Научная статья на тему ' АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ С ОСОБЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ В ДОТАЦИОННОМ РЕГИОНЕ (на материалах Республики Дагестан)'

АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ С ОСОБЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ В ДОТАЦИОННОМ РЕГИОНЕ (на материалах Республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
154
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / Республика Дагестан / территории с особым экономическим статусом / моногорода / градообразующие предприятия / economy / the Republic of Dagestan / territories with the special economic status / single-industry towns / the city-forming enterprises

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — С Г. Абдулманапов, З У. Меджидов

В работе на примере Республики Дагестан рассмотрены практические аспекты функционирования территорий с особым экономическим статусом. Представлены результаты о текущем их положении, достигнутых показателях и степени влияния на социально-экономическое состояние проблемного региона. Указаны сведения о предлагаемых налоговых льготах и преференциях резидентам территорий с особым экономическим статусом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — С Г. Абдулманапов, З У. Меджидов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF FUNCTIONING OF TERRITORIES WITH THE SPECIAL ECONOMIC STATUS IN THE SUBSIDIZED REGION (ON MATERIALS OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)

In work, on the example of Dagestan, practical aspects of functioning of territories with the special economic status, were considered. The results of their current position, the achieved indicators and the degree of influence on the socio-economic status of the problem region, were presented. Information was provided on the proposed tax benefits and preferences for residents of territories with special economic status

Текст научной работы на тему « АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ С ОСОБЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ В ДОТАЦИОННОМ РЕГИОНЕ (на материалах Республики Дагестан)»

Вестник Института экономики Российской академии наук

5/2019

С.Г. АБДУЛМАНАПОВ

доктор экономических наук, профессор, директор Научно-исследовательского института управления, экономики, политики и социологии Дагестанского государственного университета народного хозяйства

З.У МЕДЖИДОВ

кандидат экономических наук, доцент кафедр экономики, информационные технологий и информационной безопасности Дагестанского государственного университета народного хозяйства

АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ С ОСОБЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ В ДОТАЦИОННОМ РЕГИОНЕ (на материалах Республики Дагестан)

В работе на примере Республики Дагестан рассмотрены практические аспекты функционирования территорий с особым экономическим статусом. Представлены результаты о текущем их положении, достигнутых показателях и степени влияния на социально-экономическое состояние проблемного региона. Указаны сведения о предлагаемых налоговых льготах и преференциях резидентам территорий с особым экономическим статусом.

Ключевые слова: экономика, Республика Дагестан, территории с особым экономическим статусом, моногорода, градообразующие предприятия.

1БЬ: Ш1.

Э01: 10.24411/2073-6487-2019-10060

В настоящее время проблема устойчивого социально-экономического развития территорий с особым экономическим статусом и моногородов относится к одному из приоритетов государственной политики. Риски градообразующих предприятий являются типовыми для моногородов. Немногие градообразующие предприятия имеют достаточные средства для инвестирования в собственное развитие и развитие моногородов, что предопределяет необходимость финансирования программ развития моногородов за счет бюджетных средств. Поэтому правительством РФ и региональными властями разрабатывается программа мероприятий по государственной под-

Вестник ИЭ РАН. №5. 2019 С.87-96

держке территорий с особым экономическим статусом и моногородов за счет средств федерального бюджета [1].

В Российской Федерации с мая 2018 г. разработаны и активно реализуются 12 национальных проектов по различным направлениям социально-экономического развития страны, в т. ч. в сфере здравоохранения, образования, жилья и городской среды, строительства автодорог. Важное значение в национальных проектах отведено развитию моногородов - этой проблеме уделено особое место в 10-ти нацпро-ектах. Например, в проекте «Жилье и городская среда» участвует 259 моногородов, в «Демографии» — 168, а в «Экологии» — 521.

В соответствии с нормативно-правовой базой РФ, моногорода со сложным социально-экономическим положением могут получить статус территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР)2.

В Республике Дагестан имеются два города - Каспийск и Дагестанские Огни, которые включены в перечень моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций) [10]. Градообразующим предприятиям г. Каспийска является ОАО «Завод Дагдизель», а г. Дагестанские Огни - ООО «ДагСтеклоТара».

В регионе приняты приоритетные программы - «Комплексное развитие моногорода Каспийск» и «Комплексное развитие моногорода Дагестанские Огни», целью которых является обеспечение комплексного развития моногородов и снижение зависимости их от деятельности градообразующих предприятий.

В моногороде Дагестанские Огни планируется создать инвестиционную площадку из двух участков, на которых будут реализованы несколько инвестиционных проектов. Так, в настоящее время готовы к реализации два якорных инвестиционных проекта - «Строительство фабрики по производству бумаги, облицовочных и тароупаковочных видов картона, а также гофроизделий в городе Дагестанские Огни» и «Линия по производству соков из овощей и ягод». Кроме того, рассматривается вопрос реализации инвестиционного проекта по строительству тепличного комплекса с дальнейшей переработкой выращенной продукции. Также планируется создание индустриального парка «Дагестанские Огни» [2].

Для улучшения социально-экономического положения в моногороде Каспийск в 2014 г. создана инвестиционная площадка «Уйташ» с площадью 132,7 га, где в настоящее время уже реализуются три

1 Коммерсантъ. www.kommersant.ru/doc/4013403 (дата обращения 18.07.2019).

2 О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-Ф3.

инвестиционных проекта: «Строительство комплексного логистического центра» (инициатор проекта ООО «Агрико Северный Кавказ»), «Создание индустриально-строительного комплекса «Каспийск» (инициатор проекта ООО «Завод строительных материалов») и «Техническое перевооружение и расширение заготовительного производства ОАО «Завод им. Гаджиева» (инициатор проекта ОАО «Завод им. Гад-жиева»). Причем первые два инвестиционных проекта реализуются на базе индустриального парка «КИП Пром Каспий» с площадью 32,2 га3.

В 2016 г. подписано соглашение между руководством Дагестана и Фондом развития моногородов о сотрудничестве при создании инженерной и транспортной инфраструктуры, с выделением Фондом более 619 млн руб. (95% от стоимости реализации всего проекта), остальные 5% (33 млн руб.) софинансирует сам субъект. Их реализация позволит создать около 1000 новых рабочих мест в моногороде Каспийск [14].

В марте 2017 г. Правительство РФ приняло постановление, согласно которому в моногороде Каспийск создается ТОР «Каспийск» (программа рассчитана на 10 лет). Целью территории опережающего развития является поддержка города путем диверсификации экономики, привлечения в монопрофильное муниципальное образование инвестиций и создания новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующей организации ОАО «Завод «Дагдизель»», а также производства экспортно ориентированной и импортозамещающей продукции [13].

Потенциальные резиденты смогут вести производство по следующим видам экономической деятельности: производство пищевых продуктов, резиновых и пластмассовых изделий, машин и оборудования, не включенных в другие группировки, мебели, прочей неметаллической минеральной продукции, обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения, деятельность по предоставлению мест для временного проживания.

Минимальный объем капитальных вложений для резидента ТОР «Каспийск» определен в сумме 5 млн руб., количество новых постоянных рабочих мест составляет 20 единиц. Также резидент обязан использовать иностранную рабочую силу не более 25% от общей численности рабочего персонала. В соответствии с действующим законодательством юридическое лицо признается резидентом ТОР с даты внесения записи в Реестр Минэкономразвития России. Стоит отметить, что ТОР «Каспийск» - первая территория опережающего социально-экономического развития в Северо-Кавказском федеральном округе.

3 О создании индустриального (промышленного) парка «КИП Пром Каспий». Постановление Правительства РД от 24.11.2016 № 354.

Для стимулирования привлечения инвестиций в ТОР «Каспийск» предусмотрены налоговые льготы для резидентов. Так, предполагается установление пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в республиканский бюджет в размере 5% — в течение пяти налоговых периодов, и 10% - с шестого по десятый налоговый период включительно. При этом федеральным законодательством суммы отчислений во внебюджетные фонды снижены с 30% до 7,6% в период до 2019 г. Резиденты в течение 10 лет будут полностью освобождены от налога на имущество организаций и земельного налога [12].

В настоящее время резидентами ТОР «Каспийск» являются ООО НПП «Инновационные композитные технологии» (производство пластмассовых изделий, используемых в строительстве), ООО «Дагин-новации» (производство машин и оборудования для производства пластмасс и резины), ООО «Каспийский завод стекловолокна» (производство стекловолокна), ООО «Сип-Техно» (производство сборных строительных конструкций из бетона, цемента и искусственного камня), ООО «Каспий Плаза» (деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания) [11].

Резиденты ТОР «Каспийск» уже создали более 80 рабочих мест. К одним из последних инвестиционных проектов, реализуемых на территории ТОР «Каспийск», относится строительство современного отеля на берегу Каспийского моря (инициатор проекта - ООО «Каспий Плаза»). По проекту объем инвестиций составит 3,2 млрд руб., планом предусмотрено создание 147 рабочих мест. Имеются предпосылки на получение статуса резидента ТОР «Каспийск» предприятиями -ООО «Ириб» (строительство завода безалкогольных напитков) и ООО «Агромит» (строительство мясокомбината). Получение статуса резидента ТОР «Каспийск» рассматривается еще девятью предприятиями.

Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2018 г. № 1508 на территории городского округа «город Дагестанские Огни» Республики Дагестан создана территория опережающего социально-экономического развития «Дагестанские Огни»4.

Определены границы ТОР «Дагестанские Огни», виды экономической деятельности, которые допускаются в результате реализации инвестиционных проектов на этой территории (растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях, производство пищевых продуктов, деятельность в области спорта, отдыха и развлечений и пр.), минимальный объем капитальных вложений резидентов (2,5 млн руб.) и минимальное количество новых постоянных рабочих мест (10 единиц).

4 О создании территории опережающего социально-экономического развития «Дагестанские Огни». Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2018 г. № 1508.

Для развития моногорода Дагестанские Огни проводится комплекс мер по созданию индустриального парка «Дагестанские Огни». В этих целях сформирован и передан моногороду земельный участок площадью 150 га. Для отнесения указанного участка к моногороду приняты необходимые нормативно-правовые акты.

На текущий момент имеются договоренности с потенциальными инвесторами, которые намерены реализовать проекты на первом этапе. В том числе это проект по строительству завода по обогащению кварцевого песка и для производства материалов строительной химии (по лицензии немецкой компании «Satex Chemie»), за счет реализации которого будет создано 180 рабочих мест.

В рамках совместного с турецкими инвесторами проекта «Строительство завода по производству сельскохозяйственной техники и сборки тракторов» предполагается производить порядка 600 единиц тракторов, 5400 единиц сельскохозяйственных машин и орудий в год, а также создание 150 рабочих мест.

По проекту «Строительство современного тепличного комплекса площадью 4 га (1-й этап 2 га)» планируется создать 60 рабочих мест.

Реализация тепличных проектов на данной территории перспективна тем, что рядом расположен завод «ДагСтеклоТара», который вырабатывает большое количество тепла, пригодного к использованию для отопления теплиц.

В рамках проекта «Строительство асфальтобетонного завода» планируется построить современной завод по производству асфальтобетонной продукции для дорожной отрасли.

На территории СКФО также созданы особые экономические зоны туристко-рекреационного типа, объединенные в туристический кластер5. Управляющей компанией туристического кластера является ОАО «Курорты Северного Кавказа» (ОАО «КСК»). Акционерами управляющей компании являются: ОАО «Особые экономические зоны» (свыше 98% акций), корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и ОАО «Сбербанк России» [3].

В настоящее время в состав кластера входят следующие ОЭЗ:

• «Цори», «Армхи» (Республика Ингушетия);

• «Матлас», «Каспийский прибрежный кластер» (Республика Ингушетия);

• «Архыз» (Карачаево-Черкесская Республика);

• «Ведучи» (Чеченская Республика);

• «Эльбрус» (Кабардино-Балкарская Республика).

5 О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе. Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 г. № 833.

Кроме того, принята подпрограмма «Развитие туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея» [8].

В соответствии со Стратегией развития ОАО «КСК» принято решение, одобренное Правительством Российской Федерации, о реализации проекта туристического кластера в два этапа:

• 1-й этап: создание точек роста туристического кластера в рамках развития наиболее перспективных площадок - «Архыз», «Эльбрус» и «Ведучи»;

• 2-й этап: эксплуатация курортов, созданных на первом этапе, и последовательное строительство оставшихся курортов туристического кластера [5]. Схема расположения туристического кластера в СКФО представлена ниже (см. рис.).

Источник: Особая экономическая зона «Матлас» matlasresort.com (дата обращения 08.07.2019).

Рис. Схема расположения туристического кластера в СКФО [9]

Кластерный подход в проекте обусловлен сравнительной географической близостью курортов и специальным режимом регулирования экономической деятельности в рамках создаваемого туркластера. Кроме того, развитие курортов в виде кластера позволит добиться комплексного подхода к планированию и строительству курортов, включая обеспечение курортов необходимой внешней инженерной и транспортной инфраструктурой, будет способствовать эффективному привлечению инвесторов и популяризации курортов среди потенциальных туристов [7, с. 36].

92 Вестник ИЭ РАН. №5. 2019

С.87-96

Всесезонный туристско-рекреационный комплекс «Матлас» в Республике Дагестан считают будущей жемчужиной туристического кластера расположенного в Хунзахском районе. «Матлас» находится в 120 км от побережья Каспийского моря, что в перспективе дает возможность отдыхающим в летний период совместить горный и пляжный отдых [4, с. 183]. Также к преимуществам «Матласа» следует отнести наличие высокого бальнеологического потенциала, возможность стать центром этнического и историко-культурного туризма, природным музеем для краеведов и археологов-любителей.

Финансирование проекта осуществляется на принципах государственно-частного партнерства, механизм которого предполагается реализовать следующим образом: государство инвестирует через ОАО «КСК» в транспортную и коммунальную инфраструктуру, а за счет средств федеральных целевых программ, программ естественных монополий и республиканского бюджета осуществляется строительство внешней энергетической, транспортной и инженерной инфраструктуры до территории ОЭЗ. Частный бизнес, в свою очередь, вкладывает средства непосредственно в гостиничную и туристко-развлека-тельную инфраструктуру, коммерческую недвижимость [15, с. 123].

Стоит отметить, что в «Матласе» есть генеральный инвестор -группа компаний «Сумма», готовый обеспечить строительство гостиниц, вилл и иных объектов курортной инфраструктуры. Прямые инвестиции группы «Сумма» составляют 12,5 млрд руб.

Срок окупаемости проекта - 10 лет. Более 50% его выручки будет формироваться от медицинских, спортивных и развлекательных услуг [6]. Планировалось, что строительство проекта будет окончено в 2017 г. Однако из-за возникших некоторых трудностей срок сдачи проекта пришлось отложить на неопределенный срок.

Другую особую экономическую зону - «Каспийский прибрежный кластер» - планируют реализовать на территории Дербентского, Карабудахкентского, Каякентского и Магарамкентского районов Республики Дагестан [7]. Общая площадь проекта составит 28 тыс. га. Планируется, что курорты будут располагаться на протяжении 200 км береговой линии Республики Дагестан - от Махачкалы до границы с Азербайджаном.

«Каспийский прибрежный кластер» будет расположен в непосредственной близости от крупнейших населенных пунктов Дагестана -Махачкалы, Дербента, Каякента, что обеспечит его транспортную доступность для туристов. Рядом с территорией будущего курорта проходит железная дорога и ряд автодорог, в том числе федеральная трасса Р-217 «Кавказ».

Разработана дорожная карта по развитию каспийского прибрежного кластера в составе туристско-рекреационной ОЭЗ на территории

Республики Дагестан, утвержденная заместителем министра Российской Федерации по делам Северного Кавказа О.В. Рухуллаевой и председателем Правительства Республики Дагестан А. А. Здуновым.

В целях реализации плана мероприятий (дорожная карта) по развитию каспийского прибрежного кластера в составе туристско-рекре-ационной ОЭЗ на территории Республики Дагестан с 4 по 5 октября 2018 г. Минэкономразвития РД совместно с представителями Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа, ОАО «Курорты Северного Кавказа», ТУ Росимущества по РД, Минимущества РД и соответствующих муниципальных районов была проведена работа с выездом на место по предварительному подбору необходимых территорий для создания ОЭЗ.

В результате работы была выработана единая концепция по формированию территорий для более эффективного дальнейшего развития в плане разработки концепции развития, проекта планировки и строительства инженерной инфраструктуры.

Предполагается два этапа развития прибрежного кластера в составе туристско-рекреационной ОЭЗ.

На первом этапе (2018-2019 гг.) планируется обеспечить передачу в управление ОАО «Курорты Северного Кавказа» для их дальнейшего развития земельных участков в Карабудахкентском районе общей площадью 210,6 га, в том числе республиканской собственности - 75,4 га, федеральной - 135,2 га. На втором этапе (2019-2020 гг.) планируется обеспечить передачу в управление ОАО «Курорты Северного Кавказа» земельных участков в Каякентском и Дербентском районах.

В настоящее время Минэкономразвития РД совместно с Миниму-ществом РД проводит работу по ускоренному формированию земельных участков, находящихся в собственности Республики Дагестан, для дальнейшей передачи ОАО «Курорты северного Кавказа» в целях реализации инвестиционных проектов.

В целях формирования федеральных земельных участков разработаны схемы расположения земельных участков на кадастровом плане и направлены в ТУ Росимущества по Республике Дагестан для дальнейшей работы.

Кроме того, Минэкономразвития РД совместно с заинтересованными органами проводит работу по привлечению резидентов Каспийского прибрежного кластера.

Третий тип территории с особым экономическим статусом - зоны территориального развития - не имеет реальной практики в РФ. Несмотря на то что Республика Дагестан включена в перечень субъектов, на территориях которых допускается создание зон территориального развития, анализ функционирования данного инструмента в регионе вызывает затруднения.

Таким образом, устойчивое и динамичное социально-экономическое развитие региона можно обеспечить исключительно при активной поддержке всех структур государственной власти, взаимодействии государства и бизнес-структур, при четком определении общих приоритетов и целей, лежащих в основе долгосрочной стратегии, оптимальном выборе способов и методов ее реализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Abdulmanapov S.G., Medzhidov Z.U. Research campus and innovative regional clusters as a factor of socio-economic development of the region (on the example of the Moscow region) // Colloquium-journal. 2019. № 1-7 (25). С. 28-29.

2. Абдулманапов С.Г., Меджидов З.У. Перспективы социально-экономического развития населенных пунктов с особым статусом // Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 3 (425). С. 12-19.

3. Инвестиционный портал Северо-Кавказского федерального округа investkavkaz.ru (дата обращения 10.07.2019).

4. Казиханова Д.М. Северо-Кавказский туристический кластер // Вестник Университета Российской академии образования. 2016. № 2. С. 175-185.

5. Мамсиров А.Х. Западные санкции против российской федерации как катализатор импортозамещения в туристско-курортной сфере на Северном Кавказе // Вестник научных конференций. 2016. № 6-3 (10). С. 66-69.

6. Матлас - реинкарнация идеи. Саид Ниналалов. mkala.mk.ru/articles/2015/01/18/ matlas-reinkarnaciya-idei.html (дата обращения 08.07.2019).

7. Назаралиев И.З. Становление и функционирование туристско-рекреационного кластера Северного Кавказа: дисс. ... канд. экон. наук. М., 2014.

8. Назаралиев И.З. Туристско-рекреационный потенциал Северного Кавказа // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-1 (46). С. 149-155.

9. Особая экономическая зона «Матлас». matlasresort.com (дата обращения 08.07.2019).

10. Петраков А.Ю. Правовое регулирование предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития

в Российской Федерации: дисс. ... канд. экон. наук. М., 2019.

11. Реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территории монопрофильных муниципальных образований. economy.gov.ru/minec/activity/sections/econreg/ monitoringmonocity/2019041502 (дата обращения 17.07.2019).

12. РИА Дагестан. www.riadagestan.ru (дата обращения 15.07.2019).

13. Территория опережающего социально-экономического развития в моногороде Донецк. old.donland.ru (дата обращения 08.07.2019).

14. Фонд развития моногородов. www.frmrus.ru (дата обращения 12.07.2019).

15. Халимбеков Х.З., Шахбанова З.Р. Формирование туристического кластера на территории Республики Дагестан: проблемы и перспективы // Вестник Забайкальского государственного университета. 2016. Т. 22. № 12. С. 117-127.

ABOUT THE AUTOR

Abdulmanapov Salikhbek Gabibulaevich - Doctor of Economic Sciences, Professor, Director of the Scientific and Research Institute of "Management, Economics, Politics and Sociology" of the Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia [email protected].

Medzhidov Zaur Urudzhalievich. - Doctor of Economic Sciences, Associate Professor of Departments of Economy, "Information Technologies and Information Security" of the Dagestan State University of the National economy, Makhachkala, Russia [email protected].

THE ANALYSIS OF FUNCTIONING OF TERRITORIES WITH THE SPECIAL ECONOMIC STATUS IN THE SUBSIDIZED REGION (ON MATERIALS OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)

In work, on the example of Dagestan, practical aspects of functioning of territories with the special economic status, were considered. The results of their current position, the achieved indicators and the degree of influence on the socio-economic status of the problem region, were presented. Information was provided on the proposed tax benefits and preferences for residents of territories with special economic status

Keywords: economy, the Republic of Dagestan, territories with the special economic status, single-industry towns, the city-forming enterprises.

JEL: R11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.