УДК 303.442.23
Е. Ю. Агамян
Новосибирский государственный педагогический университет ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, 630126, Россия
E-mail: [email protected]
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С АУДИТОРИЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРОГРАММ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕМЫ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ РАДИОСТАНЦИИ
Методики изучения исследования взаимодействия аудитории и радиостанции достаточно сложные и не всегда доступны СМИ, прежде всего из-за недостатка средств. Радиостанции самостоятельно пытаются изучить свою целевую аудиторию доступными им способами. На основании разработанной анкеты и проведенного анкетирования радиослушателей, а также экспертных оценок руководителей 16 радиостанций Новосибирска, анализируется процесс взаимодействия аудитории и радиостанций. Помимо анализа констатации нынешнего взаимодействия, на основании анкетирования делается анализ ожиданий аудитории по поводу интерактивного взаимодействия в эфире. Ожидания делятся на прослушивание интерактивных передач и на предполагаемое участие в подобных программах.
Ключевые слова: радиостанция, аудитория, взаимодействие.
Говоря об эффективности программной политики радиостанции, помимо факторов, которые рассматриваются руководителями СМИ (в первую очередь, как правило, строгое соответствие формату, пополнение музыкальной базы, полноценное техническое оснащение), стоит обратить внимание на такое значительное направление в работе, как интерактивное взаимодействие аудитории и радиостанции. Как известно, современные массмедиа тяготеют к интерактивной беседе. Для них характерны растущая скорость, взаимосвязанность и двусторонний характер коммуникации, а также возрастающий контроль за процессом, со стороны как отправителя сообщения, так и аудитории. Именно интерактивное взаимодействие помогает, во-первых, изучить характер своей аудитории, во-вторых, понять ее потребности, в-третьих, использовать полученную информацию в осуществлении программной политики радиостанции - изменять контент радиопередач в зависимости от ожиданий аудитории. Тем не менее, изменение характера обращенности к аудитории в условиях конкуренции повлекло изменение стилистики вещания, в том числе значительно изменилось содержание интерактива. Сегодня в этом вопросе важно не столько «как, кто, кому», сколько «что». Что имеется в содержании интерактива? Какие темы обсуждаются в диалогах радиоведущий - радиослушатель? За счет чего, с помощью какого наполнения диалогового общения с аудиторией достигается коммерческий успех радиостанции? Ответы на эти и ряд других вопросов автор статьи получил в ходе исследования, проведенного во втором квартале 2008 г. На этот период в Новосибирском эфире присутствовало 16 радиостанций.
Описание хода исследования
Для изучения проблемы взаимодействия с аудиторией посредством интерактивных программ были поставлены следующие задачи:
• изучить потребность аудитории в интерактивных радиопередачах на социально значимые темы;
• выяснить, насколько соотносятся представления руководителей радиостанций об ожиданиях радиослушателей с действительными потребностями аудитории в интерактивных программах социальной тематики;
• определить степень удовлетворенности руководителей радиостанций качеством подготовки интерактивных программ;
• проанализировать мнение руководителей радиостанции о взаимосвязи изменений показателей недельной аудитории с присутствием в эфире интерактивных программ социальной тематики;
ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2009. Том 9, выпуск 4 © Е. Ю. Агамян, 2009
• проанализировать контент интерактивных программ радиостанций Новосибирска.
Для проведения исследования были использованы следующие методики.
Анкета для радиослушателей, содержащая следующие вопросы: какова частота дозвона на радиостанции Новосибирска с целью участия в интерактивных программах; каковы причины, по которым радиослушатели звонят / не звонят в прямой эфир радиостанции; насколько удовлетворяется потребность радиослушателей как в самих интерактивных программах, так и в программах на социально значимые темы (вопросы медицинского обслуживания, правовая защищенность граждан, образование и т. д.); необходимые условия, при которых радиослушатели готовы дозваниваться в прямой эфир: профессиональная работа ведущего передачи, компетентность приглашенного эксперта в студии прямого эфира, технические условия - многоканальный телефон и высокое качество связи.
Важно было выяснить, хотели бы радиослушатели влиять на выбор тем, которые затем будут обсуждаться в прямом эфире; считают ли они, что обсуждение подобных, социально значимых тем поможет решению этих вопросов в обществе.
На вопросы анкеты ответили 423 жителя Новосибирска, из числа тех, кто слушает БМ-радиостанции.
Также была разработана анкета для экспертов - главных редакторов или программных директоров (в разных редакциях руководящая должность называется по-разному) радиостанций. В анкетировании приняли участие руководители всех новосибирских радиостанций. Было важно понять, с какой периодичностью и каким образом руководство радиостанций отслеживает рейтинг своего СМИ. Какие причины, по их мнению, могут лежать в основе взлетов и падений показателей недельной аудитории. Как эти изменения рейтингов руководители радиостанций связывают с присутствием в эфире интерактивных программ; с темами, которые обсуждаются в них; с качеством подготовки этих передач; профессионализмом журналистов. Необходимо было определить, насколько руководители радиостанций удовлетворены качеством профессиональной подготовки ведущих интерактивных программ.
Метод глубокого интервью помог выявить отношение главных редакторов трех радиостанций, представителей разных медиахолдингов (Лав радио, Маяк, Авторадио), к процессам программирования на радиостанциях, к функциональности радио как СМИ; к ситуации зависимости новосибирских сетевых станций от политики московских партнеров, насколько эта политика противоречит потребности радиостанций Новосибирска в повышении показателя эксклюзивности эфира.
Кроме того, автор исследования проанализировал данные социологического исследования компании ЦМИ «ИнфоСкан - Новосибирск» по проекту «МедиаМикс - Россия», которое было проведено в июне-июле 2008 г. Ежеквартальное исследование, ориентированное в первую очередь на владельцев и ¿ор-менеджмент средств массовой информации, данные которого необходимы для эффективного планирования рекламных кампаний в СМИ и проведения правильной маркетинговой политики руководством СМИ. Методика проведения исследований - опрос населения по репрезентативной выборке /аее-О/аее (4 раза в год опрашиваются от 400 до 1 000 респондентов).
Метод сравнительного анализа аудитории радиостанций использован в работе для выявления признаков, по которым пересекается аудитория радиостанций. Мы постарались определить причины этого пересечения и последствия этого явления.
Проведен контент-анализ радиопрограмм 16 радиостанций Новосибирска. Выявлено, сколько программ интерактивных, сколько подготовленных в записи. Проанализированы темы интерактивных программ. Определено процентное соотношение интерактивных развлекательных, информационных и программ в прямом эфире на социально значимые темы.
Метод фокус-группового исследования был также использован в данной работе. Целью исследования было тестирование интерактивных фрагментов эфира трех новосибирских радиостанций Лав радио, Динамит БМ, Авторадио. Каждая из этих радиостанций является представителем разных форматных направлений и ориентирована на значительно разнящуюся по социально-демографическим характеристикам аудиторию.
Задачи этой части исследования были следующие.
1. Оценить восприятие интерактивных фрагментов эфира трех новосибирских радиостанций (Лав радио, Динамит FM, Авторадио) и выявить диалоги, которые:
а) привлекают внимание и вызывают желание принять участие в разговоре;
б) привлекают внимание и вызывают желание слушать дальше и получить информацию по интересующему вопросу;
в) воспринимаются как посторонний звуковой фон и не мотивируют на продолжение слушания эфира радиостанции;
г) раздражают и вызывают желание переключиться на другую радиостанцию.
2. Выявить признаки (характеристики) диалога, который мотивирует на дальнейшее прослушивание программы, и в некоторых случаях (определить в каких), на участие в этом диалоге.
Выборка и методология
Предмет Тестирование интерактивных фрагментов эфира трех новосибирских радиостанций (Лав радио, Динамит FM, Авторадио)
Метод Фокус-группа
Дата 16-18 марта 2008 г.
Место проведения Новосибирск
Целевая группа Мужчины и женщины, которые слушают радио ежедневно
Выборка Мужчины - 60 %, женщины - 40 % Возраст 24-48 Образование среднее профессиональное - 70 %, высшее - 30 %
Количество групп Три
Количество человек в группе 10
Стимульные материалы Фрагменты интерактивных программ
Продолжительность групповой дискуссии 2,5 часа
Изучение аудитории радиостанции
как необходимая составляющая эффективной программной политики
Как известно, в мире нет единственного методологического стандарта измерения аудитории радио. В одних странах применяется дневниковая панель (Великобритания, Бельгия, Дания), в других (Австрия, Франция) - технология телефонного опроса Day-After-Recall (от англ. - вспоминание вчерашнего дня), в третьих используется метод личного интервью (Германия, Испания). Кроме того, в последнее время все большую популярность приобретают аудиометры (или пиплметры) - электронные средства измерения радио, функционально приспособленные и для измерения телевизионной аудитории. На сегодня единственной страной, использующей аудиометры и предоставляющей официальные данные по результатам измерения, является Швейцария (компания «Radiocontroll»). На уровне эксперимента эта технология также существует на американском рынке и реализуется компанией «Arbitron».
Как правило, задачей медиаизмерений, синдикативных исследований является получение количественной оценки объемов аудитории станции, социально-демографического и потребительского портрета слушателей, т. е. получение эффективного инструмента для планирования работы радиостанции. Измерениями аудитории радио в России на федеральном уровне занимаются «TNS Gallup Media» и «Комкон». Расхождения результатов вполне возможны в рамках погрешности измерений.
Стоимость такого стандартного исследования достаточно высока. Обычно исследования такого уровня заказывают только ведущие федеральные радиостанции.
Исходя из данных анкетирования руководителей радиостанций, можно констатировать, что при программировании локальной радиостанции радиовещатели чаще опираются на соб-
ственный опыт, интуицию. Позиция Москвы, если это радиостанция сетевая, однозначно жесткая: «Чем меньше регионального вещателя с собственными программами в эфире, тем лучше для рейтингов». Такую однозначную позицию не сложно объяснить. Владельцы федеральных станций, пользуясь данными исследований, форматируют станцию исходя из точных расчетов, выполненных по результатам исследования. Поскольку интуиция местных вещателей - нерелевантный показатель, выдвигаются требования работать четко в формате московской станции. Вот в этом, по мнению автора, заключается парадокс. Исследования, на основании которых строится форматирование и программирование станции, проводятся на территории Москвы, а значит, не имеют отношения к потребностям, ожиданиям аудитории радиостанций региона. Как известно, изучение одного и того же вопроса на разных территориях дает совершенно разные результаты, так же как и появление одного и того же сетевого продукта на разных территориях имеет разную реакцию аудитории, разные уровни продаж рекламы и т. д. В медиасреде это особенно очевидно. К примеру, проекты «Наше Радио», «Эхо Москвы», «Максимум» оказались неконкурентоспособными и были закрыты в Новосибирске, в то же время они занимают хорошие позиции в рейтинговой линейке в других регионах.
Как правило, по многим причинам руководители сетевых радиостанций предпочитают соглашаться с требованиями московских партнеров и значительно сокращают число передач собственного производства. Основные программы новосибирских редакций - это выпуски новостей и музыкальные программы по заявкам (анализ контента новосибирских программ мы рассмотрим несколько позже).
Подобные исследования в регионах сегодня необходимы, во-первых, для того, чтобы знать характер, портрет своей аудитории, понимать, для кого вещает данная станция; во-вторых, знать, насколько соотносятся представления руководителей радиостанций об ожиданиях радиослушателей с действительными потребностями аудитории. Как мы уже говорили, стоимость подобных исследований достаточно высока, и не всегда радиостанция может позволить их оплачивать.
Но нельзя забывать о том, что радиовещатели имеют возможность изучать свою целевую аудиторию самостоятельно, параллельно с профессиональными исследованиями (или без них). Речь идет о самостоятельной систематической работе в этом направлении в регионах, на каждой радиостанции, поскольку каждая из них заявляет свою уникальную целевую аудиторию. Существуют различные способы ее изучения. Автор данного исследования на основании собственного опыта работы и анализа алгоритма функционирования радиостанций Новосибирска выделяет следующие.
1. Анализ редакционной почты. В отличие от прошлых лет сегодня редакции, как правило, получают сообщения от своих радиослушателей по электронной почте или через специальный раздел обратной связи на сайте радиостанции.
2. Анализ информации на специализированных форумах. Это достаточно новый, но вполне информативный способ изучения аудитории.
3. Анализ телефонных звонков. Во многих редакциях телефонное общение используют как способ изучения потребностей целевой аудитории.
4. Анализ внестудийных мероприятий радиостанций. Студия принимает решение провести собственную промоакцию (концерт, конкурсы, вечеринку в клубе), где ведущие непосредственно общаются с аудиторией, также по заданному алгоритму, прописанному в редакции, выясняют потребности, вкусы, интересы своих радиослушателей. Все это становится поводом для анализа.
5. Анализ результатов интерактивного участия радиослушателей. Анализируется социально-демографический портрет дозвонившихся на прямой эфир.
6. Анализ эфирных мероприятий. Анализируется социально-демографический портрет радиослушателей - участников этой акции.
7. Анализ данных анкетирования. К этому способу радиостанции сегодня прибегают все чаще.
Именно совокупность подобных исследований позволяет выстраивать программирование в соответствии с действительными ожиданиями целевой аудитории каждой радиостанции.
Способы привлечения внимания аудитории
Основными задачами редакций СМК современные исследователи сегодня называют следующие:
1) привлечение аудитории;
2) удержание аудитории;
3) расширение аудитории [1].
Действительно, каждая радиостанция работает на увеличение показателя AQH Share (доля слушателей определенной станции среди всех слушателей определенной группы), чем шире охват аудитории, тем привлекательнее она для рекламодателей, а значит, выше степень конкурентоспособности. Однако мало привлечь аудиторию, ее необходимо удержать. Основным способом привлечь внимание аудитории, сформировать постоянную аудиторию является повышение качества эфира. Между тем, когда речь идет о качестве эфира, подразумевается целый ряд показателей:
• тематическая и содержательная составляющие радиопередач;
• музыкальное оформление эфира - качество джинглов и других элементов, выполняющих функцию идентификации радиостанции;
• профессионализм ведущих эфира - умение эффективно работать в контакте с собеседником, эрудиция, грамотная речь, аккуратность в «сведении» элементов эфира и др.;
• технические (качество сигнала, уровень звука, соотношение уровня звука музыки и выход ди-джеев и др.).
Кроме показателя AQH Share, для каждой радиостанции важен показатель уникальности радиостанции (Exclusive Index Daily — доля дневной «эксклюзивной» аудитории радиостанции). Как правило, эксклюзивную аудиторию можно привлечь только уникальным продуктом. Посмотрим, насколько эксклюзивен эфирный продукт Новосибирска. Этот показатель можно определить, проанализировав пересечение еженедельной аудитории радиостанций Новосибирска. Данные исследования ЦМИ «ИнфоСкан» за июнь-июль 2008 г. позволяют увидеть пересечение аудитории радиостанции, выраженное в процентах доли общей аудитории данной и других радиостанций. Таблица пересечения еженедельной аудитории составлена по рейтингам радиостанций, попадающих в первую десятку. Для наглядности пересечения аудитории мы выделили по три наивысших показателя в каждой строке, где продемонстрировано, сколько тысяч человек, кроме данной радиостанции, слушает другое радио.
Пересечение еженедельной аудитории радиостанций июнь-июль 2008 г.
В тыс. чел. Лав радио Авторадио Европа плюс Радио Сибири Радио Шансон Русское радио Радио Юнитон Ретро FM Юмор FM Радио Семь
Лав радио 51 20 29 12 15 18 25 15 18 12
Авторадио 20 162 58 18 64 30 38 34 48 21
Европа Плюс 29 58 134 22 52 34 58 23 30 18
Радио Сибири 12 18 22 80 33 25 31 24 18 8
Радио Шансон 15 64 52 33 182 39 55 48 43 14
Русское радио 18 30 34 25 39 98 37 29 26 11
Радио Юнитон 25 38 58 31 55 37 133 29 36 17
Ретро FM 15 34 23 24 48 29 29 125 50 12
Юмор FM 18 48 30 18 43 26 36 50 120 12
Радио Семь 12 21 18 8 14 11 17 12 12 32
В ходе анализа данных по пересечению аудитории радиостанций Новосибирска мы обнаружили, что четыре радиостанции конгруэнтны по пересечению. Любое пересечение потенциально, если это пересечение значительное, демонстрирует отсутствие уникальности. Чем выше доля пересечения, тем ниже показатель Exclusive Index Daily. Руководители медиаобъ-единений часто идут на создание группы радиостанций с пересекающейся аудиторией. Это, как правило, позволяет привлечь основные доходы не от количества рекламы, а от ее объема и широты охвата аудитории. Перечисленные же станции (Авторадио, Юнитон, Шансон, Европа Плюс) входят в состав различных медиахолдингов, поэтому нельзя говорить о преднамеренной значительной доли пересечения.
Нельзя утверждать и о полной идентичности форматов этих радиостанций, но можно говорить о некой стандартизации их эфира. О подобном явлении в своей статье «Печати и штампы глобализации на радио» упоминал известный исследователь радио А. А. Шерель: «Что означает распространение любого радиостандарта? Ведь это - улица с двусторонним движением, а это значит, что есть и запрос аудитории. Но вот должен ли в данном случае спрос оправдывать предложение, я не убежден. Это вопрос спорный» [2].
«Должен ли спрос оправдывать предложение?» - это вопрос, который вызывает бурные споры в прессе, но не подвергается сомнениям владельцами медиахолдингов. Обобщенное мнение выглядит так: «Аудитория достойна того продукта, который потребляет». Собственники медиахолдингов могут как угодно снисходительно относиться к аудитории, но действительно ли аудитория хочет того, что ей предлагают по принципу «я думаю, что ты думаешь...»? Как показывает анализ данных нашего исследования, руководители радиостанций плохо знают потребности своей аудитории.
Анализ контента новосибирских радиопрограмм
Данные контент-анализа новосибирских радиопрограмм свидетельствуют о том, что доля интерактивных программ занимает 34 % - это программы, которые идут в прямом эфире с участием радиослушателей. Соответственно 66 % программ - это программы, подготовленные в записи.
С учетом того, что подавляющее большинство радиостанций Новосибирска музыкальные, где объем музыки значительно выше информационной составляющей, чуть больше трети интерактивных программ - не так уж и мало. Но интересны в этом контексте другие цифры: из общего числа интерактивных программ - доля познавательных передач - 5 %, передач на социально значимые темы - всего 2 %. Преимущественно, 93 % - это программы развлекательного характера. Заметим, что основная категория интерактивных программ - музыкальные программы по заявкам. Социальные темы - темы закрытые.
Причин этому, на наш взгляд, несколько. Одна из них - мнение руководителей радиостанций, что именно такие легкие, фоновые программы, не подразумевающие серьезных тем и их обсуждения, в первую очередь необходимы сегодняшней аудитории. Так, всего 40 % руководителей считают, что обсуждение социально значимых тем увеличивает показатель Reach (объема недельной аудитории). Интересны в этом отношении данные исследования, которые соотносят представления руководителей радиостанций о значимости интерактивных программ на значимые темы с ожиданиями радиослушателей.
Среди причин, которые слушатели называли, отвечая на вопрос анкеты «Почему вы не участвуете в интерактивных программах», основная - «это кажется пустой тратой времени». Так ответило 45 % респондентов, 12 % респондентов неинтересна тема обсуждения. Эти результаты интересны тем, что примерно в равном соотношении данный вариант ответа выбрали респонденты из разных возрастных групп. Можно сделать вывод, что в эфире новосибирских радиостанций часто звучат передачи, темы которых изначально неинтересны радиослушателям разных возрастных категорий. На вопрос анкеты «Достаточно ли Вам радиопередач на социально значимые темы (программы об образовании, о вопросах медицинского обслуживания, о правовой защищенности граждан и т. д.), где предусмотрено общение с радиослушателями, ответы на их вопросы?» больше половины респондентов (56 %) ответили, что недостаточно, 10 % ответили, что таких программ нет совсем.
Кроме того, среди причин, по которым радиослушатели не участвуют в интерактивных программах, 22 % респондентов назвали ту, что им не нравится манера общения ведущего в эфире.
Интересна оценка уровня потребностей радиослушателей в социально значимых интерактивных программах: такие передачи необходимы - так ответили 73 % респондентов; таких передач должно быть намного больше - 22 %; такие передачи не нужны совсем - 1 % ответивших на вопросы анкеты; таких передач должно быть намного меньше - этот ответ выбрали 4 % от всех ответивших.
Интересна в этом смысле позиция респондентов, которая прослеживается в ответе на вопрос анкеты «Считаете ли Вы, что обсуждение в эфире подобных тем поможет решению социально значимых вопросов в обществе?»: 60,5 % респондентов ответили утвердительно; отрицательный ответ дали 20,8 % радиослушателей и 18,7 % затруднились с ответом.
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство радиослушателей готовы обсуждать в эфире самые серьезные темы, считая, что содержательных программ в эфире недостаточно, в то время как эти программы необходимы и могут повлиять на решение важных вопросов в обществе. Автор исследования считает возможным утверждать, что потребности аудитории не удовлетворены, поскольку в это же самое время программная политика радиостанций Новосибирска строится с расчетом на некие гипотетические пристрастия аудитории.
Содержание эфира музыкальных радиостанций представляется преимущественно неким потоком музыки, перемежающейся фрагментами информации. Чаще всего этот поток передачи информации абсолютно линеен и, по причине своего одностороннего характера, мало имеет общего с коммуникацией. Автор данного исследования полностью разделяет точку зрения известного исследователя коммуникационных процессов Т. М. Дридзе: «Наличие так называемого эффекта диалога позволяет распознавать феномен коммуникации в отличие от псевдокоммуникации (попыток диалога, не увенчавшихся адекватными интерпретациями коммуникативных интенций) и квазикоммуникации (ритуальных "действ", подменяющих общение и не предполагающих диалог по исходному условию) » [3].
Анализ результатов проведенного нами фокус-группового исследования позволяет говорить о том, что большинство предъявляемых интерактивных фрагментов эфира трех новосибирских радиостанций (Лав радио, Динамит БМ, Авторадио) воспринимаются как посторонний звуковой фон и не мотивирует на продолжение слушания эфира радиостанции или же раздражает и вызывает желание переключиться на другую радиостанцию.
Участникам каждой фокус-группы были предложены интерактивные фрагменты трех различных передач трех радиостанций (всего 9 фрагментов, каждый около 8 минут). Эти радиостанции были выделены для фокус-группового исследования неслучайно - степень интерактивности эфира, целевая аудитория у этих радиостанций очень различны. Те фрагменты радиоэфира, которые содержали признаки диалогичности, привлекали внимание и вызывали желание участников исследования слушать дальше и, при возможности, получить информацию по интересующему вопросу.
Совместно с участниками фокус-группового исследования были выделены признаки диалога в радиоэфире, который мотивирует на дальнейшее прослушивание программы и, в некоторых случаях, на участие в этом диалоге.
1. Значимая тема предлагаемого разговора. По высказыванию большинства участников фокус-группового исследования, программы по заявкам вызывают раздражение, поскольку неинтересно слушать бесконечные приветы незнакомым людям.
2. Диалог как определенная позиция его участников. В основе разговора должна быть заложена проблема, которая обсуждается в эфире. Диалог в этом случае предполагает возможность спора, отстаивания позиции его участников.
3. Диалог как разговор равноправных собеседников. Каждый из участников диалога обладает определенной информацией по заявленной теме и, обсуждая тему, делится ею с другими участниками «на равных».
4. Диалог как возможность получения недостающей информации.
5. Диалог как возможность отрефлексировать переживания радиослушателя. Речь идет о социально-психологической функции радиодиалога. Радиослушатель дозванивается в эфир
с целью пообщаться и выговориться. Он должен знать, что его выслушают и отреагируют на его переживания.
Анализ результатов обсуждения фокус-группового исследования позволяет утверждать, что сама по себе возможность дозвониться до радиостанции, к примеру, в программу по заявкам, не является условием того, что эта программа вызовет интерес у радиослушателей. Важен контент предложенного интерактива.
Анализ результатов исследования по методу глубокого интервью также обращает внимание на данную ситуацию: «Радио - это не музыкальная шкатулка, в которую его пытаются превратить некоторые владельцы СМИ, - считает главный редактор Лав радио Новосибирск О. А. Чернов. - Это, прежде всего, средство массовой информации, инструмент, с помощью которого решаются не только финансовые вопросы, вопросы прибыли. Как известно, радио имеет ряд отличных от этих коммерческих задач функций».
Замечание главного редактора радиостанции о функциях радио - проблема, непосредственно относящаяся к теме нашего исследования. Важно, на наш взгляд, назвать основные функции радио как СМИ.
Автор статьи считает обоснованным полагать, что если радиостанция транслирует только музыку, перемежая ее псевдодиалогичными фрагментами, рекламой, то данная радиостанция теряет признаки СМИ. Из присущих радиовещанию функций сохраняется лишь функция развлечения (проводя аналогию, трудно назвать средством массовой информации радиостанции, локально вещающие в рамках торговых центров, корпораций, крупных офисов, хотя там звучит музыка, полезная информация, реклама).
В то же время на основании анализа фокус-группового исследования можно сделать вывод, что именно интерактивные программы с заявленной социально значимой темой вызывают у слушателя желание послушать программу, в некоторых случаях принять в ней участие.
Однако нельзя утверждать, что лишь при перечисленных условиях программа однозначно будет вызывать интерес у радиослушателей. От чего же еще зависит успешность интерактивной программы? Анализируя данные, полученные в ходе глубинных интервью главных редакторов радиостанций, ответы на вопросы анкеты экспертов, можно сделать вывод, что проблема заключается и в подготовке, в квалификации сотрудников радиостанций, работающих в прямом интерактивном эфире. Так, лишь 12 % руководителей радиостанций полностью довольны уровнем мастерства журналистов, которые работают в прямом эфире. Умение отвечать ожиданиям своей аудитории во многом выражается в выборе ведущих для интерактивного общения с радиослушателями. Работа в прямом эфире требует особых навыков, это наивысший уровень подготовки журналиста, который требует быстроты реакции, эрудированности, грамотности, общего уровня образованности. Это тема особого разговора, она широко обсуждается в профессиональном сообществе журналистов. Во многом по этой же причине в регионах не открываются информационные радиостанции. «Основная проблема, которая возникает при создании информационной радиостанции, - не отсутствие крупных денежных ресурсов. Проблема в том, что существует колоссальный кадровый голод» 1 -это резкое высказывание руководителя медиахолдинга Аркадия Грахова прозвучало в его интервью «Новой газете». Подобных высказываний можно привести множество. Интересными в этом контексте оказались следующие данные: 23 % из числа опрошенных радиослушателей считают, что важным условием, при котором они будут дозваниваться в эфир, является высокая профессиональная подготовка журналиста; 24,2 % важным условием считают компетентность приглашенного на эфир эксперта. Кстати, именно от журналистов, редакторов программ зависит, какой гость будет приглашен в студию на ту или иную программу.
Таким образом, целесообразно полагать, что одним из важных условий эффективного интерактивного диалога на радио является профессиональная подготовка журналиста.
Кадровый голод во многом обуславливается желанием владельцев радиостанций экономить на профессиональной подготовке сотрудников, на оплате их труда. Журналистами в СМИ сегодня принято называть, к сожалению, не только специалистов, имеющих журналистское образование, а всех, кто работает на радиостанции: готовит программы, ведет их
1 См. подробнее: http://subscribe.ru/archive/media.news.review.echonews.
в эфире. Нивелированием профессии обуславливается во многом низкий уровень контента новосибирских радиостанций, интерактива в частности, поскольку введение программы в прямом эфире требует серьезной подготовки, знаний и навыков, социального опыта, умения анализировать и аргументировать точку зрения.
Помимо необходимости решения проблемы «кадрового голода», для повышения эффективности взаимодействия аудитории и радиостанции поиск эффективных форм интерактивного взаимодействия стоит вести по пути изучения его результативности. «Результативность усилий СМИ измеряется не столько количеством телефонных звонков и писем, не местом передачи в рейтинге, сколько реальными изменениями в сознании людей и глубиной вовлечения самых широких слоев населения в обсуждение, анализ. Принятие решений и контроль за реализацией общественно значимых проблем» [4].
Истинное интерактивное радио-общение, по мнению автора, ценно тем, что оно не имитирует действительность, а обогащает, прежде всего коммуникатора, новой информацией, новыми идеями, представлениями и знаниями о потребностях аудитории. Таким образом, интерактив помогает изучать аудиторию.
Стереотипные представления многих руководителей радиостанций о том, что аудитории нужны лишь развлекательные программы и музыка, не находят подтверждения в результатах проведенного исследования, по данным которого аудитория Новосибирска готова обсуждать серьезные социальные проблемы в прямом эфире, более того, респонденты убеждены, что такие программы могут оказывать влияние на решение важных вопросов в обществе.
Кроме того, изучив характер аудитории, ее потребности, можно скорректировать представления сотрудников радиостанции о необходимой тематике интерактива с ожиданиями радиослушателей, тем самым повысить эффективность программирования, которое действительно будет ориентировано на реальные потребности аудитории. В таком случае можно говорить об интерактиве как одном из способов повышения эффективности программирования радиостанции.
Список литературы
1. Блохин И. Н. Социология журналистики. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 67.
2. Шерель А. А. Массовая культура на рубеже веков: Сб. ст. М.: Дмитрий Буланин, 2005. С. 68.
3. Дридзе Т. М. К преодолению парадигмального кризиса в социологии // Социологические исследования. 2000. № 2. С. 20.
4. Шилова В. А. Интерактивное управление и полифункциональное телевидение // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоцио-психологической парадигмах. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2000. С. 120.
Материал поступил в редколлегию 23.08.09
E. Yu. Agamyan
INTERACTION WITH AN AUDITORIUM BY MEANS OF INTERACTIVE PROGRAMS ON SOCIAL THEMES IS ONE OF THE METHODS EFFECTIVE PROGRAMMED POLITICS
OF THE BROADCASTING
Methods study of the research interaction the auditorium and broadcasting are involved and sometimes impossible for mass-media because the researches are very expensive. Broadcastings are making attempts to study your target auditorium as this possible. It made the questionnaire poll and expert judgment. On this ground the authors made the analysis of the process interaction the auditorium and broadcastings of the Novosibirsk. Besides analysis of statement of the interaction today the author made analysis of the waiting of the auditorium about interaction on the air.
Keywords: broadcasting, auditorium, interaction.