Научная статья на тему 'Промышленная политика в химической отрасли в условиях экономических санкций против России'

Промышленная политика в химической отрасли в условиях экономических санкций против России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Внешняя торговля / импорт / импортозамещение / перспективы развития / планирование / санкции / химическая промышленность / экспорт / foreign trade / import / import substitution / development prospects / planning / sanctions / chemical industry / export

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролов Дмитрий Леонидович

Высокая значимость химической промышленности для российской экономики в социально-экономическом и внешнеторговом аспекте обусловливает повышенное внимание к данной отрасли. Необходимость обеспечения всех производственных, бытовых и сельскохозяйственных направлений продуктами и сырьем, поставляемых с химических предприятий, ставит задачу снижения зависимости от импорта, которая сложилась за последние десятилетия по большинству товарных позиций. Негативный эффект импортозависимости проявился после введения антироссийских санкций еще в 2014 г. и значительно усилился в 2022 г. Данные события ускорили работы в направлении формирования самообеспечения по ключевым химическим продуктам. В настоящем исследовании освещаются основные этапы разработки программных мероприятий по импортозамещению, эволюция величин некоторых целевых показателей и степень их выполнения. Показано текущее состояние химической отрасли в стране, оценен ее уклон в экспортоориентированные отрасли: производство удобрений, синтетического каучука, аммиака, полимеров, шин. Отмечается снижение внимания к малотоннажной химии, что привело к дефициту ее внутреннего производства и росту импорта. Показано состояние экспорта и сальдо торговли основными химическими товарами, производимыми и потребляемыми в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фролов Дмитрий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Industrial policy in the chemical industry in the context of economic sanctions against Russia

The high importance of the chemical industry for the Russian economy in the socio-economic and foreign trade aspects causes increased attention to this industry. The need to provide all production, household and agricultural areas with products and raw materials supplied from chemical enterprises poses the task of reducing dependence on imports, which has developed over the past decades for most commodity items. The negative effect of import dependence became apparent after the introduction of anti-Russian sanctions back in 2014 and significantly intensified in 2022. These events have accelerated the work towards self-sufficiency in key chemical products. The study highlights the main stages of developing the program measures on import substitution, the evolution of some target indicators values and its implementation degree. The current state of the chemical industry in the country has been showed, its bias towards export-oriented industries assessed (fertilizers, synthetic rubber, ammonia, polymers, tires production). The attention to low-tonnage chemistry has decreased, which led to the deficit of its domestic production and the imports growth. The article studies the state of exports and the balance of trade in the main chemical products produced and consumed in Russia.

Текст научной работы на тему «Промышленная политика в химической отрасли в условиях экономических санкций против России»

УДК 338 JEL L52, L65, O25 DOI 10.26425/1816-4277-2023-12-219-229

Промышленная политика в химической отрасли в условиях экономических санкций против России

Фролов Дмитрий Леонидович

Соискатель

ORCID: 0009-0003-6292-6781, e-mail: frolovdlI@rambler.ru Государственный университет управления, г. Москва, Россия

Аннотация

Высокая значимость химической промышленности для российской экономики в социально-экономическом и внешнеторговом аспекте обусловливает повышенное внимание к данной отрасли. Необходимость обеспечения всех производственных, бытовых и сельскохозяйственных направлений продуктами и сырьем, поставляемых с химических предприятий, ставит задачу снижения зависимости от импорта, которая сложилась за последние десятилетия по большинству товарных позиций. Негативный эффект импортозависимости проявился после введения антироссийских санкций еще в 2014 г. и значительно усилился в 2022 г. Данные события ускорили работы в направлении формирования самообеспечения по ключевым химическим продуктам. В настоящем исследовании освещаются основные этапы разработки программных мероприятий по импортозамещению, эволюция величин некоторых целевых показателей и степень их выполнения. Показано текущее состояние химической отрасли в стране, оценен ее уклон в экспортоориентированные отрасли: производство удобрений, синтетического каучука, аммиака, полимеров, шин. Отмечается снижение внимания к малотоннажной химии, что привело к дефициту ее внутреннего производства и росту импорта. Показано состояние экспорта и сальдо торговли основными химическими товарами, производимыми и потребляемыми в Российской Федерации.

Ключевые слова

Внешняя торговля, импорт, им-портозамещение, перспективы развития, планирование, санкции, химическая промышленность, экспорт

Для цитирования: Фролов Д.Л. Промышленная политика в химической отрасли в условиях экономических санкций против России//Вестник университета. 2023. № 12. С. 219—229.

© Фролов Д.Л., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Industrial policy in the chemical industry in the context of economic sanctions

against Russia

Dmitry L. Frolov

Applicant

ORCID: 0009-0003-6292-6781, e-mail: frolovdll@rambler.ru State university of Management, Moscow, Russia

Abstract

The high importance of the chemical industry for the Russian economy in the socio-economic and foreign trade aspects causes increased attention to this industry. The need to provide all production, household and agricultural areas with products and raw materials supplied from chemical enterprises poses the task of reducing dependence on imports, which has developed over the past decades for most commodity items. The negative effect of import dependence became apparent after the introduction of anti-Russian sanctions back in 2014 and significantly intensified in 2022. These events have accelerated the work towards self-sufficiency in key chemical products. The study highlights the main stages of developing the program measures on import substitution, the evolution of some target indicators values and its implementation degree. The current state of the chemical industry in the country has been showed, its bias towards export-oriented industries assessed (fertilizers, synthetic rubber, ammonia, polymers, tires production). The attention to low-tonnage chemistry has decreased, which led to the deficit of its domestic production and the imports growth. The article studies the state of exports and the balance of trade in the main chemical products produced and consumed in Russia.

Keywords

foreign trade, import, import substitution, development prospects, planning, sanctions, chemical industry, export

For citation: Frolov D.L. (2023) Industrial policy in the chemical industry in the context of economic sanctions against Russia. Vestnik universiteta, no. 12, pp. 219—229.

© Frolov D.L., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

Российская химическая промышленность является важной отраслью отечественной индустрии, обеспечивающей около 13—14 % общего промышленного производства. В данной сфере занято около 10 % рабочих обрабатывающей промышленности (включая работников производств резиновых и пластмассовых изделий и фармацевтику). Это больше, чем, например, в металлургической отрасли (около 7 %). Другими словами, обеспечивая значительное количество рабочих мест и являясь зачастую единственным градообразующим предприятием, химические производства являются важнейшими звеньями социально-экономической стабильности в стране [1; 2]. М.К. Малышев указывал на важность системообразующих предприятий химического комплекса для отдельных регионов и территорий в плане налоговых отчислений в местные бюджеты [3].

Кроме того, такие продукты отрасли, как синтетический каучук, аммиак и удобрения, являются важными экспортными товарами как для российской внешней торговли, так и для мирового сообщества в целом. В частности, по данным Ежегодника статистики международной торговли (International Trade Statistics Yearbook), в 2021 г. Российская Федерация (далее — РФ, Россия) заняла 6-е место в мировом экспорте каучука (6,6 %), 5-е место в торговле неорганическими химическими элементами (4,3 %) и 1-е место в поставках на мировой рынок удобрений (16,2 %). Таким образом, химическая отрасль, кроме социально-экономического аспекта, является важной составляющей экспортного потенциала страны в части поставок удобрений, а также не только обеспечивает российскую продовольственную безопасность, но и оказывает значительное влияние на нее в глобальном масштабе.

В то же время в отрасли существует ряд проблем, приводящих к значительной зависимости от импорта химических товаров, являющихся как конечными продуктами потребления, так и важными составляющими производственных процессов других отраслей (пищевой, легкой, металлургической, нефтеперерабатывающей, лесной и целлюлозно-бумажной) [4]. Одним из аспектов проблематики является значительная доля иностранного капитала в отрасли, который прежде всего заинтересован в получении прибыли, а не системном развитии [5].

Понимание нарастающей проблемы зависимости от зарубежных поставщиков привело к принятию ряда мер по повышению самообеспеченности в ключевых видах химических продуктов. Особенно это касается малотоннажной химии, так как основная прерогатива развития отечественной промышленности — ориентация на крупные производства [6]. Это постепенно привело к дефициту относительно малотоннажных, но системно-важных видов продукции и сырья.

Важнейший из существующих системных документов в химической промышленности, Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 г. (далее — Стратегия), был принят 8 апреля 2014 г. [7]. В документе описывалась общая ситуация в отрасли, приводились примеры международного развития, а также предполагалось ускоренное развитие отечественной химической промышленности (далее — химпром) на ближайшие 15 лет. Более конкретные целевые показатели присутствуют в отдельных приказах Министерства промышленности и торговли РФ (далее — Минпромторг РФ), которые обобщенно носят название «разработка мероприятий по импортозамещению в химической промышленности России». Таких приказов без учетов дополнений всего было издано до настоящего времени 6.

Первое издание Стратегии и было принято приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 14 марта 2008 г. № 119, но с принятием новой редакции старая версия прекратила действие [8]. Ее реализация была затруднена мировым кризисом 2008—2009 гг., но необходимая актуализация произошла лишь после начала санкций в 2014 г., хотя не без критики со стороны научного сообщества. На сегодняшний день в связи с недостаточной скоростью выполнения целевых показателей текущей Стратегии назрела необходимость пересмотра документа и введения нового плана отраслевого планирования — Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2035 г., которая охватывала бы не только текущие основные экспортные направления химпрома, но и малотоннажную химию, поскольку именно в этом сегменте рынка наблюдается наибольшая зависимость от импорта.

В настоящем исследовании рассмотрены основные этапы разработки и реализации мероприятий по развитию импортозамещения в химпроме, которые отражают промышленную политику со стороны правительства. Прослежены реалии достижения целевых показателей для каждого отраслевого документа, а также проведен общий обзор состояния отрасли и внешней торговли ключевыми химическими продуктами для построения полной картины о ситуации в отрасли и перспективах ее развития.

Для достижения поставленных задач были использованы данные Федеральной службы государственной статистики, нормативные акты Минпромторга РФ, а также данные Федеральной таможенной службы. Для обработки исходных данных и статистических индикаторов применялись методы обобщения, аналогии, анализ и синтез. Авторскую интерпретацию результатов и представление хода исследования обеспечивали табличный и графический методы.

ПЛАНЫ МИНПРОМТОРГА РФ И ИТОГИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Несмотря на значительный экспорт ряда видов химических товаров, Россия в целом остается чистым нетто-импортером химии, что в связи с санкционным давлением на страну обусловливает необходимость развития программ импортозамещения для снижения зависимости от ввоза данных продуктов [9]. Во многом сложившуюся ситуацию можно объяснить низкой конкурентоспособностью отечественных производителей на внутреннем рынке, за исключением достаточно ограниченного числа экспортоори-ентированных отраслей [10; 11].

Понимание сложившейся ситуации и поиск решений по выходу из внешнеторговой зависимости по важнейшим видам химической продукции и сырья привело к появлению отраслевой программы Мин-промторга РФ по импортозамещению и развитию отрасли. Первой вехой в повышении уровня самодостаточности в потреблении продуктов химии стало принятие отраслевого плана мероприятий по импор-тозамещению в химической промышленности 31 марта 2015 г. (приказ Минпромторга РФ № 646), что стало следствием ужесточения санкционного давления на Россию вследствие присоединения Крыма [12]. В дальнейшем документ неоднократно корректировался, и зачастую правки приобретали столь значимый характер, что это приводило к отмене старого приказа и введению в действие нового. Общий ход законотворчества в данном направлении отражен в табл. 1, где показаны ключевые характеристики обсуждаемых отраслевых актов, а именно количество и параметры целевых показателей импортозамещения.

Таблица 1

Эволюция планов Минпромторга РФ по разработке мероприятий по импортозамещению в химической промышленности России в 2015—2022 гг.

Дата приказа № приказа Количество целевых позиций импортозамещения

2015-03-31 646 35

2016-01-29 197 88

2017-11-29 4169 90

2018-05-29 2025 106

2021-07-06 2471 90

2022-11-15 4743 323

Составлено автором по материалам источника [12]

По данным табл. 1, общей характеристикой приказов Минпромторга РФ за последние 7 лет является постепенное увеличение целевых позиций химических товаров, по которым планируется полное или частичное замещение собственным производством. Первый из них появился после введения первого витка антироссийских санкций 2014—2015 гг. Самое значительное увеличение (с 90 до 323 позиций) списка произошло после начала проведения специальной военной операции в 2022 г. и появления значительных препятствий в международной торговле России [12]. К концу 2022 г. стало ясно, что время расчета на импортные поставки наиболее жизненно необходимых химических товаров в быту, промышленности, сельском хозяйстве и других направлениях ушло (конечной временной точкой импортозамещения по указанным 323 продуктам в приказе № 4743 стоит 2024 г.) [13].

Стоит отметить, что важным отличием приказа № 2471 от 6 июля 2021 г. от предыдущих версий мероприятий по импортозамещению стало указание ежегодного объема спроса на каждую из товарных позиций как в натуральном, так и в денежном выражении [14]. Приказ № 4743 от 15 ноября 2022 г. содержит коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее — ТН ВЭД) для упрощения статистического анализа исполнения программного документа, ориентировочные годы запуска

импортозамещающих производств и основные отрасли-потребители каждого из представленных товаров. Он в 3,5 раза увеличил список товарных позиций импортозамещения [13].

Основной прирост произошел за счет малотоннажной химии: ежегодный объем потребления 226 товаров из 323 в списке (70 %) 10 тыс. т и менее. Есть даже продукты, спрос на которые исчисляется единицами тонн, сотнями и десятками килограмм, что свидетельствует о высоком уровне проработки целевых показателей и предварительном глубоком исследовании рынка. Некоторые из товаров, которые подлежали импортозамещению еще по самому первому приказу от 31 марта 2015 г. № 646 до 2020 г., до сих пор продолжают фигурировать в планах. Всего этих позиций 13 (из 35 существовавших в списке в 2015 г). Отразим их в табл. 2, а также покажем динамику изменения фактических и дальнейших целевых нормативов доли импорта в потреблении [12].

Необходимо отметить, что авторы даже последнего издания программы не приводят в таблицах информации о фактическом объеме импорта по кодам ТН ВЭД в долларах и натуральных величинах, указывая лишь объем спроса.

Таблица 2

Доли импорта отдельных химических продуктов (фактические на начало каждой программы и целевые на момент ее окончания)

Дата приказа № Диоксид титана пигментный, % Пероксид водорода, % Глифосат, % Карбонат кальция синтетический, % Эпоксидные смолы, %

Факт Цель Факт Цель Факт Цель Факт Цель Факт Цель

2015-03-31 646 100 10 60 10 100 10 100 10 92 20

2016-01-29 197 95,4 5 60 10 100 10 100 90 92 20

2017-11-29 4169 95,4 5 60 10 100 10 100 90 92 20

2018-05-29 2025 95,4 5 60 10 100 10 100 90 92 20

2021-07-06 2471 70 10 81 19 - - 99 90 98,5 95

2022-11-15 4743 70 10 81 19 100 10 99 90 98,5 95

2015-03-31 646 100 5 100 6 65 6 40 6 100 80

2016-01-29 197 100 10 100 6 65 6 - - 100 80

2017-11-29 4169 100 10 100 6 65 6 - - 100 80

2018-05-29 2025 100 10 100 6 65 6 - - 100 80

2021-07-06 2471 - - - - 100 100 80 60 - -

2022-11-15 4743 39 22 96,5 78 100 100 80 60 99 95

2015-03-31 646 100 60 100 35 70 15 - - - -

2016-01-29 197 100 7 100 10 100 30 - - - -

2017-11-29 4169 100 7 100 10 100 30 - - - -

2018-05-29 2025 100 7 100 10 100 30 - - - -

2021-07-06 2471 100 0 100 100 100 85 - - - -

2022-11-15 4743 100 0 100 90 100 85 - - - -

Примечание: ПАВ — поверхностно-активные вещества

Составлено автором по материалам источника [15]

Стоит отметить, что с 2015 г. по 2022 г. практически ни по одному из вышеперечисленных товаров не удалось не только добиться целевых показателей, но и даже заметно снизить зависимость от импорта (кроме диоксида титана и фосфорной кислоты). По пяти товарам доля ввезенной продукции, напротив, увеличилась. Для остальных сохранилась подавляющая доля импорта без особых изменений на протяжении всех 6 этапов переиздания программных документов. Это свидетельствует о слабой проработке перспектив импортозамещения и слабом контроле за необходимостью достижения целевых показателей. Кроме того, с каждым годом реалистичность оценок постепенно возрастала со снижением целевых показателей доли импорта по указанным товарам.

Однако рассмотрение только целей и задач планов импортозамещения в химической отрасли было бы неполным без общего экскурса о состоянии российского химпрома.

ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ХИМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Текущую структуру химической промышленности можно отразить посредством распределения производства по отдельным направлениям (табл. 3).

Таблица 3

Объем отгруженных товаров собственного производства в химической отрасли за 2020—2022 гг.

Наименование вида деятельности Код ОКВЭД2 2020 г., млн руб. 2021 г., млн руб. 2022 г., млн руб.

Производство химических веществ и химических продуктов 20 3 535 705 5 263 682 5 962 482

% от общего промышленного производства - 7,1 8,4 8,9

Основная химия, удобрения, азотные соединения, пластмассы, синтетический каучук 20.1 2 578 850 4 201 597 4 635 802

% от основной химии - 72,9 79,8 77,7

Производство пестицидов и прочей агрохимии 20.2 71 958 76 470 110 065

% от основной химии - 2,0 1,5 1,8

Краски, лаки и аналогичные покрытия 20.3 181 862 202 021 241 755

% от основной химии - 5,1 3,8 4,1

Мыло, моющие, парфюмерно-косметические средства 20.4 391 822 403 516 495 346

% от основной химии - 11,1 7,7 8,3

Производство прочих химических продуктов 20.5 286 165 351 308 444 865

% от основной химии - 8,1 6,7 7,5

Производство химических волокон 20.6 25 049 28 770 34 649

% от основной химии - 0,7 0,5 0,6

Фармацевтическое производство 21 929 243 1 355 388 1 103 930

% от общего промышленного производства - 1,9 2,2 1,7

Производство фармацевтических субстанций 21.1 55 985 67 295 64 628

Производство лекарств 21.2 873 258 1 288 093 1 039 302

Резиновые и пластмассовые изделия 22 1 534 341 1 809 938 2 011 660

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

% от общего промышленного производства - 3,1 2,9 3,0

Производство резиновых изделий 22.1 260 569 315 557 348 383

Производство изделий из пластмасс 22.2 1 273 771 1 494 382 1 663 277

Составлено автором по материалам источника [16]

По данным табл. 3, ключевым направлением динамично развивающейся химической индустрии страны является основная химия, которая, в частности, включает производство удобрений, пластмасс, полимеров и синтетического каучука, аммиака, каустической соды, технического углерода. На это направление приходится около 78 % общего производства химических веществ. Если учитывать фармацевтику

и резиново-пластмассовое производство, доля снизится примерно до 51 %, что тем не менее оставляет за этими экспортоориентированными отраслями ключевую роль.

Фармацевтика после снятия пандемийных ограничений и снижения темпов вакцинации заметно уменьшила объемы производства, что, принимая во внимание инфляцию, свидетельствует об упадке этого направления. Более того, сократилось не только производство готовых форм, но и фармацевтических субстанций, импортозависимость по которым очень высока (около 100 % по данным приказа № 4743, хотя товарные позиции, указанные в документе, охватывают далеко не все позиции импорта и потребления фармацевтических субстанций) [13].

Производство резиновых и пластмассовых изделий в относительном выражении достаточно стабильно.

Наибольший рост наблюдается в производстве пестицидов и продуктов агрохимии, пользующихся высоким спросом в условиях развития продовольственного экспорта продукции растениеводства — в этом случае программы импортозамещения работают с наибольшей отдачей. На протяжении пятилетнего периода (2017—2022 гг.) это направление являлось успешным в отрасли, хотя стоит заметить, что исходные действующие вещества практически на 100 % импортируются [16].

Как уже было отмечено, экспортоориентированные отрасли — общая химия (код ОКВЭД2 20.1) — являются базовыми в формировании химической индустрии России. 2022 г. повлиял существенным образом в отрицательную сторону на загрузку мощностей этого направления (рис. 1).

100 ■

0 -о И с^

% К

8 В 8 в

< э

^ Я &■ §

1 : §

3 в

та я

и В

<

3

80-

<

о =

о &

60-

40-

2017

2018

2019 2020

Годы

■ Материалы лакокрасочные Трубы пластмассовые —

• Волокна химические _

2021

2022

■ Шины

Кислота серная ■ Пластмассы в первичных вормах ' Удобрения Аммиак

Составлено автором по материалам источника [16]

Рис. 1. Уровень использования среднегодовой производственной мощности организаций химической промышленности

Согласно данным на рис. 1, только производство пластмассовых труб демонстрирует стабильное повышение уровня загрузки мощностей с 2017 г. по 2022 г., тогда как на все остальные направления ограничения во внешней торговле 2022 г. повлияли резко отрицательно. Наибольшие потери в плане использования мощностей понесли предприятия по производству удобрений и, как следствие, аммиака, поскольку это и важный экспортный продукт, и сырье для производства азотных удобрений.

Поддержка экспорта, несмотря на расширение импортозамещения в области малотоннажной химии, является ключевым направлением стратегической политики в химической промышленности. В противном случае падение загрузки мощностей в наиболее важном сегменте отрасли продолжится, что может привести к неконтролируемым негативным последствиям в экономическом и социальном планах.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ ХИМИЧЕСКИМИ ПРОДУКТАМИ

Рассмотрение внешней торговли химическими товарами, особенно сальдо торговли по каждой конкретной торговой группе, поможет понять, в каком сегменте отечественный химпром наиболее конкурентоспособен на внутреннем и внешнем рынках и какие направления требуют особого внимания. Однако данные Федеральной таможенной службы ограничены 2021 г., и только на их основе можно предполагать реальное состояние дел на текущий момент или хотя бы на 2022 г. Для настоящего исследования особую важность представляет именно сальдо торговли как один из конечных показателей импортоза-мещения и инновационного развития химической индустрии.

В табл. 4 отражены номенклатурные позиции с величиной экспорта свыше 200 млн долл. США или импорта свыше 500 млн долл. США из соображений минимизации представления материала.

Таблица 4

Внешняя торговля России основными химическими товарами в 2021 г.

Наименование ТН ВЭД Экспорт, млрд долл. США Импорт, млрд долл. США Сальдо

Неорганическая химия, в том числе: 28 6 032 3 675 2 357

— технический углерод 2 803 677 7 670

— аммиак 2 814 1 670 0 1 670

— искусственный корунд (оксид алюминия) 2 818 42 1 888 - 1 846

— гидразин 2 825 232 8 225

- фосфинаты, фосфонаты и фосфаты 2 835 258 73 185

- карбонаты, пероксокарбонаты, карбонат аммония 2 836 208 104 104

Органическая химия, в том числе: 29 3 452 5 853 - 2 401

— углеводороды ациклические 2 901 615 56 559

— углеводороды циклические 2 902 287 123 164

— спирты ациклические (в основном — метанол) 2 905 820 368 452

— соединения гетероциклические, содержащие гетеро-атомы N 2 933 426 1 036 - 610

— нуклеиновые кислоты и их соли 2 934 4 617 - 613

Фармацевтическая продукция 30 2 661 13 793 - 11132

Удобрения 31 12 501 168 12 333

Экстракты, пигменты, красители и др. 32 416 2 141 - 1 725

Парфюмерия и косметика, эфирные вещества 33 991 3 725 - 2 734

Мыло, поверхностно-активные вещества, смазочные материалы 34 641 1 729 - 1 088

Белки, ферменты 35 74 927 - 853

Фото- и кинотовары 37 16 297 - 281

Прочие химические продукты 38 1 168 3 858 - 2 690

Пластмассы и изделия из них, в том числе: 39 6 176 12 688 - 6 512

— полимеры этилена 3 901 1 565 1 153 412

— пропилена 3 902 1 139 577 562

— стирола 3 903 218 322 - 104

— поливинилхлорид 3 904 423 416 7

— полиацетали и полиэфиры 3 907 270 1 409 - 1 139

Каучук, резина и изделия из них, в том числе: 40 3 562 4 833 - 1 271

— каучук синтетический 4 002 1 897 230 1 667

— шины и покрышки пневматические 4 011 1 352 2 120 - 768

— одежда из резины 4 015 18 465 - 447

— изделия из резины прочие 4 016 103 824 - 721

ВСЕГО 37 690 53 687 - 15 997

Составлено автором по материалам источника [16]

Массив данных, представленный в табл. 4, позволяет установить, что наиболее конкурентоспособными направлениями являются удобрения и сырье для их производства (аммиак, метанол, фосфат кальция), а также сырье для производства шин (каучук и сырье для его производства, технический углерод, гидразин, метанол). В целом около 20 млрд долл. США российского химического экспорта (или 50 %) — это сырье для производства или готовые удобрения, синтетические каучуки и шины. Все остальные производственные направления так или иначе дефицитны и испытывают потребность в импорте. Особенно высока в абсолютном выражении зависимость от импорта готовых лекарственных форм и фармацевтических субстанций, сырья для лакокрасочной индустрии, оксида алюминия, сырья для производства парфюмерии и косметики, поверхностно-активных веществ, белков и ферментов (сырье для кормопроизводства), сырья для производства пластмасс, резинотехнических изделий (включая одежду и элементы одежды).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования установлено, что основой российской химической индустрии являются экспор-тоориентированные производства удобрений, некоторых полимеров (полиэтилена и пропилена) и шин, а также связанные с ними подотрасли (сырье для производства удобрений, синтетические каучуки, метанол, аммиак, технический углерод и проч.). Данные направления обеспечивают более половины экспортного потенциала и существующих мощностей химической промышленности. Изменения конъюнктуры мирового рынка и антироссийские санкции существенным образом сказываются на экспортных возможностях и, как следствие, загрузке мощностей предприятий. Вне экспортоориентированных направлений наблюдается высокий уровень импорта, особенно в сегменте малотоннажных производств.

Для снятия напряженности с ограничением зарубежных поставок наиболее важных видов химических товаров Минпромторгом РФ еще с 2015 г. разрабатывается ряд мероприятий по развитию импор-тозамещения в жизненно важных направлениях химической индустрии. Однако, несмотря на регулярное расширение списка подотчетных продуктов и уточнение целевых показателей, по значительной части товаров нет никакого положительного движения, а в ряде направлений ситуация, напротив, изменилась в худшую сторону, то есть в сторону роста доли зарубежной продукции.

Общая промышленная политика в химической отрасли в настоящее время характеризуется в основном как направленная на дальнейшее развитие экспортной составляющей уже состоявшихся производств, ориентированных на экспорт сырья или готовой продукции. Цели и мероприятия по снижению зависимости в наиболее чувствительных видах химических товаров являются скорее декларативными и не выполняются или выполняются в неполном объеме. Дальнейшая политика в отрасли должна опираться на более реалистичные оценки потенциала отечественной экономики, повышение внимания к потребностям внутреннего рынка с сохранением или сокращением ориентации производства на экспорт, а также расширение государственной поддержки в связанных направлениях (например, стимуляция сельхозпроизводителей к применению отечественных средств защиты растений, кормовых добавок и т.д.).

Библиографический список

1. Кулясова Е.В. Химическая промышленность России: современное состояние и проблемы развития. Вестник университета. 2019;5:93-100. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-5-93-100

2. Шерстобитова А.А., Феткуллова Э.Т. Химическая промышленность и современные проблемы ее развития в Российской Федерации. ВестникНГИЭИ. 2015;3(46):96-100.

3. Малышев М.К. Роль корпораций химической отрасли в формировании бюджетов территорий. Вопросы территориального развития. 2021;1(9). https://doi.Org/10.15838/tdi.2021.1.56.4

4. Данилова З.С. Обзор состояния российской химической промышленности. Экономика и бизнес: теория и практика. 2020;12-1(70):208-211. https://doi.org/10.24411/2411-0450-2020-11050

5. Цыпин А.П., Овсянников В.А. Оценка доли иностранного капитала в промышленности России. Молодой ученый. 2014;12(71):195-198.

6. Симачев Ю.В., Федюнина А.А., Волкова А.В. Химпром и коронакризис: советское наследие стало демпфером, но поможет ли будущему развитию? ЭКО. 2021;8(566):64-80. https://doi.org/10.30680/EC00131-7652-2021-8-64-80

7. Мельникова Е.В. О перспективах химической промышленности в контексте инновационного развития. В кн.:

Инновации в химико-лесном комплексе: тенденции и перспективы развития: сборник материалов Всероссийской научно-практической

конференции, Красноярск, 2-4 июня 2021 г. Красноярск: Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева; 2021. С. 116—120.

8. Российская Федерация. Приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 14 марта 2008 г. № 119 «Об утверждении Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года». https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/6287483/ (дата обращения: 24.10.2023).

9. Пан Т. Условия эффективности создания и управления развитием современного нефтехимического комплекса России. Вестник евразийской науки. 2019;4(11).

10. Чекунов А.С. Государственная поддержка отечественной химической промышленности в аспекте импортозаме-щения. Европейский журнал социальных наук. 2018;12(2):16—23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Красильников Д.В. Актуальные проблемы малых и средних промышленных предприятий химической отрасли. Научный аспект. 2022;4(1):68—73.

12. Российская Федерация. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 марта 2015 г. № 646 «Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в отрасли химической промышленности Российской Федерации». https://base.garant.ru/70937994/ (дата обращения: 24.10.2023).

13. Российская Федерация. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 4743 «Об утверждении Плана мероприятий по импортозамещению в отрасли химической промышленности Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов Минпромторга России». https://base.garant.ru/405803951/ (дата обращения: 24.10.2023).

14. Российская Федерация. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 6 июля 2021 г. № 2471 «Об утверждении Плана мероприятий по импортозамещению в отрасли химической промышленности Российской Федерации и о признании утратившим силу приказа Минпромторга России от 29 мая 2018 г. № 2025». https://base.garant.ru/77316756/ (дата обращения: 24.10.2023).

15. Любимцев К.С., Яшалова Н.Н. Актуальные проблемы химической промышленности в российской федерации. Индустриальная экономика. 2020;4:14-18. https://doi.org/10.47576/2712-7559_2020_4_14

16. Кабанова Е.Е. Перспективы российского сельскохозяйственного комплекса в условиях санкций. Экономическое развитие России. 2023;4(30):44-52.

References

1. Kuliasova E.V Chemical industry of Russia: current state and problems of development. Vestnik universiteta. 2019;5:93-100. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-5-93-100 (In Russian).

2. Sherstobitova A.A., Fetkullova E.T. Chemical industry and modern problems of its development in the Russian Federation. Vestnik NGIEI. 2015;3(46):96-100. (In Russian).

3. Malyshev M.K. Role of chemical industry corporations in the formation of territorial budgets. Voprosy territorialnogo razvitiya. 2021;1(9). https://doi.org/10.15838/tdi.2021.1.56.4 (In Russian).

4. Danilova Z.S. Review of the state of the Russian chemical industry. Ekonomika i bi%nes: teoriya i praktika. 2020;12-1(70):208-211. https://doi.org/10.24411/2411-0450-2020-11050 (In Russian).

5. Tsypin A.P., Ovsyannikov VA. Estimation of a share of foreign capital in Russian industry. Molodoy uchenyi. 2014;12(71):195-198. (In Russian).

6. Simachev YV, Fedyunina A.A., Volkova A.V Khimprom and coronacrisis: the Soviet heritage became a dampener, but will it help the future development? EKO. 2021;8(566):64-80. https://doi.org/10.30680/EC00131-7652-2021-8-64-80 (In Russian).

7. Melnikova E.V On the prospects of the chemical industry in the context of innovation development. In: Innovations in the chemical and forestry complex: Trends and prospects of development: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Krasnoyarsk, June 2-4, 2021. Krasnoyarsk: Siberian State University of Science and Technology; 2021. Pp. 116-120. (In Russian).

8. Russian Federation. Order of the Ministry of Industry and Energy of the Russian Federation dated March 14, 2008, No. 119 "On Approval of the Strategy for the Chemical and Petrochemical Industry Development for the Period up to 2015". https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/6287483/ (accessed 24.10.2023). (In Russian).

9. Pan T. Conditions of efficiency of creation and management of development of modern petrochemical complex of Russia. Bulletin of Eurasian Science. 2019;4(11). (In Russian).

10. Chekunov A.S. State support of the domestic chemical industry in the aspect of import substitution. European journal of social sciences. 2018;12(2):16-23. (In Russian).

11. Krasilnikov D.V Actual problems of small and medium-sized industrial enterprises of the chemical industry. NauchnyAspekt. 2022;4(1):68-73. (In Russian).

12. Russian Federation. Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation of March 31, 2015, No. 646 "On Approval of the Sectoral Action Plan for Import Substitution in the Chemical Industry of the Russian Federation". https://base.garant.ru/70937994/ (accessed 24.10.2023). (In Russian).

13. Russian Federation. Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation of November 15, 2022, No. 4743 "On Approval of the Action Plan for Import Substitution in the Chemical Industry of the Russian Federation and on the Annulment of Certain Orders of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation". https://base.garant.ru/405803951/ (accessed 14.11.2023). (In Russian).

14. Russian Federation. Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation dated July 6, 2021, No. 2471 "On Approval of the Plan of Measures for Import Substitution in the Chemical Industry of the Russian Federation and on the Annulment of the Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation dated May 29, 2018, No. 2025". https://base.garant.ru/77316756/ (accessed 24.10.2023). (In Russian).

15. Lyubimtsev K.S., Yashalova N.N. Actual problems of the chemical industry in the Russian Federation. Industrial Economics. 2020;4:14-18. https://doi.org/10.47576/2712-7559_2020_4_14

16. Kabanova E.E. Prospects of the Russian agricultural complex in the conditions of sanctions. Economic Development of Russia. 2023;4(30):44-52. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.