УДК: 80; 070;
ББК: 80: 76.0
Насонова Ю.В.
ЭКСТРАСЕНСОРИКА НА РОССИЙСКИХ РАДИОСТАНЦИЯХ.
ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ЭФИРА
Nasonova Yu. V.
PSYCHIC ON RUSSIAN RADIO STATIONS. THE PHENOMENON OF MODERN RADIOBROADCAST
Ключевые слова: интерактив, радио, социальные сети, экстрасенсы, технологии, популярность, рейтинг, аудитория, слушатели, контент.
Keywords: interactive, radio, social networks, psychics, technologies, popularity, rating, audience, listeners, content.
Аннотация: в статье автор рассказывает о роли и функциях интерактивных радиопрограмм, а также об их интеграции с социальными сетями. В результате проведенного исследования удалось подчеркнуть важность «прямой» работы с аудиторией. В основе исследования -программа «Тайны судьбы», которая выходит в эфир «Радио Дача» с 2008-го года. Она была рассмотрена с точки зрения формирования контента, взаимодействия со слушателями в социальных сетях, подбора правильного аудиооформления для привлечения новой аудитории, а также работы журналиста/автора в контексте этики общения.
Abstract: in the article the author tells about the role and functions of interactive radio programs, as well as their integration with social networks. As a result of study the author found out the importance of «direct» work with the audience. The basis of the study is a program «Mystery of fate», which is broadcasting on the «Radio Dacha» from the 2008. We learnt several aspects of the program: formation of the content, interaction with listeners in the social networks, selection of proper audio design to attract new audience and journalist/author in the context of communication ethics.
Введение
Слушатель может прожить без радиостанции, переключив на другую. Радиостанция - нет. От масштаба целевой аудитории, ее преданности зависит популярность данного вида СМИ, объемы продаваемой рекламы, спонсорские вложения и в целом престиж на медиарынке. Поэтому любая радиостанция борется за свою аудиторию, пытаясь удержать всевозможными способами. И самый верный -«разговаривать» с ней на одном языке, в частности, посредством интерактивных программ.
В данном исследовании следует рассмотреть передачи с обратной связью с точки зрения их функциональности и реализации на примере программы «Тайны судьбы» на «Радио Дача». Она является единственной в московском FM-диапозоне, где авторами на постоянной основе выступают люди с паранормальными способностями. Для анализа программы автор рассмотрит интерактивные программы в целом, а затем на основе сделанных
выводов и непосредственно «Тайны судьбы» будут использованы метод включенного наблюдения, а также экспертное мнение генерального продюсера радиохолдинга «Крутой-медиа»1 А.Э. Трофимова, куда входит «Радио Дача»2.
1 Один из ведущих радиохолдингов России, объединяющий радиостанции Love Radio, «Радио Дача», «Такси FM», «Восток FM», «Радио Русский Хит», «Весна FM». Сеть регионального вещания Krutoy Media, в том числе и сеть собственных филиалов, одна из самых развитых на рынке. На сегодняшний день радиостанции холдинга звучат на всей территории России, а также в странах ближнего зарубежья. Сайт Krutoy Media: www.krutoymedia.ru/
2 «Радио Дача» лидирует по длительности слушания среди конкурентов в аудитории 12+, занимает пятое место по доле аудитории и входит в ТОП-10 самых рейтинговых радиостанций страны. Лауреат Национальной премии «Радиомания - 2015» за профессиональное мастерство и самое значительное увеличение аудитории среди музыкальных радиостанций России в сезоне 20142015. Формат радиостанции рассчитан на активную семейную аудиторию в возрасте 12+.
Цели и функции интерактивных радиопрограмм
Автор полагает, что обратная связь дает радиостанции прежде всего понимание своей аудитории, ее интересов, среднего возраста и пола. Исходя из наработок и изучения предпочтений слушателей, руководству при планировании и создании новых программ и рубрик будет легче сделать эфирный продукт, отвечающий требованиям его потребителя.
В свою очередь, для аудитории интерактивные программы предоставляют возможность стать частью радиоэфира. Ведь радиостанция, как и любое средство массовой информации, представляется недоступной и непознанной сферой, в которую они, благодаря интерактивным передачам, могут при желании и возможности попасть. Так исследователь Е.А. Стрельникова считает, что интерактив сплачивает незнакомых людей, и это даёт ощущение психологического единства и сопричастности.
При изучении функций интерактивных программ следует обратиться к выводам исследователя Е.Ю. Агамяна. Он выделяет следующие: обогащения контента, звукового многообразия и развлекательная функция.
Что касается задач данного эфирного продукта, то их назвал генеральный продюсер одного из крупнейших российских радиохолдингов - «Крутой-медиа» А.Э. Трофимов: «Одна из главных задач интерактивных программ на музыкальных станциях - создавать оригинальный контент, основную роль в этом процессе играет слушатель. Другими словами, аудитория - это некий инструмент для получения конечного качественного эфирного продукта. Вторая задача интерактивных программ - повышение лояльности аудитории. Благодаря «крючкам», которые в этом случае выполняют интерактивные программы, слушатель настроится на эту же волну еще раз, если он уже был частью эфира определенной радиостанции (выигрывал подарки, дозванивался в эфир, чтобы передать привет и т.д.)» (из личной беседы автора с А.Э. Трофимовым, состоявшейся 10.09.2018).
Аналогичное мнение не только у практиков радиоэфира, но и теоретиков. К примеру, медиаисследователи М.М. Лукина, И.Д. Фомичева полагают, что интерактивные программы в СМИ позволяют редакциям:
1) расширить не только объемы информации, но и ее содержание;
2) выразить смысл послания с помощью разных кодов общения;
3) использовать для «работы» с аудиторией разнообразные формы общения, предоставить ей более полные возможности для реагирования и участия в информационном обмене.
Интерактивные программы есть на большинстве как развлекательных, так и информационных станциях. Безусловно, их количество на каждой разное. По мнению генерального продюсера радиохолдинга «Крутой-медиа» А.Э. Трофимова, «интерактивные программы предпочтительны для радиостанций с любой целевой аудиторией только в той или иной пропорции. На молодежных станциях такого контента больше, на «возрастных» меньше» (из личной беседы автора с А.Э. Трофимовым, состоявшейся 10.09.2018).
В ходе выборочного прослушивания радиостанций в сентябре 2018 г. автору представляется возможным сделать вывод, что вне зависимости от целевой аудитории главными каналами связи радиоведущего и слушателя являются студийный телефон и социальные сети. И если телефонная связь в эфире радиостанций за годы ее использования стала привычной, то взаимодействие со слушателями через социальные сети является относительно новым способом связи.
Канадский философ Маршалл Маклюэн в книге «Понимание медиа» пишет, что гибридное смешение двух средств коммуникации является мгновением «истины и откровения», из которого рождается новая форма: «Это момент свободы и вызволения из обыденного транса и оцепенения, которые были навязаны этими средствами нашим органам чувств». М. Маклюэн уверен, что гибридный союз письменной и устной культур представляет собой самый радикальный взрыв в обществе. Эта идея была высказана еще в 1960-е годы, когда даже слово «Интернет» было недоступно для обывателей. Отмеченный исследователем процесс конвергенции в наше время особенно ярко проявляется в области медиа, в том числе, радио. Синтез традиционных СМИ и глобальной паутины - революционный и крайне удобный как для одной стороны, то есть средств массовой информации и Интер-
нета, так и для другой, то есть для слушателей.
Интеграция социальных сетей в интерактивные программы
Социальные сети используются сейчас при создании и ведении интерактивных программ. Это происходит часто, успешно и органично с точки зрения прослушивания эфира. Стоит отметить, с появлением Интернета, как и телевидения когда-то, многие считали, что радио исчезнет из жизни потребителей. Но в данном случае развитие Интернета как будто бы послужило толчком к новой волне популярности радиостанций. Всё чаще исследователи и журналисты сходятся во мнении, что радио весьма комфортно чувствует себя в новой среде, с появлением сайтов различных станций оно получило вторую жизнь. Интернет значительно расширил возможности радиовещания, которое, по мнению известного социолога Мануэля Кастельса, «переживает ренессанс, действительно превращаясь в самое распространенное средство связи на земле». В свою очередь, исследователь О.В. Жаров считает: «Интернет ассоциируется с наличием текста и изображения, на которые опирается пользователь».
Действительно, слушателю важно и видеть. В связи с чем на сайтах и в приложениях радиостанций есть новостная лента, информация о программах. Но выгоду получает не только аудитория. Радиостанции продуктивно пользуются новыми возможностями, чтобы еще раз «прорекламировать» себя. Социальные сети - платформа, где можно размещать в нужном количестве информацию о собственных эфирных и внеэфирных проектах, инфор-
мационных поддержках того или иного мероприятия, собственных рекламных акциях, не затрачивая при этом деньги на рекламу, кроме наружной.
Появление социальных сетей сыграло на руку тем, кто находится по обе стороны приемника. Но даже при использовании самых новейших технологий в качестве способов связи со слушателями, борьба за них может быть проиграна, если в эфире нет контента, который бы «зацепил» аудиторию, расширил ее возрастные и гендерные границы.
Зачем радиостанциям нужны экстрасенсы?
Ажиотаж вокруг популярной телепередачи «Битва экстрасенсов» продолжается всё время существования ее в эфире «ТНТ». Высокие рейтинги данной передачи перекроили и эфиры других телеканалов. К примеру, «ТВ-3» полностью «настроился на мистическую волну», запустив такие шоу, как «Человек-невидимка», «Гадалка» (по состоянию на сентябрь 2018 г.). В сезоне 2017/2018 на Первом выходила программа «Звёзды под гипнозом». На основе такого телеконтента автор полагает, что экстрасенсорика и непознанные возможности человека крайне любопытны зрителям.
Радиостанции, как и любые СМИ, не могут игнорировать тренды. Первой и единственной в российском радиоэфире регулярной передачей, участниками которой являются экстрасенсы, является передача «Тайны судьбы» в эфире «Радио Дача» (рисунок 1).
Рисунок 1 - Интернет-страница программы «Тайны судьбы» на официальном сайте:
http://www.radiodacha.ru/index.html
Первый выпуск вышел в эфир в сентябре 2008-го года. Тогда, как и любой проект, данная программа была призвана увеличить интерес целевой аудитории «Радио Дача» на фоне всеобщей заинтересованности к уникальным способностям людей предвидеть будущее. Судя по десятилетней истории, с той задачей она справилась продуктивно и продолжает «держать внимание» слушателей до сих пор. Стоит отметить, в 2016 году передача стала номинан-том самой профессиональной премии в области радио «Радиомании» в номинации «Лучшая развлекательная программа».
Ее основная идея - помощь слушателям, которую оказывают популярные ныне экстрасенсы, парапсихологи, тарологи, люди с удивительными способностями, по крайней мере, в такую категорию они попадают в передаче. Стоит особо подчеркнуть, что работа экстрасенсов всегда получала диаметральные оценки, и отрицательные, конечно, больше. Польский философ Станислав Лем в своём труде «Сумма технологии» обосновывает отсутствие экстрасенсорных способностей людей тем, что такая полезная функция организма появилась бы эволюционно уже давно и у нескольких видов животных, чего, однако, не наблюдается.
Впрочем, несмотря на не всегда одобрительные оценки экспертов и слушателей, интерес к интерактивной программе «Тайны судьбы» на «Радио Дача» растет. В данной работе необходимо проанализировать, за счет каких способов удается «удержать» целевую аудиторию «Радио Дача» и, возможно, подключить новых слушателей? Существуют ли определенные эмоциональные/контекстные/ аудиоэффекты, которые помогают в продуктивном создании данной передачи?
Стоит привести некоторую статистику, полученную методом включенного наблюдения. За 10 лет существования программы «Тайны судьбы» в эфир «Радио Дача» вышло около 400 выпусков, количество рассмотренных историй - порядка 1200. То есть на столько писем слушатели «Радио Дача» получили ответы на волнующие их вопросы (рисунок 2).
71.ОЯ.1994- я, I 5.08.9- мум<
Пер«оди.|КК„ срыыякя из дома. Так жк ш в ф-монюоим плане у иаьией семьи вер ие очей гладко. Дайк пожалуйста совет, как мне вести себя? Каи наладить контакт с ™шяип' Финансово« положение? Долго ли мы прпбудо- вместе? Наладится ли эдороаде гыночна? Что вообще видите о нас? Ьрлм на грани рашо/», Помогите
Рисунок 2 - Пример присланной заявки в программу «Тайны судьбы» (история рассмотрена редакцией в сентябре 2018 г.)
В порядке очереди на сентябрь 2018-го года - более четырех с половиной тысяч историй. По этому показателю программа «Тайны судьбы» однозначно востребована у аудитории. Но какой?
Целевая аудитория, согласно ее позиционированию на медиарынке, «Радио Дача» - 35+. Возраст слушателей, которые обращаются в программу «Тайны судьбы» -18+. То есть возрастная планка аудитории этой передачи гораздо ниже, чем самой радиостанции. Почему? Автор данного исследования как непосредственно автор передачи «Тайны судьбы» считает, что понижение связано в первую очередь с популярностью у молодых людей интереса к экстрасенсорике, который подогревают и аналогичные ранее упомянутые программы на телевидении. Есть ли гендерные различия? Этот вопрос стоит исследовать подробнее через призму трудов ученых об отношении полов к информации.
Несмотря на то, что подавляющее большинство аудитории «Радио Дача» женщины, в программу «Тайны судьбы» обращается около сорока процентов мужчин. Безусловно, это меньше, чем количество выбранных или потенциальных героев-женщин, но и этот показатель говорит о неуемном интересе даже мужчин к экстрасенсорике, тем более живущих в одних и тех же жизненных условиях (в программу обращаются слушатели, живущие в России или странах бывшего Советского Союза). Поэтому гендерные заметные отличия
в аудитории программы «Тайны судьбы», скорее, меняются на их предпочтения, вне зависимости от пола. В связи с чем, здесь стоит сказать о поворотной статье, появившейся и ошеломившей научное сообщество, написанной нобелевским лауреатом Джорджем Акерлофом и исследователем Рейчел Крэнтон о контексте принятия решений. Они утверждали и экспериментально подчеркнули то, что идентичность людей «и нормы поведения берут начало в социальном окружении... Социальный контекст имеет значение». Поэтому можно смело сделать вывод, что аудитория программы «Тайны судьбы» имеет лишь малое различие в гендерных предпочтениях, что само по себе опять же подчеркивает ее востребованность, даже несмотря на позицию «Радио Дача» к своей целевой аудитории.
Затем стоит обсудить сами вопросы, которые слушатели отправляют в редакцию программы «Тайны судьбы». После анализа полученных писем методом включенного наблюдения можно сделать вывод: большинство - около 60-ти процентов обращений, причем как мужских, так и женских, и далее нет смысла подчеркивать их гендер-ную принадлежность, исходя из выводов, сделанных выше об их несущественной
разнице, посвящены личной жизни и проблемах с ней. В основном слушателей беспокоят вопросы: «когда я выйду замуж/женюсь?», «какое будущее у тех отношений, которые у меня есть сейчас?». На втором месте по популярности - более двадцати процентов касаются проблем со здоровьем: «перенесла/перенес операцию, будет ли рецидив?», «чувствую себя плохо, в чем дело?». Далее - около десяти процентов героев «Тайны судьбы» интересуются бизнесом: «как мне выстроить свое дело, с чего начать?», «есть бизнес, не могу развить, что делать?», затем - еще около десяти процентов волнуют проблемы в жизни их детей: «у дочери/сына нет отношений, будут ли?», «дочь/сын имеет проблемы со здоровьем, станет ли ей/ему лучше», «закончит ли дочь/сын учебное заведение и станет ли успешным и богатым человеком?». В том случае характер вопросов, задаваемых в программе «Тайны судьбы» близок к той политике, которую ведет само «Радио Дача», основываясь и подчеркивая важность семейных отношений.
Примечательно и то, что автором была найдена зависимость динамики обращений к количеству заявок, присланных в редакцию программы «Тайны судьбы».
Таблица 1 - Итоговые данные о количестве заявок, присланных слушателями «Радио Дача»
в 2017 г. в программу «Тайны судьбы»
2017 Контакт Почта
Январь 46 14
Февраль 49 7
Март 45 15
Апрель 23 12
Май 24 35
Июнь 35 15
Июль 34 24
Август 24 16
Сентябрь 35 9
Октябрь 54 10
Ноябрь 30 13
Декабрь 23 26
Всего за год: 618 писем. Автором были проанализированы страница «Радио Дача» во «ВКонтакте» внутренняя почта «Радио Дача».
Из полученных данных можно сделать вывод, что наиболее активны слушатели «Радио Дача» в январе, феврале, октябре и апреле. В данном случае с полной уверенностью можно заявить об отсутствии связи
между интересом к конкретной программе «Тайны судьбы» и непосредственно позиционированием «Радио Дача» (согласно многолетним исследованием TNS RUSSIA «Радио Дача» наиболее прослушиваемо в
весенний и летний сезоны).
Как и любая интерактивная передача, «Тайны судьбы» имеет несколько путей для обращения слушателей. В данном случае это: заявки в группе ВКонтакте (50 процен-
Рисунок 3
Особое внимание стоит уделить речевым и интонационным эффектам, к которым прибегает автор при написании программы «Тайны судьбы», ведь любая радиостанция «звучит», и именно от этого звучания зависит степень ее популярности в целом и продукта (передачи) в отдельности. Так какие же эффекты используют автор-журналист для того, чтобы привлечь внимание совершенно разной, порой противоположной аудитории. Как и любой контент СМИ, программа «Тайны судьбы» проходила несколько циклов развития. С.В. Кравченко утверждает: «Динамика циклов развития радио может совпадать или коррелировать-ся. Переформатирование радиостанций -это не однолинейный, а многомерный, многофакторный и динамичный процесс. А поскольку радиостанция - сложная, многоуровневая структура, то изменения происходят на различных уровнях». Действительно, если анализировать развитие программы «Тайны судьбы», то ее совершенствование и приведение к определенному знаменателю актуальности, происходило в разных отделах ее производства. С 2008-го года были использованы разные подходы к созданию программы - от романтических вставок-притч до откровенной и порой пугающей интриги о дальнейшей судьбе слушателей.
тов от всех писем), письма на электронную почту (40 процентов), обычная почта (10 процентов). Данные получены методом включенного наблюдения (рисунок 3).
Согласно проведенному анализу и прослушиванию архивов передачи, выбранный автором, редакторами и продюсерами в 2015-м году метод работы на данный момент является самым продолжительным. Он заключается в том, что ведущий-журналист не дает оценку сложившейся в жизни героя ситуации, а является лишь звеном между ним и экстрасенсом. Стилистически построенные фразы могут испугать слушателя, что напрямую направлено к постоянному напряженному прослушиванию им данной программы. Используются и аудиоэффекты, которые тоже играют свою не последнюю роль. Они меняются в зависимости от того, что конкретно говорит ведущий программы «Тайны судьбы»: яркие трагичные звуки в начале истории, кульминация - ритмичная музыка, в конце каждой истории - спокойные успокаивающие ритмы. Под каждый подклад ведущий выбирает определенную скорость своей речи, переходящей от быстрой к медленной, успокаивающей. В новом сезоне 2018/2019 был добавлен еще один элемент, который сделал и без того интерактивную программу «Тайны судьбы» еще более «открытой» для слушателей. Теперь в конце каждой истории слушателям звучит его оценка прогнозов экспертов. Такое нововведение прежде всего призвано под-
Страница программы «Тайны судьбы» в официальной группе «Радио Дача»
во «ВКонтакте»
черкнуть истинность и реальность историй слушателей «Радио Дача», показать другой неактивной аудитории, что заявки рассматриваются, как данность, и что на них люди получают реальные индивидуальные ответы экспертов-экстрасенсов.
Так какие же выводы можно сделать после проведенного исследования программы «Тайны судьбы»:
1) не имеет существенных гендерных отличий, что противоречит целевой аудитории «Радио Дача»;
2) вопросы, задаваемые слушателями, полностью подчеркивают основные роли в медиаобществе самой радиостанции «Радио Дача»;
3) как и любая интерактивная программа опирается на взаимодействие со слушателями через разные способы коммуникации, из которых популярнее остальных - социальная сеть «ВКонтакте»;
4) развитие происходит через аудио-эффекты;
5) постоянный интерес, который очевиден по количеству обращений, говорит о постоянной/растущей популярности программы «Тайны судьбы».
Исходя из этих выводов, можно сделать один масштабный: так как аналогичных программ, выходящих в эфир на постоянной основе, на российских радиостанциях нет, передача «Тайны судьбы» - монополист в этом контенте. Постоянно развиваясь, она привлекает не только целевую аудиторию «Радио Дача», но и просто людей, интересующихся экстрасенсорикой, возраст которых выходит за возрастные категории названной радиостанции. Как программа «Тайны судьбы» будет развиваться дальше? Возможно, вновь изменится формат аудио и интонационных эффектов, либо с появлением нового пути для реализации интерактивности появится еще один канал связи со слушателями. Пока же очевидно, что передача «Тайны судьбы» в существующем формате является одной из ведущих на «Радио Дача» хотя бы потому, что уникальна в своем роде и способна расширить аудиторию радиостанции.
Есть ли место игре с чувствами слушателей?
Безусловно, при анализе программы «Тайны судьбы» есть место аналогии с пе-
редачей «ТНТ» «Битва экстрасенсов» в контексте осуждения последней за чрезмерно «желтую» работу со зрителями-участниками. Оценок такого характера радиопрограмма не получала. Вследствие чего стоит детальнее рассмотреть этическое поведение авторов со слушателями.
Известно, что успешность деятельности журналиста во многом определяется их умением соблюсти интересы как массовой аудитории, так и заказчика текста, умением работать как с одной стороной, так и с другой. И это, действительно, соблюдается. Радиостанция получает дополнительных слушателей и, очевидно, качественную и заметную интерактивную работу с аудиторией, слушатели - долгожданные ответы экспертов передачи.
В программе используются записи героев, так как передача выходит не в прямом эфире. Это объясняется спецификой программы и наличием в ней трех экспертов. К тому же, по мнению Л.П. Шестеркиной, сегодня основным отличием авторской программы на «локальной» коммерческой информационно-музыкальной радиостанции от передачи на «многопрофильной» и государственной радиостанциях является то, что в первом случае ведущий, как правило, выходит в эфир «живьем», а во втором (из-за обилия передач разных авторов) предварительно записывает свою передачу (сам или с помощью звукоинженера).
Процесс работы над программой проходит в несколько этапов: запись экспертов в студии, запись героев по телефону, написание текста к передаче, монтаж звука, запись ведущего и окончательный монтаж всей программы.
Недооценивать роль участников каждого этапа бессмысленно. В программе «Тайны судьбы», как и в любой другой радиопередаче, важным является всё. Но, безусловно, без наличия «картинки», того самого визуала, большое внимание нужно уделять аудиоэффектам. Это подтверждается и на практике, и в теоретическом аспекте. А.А. Шерель утверждает: «в случае с телевизионной или радиопрограммой - это подбор и расположение программных элементов (журналистских материалов, музыкальных записей) в последовательности, спо-
собной привлечь и удержать тот сегмент аудитории, в котором заинтересована станция». Г.В. Лазутина предлагает ряд правил монтажа:
1) соблюдать четкость предъявления текстовых элементов;
2) контролировать, как соотносятся текстовые элементы фактологического слоя информации с текстовыми элементами слоя оценочной информации, пропорции, подсказываемые жанровой спецификой материала;
3) выдерживать смысловую, стилистическую, интонационную цельность найденных монтажных приемов, стремясь к эстетической завершенности текста.
Кроме того, и тексты, выходящие в радиоэфире, должны быть написаны в разговорном стиле, без «тяжелых» сложных предложений, которые тяжело воспринимаются на слух, так как аудитория услышит сказанное только один раз. Безусловно, с развитием новых технологий программу можно послушать позже в Интернете (многие радиостанции загружают на свои сайты записи), но вряд ли человек захочет это сделать, если первое впечатление от непонятности и сути программы было уже испорчено.
Особое внимание и чуткость автору программы «Тайны судьбы» стоит обращать особенно при работе со слушателями. В данной ситуации именно они - пострадавшая сторона. Поэтому при отборе и анализе собранных данных следует ориентироваться на интересы аудитории (ведь именно от нее зависят рейтинги радиостанции в целом):
1) желание быть в курсе событий (осведомленность);
2) возможность обсуждения и коммуникации;
3) получение удовольствия при про-
смотре, прослушивании;
4) стремление найти помощь в решении проблем.
Четвертый пункт является ключевым при создании программы «Тайны судьбы». Для слушателей - это лишняя возможность рассказать то, чего знакомому человеку порой и не скажешь. Этические нормы? В программе могут быть заменены все данные в целях конфиденциальности по желанию героя. Слова слушателя не искажаются, звук монтируется только с целью его «чистки» (удаления посторонних звуков), но сама речь, конструкции предложений не меняются. В эфир выходит всё, о чем говорит сам человек, который захотел получить ответ от экстрасенсов на волнующий их вопрос.
Выводы
Появление новых Интернет-технологий, очевидное внимание аудитории к определенным трендам должны быть отражены в любом современном СМИ. Появление 10 лет назад программы «Тайны судьбы» на «Радио Дача» было призвано «удержать» и привлечь слушателей на фоне общей заинтересованностью экстрасенсорикой.
Как и полагал автор в начале исследования, в данную передачу обращаются не только те, кто является целевой аудиторией радиостанции. «Диапазон» гораздо шире в гендерных и возрастных показателях.
Это позволяет сделать вывод, что аудитория радиостанции может расширяться за счет появления уникального контента. Он привлекает новых слушателей. Однако важно не только поставить производство определенной программы «на рельсы», нужно учитывать и современную динамику развития, в том числе Интернета. В ином случае любая, даже самая интересная передача, может стать через некоторое время не актуальна, а, соответственно, не интересна слушателю.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Агамян, Е.Ю. Взаимодействие с аудиторией посредством интерактивных программ на социальные темы как один из способов повышения эффективности программирования радиостанции. Мир экономики и управления // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. Новосибирский государственный университет. - Новосибирск, 2009.
2. Витковская, Н.Г. Понятие корпоративных СМИ и основные подходы к их систематизации // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2017. - № 3. Том 2. -С. 154-162.
2. Жаров, В. О том, как представить радиостанцию в Интернете // Ключи к эфиру: в 2 кн. Основы мастерства: Опыт, практические советы / под ред. Г. А. Шевелева. - М.: Аспект Пресс, 2007.
3. Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / пер. c англ. А. Матвеева / под ред. В. Харитонова. - Екатеринбург, 2004.
4. Кравченко, С.В. «Переформатирование радиостанций: путь к успеху?» // Медиаскоп. - М., 2012.
5. Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста / Г.В. Лазутина. - М.: Наука, 2000.
6. Лукина, М.М. Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. - М., 2005 - С. 71.
7. Лем, С. Сумма технологии. - М., 2004.
8. Маклюэн, Г.М. Понимание медиа: внешние расширения человека / пер с англ. В. Николаева. - 4-е изд. - М.: Кучково поле, 2014.
9. Стрельникова, Е.А. Интерактивное вещание на региональном радио (на примере Оренбургской области): дис. ... канд. филол. наук. - М., 2007.
10. Трофимова, Г.Н. Журналист, пиар-специалист и массовые информационные процессы: учебное пособие / Г.Н. Трофимова. - М.: Высшая школа, 2006.
11. Шерель, А.А. Организационные структуры информационно-музыкальных радиостанций и принципы их программирования. - М.: Высшая школа, 2005.
12. Шестеркина, Л.П. Методические разработки по теории и практике телерадиожурналистики: учебное пособие / Л.П. Шестеркина. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2010.
13. Шестеркина, Л.П. Университеты и медиа: опыт и тенденции развития телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ»: монография / Л.П. Шестрекина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2010.
14. Akerloff, G.A., &Kranton, R.E. (2010) Identityeconomics: Howouridentitiesshapeour-work, wages, andwell-being. Princeton, NJ: PrincetonUniversityPress.