ИННОВАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА
УДК 338.3
Виктор Георгиевич Беломестнов,
Д.э.н., проф., зав. кафедрой экономика, организация и управление производством, ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», Тел.:83012-21242, Эл. почта:
В статье рассмотрены направления и принципы формирования инновационной промышленной политики региона. Сформулированы ключевые задачи органов власти республики в поддержке инновационных преобразований. Определена необходимость перехода к новой экономической парадигме - эпохе постинформационной индустиализации. Сформированы ключевые направления развития промышленного комплекса региона.
Ключевые слова: регион, промышленность, инновации, принципы, индустриализация, политика.
Victor G. Belomestnov,
PhD in Economics, Professor, Head of the Chair of Economy, Organization and Management of Production,
East Siberian State University of Technologies and Management, Tel.: 83012-21242, E-mail:
INNOVATIVE INDUSTRIAL POLICY OF A REGION
The directions and principles of formation of innovative industrial policy of the region are considered in the article. The key aims of government authorities of the republic to support innovative transformations are formulated. The necessity of transition to such a new economic paradigm as an era of post-information industrialization is defined. The key directions of industrial complex development of the region are created.
Keywords: region, industry, innovation, principles, industrialization, policy.
1. Введение
Экономический перелом 90-х годов прошлого века привел к ряд}' проблем, решение которых будет вероятно найдено ещё не скоро. Эти проблемы носят как локальный (региональный), так и общенациональный и мировой характер. В настоящее время можно выделить следующие экономические «капканы» новейшей истории и их отрицательные последствия: теория мировой конкуренции привела к расслоению государств, появлению «золотого миллиарда»; информати-запция экономики привела к продуктовой зависимости; инновационная экономика в качестве отрицательных последствий стимулирует излишнею конкуренция; инвестиционная активность привела к дифференциации финансовых потоков, финансовой зависимости государств и регионов и т.д.
Понятие «инновации» как фактора экономического роста, наряд}' с традиционными факторами (землей, капиталом и трудом), возникло в начале прошлого века, когда экономисты задумались над вопросами исчерпывания природных ресурсов [1].
В настоящее время существует ряд трактовок понятий «инновации». Под инновациями в целом понимаются такие изменения в экономической системе, которые приводят к качественном}' рост}' ее показателей [2,3]. Инновации могут проявляться как в усовершенствовании, модернизации и реконструкции существующих систем, так и в диверсификации, изобретательстве и даже открытии новых элементов экономических и социальных систем и принципов их функционирования [4].
В своем исследовании автор рассматривает принципы формирования инновационной промышленной политики.
2. Принципы инновационного развития
Инновации являются видом человеческой активности и экономической деятельности и с}'шествуют объективно, вне зависимости от степени их законодательного регулирования и государственного управления данными процессами. Другое дело, что наличие системы инновационного развития в регионе может у скоригь данный процесс.
Индустриальная экономика, уходящая в прошлое, требовала набора технологий, знаний и навыков, обеспечивающих эффективное производство массовой продукции. Информационная экономика ориентирована на инновации и обеспечение эффективной инициации идей, генерацию и реализацию новых решений.
Практика показывает, что большинство наиболее выгодных и эффективных в настоящее время видов деятельности реально уменьшают экономический потенциал территории. Уменьшение потенциала как следствие экономического процесса возникает в результате несбалансированного использования ресурсов.
Ресурсно-ориентированные регионы в не такой уж далекой перспективе могут оказаться не у дел в мировом разделении труда, потеряв большую долю в структуре национального продукта. Единственным выходом для таких регионов видится проведение уже в настоящее время такой ресурсно-инновационной политики, которая может вывести регион на новый уровень экономической системы, стратегически конкурентоспособной и ориентированной на сбалансированную экономику с ростом потенциала.
Объективная оценка ситуации показывает, что единственной возможностью Республики Бурятия конкурировать с другими регионами является внедрение инновационных технологий и разработка инновационной, конкурентоспособной продукции. Высокие коммунальные затраты, транспортные и экологосберегаю-щие расходы, являющиеся основными сдерживающими факторами для реализации продукции республики на других рынках, могут быть сняты с проблемы для товаров предприятий региона в случае их конкурентоспособности или инновационного характера.
Существуют некоторые недостатки действующей системы инновационного развития в республике: во-первых нет законченной системы инновационного развития; во-вторых инновации носят случайный характер и их инициация полностью отдана на откуп предпринимателям; в-третьих, вся работа сводится к простому финансированию не увязанных между собою проектов, которые при этом не
Экономика, Статистика и Информатика 19 №3, 2012
всегда отражают приоритетные проблемы развития и возможные «точки роста» и использования потенциала республики.
В связи с этим авторами предлагается при создании инновационной системы придерживаться следующих базовых экономических принципов.
1. Генерация и отбор идей. Система генерации идей пока имеет спонтанный характер. Думается, что должен осуществляться постоянный процесс будирования творческой активности населения и бизнеса. Это должно выразится в создании негосударственных институтов поддержки, учредителями которых могли бы стать крупные предприниматели республики, в рамках понимания проблемы своей ответственности за развитие республики.
Разработка инновационных технологий и техники в экономике предприятий требует создания мощной системы проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, что, в большинство случаев, в настоящее время не по карману большинству предприятий. Следовательно, положительной стороной межрегиональной интеграции и глобализации могло бы стать инновационная поддержка интеллектуального бизнеса со стороны регионов, организация трансферта инноваций в республику и создание институтов для этого.
2. Своевременность и регулирование темпов инноваций. Скорость разработки и внедрения инноваций определяет устойчивость и эффективность развития. Инновационное развитие региона определяется временем «опережения» реакции на изменения факторов внешней и внутренней среды. В настоящее время на большинстве предприятий республики потеряна преемственность инноваций. Отрицательный инновационный эффект может быть связан также с «излишними» инновационными затратами на конкуренцию.
3. Динамичность и комплексность. Инновационная стадия, в нашем понимании, является краткосрочным, динамичным состоянием потенциала (ресурсов и информации), стадией преобразования в новый потенциал, заменяющими привычные ресурсы общества. При этом инновационная стадия затрагивает как сущность ресурсов, так и применяемые процессы их преобразования, использования и распределения. Низкие темпы и не системность инноваций являются еще одной про-
блемой республики.
4. Рост и диверсификация потенциала. Инновации являются экономическим процессом, позволяющим обеспечить рост экономического потенциала системы. Некоторые же проекты вносят дисбаланс в экономику. Нужна методика определения стратегической эффективности инноваций.
5. Поддержание рациональности и снижение ресурсозатратности. Инновационное развитие наряд}' с поступательным движением вперед имеет фазы оптимального и неоптимального роста. Неоптимальный инновационный рост происходит тогда, когда объем «тупиковых» инноваций (не имеющих перспектив для развития) превосходит объем рациональных инноваций.
6. Интересы субъектов. Инновации являются специфической формой деятельности и активности бизнеса и человека, объединяя в себе экономическую, техническую и социальную составляющие и отражающая стратегические экономические и неэкономические интересы субъектов экономической системы.
Э. Инновационные проблемы
Так, интенсивность инновационных процессов в основном отражает видение сегодняшней и будущей ситуации собственниками бизнеса, их желанием персонифицировать ответственность за бизнес на длительное время. Например, в прошлом году некоторые предприятия республики получили чистую прибыль в несколько раз превосходящую стоимость основных фондов, а в целом по республике прибыль превышает стоимость активной части фондов почти в три раза. При этом коэффициент обновления фондов крайне низок.
Это связано с еще одной экономической проблемой - снижения в настоящее время рентабельности инновационных проектов, что определяется снижением темпов качественных (революционных) изменений в производительности оборудования и средств автоматизации, свойственных этапам смены технологических укладов в рамках на-учно-технического прогресса. Предприятиям выгоднее вкладывать средства в аналоговую реновацию либо в модернизацию, не затрагивающую основы производственной системы, так как капиталовложения в этом случае ниже в разы.
Делая выводы из сказанного, следует отметить, что Республика Бурятия для реализации стратегии ускоренного
инновационного развития должна выстроить новую э ко ном иче с ку ю идеологию.
4. Государственная поддержка инновационного развития
Для устранения инновационных диспропорций ключевыми задачами органов власти республики являются;
- представление достоверной и полной информации об инновационном бизнесе в различных отраслях на территории, из которой потенциальный инвестор может сделать вывод о его экономической привлекательности привлекательности, тем самым исключая инвестиционный и инновационный тупик;
- создание инфраструктурных условий для трансферта инноваций из других регионов, перетока и выравнивания инновационной активности по всем секторам экономики за счет организационных рьиагов.
Регион обязательно должен опираться на механизмы, способствующие повышению эффективности процесса инноваций. К ним относятся;
- механизм непрерывного инвестиционно-инновационного развития;
- механизм внешней и внутренней интеграции производства;
- механизм консолидации и роста инновационных ресурсов.
Основная цель поддержки инновационного бизнеса заключается в создании условий для его организации и функционировании.
Система государственной поддержки инноваций должна быть ориентирована на; - информационное, консультационное и маркетинговое обслуживание; - ресурсное обслуживание аналитического характера, в том числе организацию финансирования; - организационное обслуживание планового характера, в том числе первоначальной организации и обеспечения условий для реализации инноваций.
5. Промышленная политика
Промышленность является ведущей
отраслью экономики республики. Соответственно, стратегические приоритеты должны опираться на существующий промышленный потенциал и интегрировать его в перспективных направлениях развития посредством сбалансированной промышленной политики
Целью промышленной политики является выход предприятий промышленности региона на качественно но-выйуровень по масштабам и конкурен-
№3, 2012 20
тоспособности выпускаемой продукции.
Достижение цели промышленной политики основывается на:
- принципе концентрации усилий и ресурсов на потенциально более конкурентоспособных направлениях:
- активизации (с долевым участием бюджетов всех уровней) научно-технической и инновационной деятельности и, на этой основе, модернизация отраслей промышленности, освоение экономически эффективной наукоемкой техники и технологий;
- интеграция предприятий региона в транснациональные корпорации, укрепление конкурентных позиций предприятий на внутреннем и внешнем рынках;
-дальнейшееукрепление и поддержка малого бизнеса.
6. Направления развития промышленности региона
Повышение использования имеющихся факторов экономического потенциала является первым направлением развития промышленности.
Вопрос стоит об управляемости экономической конъюнктурой. Проблему управляемости конъюнктуры можно разделить на внешние и внутренние факторы, которые могут переходить друг в друга. Основным последствием неблагоприятной экономической конъюнктуры является неконкурентность территориального производства и невостребованность экономического потенциала. Эти две причины во многом близки друг к другу; но могут иметь разные корни.
Неконкурентность территориального производства в своей основе содержит два фактора: во-первых, это неверное размещение производительных сил, приводящее к выпуску заведомо неконкурентной по издержкам продукции; во-вторых, это низкие темпы инновационного развития, приводящие к выпуску продукции, отстающей от лидеров.
В первом случае очевидно неизбежны реструктуризация промышленного комплекса, повышение эффективности необходимых производств и максимальное избавление от неэффективных производств. Во втором случае выход заключается в ускорении темпов инновационного развития, которые могут быть осуществлены следующими методами: - концентрация ресурсов территории на производстве приоритетных товаров; - межтерриториальная
кооперация, создание промышленных групп; вертикальные интеграционные и инновационные структуры.
Сложнее обстоит дело в том случае, если наблюдается не востребованность экономического потенциала. Основным методом в данном случае будет непрерывная диверсификация производства, выход на новые продукты и виды деятельности.
Для реализации данного фактора регион должен проводить политику развития машиностроительного, агро-пищевого, строительного кластеров, использую преимущества имеющихся предприятий.
Изменение баланса выпуска продукции по структурообразующим элементам является вторым направлением развития экономики региона.
Существующая структура производства не всегда соответствует рыночной конъюнктуре. Реструктуризация производства происходит в настоящее время во многом спонтанно благодаря действию рыночной среды.
Одной из целей реструктуризации экономики является насыщение товарного рынка, достижение которой невозможно без поддержки местных товаропроизводителей и производств, работающих в условиях замкнутых на рынке территории связей. Сложившаяся структура товарообмена с внешним рынком имеет явные диспропорции. Изменение баланса в сторону внутреннего производства и потребления не означает замкнутости рынка и отсутствия кооперационных связей, что нереально при любом уровне развития производства. Речь идет о корректировке связей, устранении диспропорций между ввозом и вывозом продукции с точки зрения ее общественной полезности и влияния на экономику территорий. Так, Республика Бурятия имея достаточно развитый строительный комплекс, продолжает ввозить строй материалы из других регионов, хотя по качеству и цене местные товары ничуть не уступают привозным.
Развитие новых крупных промышленных производств является важным направлением развития промышленности.
Разумеется, это требует достаточно больших инвестиций, однако позволяет быстро решить социально-экономические проблемы, обеспечить высокие темпы роста занятости.
7. Заключение
Новые производства должны носить
инновационный характер и иметь высокую добавленную стоимость. Они также должны опираться на ресурсы республики. В регионе возможно создание следующих новых производств (в том числе на базе имеющихся мощностей):
- машиностроительный комплекс -приборостроение, моторостроение, сборочные производства авто- и сельхозтехники;
- агропромышленный комплекс -овощное и мясо консервное производство,
- лесоперерабатывающий комплекс - стройматериалы, мебель;
- перерабатывающий комплекс -кварциты и радиоэлементы;
- строительный комплекс - полуфабрикаты, деревянные и металлоизделия, базальтовое волокно и др.
Для этого необходимо повышение деловой активности бизнеса региона и обеспечение инвестиционной привлекательности для инвесторов извне.
Механизмами реализации могут стать;
- концессионные соглашения о выделении территории для реализации инвестиционных проектов создания промышленных предприятий и на базе их регионов-спутников с развитием социальной и жилищной сферы в рамках муниципально-частного партнерства;
- создание зон экономического благоприятствования бизнесу (территориально-производственных комплексов).
Реализация данного направления во многом зависит от создания режима благоприятствования для входа нового крупного экологически чистого бизнеса в регион.
Литература
1. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. -400с.
2. Трайнин A.A. Значение исследований Йозефа Алоиза Шумпетера для современного этапа развития теории инноватики - М.: ИНФРА-М, 2007. -212 с.
3. Герасимов A.B. Инновационное развитие экономики: теория и методология / A.B. Герасимов. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// www.oad.rags.ru/
4. Беломестнов В.Г., Беломестнова И.А., ШабыковаН.Э. Управление инновационной деятельностью на предприятии - Улан-Удэ: Изд-во, ВС ГТУ, 2010.-208 с.
Экономика, Статистика и Информатика 21 №3, 2012
References
1. Shumpeter Y A. Theory' of economic development. M; Progress, 1982. - 400 pages.
2. Traynin A. A. Value of researches of Joseph Aloiz Shumpeter for the present
stage of development of the theory hhho-BaTHKH - M: INFRA-M, 2007. - 212 pages.
3. Gerasimov A.V. Innovative development of economy: theory and methodology / A.V. Gerasimov. -[Electronic resource].-Access mode;
http://www.oad.rags.ru/
4. Belomestnov V. G., Belomestnova I.A., Shabykova N.E. Management of innovative activity at the enterprise - Ulan-Ude: Publishing house, VS GTU, 2010.-208 pages.
№3,2012 Щ
H