Научная статья на тему 'Промышленное развитие Дагестана в 1930-е годы (на примере завода "Дагдизель")'

Промышленное развитие Дагестана в 1930-е годы (на примере завода "Дагдизель") Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
471
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАН / КАСПИЙСК / «ДАГДИЗЕЛЬ» / ИНДУСТРИЯ / ПЯТИЛЕТКИ / МОРСКОЕ ОРУЖИЕ / DAGESTAN / KASPIYSK / “DAGDIESEL” / INDUSTRY / FIVE YEAR PLAN / NAVAL WEAPONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Труженикова Людмила Анатольевна, Асланбекова Зулейхат Гаруновна

В статье авторы рассматривают историю создания крупнейшего промышленного предприятия Дагестана завода «Дагдизель». На основе богатого фактологического материала раскрываются причины и предпосылки, обусловившие необходимость создания на Каспийском побережье будущего флагмана индустрии республики, сыгравшего огромную роль в промышленном развитии региона и внесшего неоценимый вклад в победу в Великой Отечественной войне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Industrial development of Daghestan in 1930 s (on the example of “Dagdiesel” plant)

The authors consider the history of the creation of the largest industrial enterprise in Dagestan “Dagdizel” plant. On the basis of a rich factual material the reasons and prerequisites have been revealed that necessitated the creation of the future flagship of the Republican industry on the Caspian coast, which has played a huge role in the industrial development of the region and has made an invaluable contribution to the victory in the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «Промышленное развитие Дагестана в 1930-е годы (на примере завода "Дагдизель")»

УДК 94(470.67)«19»:338.45 ББК 63.3(2Рос. Даг)6-24 Т-784

Труженикова Людмила Анатольевна, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории России ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала; е-mail: lyuda- 74@,mail. ru;

Асланбекова Зулейхат Гаруновна, учитель истории АНО «Школа имени А. Юсупова», г. Махачкала; е-mail: z. aslanbekova@,mail. ru

ПРОМЫШЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДАГЕСТАНА В 1930-Е ГОДЫ (НА ПРИМЕРЕ ЗАВОДА «ДАГДИЗЕЛЬ») (рецензирована)

В статье авторы рассматривают историю создания крупнейшего промышленного предприятия Дагестана - завода «Дагдизель». На основе богатого фактологического материала раскрываются причины и предпосылки, обусловившие необходимость создания на Каспийском побережье будущего флагмана индустрии республики, сыгравшего огромную роль в промышленном развитии региона и внесшего неоценимый вклад в победу в Великой Отечественной войне.

Ключевые слова: Дагестан, Каспийск, «Дагдизель», индустрия, пятилетки, морское оружие.

Truzhenikova Lyudmila Anatolyevna, Doctor of History, an associate professor, a professor of the Department of Russian History of FSBEI HE "Dagestan State University", Makhachkala, e-mail: lyuda-74@mail.ru;

Aslanbekova Zuleikhat Garunovna, a History teacher of ANO "School named after A. Yusupov ", Makhachkala, e-mail: z.aslanbekova@mail.ru

INDUSTRIAL DEVELOPMENT OF DAGHESTAN IN 1930 S (ON THE EXAMPLE OF "DAGDIESEL" PLANT)

(reviewed)

The authors consider the history of the creation of the largest industrial enterprise in Dagestan - "Dagdizel" plant. On the basis of a rich factual material the reasons and prerequisites have been revealed that necessitated the creation of the future flagship of the Republican industry on the Caspian coast, which has played a huge role in the industrial development of the region and has made an invaluable contribution to the victory in the Great Patriotic War.

Key words: Dagestan; Kaspiysk; "Dagdiesel"; industry; five year plan; naval weapons.

1930-е годы - это особый период в истории развития промышленного производства в нашей стране. Именно в эти годы была сформирована индустриальная база нашего государства, позволившая в том числе вынести тяготы и лишения в годы Великой Отечественной войны. Одним из лидеров индустрии страны был и дагестанский завод «Дагдизель».

Вскоре после окончания гражданской войны в СССР началась мощная техническая реконструкция всего народного хозяйства. Перед страной стояла задача - в короткие сроки стать индустриальной державой, способной упрочить не только экономическую, но и оборонную мощь молодого государства. В декабре 1925 года на состоявшемся XIV съезде партии был взят курс на индустриализацию, которая и должна была обеспечить создание и развитие в стране тяжелой индустрии.

Решая эту задачу, в начале 1930-х годов страна становится гигантской строительной площадкой: возводится Днепрогэс, сооружается Ново-Краматорский завод, дают старт Уралмашзаводу, Березниковскому и Соликамскому химическим комбинатам, Магнитогорскому металлургическому комбинату. Началось строительство, а также реконструкция авиационных, судостроительных, станкостроительных и других заводов. В Сталинграде завершалось строительство тракторного завода имени Ф.Э. Дзержинского, в Ростове и Запорожье возводились крупные заводы по производству сельхозмашин. Большое внимание уделялось развитию Кузбасса - второй угольной базе Советского Союза. Советское правительство вкладывало большие средства в развитие промышленных предприятий, которые располагались за Уралом, на Кавказе, в Сибири, в Средней Азии и на дальнем Востоке. Страна превратилась в гигантскую стройку, поддерживаемую в том числе и небывалым энтузиазмом молодежи, вовлеченной в реализацию планов первых пятилеток. Ударничество, соревнования, высокие обязательства, изобретательство, стахановское движение - стали символами той эпохи.

В этот же период большое внимание уделялось развитию оборонных отраслей промышленности. В этой связи на карте нашей Родины стали появляться новые поселки и города: Комсомольск-на-Амуре, Магнитогорск и многие другие.

Несмотря на высокий уровень энтузиазма рабочих в деятельности индустриальных отраслей экономики имелись серьезные недостатки, которые характеризовались несовершенством системы управления, нехваткой квалифицированных кадров, особенно в национальных регионах, ослаблением внимания со стороны руководства предприятий к материальному снабжению и быту занятых в производстве специалистов.

Тем не менее, несмотря на имевшие место трудности, индустриализация, в том числе и в Дагестане, набирала темпы. Так, за 1929-1932 годы был построен ряд предприятий тяжелой индустрии: к началу 1933 года насчитывалось 1163 промышленных предприятия, из них 182 - крупных [4, с. 85]. Первую продукцию стали получать от машиностроительного и ремонтно-механического заводов в Махачкале, Хасавюртовского кирпично-черепичного завода, Махачкалинских промхимкомбината, известкового завода, швейной фабрики и бондарного завода. В Дагестанских Огнях начал работу стекольный завод, в Дербенте - ковровая фабрика «Дагюн» и ряд других предприятий [8, л. 17]. В 1930 году промышленная продукция в валовом объеме всей продукции республики составила 43,9 % [9, л. 138]. Объем валовой продукции промышленности республики в 1935 году составил 95,9 млн. рублей, что по сравнению с 1933 годом было на 30,1 млн. рублей больше [3, с. 93].

История Каспийского ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции завода «Дагдизель», уникального в своем роде и единственного в России специализированного предприятия по производству морского оружия, - это практически история нашей страны. Завод, воздвигнутый по решению Политбюро ЦК ВКП(б) на безлюдном участке

дагестанского побережья Каспия в 18 км от Махачкалы, раскинул свои корпуса на территории более 140 тысяч кв. метров.

В 1930-е годы на размещение нового крупного предприятия судостроительной отрасли на своих территориях претендовали Дагестан и Азербайджан, имевшие для этого примерно равные условия и аргументы. По свидетельству бывшего секретаря Дагестанского Обкома партии М.К. Шарапилова, который присутствовал на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) летом 1931 года, предложение о строительстве завода на территории Дагестанской АССР внес нарком тяжелой промышленности СССР Г.К. Орджоникидзе. Это предложение было поддержано И.В. Сталиным.

Быстро заняв ведущее место в народном хозяйстве республики, «Дагдизель» стал кузницей квалифицированных кадров рабочих и инженеров, флагманом развивающейся индустрии Дагестана. За годы своего существования завод несколько раз менял свое название, что никак не было связано с изменениями в характере производства. Это было продиктовано стремлением закамуфлировать секретный профиль завода. До 1937 года он назывался «Двигательстроем», затем - Заводом №182 (Почтовый ящик №1), наконец, - «Дагдизелем». С 1995 года завод был преобразован в акционерное общество, что явилось следствием процессов приватизации государственных предприятий [5].

С 1932 года, когда был заложен первый камень в фундамент завода, и на протяжении его более чем 80-летнего пути он стал родным домом для тысяч тружеников и их семей. Он дал им пищу и кров, образование и профессию, приобщил к большому государственному делу. Здесь выросли и нашли свою судьбу целые поколения заводчан. Отсюда они уходили на фронт защищать Родину от немецко-фашистских оккупантов. Многие из них остались на полях сражений.

Место, где раскинулась строительная площадка, летом 1932 года представляло собой царство непролазных болот и малярийных комаров. Первые обитатели палаточного городка прозвали это место «Долиной смерти». Ход строительства осложнялся тем, что большинство прибывших людей не имело профессиональных строительных навыков и составляло в основном неквалифицированную рабочую силу. Значительная часть рабочих-дагестанцев не владела русским языком, ему обучались в ходе работы. Первоочередными задачами строителей стали: прокладка железнодорожной линии, связывающей строительную площадку со столицей республики - Махачкалой; искусственное понижение уровня грунтовых вод на территории в несколько десятков квадратных километров; обеспечение строителей питьевой водой из источника «Бекенез», расположенного в районе села Карабудахкент (30 километров от «Двигательстроя»). Необходимо было в кратчайшие сроки построить временную, а после и стационарную электростанцию; обеспечить строителей и специалистов хотя бы частично благоустроенным жильем; создать условия для сохранения и нормальной работы гужевого и автомобильного транспорта; организовать профессиональную подготовку рабочих кадров [7, с. 45-47].

Невзирая на трудности и лишения, коллектив первостроителей завода, опираясь на всевозможную помощь советского правительства, краевого и Дагестанского обкомов партии, развернул борьбу за выполнение поставленных перед ним задач, последовательно осуществляя разработанный план строительства современного предприятия союзного значения.

Решающую роль в ходе развернувшихся работ сыграла организаторская и политическая активность партийного коллектива стройки, массовый патриотизм рабочих и специалистов. К месту строительства стали прибывать все новые и новые отряды рабочих из разных уголков нашей Родины. На дагестанскую землю ехали добровольцы из Москвы, Ленинграда, Ростова, Астрахани. С комсомольскими путевками прибывала молодежь Украины, Урала, Закавказья, Средней Азии. Почти ежедневно палаточный городок пополнялся посланцами городов и горных аулов Дагестана - Махачкалы, Буйнакска, Хасавюрта, Кизляра, Кумуха, Сергокалы, Ахтов, Гуниба, Карабудахкента, Левашей, Кураха, Хунзаха [1].

Уже в начале февраля 1932 года решением Дагестанского обкома ВКП(б) на «Двигательстрое» была создана партийная организация (партколлектив) во главе с З.Г. Феодаевым.

Для деятельности партийной и общественных организаций стройки в те далекие дни были характерны черты высокой требовательности, непримиримости к недостаткам. Наравне с главными производственными задачами уделялось огромное внимание политической закалке людей, повышению их культурного уровня, улучшению быта, организации социалистического соревнования. С учетом национальной специфики на стройке были созданы школы политического образования повышенного типа: русская, аварская, лезгинская, кумыкская, лакская.

1932-1933 годы были для строителей завода наиболее трудными во всех отношениях, в том числе - и в обеспечении быта рабочих и служащих. В начале 1933 года на горе «Турали» открылась еще не совсем достроенная столовая, откуда обеды доставлялись на все участки строительства. Хлеб и вода систематически поставлялись из Махачкалы. Одним из первых фундаментальных сооружений стала больница на пять коек. Ни клуба, ни киноплощадки пока не было, но в дни праздников руководители стройки обеспечивали организованные выезды коллектива в Махачкалу. Комсомольская организация стройки, насчитывавшая 50 человек и возглавляемая в 1933 году Розой Измайловой, и в этих условиях находила возможность для вовлечения молодежи в культурные мероприятия и спорт.

Юноши и девушки занимались художественной самодеятельностью. Боль-шой пустырь (сегодня - район школы №3 города Каспийска) был превращен в футбольное поле и место для соревнований по легкой атлетике.

Условия жизни первостроителей завода приходили в норму, существенно улучшилось снабжение всем необходимым рабочих и членов их семей. На первом плане были дети, их воспитание и обучение.

Масштабы строительства возрастали с каждым месяцем, непрерывно увеличивалось население рабочего поселка.

В соответствии с постановлением Совета Труда и Обороны и приказом наркома тяжелой промышленности строительство завода «Двигательстрой» с собственной испытательной станцией в море велось по проекту СПБ на базе бывшего «Гипроспецмета» в городе Ленинграде.

Первоначальное место строительства завода было выбрано в некотором удалении от берега моря, примерно в 1-1,5 км. К весне 1934 года здесь уже полностью поднялись колонны механического цеха №1, половина колонн цеха №2 и забетонированы

подколонные подушки будущего инструментального цеха. Однако вскоре это место расположения завода признали неудачным вследствие близко находящихся слоев грунтовых вод, что затрудняло укладку фундамента под заводские сооружения, а также по причине удаленности будущего завода от испытательной станции.

После посещения наркомом Г.К. Орджоникидзе строительной площадки было принято решение перенести строительство на новую территорию, прилегающую близко к морскому побережью. Здесь на новом месте, где и расположен ныне завод «Дагдизель», в конце лета 1934 года развернулась исключительно напряженная работа, так как изменение дислокации завода не повлекло за собой изменения сроков пуска его первой очереди (1935-й год) [7, с. 51].

Рабочий день строителей длился 12-14 часов, однако ход работ все же отставал от намеченного графика. Главной причиной этого была довольно слабая строительная база, нехватка людей, транспорта, техники.

В качестве основного источника строительного материала использовали каменный карьер, расположенный на горе Турали. В Туралях камень грузили на вагонетки и доставляли на переработочный пункт, который размещался в районе нынешнего почтамта города Каспийска. Пункт состоял из двух камнедробилок и сагрегатированной системы сортировки щебня. Отсюда щебень доставлялся на строительные площадки.

Строительные площадки, в свою очередь, были оснащены двумя «кайзеровскими» бетономешалками, четырьмя растворомешалками, электроножницами для резки арматуры. В одном из бараков размещалась механическая лаборатория, оснащенная двумя прессами высокого давления и маятниковым копром для испытания образцов бетона, подаваемого на стройплощадки. Для установки колонн использовался автокран. Энергия для питания электрооборудования подавалась из Махачкалы, но с большими перебоями, поэтому работать приходилось чаще всего вручную.

Таким образом, нехватка более чем 1000 рабочих, крайне низкий уровень механизации, отсутствие собственных источников электро- и водоснабжения, а также железнодорожной связи с Махачкалой в значительной степени тормозили темпы работ на строительстве завода. Озабоченная таким положением администрация «Двигательстроя» обратилась за помощью к республиканским властям и приняла ряд мер по мобилизации коллектива на преодоление трудностей и решение неотложных задач. Надо отметить, что к 1936 году проблема обеспечения завода и поселка водой была полностью решена.

К началу 1935 года строительство основных и вспомогательных производственных корпусов завода развернулось полным ходом. В течение последующих полутора лет были сданы в эксплуатацию остальные сооружения, предусмотренные генеральным планом строительства завода: корпуса цехов №№4, 10, 14, 25, испытательная станция в море (цех №8), пожарное депо, ряд объектов энергохозяйства и складов [6, с. 48]. Построенный в море, в нескольких километрах от берега сборочный и испытательный цех №8 до сих пор вызывает удивление и восхищение даже у специалистов смелостью и оригинальностью решения.

Таким образом весной 1937 года было практически полностью завершено строительство огромного предприятия общей производственной площадью 70 тысяч кв. метров. Именно этот период принято считать датой окончательного пуска в эксплуатацию

завода «Дагдизель», построенного по первому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР.

Это событие имело историческое значение для молодой Дагестанской республики, оно стало началом ее технического прогресса. В период с 1937 года и до начала Великой Отечественной войны ввод новых производственных площадей производился на заводе в основном за счет строительства зданий вспомогательного характера - складов, центральной заводской лаборатории, транспортных цехов.

При строительстве завода была сооружена предусмотренная проектом испытательная станция, расположенная непосредственно в море. Этот цех - уникальный и единственный в нашей стране - начали возводить в июне 1934 года и завершили к 1936 году. Испытательная площадка, занимавшая около пяти тысяч кв. метров и имевшая наблюдательную вышку высотой 39 метров, была воздвигнута в море на расстоянии 2,7 км от берега. Сооружение такого здания можно смело назвать образцом строительного искусства. Всю подводную часть этого павильона, названного «Массив», построили на суше, вырыв земснарядами «Степан Разин» и «Волго-Каспий №6» котлован емкостью 530000 кубометров. Эта титаническая работа, проделанная строителями завода, и по сей день поражает своей масштабностью и уникальностью реализации.

Лозунг «Даешь «Двигатель»!» стал символом ударной работы каждой бригады, каждого участка, сотен и тысяч рабочих и специалистов. Стахановское движение, развернувшееся в стране в октябре 1935 года, нашло единодушную поддержку строителей завода. К концу 1935 года по методу Стаханова, то есть выдавая свыше 100% нормы, работали уже 200 человек.

В предельно сжатые сроки завод стал одним из лидеров в стране по производству подводной спецтехники наряду с такими спецпредприятиями по производству морского оружия, как Завод №175 в Большом Токмаке, Завод №19 в Таганроге, Завод №239 в Киеве [7, с. 38]. Это обстоятельство способствовало быстрому и весьма существенному прогрессу в технологии, применению новейших средств на заводе.

С самого начала строительство завода и поселка приобрело характер всенародной, интернациональной стройки. Люди разных национальностей и возрастов, охваченные энтузиазмом первых советских пятилеток, презрев трудности и невзгоды, стали возводить фундамент первенца индустрии ДАССР. В период строительства завода и города закалялась такая сталь человеческих душ и характеров, которая позволила им в предельно тяжелых условиях военного времени выстоять и решить задачу обеспечения армии и флота необходимым оружием.

На сегодняшний день ОАО «Завод «Дагдизель» - самый крупный завод в Дагестане, одно из старейших промышленных предприятий, начало которому было положено в далеком в 1932 году. С 2008 года завод входит в концерн «Морское подводное оружие -Гидроприбор». Завод является флагманом промышленного развития региона, внося свой неоценимый вклад в укрепление обороноспособности страны. Здесь активно разрабатываются перспективные образцы вооружения, готовятся к испытаниям торпеды собственной разработки, создается опытная модель вертолета. Сплоченный коллектив завода с оптимизмом смотрит в будущее [2].

Литература:

1. Гасанова Т. Завод «Дагдизель» // Дагестанская правда. 2017. 10 ноября.

2. Гасанова Т. Оптимизм «Дагдизеля» // Дагестанская правда. 2017. 14 ноября.

3. Гусейнов М.Ш. Россия и индустриальное развитие Дагестана. Конец XIX-30-е годы XX века. Махачкала: Юпитер, 2004. 376 с.

4. Даниялов Г.Д. Социалистические преобразования в Дагестане (1921-1941 гг.). Махачкала: Даггиз, 1960. 542 с.

5. Завод «Дагдизель» [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000627735 (дата обращения: 22.11.2018).

6. Кириленко Г.В. Рассекреченный город. Москва: Рос. Академия наук, 2009. 254 с.

7. Ханин Л., Покорский Н. Рожденный у моря. Махачкала: Юпитер, 1998. 208 с.

8. Центральный Государственный Архив Республики Дагестан (далее - ЦГА РД). Ф. 1 -п. Оп. 1. Д. 3648.

9. ЦГА РД. Ф. 1 -п. Оп. 1. Д. 567.

Literature:

1. Ghasanova T. "Dagdiesel" Plant //Dagestan truth. 2017. November 10th.

2. Ghasanova T. Optimism of "Dagdiesel""//Dagestan truth. 2017. November 14th.

3. Ghuseynov M. Sh. Russia and industrial development of Dagestan. Late XIX - 30s of the XXcentury. Makhachkala: Jupiter Publishing House, 2004. 376p.

4. Daniyalov G. D. Socialist transformations in Dagestan (1921 - 1941). Makhachkala: Daggiz, 1960. 542 p.

5. "Dagdizel" Plant [Electronic resource] / URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000627735 (access date: 11/22/2018).

6. Kirilenko G.V. Declassified city. M.: The Russian Academy of Sciences, 2009. 254 p.

7. Khanin L., Pokorsky N. Born by the sea. Makhachkala: Jupiter Publishing House, 1998. 208p.

8. The Central State Archive of the Republic of Dagestan (hereinafter referred to as CSA RD). F. 1 p. Op. 1. D. 3648.

9. CSARD. F. 1 p. Op. 1. D. 567.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.