Научная статья на тему 'Изучение и привлечение радиоаудитории посредством интерактивного взаимодействия'

Изучение и привлечение радиоаудитории посредством интерактивного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
779
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / РЕЙТИНГ / ДИАЛОГОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / INTERACTIVE / SOCIOCULTURAL SPHERE / TARGET GROUP / RATING DEPENDENCE / DIALOGUE INTERACTION / EFFECTIVE COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Агамян Елена Юрьевна

Цель данной работы изучить интерактивные способы работы радиостанций как формы воздействия на социокультурную среду. В результате исследования описана модель оптимального интерактивного взаимодействия радиостанции и аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive ways of broadcasting stations work are studied in the paper as the forms of influencing sociocultural sphere. Study methods: content-analysis, comparative-contrastive analysis, questionnaire poll, focus-groups, drastic interview. The model of optimal interactive communication between the broadcasting station and the radioaudience is described.

Текст научной работы на тему «Изучение и привлечение радиоаудитории посредством интерактивного взаимодействия»

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ

Е.Ю. Агамян

ИЗУЧЕНИЕ И ПРИВЛЕЧЕНИЕ РАДИОАУДИТОРИИ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Цель данной работы — изучить интерактивные способы работы радиостанций как формы воздействия на социокультурную среду. В результате исследования описана модель оптимального интерактивного взаимодействия радиостанции и аудитории.

Ключевые слова: интерактив, социокультурная среда, целевая аудитория, рейтинг, диалоговое взаимодействие, эффективная коммуникация.

Одна из задач интерактива - дополнить процессы воздействия в условиях коммуникации взаимодействием коммуникантов. Причем таким взаимодействием, когда о субъекте, который вступает в это взаимодействие, можно говорить как о личности автономной или самостоятельной. Самостоятельность, рассматриваемая как определенный тип поведения человека в социальной ситуации интерактивного взаимодействия, есть, по мнению Ю.И. Г ил-лера, «процесс и результат особого характера взаимодействия определенных характеристик этой ситуации и определенных характеристик личности, обусловленный их взаимным влиянием» [1, с. 15]. В качестве характеристики связи человека и данной ситуации интерактивного взаимодействия, отражающей взаимовлияние и обеспечивающей возможности для самостоятельности человека, можно использовать понятие автономия. «Автономия - означает такой характер связи человека и ситуации, который допускает свободу деятельности человека, то есть свободу проявления его индивидуальной активности, возможность индивидуального воздействия на ситуацию» [1, с. 15].

Социальная активность личности является одним из основных условий, оказывающим влияние на его самостоятельность. На наш взгляд, интерактивное взаимодействие со СМИ есть одна из важнейших форм подобной социальной активности.

Очень важна в этом вопросе проблема контента интерактива. Не стоит утверждать, что сама по себе возможность дозвониться на радиостанцию, к примеру, в программу поздравлений, может существенно помочь человеку в удовлетворении своей потребности выразить гражданскую позицию. «Для индивидуального активного влияния на среду человек должен располагать еще

и соответствующими рычагами (правами, статусом и т.д.)» [1, с. 24]. Безусловно, смыслы, ценности, социальные нормы, знания, которые транслируются через формы и контент интерактива, интериоризируются, то есть превращаются в соответствующие внутренние характеристики человека: ментальность, ориентацию на соответствующие ценности, социальные установки.

Культура общества обеспечивает возможность согласованного индивидуального поведения участников социальных отношений. Для того чтобы эти отношения были устойчивыми, необходим определенный уровень внутреннего согласия каждого из участников отношений на выполнение требований, вытекающих из этих отношений, наличие общих ожиданий, то есть взаимное доверие.

Пошлость, квазикоммуникация, порой абсолютная безграмотность многих радиоведущих -во многом определяют приметы содержания сегодняшних радиопрограмм. В результате постоянного подобного воздействия формируется не столько свобода культурного выбора, сколько культурная зависимость. «Массовизация вкусов слушателей, зрителей, читателей означала усреднение нормативных ожиданий и оценки культурных образцов, заметное стирание различий между оценками образованных и необразованных респондентов» [2, с. 364]. Следовательно, взаимоотношения коммуниканта (СМК) и аудитории -это отношения, которые должны строиться не в интересах владельцев радиостанции. Эти отношения, в этом уверен автор данного исследования, требуют гражданского регулирования, защищающего интересы общества.

Важную роль в социальном отношении человека и культуры должны сыграть попечительские советы СМК, институтов культуры, одновременно помогая этим институтам в защите от по-

© Е.Ю. Агамян, 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

173

литического и экономического давления. Роль государства в регулировании этих отношений также необходима, поскольку речь идет не о цензуре, а о государственных гарантиях в процессе формирования общих ценностей граждан как единой общности. Ю.И. Гиллер отмечает, что «в целом заметно выросла группа тех, кто вообще не видит в усилении государственного контроля за массмедиа ни опасности для самих СМИ, ни ущемления их гражданских прав» [1, с. 203].

В этой связи мы хотим еще раз обратить внимание на необходимость изучения потребностей аудитории каждым СМК. Е.В. Поберезникова приводит очень интересный пример, иллюстрирующий размер той пропасти, которая лежит зачастую между создателями программ и аудиторией: «В 1993 году по тестам Люшера и Эткинда было опрошено несколько сотен человек среди авторов, режиссеров и ведущих РТР. Все они выразили недовольство аудиторией. Большинству из них телезритель кажется примитивным и тупым существом, которому ничего не интересно, кроме своей нищенской конуры и потребностей в еде и одежде. Зритель, по мнению опрошенных, -слабый, зависимый, примитивный, консервативный, грубый. В свою очередь, 40% аудитории обвиняет журналистов в неуважительном к ней отношении» [5, с. 104]. В качестве дополнительного примера можно привести данные российско-американского исследования, касающиеся представлений журналистов двух стран о своей аудитории: «Американские журналисты чаще не согласны с тем, что аудитория не заинтересована в анализе, освещении серьезных проблем, а также с тем, что ее не интересуют серьезные проблемы. Российские же явно невысокого мнения о своей аудитории» [6, с. 250]. Как видим, существуют стереотипы российских журналистов о легковесности интересов своей аудитории, что подтверждают и данные нашего исследования.

Подобный характер взаимодействия свидетельствует не только о полном отсутствии контакта коммуниканта и аудитории, но и о полном отсутствии потребности в этом. Это противоречие откладывает отпечаток на контент радиоэфира, интерактива в частности. Хотя интерактивное взаимодействие СМК и аудитории предполагает принципиально иные отношения: осознанный двусторонний контакт и обоюдную потребность в обратной связи.

На наш взгляд, повышение рейтинга передачи не может являться сверхзадачей интерактивного

взаимодействия с аудиторией. Интерактивное радиообщение ценно тем, что оно не имитирует действительность, а обогащает, прежде всего, коммуникатора, новой информацией, новыми идеями, представлениями и знаниями о потребностях аудитории. Таким образом, интерактив помогает изучать аудиторию. Коммуникатор должен знать, кому он адресует свой продукт. Очень важно, чтобы сегодня как можно больше руководителей радиостанций осознало необходимость вовлечения аудитории в диалог, изучения не только вкусов и потребностей разных групп радиослушателей, но и их реакций, тех социально значимых процессов, которые происходят в сознании человека при прослушивании радиоэфира.

Адресность - важнейшее требование к интерактивным программам. Определение целевой аудитории радио включает в себя несколько этапов:

1. Определение частоты потребления внутри группы, потребляющей продукт, то есть с какой частотой потребляется данный продукт - раз в день, раз в месяц и т.д.

2. Построение пересечений потребления и предпочтения СМК. Важно знать, какие СМК предпочитают потребители данного продукта. То есть следует получить ответы на вопросы: как, кто, когда и где слушает данное радио (данную программу), каков «портрет аудитории», кто составляет постоянную благодарную публику данной радиостанции.

Организация канала обратной связи - важнейшее требование для эффективного интерактивного взаимодействия. Сюда входит:

1. Организация качественной телефонной связи. Желательно, чтобы радиостанция располагала многоканальной телефонной связью, чтобы в эфир могли дозваниваться одновременно несколько слушателей. Анкета радиослушателей в рамках нашего исследования включала следующий вопрос, ответ на который, хорошо иллюстрирует необходимость качественной телефонной связи: «Готовы Вы дозваниваться в эфир, если Вас заинтересует обозначенная тема?». 22,4% респондентов выбрали ответ «Да, при условии многоканальной телефонной связи»; 12% - «Да, при условии качественной связи». Эти данные свидетельствуют о том, что вопросы качественной связи, возможности практически сразу дозвониться в эфир лежат в области интересов радиослушателей.

2. Организация удобного сайта. Очень важно, чтобы сайт имел интерактивные опции, был удо-

174

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

бен в пользовании и доступен для «загрузки». Одно из важных требований к организации взаимодействия посредством компьютерной сети -регулярное обновление сайта, которое будет свидетельствовать о внимательном отношении коммуникатора к своей аудитории.

3. Договор с оператором связи по использованию смс-сервиса. Сегодня существует общий российский канал связи доставки смс-сообщений. Для того чтобы аудитория могла связаться с коммуникатором посредством данного вида связи, СМК необходимо заключить договор с оператором связи. Это требует финансовых затрат, на что, как мы говорили, не всегда охотно идут владельцы радиостанций.

4. Электронное радиоголосование - один из новых интерактивных приемов. Оно достаточно дорого, но эффективно и мгновенно, осуществляется с помощью специальных компьютерных программ.

Кроме вышеперечисленных требований к организации интерактива, выбор темы передачи является одним из важнейших требований к созданию эффективной интерактивной программы. Тема должна быть подготовлена с учетом знаний потребности целевой аудитории. По данным результатов нашего исследования, аудитория готова обсуждать сегодня серьезные проблемы, передачи социального характера. Но похоже, что, по высказыванию известного исследователя современных СМК Б.А. Грушина, «внедрение социологического знания в практику повседневной деятельности СМИ может оказаться даже гораздо более сложным делом, чем налаживание сотрудничества с органами управления, поскольку сегодняшние российские СМИ, особенно телевидение, в общем и целом ориентированы, как известно, на совершенно другие ценности, нежели просвещение народа» [3, с. 368.].

Умение отвечать ожиданиям своей аудитории во многом выражается в выборе ведущих для интерактивного общения с радиослушателями. Как правило, ведущие являются для аудитории главным отличительным признаком радиостанции или телеканала. Журналистами в СМИ сегодня принято называть, к сожалению, не только тех специалистов, кто имеет журналистское образование, а всех, кто работает на радиостанции: готовит программы, ведет их в эфире. Нивелирование профессии обусловливает во многом низкий уровень контента радиостанций, интерактива в частности, поскольку ведение программы в прямом эфире тре-

бует серьезной подготовки, знаний и навыков, социального опыта, умения анализировать и аргументировать свою (или необходимую) точку зрения. Умение находиться в диалоге, не подавлять собеседника, не эгоцетрировать и в то же время не отдавать ему все права на ведение эфира - очень непростая задача. Речь в данном случае должна идти об умении и готовности ведущего, журналиста адекватно интерпретировать тексты (единицы коммуникации). Это умение Т.М. Дридзе называет «цементирующим» свойством социальной коммуникации. «Адекватная коммуникация - нелегкий интуитивный и интеллектуальный труд. Однако социальный выигрыш, полученный в итоге, стоит затраченных усилий» [4, с. 30].

Традиционный поиск эффективных форм интерактивного взаимодействия в радиовещании, на наш взгляд, должен идти по пути изучения его результативности. «Рассматривая эффективность реализации функции социального управления, целесообразно перенести акценты с поиска конкретных виновников на формирование диалоговой модели общения, на вовлечение все большего числа участников в обсуждение проблемы. Результативность усилий СМИ измеряется не столько количеством телефонных звонков и писем, не местом передачи в рейтинге, сколько реальными изменениями в сознании людей и глубиной вовлечения самых широких слоев населения в обсуждение, анализ. Принятие решений и контроль за реализацией общественно значимых проблем» [7, с. 120].

Радиопрограмм, в которых реализуется функция социального управления, то есть управления интерактивного, с реальной обратной связью и отслеживанием его последствий, тем более передачу, где эта функция реализуется успешно, практически нет в Новосибирском радиоэфире. Эта функция социального управления сегодня востребована только с точки зрения получения прибыли за счет повышения рейтинга. Об этой возможности интерактива, которая так востребована владельцами радиостанций, мы говорили выше в нашем исследовании. При решении проблем, связанных с социальным управлением, важно искать формы участия аудитории в разработке и реализации программ, представляющих для нее особую значимость, - экологических, просветительских, культурных и других. Возможность привлечения большого числа радиослушателей к обсуждению и решению социально значимых проблем может превратить радиовещание из сред-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

175

ства, «распространяющего информацию и идеи, в средство организации диалога и обеспечения гласности, в участника процесса выработки конструктивных решений» [7, с. 120].

Качественные исследования восприятия радиопродукции практически не проводятся. Количественные исследования, как правило, посвящены изучению состава радиоаудитории, рейтингу музыкальной продукции. Проводятся они в интересах владельцев радиостанций, чья основная задача, безусловно, получение прибыли, и гораздо меньше - интересы радиослушателей.

Выход представляется в широком распространении не только количественных, но и качественных исследований восприятия радиопрограмм, а также в социальном заказе на такие исследования, в законодательном регулировании взаимоотношений между властными структурами, СМИ и аудиторией. Пока у радиослушателя есть, к сожалению, лишь одно право - бесконечно нажимать на кнопки переключения диапазонов радиостанций.

Библиографический список

1. Гилмер Ю.И. Социология самостоятельной личности. - М.: Академический Проект, 2006. -С. 203.

2. Гудков Л.Д., Дубин Б.В. Разложение институтов позднесоветской и постсоветской культуры // Куда пришла Россия? Итоги социальной трансформации/ Под общ. ред. Т.И. Заславской. -М.: МВШСЭН, 2003. -С. 364.

3. Грушин Б.А. На перекрестке дорог, ведущих в будущие годы // Куда пришла Россия? Итоги социальной трансформации / Под общ. ред. Т.И. Заславской. - М.: МВШСЭН, 2003. - С. 368.

4. Дридзе Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантрпоцентрической и семиосциоп-сихологической парадигмах. - М.: Издательство института социологии РАН, 2000. - С. 30.

5. Поберезникова Е.В. Телевидение взаимодействия. Интерактивное общение. - М.: Аспект Пресс, 2004. - С. 104.

6. ФомичеваИ.Д. Социология СМИ. - М.: Аспект Пресс, 2007. - С. 250.

7. Шилова В.А. Интерактивное управление и полифункциональное телевидение // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантрпоцентрической и семиосциопсихоло-гической парадигмах. - М.: Издательство института социологии РАН, 2000. - С. 120.

УДК 316.612

С.Н. Жирякова, И.А. Ильяева

К ВОПРОСУ ОБ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА

МЕСТНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА

В статье предпринимается попытка выявить внутренние резервы и ресурсы местного территориального сообщества, необходимые и достаточные для его существования и развития в современном трансформирующемся мире, для которого характерны процессы глобализации, информатизации и виртуализации. Авторы осуществляют категориальный анализ основных понятий, разрабатываемых в теоретической социологии, обозначают основные противоречия местного территориального сообщества.

Ключевые слова: местное территориальное сообщество, интеллектуальный потенциал, «экономико-гуманитарный баланс», «социокультурный баланс», «этнокультурный баланс», коммуникативное поле территориального сообщества, интеллектуальные связи.

есл

р

го потенци

елью настоящей статьи является рассмотрение основных показателей, определяющих развитие интеллектуального потенциала местного территориального сообщества, в котором сложились устойчивые социальные, экономические, политические и культурные связи, образующие особое социокультурное пространство региона. Поставленная цель

связана с выявлением внутренних резервов и ресурсов региона, обеспечивающих успешность его саморазвития при необходимости включаться в общее социальное развитие той или иной страны и мира в целом.

Достижение поставленной цели мы связываем, во-первых, с уточнением понятий, описывающих деятельность конкретных людей, включен-

176

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

© С.Н. Жирякова, И.А. Ильяева, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.