Научная статья на тему 'Пропаганда экстрасенсорики на современном экране'

Пропаганда экстрасенсорики на современном экране Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
555
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TELEVISION / SCIENCE / PSEUDOSCIENCE / EXTRASENSORY PERCEPTION / PSEUDO-DOCUMENTARY / PARANORMAL PHENOMENON / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / НАУКА / ЛЖЕНАУКА / ЭКСТРАСЕНСОРИКА / ПСЕВДОДОКУМЕНТАЛИСТИКА / ПАРАНОРМАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Булейко Н.А., Гаджиахмедов З.Т.

В данной статье рассматривается проблема пропаганды экстрасенсорики на современном российском телевидении. Появившиеся на экранах в конце 80 начале 90-х годов прошлого века деятели, именовавшие себя целителями, гипнотизёрами, парапсихологами, положили начало распространению антинаучного контента на отечественном телевидении. Различные по жанру форме и содержанию, подобные проекты активно занимаются пропагандой идей о сверхъестественных человеческих способностях и нетрадиционных методах лечения, не вписывающихся ни в какие научные концепции. Цель нашей работы не только раскрыть факты распространения лженауки на популярных отечественных телеканалах и дать им научное опровержение, но и показать пагубность влияния подобных проектов на человека и общество в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMOTION OF EXTRASENSORY PERCEPTION ON THE MODERN SCREEN

In the article a problem of promotion of extrasensory perception on modern Russian television is considered. People who call themselves healers, hypnotists, parapsychologists who were popular at the end of 80 the beginning 90s s of the last century have laid the foundation for distribution of antiscientific contents on Russian television. Projects of various genres, forms and contents are engaged in promotion of ideas about supernatural human abilities and nonconventional methods of treatment, not fitting any scientific concepts. The purpose of this research work is not only to discover the facts of distribution of pseudoscience on popular Russian TV channels and to give them a scientific denial, but also to show malignancy of the influence of such projects on society in general.

Текст научной работы на тему «Пропаганда экстрасенсорики на современном экране»

три предложения, которые не имеют прямого отношения к повестке дня этого собрания, но для нас, партии Свобода и прямая демократия, это последний шанс сделать это в Парламенте до 17 декабря. 13 декабря 2018 года).

Чешские парламентские собеседования предлагают много примеров использования мета-коммуникации (комментарии, касающиеся коммуникативной ситуации и поведения собеседника); например, замечания, сделанные Председателем при обращении к процедуре, являются постоянным элементом всех сессий. Во время дебатов Председатель играет роль наблюдателя, который ведёт себя так, как будто разговаривает с озорными студентами - особенно когда пытается поддерживать порядок в Палате. Подобные ситуации случаются настолько часто, что креативность Председателя требуется для поиска правильных аргументов для восстановления молчания в Палате:

Predseda PSP Radek Vondrácek: Já vám rozumím. Opravdu poprosím o klid v sále. Je velmi nepríjemné cokoli prednáset, kdyz je hluk tak vysoky (Председатель Палаты депутатов Радек Вондрачек: Я вас понимаю. Я действительно прошу тишины в зале. Очень неудобно выступать что-либо, когда шум такой сильный).

Poslanec Miroslav Kalousek: Prednáset to jde, ale poslouchat se to nedá (Депутат Мирослав Калусек: Выступать получается, но послушать не выходит).

Predseda PSP Radek Vondrácek: Jesté jednou poprosím o klid. Ono se to vübec nezménilo! Slysím více hluku z levé strany sálu. To se priznám (Председатель Палаты депутатов Радек Вондрачек: Я еще раз прошу о тишине. Ничего совсем не поменялось! Я слышу больше шума с левой стороны зала. Я признаю это.22 января 2019 года)

Другая часто используемая мета-коммуникативная стратегия заключается в том, чтобы подчеркнуть изменение перспективы, которое происходит, когда

Библиографический список / References

парламентарии испытывают смену ролей, когда их партия переходит от руководящей позиции к оппозиции, что требует нового понимания важности определённых вопросов, обсуждаемых в Палате. Примером этого также является оценка поведения премьер-министра оппозиционным депутатом. Кроме того, сравнение дебатов с театрализованным представлением (часто используемым чешскими парламентариями) является метафорой, обычно имеющей негативные коннотации в обвинении политического противника в чтении подготовленных текстов, которые не способствуют спонтанному и конструктивному обсуждению.

Таким образом, концепция парламентских сессий - жанровая система, набор жанров используется для достижения цели, что позволяет нам учитывать жанровые взаимоотношения при анализе институционального дискурса, такого как парламентский дискурс. Особенно важными в парламентском дискурсе являются мета-жанры, такие как правила процедуры и конституция, которые обеспечивают основу для парламентского взаимодействия.

Изучение современного стиля чешского дебатов показывает некоторые наиболее часто используемые аргументы (например, интересы государства и народа, резонанс в долгосрочной политике партии) и межтекстовые ссылки (например, исторические ссылки на Первую республику). Мета-коммуникация в основном представлена в качестве аргументативной стратегии в текстах с основной убедительной функцией, а также в первичных информативных (как, например, во многих объяснениях Председателя). Уровни формальности и спонтанного языка варьируются в анализируемых жанрах. Изучение эмпирического материала подтверждает, что уровень подготовленности выше в речах, чем в дискуссиях, которые, с другой стороны, имеют более высокую выразительность языка и более широкое возможности использование разговорных чешских выражений (оЬеспа сеёйпа).

1. Syllova, Jindfiska et al. Parlament Ceske republiky [The Parliament of the Czech Republic]. Praha: Linde, 2008.

2. Hoffmannova Jana. "Vefejne mluvene projevy v Poslanecke snemovny: humorny konflikt a konfliktnf humor" [Speeches in Parliament: Conflict and Humour]. In Jazyk, media, politika, S. Cmejrkova and J. Hoffmannova (eds.), 40-79. Praha: Academia, 2003

3. Bruteig Yordanka M. Parliamentary genres and political change: Textual developments in debates of the Czechoslovak Parliament 1948-1953. In Beiträge der Europäischen Slavistischen Linguistik [Polyslav 11], N. Tielemann, E. Graf, R. Zimny (eds.), 142-150, München: Otto Sagner, 2008.

4. Olson David M. and Norton Philip (eds.). The new parliaments of Central and Eastern Europe [Journal of Legislative Studies 2], 1996.

5. Plasser F. and Pribersky A. (eds.). Political culture in East and Central Europe. Aldershot: Avebury, 1996.

6. Chilton Paul A., Ilyin Mikhail V. and Mey Jacob L. (eds.). Political discourse in transition in Europe 1989-1991. Amsterdam: John Benjamins, 1998.

7. Berglund S., Ekman J. and Aarebrot F. "The diversity of post-Communist Europe". In Handbook of political change in Eastern Europe, S. et al. Berglund (ed.), 1-12. Cheltenham: Elgar, 2004.

8. Bayley Paul (ed.). Cross-cultural perspectives on parliamentary discourse. Amsterdam / Philadelphia: John Benjamins, 2004.

9. Wodak Ruth and Van Dijk, Teun A. (eds.). Racism at the top: Parliamentary discourse on ethnic issues in six European states. Klagenfurt: Drava Verlag, 2000.

10. Kraus Jiff. "Vyjadfovanf polemicnosti a vyznamovych opozic v politickem diskurzu" [The expression of polemics and semantic oppositions in political discourse]. In Jazyk, media, politika, S. Cmejrkova and J. Hoffmannova (eds.), 13-39. Praha: Academia, 2003.

11. Cmejrkova Svetla. Medialnf rozhovor jako zanr vefejneho projevu [Media Interview as a Public Genre]. In Jazyk, media, politika, S. Cmejrkova and J. Hoffmannova (eds.), 80-115. Praha: Academia, 2003.

Статья поступила в редакцию 14.02.19

УДК 070

Buleiko N.A., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: GadZi1103@mail.ru

GadzhiakhmedovZ.T., MA student, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: GadZi1103@mail.ru

PROMOTION OF EXTRASENSORY PERCEPTION ON THE MODERN SCREEN. In the article a problem of promotion of extrasensory perception on modern Russian television is considered. People who call themselves healers, hypnotists, parapsychologists who were popular at the end of 80 - the beginning 90s s of the last century have laid the foundation for distribution of antiscientific contents on Russian television. Projects of various genres, forms and contents are engaged in promotion of ideas about supernatural human abilities and nonconventional methods of treatment, not fitting any scientific concepts. The purpose of this research work is not only to discover the facts of distribution of pseudoscience on popular Russian TV channels and to give them a scientific denial, but also to show malignancy of the influence of such projects on society in general.

Key words: television, science, pseudoscience, extrasensory perception, pseudo-documentary, paranormal phenomenon.

Н.А. Булейко, канд. ист. наук, доц., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: GadZi1103@mail.ru

З.Т. Гаджиахмедое, магистрант, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: GadZi1103@mail.ru

ПРОПАГАНДА ЭКСТРАСЕНСОРИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭКРАНЕ

В данной статье рассматривается проблема пропаганды экстрасенсорики на современном российском телевидении. Появившиеся на экранах в конце 80 - начале 90-х годов прошлого века деятели, именовавшие себя целителями, гипнотизёрами, парапсихологами, положили начало распространению антинаучного контента на отечественном телевидении. Различные по жанру форме и содержанию, подобные проекты активно занимаются пропагандой идей о сверхъестественных человеческих способностях и нетрадиционных методах лечения, не вписывающихся ни в какие научные концепции. Цель нашей работы - не только раскрыть факты распространения лженауки на популярных отечественных телеканалах и дать им научное опровержение, но и показать пагубность влияния подобных проектов на человека и общество в целом.

Ключевые слова: телевидение, наука, лженаука, экстрасенсорика, псевдодокументалистика, паранормальные явления.

Одним из ключевых компонентов масштабных перемен в жизни Советского союза в 1980-х годах являлась политика гласности. Законодательное ослабление цензуры и снятие многочисленных информационных барьеров привели к тематическому расширению содержания средств массовой информации. Вместе

со многими другими тематическими пластами на телевизионный экран проник и антинаучный сегмент.

Говоря об истоках обозначенной проблемы, нельзя не назвать имена таких «первопроходцев», как Анатолий Кашпировский, Аллан Чумак и Юрий Лонго. На

стыке десятилетий в магическую силу этих деятелей, называвших себя экстрасенсами, целителями, гипнотизёрами, парапсихологами верили миллионы граждан страны [1]. Благодаря телевизионным сеансам магии и массового исцеления от самых различных заболеваний, они довольно быстро обрели сомнительную славу.

Деятельность известных «целителей» неоднократно подвергалась критике, как со стороны религиозных объединений, так и представителями науки. Так, председатель комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований Эдуард Павлович Кругляков назвал обладание абсолютно неизвестной науке волшебной лечебной силой - лженаукой. Он также отмечал, что серьёзными психотерапевтами не было обнаружено ни одного случая реального исцеления тяжелобольных людей, а также подчёркивал, что люди вредят себе, запуская болезнь, полагаясь на чудодейственные возможности «целителей» [2].

Эпоха гласности «выпустила джина из бутылки», проложив на ТВ дорогу всевозможной мистике и антинаучным сенсациям. Телезритель проглотил наживку и стал требовать больше ярких зрелищ. Спрос, как известно, рождает предложение, и телеканалы стали производить различные телепроекты, героями которых становятся люди с так называемыми сверхъестественными способностями.

Безусловно, самым популярным проектом сегодня является телешоу «Битва экстрасенсов», которое выходит в эфир на канале ТНТ уже более 11 лет - с 25 февраля 2007 года. Вот уже на протяжении 18 сезонов проходят испытания людей, которые называют себя экстрасенсами. Участники ищут спрятанных людей, заглядывают в прошлое и прогнозируют будущее, рассказывают о событиях, связанных с тем или иным местом, раскрывают обстоятельства трагедий людей, которые обратились (или якобы обратились) в программу за помощью и многое другое. В ходе выполнения отведённых заданий, участники пользуются своими «мистическими» методами: разговаривают с духами, входят в транс, гадают на картах, используют магическую амуницию.... А наиболее ярких участников проекта также принимали и принимают участие в «дочерних» программах «Экстрасенсы ведут расследование» и «Битва сильнейших».

Разумеется, научная ассоциация никогда не признавала наличие магов, гадалок, колдунов, не поддерживала их методы работы. Наличие определённых «сверхъестественных» результатов у тех или иных людей современные учёные, изучающие феномен экстрасенсорики, объясняют лишь их хорошо развитыми органами чувств, наличием интуиции и, прежде всего, исследователи подмечают, что все те, кто выдают себя за экстрасенсов - хорошие психологи, умеющие внушать, а рядовые люди, в свою очередь, доверчивы и подвержены самовнушению.

С первых сезонов проекта «Битва экстрасенсов» активно ведутся разговоры о постановочном характере программы с заранее прописанным сценарием и некорректным использованием монтажа. В Сети появилось немало разоблачительных материалов, в которых участники испытаний рассказывают, что редакция программы перед эфиром их подробно расспрашивает о них самих и членах семьи, тем самым собирает информацию и передаёт её «экстрасенсам». А вышедшее не так давно в эфир телеканала «Россия-1» расследование журналиста Бориса Соболева «Идущие к черту» о деятельности «гадалок» и «магов» окончательно доказала, что и «Битва», и все прочие подобные проекты - один сплошной многолетний обман.

Флагманом пропаганды экстрасенсорики является и федеральный развлекательный телеканал ТВ-3. Канал позиционирует себя как «первый мистический» и с 2008 года (с момента реформации) славится богатством проектов антинаучного характера: передачи, псевдодокументальные фильмы и сериалы, которые рассказывают об экстрасенсах, гадалках и ведьмах, об НЛО, земных и морских чудовищах, о потусторонних силах и порталах в параллельные миры и прочее.

Один из наиболее популярных проектов телеканала - псевдодокументальный сериал «Слепая», который выходит в эфир с 2014 года. В центре каждой из серий - персонаж, у которого в жизни наступает сложный период (проблемы на работы, в личной жизни.) и который за помощью и советом обращается к незрячей гадалке бабе Нине. Образ же этой самой Слепой, которая живёт уединённо в глуши с внучкой Аней, авторами явно списан с известной болгарской «ясновидящей» Ванги.

Антинаучным в данном проекте является не только сам факт наличия предсказательницы-гадалки - это, как говорится, ещё полбеды. Не вписываются в рамки научных концепций и здравого смысла те обстоятельства, события и процессы, которые якобы становятся причинами несчастий героев сериала. Так, у незамужней Светланы возникают проблемы в личной жизни из-за того, что она выполняла по дому мужскую работу; у молодого парня Жени не складывается личная жизнь, потому что он разбил зеркало; денежные проблемы в семье главных героев 411-й серии имеют место по причине того, что «опасно в доме осенние листья в букеты ставить, их нужно между страницами хранить», и так далее.

Библиографический список

Безусловно, приметы и суеверия - это иррациональные предрассудки, ненаучную природу которых исследуют учёные во всём мире. Американский психолог и писатель Беррес Скиннер зарождение суеверий объясняет тем, что случаи их подтверждения, которые при большой массовости могут происходить просто в силу случайных совпадений, прочно фиксируются в сознании людей, а факты явной не состыковки, которых в действительности в разы больше, просто забываются и вытесняются из памяти. В результате этих редких случайных совпадений, человек устанавливает, как считает Скиннер, ложную связь между своими действиями и некоторыми событиями, которые, на самом деле, никак от них не зависели [4].

По-настоящему шокировал публику дешёвым пиаром «магов» и главный государственный канал - «Первый». 4 февраля 2018 года в эфир вышел дебютный выпуск программы «Звёзды под гипнозом» с участием ряда известных (и не очень) представителей шоу-бизнеса. Вот что о проекте написано на сайте телеканала: «Известные актёры, певцы, телеведущие и спортсмены согласились погрузиться в состояние гипноза - участники программы переживут на глазах у зрителей неожиданные метаморфозы, внезапные смены настроения». Довольно интригующе. А осуществлять эти самые метаморфозы и смены настроения взялся гипнолог Иса Багиров. Подобного рода проект не стал новинкой на отечественном телевидении, можно хотя бы вспомнить программу «Гипноз» на ТНТ, который, правда, довольно быстро исчез с экранов.

Уже после первого выпуска «самого таинственного и удивительного шоу», как его именует ведущий Максим Галкин, на проект обрушился шквал критики. Шоу, которое позиционирует себя как реалити, тут же было заподозрено в постановочном характере происходящего, хотя участники в различных интервью не раз пытались убедить в обратном.

Одним щелчком пальцев гипнолог заставляет участников терять контроль над телом и подчиняться любым указаниям. Вот «звёзды» представляют себя гигантскими обезьянами из фильма «Кинг-Конг» и отбиваются от атакующих их вертолётов; вот Аскольд Запашный забывает, что он - художественный руководитель цирка, и ощущает себя художником, рисующим афиши; вот артисты уверены, что они - музыканты большого симфонического оркестра и воображают, что играют музыку на венике, чайнике, пылесосе, компьютерной клавиатуре. Участники шоу прыгают, ползают, ходят на четвертинках, машут руками и ногами, а по факту - позорятся на всю страну. Но вернёмся к главному герою проекта -Исе Багирову. «Человек, меняющий сознание», «виртуоз психотехнологий», как его характеризует Максим Галкин, является сыном финалистки восьмой «Битвы экстрасенсов» Галины Багировой. Ранее он неоднократно был замечен в участии в ряде программ об экстрасенсах на других телеканалах, а теперь решил проверить свои силы на «Первом».

Эксперименты, проводимые профессиональными гипнологами, давно показали, что нельзя под гипнозом заставить человека делать всё, что угодно, как это нам пытаются продемонстрировать в шоу Максима Галкина. Человек, по уверениям специалистов, никогда не станет делать под гипнозом того, что конфликтует с его личными установками и это - во-первых. А во-вторых, чтобы ввести человека в гипноз, нужно провести подготовительную работу, направленную на изучение особенностей клиента и установление с ним контакта. Достижение полного взаимопонимания возможно, если беседовать с человеком в спокойной, располагающей обстановке. «Гипноз на камеру вместе с .. переснятыми дублями - это не гипноз. Гипноз - это искусство, которое реализуется только в естественных условиях», - говорит руководитель Московской школы гипноза Геннадий Гончаров [5].

Лженаучные проекты, выходящие на экраны, могут отличаться тематической составляющей, могут быть разными по жанру, формату и структуре, но все они способны создавать у рядовых зрителей искажённое представление о науке, о медицине и о мире в целом.

Однако пропаганда экстрасенсов и гадалок, популяризация нетрадиционной медицины и «магических» методов исцеления может иметь и более серьёзный негативный эффект, нежели простая дезинформация. Насмотревшись «чудес» с телеэкрана, доверчивые люди тратят свои деньги на мошенников, надеясь, что те решат их жизненные проблемы - с работой, деньгами, личной жизнью. Не секрет, что наиболее яркие участники той же «Битвы экстрасенсов» активно ведут коммерческую деятельность, и ценники на их услуги весьма внушительные.

При этом создатели псевдонаучных программ так же нарушают и один из главных постулатов журналистики - необходимость предоставлять аудитории различные точки зрения на положение тех или иных вещей [6]. Из года в год нас принуждают верить в то, что показывается на экране. Но ни одного человека, чьё мнение, чья оценка ситуации кардинально отличается, нам не предоставляют. Зрителей призывают верить в одно, не давая права оценить различные мнения и самому выбрать, кому и/или чему верить.

1. Карев И. Они открыли чакру. Gazeta.ru: общественно-политическое интернет-издание. Available.at: https://www.gazeta.ru/culture/2017/08/25/a_10858694.shtml

2. Кругляков Э.П. Что же с нами происходит? Новосибирск: Издательство СО РАН, 1998.

3. История зарубежной психологии. Тексты. Под редакцией П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. Москва: Изд-во МГУ, 1986.

4. Аряева Н. Специалист высказался о новом детище Галкина. Dni.ru: электронная газета. Available.at: https://dni.rU/showbiz/2018/2/13/391264.html

5. Корконосенка С.Г. Основы журналистики. Москва: Кнорус, 2016.

References

1. Karev I. Oni otkryli chakru. Gazeta.ru: obschestvenno-politicheskoe internet-izdanie. Available.at: https://www.gazeta.ru/culture/2017/08/25/a_10858694.shtml

2. Kruglyakov 'E.P Chto zhe s namiproishodit? Novosibirsk: Izdatel'stvo SO RAN, 1998.

3. Istoriya zarubezhnojpsihologii. Teksty. Pod redakciej P.Ya. Gal'perina, A.N. Zhdan. Moskva: Izd-vo MGU, 1986.

4. Aryaeva N. Specialist vyskazalsya o novom detische Galkina. Dni.ru: 'elektronnaya gazeta. Available.at: https://dni.ru/showbiz/2018/2/13/391264.html

5. Korkonosenka S.G. Osnovy zhurnalistiki. Moskva: Knorus, 2016.

Статья поступила в редакцию 08.02.19

УДК 81'373

Gribas A.P., postgraduate, Katanov Khakass State University (Abakan, Russia), E-mail: gribasap@icloud.com

GENDER TERMS IN THE ENGLISH LANGUAGE: ACTUALIZATION AND DEVELOPMENT. The article is dedicated to identifying the causes of the emergence and semantic development of the most frequent gender terms, identified by the results of the selection of the leading words of the year by authoritative English dictionaries. The analysis of the terms included in the top words lists of recent years - toxic masculinity, #MeToo, pansexual - in terms of their content, structure and reasons of occurrence makes it is possible to explore modern society through the prism of "living" vocabulary. Bringing in statistical data and examples from the national corpus of the English language contributes to a more accurate understanding of the semantic and connotative features of new terms, primarily related to the rejection of rigid gender binary and the discussion of gender as a broader spectrum of the sociocultural dimension of society.

Key words: gender, sex, gender terminology, word of the year, toxic masculinity, gender semantics.

А.П. Грибас, аспирант, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катаноеа, г. Абакан, E-mail: gribasap@icloud.com

ГЕНДЕРНЫЕ ТЕРМИНЫ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: АКТУАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ

Статья посвящена выявлению причин появления и развития семантики наиболее частотных тендерных терминов, выявленных по итогам отбора ведущих слов года авторитетными словарями английского языка. Анализ терминов, вошедших в топ слов последних лет - toxic masculinity, MeToo, pansexual -с точки зрения их содержания, структуры и причин появления дает возможность исследовать современный социум через призму «живого» словарного запаса. Привлечение статистических данных и примеров из национального корпуса английского языка способствует более точному пониманию семантических и коннотативных особенностей новых терминов, связанных, прежде всего, с отказом от жёсткой гендерной бинарности и обсуждением гендера как более широкого спектра социо-культурного измерения социума.

Ключевые слова: гендер, пол, гендерная терминология, слово года, токсичная маскулинность, гендерная семантика.

Гендерные исследования являются одним из важнейших направлений «новой, постмодернистской концепции гуманитарной науки» [1, с. 14]. Они рассматривают не только влияние пола на коммуникативное поведение и использование языка, но и то, какими средствами обладает сам язык для создания гендерной идентичности [2, с. 12] - одного из важнейших социо-культурных измерений современного динамичного социума.

Российские гендерные исследования «не вырастали из феминистской идеологии, как это произошло в США и Западной Европе» [3]. Однако гендерное направление в отечественном языкознании имеет свою историю и круг решаемых актуальных проблем, к которым относятся вопросы определения и уточнения соответствующих базовых терминов, выявление особенностей вербального конструирования социальной составляющей бинарной оппозиции пола, сопоставительные исследования гендерных стереотипов в разных языках [4; 5; 6]. Важным направлением является также изучение языковых средств для отражения изменений в гендерно обусловленных моделях поведения, влияния институтов социального контроля и традиционных культурных ценностей [7].

Актуальность гендерной проблематики в лингвистических исследованиях объясняется и заметными тенденциями к минимализации гендерных различий [8, с. 18], отходу от традиционного бинарного разделения членов социума по биологическому полу. Высокая степень устойчивости двучленной оппозиции деления людей по принадлежности к мужскому или женскому полу особенно ярко представлена в ядре английского языкового сознания. Контрастивный анализ оппози-тивных стратегий в ядре языкового сознания хакасов, русских и англичан выявил лидирующее положение гендерной оппозиции man /woman в ядре английского языкового сознания и ее отсутствие в ядре русского языкового сознания [см. об этом: 6].

Новые тенденции в понимании бинарности гендерного компонента приводят к их активному обсуждению и соответственному увеличению «плотности» использования и новаций в соответствующей терминологии, особенно заметной в лексикографической и дискурсивной практике английского языка.

Цель данной работы заключается в выявлении особенностей развития гендерной терминологии в англоязычных лексикографических источниках и дискурсе на примере наиболее частотных терминов, выявленных по итогам отбора ведущих слов года, что дает возможность исследовать социум через призму «живого» словарного запаса. Аналитическая работа, проводимая издателями ведущих словарей английского языка, показывает, что фиксирование и исследование терминологии гендерных отношений в эпистемологии на данный момент отстает от появления новых словоформ в употреблении. Связи с этим интерес представляет анализ соответствующих терминов, вошедших в топ слов последних лет.

Словом года 2018 года по версии Оксфордского словаря стало слово toxic 'токсичный'. В число «токсичных» коллокаций данного слова в числе топ-10, привлекших внимание общественности, стало словосочетание toxic masculinity,

репрезентирующее трансцендентные мужские качества негативного содержания [9]. Анализ Оксфордского словарного корпуса показал, что после Chemical в прошедшем году наиболее употребительным словом в сочетании с toxic стало слово masculinity 'маскулинность'.

Толкование toxic masculinity дается в он-лайн «Urban dictionary» - A social science term that describes narrow repressive type of ideas about the male gender role, that defines masculinity as exaggerated masculine traits like being violent, unemotional, sexually aggressive, and so forth. 'Социально-научный термин, который описывает узкий репрессивный тип представлений о мужской гендерной роли, определяющий маскулинность, как преувеличенные мужские черты, такие как жестокость, неэмоциональность, сексуальная агрессивность и т.д.' [10].

Анализ национального корпуса английского языка «iWeb», содержащего 14 миллионов слов с 22 миллионами веб-страниц, показал, что термин toxic masculinity встречается в статьях, связанных с гендерной и феминистской проблематикой, и насчитывает 578 употреблений. Например: The parallels between Finn and Kylo Ren are the most direct (and stark) in terms of toxic masculinity. The dark side of the force is a spot-on metaphor for toxic masculinity. Many viewed Trumps behavior as a perfect example of what toxic masculinity was... 'Параллели между Финном Кайло Реном являются наиболее прямыми (и суровыми) с точки зрения токсичной маскулинности. Темная сторона силы является метафорой точного определения токсичной маскулинности. Многие рассматривали поведение Трампа как прекрасный пример того, что такое токсичная маскулинность' [11]. Анализ контекстуального использования toxic masculinity в корпусных материалах показывает, что его он применяется для демонстрации негативных мужских качеств, связанных с агрессией и причинением вреда обществу

Известное движение #MeToo, несомненно, способствовало привлечению внимания общественности к токсичной маскулинности, что привело к судебным слушаниям по делу судьи Бретта Кавано и других известных лиц из сферы политики, шоу-бизнеса, спорта, вызвав волну международных дебатов. Можно сказать, что на сегодня термин токсичная маскулинность прочно укоренился в общественном сознании и заставил людей активно обсуждать данную проблему в 2018 году [12].

По версии Collins dictionary MeToo входит в первые 10 слов 2018 года. Словарь толкует данное понятие как denoting a cultural movement that seeks to expose and eradicate predatory sexual behavior, especially in the workplace. 'Обозначение культурного движения, которое стремится выявить и искоренить хищническое сексуальное поведение, особенно на рабочем месте' [13].

Согласно рейтингу слов года словаря Merriam-Webster в 2018 году слово Pansexual заняло второе место. Семантическая широта префикса pan, означающего «все» или «полностью», сделала слово пансексуал полезной альтернативой лексеме бисексуал для тех, кто рассматривает пол как спектр, а не как двоичный код. Актуальность и востребованность термина pansexual объясняют-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.