Научная статья на тему 'Промышленная политика региона в аспекте постинформационной экономики'

Промышленная политика региона в аспекте постинформационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ПРИНЦИПЫ / ИНДУСТ-РИАЛИЗАЦИЯ / ПОЛИТИКА / REGION / INDUSTRY / INNOVATION / PRINCIPLES / INDUSTRIALIZATION / POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беломестнов В. Г.

В статье рассмотрены вопросы промышленной политики региона. Опреде-лена необходимость перехода к новой экономической парадигме эпохе постинформационной индустриализации. Сформированы ключевые направ-ления развития промышленного комплекса региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The industrial policy of the region in the aspect after the information of industrialization of economy

The article considers the questions of industrial policy of the region. A need for a transition to a new economic paradigm the era of the post informational indus-trialization is defined. Key directions of development of industrial complex of the region are formed.

Текст научной работы на тему «Промышленная политика региона в аспекте постинформационной экономики»

УДК 338

© В.Г. Беломестнов

Промышленная политика региона в аспекте постинформационной экономики

В статье рассмотрены вопросы промышленной политики региона. Определена необходимость перехода к новой экономической парадигме - эпохе постинформационной индустриализации. Сформированы ключевые направления развития промышленного комплекса региона.

Ключевые слова: регион, промышленность, инновации, принципы, индустриализация, политика

© V.G. Belomestnov

The industrial policy of the region in the aspect after the information of industrialization of economy

The article considers the questions of industrial policy of the region. A need for a transition to a new economic paradigm - the era of the post informational industrialization is defined. Key directions of development of industrial complex of the region are formed .

Keywords: region, industry, innovation, principles, industrialization, policy.

Экономический перелом 90-х гг. прошлого века привел к ряду проблем, решение которых будет вероятно найдено еще не скоро. Эти проблемы носят как локальный (региональный), так и мировой характер. В настоящее время можно выделить следующие экономические «капканы» новейшей истории и их отрицательные последствия: теория мировой конкуренции привела к расслоению государств, появлению «золотого миллиарда»; информатизация экономики привела к продуктовой зависимости; инновационная экономика стимулирует излишнюю конкуренцию; инвестиционная активность привела к дифференциации финансовых потоков, финансовой зависимости государств и регионов и т.д.

Понятие «инновации» как фактор экономического роста, наряду с традиционными факторами (землей, капиталом и трудом), возникло в начале прошлого века, когда экономисты задумались над вопросами истощения природных ресурсов [1].

В настоящее время существует ряд трактовок понятия «инновации». Под инновациями в целом понимаются такие изменения в экономической системе, которые приводят к качественному росту ее показателей [2; 3]. Инновации могут проявляться как в усовершенствовании, модернизации и реконструкции существующих систем, так и в диверсификации, изобретательстве и даже открытии новых элементов экономических и социальных систем и принципов их функционирования [4].

Инновации являются видом человеческой активности и экономической деятельности и существуют объективно, вне зависимости от степени их законодательного регулирования и государственного управления дан-

ными процессами. Другое дело, что наличие системы инновационного развития в регионе может ускорить данный процесс.

Индустриальная экономика требовала набора технологий, знаний и навыков, обеспечивающих эффективное производство массовой продукции. Информационная экономика ориентирована на инновации и обеспечение эффективной инициации идей, генерацию и реализацию новых решений.

Практика показывает, что большинство наиболее выгодных и эффективных в настоящее время видов деятельности реально уменьшают экономический потенциал территории. Уменьшение потенциала как следствие экономического процесса возникает в результате несбалансированного использования ресурсов.

Ресурсно-ориентированные регионы в недалекой перспективе могут оказаться не у дел в мировом разделении труда, потеряв большую долю в структуре национального продукта. Единственным выходом для таких регионов может быть проведение уже в настоящее время такой ресурсно-инновационной политики, которая вывела бы регион на новый уровень развития экономической системы, стратегически конкурентоспособной и ориентированной на сбалансированную экономику с ростом потенциала.

Объективная оценка ситуации показывает, что единственной возможностью Республики Бурятия конкурировать с другими регионами является внедрение инновационных технологий и разработка инновационной, конкурентоспособной продукции. Высокие коммунальные затраты, транспортные и экологосберегающие расходы, являющиеся основными сдерживающими факторами для реализации продукции республики на других рынках, могут быть сняты с проблемы для товаров предприятий региона в случае их конкурентоспособности или инновационного характера.

Существуют некоторые недостатки действующей системы инновационного развития в республике: во-первых, нет законченной системы инновационного развития; во-вторых, инновации носят случайный характер и их инициация полностью отдана на откуп предпринимателям; в-третьих, вся работа сводится к простому финансированию не увязанных между собою проектов, которые при этом не всегда отражают приоритетные проблемы развития и возможные «точки роста» и использования потенциала республики.

В связи с этим авторами предлагается при создании инновационной системы придерживаться следующих базовых экономических принципов.

1. Генерация и отбор идей. Система генерации идей пока имеет спонтанный характер. Думается, что должен осуществляться постоянный процесс будирования творческой активности населения и бизнеса. Это должно выразиться в создании негосударственных институтов поддержки, учредителями которых могли бы стать крупные предприниматели республики, в рамках понимания проблемы своей ответственности за развитие республики.

Разработка инновационных технологий и техники в экономике предприятий требует создания мощной системы проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, что в большинстве случаев на сегодня не по карману большинству предприятий. Следовательно, положительной стороной межрегиональной интеграции и глобализации могла бы стать инновационная поддержка интеллектуального бизнеса со стороны регионов, организация трансферта инноваций в республику и создание институтов для этого.

2. Своевременность и регулирование темпов инноваций. Скорость разработки и внедрения инноваций определяет устойчивость и эффективность развития. Инновационное развитие региона определяется временем «опережения» реакции на изменения факторов внешней и внутренней среды. В настоящее время на большинстве предприятий республики потеряна преемственность инноваций. Отрицательный инновационный эффект может быть связан также с излишними инновационными затратами на конкуренцию.

3. Динамичность и комплексность. Инновационная стадия, в нашем понимании, является краткосрочным, динамичным состоянием потенциала (ресурсов и информации), стадией преобразования в новый потенциал, заменяющими привычные ресурсы общества. При этом инновационная стадия затрагивает как сущность ресурсов, так и применяемые процессы их преобразования, использования и распределения. Низкие темпы и бессистемность инноваций являются еще одной проблемой республики.

4. Рост и диверсификация потенциала. Инновации являются экономическим процессом, позволяющим обеспечить рост экономического потенциала системы. Некоторые же проекты вносят дисбаланс в экономику. Нужна методика определения стратегической эффективности инноваций.

5. Поддержание рациональности и снижение ресурсозатратности. Инновационное развитие наряду с поступательным движением вперед имеет фазы оптимального и неоптимального роста. Неоптимальный инновационный рост происходит тогда, когда объем «тупиковых» инноваций (не имеющих перспектив для развития) превосходит объем рациональных инноваций.

6. Интересы субъектов. Инновации являются специфической формой деятельности и активности бизнеса и человека, объединяя в себе экономическую, техническую, социальную составляющие и отражающая стратегические экономические и неэкономические интересы субъектов экономической системы.

Так, интенсивность инновационных процессов в основном отражает видение сегодняшней и будущей ситуации собственниками бизнеса, их желанием персонифицировать ответственность за бизнес на длительное время. Например, в прошлом году некоторые предприятия республики получили чистую прибыль в несколько раз превосходящую стоимость основных фондов, а в целом по республике прибыль превышает стоимость активной части фондов почти в три раза. При этом коэффициент обновления фондов крайне низок.

Это связано с еще одной экономической проблемой - снижения в настоящее время рентабельности инновационных проектов, что определяется снижением темпов качественных (революционных) изменений в производительности оборудования и средств автоматизации, свойственных этапам смены технологических укладов в рамках научно-технического прогресса. Предприятиям выгоднее вкладывать средства в аналоговую реновацию либо в модернизацию, не затрагивающую основы производственной системы, так как капиталовложения в этом случае ниже в разы.

Делая выводы из сказанного, следует отметить, что Республика Бурятия для реализации стратегии ускоренного инновационного развития должна выстроить новую экономическую идеологию.

Для устранения инновационных диспропорций ключевыми задачами органов власти республики являются:

- представление достоверной и полной информации об инновационном бизнесе в различных отраслях на территории, из которой потенциальный инвестор может сделать вывод о его экономической привлекательности, тем самым исключая инвестиционный и инновационный тупик;

- создание инфраструктурных условий для трансферта инноваций из других регионов, перетока и выравнивания инновационной активности по всем секторам экономики за счет организационных рычагов.

Регион обязательно должен опираться на механизмы, способствующие повышению эффективности процесса инноваций. К ним относятся:

- механизм непрерывного инвестиционно-инновационного развития;

- механизм внешней и внутренней интеграции производства;

- механизм консолидации и роста инновационных ресурсов.

Основная цель поддержки инновационного бизнеса заключается в

создании условий для его организации и функционирования.

Система государственной поддержки инноваций должна быть ориентирована на: информационное, консультационное и маркетинговое обслуживание; ресурсное обслуживание аналитического характера, в том числе организацию финансирования; организационное обслуживание планового характера, в том числе первоначальную организацию и обеспечение условий для реализации инноваций.

Промышленность является ведущей отраслью экономики республики. Соответственно, стратегические приоритеты должны опираться на существующий промышленный потенциал и интегрировать его в перспективных направлениях развития посредством сбалансированной промышленной политики.

Целью промышленной политики является выход предприятий региона на качественно новый уровень по масштабам и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Достижение цели промышленной политики основывается на:

- принципе концентрации усилий и ресурсов на потенциально более конкурентоспособных направлениях:

- активизации (с долевым участием бюджетов всех уровней) научно-технической и инновационной деятельности и на этой основе модернизации отраслей промышленности, освоении экономически эффективной наукоемкой техники и технологий;

- интеграции предприятий региона в транснациональные корпорации, укреплении конкурентных позиций предприятий на внутреннем и внешнем рынках;

- дальнейшем укреплении и поддержке малого бизнеса.

Повышение использования имеющихся факторов экономического потенциала является первым направлением развития промышленности.

Возникает вопрос об управляемости экономической конъюнктурой. Проблему управляемости конъюнктурой можно разделить на внешние и внутренние факторы, которые могут переходить друг в друга. Основным последствием неблагоприятной экономической конъюнктуры является неконкурентность территориального производства и невостребованность экономического потенциала. Эти две причины во многом близки друг к другу, но могут иметь разные корни.

Неконкурентность территориального производства в своей основе содержит два фактора: во-первых, это неверное размещение производитель -ных сил, приводящее к выпуску заведомо неконкурентной по издержкам продукции; во-вторых, это низкие темпы инновационного развития, приводящие к выпуску продукции, отстающей от лидеров.

В первом случае, очевидно, неизбежны реструктуризация промышленного комплекса, повышение эффективности необходимых производств и максимальное избавление от неэффективных предприятий. Во втором случае выход заключается в ускорении темпов инновационного развития, что может быть осуществлено следующими методами: концентрация ресурсов территории на производстве приоритетных товаров; межтерриториальная кооперация, создание промышленных групп; вертикальные интеграционные и инновационные структуры.

Сложнее обстоит дело в том случае, если наблюдается невостребованность экономического потенциала. Основным методом в данном случае будет непрерывная диверсификация производства, выход на новые продукты и виды деятельности.

Для реализации данного фактора регион должен проводить политику развития машиностроительного, агропищевого, строительного кластеров, используя преимущества имеющихся предприятий.

Изменение баланса выпуска продукции по структурообразующим элементам является вторым направлением развития экономики региона.

Существующая структура производства не всегда соответствует рыночной конъюнктуре. Реструктуризация производства происходит в настоящее время во многом спонтанно благодаря действию рыночной среды.

Одной из целей реструктуризации экономики является насыщение товарного рынка, достижение этого невозможно без поддержки местных товаропроизводителей и производств, работающих в условиях замкнутых

на рынке территории связей. Сложившаяся структура товарообмена с внешним рынком имеет явные диспропорции. Изменение баланса в сторону внутреннего производства и потребления не означает замкнутости рынка и отсутствия кооперационных связей. Речь идет о корректировке связей, устранении диспропорций между ввозом и вывозом продукции с точки зрения ее общественной полезности и влияния на экономику территорий. Так, Республика Бурятия, имея достаточно развитый строительный комплекс, продолжает ввозить стройматериалы из других регионов, хотя по качеству и цене местные товары ничуть не уступают привозным.

Развитие новых крупных промышленных производств является важным направлением развития промышленности.

Разумеется, это требует достаточно больших инвестиций, однако позволяет быстро решить социально-экономические проблемы, обеспечить высокие темпы роста занятости населения.

Новые производства должны носить инновационный характер и иметь высокую добавленную стоимость. Они также должны опираться на ресурсы республики. В регионе возможно создание следующих новых производств (в том числе на базе имеющихся мощностей):

- машиностроительный комплекс - приборостроение, моторостроение, сборочные производства авто- и сельхозтехники;

- агропромышленный комплекс - овощное и мясоконсервное производство;

- лесоперерабатывающий комплекс - стройматериалы, мебель;

- перерабатывающий комплекс - кварциты и радиоэлементы;

- строительный комплекс - полуфабрикаты, деревянные и металлоизделия, базальтовое волокно и др.

Для этого необходимо повышение деловой активности бизнеса региона и обеспечение инвестиционной привлекательности для инвесторов извне.

Механизмами реализации могут стать:

- концессионные соглашения о выделении территории для реализации инвестиционных проектов создания промышленных предприятий и на базе их регионов-спутников с развитием социальной и жилищной сферы в рамках муниципально-частного партнерства;

- создание зон экономического благоприятствования бизнесу (территориально-производственных комплексов).

Реализация данного направления во многом зависит от создания режима благоприятствования для входа нового крупного экологически чистого бизнеса в регион.

Литература

1. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982.

- 400 с.

2. Трайнин А.А. Значение исследований Йозефа Алоиза Шумпетера для современного этапа развития теории инноватики. - М.: ИНФРА-М, 2007.

- 212 с.

3. Герасимов А.В. Инновационное развитие экономики: теория и методоло -гия. - URL: http://www.oad.rags.ru

4. Беломестнов В.Г., Беломестнова И.А., Шабыкова Н.Э. Управление инновационной деятельностью на предприятии. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2QlQ. - 2QS с.

Беломестнов Виктор Георгиевич, доктор экономических наук, профессор, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления.

Belomestnov Victor Georgievich, the doctor of economics, professor, East-Siberian State University of Technology and Management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.