Научная статья на тему 'Интерактив как полифункциональное средство радиостанции'

Интерактив как полифункциональное средство радиостанции Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
932
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Агамян Елена Юрьевна

Статья посвящена рассмотрению проблемы обмена информацией по принципу обратной связи с позиций радиовещания. Автор оперирует такой категорией, как «интерактив самоуправления».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Агамян Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактив как полифункциональное средство радиостанции»

Язык СМИ

ЯЗЫК СМИ

ИНТЕРАКТИВ КАК ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СРЕДСТВО РАДИОСТАНЦИИ

Е. Ю. Агамян

Статья посвящена рассмотрению проблемы обмена информацией по принципу обратной связи с позиций радиовещания. Автор оперирует такой категорией, как «интерактив самоуправления».

Ключевые слова: интерактив, радио, информация.

Радио, как одно из самых оперативных средств массовой коммуникации, пользуясь для осуществления своих функций техническими средствами, может быть названо близкой любой кибернетической системе, где особую роль играет понятие обратной связи. Именно наличие управления по принципу обратной связи позволяет нам рассматривать радиовещание как саморегулирующуюся систему коммуникации, которая основана на законах, свойственных кибернетической системе.

Трудно переоценить роль обратной связи в радиопрограммах социально- значимого контента. Рассмотрим ситуацию, когда ведущий программы приглашает компетентного гостя в студию по заданной теме. Во-первых, каждый дозвонившийся может получить дополнительную информацию по интересующему вопросу, сделать собственные выводы, возможно, посмотреть на проблему с иной точки зрения.

Во-вторых, неоценимую информацию получают представители органов местного самоуправления, общественных организаций, которые находятся в эфире в качестве приглашенных. Замечания, пожелания, а также новая информация, уже, в свою очередь от радиослушателей «обогащает» приглашенных и при необходимости, активно используется в работе.

Такой взаимообмен информацией автор предлагает назвать интерактивом самоуправления.

Интерактив самоуправления это, по большому счету, то состояние системы, к которому она стремится. В большинстве же своем

135

Lingua mobilis №1 (20), 2010

интерактив используется по линейному принципу: редакция - аудитория. Без участия третьих лиц. Журналисты, ведущие программ, приглашают радиослушателей к участию в конкурсах, викторинах, программах по заявкам. Общение происходит по принципу челнока: вопрос-ответ. Аудитория в данном случае может очень незначительно влиять на ход передачи и программирования радиостанции. Хотя радиослушатель остается главной, определяющей фигурой и выступает в данном случае как активный субъект. Его характеристики представляют интерес как для вещателя (СМК), так и для той радиоаудитории, которая в это время слушает радио. Главной особенностью этой интеракции становится побудительный мотив. Именно по собственному желанию радиослушатель становится активным субъектом коммуникативного процесса.

Оба вида интерактива, интерактив самоуправления и интерактив по принципу челнока, можно отнести к эфирным формам взаимодействия аудитории и СМК.

Существуют, не менее важные по значению, внеэфирные формы интерактива.

К ним можно отнести внешние PR-акции, промокомпании радиостанций, которые проводятся с целью продвижения своего бренда на медиарынке, с целью саморекламы Суть подобных акций одна: о данной радиостанции должно узнать как можно больше жителей данной территории. Интерактивный способ взаимодействия с аудиторией позволяет, при грамотной подготовке таких мероприятий, получить максимум полезной для выстраивания стратегии продвижения и наполнения содержания радиостанции, информации.

Помимо эфирных и внеэфирных способов интерактива существует его смешанный тип. Это так называемая, многоступенчатая акция. Все типы интерактива на радио устанавливаются посредством технического канала связи: почта России, телефонная связь, SMS сервисы, компьютерные сети.

Мы попытались выделить и определить некоторые, на наш взгляд, основополагающие функции интерактивного взаимодействия радиостанции и аудитории.

Их вполне можно объединить в некую систему и представить в виде следующей схемы:

136

Язык СМИ

Рис. 1. Функции интерактива

Особо хочется отметить значение социальной функции интерактива. Как верно замечает И. Д. Фомичева, появление новых информационных технологий важнее всего рассматривать со стороны расширения возможностей социального общения и участия. Это означает «реальное включение представителей большого спектра социальных слоев (простых людей, широкой общественности) в процесс обсуждения и принятия решений по общезначимым проблемам» [7. С. 273].

Режим интерактивного вещания вполне может стать частью социальной практики. М. Э. Онищенко называет интерактивный режим общения с аудиторией «лакмусом спонтанной общественной реакции». Кроме того, интерактивные передачи и опросы - это единственная возможность для аудитории высказать свое мнение, выплеснуть свои, зачастую негативные, эмоции. Возможность высказать свое мнение дает возможность снять напряжение в социуме. Таким образом, средства массовой информации в определенной степени могут сыграть роль средства социальной терапии.

137

Lingua mobilis №1 (20), 2010

Итак, интерактивность в сфере радиовещания действительно обладает полифункциональностью, что позволяет говорить о ней как о целостной системе.

Сегодня на реализацию тех или иных функций, а соответственно и на выбор определенных форм интерактивного взаимодействия с аудиторией в значительной степени влияет формат радиостанции. Музыкально-развлекательная радиостанция (чаще всего сегодня это независимые коммерческие станции) находится в очень тесных финансовых отношениях со своей аудиторией, так как рейтинг является важным показателем для рекламодателей, а значит, напрямую влияет на ее прибыльность. Следовательно, в стремлении расширить аудиторию, развить с ней более прочные взаимоотношения, такая радиостанция в качестве приоритета выбирает выполнение развлекательной, функции звукового многообразия. У информационноаналитической радиостанции мотивация к развитию взаимоотношений с аудиторией имеет несколько другой характер: она связана, прежде всего, с содержательным, качественным, развитием эфира. Для нее на первом месте стоит реализация функции обогащения контента и социальной функции.

Однако это вовсе не означает, что развлекательная радиостанция не может или не должна играть социальную роль в обществе, а информационно-политическая не имеет право развлекать свою аудиторию. Скорее, каждая станция в зависимости от своей целевой направленности выбирает то или иное соотношение задач, которые она ставит перед собой в процессе использования интерактивных форм.

Список литературы

1. Винер, Н. Кибернетика, или Управление и связи в животном мире и машине. М. : Советское радио. 1983. С. 145.

2. Дридзе, Т М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и социальное управление в экоан-трпоцентрической и семиосци-опсихологической парадигмах. М., 2000.

List of literature

1. Viner, N. Kibemetika, ili Uprav-lenie i svyazi v zhivotnom mire i mashine. M. : Sovetskoe radio. 1983. S. 145.

2. Dridze, T. M. Dve novye para-digmy dlya sotsial'nogo poznaniya i sotsial'noy praktiki // Sotsial'naya kommunikatsiya i sotsial'noe up-ravlenie v ekoantrpotsentricheskoy i semiostsiopsihologicheskoy para-digmah. M., 2000.

138

Язык СМИ

3. Исследование аудитории: телевидение, радио, Интернет // Прогресс технологий телерадиовещания. М. : Медиа Комитет, 2003.

4. Любосветов, Д. И. К вопросу о движении творческих форм в отечественной радиожурналистике. Журналистика в 1999 году. Ч.

III. М. : Аспект Пресс, 2004.

5. Онищенко, М. Э. Интерактивное общение в радиоэфире в экстремальной ситуации// Журналистика в 2002 году : сб. материалов науч.-практ. конф. Ч.2. М.

: МГУ, 2003. С. 38.

6. Трапезников, В. А. Задачи технических наук в развитии автоматического управления и технических средств автоматизации // Вестник АН СССР 1974. № 2. С.30.

7. Фомичева, И. Д. Мультиме-дийность: новые возможности для решения старых проблем // Журналистика в 2002 году : сб. материалов науч.-практ. конф. 2003. Ч.2. С.273.

3. Issledovanie auditorii: televide-nie, radio, Internet // Progress teh-nologiy teleradioveschaniya. M. : Media Komitet, 2003.

4. Lyubosvetov, D. I. K voprosu o dvizhenii tvorcheskih form v otechestvennoy radiozhurnalistike. Zhurnalistika v 1999 godu. Ch. III. M. : Aspekt Press, 2004.

5. Onischenko, M. E. Interak-tivnoe obschenie v radioefire v ekstremal'noy situatsii// Zhurnal-istika v 2002 godu : sb. materia-lov nauch.-prakt. konf. Ch.2. M. : MGU, 2003. S. 38.

6. Trapeznikov, V A. Zadachi tehnicheskih nauk v razvitii av-tomaticheskogo upravleniya i teh-nicheskih sredstv avtomatizatsii // Vestnik AN SSSR. 1974. № 2. S.30.

7. Fomicheva,I.D.Mul'timediynost': novye vozmozhnosti dlya resheniya staryh problem // Zhurnalistika v 2002 godu : sb. materialov nauch.-prakt. konf. 2003. Ch.2. S.273.

139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.