взаимодействия территориальных органов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте с иными территориальными органами МВД России и разграничении объектов оперативного обслуживания»; Приказом МВД России № 576, Минтранса № 261 от 26 июля 2013 года «О разграничении подлежащих охране судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования и организации взаимодействия между подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел Российской Федерации и организацией, находящейся в ведении МВД России».
Такое положение дел указывает на наличие организационных проблем взаимодействия с иными государственными органами и организациями в сфере охраны правопорядка, поскольку круг субъектов взаимодействия достаточно широк и многообразен.
Представляется, что деятельность по обеспечению транспортной безопасности предполагает наличие определенного объема административных полномочий с каждой стороны взаимодействующих субъектов, что подчеркивает необходимость разработки межведомственных нормативных правовых актов.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Список источников
1. Федеральный закон от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 30.10.2022).
2. Приказ МВД России от 15 июня 2011 г. № 636 «Об утверждении Типового положения о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте» // СПС КонсультантПлюс.
3. Зиганшин М. М. Правовое регулирование обеспечения транспортной безопасности в деятельности полиции // «Российская юстиция». 2017. № 1. С. 252.
4. Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 21.10.2022).
References
1. Federal Law № 16-FZ of February 09, 2007 «On Transport Security» // SPS «ConsultantPlus» [Electronic resource]: Access mode: http://www. consultant.ru (accessed: 30.10.2022).
2. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia № 636 dated June 15, 2011 «On Approval of the Model Regulations on the Linear Department of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on Railway, Water and Air transport» // SPS ConsultantPlus.
3. Ziganshin M. M. Legal regulation of transport security in the activities of the police // «Russian Justice». 2017. № 1. P. 252.
4. Federal Law № 3-FZ of February 07, 2011 (as amended on 21.12.2021) «On the Police» // SPS «ConsultantPlus» [Electronic resource] : Access mode: http://www.consultant.ru (accessed 21.10.2022).
Библиографический список
1. Булавкин А. А. Основные особенности и специфика организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта // В сборнике трудов V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летию доктора юридических наук, профессора Виктора Васильевича Денисенко, «Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности : теория и практика». Краснодарский университет МВД России. 2016. С. 343-351.
2. Административная деятельность полиции :
учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под ред. О. В. Зиборова, В. В. Кардшевского. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2021. С. 199-200.
3. Булавкин А. А., Малахова Н. В. Администра-тивно-юрисдикционные полномочия полиции на водном транспорте : особенности и проблемы реализации // Вестник Московского университета МВД России. № 4. 2022. С. 41-46.
4. Малахова Н. В. Система правового регулирования деятельности полиции на объектах водного транспорта // В сборнике научных трудов VI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы применения норм административного права (Коренев-ские чрения)», посвященной 20-летию образования Университета. Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2022.
5. Приказ МЧС России от 29 июня 2005 г. № 502 «Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] : Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения 30.10.2022).
Bibliographic list
1. Bulavkin A. A. The main features and specifics of the organization of public order protection and public safety at railway, water and air transport facilities // In the proceedings of the Vth All-Russian Scientific and Practical Conference dedicated to the 60th anniversary of Doctor of Law, Professor Viktor Vasilyevich Denisenko, «Administrative and legal regulation of law enforcement : theory and practice». Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. P. 343-351.
2. Administrative activity of the police : textbook for university students studying in the field of training «Jurisprudence» / edited by O. V. Ziborov, V. V. Kardshevsky. M. : UNITY-DANA, 2021. P. 199-200.
3. Bulavkin A. A., Malakhova N. V. Administrative-jurisdictional powers ofthe police on water transport : features and problems of implementation // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. № 4. 2022. P. 41-46.
4. Malakhova N. V. System of legal regulation of police activity at water transport facilities // In the collection of scientific papers of the VI International Scientific and Practical Conference «Topical issues of the application of administrative law (Korenevskie chreniya)», dedicated to the 20th anniversary of the University. Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' 2022.
JURISPRUDENCE
5. Order of the Ministry of Emergency Situations of Russia № 502 dated June 29, 2005 «On approval of the Rules for the use of small vessels on water bodies
of the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus» [Electronic resource] : Access mode: http://www. consultant.ru (accessed 30.10.2022).
Информация об авторах
А. А. Булавкин — заместитель начальника кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат социологических наук;
Н. В. Малахова — доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.
A. A. Bulavkin — Deputy Head of the Department of Administrative Activities of internal affairs bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Sociological Sciences;
N. V. Malakhova — Associate Professor of the Department of Administrative Activities of internal affairs bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 21.12.2022; одобрена после рецензирования 02.02.2023; принята к публикации
The article was submitted 21.12.2022; approved after reviewing 02.02.2023; accepted for publication 06.03.2023.
Information about the authors
06.03.2023.
Административная деятельность полиции. Учебник. Под ред. О.В. Зи-борова, В.В. Кардашевского. 3-е изд., перераб. и доп. 703 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Учебник подготовлен с учетом фундаментальных положений теории административного права на основе действующего законодательства.
Раскрываются понятие, содержание, принципы, формы и методы административной деятельности полиции по реализации целей и задач, возлагаемых на нее Федеральным законом «О полиции».
Учебник
Третье издание
Особое внимание уделяется вопросам контрольно-надзорной и админи-стративно-юрисдикционной деятельности полиции. Рассматриваются основные аспекты деятельности служб и подразделений полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, охране общественного порядка и общественной безопасности.
Для студентов, аспирантов (адъюнктов), курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России юридического профиля, преподавателей юридических вузов и факультетов, юристов-практиков.